3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Человек, который мог все. Как советский учёный изобрел первый электронный музыкальный инструмент

Как советский учёный изобрел первый электронный музыкальный инструмент

А еще разработал систему безопасности Алькатраса, подслушивающее устройство и много других удивительных вещей, по собственной волне вернулся из Америки, чтобы угодить в лагеря и прямо во время заключения придумать беспилотники. Рассказываем, кто такой Лев Термен и почему этот человек — настоящий феномен ХХ века.

Содержание:

Изобретатель терменвокса Лев Термен

В одном из фрагментов «Теории большого взрыва» Шелдон Купер играет на терменвоксе. Он двигает возле инструмента руками, и тот в свою очередь издает удивительные звуки (видео в конце статье). Мало кто знает, что этот инструмент, первый в мире электронной музыки, изобрел русский ученый с французскими корнями Лев Термен.

Термен и терменвокс

Еще в двадцатых годах прошлого века он представил свое изобретение Ленину, сыграв на терменвоксе «Лебедя» Сен-Санса. В ответ восхищенный основоположник революции попросил его обучить игре на диковинном инструменте. Вскоре Ильич лихо исполнял «Жаворонка» Глинки. Потом была слава, гастроли с симфоническим оркестром, хвалебные оды в газетах.

Отец первого синтезатора Роберт Мут как-то сказал, что для музыки Лев Термен сделал то же, что сделали браться Райт для авиации.

Термен и телевидение

Точнее дальновидение. В 1926 году ученый, наряду с постоянной концертной деятельностью, открыл способ беспроволочной передачи картинки на расстояние. Собственно, это и было телевидение. Его имя мелькнуло в прессе рядом с именем Эдисона, но потом исчезло с газетных страниц, а после так и не вошло ни в один учебник.

Одним из первых ученый разрабатывал идею создания телевидения

Да и вообще регулярное телевещание в Советском Союзе стартовало только в 1936. Причиной, возможно, послужил один случай, произошедший с ученым: Термена пригласили на ковер в Кремль, он направил объектив своего аппарата в окно, демонстрируя дальновидение, и на экране вырос Сталин.

Большие люди дружно подпрыгнули, вскрикнули, испугались, и решили дальновидение засекретить, запретить, забыть и вычеркнуть из памяти, как страшный кошмар, а самого ученого отправить с гастролями куда подальше.

Термен и заграница

Сначала он объездил всю Европу. Творчеством Льва Термена восторгались величайшие умы прошлого столетия, включая самого Эйнштейна. Его называли настоящим феноменом ХХ века. Потом была командировка в Америку, которая затянулась на добрый десяток лет. За это время ученый купил кадиллак, создал собственную компанию по производству электронных сигнализаций и разработал систему охраны знаменитых тюрем Алькатрас и Синг-Синг.

Для жены-танцовщицы Лев Термен создал особый инструмент

Он арендовал шестиэтажный особняк. Открыл там музыкальную студию, лаборатории, мастерские и школу для обучения игры на терменвоксе. Последний американская музыкальная компания уже тогда запустила в массовое производство.

В его друзьях числились Джордж Гершвин, Морис Равель, Чарли Чаплин и будущий президент Соединенных Штатов Дуайт Эйзенхауэр.

Лавиния Уильямс, 1961

В Америке же Термен сначала завел роман, а потом поставил штамп в паспорте темнокожей красавице-танцовщице Лавинии Вильямс и придумал для нее терпситон.

Суть инструмента заключалась в следующем: на пол клали металлический лист, и тот работал антенной. Музыка появлялась сама во время танца от движения. На терпситоне довелось танцевать и Айседоре Дункан.

Лев Термен и его изобретения: лагеря, «Буран» и беспилотники

Потом Термена вызвали обратно в Москву и, само собой, отправили на восемь лет на Колыму. Руководство сочло, что за границей он видел слишком много. И он бы погиб, если бы не придумал новые рельсы для тачки, с помощью которых бригада на каменоломне перевыполняла норму в несколько раз.

Посол США в ООН Генри Кэбот Лодж — младший (слева) демонстрирует панно с подслушивающим устройством Термена внутри, 1960 год

Там же, в лагерях, вместе с Королевым и Туполевым (сидели они в одной «шарашке») Лев Сергеевич спроектировал радиоуправляемые беспилотники и «Буран». Последний был первым прослушивающим устройством в истории, которому не требовался источник питания.

В 1945 «Буран» встроили в изображение печати США и подарили послу в знак дружбы. После чего советская разведка слушала разговоры американцев в московском посольстве семь (!) лет.

Очевидно, именно за это в 1947 году Термен стал лауреатом Сталинской премии первой степени, все еще являясь заключённым лагеря.

Советский эндовибратор внутри копии Большой печати США, Национальный музей криптографии при Агентстве национальной безопасности США

И, наконец, Термен и бессмертие

О «средстве Макропулоса» ученый, умерший в 1993 в возрасте 97 лет в полной нищете и забытье, задумался еще после смерти вождя мирового пролетариата. Термен неоднократно предлагал заморозить Ильича, чтобы потом вернуть к жизни. В 80-е годы ученый вернулся к своей идее бессмертия, что вполне естественно.

Лишь свою теорию бессмертия ему не удалось воплотить в жизнь

Он придумал теорию «микроскопии времени». Ее суть заключалась в том, что с возрастом у человека стареют красные кровяные тельца. Нужно лишь научиться отделять их от молодых. Но гении, как известно, тоже ошибаются…

А напоследок тот самый эпизод «Теории большого взрыва» и Шелдон Купер на терменвоксе:

Лев Термен – изобретатель электронной музыки, шпионского устройства и еще много чего

Есть люди, о которых мы знаем очень мало, а порой никогда даже не слышали. Между тем они являются выдающимися личностями, гениями, влияющими на ход истории.

Читать еще:  Избавиться от желтизны волос после. Как избавиться от желтизны волос в домашних условиях

Одним из таких людей можно назвать изобретателя Льва Сергеевича ТермЕна. Он родился в православной семье с французскими корнями в 1896 в Петербурге. Родители уделяли образованию сына большое внимание, и еще до поступления в гимназию он занимался игрой на виолончели, а в их квартире была оборудована физическая лаборатория и небольшая домашняя обсерватория.

Изобретения

Лев всегда параллельно занимался музыкой и физикой, что способствовало развитию таланта изобретателя. Студентом второго курса Петроградского университета его призвали в армию, направив в Николаевское инженерное училище, и затем на курсы офицеров-радиотехников. Он был в числе персонала, обслуживающего самую мощную в Российской империи Царскосельскую радиостанцию.

После революции какое-то время заведовал Физико-техническим институтом в Петрограде, и работал в институте Иоффе. В 1920 году на основе измерительной установки, задействованной в экспериментах с газами, Лев Сергеевич изобрел электромузыкальный инструмент – «терменвокс». Известно, что во время представления этого инструмента в Кремле на нем вполне удачно пытался играть В. И. Ленин (исполнял «Жаворонка» Глинки). Сам Термен сыграл «Лебедя» Сен-Сана и «Этюд» Скрябина.

Одновременно с терменвоксом была представлена сигнализация, основанная на таком же принципе действия, как музыкальный инструмент. Ленин ей очень заинтересовался и предложил обсудить, нельзя ли заменить часть караульных курсантов в Кремле на электрическую сигнализацию.

Игра на терменвоксе заключается в том, что исполнитель меняет расстояние между руками и антеннами (горизонтальной и вертикальной). Емкость колебательного контура инструмента меняется, а значит, меняется и частота звука. Вот и скажите теперь, кто был изобретателем электронной музыки.

Помимо охранной сигнализации и терменвокса Лев Термен изобрел автоматические двери, автоматическое освещение и одну из первых телевизионных систем – «Дальновиденье». Когда он ездил на выставку во Франкфурт-на-Майне, то произвел там фурор своим выступлением.

Поездка в США

В 1928 году Лев Сергеевич поехал в Америку и запатентовал там свои изобретения. Он продал лицензию на право выпуска упрощенной версии терменвокса компании RCA. Помимо этого основал две компании (Teletouch и Theremin Studio) и арендовал на 99 лет шестиэтажное здание в Нью-Йорке. Там предполагалось открыть театрально-музыкальную студию и торговые представительства Советского Союза в США. Одновременно с этим студия была прикрытием для работы разведки.

Вместе с культурной деятельностью Лев Термен разрабатывал сигнализацию для американских тюрем с повышенным строгим режимом – Синг-Синг и Алькатрас.

Это был самый процветающий период его жизни. Он был популярен в США, общался с Равелем, Чарли Чаплином, Рокфеллером и многими другими знаменитыми и влиятельными людьми.

Репрессия

Но пришел 1938 год и Льва Термена отозвали в Москву. В марте 1939 его арестовали. Как заставить человека признать себя виновным в самом абсурдном преступлении, сотрудники НКВД знали очень хорошо. В результате Термен рассказал, что участвовал в сговоре астроном из Пулковской обсерватории, которые хотели поместить фугасный заряд в маятник Фуко. Термену поручили послать радиосигнал из США, чтобы он привел бомбу в действие, когда к маятнику подойдет Киров.

Более неправдоподобное обвинение сложно придумать. Однако Совещание при НКВД признало изобретателя виновным. Его приговорили к восьми годам лагерей на Калыме. В Магадане он работал бригадиром строителей. Впоследствии за рационализаторские внедрения в работу его перевели в «туполевскую шарагу». Это авиационное бюро, созданное из заключенных инженеров и авиаконструкторов, известно под название ЦКБ-29. В нем Термен проработал восемь лет. Среди его помощников был Сергей Королев. Вместе они занимались разработкой беспилотных летательных аппаратов.

Разработка шпионского эндовибратора

Термен также занимался разработкой подслушивающих устройств. Одно из его изобретений – эндовибратор, который у нас назывался «Златоуст», а в западных кругах фигурировал под названием «Предмет». Особенность этого прибора в том, что он работает без батареек и других элементов питания, и вообще без какой-либо электроники. Поэтому его сложно обнаружить, сделать это можно только методом радиоконтроля.

Принцип действия основан на резонансных колебаниях. Внутри подсушивающего устройства находится цилиндрический резонатор, настроенный на внешние радиоволны частотой 300 МГц. Внутри резонатора есть вибратор, который создает собственное поле, то есть переизлучает. Реагируя на внешние звуки, резонатор меняет частоту колебания, вместе с тем меняется частота переизлучателя. Так передаются звуковые сигналы. Чтобы прибор начал работать, необходимо направить на него мощный сигнал заданной частоты.

В августе 1945 году посол США в Советском Союзе был приглашен на празднование годовщины пионерского лагеря Артек. Пионеры подарили ему панно в форме Большой печати США (с одной стороны орел, с другой – пирамида с глазом, как на долларовой купюре). Панно было сделано из ценных пород дерева и представляло собой произведение искусства. Его повесили на стене посла в кабинете. Так советская разведка на протяжении семи лет могла вести прослушку.

За то время сменилось четыре посла, меняли мебель, дизайн помещения, проводили его осмотр, но панно, висевшее на почетном видном месте, подозрений не вызывало.

Обнаружил «жучок» радист из посольства Великобритании, сканировавший пространство. Но даже после заботливого предупреждения английских друзей, прослушивающее устройство не нашли. Нашли его только через год при более внимательном изучении всех предметов, и то не смогли сразу понять, как он работает. Прибор стал козырной картой в руках американцев, когда в 1960 году Советский Союз поставил вопрос о шпионаже на совете ООН (после случая со сбитым американским шпионским самолетом U2). На данный момент эндовибратор хранится в музее ЦРУ.

Читать еще:  Как сделать из бумаги фигурку кота собаки. Котенок из бумаги. Как сделать кошку из цветной бумаги

В 1947 году Лев Сергеевич Термен был реабилитирован, но продолжал работать над секретными проектами. В 60-х годах он занимался разработкой электронных музыкальных инструментов. Проводил семинары, на которые ходили всего несколько человек. В Союзе о нем, как об ученом, выдающемся изобретатели, личности практически забыли. Но он самостоятельно вел исследовательскую работу. В 1989 году ездил во Францию, в 1991 году посетил Стэндфордский университет в США.

В год распада СССР Термену было 95 лет, и он вступил в коммунистическую партию. Когда его спросили, зачем, он ответил: «Я обещал Ленину».

Человек, который мог все. Как советский учёный изобрел первый электронный музыкальный инструмент

Электромузыкальные инструменты в России начала развиваться в конце XIX — начале XX века и прошла за столетие интересный и своеобразный путь. Подробная библиография трудов русских ученых по музыкальной акустике за период 1898-1994 гг. собрана в работе А. С. Галембо.

В конце XIX — начале XX века появились на русском языке работы А. Лемана, Н. Нестерова, Д. Зеленского по анализу звукоизвлечения в смычковых музыкальных инструментах, в первую очередь в скрипках. В 1923-1925 гг. были изданы труды: А. Белявского «Теория слуха применительно к музыке. Основы физической и музыкальной акустики» и профессора Л. Немировского «Акустика физическая, физиологическая и музыкальная», созданный на основе его лекций в Ленинградской консерватории.
Начало организованных исследований в музыкальной акустике можно датировать 1920-30-ми гг. Ленинградская экспериментальная электротехническая лаборатория при научно-техническом отделе ВСНХ, начавшая свою деятельность с 1919 года, в период 1924-1929 гг. проводила комплекс научных исследований по музыкальной акустике под руководством В. И. Коваленкова.

В течение 1925-1930 гг. в Государственном институте истории искусств (ГИИИ) работала музыкально-акустическая лаборатория под руководством сначала В. И. Коваленкова, затем Л. Г. Немировского и Е. А. Шолпо, в ней проводились работы по изучению акустики музыкальных инструментов, микротемперации, электрической записи звука и др.

В 1930 году в Ленинграде была создана Центральная музыкально-акустическая лаборатория, преобразованная двумя годами позднее по инициативе академика H. Н. Андреева в Научно-исспедовательский институт музыкальной промышленности (НИИМП), в котором работали многие выдающиеся ученые-физики: H. Н. Андреев, А. В. Римский-Корсаков, И. И. Кузнецов, А. А. Харкевич, Г. А. Остроумов, H.A. Дьяконов, Н. И. Угольников, Я. М. Гуревич, Л. С. Вагин и др. В институте выполнялся большой комплекс работ по изучению материалов для музыкальных инструментов, механизмов взаимодействия струн и дек в фортепиано и щипковых инструментах, исследованию механических свойств клавишных механизмов, системы звукообразования в духовых инструментах, по созданию аппаратуры для записи и анализа свойств звуков музыкальных инструментов и т. д. Институт тесно сотрудничал с отраслевой научно-исследовательской лабораторией, созданной в 1932 году на фабрике «Красный Октябрь» под руководством Н. А. Дьяконова, а также с фабрикой им. А. В. Луначарского по изучению и разработке новых моделей роялей, гитар, балалаек и других струнных инструментов. Результаты этих работ нашли позднее свое отражение в книге А. В. Римского-Корсакова и H. Ä. Дьяконова «Музыкальные инструменты. Методы исследования и расчета» и трех томах сборника «Труды НИИМП». Перед Второй мировой войной институт в Ленинграде был закрыт.

В Москве под руководством профессора Н. А. Гарбузова в 1921 году был создан Государственный институт музыкальной науки (ГИМН), который просуществовал до 1931 года. После этого H.A. Гарбузов создал при Московской консерватории Научно-исследовательский музыкальный институт (НИМИ), выделив в нем акустическую лабораторию. С середины 1930-х годов в ней работал А. А. Володин, один из ведущих специалистов в области электромузыкальных инструментов, автор книги «Электромузыкальные инструменты». Лаборатория занималась изучением акустики музыкальных инструментов, певческого голоса, психологией восприятия музыкальных звуков и т. д. В ней в разное время работали акустики, психологи, музыковеды, такие как С. Г. Корсунский, С. С. Скребков, Л. С. Термен, Ю. Н. Раге, Е. В. Назайкинский, П. Н. Зимин, И. Д. Симонов и др. Лаборатория музыкальной акустики перестала функционировать в 1991 году. На ее базе в 1992-м была создана Студия электронной музыки и Термен-центр под руководством А. Смирнова.

Период 30-70-х годов XX века характеризуется появлением целого ряда серьезных трудов по музыкальной акустике, а также огромным интересом ученых-акустиков и инженеров к разработке нового поколения электромузыкальных инструментов. В 1919 году был создан первый в мире электромузыкальный инструмент «Терменвокс» (автор Л. Термен), затем целая серия других электромузыкальных инструметов: в 1924 году В. А. Гуров и В. И. Волынкин построили одноголосный грифово-реостатный инструмент «Виоле- на»; в 1925-м С. Н. Ржевкин создал многоголосный клавишный инструмент «Катодный гармониум»; к 1935 году A.A. Володин разработал ряд моделей клавишно-грифового инструмента «Экводин». В 1937 году И. Д. Симонов представил клавишный инструмент «Компанола», а в 1944-м А. В. Римский-Корсаков, В. А. Крейцер, А. А. Иванов разработали клавишный электромузыкальный инструмент «Эмиритон». В 1955 году С. Г. Корсунский создал гармониум «Кристодин», в 1958-м им же и И. Д. Симоновым было разработано камертонное пианино с электронным возбуждением звука.

Читать еще:  Рецепты домашней пасты для шугаринга с лимоном, медом и уксусом. Учимся готовить пасту для шугаринга дома: проверенный рецепт Все буде добре сахарная эпиляция шугаринг

В это время музыкальной акустикой в России занимались многие выдающиеся ученые, из которых в первую очередь должны быть упомянуты:

— Л. С. Термен (1896-1993) — выдающийся физик и музыкант, в 1919 году изобрел первый в мире концертный электронный музыкальный инстумент «Терменвокс», который он демонстрировал во многих странах мира. Его концерты, в том числе в Метрополи- тен-опера (США), производили очень большое впечатление на многих композиторов и музыкантов. До настоящего времени звучание инструмента используется для звукового сопровождения фильмов, в концертах и т. д. Находясь длительное время в Америке, Л. С. Термен работал над созданием других инструментов (электронной виолончели, четырехоктавного клавишного инструмента и др). После возвращения в 1938 году в СССР он оказался в заключении, где работал в специальной лаборатории по созданию систем распознавания речи, идентификации голоса и др. Затем он был сотрудником лаборатории музыкальной акустики при Московской консерватории, с 1966 года начал работать в Московском университете, где активно трудился на протяжении ряда лет в области акустики (в том числе над созданием многоголосного варианта терменвокса). В том же 1966-м опубликовал книгу «Физика и музыкальное искусство».

— А. В. Римский-Корсаков (1910-2002) — ученый-акустик, доктор физико-математических наук. С 1932 года работал в НИИ музыкальной промышленности в Лениграде, являлся одним из создателей электронного инструмента «Эмиритон», соавтор книги «Музыкальные инструменты» (1952), которая содержала ценные теоретические выкладки и описание результатов по изучению звучания и технологии изготовления струнных инструментов. После войны работал заведующим отделом Акустического института РАН в Москве, занимался фундаментальными проблемами аэро- и гидроакустики, был членом редколлегии европейского журнала «Акустика»;

— А. А. Володин (1914-1981) — выдающийся ученый, чьи технические идеи нашли свое отражение в большом количестве патентов на электронные музыкальные инструменты и в его книге «Электромузыкальные инструменты». Большое внимание он уделял в своих работах проблемам восприятия звука (акустике слуха). Результаты этих исследований были опубликованы в его многочисленных статьях по данному вопросу;
— Н. А. Гарбузов (1880-1955) — профессор Московской консерватории, один из основателей и директор ГИМН (1921-1931), руководитель акустической лаборатории при Московской консерватории. С 1933 по 1948 год занимался проблемами музыкального слухового восприятия, создал зонную теорию слуха, издал статья «Музыкальная акустика» (1954), который широко используется до настоящего времени.

В 1970-1990-е годы работы по акустике музыкальных инструментов продолжались в лаборатории музыкальной акустики в Московской консерватории, а также в акустической лаборатории при фабрике «Красный октябрь» в Ленинграде. В ней в разное время работали Н. А. Дьяконов, Б. Я. Турина, А. Н. Ривин, А. С. Галембо и др.

В 1967 году на базе фабрики музыкальных инструментов «Заря» был создан под Москвой Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт музыкальной промышленности (НИКТИМП), который должен был обеспечивать потребности производства. Некоторые результаты выполненных в нем научно-исследовательских работ по музыкальной акустике нашли отражение в справочнике Л. А. Кузнецова «Акустика музыкальных инструментов».

К сожалению, электромузыкальные инструменты не пользовалась такой поддержкой государства, как другие направления акустики (гидроакустика, ультразвуковая акустика и пр.), поэтому многие видные ученые-физики, начавшие заниматься музыкальной акустикой, переориентировались на эти области науки (С. Н. Ржевкин,
А. В. Римский-Корсаков, А. Н. Ривин и др), по этой же причине не было создано крупных научно-исследовательских институтов по музыкальной акустике, работы продолжались только в отдельных лабораториях при Ленинградской консерватории, при Московской консерватории и при ряде производств.

Выдающиеся результаты в области изучения акустики вокальной речи были получены в это время под руководством профессора В. П. Морозова. Начав свои исследования по акустике голоса в Институте физиологии им. Сеченова в Ленинграде, он организовал лабораторию по изучению певческого голоса в Ленинградской консерватории. Там в период 1960-1968 гг. был выполнен большой комплекс исследований по акустике вокальной речи, которые были затем продолжены им в Москве в Институте психологии РАН (Центр «Искусство и наука») и в Московской консерватории. Исследовались проблемы невербальной коммуникации, восприятия речи и пения, акустические параметры и их связь с эмоциональным содержанием вокальной речи и др.

В. П. Морозовым опубликовано пятнадцать монографий, среди них «Тайны вокальной речи» (1967), «Биофизические основы вокальной речи» (1977), «Искусство и наука общения: невербальная коммуникация» (1998), «Искусство резонансного пения» (2002) и др.

Необходимо отметить, что акустике речи было уделено много государственного внимания в связи с изучением проблем ее распознавания и синтеза, этими вопросами занимались в 1960-90-е годы крупные научно-исследовательские институты. Из акустических работ этого периода можно отметить труды таких известных ученых как Л. А. Чистович, Л. Я. Мясников, В. И. Галунов, Ю. А. Дубровский, А. В. Венцов, В. Г. Михайлов, М. А. Сапожков, В. Н. Сорокин и др.

Источники:

http://pate.in.ua/chto-izobrol-sovetskiy-uchonyy-lev-termen/
http://zen.yandex.ru/media/id/5b33267990cdf400a9227292/5babe88725dbcd00aaf80f18
http://oecc.ru/emi-ussr.php

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: