Что разработал художник сэмюэл морзе. Литературно-исторические заметки юного техника
Содержание
Сэмюэль Морзе: изобретатель или художник?
2019-02-08 | Оксана Хромова
Когда Сэмюэль Морзе продемонстрировал свое изобретение – электромеханический телеграф, – телеграмма оказалась нечитаемой. Но автор разработок не собирался сдаваться. В течение нескольких месяцев он придумал код, который теперь мы знаем как знаменитую азбуку Морзе. Но не всем известно, что начинал карьеру юный Сэм как художник и скульптор, впоследствии довольно известный.
Путь в искусство
Сэмюэль Финли Бриз Морзе родился в 1791 году недалеко от Бостона в состоятельной семье священника. От образованного отца, автора «Американской географии», мальчик унаследовал живой ум и любознательность.
Родители не жалели средств на образование сына, определив его в Йельский колледж. Но студент был довольно равнодушен к наукам, кроме, разве что, лекций по электричеству. Зато парень с удовольствием делал наброски и зарисовки карандашом, а в 14 лет написал первый семейный портрет, к слову, довольно удачный.
Во время учебы Сэмюэль познакомился с уже известным в то время художником Вашингтоном Олсоном, названным современниками американским Тицианом, и вскоре стал его учеником. Это знакомство сыграло большую роль в жизни Морзе – служба клерком в Бостоне была оставлена без раздумий. Строгие родители сдались под натиском сына и уступили его желанию продолжить художественное образование в Лондоне.
В 1811 году в возрасте 20 лет способный юноша становится студентом Королевской академии художеств, а уже через год создает первую (и единственную) скульптуру «Умирающий Геракл». Через некоторое время он пишет одноименную картину, используя в ней тот же скульптурный образ. Работа молодого художника была представлена на академической выставке и имела большой успех. За это полотно Морзе получил золотую медаль. Еще одна значительная работа того периода – картина «Возвращение Юпитера».
Еще в годы обучения в Академии Сэмюэль прослыл неплохим портретистом. Признание в академических кругах подтверждало правильность выбора и придавало уверенности в себе. После окончания Академии художник возвращался на родину с мечтами и планами «сеять разумное, доброе, вечное» на ниве искусства, видел себя продолжателем традиций Рафаэля и Тициана. Но американцам исторические полотна и высокая живопись были неинтересны. Портреты – вот то немногое, что могло заинтересовать публику. И как ни сопротивлялся Морзе этому виду живописи, как ни боялся превратиться в простого портретиста, он все же стал писать портреты на заказ – нужно было чем-то зарабатывать на жизнь.
Именно в этот период он проявил свою коммуникабельность и талант располагать к себе любых собеседников. Благодаря своему ремеслу художник обзавелся кругом друзей и влиятельных знакомых, в число которых входили писатель Фенимор Купер, герой войны маркиз Лафайет, президент Джеймс Монро. Морзе за короткое время стал едва ли не самым высокооплачиваемым портретистом. Но попыток вернутся к просветительской деятельности все еще не оставлял.
В 1826 году художник основал в Нью-Йорке Национальную академию рисунка и стал ее президентом, параллельно продолжая совершенствовать мастерство и обучаться в Европе новым техникам рисования. Он также читал лекции по истории живописи в университете и спустя несколько лет стал профессором начертательных искусств.
В эти же годы он пишет две довольно значительные картины, которые впоследствии отмечали многие критики. Это «Здание палаты представителей в конгрессе» в 1822 году и спустя десять лет еще одно большое полотно – «Картинная галерея в Лувре». Второе было последней попыткой покорить американский рынок крупномасштабной сюжетной композицией и сыграло далеко не последнюю роль в смене деятельности художника.
«Картинная галерея» как точка поворота
Долгое время Морзе не оставлял надежд на привлечение широкой публики к своим полотнам. «Картинная галерея в Лувре» стала в этом смысле главной его работой, но цель, которую преследовал художник, была не единственной. Помимо надежд на финансовый успех затеи, Морзе по-прежнему хотел обратить внимание сограждан на европейское искусство, найти способ продемонстрировать ярчайшие примеры живописи. Так родилась мысль объединить великие полотна предшественников в одной картине.
На холсте размером 2 на 3 метра художник воспроизвел более 40 шедевров Леонардо, Рубенса, Рафаэля, Рембрандта и других мастеров. На воплощение идеи в жизнь ушло больше двух лет. Но реакция широкой общественности была довольно вялой: заинтересованных в покупке полотна не было, на платный просмотр «Коллекции» публика не спешила, да и критики были не в восторге ни от идей, ни от воплощения. «Картинная галерея в Лувре» стала последней серьезной попыткой Морзе добиться оглушительного успеха в любимой живописи, после чего он неожиданно для всех с головой ушел в науку.
От картин к телеграфу
Казалось бы, как художник может стать изобретателем? Без специального образования, глубоких знаний в науке, без оборудованной мастерской? Почему он вообще решил заниматься электричеством, если в последний раз он слышал о нем еще в колледже?
Морзе позже вспоминал, как во время возвращения из Парижа в Америку один из пассажиров парохода в беседе упомянул об электрических опытах: «Если ток можно сделать видимым, почему бы не передавать сообщения?» Так художник решил, что это и станет его основным занятием, посвятив три следующих года изобретению телеграфа. Но это было только начало его изобретательской деятельности, которая принесла ему не только славу и деньги, но и годы тяжб, судебных разбирательств и борьбы за авторские права.
Телеграф и азбука Морзе
История знает нескольких изобретателей телеграфа, и вчерашний художник был не первым из них. К тому времени были известны изобретения Шиллинга, Гаусса и Вебера, Кука и Уитстона. Аппарат Морзе отличался от предыдущих стрелочных тем, что был электромеханическим. Сэмюэль получил патент на изобретение, а вместе с ним и скепсис ученых относительно его «новшества». Дескать, он только усовершенствовал предыдущие версии, объединив изобретения предшественников в своем аппарате. Морзе же считал, что на верном пути.
Но в Америке его телеграф, как и картины, оказался никому не нужным – правительство не было заинтересовано в его внедрении. Изобретатель попытал было счастья в Европе, но и здесь его ждало разочарование – несколько стран ему отказали в патенте, ссылаясь на то, что электромагнитный телеграф уже известен. Морзе вернулся на родину.
И только спустя три года получил субсидию конгресса на сооружение телеграфной линии между Вашингтоном и Балтимором. Справедливости ради, сделать это удалось, возможно, благодаря тому, что Морзе заручился поддержкой одного из конгрессменов – его коммуникабельность сыграла на руку и в этот раз.
Казалось бы, победа. Но при строительстве линии выяснилось, что на больших расстояниях сигнал слишком слаб. Здесь на помощь Сэмюэлю пришел его компаньон, изобретатель и бизнесмен Альфред Вейл. Он изобрел схему печатающего телеграфного аппарата, предложил использовать реле в качестве усилителя и усовершенствовал код. В результате этой работы и появилась известная всем азбука Морзе – комбинация коротких и длинных сигналов, зафиксированная в виде точек и тире на бумажной ленте.
В 1844 году линия была закончена. Зато начались бесконечные распри с финансистами и юристами, партнерами и конкурентами, борьба за авторские права. Тяжбы длились почти десять лет, но настойчивый изобретатель не сдавался, и в итоге Верховный суд признал авторство Морзе. А одноименные аппараты начали свое шествие по миру.
Когда сроки патентов истекли, и на горизонте изобретателя вновь замаячили материальные трудности, Европа вспомнила о том, кого неоднократно отвергала. В знак признательности за успешное использование телеграфа 10 европейских государств отправили материальное поощрение в размере 400 000 франков. Теперь можно было с уверенностью сказать, что Морзе наконец покорил не только Америку, но и Европу.
Богатство и слава пришли к Сэмюэлю Морзе в 53 года. Путь к этому успеху длился большую часть жизни. Постепенно он отошел от дел, купил дом для большой семьи недалеко от Нью-Йорка и провел последние годы в кругу детей и внуков. И если теперь он был широко известен как изобретатель, то сам автор телеграфа и азбуки и в старости не забывал о любимом ремесле художника, опекая талантливых, но бедных живописцев, занимаясь благотворительностью.
В конце долгой жизни Морзе с некоторой грустью говорил, что это не он оставил когда-то искусство, а искусство не приняло его. Картины художника висят в музеях США и периодически выставляются в известных галереях. Но ни портреты, ни «Картинная галерея в Лувре» не сравнятся с успехом телеграфа, связавшего весь мир. Изобретатель прекрасно осознавал это, в возрасти 80 лет глядя на собственный памятник, посвященный ему и открытый в Центральном парке Нью-Йорка.
Морзе и современность
В наши дни редко кто связывает фамилию Морзе с картинами и музеями, зато почти все знают о существовании одноименной азбуки, о точках и тире. Удивительная судьба одного человека, представлявшего себя добрую половину своей жизни художником и просветителем, будучи при этом для всех остальных изобретателем.
Но эта перемена была бы вряд ли возможна, не обладай он тремя важными качествами: коммуникабельностью, упорством и оптимизмом. Бороться десятилетиями за собственные работы и убеждения под силу далеко не каждому. Сэмюэль Морзе – яркий пример того, что все в этой жизни возможно. И как тут не вспомнить первое сообщение, переданное «морзянкой»: «Дивны дела твои, Господи».
Литературно-исторические заметки юного техника
Сэмюэль Финли Бриз Морзе
Американский художник, основатель Национальной академии рисунка США, профессор живописи и рисования Нью-Йоркского университета, изобретатель электромагнитного пишущего телеграфа (аппарат Морзе) и кода (азбуки Морзе) Сэмюэль Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 года.
Что такое азбука Морзе – знает каждый. А вот об её авторе известно не многим. Между тем, Сэмюэль Морзе – фигура для своего времени весьма необычная. Сын священника, ставший художником; художник, ставший изобретателем; изобретатель, ставший богачом; богач, ставший благотворителем, – и это всё о нем. Знакомьтесь, – тот самый Морзе!
Живописное начало
Сэмюэль Морзе родился в Чарльзтауне (штат Массачусетс, США) в семье состоятельного священнослужителя. Отец, преподобный Джежедия Морзе, очень интересовался географией и живописью, но всегда оставался верен избранному пути служения Богу.
Уже в раннем детстве у Сэмюэля обнаружились способности к рисованию. В школе ему доставалось от старого учителя за порчу классной мебели, которую он украшал изображениями людей и зверей, однако уже в пятнадцать лет Морзе написал маслом картину, которая потом висела в городской ратуше.
В 1807 году родители отправили Сэмюэля учиться в Йельский колледж, но он не проявлял особого интереса к наукам. По окончании колледжа Морзе устроился работать клерком в Бостоне, но вскоре стал просить отца отпустить его в Европу – брать уроки живописи.
Лукреция Пикеринг Уокер Морзе,
портрет кисти Сэмюэля Морзе
Родителям не нравилось увлечение сына рисованием, но надо отдать должное молодому Морзе: он никогда не думал и не жил так, будто достижения придут к нему сами собой.
Этот человек намечал себе цель, а потом неуклонно шел к ней. Сэмюэлю удалось убедить близких, что кроме одного желания писать картины, у него есть талант, и отец отпустил его в Англию.
Во время войны 1812 года между Англией и Соединенными штатами Морзе занял проамериканскую позицию. Он написал несколько исторических полотен, а в 1813 году представил на суд Лондонской королевской академии художеств картину «Умирающий Геркулес» и был удостоен золотой медали. Вернувшись в Америку, Морзе быстро понял, что его считают «английским» художником. Высокое искусство, к которому он прикоснулся в Европе, равно как и исторические полотна, созданные в европейской традиции, в США интереса не вызвали. Дабы заслужить признание у соотечественников, Сэмюэль решил пойти по чисто «американскому» пути: поставить свои художественные навыки «на поток» и извлекать из них прибыль. Он стал получать заказы на портреты и писал 4 портрета в неделю, получая за каждый 60 долларов. Таким образом, за год предприимчивый Морзе заработал 3 тысячи долларов, что в то время считалось солидной суммой. Теперь Сэмюэль мог жениться, и в 1818 году он обвенчался с девушкой по имени Лукреция Уокер.
Семья Морзе
Картина кисти Сэмюэля Морзе, 1810
Через несколько лет талант Морзе оценили коллеги: он был признан лидером молодых американских художников и едва ли не самым высокооплачиваемым портретистом в США. Среди его клиентов и друзей теперь были герой американской войны за независимость маркиз Лафайет, писатель Фенимор Купер, президент Мунро. В 1826 году Сэмюэль Морзе основал в Нью-Йорке Национальную академию рисунка и стал ее первым президентом.
Однажды, когда он в очередной раз поехал «подучиться» живописи в Европу, Морзе пришла в голову мысль написать картину, которая заинтересовала бы невежественных американцев, никогда не видевших шедевров мирового искусства. Так появилась наиболее известная его картина «Галерея Лувра», на заднем плане которой изображено в миниатюре столько шедевров, сколько смогло вместить полотно. Вдохновленный идеей просветительства, Сэмюэль упаковал свой холст и 1 октября 1832 года ступил на борт пакетбота «Сэлли», чтобы отправиться домой. Как сказал один из биографов Морзе, «он взошел на борт художником, а высадился на берег изобретателем».
Если хорошенько взяться…
Дело было так. На корабле знаменитый врач Чарльз Т.Джексон (открыватель наркоза и новых методов обезболивания в медицине) демонстрировал пассажирам фокус-опыт: стрелка компаса, когда к нему подносили кусок провода, подсоединенного к гальваническому элементу, начинала вращаться. За опытом внимательно наблюдал Сэмюэль. «Извлечение искр из магнита» казалось чудом. Но художник Морзе увидел в этом чуде начало другого, более полезного чуда: а что, если сочетание искр использовать как код, чтобы передавать сообщения по проводам? Идея полностью захватила его. Морзе не был специалистом в электричестве, но он твердо верил, что можно добиться чего угодно, стоит только хорошенько взяться за дело: Бог вразумит!
За месяц, пока Морзе плыл домой, он даже набросал несколько чертежей. Однако три года усилий, которые Сэмюэль потратил на сбор аппарата по своим чертежам, не дали результата. Сказался недостаток знаний: всё, что он знал об электричестве, было почерпнуто из давно забытых лекций по физике в колледже. Что делать? Гениальные идеи чаще всего приходят в голову абсолютным дилетантам…
После его поездки в Европу для Сэмюэля Морзе начался нелегкий период в жизни. Умерла его жена, на руках остались трое маленьких детей. В довершение зол, конгресс США отверг кандидатуру Морзе, когда потребовалось написать исторические картины для американского Капитолия. Художник Морзе рассчитывал на эту работу, и разочарование его было настолько велико, что он поставил крест на своей карьере. И хотя в 1835 году Морзе стал профессором живописи и рисования в только что открывшемся Нью-Йоркском университете, сделал он это лишь из материальных соображений. Жалование профессора позволяло кормить семью и позволяло заниматься новым делом: изобретением телеграфного аппарата.
«Гирлянда»
В 1837 году Морзе продемонстрировал свое изобретение в Нью-Йоркском университете. Сигнал был послан по проволоке длиной около 518 м. Один из приглашенных на презентацию, промышленник Стив Вейл, согласился предоставить Морзе помещение для опытов и 2 тысячи долларов. Но с одним условием: Морзе должен был взять в компаньоны его сына, Альфреда Вейла. Морзе согласился, и Альфред, обладающий практической жилкой, оказал ему неоценимую помощь. В 1838 году Сэмюэль Морзе разработал систему сигналов – точек и тире – для кодирования передачи сообщений – знаменитую азбуку Морзе.
Но оставалась нерешенной проблема: как передавать сигналы на очень большие расстояния, чтобы можно было соединить телеграфной связью оба побережья Америки? Морзе поехал за советом к другому изобретателю, Джозефу Генри, который шестью годами раньше сконструировал реле. (Находить применение своему изобретению Генри предоставил другим, а сам занялся другими исследованиями). Генри посоветовал Морзе соединить множество электрических цепей в одну «гирлянду», вставив в каждую цепь свой источник тока и реле. «Гирлянда» позволяла передавать сигнал на большие расстояния по принципу эстафеты: каждая батарея могла передавать его лишь на ограниченное расстояние, но соединенные вместе, они доносили послание до финиша. Теперь можно было «сплести» такую «гирлянду» от Балтимора до Нью-Йорка и опробовать изобретение. Но дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1843 году. После семилетнего ожидания изобретатель получил от конгресса США 30 тысяч долларов на создание экспериментальной телеграфной линии.
Первая телеграмма
Но даже в жизни целеустремленного Морзе был момент, когда он готов был сдаться. Это случилось незадолго до его победы. Когда билль о субсидии на телеграф представили на рассмотрение палаты представителей, депутаты отнеслись к идее Морзе как к забавной шутке. Пятидесятидвухлетний изобретатель сидел в галерее для гостей и отлично слышал плоские остроты депутатов. В отчаянии он покинул зал, не дождавшись голосования. Сессия заканчивалась на следующее утро. Даже если бы билль был принят, президент Тайлер мог не успеть его подписать. Морзе заплатил по счету в гостинице и купил билет на поезд до Нью-Йорка. У него в кармане осталось всего тридцать семь центов.
Но на следующее утро дочь его друга, правительственного комиссара патентов, явилась с фантастическим известием: билль удалось «протащить», и Тайлер подписал его в полночь! Морзе был счастлив. Теперь у него появились деньги (те самые 30 тысяч долларов от конгресса), чтобы проложить пробную телеграфную линию. На радостях Морзе пообещал девушке, что передаст первую в мире телеграмму в ее честь, и предложил ей самой придумать содержание. Девушка выбрала слова из Библии: «Чудны дела Твои, Господи!»
«Говорящая молния»
Сэмюэль Морзе на склоне лет
27 мая 1844 года с помощью «морзянки» и телеграфного аппарата Морзе было послано первое телеграфное сообщение. Для передачи сигнала использовался ключ, изобретенный российским ученым Б. С. Якоби, а для приема – электромагнит, якорь которого управлял перемещением чернильного пера по бумаге. Когда Морзе смог через телеграф узнавать о событиях в столице в тот же день, когда они происходили (невиданное по тем временам явление!), его «говорящая молния» произвела сенсацию. А вскоре Морзе познакомился с талантливым дельцом О’Рейли, который спланировал и провел целую кампанию по оснащению телеграфом множества городов. «Говорящая молния» завоевала Америку, а затем и весь мир. Уже в 1851 году германская «Комиссия по устройству телеграфа» оценила преимущества аппарата Морзе над другими, и он нашел свое широкое применение.
Конечно, на пути идеи Морзе появлялось еще множество трудностей: первые кабели были несовершенны и выходили из строя в плохую погоду; фермеры, которых раздражал гул от телеграфной линии, грозились порвать провода; постоянно появлялись желающие оспорить авторские права на изобретение аппарата Морзе в суде. В конце концов в 1854 году все тяжбы были выиграны, права Морзе на его изобретение были признаны Верховным судом США, и телеграфные линии протянулись по обе стороны Атлантики.
Изобретение телеграфа совершенно затмило труды Морзе как художника. Несмотря на то, что его работы висят в государственных музеях США, редко кто из соотечественников может связать имя создателя «морзянки» с произведениями живописи. И это не удивительно: из человека искусства Сэмюэль Морзе превратился в удачливого бизнесмена, который сумел ещё при жизни насладиться плодами своего труда. Ему исправно платили за использование патента, и вскоре Морзе осуществил главную «американскую мечту» — открыл собственную фирму и стал очень богатым человеком. Ни «Галерея Лувра», ни портреты президентов не идут ни в какое сравнение с успехом «говорящей молнии», связавшей весь мир. Да, всего можно добиться, если хорошенько взяться за дело…
На склоне лет Морзе, как истинный сын священника, активно занимался благотворительностью. Он давал деньги на строительство школ, покупал оборудование для колледжей, много жертвовал на церковь и, конечно же, помогал бедным художникам.
Скончался изобретатель 2 апреля 1872 года в Нью-Йорке, в возрасте 81 года.
Неизвестный Морзе: непризнанный художник, изобретатель телеграфа или великий авантюрист?
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сэмюэл Финли Бриз Морзе родился в Америке, в семье проповедника. Свою первую серьезную работу Сэмюэл создал в 14 лет – он тогда написал удачный семейный портрет, а немного позже – картину «Высадка паломников» о прибытии первых поселенцев в Америку. Это полотно привлекло внимание известного в те времена художника В. Олстона, который предложил юноше отправиться вместе с ним в Англию для изучения живописи. Родители Сэмюэла не одобряли этих занятий, но поездке не препятствовали. И в 1811 г., в возрасте 20 лет Сэмюэл Морзе начал изучать живопись в Королевской академии.
Во время учебы в Академии Морзе создал две значительные работы – «Умирающий Геркулес» (за нее художник получил золотую медаль на выставке) и «Суд Юпитера». В 24 года юноша вернулся в Америку известным художником, однако на родине его картин никто не покупал, и он начал писать портреты на заказ. Серди них был портрет бывшего президента США Джона Адамса, а также портреты маркиза де Лафайета и пятого президента США Джеймса Монро.
В Нью-Йорке Морзе основал Национальную академию рисунка и стал ее президентом. В то же время он решил заняться усовершенствованием своего мастерства и продолжил обучение в Европе. Его занятия живописью были настолько усердными, что никто не мог предположить, что вскоре он займется кардинально другим родом деятельности. Позже Морзе признался: «Я посвятил свои молодые годы только живописи. Но, как оказалось, не смог забыть поразившую меня в юности фразу, услышанную на лекции по естественным наукам: «Если электрический ток встретит задержку на своем пути, он станет видимым». Эта мысль была первым семенем, из которого много лет спустя в моей голове выросло изобретение телеграфа».
Изобретателей телеграфа было несколько, и Морзе не был первооткрывателем: в России создателем нового вида связи был Шиллинг, в Германии – Гаусс и Вебер, в Англии – Кук и Уитстон. Но их электромагнитные аппараты были стрелочного типа, а Морзе изобрел электромеханический телеграф. Он получил патент на свое изобретение и продемонстрировал его работу в Нью-Йоркском университете. Однако ученые мужи не только не оценили его находку, но и прозвали Морзе авантюристом: дело в том, что он по сути ничего не изобрел, а просто объединил несколько успешно действующих изобретений своих предшественников. Но сам Морзе был уверен в том, что грамотное применение существующего не менее важно, чем внедрение чего-то нового.
Революционным изобретение Морзе стало благодаря не технологии передачи данных, а способу их фиксации и сфере применения. При этом Морзе не разбирался не только в последних открытиях в области электричества, но даже в основных его правилах и законах. У него не было ни специальных знаний, ни подготовки, но их заменили упорство и целеустремленность.
Телеграфы с магнитными стрелками существовали и до Морзе, но они были неудобны в применении. И он решил заменить стрелку на самописец, фиксирующий полученное сообщение на протягиваемой через аппарат бумажной ленте. Значительную помощь в изобретении оказал Альфред Вейл, у которого, в отличие от Морзе, было техническое образование: он изобрел схему печатающего телеграфного аппарата и усовершенствовал телеграфный код. В результате появилась знаменитая азбука Морзе, представляющая собой комбинации коротких и длинных сигналов, зафиксированных на бумажной ленте в виде точек и тире.
Слава, богатство и признание пришли к нему только на склоне лет. Научно-практическую ценность его изобретения вынуждены были признать многие, даже те, кто настаивал на вторичности этих открытий. После смерти Морзе в 1872 г. его слава как изобретателя угасла, но о нем снова заговорили как о самобытном художнике-портретисте. Эти споры продолжаются и по сей день.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источники:
http://www.weekly-news.info/single-post/2018/09/11/samuel-morze-izobretatel-ili-hudojnik
http://ptiburdukov.ru/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B7%D0%B5_%D0%A1%D1%8D%D0%BC%D1%8E%D1%8D%D0%BB%D1%8C
http://kulturologia.ru/blogs/151116/32252/