3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Имитация драгоценного камня из ограненного хрусталя. Синтетические аналоги драгоценных и полудрагоценных камней. Вам понравился материал? подписывайтесь на нашу email-рассылку

О драгоценных камнях и их аналогах

Хотя, справедливости ради, не столько самим постом, сколько комментариями в обсуждении. С общей мыслью Джереми Кларксона о том, что ювелирные изделия в целом, как и драгоценные камни в частности, значительно переоценены в своей стоимости я не могу не согласиться.

Однако, в комментариях к этой статье я столкнулся с тем, что, в большинстве своем, люди не видят разницы между алмазом и бриллиантом, их синтетическими аналогами и имитациями. Поэтому сегодня кратко опишу, в чем же разница между этими понятиями, и почему это действительно важно.

Хочу сразу оговориться, что данная тема не имеет прямого отношения к пробирному надзору, а я не являюсь профессиональным геммологом. Мои суждения довольно поверхностны и могут быть ошибочными.

Итак, начнем с законодательства. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» определяет, что к драгоценным камням относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. Какой вывод можно сделать из этого определения? К драгоценным камням относятся только природные камни. Ни искусственно выращенные алмазы, ни тем более муассониты или фианиты, не относятся к драгоценным камням.

Сразу же разберемся с соотношением терминов «алмаз» и «бриллиант». Бриллиант — это обработанный алмаз. Не форма огранки драгоценного камня. Не отдельный драгоценный камень. Просто обработанный алмаз. Именно поэтому неправильно называть круглый изумруд или рубин бриллиантом.

В статье Джереми информация подается так, будто бы De Beers являются первопроходцами и пионерами выращивания искусственных аналогов драгоценных камней. Это далеко не так. Честно говоря, выглядит как реклама De Beers.

Первые упоминания об успешном искусственном выращивании аналогов драгоценных камней относятся к концу 19 — началу 20 века. Впрочем, проверить эти эксперименты не представлялось возможным, а первый документально зафиксированный и достоверный опыт по производству искусственных аналогов алмаза был осуществлен в 1953 году.

Таким образом, искусственные аналоги драгоценных камней выращиваются уже более 70 лет и De Beers не является пионеров этой технологии.

В наше время известно два способа производства искусственного аналога алмаза, из которого в дальнейшем возможно получить бриллиант ювелирного качества необходимой массы, — HTHP и CVD.

При методе HTHP (High temperature high pressure) искусственный аналог алмаза формируется под воздействием высокой температуры и высокого давления. Кроме того, при использовании данной технологии возможно изменение цветовых характеристик природных алмазов. Например, с коричневого, непригодного к использованию в ювелирных изделиях, на зелено-желтый и даже бесцветный.

Пресс для изготовления HTHP-алмазов.

Результаты изменения цвета бриллианта.

Технология CVD (chemical vapor deposition) — это метод получения искусственных аналогов алмазов, в котором камень растет за счет осаждения углерода на затравку из водород-углеродной газовой смеси. Основное отличие от HTHP — не требуется высокое давление для получения продукта. Кроме того, в силу некоторых технологических ограничений выращивание абсолютно чистого искусственного аналога алмаза методом CVD невозможно.

Схематическое изображение CVD-реактора.

Подводя итог, науке известно как минимум два способа получения искусственных аналогов алмазов ювелирного качества. Россия также не отстает от мировых трендов. Одним из самых известных производителей искусственных аналогов алмазов в России является ФГБНУ «ТИСНУМ». Правда, стоит отметить, что там производятся синтетические аналоги алмазов в производственных, а не ювелирных целях. Изготавливаются сопла, лезвия для скальпелей и прочее техническое оборудование из искусственно выращенных синтетических аналогов алмаза.

Теперь поговорим об имитации алмаза. Не об искусственном аналоге, а именно об имитации. Многие могут спросить: «А в чем разница»? А вот в чем. Алмаз и его синтетический аналог имеют тот же состав, структуру, кристаллическую решетку и физические свойства. А вот имитация, ее еще называют симулянтом, обладают только внешним сходством с алмазом.

Имитация может быть как природной (кварц или циркон), так и синтетической (фианит, иттий-алюминиевый гранат и т.д.). Основные отличия: разный химический состав, разная структура и кристаллическая решетка.

Существует множество методов и способов диагностики драгоценных камней для выяснения того, что же перед вами. О них здесь говорить не буду, это отдельная очень обширная тема, которая едва ли будет кому-то интересна кроме специалистов. Скажу только то, что на глаз отличить алмаз, его синтетический аналог и симулянта невозможно. Вне зависимости от того, что вам будут рассказывать опытные «эксперты». Только приборы, только хардкор. При этом результат тестирования не всегда может быть на 100% достоверным. Может понадобиться детальное лабораторное исследование.

И последнее, о чем я хотел бы сказать в данном посте. В одном из комментариев к посту с рассказом Джереми было сказано, что в природном алмазе есть включения, а в искусственном аналоге таких включений нет, якобы поэтому природный драгоценный камень ценнее, а его свойства «уникальные».

Читать еще:  Какие художники оформляли иллюстрации к сказке. Художники-иллюстраторы детской книги

Полная чепуха. Во-первых, синтетические аналоги драгоценных камней тоже, как правило, содержат примеси. Во-вторых, самый дорогой драгоценный камень — это тот, что не содержит включений. Обратная зависимость справедлива только для янтаря и только при условии, что включение необычно. Например, часть растения, насекомое и т.д.

Как оценивают ювелирные камни (часть первая)

Это вопрос на миллион. Или, скорее, на миллиард. Камень или сочетания камней в украшении могут стоить невероятных денег, если тщательно подобраны талантливым ювелиром. Со стороны кажется, что вся оценка в том, насколько ему хватает жадности. А на самом деле это целая наука, в которой один ювелир легко проверит другого на ошибки. Вещи, о которых мы поговорим, следует знать досконально, но знают их далеко не все. Добро пожаловать в клуб.

Первое правило нашего клуба: есть точные характеристики, определяющие рыночную стоимость и более размытые критерии, которые работают, как надстройка к первым. Легко сказать: «Этот камень прекрасен, поэтому дороже». Но как это доказать?

Критический дуализм

В идеальном мире мы оценивали бы камни только по точным, объективным параметрам. В нашей вселенной важно и то, и другое. И от этого она становится только интереснее.

Комплекс параметров, определяющих цены обработанных ювелирных вставок на глобальном рынке, сложился в результате многовековой практики, когда ювелирные камни вошли с одной стороны в категорию товаров массового спроса и применения, а с другой стали драгоценным ресурсом, предметами роскоши.

С развитием торговли ювелирными камнями возникла необходимость стандартизации их товарных характеристик, регулирования и регламентации торговли ими. В результате сформировался набор инструментов — типовых оценочных характеристик, международных внутриотраслевых стандартов и нормативных документов, которые определяют рыночную стоимость камней, закрепившись в деловом обороте и законодательстве стран мира.

Имейте в виду: критерии объективной и субъективной оценки смешиваются. Для понимания цены нужно знать всю классификацию . Даже в нашем пересказе она довольно обширна, поэтому мы решили разбить её на две статьи . В первой расскажем о точных критериях и законах, а вторую посвятим тому, как подходят к оценке в мире высокого ювелирного искусства.

Критерии точные

Характеристики, определяющие рыночные цены огранённых ювелирных камней, вполне конкретны, «оцифрованы» и легко измеримы специалистами-геммологами с помощью оборудования и отраслевых каталогов, без трудоёмких вычислений.

Именно они называются критериями оценки качества и стоимости . Всего их пять:

Но на бирках могут быть указаны не все. Это зависит от типа вставки.

Что должно быть на бирке?

Согласно требованиям российского законодательства, а также в соответствие с международными и национальными стандартами, основные характеристики, должны быть в обязательном порядке указаны на бирках ювелирных изделий. Наборы этих характеристик для драгоценных, полудрагоценных, поделочных, синтетических камней и имитации различны:

  • Имитация : вид вставки (название материала)
  • Синтетические, не имеющие природных аналогов : вид вставки, размер в миллиметрах
  • Синтетические, аналоги полудрагоценных и поделочных камней : вид вставки, каратный вес или размер в миллиметрах
  • Синтетические, аналоги драгоценных камней : вид вставки, цвет, чистота, вид огранки, качество огранки (только для бриллиантов), каратный вес
  • Поделочные камни : вид вставки, каратный вес или размер в миллиметрах
  • Полудрагоценные камни : вид вставки, каратный вес или размер в миллиметрах
  • Драгоценные камни : вид вставки, класс цвета, класс чистоты, вид огранки, класс качества огранки (только для бриллиантов), каратный вес

Таким образом, наиболее точные и подробные характеристики указываются для драгоценных вставок и их синтетических аналогов как наиболее ценных, обладающих самой высокой рыночной стоимостью.

Система оценки или свой, особый путь

Необходимо отметить, что в мировой практике используются различные системы оценки ювелирных камней. Наиболее распространена система, разработанная Геммологическим институтом Америки (GIA), с ней знакомы эксперты всего мира. Также широко известны система Высшего алмазного совета Бельгии (IDC или HRD), система CIBJO, Скандинавская номенклатура (Scan D.N.).

В России используется отечественная система оценки ТУ 117-4.2099-2002. Западные системы, за исключением редких случаев, легко переводятся одна в другую, в то время как все они не могут быть однозначно переведены в российскую. Бирки ювелирных изделий, продаваемых на территории России, должны отображать характеристики вставок в соответствии с российской системой оценки:

  • Класс цвета — характеризует насыщенность цветового тона драгоценного камня, его соответствие эталонному цвету, отклонение в светлую или тёмную сторону. Для драгоценных камней разных видов используются собственные шкалы и матрицы оценки цвета.
  • Класс чистоты — определяется наличием в драгоценном камне дефектов, таких как трещинки, инородные включения и нарушения внутренней структуры, а также прозрачностью камня. Для драгоценных камней разных видов и разной массы используются разные шкалы и матрицы оценки чистоты.
  • Вид огранки , то есть форма камня. Огранка — это сложный процесс, она должна обеспечивать камню внешнюю красоту, высокую степень игры и блеска. Форма огранённого камня, определяемая формой плоскости рундиста (круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. д.), влияет на его цену.

Для драгоценных камней существуют базовые, традиционные формы огранки: круг для бриллиантов, овал для сапфиров, октагон (восьмиугольник) для изумрудов. В торговой практике существуют скидки и надбавки за форму, которые указываются в прейскурантах. Для разных видов огранки установились предпочтительные пропорции, соотношения длин и сторон, максимально раскрывающие природные свойства кристаллов. Нетрадиционные пропорции менее предпочтительны, так как могут вызвать проблемы с долговечностью камня или его закрепкой.

  • Класс качества огранки . Этот параметр является продолжением предыдущего, на практике он применяется только для бриллиантов и включает три составляющих: 1) пропорции огранённого камня, их соответствие принятым отраслевым эталонам; 2) симметрия граней кристалла; 3) качество поверхности, то есть качество полировки граней.
  • Каратный вес . Оценка осложняется нелинейным ростом цены в зависимости от массы. Например, из-за редкости крупных алмазов камень весом 2 карата может быть в 4 раза дороже камня, весом 1 карат при прочих равных характеристиках. Обычная единица веса ювелирных камней — это метрический карат = 0,2 грамма, но существуют и другие единицы измерения.
Читать еще:  21 нед беременности какой ребенок. Можно ли заниматься сексом? Режим питания и вес мамы

Несоответствие отечественной системы оценки зарубежным вызывает некоторые трудности, однако в России сформулированы чёткие правила, в рамках которых покупатель может быть уверен в своём выборе.

Если вы знаете критерии оценки и схему биркования, вы на полпути к пониманию того, как формируется цена природных минералов, приведённых к совершенству мастерами-ювелирами. О второй половине этого пути мы расскажем в следующей статье, посвящённой так называемым «описательным параметрам» — красоте, износостойкости и уникальности. Чтобы не пропустить её, подпишитесь на Серебро в Facebook , Instagram , ВКонтакте и Одноклассниках !

Синтетические аналоги драгоценных и полудрагоценных камней

Искусственные, или синтетические ювелирные камни можно разделить на четыре вида:

  • синтетические камни, т.е. искусственные самоцветы, полученные синтезом оксидов металлов;
  • культивированный жемчуг;
  • естественные имитации драгоценных и полудрагоценных камней;
  • искусственно окрашенные и облагороженные камни

Также широко применяется стеклянная и пластмассовая имитация ювелирных камней.

Наиболее известным синтетическим драгоценным камнем является алмаз, представляющий собой модификацию углерода. Впервые алмаз был синтезирован группой Э. Лундблата в Швеции в 1953 г. (при давлении 8 ГПа и температуре более 2500°С). В 1954 году группа Г. Холла в США, а в 1960 группа Л.Ф. Верещагина в СССР также провели синтез алмазов.

Синтетический кварц впервые был получен (в виде столбчатых кристалликов размером 0.5-0.8 мм) В. Брунсом в 1889 г. в Англии.

В 1900 году Г. Специя (Италия) в автоклаве кристаллизовал кварц размером до 2 см. Крупные кристаллы кварца весом более 2.5 кг были синтезированы в 1955 году и в СССР.

В настоящее время синтезированы иттриево-алюминиевые гранаты (ИАГ), шпинелиды (ганит), а также (в 1976 году) искусственный цирконий – фианит (джевалит, даймонсквай) (Zr0.8Ca0.2O1.92).

Под синтетическими камнями понимают искусственно полученные кристаллические или аморфные химические соединения, которые сходны по своему составу и структуре с природными либо имеют внешнее сходство, обусловленное физическими свойствами. Путем синтеза получены рубин, шпинели, изумруды, кварц, а также самостоятельные химические соединения (гранатит, фианит).

Синтетические, искусственные самоцветы, обладая свойствами натуральных камней, с успехом заменяют их в ювелирных изделиях из драгоценных металлов, но они по сравнению с натуральными дешевы, а стеклянные имитации – это всего-навсего дешевые подделки.

Синтетические корунды и шпинели имеют большое разнообразие цветов, а свое торговое название камни получают по имеющимся аналогам в природе – рубины, сапфиры, турмалины, александриты, аквамарины и др. Для получения синтетических корундов пользуются чистейшей окисью алюминия, а для получения шпинели смесью окисей алюминия и магния. В зависимости от заданного цвета добавляют красители: для рубина – окись хрома, голубого сапфира – оксиды железа и титана, василькового сапфира – оксиды железа, титана, хрома, александрита – окись ванадия и т. д.

Подготовленная шихта (затравка) сыплется непрерывной струйкой через водородно-кислородное пламя (пламя «гремучего газа»), температура которого выше 2000°С, на тугоплавкий стержень. На стержне образуется конус расплава, который опускается с заданной скоростью. Таким образом, вырастает одиночный кристалл в виде цилиндрического стержня (були).

Для получения синтетических звездчатых корундов (рубинов и сапфиров) в исходный материал добавляют окись титана. В процессе синтеза образуется смешанный кристалл, при последующем его нагревании ниже температуры плавления окиси алюминия он распадается с выделением тончайших игольчатых кристалликов рутила. Расположение кристаллов рутила в синтетическом корунде такое же, как и в естественном звездчатом корунде. При огранке кабошоном синтетический рубин или сапфир дает тот же звездчатый эффект, что и природный.

Синтетические корунды и шпинели обладают прекрасными физическими и химическими свойствами; имеют нулевую пористость, высокую прозрачность, прочность даже при высоких температурах, стойкость к воздействию обычных кислот и большинства щелочей. Плотность их 3.98 – 3.99, твердость по шкале Мооса – 9.

Синтетический изумруд получают флюсовым и гидротермальным методами. Наращивание кристаллов в обоих случаях происходит на затравку из природного берилла. Скорость роста кристаллов 0.8 мм в сутки. В большинстве случаев синтетические изумруды имеют отчетливо выраженную зональность окраски.

Синтетический кварц выращивается гидротермальным способом, а растворителями природного сырья служат растворы гидроокисей и карбонатов щелочных металлов – натрия или калия. Посредством красителей (окислов металлов) или облучения кварц можно получать от бесцветного до черного, включая цвета всех природных кристаллических его разновидностей.

Гранатит (иттрий-алюминиевый гранат) представляет собой иттриево-алюминиевую окись, имеющую структуру граната. В чистом виде гранатит бесцветен, плотность 4.54, твердость по шкале Мооса – 8.

Гранатит получают в специальных аппаратах при высоких температурах в глубоком вакууме методом «вытягивания» кристалла из расплава. Благодаря своим свойствам бесцветный гранатит используется как имитация алмаза, а с помощью добавок гранатит окрашивается в различные цвета.

Читать еще:  наша премия "александр невский" как проект успешна". Материалыпремия "александр невский" отмечает юбилей

Культивированный жемчуг. Культивированный жемчуг, подобно природному, выращивается в теле моллюска в естественных условиях. Зародышем служит перламутровый шарик. Его заключают в кусочек оболочки мантии трехлетнего моллюска, вырабатывающего перламутр, получая таким образом «жемчужный мешок». Этот мешок вкладывают в другую раковину, которую помещают в специальный водоем. Обволакивание зародыша может длиться от 2 до 7 лет. В процессе роста жемчужин раковины проверяют несколько раз в год. Выращенные жемчужины внешне неотличимы от натуральных, имеют правильную заданную форму. Оболочка искусственного жемчуга соответствует по химическому составу натуральному и обладает теми же физическими свойствами. Искусственный жемчуг может выращиваться в больших количествах, принимать заданные размеры и формы и быть не менее красивым, чем настоящий.

К естественным имитациям драгоценных и полудрагоценных камней относят камни, полученные из отходов натуральных камней путем склеивания, прессования, сплавки, а также натуральные камни, окрашенные в другой цвет.

Один из видов имитации самоцветов – дублеты (дубли), склеенные камни. Отходы (тонкие пластинки) – натуральных самоцветов, которые не могут быть огранены самостоятельно, склеиваются с менее дорогими минералами, сходными по прозрачности и цвету, и совместно обрабатываются. Чаще других встречаются дублеты сапфиров и изумрудов. Подклейками могут служить горный хрусталь и цветные стекла. Дублеты, таким образом, состоят из верхней части – дорогостоящего минерала и нижней – дешевого. Если на камень смотреть сверху, склейка дублета незаметна, если же его просматривать, повернув боком, под определенным углом к источнику света, заметна красноватая полоска по периметру подклейки или слабые красноватые отражения подклеенной грани. Дублеты обладают всеми оптическими свойствами самоцвета и, так как низ камня не изнашивается, долговечны в эксплуатации.

Янтарь имитируют прессованием и сплавкой. Прессованный янтарь – разогретые и спрессованные под давлением мелкие зерна и осколки естественного янтаря, они отличаются от естественного большим замутнением. Блеск жирный, а твердость и химические свойства в пределах естественного.

Сплавленый (плавленый) янтарь – легкоплавкая масса, получаемая в результате разложения янтаря при сухой возгонке при температуре 420°С. Цвет от желтовато-коричневого до коричнево-черного, температура плавления 180°С, растворим в бензоле, сероуглероде, горячем льняном масле. Прессованный и плавленый янтарь по качеству и декоративным свойствам уступает натуральному и ценятся недорого.

Для изменения окраски ряда камней применяют прокаливание для самоцветов и химическую окраску для цветных. Пользуясь свойствами ряда минералов группы кварца изменять цвет при нагревании, ранее их прокаливали различными способами: запекая в хлебе, засыпая золой в горшочке, обмазывая глиной, и после полного равномерного остывания камни приобретают розовые или золотые тона.

Для изменения цвета агата и яшмы их выдерживают длительное время (от нескольких дней до нескольких месяцев) в сахарном или медовом растворе, обрабатывая затем серной кислотой и другими реактивами. Очень часто окрашивают агаты, имитируя карнеол или сардер (красного и коричневого цвета), оникс (черного или коричневого), хризопраз (зеленого), халцедон (синий и голубой).

Красный цвет получают пропиткой в азотнокислом железе и последующим нагреве. Желтый цвет получают травлением пропитанного соединениями железа агата в соляной кислоте. Черная и коричневая окраска агата достигается проваркой в сахарном сиропе с дальнейшим травлением нагретой серной кислотой. Зеленая окраска достигается применением солей хрома или нитрата никеля с дальнейшим сильным нагревом. Синяя и голубая окраска получается при пропитке агата в растворе ферроцианида (желтая кровяная соль) и последующим кипячением в медном купоросе.

В результате халцедоны могут принимать цвет хризопраза и сердолика, агаты – коричневую и черную окраску, а яшмы – усиливать яркость окраски и изменять ее. Цвет бирюзы может быть усилен анилиновыми красителями, но еще в древности для улучшения цвета бирюзы (CuAl6(OH)2[PO4]×4H2O) ее клали в бараний жир или масло. В настоящее время искусственную бирюзу получают, в том числе, и при прокрашивании минерала говлита, боросиликата кальция (Ca2[(BOOH)5SiO4]) или халцедона солями меди или анилиновыми красителями. Кроме того синтетическую бирюзу («неолит», «необирюза», «резе бирюза») получают из крошек бирюзы, спеченной с клеящей массой, стеклом, фарфором, смолами.

Стеклянная и пластмассовая имитация камней. В качестве дешевой имитации самоцветов и цветных камней применяют стеклянные и пластмассовые сплавы.
Стеклянные сплавы – это легкоплавкое прозрачное стекло, в состав которого для усиления блеска вводятся окислы свинца, калия и бора. Окрашивают стеклянные сплавы окислами меди, селена, кобальта, урана, марганца и др. Камни получают штамповкой с последующей обработкой. Для создания эффекта игры камня на обратную сторону его наносят тонкий зеркальный слой серебра, закрепленный лаком.

Непрозрачные стеклянные сплавы могут служить имитацией цветных камней: бирюзы, агата (черного), лазурита и др.

Пластмассы служат имитацией камней органического происхождения и некоторых цветных камней. Цвет пластмассы и прозрачность задаются в зависимости от того, какой камень имитируется. Для имитации жемчуга применятся молочно-белая пластмасса с незначительной прозрачностью, с последующим покрытием жемчужной эмульсией для перламутрового блеска, янтаря – неровно окрашенная, местами прозрачная, желтых тонов, коралла – непрозрачная, кораллового цвета, для бирюзы – непрозрачная, голубовато-зеленоватая и т.д., форму придают штамповкой.

Каздым А.А.,
кандидат геолого-минералогических наук,
член МОИП

ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ EMAIL-РАССЫЛКУ:

Мы будем присылать вам на email дайджест самых интересных материалов нашего сайта.

Источники:

http://pikabu.ru/story/o_dragotsennyikh_kamnyakh_i_ikh_analogakh_6043954
http://zen.yandex.ru/media/id/5d3eee1904af1f00c460066a/5d78cc3d78125e00ad8d2585
http://kontinentusa.com/sinteticheskie-analogi-dragocennyx-i-poludragocennyx-kamnej/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector