14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Изучение личностных особенностей подростков. Коррекционная работа психолога в школе Диагностика особенностей развития личности подростка

Изучение личностных особенностей подростков

Методика диагностики личности подростка

В педагогической практике все больше ощущается потребность в оперативной диагностике достигнутого учениками уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять процессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. Крылатые слова К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» — как нельзя лучше объясняют необходимость диагностики в живом учебно-воспитательном процессе.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и её развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания [9].

Развитие каждого человека обеспечивается через воспитание, благодаря передаче своего собственного опыта и опыта предшествующих поколений.

Исследование личности — одна из многих областей психологических исследований. Другие области отведены проблемам воспитания, педагогической психологии, сравнительного анализа поведения, физиологической психологии, социальной психологии и психоанализа.

Все названные сферы исследования так или иначе затрагивают тему личности. Психология личности ставит перед собой задачу конкретного исследования этой темы и познания существенных факторов, определяющих личность.

Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых — важный компонент профессиональной педагогической подготовки. Главный интерес для школьных учителей и воспитателей представляет диагностика личности подростка, умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развития социального поведения и многих других важных качеств. Наиболее распространенный метод изучения выделенных качеств подростка — тестирование или опросник.

Опросник личностный — совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый (информант) может согласиться или не согласиться.

Личностные опросники позволяют получать информацию, широко характеризующую личность испытуемого — от особенностей его физического и психического состояния до морально-этических и общественных взглядов.

Наряду с личностными опросниками существуют и другие виды методик, например для исследования самооценки применяется методика изучения самооценки качеств личности Столяренко.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

Материалом для исследования послужили анкеты, где в каждой из четырех таблиц указаны 20 личностных качеств (добродушие, искренность, самостоятельность и др.)

Методика предполагает следующую процедуру проведения: Школьнику предлагается четыре небольших таблицы, в каждой из которой представлены личностные качества человека соответственно названию той или иной таблицы. «Допустим, ты представляешь себе идеального человека, какие у него должны быть по твоему качества?». Среди выписанных школьником качеств, он должен обвести в кружочек, те качества, которые в реальности присущи ему. Так школьник должен перейти ко второму набору качеств, затем третьему и четвертому.

Высота самооценки определяется с помощью определенной формулы

П = Р ? 100%

Р — реальные качества;

И — качества идеального человека. Исходя из этого, подсчитывается средний балл самооценки. «Средней» самооценкой принято считать самооценку с баллами от 46 до 56; «Завышенной» — с баллами от 55 до 69 и выше; «Заниженной» — с баллами от 0 до 45.

В основе разработки другого вида методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и другие).

Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться: при выявлении особенностей личности подростка, формировании классных коллективов, в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек — человек»), в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик — учитель», «ученик — класс».

Инструкция. «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно, то знак «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь, сердит, злишься?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Верно ли, что многое раздражает тебя?

14. Нравится ли тебе такая работа, где надо делать все быстро?

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?

18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физической нагрузки) сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь себя усталым без всякой причины?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?

Читать еще:  Высказывание про театр для детей. Цитаты о театре и актерах

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты забыть обо всем и повеселиться в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Бываешь ли ты обычно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

1. Экстраверсия — интроверсия:

«да» («+») 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.

«нет» («-») 6, 33, 51, 55, 59.

«да» («+») 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.

3. Показатель лжи:

«да» («+») 8, 16, 24, 28, 44.

«нет» («-») 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

1. Оценочная таблица для шкалы «Экстраверсия-интроверсия»

2. Оценочная таблица для шкалы нейротизма

По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический, более 5 баллов — результаты теста рассматриваются как недостоверные.

1) Экстраверсия — интроверсия. Типичного экстраверта характеризует общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2) Нейротизм — эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, характеризующая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоциональная устойчивость характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях развивается невроз.

Также существует методика исследования самоотношения (МИС), которая предназначена для изучения представлений учащегося о самом себе. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 — 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

МИС представляет собой многофакторный опросник, содержащий 9 шкал и три независимых фактора, позволяющих определить разноплановые представления личности о себе самом. Преимущества данной методики — простота проведения (учащимся предлагается ряд вопросов и бланк), несложная обработка (ключ-трафарет накладывается на бланк ответов), и, основное, в результате проведения можно получить большое количество психологических данных. Процесс поведения методики занимает около 45 минут. Результаты методики рекомендуется использовать в сочетании с другими тестами для составления психолого-педагогической характеристики.

Процедура проведения опроса и обработка результатов.

Испытуемому предъявляется тест, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает две градации ответов: «согласен — не согласен», которые фиксируются испытуемыми в соответствующих позициях бланка.

Значения подсчитываются по 9-ти шкалам с помощью специального ключа-трафарета, накладываемого на бланк. Трафарет конструируется в соответствии с ключом теста.

Психологическая диагностика старших школьников

Подростковый и ранний юношеский возраст -это период раскрытия природных способностей, особых талантов и положительных черт характера человека.
Принято считать периодами возрастного развития детей :
*от 11-12 до 15-17 лет;-подростковым возрастом,
*от 15 до 21 лет._юношеским возрастом.
Разграничения отличий между подростковым и юношеским возрастами настолько мала, что целесообразно условно объединить их в один возрастной период.
Педагог-психолог общеобразовательного учреждения оказывает психологическое сопровождение обучающихся в школе детей всех возрастов в режиме реального времени.

Читать еще:  Как помириться с девушкой которую бросил. Пути решения ссоры, или как правильно мириться с девушкой

Следует обратить особое более пристальное внимание к тем подросткам ,которые не испытывают желание обучаться,и ко всему почему порой активно противодействуют этому: мешают другим школьникам получать знания,нарушают процесс обучения своим недопустимым поведением,поскольку педагог вынужден отвлекаться на них на уроке.
Педагогам необходимо своевременно выявлять детей с неустойчивым поведением и передавать информацию руководителю учреждения,который оформит заявку в соответствии с требованиями действующего Законодательства специалисту педагогу-психологу на проведение консультации для решения вопроса о необходимости сопровождения ребёнка в процессе оказания психологичекой помощи в его развитии

Для каждого возраста установлены и определенны нормативы развития с учётом социальной ситуации:
*психофизического,
*мыслительного,
*эмоционального
* личностного .
Каждый возрастной период развития имеет возрастные кризисы с переходными периодами от одного возрастного этапа к другому.
Специально выделяется биологический, социальный и психологический возраст. В эти периоды возраста резко и качественно изменяются какие-то черты его личности, в тоже время поведение может оставаться «детским» или наоборот характеризует его как вполне взрослого человека.
С потерей детского мироощущения у человека появляется чувство тревожности и психологического дискомфорта.
Поэтому педагоги-психологи прежде всего обращают внимание на психологический возраст подростка.
Психологический возраст — характеристика степени адаптивности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами и пр.(Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002, с.641).
Важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развивать у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования. Как же это делать?
1. Педагогу-психологу школы необходимо знать как ведёт себя уроке подросток, чтобы сделать своё представление о ребенке более объемным, увидеть его как ученика, погруженного в учебную деятельность и учебные отношения.
2. Для этого педагог-психолог посещает уроки средних и старших классов и проводит следующие диагностические мероприятия:
*аппаратурные методы определения свойств нервной системы;
*Опросник «Анамнестическая схема показателей свойств нервной системы»;
*Опросник Айзенка;
*Опросник структура темперамента В.М.Русалова;
*Опросник ЧХТ (черты характера и темперамента);
*Тепинг-тест (определение свойств нервной системы по психомоторным показателям);
*Опросник структуры темперамента Я.Стреляу;
*Опросник САН (самочувствие-активность-настроение).
*Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение.
Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, который имеет обучение для подростка.
Основное условие всякого обучения — наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя.
Иногда, в реальной школьной жизни, приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.

Изучение особенностей познавательной сферы подростка

Восприятие у человека является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обусловливают и особенности его сохранения.

Методики изучения восприятия:

*методика «Компасы» (восприятие пространственных признаков);
*методика «Часы» (восприятие пространственных признаков);
*методика изучения восприятия времени.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком.
Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности.

Методики изучения внимания:

*методика «корректурная проба»;
*красно-черные таблицы;
*методика Мюнстенберга;
*методика «расстановка чисел»;
*методика «отыскание чисел»;
*методика «отыскание чисел с переключением».

К числу индивидуальных особенностей относятся индивидуальные различия в функционировании памяти.
Для успешности обучения подростка способам рационального запоминания необходимо знать преобладающий тип памяти и индивидуальные особенности запоминания.

Методики изучения памяти:

*метод опосредованного запоминания (по Л.С.Выготскому);
*метод пиктограмм (по А.Р.Лурия);
*методика «запоминания цифр»;
*методика «запоминания образов»;
*метод попарного воспроизведения.

Связь памяти с мыслительной деятельностью, интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение.
По мере развития подростка, содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.

Методики изучения мышления:

*методика Векслера (детский вариант);
*ШТУР (школьный тест умственного развития);
*методика «сложные ассоциации»;
*методика «Матрицы Равена»;
*методика «анализ отношения понятий»;
*методика «выявление общих понятий»;
*методика «количественные отношения»;
*методика «интеллектуальная лабильность»;

Необходимо также знать особенности речевого развития подростка.

Методики изучения речевого развития:

*методика оценки продуктивности вербального воспроизведения; толкование пословиц;

Методики изучения мотивации обучения:

*методика изучения мотивации обучения; мотивация одобрения — шкала Марлоу-Крауна; шкала локализации контроля и др.

Изучение особенностей развития личности подростка
Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания.
Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я».
Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» — представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности».
Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, и мжет приводить к страху от плохой оценки окружающими.
Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно, вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.
Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников.
Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками.
Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации.
В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.
Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.
У многих подростков отмечаются акцентуации характера — определенное заострение отдельных черт характера, создающих определенную уязвимость подростка (невротические расстройства, делинквентное поведение, алкоголизацию и наркоманизацию).

Методики изучения особенностей развития личности и ее свойств:

*опросник Кеттелла;
*БАЛ (брненская анкета личности);
*характерологический опросник К.Леонгарда;
*шкала оценки тревожности Тейлора;
*шкала оценки тревожности Спилбергера;
*шкала депрессии;
*методика «незаконченные предложения»;
*методика «несуществующее животное»;
*методика ДДЧ (дом—дерево—человек);
*метод исследования уровня субъективного контроля;
*методика изучения самооценки (по Будасси, Дембо—Рубинштейн и др.);
*методика изучения уровня притязаний;
*методика типического реагирования на конфликтные ситуации (К.Томаса);
*методика Q-сортировки.

Методики изучения свойств микрогруппового уровня:

*социометрия;
*референтометрия;
*опросники общительности;
*методика диагностики межличностных отношений Тимоти— Лири;
*репертуарные решетки;

ГОЛ (групповая оценка личности).
Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде.

Читать еще:  Фильмы онлайн аниме комедия. Аниме комедии любимы всеми, ведь смех продлевает жизнь

Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного».
В первую очередь, это относится к подросткам с асоциальным поведением.
Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешнесоциальное окружение.
У подростков появляются специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс:
*реакция эмансипации, которая представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых.
Крайняя степень выраженности этой реакции — бродяжничество;

*реакция группирования со сверстниками проявляется в повышенном интересе к общению со сверстниками, ориентации на выработку групповых норм и ценностей, формирование собственной субкультуры;
*реакция увлечения (хобби), в ней отражается как веяния моды, так и формирующиеся склонности и интересы подростка.
Определенные осложнения возникают у подростка в процессе профессионального самоопределения, сознательного выбора профессии.
Выбор профессии подростком представляет собой многоэтапный процесс выработки и принятия решения.
При выборе профессии проявляется ряд индивидуальных стилей поиска решений:
*импульсивные решения,
*рискованные решения,
*уравновешенные решения,
*решения осторожного типа,
*инертные решения.

Индивидуальные стили принятия решений являются отражением как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей подростков.
Коррекции требуют:
*импульсные и
*инертные решения.

Методики изучения процесса самоопределения:

*методика «Карта интересов»;
*методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник, автор — Климов).

Рассмотрим некоторые из отмеченных выше психодиагностических методик[Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога М.: Владос-Пресс, 2001, c.154-159].

Психодиагностические методики

Рисуночный тест Р. Силвер
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Младший школьный, Подростки, Взрослые

Тест школьной тревожности Филлипса
Психологические параметры:
Возраст: Младший школьный, Младший подростковый

Методика «Оперативная память»
Психологические параметры:
Возраст: Взрослые, Подростки, Младший школьный

Тест Векслера
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Младший школьный, Подростки, Взрослые

Методика «Метаморфоза»
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 4-5 лет, Дошкольный 5-7 лет

Методика PARI
Психологические параметры:
Возраст: Взрослые

Кинетический рисунок семьи (КРС)
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Младший школьный, Подростки, Взрослые

Диагностико-коррекционная программа Г. Витцлака
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Готовность к школе

Жилая комната (игровой набор)
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 4-5 лет, Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года

Комплект кухонной и столовой посуды (игровой набор)
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 4-5 лет, Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года

Комплект аксессуаров для ухода за волосами и лицом (игровой набор)
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 4-5 лет, Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года

Магазин (игровой набор)
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 4-5 лет, Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года

Парикмахерская (игровой набор)
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 4-5 лет, Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года

Больница (игровой набор)
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 4-5 лет, Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года

Театрализованные куклы — сказочные персонажи (игровой набор)
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 4-5 лет, Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года

Набор кукол — членов семьи (игровой набор)
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 4-5 лет, Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года

Набор игрушек
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 4-5 лет, Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года

Кукольный дом (игровой набор)
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 4-5 лет, Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года

Кукольный магазин (игровой набор)
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 4-5 лет, Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года

Комплект кукольной посуды для кухни и столовой (игровой набор)
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 4-5 лет, Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года

Кукольная пожарная часть (игровой набор)
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Дошкольный 4-5 лет

Железная дорога (игровой набор)
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Дошкольный 4-5 лет

Железнодорожный вокзал (игровой набор)
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Дошкольный 4-5 лет

Набор оружия
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Дошкольный 4-5 лет

Набор музыкальных инструментов
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Дошкольный 4-5 лет

Производство
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет

Шнуровка
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Дошкольный 4-5 лет

Книжки – раскраски
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Дошкольный 4-5 лет

Рамки и вкладыши «Животные»
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Дошкольный 4-5 лет

Тематический словарь в картинках «Растения и грибы»
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Дошкольный 4-5 лет

Кубики Б. Никитина «Сложи квадрат»
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Дошкольный 4-5 лет

Кубики Б. Никитина «Уникуб»
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Дошкольный 4-5 лет

«Мозаика» (крупный пазл: 24-30 элементов)
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 4-5 лет

Мозаики и конструкторы серии «Флексика»
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 4-5 лет

Мозаика из блесток
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 4-5 лет

Электровикторина «Готовимся к школе»
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 4-5 лет

Кубики Зайцева «Три в одном»
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 4-5 лет

Конструктор магнитный 206 элементов 4-х цветов
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 4-5 лет

Парочки «Насекомые»
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Ранний возраст

Чудесный мешочек
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Ранний возраст

Бирюльки крупные
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 4-5 лет

Развивающая игра «Большой – маленький»
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Ранний возраст

Интерактивная игровая доска
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Дошкольный 4-5 лет

Игра «Колобок» (мини-спектакль)
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Дошкольный 4-5 лет

Детское лото «Геометрические фигуры»
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Дошкольный 4-5 лет

Лото «Кем быть?»
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет

Конструктор-робот трансформер «Гэлакси»
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Дошкольный 4-5 лет

Конструктор строительный
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Дошкольный 4-5 лет

Зоопарк (набор)
Психологические параметры:
Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Дошкольный 3-4 года, Дошкольный 4-5 лет

Источники:

http://studbooks.net/1428675/psihologiya/izuchenie_lichnostnyh_osobennostey_podrostkov
http://www.chitalnya.ru/work/379747/
http://practic.childpsy.ru/diagnostics/methodics.php?SHOWALL_1=1&a=15241

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector