0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект интегрированного занятия «В гостях у Бабушки-Забавушки» (Экскурсия в мини-музей «Русская изба») для детей старшей логопедической группы. Сценарий экскурсии в мини-музей «Русская изба» (по изодеятельности)

Конспект беседы-экскурсии в мини-музее «Русская изба» Подготовила: воспитатель старшей группы. Золоторева Ирина Александровна

Транскрипт

1 Конспект беседы-экскурсии в мини-музее «Русская изба» Подготовила: воспитатель старшей группы Золоторева Ирина Александровна

2 Возрастная группа: старшая (5-6 лет) Основная образовательная область: Познание Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Социальнокоммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Художественно- эстетическое». Форма проведения: Фронтально. Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому. Образовательные: Познакомить детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта. Обогатить словарь детей новыми словами( ухват, чугунок, печь, прялка, лапти, самовар, люлька). Развивающие: Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций и народных игр. Развивать интерес к русскому фольклору. Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, бережное отношение к старинным вещам. Методы: игровые, словесные, практические, наглядные. Приемы: рассказ, вопросы, дополнения, худ. слово. Наглядные средства обучения: предметы старинного русского быта( печь, чугунок, ухват, самовар, прялка); клубок., шкатулка, лента для проведения народной игры. Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Разучивание русских народных игр и песен.

3 Ход занятия: Игра с лентой (в группе). Вышел Ваня погулять Стал подружку выбирать, Стал подружку выбирать Кому ленточку отдать. Поклонись, поклонись Да за ленточку держись! В. Ребята, вам нравится играть в старинные русские игры? А в старину было еще много интересного. Хотите вы отправиться в путешествие в старину? А поможет нам в этом волшебный клубочек. Давайте скажем ему волшебные слова! Ты катись, катись клубок, С овражка на мосток Только сильно не спеши Путь-дорожку укажи! А мы пойдем за ним! ( выходят за клубком). В. Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали? Д. В русскую избу. В. Правильно. Давным — давно люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем, как жили-поживали наши прабабушки и прадедушки, чем занимались. Смотрите нас встречают хозяйка и хозяин, и малы детушки их выглядывают. Раньше в старину, входя в избу, люди здоровались вот так: делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся с хозяевами избы ( делают низкий поклон). А теперь проходите, пожалуйста, и присаживайтесь поближе к печи. В. Ребята, а на чем сидят хозяева? Что это? Д. Печка. В.В каждой избе была печка. Она занимала довольно много места, почти пол-избы. В.А как вы думаете, для чего нужна печка? Д. Чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме от нее, чтобы спать на ней.

4 В. Да, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду. Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля, Где, там в печке уголек Кашу сварит. Д. Чугунок. В. Чугунок был незаменим в хозяйстве. Был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. К. сделан из чугуна. Чугун- это особый вид металла, который мог бы выдержать любой огонь, и никогда не бился. В. А как же можно достать чугунок из печки? Ведь он там сильно нагревался. Вот про него загадка. Не бык, а бодает Не ест, а еду хватает. Что схватит- отдает, А сам в угол идет. Д. Ухват. В. Смотрите, как я ставлю чугунок в печь. А теперь давайте вы попробуете достать из печи. Д. Достают. В. А еще на печке спали. Там было тепло. Видите подушка у них здесь лежит. В. Ребята, а посмотрите дров- то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить. Д. и В.( имитируют движения). За дровами в лес пойдем И пилу с собой возьмем, Вместе пилим мы бревно Очень толстое оно, Чтоб дрова пролезли в печку

5 Их разрубим на дощечки. Молодцы, ребята! Вот сколько дров нарубили. В. Ой, ребята! Кто-то здесь плачет. Как выдумаете, кто там? Д. Ребенок. В. (Достаю). Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках.. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша? Д. Покачать, спеть колыбельную. Д. и В. (поют колыбельную). Баю- баю- баиньки Я скатаю валенки, Я скатаю валенки Небольшие, маленьки Вовоньке по ноженьке, Бегать по дороженьке. Вот, молодцы, ребята! В. Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, они трудились, чем занимались? Д. Ответы детей. В. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель ( шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали: Ты помощница моя, прялочка родная, Напряди ты пряжи мне, что не видно края. В. А для чего пряжа нужна была? Д. Чтобы вязать носки, одежду. В. Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину. Ткали половики.

Читать еще:  Поведение мальчиков в 7 лет. Кризис семи лет: характеристика и особенности, рекомендации родителям

6 Шили и вышивали одежду. Даже игрушки делали сами. Посмотрите, какие куклы. Их делали только из ткани без ниток, иголок и ножниц. У каждой куклы свое название. Эта кукла веснянка. С ней встречали весну. Это травница. Посмотрите, она пахнет целебными травами. Эта кукла отдарок на подарок.. Ее дарили взамен на подарок.. А эта кукла называется кормилица. Люди в старину много работали, но любили и повеселиться, поводить хороводы, попеть песни. А вы хотите поиграть? Игра. Дети встают в круг. Бабушка кисель варила На горушечке, Для Андрюшечки. Лелел, летел соколок Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, Бабушкин кисель разлил. Вот и нету киселька В черепушечке У старушечки На горушечке. Бабка плачет: Ай-ай-ай! Не плачь, бабка, не рыдай! Чтоб ты стала весела Мы наварим киселя. Вот столько! В. Но делу время- а потехе час! А еще в каждой избе был «красный угол». Красный- значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял Выпуская жаркий пар

7 Древний чайник Д. Самовар. Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар — был символом семейного уюта и дружеского общения. Вместо шкафа в избе стоял сундук. Заглянем туда! Кажется, какая-то шкатулка стоит на печке. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим! Да здесь игра «Что стало что было». Я называю, что стало, а вы — что было. В. Кастрюля. Д. Чугунок. В. Плита. Д. Печь. В. Туфли. Д. Лапти. В. Чайник. Д. Самовар. В. Шкаф. Д. Сундук. В. Дом. Д. Изба. Ну как вам, ребята, понравилось в русской избе? Еще придем? хозяева отдыхают. А мы возьмем клубочек и скажем: Хорошо. Пусть 1,2,3, В нашу группу попади!

«В гостях у Бабушки-Забавушки» экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Людмила Костенко
«В гостях у Бабушки-Забавушки» экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 21 «Рябинка»

Конспект комплексного занятия

«В гостях у Бабушки-Забавушки»

(Экскурсия в мини-музей «Русская изба»)

для детей средней группы.

воспитатели средней группы:

• Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа, приобщать детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству (пословицы, потешки, колыбельные).

• Развивать умение работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.

• Формировать трудовые умения и навыки в изготовлении поделок из соленого теста.

• Развивать память, логическое мышление, воображение детей.

Оборудование: экспонаты мини-музея «Русская изба»: старинная домашняя утварь; деревянные ложки; народные игрушки из разных материалов (матрешки, барыни, свистульки, трещётка, колотушки, лошадка, тряпичные куклы самодельные, куклы из соломы); соленое тесто; доски для лепки; поднос.

Предварительная работа: знакомство с малыми формами русского народного фольклора: потешек, закличек, пестушек, прибауток; рассматривание иллюстраций, знакомство с русской народной игрушкой; русскими народными играми, хороводами; разучивание пальчиковых игр, сопровождаемых потешками и прибаутками.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами посетим очень интересное место – русскую избу, очень похожую на ту, в которой жили русские люди много лет тому назад.

— Вот мы и пришли в нашу избу!

Детей встречает Бабушка – Забавушка, которая приглашает детей.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы мои гости, просим к нам в избу!

Красному гостю – красное место.

В тесноте да не в обиде,

Где потеснее, там и веселее.

В старину гостей встречали, хлебом – солью, шутками, да прибаутками.

Давайте вспомним, что говорили при встрече гостей.

Дети:«Мы рады гостям,

Как добрым вестям,

В избу приглашаем!

— Давайте сядем рядком, да поговорим ладком!

(дети садятся на лавку).

— Самое главное место в избе – «Красный угол». Название «Красный…» означает – «красивый». В «Красном углу» главное место занимал стол. В русской избе мебель была сделана руками самих крестьян, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки, чтобы сидеть за столом, полки.

— В старину дети тоже любили играть. Игрушки для детей мастерились из разных материалов. Что было под рукой, из того и мастерили. Со временем игрушки постепенно совершенствовались.

Б. – Забавушка (подзывает ребят):

— Ребята, посмотрите, что стоит на полке? (На полке стоят народные игрушки из разных материалов: из дерева, из глины, из ткани, из соломы.)Полюбуйтесь нарядными игрушками.

— Из каких материалов их смастерили?

(Б. – Забавушка показывает, а дети отвечают).

Б. – Забавушка (показывает матрёшку):

— Полюбуйтесь красавицей матрешкой! Фигурка ее выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, в ней еще одна фигурка, и так несколько кукол. В нашей стране матрешка является символом русской культуры. Люди со всего света (туристы) приезжают полюбоваться русской матрёшкой.

— Ребята, давайте исполним любимые частушки про матрешек.

(дети исполняют частушки):

— Шли подружки по дорожке

— Было их немножечко:

Читать еще:  Рисуем в стиле «аниме. Разное уроки рисования головы и тела

Две Матрены, три Матрёшки

И одна – Матрёшечка.

— А теперь, исполним частушку с ложками:

(дети берут ложки для частушки и исполняют ее):

В гости к нам

Приглашаем весь народ!

Чтобы мы не загрустили —

Встанем в дружный хоровод!

Проводится народная словесная хороводная игра- забава «Положили через речку очень узкую дощечку…».

После игры Б. – Забавушка приглашает детей сесть на лавочку (дети садятся):

— Все девочки любят играть ….(ответы детей: с куклой).

— Раньше девочки тоже любили играть в куклы и качать колыбельку. Наши девочки сейчас споют колыбельную.

— Баю – баюшки — бай, бай,

Глазки дочка закрывай

Я тебя качаю, тебе напеваю.

При народе будь скромна,

Спи дочка до вечера,

Тебе делать нечего.

— Ребята, наша люлька стоит возле печки, как вы думаете почему?

— около печки тепло.

— Печь занимала важное место в избе. Она была источником тепла и света.

— Для чего еще нужна печь, какая от нее польза?

— Чтобы спать, лежать, греться, сушить одежду.

— Есть про печь такая загадка «Чего из избы не вытащишь?»

— Ребята, а что пекут в печи?

— Баранки, калачи, хлеб, ватрушки, пироги и блины.

— Ребята, какую потешку про печь вы знаете?

— Тень, тень, потетень,

В огороде – то плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится:

По тарелочкам кладет.

Кот к тарелке – скок!

— А сейчас поиграем с пальчиками (проводится пальчиковая игра с использованием русской народной потешки):

Ай, качи–качи-качи! (Изобразить кистями, поднятыми вверх, фонарики).

Глянь – баранки, калачи, (соединить большой и указательный пальцы на обеих руках «бараночки», покрутить ими)

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи. (перекидывать из одной руки в

другую воображаемый горячий пирожок).

С пылу, с жару, из печи –

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи, (руки выставить перед грудью,

ладони повернуть к себе,

переплести большие пальцы,

изображая голову птицы, остальные

пальцы – «крылья», ритмично

Бара – а – а- ночки!

Сейчас уже заканчивается зима. Одним из главных праздников, связанных с проводами «зимы» и встречи «весны» является «Масленица». Этот праздник пришёл к нам из старины и славился широкими русскими гуляньями, забавами, песнями, частушками, хороводами и сжиганием чучела «Масленицы».

— Давайте вспомним потешку про «Масленицу»:

«Вот приехала Масленица

Сударыня – боярыня Масленица,

С сыром, маслом и блином,

И с румяным пирогом.

— Масленица зиму замыкает

Весну – красну приглашает.

— К празднику Масленицы мы налепим баранки, калачи, хлеб, пироги, а печка испечет и порадует нас.

(Проводится лепкаиз соленого теста в сопровождении потешки «Муку в тесто замесили…» .

— Ну – ка, русский народ

Становись в хоровод! (исполняется хороводный танец «Самовар».)

1. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л. Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель. – 247с.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. — 80 с.

3. Берестов В. Д. Марешки. Книжка – раскраска. — М.: САМОВАР, 2013. – 16 с.

4. Фантазии из соленого теста / Елена Рубцова. – М.: Эксмо, 2008. – 64 с.: ил. – (Азбука рукоделия. Вместе с детьми).

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа / И. А. Лыкова. – М.: КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА, 2009. – 144с.

6. Тень – тень, потетень. – Издательство «Книга», 2013. – 128с., (серия «Волшебная страна»).

Мини-музей в детском саду «Русская изба» Фотоотчет о создании в МБДОУ «Соколовский детский сад «Сказка» мини-музея «Русская изба». В нашем дошкольном учреждении реализуется вариативная.

Мини-музей «Русская изба» В нашем детском саду создан мини-музей :»Русская изба «. Мы с ребятами любим посещать это удивительно красивое место. Приходя сюда, ребята.

Конспект экскурсии в мини-музей «Русская изба» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ д. с. №15 г. Касимов. (С участием родителей) ЭКСКУРСИЯ В МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ.

Мини-музей «Русская изба» Россия – страна богатая своей историей и культурой. Каждый житель нашей страны считает себя частью этого богатейшего наследия,а для этого.

Фоототчёт «Мини-музей «Русская изба» Мини-музей » Русская изба» фотоотчётДоброе время суток уважаемые коллеги. Возможно, вопрос покажется неожиданным, странным и всё же: “Давно.

Мини-музей «Русская изба» в детском саду Мы живём в России – стране, богатой своей историей и культурой. Чтобы считать себя частью этого богатейшего наследия, необходимо прочувствовать.

Мини-музей «В гостях у бабушки. Русская изба» Долгожданная Весна уже вовсю хозяйничает — украшает все вокруг цветами и листочками. Как же мы с ребятами рады, ведь теперь можно гулять.

Проект «Мини-музей «Русская изба» Проект мини-музей «Русская изба» Подготовила: воспитатель детского сада № 39 «Буратино» Попаденко Алевтина Фёдоровна Тема проекта: «Русская.

Рассказ-эссе «Мини-музей Русская изба» Рассказ-Эссе «Мини-музей Русская изба» Меня зовут Ирина Виталиевна. Работаю в детском саду, в подготовительной группе. Мне очень интересна.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей»

Светлана Таранова
Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей»

Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Читать еще:  Приветствия в помощь деду морозу и снегурочке. Новогодние поздравления от деда мороза и снегурочки

Материал: иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта, характерные для Древней Руси: печь, люлька, чугунок, коромысло, ведро, ухват, самовар, балалайка.

Ход: Хозяюшка: Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу!

Горница у меня небольшая

Да красивая какая!

Проходите хорошо всё обглядите.

Чтобы узнать о чём мы будем сегодня разговаривать. Отгадайте-ка загадку.

«Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

От Федоры теплота.»

-Правильно, дети! Самое главное в деревенской избе — это печь.

Хозяюшка: Печь — это очаг для приготовления пищи, варочная камера — горнило, и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нём можно готовить очень вкусную еду. Какую пищу в ней готовили? (щи, каша, картошка, блины)

Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной на плите.

А ещё в ней сушили продукты и одежду, на ней спали, раньше даже мылись. То есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек. При помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли хворь, например, простудные заболевания. Зимой в мороз кур под печкой держали.

(Дети разглядывают печь, хозяйка показывает и называет её части)

Хозяюшка: В нижней части печки остается свободное пространство — подпечье части печи. Его используется для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и др. (показывает утварь)

Без печи хата — не хата.

Хозяюшка: Ох, заболталась, я с вами! А обед- то готовить надо! Может поможете мне? А в чём же варили еду? (Дети рассматривают чугун, горшок)

Игра «Варим щи» (дети складывают в чугун овощи, из которых варят щи)

Чтобы щи сварить, нужно печку истопить. Топится она дровами. Каких дрова вы знаете? (берёзовые, дубовые, липовые, еловые).

Дети дрова кладут в печь, хозяйка печь затапливает.

Хозяюшка: Чтобы не обжечься, нужно чугун в печь ухватом брать (ребёнок берёт чугун и ставит в печь).

А, чтобы угли не разгорались, их кочергой размешивали (хозяйка показывает).

-Пока варятся щи, я предлагаю повеселиться. Кто желает сыграть нам на русском народном инструменте балалайке? (дети рассматривают инструмент, пробуют играть). Звучит (фонограмма «Барыня», дети танцуют).

Русский народ всегда славился своим гостеприимством:

Что есть в печи — всё на стол мечи.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Умей в гости звать, умей и угощать.

На столе в избе всегда стоял горячий самовар. Послушайте загадку:

У носатого, у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.

-Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

-Но сначала надо было набрать воды в колодце. Как вы думаете, что для этого нужно? Отгадайте загадку.

На плечах дуга держит вёдра, в них — вода. (Коромысло)

Дети рассматривают коромысло, пытаются пройти с ним.

Хозяюшка приглашает попить чаю из самовара с традиционным русским угощением: сушками, сухарями.

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

Во время чаепития хозяюшка рассказывает о назначении кухонной утвари, загадывает загадки.

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)

Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)

Хозяюшка: Вы, наверное, устали много интересного узнали. Пора вам отдохнуть. А мне делами заняться. До свидания!

«В гостях у Бабушки-Забавушки» экскурсия в мини-музей «Русская изба» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 21 «Рябинка» Конспект комплексного занятия «В гостях.

Мини-музей в детском саду «Русская изба» Фотоотчет о создании в МБДОУ «Соколовский детский сад «Сказка» мини-музея «Русская изба». В нашем дошкольном учреждении реализуется вариативная.

Мини-музей «Русская изба» В нашем детском саду создан мини-музей :»Русская изба «. Мы с ребятами любим посещать это удивительно красивое место. Приходя сюда, ребята.

Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром «Экскурсия в мини-музей ДОУ «Русская старина» Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром «Экскурсия в мини-музей ДОУ «Русская старина» 2 младшая группа Подготовила воспитатель:.

Конспект экскурсии в мини-музей «Русская изба» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ д. с. №15 г. Касимов. (С участием родителей) ЭКСКУРСИЯ В МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ.

Мини-музей «Русская изба» Россия – страна богатая своей историей и культурой. Каждый житель нашей страны считает себя частью этого богатейшего наследия,а для этого.

Мини-музей «Русская изба» Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.

Фоототчёт «Мини-музей «Русская изба» Мини-музей » Русская изба» фотоотчётДоброе время суток уважаемые коллеги. Возможно, вопрос покажется неожиданным, странным и всё же: “Давно.

Проект «Мини-музей «Русская изба» Проект мини-музей «Русская изба» Подготовила: воспитатель детского сада № 39 «Буратино» Попаденко Алевтина Фёдоровна Тема проекта: «Русская.

Источники:

http://docplayer.ru/28552138-Konspekt-besedy-ekskursii-v-mini-muzee-russkaya-izba-podgotovila-vospitatel-starshey-gruppy-zolotoreva-irina-aleksandrovna.html
http://www.maam.ru/detskijsad/-v-gostjah-u-babushki-zabavushki-yekskursija-v-mini-muzei-ruskaja-izba.html
http://www.maam.ru/detskijsad/yekskursija-v-mini-muzei-ruskaja-izba-konspekt-nod-vstrecha-gostei.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector