0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально — художественного развития дошкольников. Досуг «зимняя музыкальная гостиная

Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально — художественного развития дошкольников

Лилия Дивеева
Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально — художественного развития дошкольников

Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве, то она может прозвучать так: влюбить детей в хорошую музыку. Интонационная природа музыки, ее живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – все это роднит музыкальную и словесную речь. Решению проблемы развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку подчинены задачи обучения детей различным видам музыкально- художественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах).

Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных методов и форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В своей работе мы используем такую нетрадиционную форму организации образовательной деятельности по развитию музыкальных и творческих способностей у дошкольников как «Музыкальная гостиная».

Творческие находки по организации «Музыкальной гостиной», которые мы используем своей работе, позволяют нам создать в музыкальном зале атмосферу некоего волшебства, таинства, присущего общению детей с музыкой. Неизменным атрибутом всех встреч является зажженная свеча. Это придает занятию особый колорит. Таким же неизменным атрибутом является и портрет композитора, о творчестве которого пойдет речь на занятии. Для этого в детском саду создана коллекция портретов как классиков отечественной и мировой музыки, так и современных детских композиторов. Композитор А. Вивальди, например, предстает перед нами в образе молодого человека с завитыми локонами и традиционной одежде итальянского городского жителя 18 века. А композитор П. И. Чайковский – в образе русского интеллигента 19 века.

Кроме того, при организации и проведении «Музыкальной гостиной» возникла необходимость в создании библиотеки биографических данных и этапах творческого пути композиторов.

Для более полного восприятия музыкальных произведений, мы стараемся подбирать и подходящий по смысловой структуре литературный материал. Если это «Щелкунчик» Чайковского, то невозможно познакомить детей с музыкой, не используя фрагменты сказки Гофмана. Это – нарядная елка, подарки и, конечно же, кукла – Щелкунчик. А знакомство с музыкой М. И. Глинки подразумевает прочтение отрывков из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Например, «Музыкальная гостиная» «В гостях в Ак-тирмэ (белой юрте)» проходит в виде викторины. Дети отвечают на вопросы: «Что обозначают цвета на государственном флаге?», «Как называется столица нашей республики?», «Какие деревья растут в Башкортостане?», «Голоса каких птиц вы услышали?», «Люди каких национальностей живут в нашей республике?». Естественно, что эти вопросы чередуются с слушанием башкирских, русских, татарских, марийских народных мелодий, что позволяет не только развивать музыкальные способности детей, но и приобщать к народной культуре, воспитывать нравственно-патриотические чувства, толерантность к людям разных национальностей.

Учитывая особенности детского восприятия, мы стараемся создать целостный образ музыкального произведения, включающий и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие. Помогают в этом костюмы героев, атрибуты и декорации, созданные руками воспитателей, детей и родителей. Например, с музыкальным циклом «Времена года» А. Вивальди дети знакомятся на основе сказки «Двенадцать месяцев». Костюмы и атрибуты к представлению этой сказки изготовили родители вместе с детьми. Оригинальные идеи подсказали красочные иллюстрации книг, фотографии журналов и, конечно же, фантазия педагогов.

Но самое главное, в организации «Музыкальной гостиной» — сама музыка. В детском саду мы создали и постоянно пополняем фонотеку классической, современной и народной музыки.

Решать задачи музыкального и творческого развития дошкольников помогает и разработанное нами новое методическое пособие «Музыкальный календарь». Пособие представляет собой двенадцатиугольник, поделенный на четыре сектора различного цвета, символизирующих времена года. Они в свою очередь поделены на секторы-месяцы. Каждому месяцу года соответствует календарный, государственный или народный праздники, которые традиционно празднуются в детском саду. В середине – стрелка, показывающая месяц года и праздник, к которому ведется подготовка в данный момент. Фотографии праздников отражают традиции, обычаи празднования. Кроме того, данное пособие помогает решать задачи художественно-эстетического, познавательного, нравственно-патриотического воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Перспективный план проведения «Музыкальной гостиной», разработанный нами на учебный год включает занятия в младших, средних, старших и подготовительных группах детского сада один раз в месяц. Среди них: «Образ Салавата Юлаева в музыке башкирских композиторов», «Ситцевая Русь», посвященная творчеству поэта С. Есенина, «Клоуны и клоунята», посвященная празднику юмора 1 апреля, «Добрый волшебник», посвященная творчеству композитора В. Я. Шаинского, «Сказочная музыка Римского-Корсакова» и другие.

Читать еще:  Где летом отметить день рождения ребенка. День рождения подростка - организуем праздник

Слушание музыки — уникальный вид музыкальной деятельности. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии. При восприятии и анализе музыки у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

В процессе рассказа о музыке и ее анализе у дошкольника развивается речь, которая становится содержательной, образной и выразительной.

Слушание музыки – универсальный вид деятельности. В программе для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать.

Организуя занятия в «Музыкальной гостиной», мы решаем важную задачу – научить детей слушать музыку, сформировать базу для развития музыкальной культуры.

В такой работе очень важен тесный контакт между музыкальным руководителем и воспитателем, так как воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей. Именно воспитатель поощряет все виды музыкальной деятельности вне занятий, закрепляет умения и навыки выразительного исполнительства, стимулирует творческие проявления в самостоятельной деятельности.

Неотъемлемой частью музыкального развития детей является работа с родителями. Мы работу мы проводим в форме консультаций («Значение музыкальных занятий в воспитании детей», «Музыка в повседневной жизни ДОУ», «Как устроить праздник» и другие, совместных праздников и развлечений, приглашение родителей воспитанников в «Музыкальную гостиную». Конечно, не всех родителей можно привлечь к активному участию в ее подготовке и проведении, но это и не обязательно. Всегда находятся среди родителей энтузиасты, которые с удовольствием откликаются на предложение принять участие в подготовке и проведении такого мероприятия.

Еще одной формой взаимодействия с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников являются красочные афиши, изготовленные руками музыкальных руководителей, с советами и рекомендациями посетить художественную выставку, концерт или выступление учеников школы искусств; совместное с родителями создание альбомов о композиторах, семейных художественных творческих проектов. Настоящим открытием стали проекты «Тридевятое царство», «Улыбка зажигает звезду», в которых приняли участие дети и родители старших и подготовительных групп.

Мы находимся в постоянном поиске новых и интересных методов, приемов работы. Стараемся строить свою работу так, чтобы жизнь ребенка в детском саду была радостной и увлекательной. Если, прослушав музыку, потанцевав, ребенок долго помнит об этом, значит, наша работа не прошла даром.

Музыкальное воспитание в детском саду не предполагает профессионального музыкального, хорового или танцевального образования. Наша задача значительно шире, а поэтому труднее: открыть ребенку дверь в мир музыки, познакомить со звучанием окружающего мира и его внутреннего «Я», дать возможность реализовать себя с помощью музыки, ощутить гармонию и красоту.

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.

Задачи музыкального воспитания в семье. Задачи музыкального воспитания в семье. Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их.

Музыкальная гостиная, как одна из форм организации воспитательной работы

Иванова О.А.

В конце 90-х годов XX века в Российском обществе из-за переосмысления ценностей обострились многие социальные проблемы, в том числе: потеря нравственных идеалов, престижа высокого искусства, в том числе высокой музыки.

А между тем, как говорил В.О. Ключевский: «… искусство ценно не по пользе, которую оно приносит, а по вреду, от которого спасает, доставляя менее грубое развлечение». Поэтому забота о пропаганде высокого искусства становится особенно актуальной.

Именно поэтому в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г. о. Самара возникла идея музыкальной гостиной как формы организации досуга, в которой органично сочетаются обучение и воспитание. С одной стороны, это способствует формированию у ребенка различных представлений о сущности тех или иных явлений, развивает определенные умения и навыки, а с другой стороны, досуг формирует нравственные качества личности человека, такие как целеустремленность, личностную и познавательную активность, умение взаимодействовать с детьми, оказывать взаимопомощь, сотрудничать. Дети с удовольствием участвуют в любой досуговой деятельности. Сама новизна позиции учени­ка обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней.

Воспитание рассматривается педагогом как организованное воспитателем целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества. Педагог – соучастник такого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в этом нелегком движении вперед и выше:

  • Соучастник совместной деятельности (Что делаем?);
  • Стратег деятельности (Зачем делаем?);
  • Инструктор (Как делаем?);
  • Опора (Как легче это сделать?);
  • Уход в тень (Кто это делает?);
  • Корректировщик деятельности (На каком культурном уровне идет работа?)

Педагог представляет культурные ценности как ценностный объект, доступный и восприятию, и пониманию, и оценке ребенка.

Читать еще:  Как убрать обвисшее верхнее веко. Как убрать нависающие веки в домашних условиях и с помощью уколов

В России организация гостиных (салонов) как формы творческих встреч людей, интересующихся какими-либо социально-гуманитарными и литературно-художественными проблемами, носила достаточно распространенный характер в XIX веке, особенно в виде литературно-музыкальных гостиных. Объединяющими для творческого общения в салонах всегда были идеи радения за судьбу России, осмысления богатейшего исторического наследия, развития патриотизма и самосовершенствования.

Музыкальная гостиная, наряду с филармонией, успешно наполняет духовным светом подрастающее поколение, заполняет вакуум эстетического воспитания и творческого общения. Здесь дети узнают новое для себя о музыке и композиторах, делятся своими знаниями и мастерством.

Музыкальные гостиные не рассчитаны на быстрый педагогический результат, но рождают эмоциональный отклик в детских сердцах, открывают новые возможности для формирования эстетического и нравственного отношения к окружающему миру.

Тематика музыкальных гостиный рассчитана на детей от 10 до 13 лет. Предоставляемый материал состоит из пяти циклов:

  • Творчество композиторов-классиков;
  • История музыкальных инструментов;
  • Жанры музыкального искусства;
  • Мы – россияне;
  • Музыка и литература.

Целью организации и проведения музыкальных гостиных является: создание условий для формирования духовно-нравственных качеств эстетически развитой, творчески активной личности средствами художественно–эстетического воспитания.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

  • Познакомить воспитанников с лучшими образцами музыкальной культуры и дать им представления о содержании, форме, контексте этих произведений;
  • Познакомить детей с системой эстетических и нравственных понятий в контексте музыкального произведения;
  • Познакомить воспитанников с элементами анализа музыкального произведения (сюжет и композиция, жанровая специфика, особенности стилистических средств), а также определять место произведения в историко-культурном процессе своего времени, в духовном контексте эпохи; влияние произведения на последующую музыкальную традицию;
  • Приобщить воспитанников к проведению содержательного досуга. побудить их к самосовершенствованию, реализации личностных возможностей.

В организации музыкальной гостиной как формы досуга используются следующие методы:

  • игровые (игровой тренинг);
  • методы театрализации;
  • соревновательные;
  • методы сотрудничества;
  • методы воспитывающих ситуаций (проблемные ситуации, коррекции поведения, метод дилемм);
  • импровизации.

Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это от­ношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.

Игровые тренинги выполняют следующие функции:

  • коммуникативная функция – объединение детей в коллектив, установление эмоциональных контактов;
  • релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
  • развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности;
  • воспитательная функция – воспитание умений проявлять различные личностные качества в игровых моделях, адекватных жизненным ситуациям.

Методы сотрудничества заключаются в равноправном духовном контакте взрослых и детей. К ним относятся: совместные обсуждения, дискуссии, активизирующее общение.

Методы воспитывающих ситуаций заключаются в актуализации нравственных качеств ребенка, в стимулировании нравственного поведения детей. К ним относятся проблемные ситуации, создаваемые взрослыми в процессе проведения музыкальной гостиной. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответ­ственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Методы воспитывающих ситуаций способствуют тому, что взрослые в доверительном общении с детьми формируют жизненное мировоззрение и жизненные позиции, основанные на общечеловеческих ценностях.

Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка ребенка с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать положительный пример. Опираясь на идеал, пример, достойный подражания, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

Метода дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. Дилемма – это ситуация морального выбора. К каждой дилемме разра­батываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.

По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Например, предлагая на выбор учащимся варианты ответов, акцентировать внимание на глав­ном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?».

Ведущим педагогическим методом воспитательной деятельности является педагогическая поддержка, которая позволяет максимально включить воспитанников в процесс сотворчества с композитором, ведущим, исполнителями.

В результате участия в музыкальных гостиных учащиеся:

  • знакомятся с лучшими образцами музыкальной культуры и получат представления о содержании, форме, контексте этих произведений;
  • знакомятся с системой эстетических и нравственных понятий в контексте музыкального произведения;
  • знакомятся с элементами анализа музыкального произведения (сюжет и композиция, жанровая специфика, особенности стилистических средств), а также определять место произведения в историко-культурном процессе своего времени, в духовном контексте эпохи; влияние произведения на последующую музыкальную традицию.
  • приобщаются к посещению музыкальных гостиных как форме проведения содержательного досуга.
Читать еще:  «Развлечение у новогодней ёлки». Сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий новогоднего представления для детей в учреждениях культуры

Возрождение престижа высокой музыки как необходимого условия формирования духовно зрелой, образованной и социально значимой личности будет способствовать повышению культурного уровня, формированию мировоззрения, гражданской и нравственной позиции, воспитанию чувства гордости и ответственности за культурное наследие Родины.

Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально — художественного развития дошкольников. Досуг «зимняя музыкальная гостиная

Актуальность исследования: значение раздела слушание музыки заключается в том, что педагог знакомит детей с разнообразными по содержанию музыкальными произведениями, углубляет и расширяет круг их представлений, воспитывает чувства, музыкальное восприятие и музыкальный вкус. Развитие музыкального восприятия в дошкольном возрасте имеет огромное значение для становления личности ребенка. Этому посвящены труды педагогов В.Н. Шацкой , Н.А. Метлова, Н.А. Ветлугиной О.П.Радыновой, К.В.Тарасовой, А.Г.Гогоберидзе. Решить проблему развития эстетического воспитания посредством музыки ребенка-дошкольника можно разными путями, один из которых – музыкальные занятия. Сочетание произведений различных искусств (художественной литературы, живописи, хореографии) углубляет понимание художественного образа, эмоционально обогащает музыкальное восприятие. Цель исследования: выявить оптимальные средства, методы и приемы музыкального воспитания у детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности. Объект исследования: формы культурно — досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: виды музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие творческих способностей старших дошкольников будет более эффективным, если выполнять следующие задачи: 1.Рассмотреть самостоятельной музыкальной деятельности в творчестве и импровизации на детском музыкальном досуге. 2.Изучить деятельность педагога по формированию основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста. 3. Выявить формы и методы формирования основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: — теоретический анализ, сравнение, обобщение; — изучение и обобщение педагогического опыта; — изучение литературы. Научная новизна работы заключается в том, что в ней раскрываются новые возможности восприятия музыкальных возможностей у детей дошкольного возраста. Основная часть включает в себя одну главу. Заключение подводит итоги проведенной работы. Завершает работу список литературы

Музыкально – творческие способности представляют собой универсальные качества личности, проявляющиеся во взаимодействии различных видов деятельностей, и формируются более успешно, при использовании интеграции музыкальной и театрализованной деятельности в условиях досуга, в процессе которого реализуется потребность содержательного наполнения свободного времени в соответствии с интересами субъекта (ребенка 4-7 лет). Научно-педагогическая категория «культурно — досуговая деятельность» применительно к детям дошкольного возраста — это самостоятельная и специфическая форма организации социокультурной деятельности в дошкольной образовательной организации; важная сфера жизни детей, семьи и детского коллектива. Создание условий для формирования музыкально-творческих способностей и культуры ребенка в процессе изучения и познания эстетических ценностей (духовных, нравственных и др.), а также различных видов искусств (музыки и театра). Значительными возможностями для развития музыкально-творческих способностей обладает культурно — досуговая деятельность детей, которая осуществляется в процессе непосредственного общения ребенка, педагога и родителей. Общеизвестно, что именно этот возрастной период ребенка обладает самыми большими возможностями для развития музыкально-творческих способностей детей. Современная методика музыкального воспитания дошкольников в настоящее время начинает активно разрабатывать вопросы развития и организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. Таким образом, гипотезу доказано, цели и задачи выполнено.

1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с. 2. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. — Спб., 2006. 3. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М. : Владос, 1999. – 576 с. 2. 4. Приказ №31. 08. 2011 Основная образовательная программа начального общего образования 5. Приказ №47 от 23 мая 2011 г. Основная образовательная программа на 2011-2016 годы, 6. Рапацкая, Л. А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века» : учебник для студентов высших учебных заведений / Л. А. Рапацкая. – М. : Владос, 2001. – 384с. 7. Рапацкая, Л. А. Русская музыка в школе / Л. А. Рапацкая. – М.: Владос, 2003. – 320с. 8. Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., Инфра-М, 2007, с. 90. 9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М., 1996. 10. Т. П. Алехина Приказ №43. 5 от 31. 08. 2011 г. Основная образовательная программа 11. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.]. 12. Федеральная целевая программа «Культура России (2001 — 2005 годы) 13. Чащина Т.В, преподаватель фортепиано в своей статье «Специфика работы концертмейстера-пианиста в классе хореографии детской школы искусств» 14. Шацкий С.Т. Искусство как элемент детской жизни. — М.: Просвещение, 1987

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/muzykalnaja-gostinaja-kak-inovacionaja-forma-muzykalno-hudozhestvenogo-razvitija-doshkolnikov.html
http://cvo-samara.ru/colleagues/metod-docs/muzykalnaya-gostinaya/
http://www.work5.ru/gotovye-raboty/103846

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector