Пушкинский музей выставка из ватикана. Сокровища вечного города: в Третьяковке открылась выставка шедевров из Ватикана
10 неизвестных: сокровища Ватикана на выставке в Третьяковке
По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для первого дня недели редакция m24.ru запустила рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
В Третьяковской галерее открылась выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана». В экспозиции – работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена – всего 42 произведения из 460, хранящихся в коллекции. Большинство из них ни разу не покидали стен вечного города и неизвестны широкой публике.
Впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции – шедевры XII–XVIII веков. И впервые Пинакотека привезла 42 произведения из 460 – десятую часть коллекции. В 2017 году Третьяковка покажет в Ватикане одни из лучших шедевров русского религиозного искусства. Этот культурный обмен должен выявить, насколько близки европейская и русская живопись.
Вся экспозиция заняла три зала Инженерного корпуса. Центральным произведением были выбраны две небольшие гризайльные (монохромные) работы, входившие в композицию алтаря Бальони в церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже. «Вера» – женская фигура с потиром (религиозный атрибут) в руке, окруженная путти или, по-другому, маленькими ангелами. У них в руках находятся монограммы – инициалы Иисуса. А Милосердие – это мать, обнимающая младенцев. Путти справа держит на плечах котел с огнем – античный символ мира, отсылающий к истории Олимпийских игр. Такая связь с античностью для художников Возрождения и более поздних эпох не была случайностью: даже в христианском религиозном искусстве мастера находили параллели с культурой древних римлян и греков.
Третьим алтарным изображением был образ «Надежды». Эти три небольших произведения, а также композиция «Положение во гроб», стали первым крупным заказом Рафаэля и сразу же принесли ему успех и признание.
Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо «Положение во гроб», около 1603–1604
Самая значимая и, наверное, известная работа на выставке – «Положение во гроб» Караваджо. Художник стал главным новатором своего поколения. ярко освещенные фигуры его героев прорывают окружающую тьму, что создает невероятный эмоциональный драматический накал в каждом произведении. Иконография сюжета «Положение во гроб» очень необычна: никогда еще эту сцену не изображали в таком ракурсе.
Интересно, что Караваджо никогда не изображал своих святых в нимбах, как это было принято: его моделями были бедняки и бродяги, которых он находил на улицах и в трактирах, а не профессиональные натурщики. Зато их лица всегда выражали то, что было нужно художнику, все тяготы и жизни отражались в их крупных чертах, глубоких морщинах или взъерошенных волосах. Караваджо никогда не допускал случайных деталей: кажется, рука Христа свободна и опущена, а жест пальцев – случаен. Тем не менее, зритель видит именно три пальца, что указывает на то, что Христос проведет во Гробе три дня.
Никола Пуссен «Мученичество святого Эразма», 1628
Картина «Мученичество святого Эразма» стала первым большим заказом Пуссена в Риме. Она предназначалась для одной из капелл в Соборе Святого Петра, строительство которого было только что завершено. Такая жестокая сцена со вспарыванием живота и наматыванием кишок на ворот поражала современников своим натурализмом, тем не менее, отвечала точности библейского сюжета. Пуссен стал одним из главных художников классицизма, антагонистом барочной живописи Караваджо и его последователей. Поэтому не случайно, что на выставке картины расположены друг напротив друга. Так становится заметно, что драматизм Пуссена ничуть не уступает эмоциональной напряженности Караваджо, хотя художники и шли к этому эффекту совершенно различными путями.
Джованни Беллини «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной», около 1471–1474
Беллини был крупнейшим художником венецианской живописной школы XV века. Современник или даже предшественник Рафаэля и Леонардо, он ничуть не уступал им в совершенстве своего искусства. Одним из первых в Италии стал писать маслом, техникой, завезенной в Венецию нидерландскими художниками, да и в самой его живописи чувствуются нотки Северного Возрождения: четкость линий и утонченность пропорций предвосхищают образы северных авторов. Сложная композиция, ракурс, акцент на жестах и подчеркнутой изящности рук поражали его современников.
Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе «Видение святой Елены», около 1575-1580
Веронезе – еще один представитель венецианской школы. Святая изображена в роскошном платье в духе моды XVI века. По легенде ангел явился Елене и велел ей отправляться в Рим на поиски креста Иисуса. Обычно этот сюжет изображали по-другому: Елена представала руководящей работниками, которые откапывали крест. Веронезе же пишет ее спящей, с ангелом, держащим крест в руках. Искусствоведы полагают, что моделью для художника стала его жена.
Гвидо Рени «Святой Матфей и ангел», около 1620
На выставке представлено две работы Гвидо Рени. Образ Святого Матфея с ангелом показателен для творчества Рени в целом: его портретные изображения святых, созданные с караваджисткими свето-теневыми контрастами, стоили больших денег и пользовались огромной популярностью. Подобно Караваджо, он пишет своих святых не спокойными и бесстрастными праведниками, а живыми и эмоциональными персонажами. Матфей изображен в момент создания Евангелия, текст которого он записывает за ангелом.
Мелоццо стал основателем римской школы живописи, расцвет которой пришелся на XVI–XVII века. «Музицирующие ангелы» Форли стали одним из главных туристических брендов Ватикана. Их изображения можно найти повсюду, начиная от сувенирной продукции, заканчивая официальной символикой. Эта фреска находилась в римской церкви Санти Апостоли и украшала ее купол. Образ служил воплощением понятия «музыки небес» и прославлением господа, цитаты из Библии: «Да хвалят имя Его с ликами на тимпане и гуслях да поют Ему, ибо благоволит Господь народу своему, прославляет мирных спасением».
Антонио Аллегри, прозванный Корреджо, «Христос во славе»
Такое изображение Христа было редкостью для итальянской живописной традиции, зато в византийских иконах встречалось часто. Поэтому образ кажется столь похожим на древнерусские иконы, которые стали продолжением византийских традиций: фронтальность композиции, золотой фон, само положение корпуса Христа – все это можно найти в православной иконографии. При жизни слава Корреджо ограничивалась его родным городом – Пармой, но сегодня его работы представляют для исследователей уникальный шанс проследить связь восточной и западной живописных традиций христианства.
Необычная серия картин с изображением наблюдений за всеми известными на тот момент планетами Солнечной системы была создана в начале XVIII века в подарок Папе Клименту XI. Граф Луиджи Фердинандо Марсили надеялся, что после такого презента Папа выделит деньги на строительство в Болонье обсерватории. Этот город, с одним из старейших университетов Европы, уже тогда считался центром Просвещения и культуры. В то же время его натурфилософский контекст сильно выбивается из всего ряда религиозных произведений, представленных на выставке, а атмосфера живописи «галантных праздненств» связывает эти работы с французским искусством эпохи Людовика XIV. Именно поэтому для серии Крети отведен отдельный зал.
Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) «Неверие Святого Фомы»
В экспозиции «Roma Aeterna» можно увидеть сразу две работы Гверчино – «Кающуюся Магдалину» и «Неверие святого Фомы». Оба были крайне популярны в искусстве Ренессанса и в позднейшее время. Картины, написанные на этот сюжет разными художниками, отличались различной степенью драматизма: некоторые мастера изображали Фому, глубоко погрузившим пальцы в рану Христа, за счет чего достигали невероятно яркого, практически физического ощущения у зрителя. Гверчино идет другим путем: жест его Фомы не столь дерзок: драматизм достигается благодаря свето-теневым контрастам и сочетаниям кроваво-красных и насыщенно-синих одежд святых. Это неудивительно, ведь Гверчино считается одним из лучших колористов болонской школы XVII века.
Сокровища вечного города: в Третьяковке открылась выставка шедевров Ватикана
«Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана»
42 произведения искусства из самого сердца Рима
Дата: 25 ноября – 19 февраля
Место: Лаврушинский переулок, 12, Инженерный корпус
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Ради чего идти: чтобы увидеть десятую часть всего собрания Музеев Ватикана – 42 шедевра из 460. Все это – работы мастеров первой величины: Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена. Никогда ранее стены Пинакотеки одновременно не покидало такое количество выдающихся произведений из постоянной экспозиции.
А в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, на которой Третьяковская галерея покажет уникальные произведения русской живописи на евангельские сюжеты.
Что еще: электронные билеты на все сеансы до 1 января уже раскуплены. Новая партия появится на сайте Третьяковской галереи уже 1 декабря. Но это не значит, что на выставку невозможно попасть: в кассах самого музея каждые полчаса продаются по 30 дополнительных билетов.
Цена: 500 рублей.
За новостями и изменениями в графике работы выставки можно следить на сайте Третьяковской галереи.
© 2012 – 2020
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Учредитель и редакция — АО «Москва Медиа». Главный редактор И.Л. Шестаков. Адрес редакции: 127137, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 2. Тел.: +7 (495) 728-73-81. Почта: [email protected].
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Источник и правообладатель информации о курсах валют — ПАО «Московская биржа». По условиям распространения информации обращаться на ПАО «Московская биржа». Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
Выставка в Третьяковке: ватиканские шедевры и тройное чудо
«Пинакотека» — слово древнегреческое. Так называлось левое крыло афинского Акрополя, где находилось собрание картин, принесенных в дар богине Афине. Слово подхватили в Древнем Риме. И именно так – Пинакотека — называется один из ватиканских музеев.
С тех пор как в Ватикан были возвращены шедевры, похищенные Наполеоном, еще никогда такое их количество единовременно не отправлялось вновь в путь. Куда? В Россию, в Москву, на выставку в Третьяковскую галерею, которая открывается 25 ноября.
В эксклюзивном интервью «Вестям в субботу» директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, чем любителям искусства запомнится эта грандиозная выставка.
— Зельфира Исмаиловна, показывайте, что у вас вечного? У меня немного колени дрожат даже при входе.
— Я до сих пор не могу поверить в то, что эти невероятные полотна находятся в Москве, в Третьяковской галерее.
— То есть этого не может быть, потому что этого не может быть?
— Да. До того момента как стали распаковывать ящики, я, честно говоря, так и не верила до конца, что это происходит.
— В России такого никогда не было?
— Не только в России — никогда за всю историю Пинакотеки Ватикана на одну выставку куда бы то ни было не выдавалось такое количество полотен самого первого порядка, полотен, которые являются вечным достоянием человечества.
— «Вечный Рим», вечное достояние… Рафаэль, Караваджо…
— Джованни Беллини, Пуссен, Гвидо Рени, Гверчино, Карло Кривелли, Фра Беато Анджелико, Эрколи де Роберти, Мелоццо де Форли и многие-многие другие!
— Ничего крупно показывать нельзя, согласно правилам, но пока еще есть пустые места. Чем они заполнятся?
— Будут два придела из раннего алтаря Рафаэля, центральная часть которого — «Положение во гроб» — находится в галерее Боргезе.
— Можно я поэстетствую?
— Мне кажется, что незримо здесь присутствует еще один мастер. Мы с вами идем по овалу, который очень напоминает площадь Святого Петра в Ватикане. Я говорю о колоннаде Бернини.
— Вы абсолютно правы. Это было то решение, которое нам предложил известный архитектор Сергей Чобан, приглашенный нами оформить эти выставочные пространства.
— Люди смогут воспользоваться аудиогидом, который озвучил Вениамин Смехов?
— Текст написал Аркадий Ипполитов. Это очень умная и тонкая интерпретация того, что люди увидят на стенах.
— Несколько организационных вопросов. Надпись «Вечный Рим». Некоторые наши соотечественники, чьи религиозные чувства периодически оскорбляются, могут вам сказать: какой такой «Вечный Рим», у нас здесь «Третий Рим», какое такое католическое искусство на православной почве?! А как вы относитесь ко всем этим оскорблениям чувств, атакам на выставки, которые были в последнее время?
— Думаю, что положительно к этому относиться невозможно, но я бы хотела сказать, что эта выставка начинается иконой XII века, которая была написана еще до схизмы, до разделения.
— На православие и католицизм?
— Да. Сама идея этого проекта, инициатива принадлежит президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину и Папе Франциску Первому. Кстати на выставке представлены иконы с изображением святого Франциска Ассизского, чье имя принял Папа Франциск Первый. И эта выставка задумывалась как часть обменного проекта. Выставка из Ватикана в Москве предшествует выставке русской живописи, которая состоится в Ватикане осенью следующего года.
— Это вы уже повезете из Третьяковки?
— Да. Мы представим ту версию интерпретации священных сюжетов, которая создавалась веками на Руси. Мы начинаем с древнерусских икон и показываем, как одни и те же священные сюжеты и темы интерпретировались в иконописи и светской живописи XIX века и начала ХХ века, когда они обретают характер вечных тем, где древнее и священное переплетается с тем, что волнует и волновало современников тех великих русских мастеров, которые создавали эти полотна. Это такие фигуры, как Александр Иванов, Иван Крамской, Николай Ге и многие другие художники. И мы тоже не поскупимся на шедевры. То, что мы отправляем в Ватикан, — вещи со стен Третьяковской галереи.
— Голова кругом идет от того, какое количество шедевров нас окружает. Пройдут считаные дни, здесь будут ходить люди. Как вы в этот раз, учитывая опыт выставок Серова, Айвазовского, построите режим посещения?
— Мы его построим так же, как мы предложили на выставке Айвазовского, — по сеансам. Каждые полчаса будут запускаться где-то 90 человек. Это небольшие залы, и на стенах висят действительно очень важные, ценные для всего человечества произведения, которые требуют очень внимательного и вдумчивого всматривания и прочтения, так что мы хотим создать для наших посетителей ту атмосферу сосредоточенности, которая позволит им удивиться, восхититься, и наконец поверить в то, что сегодня в наши сложные и тяжелые времена возможен такой уровень доверия и такой уровень дружественности, который позволил этим вещам оказаться в Москве.
— Получилось своего рода тройное чудо. Сразу столько шедевров в Москве, основано все это на доброй политической воли, проявленной президентом России и Папой Римским. Но, ведь в определенный момент по финансовым соображениям выставка оказалась под вопросом?
— Да, вы абсолютно правы. Я бы еще хотела добавить, что здесь присутствовала невероятная добрая воля сотрудников музеев Ватикана, которые восприняли то, что мы предлагали, и которые ответили волшебным словом «Si» на наше пожелание. Был невероятно важный момент, когда мы приехали в Ватикан и наши коллеги зачитывали список и говорили «Si». И когда «Si» прозвучало в отношении «Положения. » Караваджо и картины Пуссена » Мученичество святого Эразма», я поняла, что можно дальше не слышать.
— Все! Выставка случилась!
— Потому что все, что уже могло произойти, произошло. Да, эта невероятная и уникальная возможность была поставлена под вопрос финансовый, возникли непредвиденные сложности.
— Кроме транспортных застрахованных рисков еще ведь есть всевозможные страховки?
— Страховка и вообще все, что необходимо предпринять для того, чтобы безопасно перевезти эти вещи. Я думаю, что мы все должны быть признательны Алишеру Бурхановичу Усманову за то, что он принял очень быстрое решение и сделал так, чтобы этот проект был реализован. Поэтому огромные слова благодарности ему не только от меня, от всех коллег, от всех, кто придет на эту выставку.
Источники:
http://www.m24.ru/articles/Tretyakovskaya-galereya/28112016/123295
http://www.m24.ru/articles/vystavki/25112016/123078
http://www.vesti.ru/doc.html?id=2823419&cid=7