0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Создание предметно развивающей среды в доу. Технология создания развивающей предметно — пространственной среды материал на тему. Предметно-развивающей среды в доу

Технология создания развивающей предметно — пространственной среды
материал на тему

Из опыта работы АНо ДО «Город Детства»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технология создания развивающей предметно — пространственной среды

1. Основные идеи технологии

Технология направлена на создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) во вновь построенной дошкольной образовательной организации:

— основные понятия, используемые в проектировании РППС;

— нормативно – правовые документы РФ (СанПиН, ФГОС ДО), дошкольной организации (основная образовательная программа, локальные акты);

— требования потребителей услуг, предоставляемых дошкольной организацией (родителей (законных представителей) воспитанников);

— требования учредителей дошкольной организации.

2. Цель технологии

Оказание практической помощи дошкольным организациям в создании РППС.

3. Содержание понятий, используемых в проектировании РППС

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды — всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, — рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.

Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.

Оснащение воспитательно-образовательного процесса той или иной организации образования формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Предусматривается создание вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды детских садов, школ и других учреждений для детей. Все компоненты предметной среды, как в помещении, так и вне его, увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Город Детства» была открыта в апреле 2014 года в г. Кинель. Это было вновь построенное здание по типовому проекту. Руководствуясь ФГОС ДО и работами представителей науки в области дошкольного образования, были определенны базисные компоненты развивающей предметной среды АНО ДО «Город Детства». Данный опыт может быть полезен другим дошкольным организациям при организации РППС в детских садах.

Проектирование каждого из компонентов осуществлялось с позиции, что ребенок нового поколения имеет другой набор навыков, базовых знаний, представлений об окружающем его пространстве.

Особенности здания организации. Здание АНО имеет сложную конфигурацию. Это способствовало созданию своеобразного интерьера АНО. В качестве отправной точки для внутреннего устройства здания была выбрана идея города в миниатюре, в котором есть свои улицы, площади, переулки, парки, музеи, галереи, медицинские, спортивные, развлекательные, образовательные, жилые, архитектурные объекты, объекты общественного питания. Часть из них была запланирована, а часть – появилась в результате корректировки пространства длинных и просторных коридоров, холлов, которые были разделены на сегменты с помощью установки дополнительных перегородок и дверей. Каждый объект образовательной среды отвечает функциям воспитания, обучения, формирования мировоззрения, социальной адаптации, совершенствованию особых способностей ребенка в соответствии с ФГОС ДО.

Цветовое решение интерьера. В АНО целенаправленно подбиралось цветовое решение, наиболее оптимальное для детей в конкретной жизненной ситуации. При выборе цветового режима учитывались следующие функциональные позиции:

— желтый цвет успокаивает, стимулирует мозг, активизирует умственную работу – все это хорошо для учебной деятельности;

— зеленый цвет дает отдых уму, положительно влияет на нервную систему, дисциплинирует мозг и тело (данные два цвета являются ведущими в оформлении АНО);

— использование голубого цвета в спальне (цвет стен, штор, покрывала на кроватках и т.д.) обусловлено тем, что это биологически пассивный цвет: он снижает ритм дыхания, мускульное напряжение, кровяное давление, пульс. Голубой наиболее успокаивающий, а значит, он способствует засыпанию (в АНО используется в оформлении спален);

— оранжевый цвет улучшает пищеварение, создает ощущение благополучия (используется в режимных моментах, связанных с игрой и приемом пищи – игровые, скатерти, салфетки);

— бежевый цвет – нейтральный, но в то же время имеет высокий коэффициент отражения света, что в целом улучшает зрительное восприятие (цвет стен в картинной галерее);

— белый цвет в оконных проемах АНО обусловлен тем, что это единственный цвет с самым высоким коэффициентом отражения света – 85%, что способствует созданию дополнительных условий для хорошего общего освещения;

— важны не только отдельные цвета, но и композиции из сближенных цветов, так, например, по мнению психологов, сочетание желтого цвета с зеленым успокаивает, помогает сосредоточить внимание, облегчает работу глаз.

Выбирая цвет для игровой зоны, учитывалась взаимосвязь в восприятии цвета поверхностей и стационарного оборудования (шкафов). Их цвета должны быть мягкими, гармонизирующими друг с другом, чтобы не утомлять детей. Это позволяет выделить главные элементы игровой зоны – яркие игрушки (уже не стационарное, а меняющееся оборудование), именно они должны привлекать ребенка в игровой зоне.

Особенности региона, города, страны. Так, например, создание улицы Космической связано с одной из приоритетных отраслей Самарской области – космической. Здесь воспитанники получают первые представления о Солнечной системе, созвездиях, первой космической ракете «Восток», которая доставила первого человека в космос, о местах г. Самары, связанных с космосом. На улице Транспортной воспитанники знакомятся с видами транспорта. Эти знания развиваются в автогородке, расположенном на территории АНО. В нем есть модели двигающихся машин (пожарная, скорая помощь, полицейская, автобус, МЧС), есть проезжая, пешеходная и велосипедная части, светофоры, остановки, заправочная, пост ДПС. На улице Магистральной находятся объекты, связанные с железной дорогой нашего города, Самарской области и России: макеты вокзала нашего города, сети железных дорог России, история развития железнодорожного транспорта от паровоза до современного самого быстрого поезда «Сапсан». В одном из холлов третьего этажа и на рядом расположенной лестнице находятся объекты этнокультурной среды АНО. В холле оборудован мини-музей с русской мини-избой, макетами жилищ самых многочисленных народов Самарской области (татары, чуваши, мордва, башкиры, казахи). Стены лестницы оформлены фресками с сюжетами столицы нашей Родины, главного города Самарской области, родного города Кинель, главных городов республик Татарстан, Мордовии, Чувашии, Башкирии, Удмуртии и столицы Казахстана. Вторая лестница – Историческая — оформлена фотоколлажами временной последовательности событий, связанных с созданием, открытием и текущей жизнью АНО. На стенах третьей лестницы – Обучающей – разместились русский и английский алфавит, цифры, разные фигуры. По ней передвигаются воспитанники 6-7 лет.

Читать еще:  Как отличить натуральную кожу от кожзама и экокожи – проверенные способы распознать подделку. Экокожа: что это за материал, состав, свойства, достоинства и недостатки

Формирование готовности к жизни в информационном обществе. В АНО имеется компьютерно — игровой комплекс. Компьютерно-игровой комплекс включает два примыкающих помещения: компьютерный класс «Эрудит», учебно-игровой зал «Вундеркинд». Компьютерный класс оснащен 8 ноутбуками и интерактивной доской, учебно-игровой зал имеет интерактивную доску и стационарную мебель для занятий и отдыха. Помещения компьютерно — игрового комплекса просторные и светлые. Минимум вещей, не относящихся к игре. Глаз должен отдыхать от информации, получаемой с экрана, поэтому росписи и любой иной пестроты в компьютерном классе и учебно-игровом зале не допускается. Данный комплекс нужен для того, чтобы сформировать у детей мотивационную, интеллектуальную и операциональную готовность к жизни в информационном обществе.

Формирование художественно-эстетического восприятия мира. Музыкально-театральный и танцевальный комплекс представлен салоном-студией «Маэстро» (музыкальный зал) и хореографическим залом «Грация». В этом комплексе продолжается процесс формирования личности ребенка, который может себя творчески выразить в танце, в музицировании, в пении, в театральной роли. В музыкальном зале находятся стульчики для отдыха детей, несколько рядов стульев для взрослых. Общий стиль зала выдержан в классическом стиле, основные цвета интерьера белый и зеленый. Помимо музыкального инструмента (рояль) зал содержит возможность использовать народные и электро-инструменты, а также музыкальный центр. Зал оборудован небольшой сценой — подиумом. Одна из стен хореографического зала облицована зеркальной плиткой. Вдоль всей этой стены имеется балетный станок, который служит не только опорой, но чаще ограждением зеркальной части стены. В зале предусмотрены световые эффекты, используются при этом светящиеся лазерные нити и шнуры.

Изостудия «Разноцветная палитра» в АНО ДО — самое светлое и просторное помещение с отдельно стоящими стеллажами, где хранятся детские работы, пособия, изобразительный материал. В целом студия воспринимается как большая комната, но в то же время условно она разграничена по зонам. Стена студии оформлена обоями в виде квадратной рамы. Маленькая перегородка ограничивает практическую зону, где стоят столы, мольберты. На противоположной стене висит экран. По краям — шкафы-стеллажи. В центре стоят столы и стульчики для детей.

Ведущая роль в изостудии отводится художнику-педагогу, который планирует и проводит практические занятия с детьми, при этом для работы могут быть привлечены другие специалисты — психолог, логопед, музыкальный работник и физкультурный руководитель.

Физкультурно-оздоровительный комплекс в АНО включает физкультурный зал «Олимпийский резерв», спортивно-игровую площадку во дворе, плавательный бассейн «Акватория», мини-стадион, медицинский блок. Спортивный зал, бассейн и спортивные площадки уже при проектировании продумывались и как место игры, и как интересные познавательные пространства: спортивный зал оформлен в стиле «Олимпиады – 2014», бассейн в виде подводного царства, спортивно-игровая площадка оснащена игровым и спортивным оборудованием для игровых занятий дошкольников, мини-стадион оборудован точно также как и взрослые стадионы: поле для игры в футбол, баскетбол, волейбол, беговая дорожка, яма для прыжков в длину и метания снарядов, трибуны для зрителей. Мини-стадион действует в течение всего года. В зимний период на футбольном поле организовывается каток для обучения элементам игры в хоккей и катанию на коньках. На месте беговой дорожки делается лыжня. Физиотерапевтический кабинет оснащен необходимым оборудованием для предоставления необходимой профилактической помощи воспитанникам. Помещения медицинского блока находятся на первом этаже в составе: кабинет врача, процедурная, изолятор на две палаты, приемная изолятора, санитарно-бытовое помещение (санузел). Помещения отделения медицинской помощи оборудованы соответствующей мебелью отечественного производства.

Коррекционной блок физкультурно-оздоровительного комплекса в АНО представлен: два кабинета логопедов, кабинет психолога, сенсорная комната. Кабинеты специалистов – это просторные светлые комнаты. В кабинете предусмотрены максимум удобств для самого педагога и для его клиентов: удобная мебель, зеркала, игрушки. Сенсорная комната «Иллюминариум» оборудована для коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ: пучок фибероптических волокон «Звездный дождь» , «Гроза» , цветодинамический проектор заливки света, фонтан «И» , модуль «Жар-птица» , золотой уголок, сухой бассейн.

Помещения, обеспечивающие быт детской организации , важные составляющие предметно-пространственной среды АНО ДО. Помещения и технологические узлы кухни, кастелянтской, прачечной, аппаратной отвечают современным эргономическим требованиям. Дизайн помещений, учитывая технологию труда, способствует снижению утомляемости персонала, удовлетворяет потребность работающего в функциональном, в том числе и визуальном комфорте.

Проектирование групповых и спальных комнат в АНО мало чем отличается от стандартных решений в других детских организациях. Зато интерьер групповых выполнен с выдумкой и даже находчивостью. Группы имеют двойное название: «Морячки-бодрячки», «Зайки-знайки», «Шарики-смешарики», «ArtBeby», «StarKids» и т.д. Интерьер групповых и спален представлен без излишней декоративности, но со вкусом, в соответствии с названием группы. Проект группового помещения предусматривать смену обстановки, объектов и среды в деятельности детей в связи с возрастными периодами их развития в соответствии с основной общеобразовательной программой АНО ДО. Особенностью организации является то, что дети переходят из группы в группы в зависимости от возраста (средняя, старшая, подготовительная группа и т.д.), с первого по третий этаж. Тем самым с РППС АНО знакомятся не только дети, но и родители.

Территория АНО – двор — парк. На территории АНО располагаются прогулочные площадки, фруктовый сад, аллеи лиственных и хвойных деревьев, огород, «сухой ручей» с мостиком, единственная в городе металлическая скульптурная композиция «Семья аистов», которая олицетворяет успешное партнерство коллектива детского сада, родителей воспитанников и учредителей — администрации городского округа Кинель, территориального объединения работодателей города, общественной организации «Молодежь городского округа Кинель».

В прогулочной зоне функционирует учебно-игровой комплекс «Метеоплощадка», который оснащен метеорологическими приборами и приспособлениями: солнечные часы, термометры, осадкомер, флюгель, ветряной рукав, искусственный водоем. Цель данного объекта в организации интерактивного пространства детского сада и формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Важным объектом на территории АНО ДО «Город Детства» является учебно-игровой комплекс «Автогородок». Основное направление учебно-воспитательной работы данного комплекса заключается в том, чтобы познакомить детей с правилами безопасного поведения на улицах города и мерами предупреждения ЧП с участием детей.

4. Способы диагностики эффективности созданной РППС

— Диагностика педагогического процесса дошкольной образовательной организации.

Уровень развития воспитанников АНО по образовательным областям

Создание предметно развивающей среды в доу. Технология создания развивающей предметно — пространственной среды материал на тему. Предметно-развивающей среды в доу

Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной среды в ДОУ

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.

Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – образовательные организации), требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования).

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда), создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учѐтом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности.

Читать еще:  Поделки из тыквы своими руками в детский сад и для школы. Вот что произойдет, если взять этот осенний овощ и срезать у него верхушку… Но только ровно по кругу

Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

· максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

· наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

· охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

· возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;

· двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Наполняемость предметной среды должна отвечать принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во ФГОС дошкольного образования, важно подготовить необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей. Вместе с тем предметная среда должна создаваться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, поисково-исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др).

При создании предметной развивающей среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Необходимо уделять внимание информативности предметной среды, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования для активности детей во взаимодействии с предметным окружением. Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Предметная среда современного детского сада не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени.

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогической ценности. Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Вместе с тем традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе. Руководителям образовательных организаций необходимо систематически проводить анализ состояния предметной среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.)

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах предметная развивающая среда должна отвечать: — критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в образовательных организациях, — санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях.

Рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

2. При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:

· полифункциональности : предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;

· трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

· вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

· насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

· доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

· безопасности: среда преполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

3. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

4. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

5. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

6. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

7. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами

7.1. Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.

7.2. Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;

7.3. Дидактическими свойствами. Игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;

7.4. Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

8. При подборе материалов и определении их количества педагоги должны учитывать условия каждой образовательной организации: количество детей в группах, площадь групповых и подсобных помещений.

9. Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации образовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами.

10. Материал для сюжетной игры должен включать предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства.

11. Материал для игры с правилами должен включать материал для игр на физическое развитие, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственное развитие.

12. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также включать оборудование общего назначения. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.

Читать еще:  Почему Гоголь называет смех самым положительным персонажем? В пьесе Ревизор. Срочно нужно сочинение!!!!!!! на тему "кто по вашему положительный герой в комедии ревизор

13. Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.

14. Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности должны включать материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал. Это оборудование поможет создать мотивационно-развивающее пространство для познавательно-исследовательской деятельности (н-р: телескоп, бинокль-корректор, детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы и т.д.).

14.1. Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т.п.). Данная группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойства и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.).

14.2. Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.

14.3. Группа нормативно-знакового материала должна включать разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы, математические мульти-разделители, магнитные демонстрационные плакаты для счета и т.д.

14.4. Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие типы оборудования для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.

15. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

· психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка;

· психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды

· зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны);

· слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек;

· тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка;

· факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка

· антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды.

16. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

· провоцируют ребенка на агрессивные действия;

· вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры

· людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

· вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

· провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

· вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Технология создания развивающей предметно-пространственной среды

Марина Зверева
Технология создания развивающей предметно-пространственной среды

Прежде чем начать работу по изменению развивающей предметно — пространственной среды нужно изучить документы, содержащие нормативные требования. Список на вашем экране, он конечно не весь.

После работы с нормативными документами нужно определиться с образовательной программой, по которой вы будете работать.

Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. М. Комарова, М. А. Васильева.

Ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы с детьми вашей группы, составьте список пособий, оборудования, игр и материалов.

— учебно – методические пособия, необходимые для воспитания и обучения;

— игры и игровые материалы для самостоятельной детской деятельности;

— специальное оборудование для детских видов деятельности (игровые уголки, горка, ширма и прочее).

В нашем детском саду этот список оформлен в виде паспорта группы.

Это папка с файлами, которая в течение года дополняется материалами. Сделанными руками воспитателей, детей и родителей, а так же оборудованием, которое приобретается учреждением.

По итогам первого года работы в проекте можем рекомендовать следующее оборудование. В нашей группе за прошедший год хорошо зарекомендовали себя эти модули модули.

Определите пространственное размещение оборудования в группе и дополнительных помещениях (в спальне, раздевалке и др., придерживаясь принципа не жесткого центрирования.

Это можно сделать как на компьютере, так и на бумаге, как делали мы.

Для начала лист бумаги нужно разделить на зоны: активную, рабочую, спокойную. Затем взять и вырезать, например, из картона условную мебель и расположить ее на этом листе. Это значительно сократит ваше время и избавит от лишней работы по перестановке мебели в группе.

Также при распределении мебели нужно учитывать и возрастные особенности детей.

Поместите мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме. Наполните оборудование игровыми материалами, необходимыми в первые два-три месяца работы.

.Изучите интересы, предпочтения, особенности детей группы (на основе беседы с детьми и родителями, анкетирования родителей) и внести коррективы в предметно- развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей.

Под особенностью ребенка может подразумеваться даже ребенок левша. У нас в группе есть такой ребенок и специально для него были приобретены ножницы для левши.

Продумайте последовательность внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года, учитывая при этом содержание образовательной программы, приобретение новых игровых материалов и инициативу детей.

Так в нашей группе образовалось невостребованное пространство. Одна из девочек принесла в группу счетную машинку и буклеты сбербанка, которую ей дала мама – работник банка. Эта машинка вызвала такой интерес, что через 3 дня в группе появился уголок – сбербанк.

Учитывая инициативу и интересы детей, мы поменяли местами центр сюжетно-ролевой игры и создали уголок уединения. В нашей группе он еще называется «центром психологической разгрузки». Для этого там размещены: баночка — кричалка, мешочек – смеха, расслабляющий коврик.

Предметно-пространственная развивающая среда группы должна быть не только безопасной, комфортной, но и стимулировать развитие детей, решать образовательные задачи. Для этого в нашем детском саду была создана технологическая карта. Содержание технологической карты меняется согласно тематическому планированию. На экране пример такой технологической карты.

Предметно-пространственная развивающая среда должна стимулировать детскую деятельность. Развивать такие качества как: самостоятельность и инициативность. С этой целью в центры вводятся схемы работы с тем или иным материалом, обозначаются правила работы в центрах, предлагаются игры и задания разных уровней сложности.

Вот такой опыт по созданию предметно – развивающей среды сложился на сегодняшний день в нашем саду. Какие рекомендации мы учтем при формировании развивающего пространства в нынешнем году? Обязательно надо фиксировать на фото все инициативы и изменения в предметной среде. Это позволяет проследить динамику проделанной работы и вовремя заметить ошибки. Спасибо за внимание1

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/12/13/tehnologiya-sozdaniya-razvivayushchey-predmetno
http://www.sites.google.com/site/fgosdovlad/home/fgos-do—struktura/materialno-tehniceskoe-obespecenie/trebovania-k-razvivausej-predmetno-prostranstvennoj-srede-dou/metodiceskie-rekomendacii-po-sozdaniu-predmetno-prostranstvennoj-sredy-v-dou
http://www.maam.ru/detskijsad/tehnologija-sozdanija-razvivayuschei-predmetno-prostranstvenoi-sredy.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector