4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Загадки кому на руси жить хорошо примеры. Вопрос: кому на руси жить хорошо поговорки

Пословицы и поговорки из поэмы Кому на Руси жить хорошо

Основные персонажи поэмы – это семеро освобождённых крепостных, которые отправляются в путешествие по земле Русской в поисках ответа на вопрос: кто же на родной земле живёт счастливо и вольготно? Таков он, упрямый характер простого человека: «Мужик что бык» — если уж решит что-то, то не отступит с намеченного пути.

В разные уголки Родины и к разным людям приводят героев поиски истины. Не нашлось счастья у священника, сопровождающего людей в горе и беде, не знает он ни душевного покоя, ни почета в народе. Не находят странники счастливых и средь крестьян, напротив – нелёгкая жизнь народа предстоит перед их глазами, о чём говорят многие пословицы и поговорки произведения. Вся жизнь крестьянина – это тяжёлый изматывающий труд. Именно поэтому так часто в народе восхваляется трудолюбие: «Рабочий конь солому ест, а пустопляс – овес!». Но, в то же время, слышится усталость и отчаяние людей: «С работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат».

Возможно, не там ищут герои ответ на свой вопрос? Может русские женщины знают, что такое счастливая жизнь? Но, увы, и здесь не удалось им решить свой спор, ключи от счастья женского давно потеряны, тяжела и печальна женская доля. Не принесла счастья отмена крепостного права и помещикам, оставив их без крестьян, умеющих обрабатывать землю, в разрухе и упадке. И барин, и мужик нелегко переживают этот сложный период.

Многочисленные пословицы и поговорки, которые автор приводит в поэме – это кладезь народной мудрости. Они делятся с читателем житейскими советами: «Хвали траву в стогу, а барина – в гробу», высмеивают людей жадных и глупых: «Горда свинья: чесалася о барское крыльцо!», прославляют семейные ценности, любовь к детям. Учат хорошему, доброму, вечному. Благодаря им читатель имеет возможность проникнуться атмосферой того времени, почувствовать культуру общения простых людей.

Долгие годы Некрасов собирал материал для одного из своих самых грандиозных произведений. Что-то он почерпнул, общаясь с простыми людьми, а что-то из воспоминаний детства. Будучи мальчиком, писатель часто гулял с крестьянскими детьми, слушал русские народные сказки в исполнении няни-крепостной. А когда подрос, любил приезжать на охоту, во время которой останавливался в домах простых людей, бывал на сельских ярмарках, праздниках.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» отражает народную культуру крестьянской Руси в период отмены крепостного права, когда беседа людей состояла из множества поговорок, пословиц, поверий и загадок. Произведение насыщено богатым, остроумным, самым настоящим народным фольклором.

Также читают:

Картинка к сочинению Пословицы и поговорки из поэмы Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

Поэма «Дон Жуан» — самое значительное произведение Байрона, созданию которого он посвятил последние годы своей жизни. Это очень объемный и разноплановый труд, который по обилию событий и характеров персонажей

Читать еще:  Художественные приемы, с помощью которых центральный образ получает углубленную характеристику. В чем прелесть февронии

Данная легенда начинается с того, что двухгодичный ребенок лесника пропадает в тропических зарослях.Безусловно, ребенку грозит гибель, в одичавшей натуре очень многое количество угроз

Рассматривая прозу В. Белова «Привычное дело», мы можем почувствовать тоску автора по деревне. Между строк читается, что Белов знает о деревенской жизни не понаслышке.

В сказочной стране живут необычные жители — коротышки. Они ростом с небольшой огурец. Все коротышки в свою очередь делятся на малышей и малышек. Имена сказочных героев соответствуют их внешности, характеру или виду деятельности.

Свой роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал под впечатлением от «Фауста» Гёте, который его сильно поразил. Даже имя главной героини, – Маргарита, является полным именем от европейского сокращения Гретхен – героине и возлюбленной Фауста

пословицы и поговорки в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Подскажите, пожалуйста, а то не найду — (

Так шли — куда не ведая.. . — отголосок названия народной сказки «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» .

Ой тени! тени черные! Нельзя поймать-обнять! — Эти стихотворные строки основаны на народных загадках про тень: «Что с земли не поднимешь?» , «Что глазами увидеть можно, а руками взять нельзя?» , «Чего не догонишь?» .

И молвил: «Пташка малая, А ноготок востер! » — Переработанная народная пословица: «Невеличка птичка, да коготок остер» .

Солдаты шилом бреются, Солдаты дымом греются.. . — народная пословица. Ср. у В. И. Даля: «Солдат шилом бреется, дымом греется» .

Дворяне колокольные.. . Поповы терема.. . — Здесь использованы народные речения и поговорки о попах, например: «Из высоких дворян, чьи терема под небеса ушли» , «Из колокольных дворян» .

А тут — хоть волком вой! — Переработка народных поговорок: «Хоть песни пой, хоть волком вой» , «Хоть волком выть» .

Там шла торговля бойкая, С божбою, с прибаутками.. . — Ср. с народной поговоркой: «Без божбы не продашь» .

. Так рады, словно каждого Он подарил рублем! — Вариант народных поговорок: «Что слово молвит, то рублем подарит» , «Что взглянет, рублем подарит» .

«И рад бы в рай, да дверь-то где? » — Переделанная народная пословица: «И рад бы в рай, да грехи не пускают» .

Хожалый — рассыльный при полиции. Ср. с народной поговоркой: «Не в бровь, а прямо в глаз» .

Да брюхо-то не зеркало.. . — Ср. с народной пословицей: «Брюхо — не зеркало: что попало в него, то и чисто» .

Не волчий зуб, так лисий хвост.. . — от поговорки «Не волчий рот (зубы) , а лисий хвост» .

А ты, примерно, яблочко С того выходишь дерева? — В подтексте крестьянского вопроса скрываются пословицы: «Яблочко от яблоньки недалеко откатывается» , «Каково деревце, таковы и яблочки» .

С работы, как ни мучайся.. . А будешь ты горбат! — Переработка народной пословицы: «От работы не будешь богат, а будешь горбат» .

. «за погудку правую Смычком по роже бьют! » — Здесь использована народная пословица: «За правдивую погудку смычком по роже бьют» . Смычок по охотничьей терминологии — веревка для связывания (смыкания) попарно гончих собак при выезде на охоту.

У Клима совесть глиняна, а бородища Минина.. . — Переработанная народная пословица: «Бородка Минина, а совесть глиняна» . Минин — нижегородский купец, организатор народного ополчения против польской интервенции в начале ХVII века, почитавшийся образцом честности и порядочности.
. икается, Я думаю, eмy! — Народная примета — «икается на помин» или «Икнулось — подобру ли вспомянулось?» .

Читать еще:  Как лучше измерять базальную температуру. Как вести график и что нужно учитывать? Нормы базальной температуры при наступлении беременности

«Hy! леший шутку славную Над нами подшутил! » — По народным поверьям, леший сбивает людей с пути: «Леший пошутит — домой не пустит» .

Горда свинья: чесалася О барское крыльцо! — Здесь использованы народные пословицы: «Где прошла свинья, там и почесалась» , «Напала на кошку спесь: не хочет с печи слезть» .

Хвали траву в стогу, А барина — в гробу! — Переделанная народная поговорка: «Хвали рожь в стогу, а барина в гробу» .

. А мир дурак — доймет! — Перефразировка народных пословиц: «С миром не поспоришь» , «Мужик умен, да мир дурак» .

Бедами упиваемся, Слезами умываемся.. . — Перефразировка народных пословиц: «Упился бедами, опохмелился слезами» , «И почище нас, да слезой умываются» .
Бояре — кипарисовы.. . . И гнутся-то, и тянутся.. . — Использована народная пословица: «Бары кипарисовые, мужики вязовые (и гнутся и тянутся)» .

Под мужиком лед ломится, Под барином трещит! — Переработанная народная пословица: «Под кем лед трещит, а под нами ломится» .

Загадки в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова (фольклор)

Ниже представлены 25 русских народных загадок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова (фольклор в произведении).

Загадки в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова (фольклор в произведении)

«. Ой тени! тени черные! / Кого вы не нагоните? / Кого не перегоните? / Вас только, тени черные, / Нельзя поймать – обнять. «
(в основе лежат народные загадки про тень: «Чего не догонишь?», «Что глазами видеть можно, а руками взять нельзя?», «Что с земли не подымешь?».

«. Никто его не видывал, / А слышать всякий слыхивал, / Без тела — а живет оно, / Без языка — кричит. «
(в основе лежит народная загадка про эхо: «Живет без тела, говорит без языка, плачет без души, смеется без радости; никто его не видит, а всяк слышит»)

«. Пришла весна — сказался снег!/ Он смирен до поры: / Летит — молчит, лежит — молчит, / Когда умрет, тогда ревет. «
(в основе лежит народная загадка про снег: «Летит — молчит, сядет — молчит, а помрет да сгинет, так и заревет»)

«. Лука похож на мельницу: / Одним не птица мельница, / Что, как ни машет крыльями, / Небось не полетит. «
(в основе лежит народная загадка про мельницу: «Птица-юстрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места»)

«. Смеется солнце красное, / Как девка из снопов. «
(в основе лежит народная загадка про солнце: «Красна девушка в окошко глядит»)

«. Так с бородой козел / Гулял по свету ранее, / Чем праотец Адам, / А дураком считается / И посейчас козел. «
(в основе лежат народные загадки про козла и барана: «Кто с бородой родился?», «Кто прежде родился: баран или Адам?»)

«. Земля не одевается / Зеленым ярким бархатом / И, как мертвец без савана, / Лежит под небом пасмурным / Печальна и нага. «
(в основе лежит народная загадка про землю и снег: «Ни хилела, ни болела, а саван надела»)

«. Замок – собачка верная: / Не лает, не кусается, / А не пускает в дом. «
(в основе лежит народная загадка про замок: «Черненькая собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает»)

«. Подлец ты, не топор! / Пустую службу, плевую / И ту не сослужил. / Всю жизнь свою ты кланялся, / А ласков не бывал. «
(в основе лежит народная загадка про топор: «Кланяется, кланяется: придет домой, растянется»)

Читать еще:  Вязаные кофты регланом. Как связать женский свитер: для начинающих, красивый стильный, молодежный, реглан сверху спицами, шарф свитер, свитер шапочка, схемы с описанием косами

«. Ночь тихая спускается, / Уж вышла в небо темное / Луна, уж пишет грамоту / Господь червонным золотом / По синему по бархату. «
(в основе лежит народная загадка про небо и звезды: «Написана грамотка по синему бархату, и не прочесть этой грамотки ни попам, ни дьякам, ни умным мужикам»)

«. Куда же ты, Оленушка? / Постой! еще дам пряничка, / Ты, как блоха проворная, / Наелась – и упрыгнула. Погладить не далась. «
(в основе лежат народные загадки про блоху: «Мала, а проворна; Где бывает — Там повелевает. » и «Пои, корми, а погладить не дается»)

«. И веник дрянь, Иван Ильич, / А погуляет по полу, / Куда как напылит. «
(в основе лежит народная загадка про веник: «Невелик мужичок, ножки жиденьки, подпоясан коротенько, а по избе пройдет — так пыль столбом»)

«. Не веретенце, друг! / Вот то, чем больше вертится, / Пузатее становится. «
(в основе лежит народная загадка про веретено: «Чем больше я верчусь, тем больше я толстею»)

«. Весь век пила железная / Жует, а есть не ест. «
(в основе лежит народная загадка про пилу: «Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает»)

«. А свиньи ходят по земи — / Не видят неба век. «
(в основе лежит народная загадка про свинью: «По земле ходит, неба не видит»)

«. Привстал — и бабу за косу, / Как редьку за вихор. «
(в основе лежит народная загадка про редьку: «Кто ни подошел — всяк меня за вихор»)

«. Стоят «князья Волконские» / И детки их, что ранее / Родятся, чем отцы. «
(в основе лежат народные загадки о копнах, снопах, стогах сена: «Наперед отца и матери детки родятся», «Текушки текут, бегушки бегут, хотят Волынского князя сломать».

«. Соринка – дело плевое, / Да только не в глазу: / Пал дуб на море тихое, / И море все заплакало. «
(в основе лежит народная загадка про соринку в глазу: «Пал дуб в море; море плачет, а дуб нет»)

«. Как рукомойник кланяться / Готов за водку всякому. «
(в основе лежит народная загадка про рукомойник: «Один богомол — и всем кланяется»)

«. Придет пора последняя: / Заедем все в ухаб, / Не выедем никак, / В кромешный ад провалимся. «
(в основе лежит народная загадка о могиле «Заедешь в ухаб, не выедешь никак»)

«. Уж налились колосики. / Стоят столбы точеные, / Головки золоченые. «
(в основе лежит народная загадка о колосьях ржи: «На поле Ногайском, на рубеже Татарском стоят столбы точеные, головки золоченые»)

«. Теперь горох у всякого — / У старого, у малого, / Рассыпался горох / На семьдесят дорог. «
(в основе лежит народная загадка про небо, звезды или град: «Рассыпался горох на двенадцать (на семьдесят) дорог»)

«. Такая свекла добрая! / Точь-в-точь сапожки красные, / Лежит на полосе. «
(в основе лежит народная загадка про свеклу: «Красненьки сапожки в земельке лежат»)

«. Да правды из мошенника / И топором не вырубишь, / Что тени из стены. «
(в основе лежит народная загадка про тень: «Чего из стены не вырубишь?»)

«. А силой тот не хвастайся, / Кто сна не поборал. «
(в основе лежат народные загадки про сон: «И рать и воеводу в один мах перевалял», «Кого не осилит ни князь, ни псарь, ни княжий выжлок?»)

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/nekrasov/poslovicy-i-pogovorki-iz-poehmy-komu-na-rusi-zhit-horosho
http://otvet.mail.ru/question/66839069
http://www.literaturus.ru/2015/11/zagadki-Komu-na-Rusi-zhit-horosho.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector