Конспект нод по ознакомлению детей с художественной литературой. Конспект НОД по восприятию художественной «Кто хозяин
Содержание
- 1 Конспект нод по ознакомлению детей с художественной литературой. Конспект НОД по восприятию художественной «Кто хозяин
- 1.1 Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
- 1.2 По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 1.3 Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой
- 1.4 Ход НОД:
- 1.5 Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой
- 1.6 Зима недаром злится.
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
НОД по ознакомлению с художественной литературой
Возрастная группа: подготовительная
Тема: Владимир Иванович Даль «Старик –годовик»
Форма работы: групповая
Виды детской деятельности в НОД: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
-загадки про времена года;
-чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»;
-беседы по временам года: зима, весна, лето, осень;
-работа в уголке природы по временам года, месяцам;
Цель: знакомство с новым литературным жанром сказка-загадка.
-дать понятие о новом литературном жанре сказка-загадка;
-обогатить словарь детей новыми словами: душно, знойно, жать, серп;
-развивать умение различать литературные жанры: сказка, загадка;
-закреплять умение сравнивать, обобщать и делать выводы;
-систематизировать знания детей о годовом цикле, о принадлежности месяцев к определенному сезону, о количестве недель в месяце, о днях составляющих неделю;
-развивать умение работать в группах.
1. Мотивация детей к деятельности
Дидактическая игра «Узнай что это? »(знакомая детям игра)
В руках карточки с изображением треугольника- это загадка, круг- сказка. Я прочитаю текст, а вы покажете соответствующую карточку.
На цепи сидит, дом сторожит.
2. Козлятушки, ребятушки!
Ваша мать пришла- молочка принесла!
Бежит молочко по вымечку, из вымечка по копытечку.
Из копытечка во сыру землю.
Свернется- он колкий,
Рукой не возьмешь.
4. Была у одной вдовы дочь, была у неё еще и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а дочка и лицом нехороша, и лентяйка страшная. Дочку свою вдова очень любила и всё ей прощала, а падчерицу заставляла много работать и кормила очень плохо.
Поиграем ещё в одну игру «Доскажи словечко»
Мы сегодня с вами
Отгадали все (загадки)
Не спеши катать салазки,
А послушай лучше (сказки)
2. Целеполагание Ребята, я прочту вам произведение, написанное Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад.
У меня возникла такая проблема: не могу разобраться к какому жанру литературного произведения оно относится.
Может вместе разберемся, поможете?
Наглядный мультимедиа (презентация)
Показ презентации В. И Даль «Старик-годовик»
Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.
3. Совместная работа по нахождению способов деятельности Словесный (беседа, вопросы к детям, пояснение)
Как вы думаете к какому жанру относится это произведение?
Верно, ребята.Вы правы, это произведение действительно является и сказкой, и загадкой.
Так здесь есть и вымысел- волшебные птицы, старик-годовик. Загадкой является, так как надо узнать названия непростых птиц. Я вам открою секрет, оказывается есть такой жанр как сказка-загадка. Произведение Владимир Ивановича Даля с которым мы с вами познакомились тоже является сказкой -загадкой.Спасибо, что помогли разобраться.
(Беседа по прочитанному)
— Кто такой старик-годовик?
(Волшебник, который управляет временами года, месяцами, следит за их очередностью.
Мудрый, добрый, серьёзный. А иногда и веселый, у него много забот и он все успевает)
-А что за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (месяцы)
-Кто скажет сколько месяцев в году?
-Первая тройка птиц к какому относится времени года?
-Как догадались, что речь идет о зиме (повеял холод, мороз)
-Назовите зимние месяцы?
Это первая загадка, которую вы разгадали.
-Какие ещё три птицы полетели? Назовите месяцы?
-Кто был внимательным? Какие признаки весны в тексте? (снег стал таять, на полянке показались цветы)
Это вторая загадка, которую разгадали.
-Следующие три птицы назовите? (летние месяцы)
-Что означают слова жарко? (жаркая, горячая погода)
Знойно? (сильная жара от нагретого солнцем воздуха)
Душно? (горячий, жаркий, спертый для дыхания воздух, стесняющий дыхание)
-Как вы понимаете выражение жать рожь? (срезать под корень стебли растений)
-Как вы думаете, а когда же, в какой месяц начинали крестьяне жать рожь? (в августе)
-Кто из вас знает, чем жали рожь раньше? (показать серп)
-А что используют сейчас во время жатвы? (показать макет комбайна)
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинкам побежим,
До полянки добежим.
На полянке, на полянке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немного отдохнем!
И домой пешком пойдем.
Давайте присядем, у нас ещё остались неразгаданные загадки старика-годовика.
-Какая же последняя тройка вылетела из рукава Старика-годовика? (осенние месяцы)
-Назовите эти месяцы?
-Сколько всего птиц выпустил Старик-годовик? (12 птиц – месяцев)
-Почему именно 12 птиц?
Верно, так как в каждом времени года по три месяца.
-Какое время года любите вы? Почему именно это время года (показ слайдов времен года)
Да, все времена года хороши по- своему.
-Что за четыре крыла у каждой птицы? (4 недели)
— Какие семь перьев в каждом крыле? (дни недели)
И ещё одна загадка есть в этом произведении, что значит, что у каждого пера одна половина белая, другая черная? (смена дня и ночи)
-Так к какому жанру относится это произведение? Верно, это сказка-загадка, оказывается есть такой жанр. На свете есть много сказок-загадок, вы сними познакомитесь ещё.
-Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку-загадку?
-Чему он хотел научить нас?
-Верно, нужно знать названия месяцев, времен года, дней недели, уметь пользоваться календарем. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придет следующее, ещё лучше прежнего.
3. Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности Игровой (загадывание и отгадывание загадок, рисование предметов)
Словесный (придумывание сказки)
Игра «Нарисуй предмет»
Нужно поделиться на две команды и нарисовать любой предмет, придумать про него загадку, не называя его. После того, как дети отгадают загадку, придумать про это сказку.
4. Рефлексия (подведение итогов) -Что нового и интересного узнали сегодня?
-Теперь подумайте и скажите, кто сегодня хорошо работал?
-О чем сможете рассказать друзьям, родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия содержит хороший программный материал по ознакомлению с художественной литературой, а также много занимательного материала.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ».
Занятие включает показ настольного театра, пальчиковую гимнастику, загадки о животных.
Знакомство с творчеством Чуковского.Физминутка «Айболит».
Путешествие на телевизионный канал: « В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы. Цель и задачи: Продолжит.
Познакомить детей с вежливыми словами и научить пользоваться ими в жизни.
Познакомить детей с вежливыми словами и научить пользоваться ими в жизни.
Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой
Надежда Крюкова
Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой
Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой.
— познакомить детей с содержанием сказки;
— продолжить формирование навыка оценивания характеров героев, передачи интонацией голоса и характера персонажей;
— воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.
Ход НОД:
1. Подготовка к восприятию.
Давайте поиграем в слова-загадки. Отгадайте, о чем я скажу такие слова:
А) Розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком. (Свинья)
(Выставляется картинка с изображением свиньи).
Б) Серый, злой, зубастый. (Волк)
В) Горластый, хвостатый, яркий, разноцветный. (Петух)
— Вспомните, в какой сказке о животных звери дружно жили вместе. («Теремок», «Рукавичка»).
Послушайте об этом еще сказку, она называется «Зимовье зверей».
2. Выразительное рассказывание сказки воспитателем.
3. Выявление уровня восприятия.
4. Обсуждение первичных впечатлений:
— О чем рассказывается в этой сказке?
— Как вы поняли, что означает слово «зимовье»? (Домик для зимы, где можно перезимовать, пережить холод).
— Для чего звери решили построить себе дом?
— Расскажите, как они строили себе дом? Кто и что делал?
(Дети повторяют слова из текста, воспитатель выборочно пересказывает сказку).
— Рассмотрите, как зимовали звери? Что случилось однажды?
— Как зверям удалось спастись?
— Обрадовались звери, что все так благополучно закончилось.
Особенно гордо ходит петушок, давайте все вместе изобразим его:
(Дети разводят руками, показывают)
На макушке гребешок,
А под клювом бородка,
Очень гордая походка,
(Дети идут, высоко поднимая колени).
Лапы кверху поднимает,
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет:
Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!
Всем давно пора вставать!
6. Продолжение беседы, разъяснение образного содержания пословицы «У страха глаза велики».
7. Есть такая пословица: «У страха глаза велики».
Как вы ее понимаете?
О ком в нашей истории так можно сказать? (О волке).
— Что показалось волку, когда он вошел в зимовье? Послушайте, я расскажу еще раз.
(Пояснение: страшно, когда не знаешь правды, от страха кажется все преувеличенным, ужасным).
Вот откуда появилась пословица «У страха глаза велики».
8. Рисование по представлению.
Закрапление полученых впечатлений.
— Дети, нарисуйте, как вы, представляете избушку – зимовье зверей.
(Детям даются трафареты домиков: они дорисовывают окна, трубу, украшают избушку).
8. Пальчиковая гимнастика
Стоит в поле теремок.
На дверях висит замок,
Как бы нам замок открыть,
В теремок зверей пустить.
Слева – свинка, справа – мишка,
Слева – ежик, справа – волк,
Нажимайте на замок!
Свинка, мишка, ежик, волк
Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ. Программное содержание: Закрепить знания детей о.
Конспект НОД по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой на тему: «Обобщающая беседа об осени» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида». Конспект НОД с детьми средней группы.
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка» Конспект к занятию по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Программные задачи: -продолжать знакомить.
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Тема: Заучивание наизусть стихотворения Даниила Хармса «Очень -очень вкусный пирог» Программные задачи: Образовательные: — продолжать учить.
Занятие по ознакомлению детей 4–5 лет с художественной литературой в рамках регионального компонента «Саамская сказка» Конспект занятия по ознакомлению детей 4-5 лет с художественной литературой «Саамская сказка»Цель: дать детям представления о быте и культуре.
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Пересказ сказки В. Сутеева. Конспект проведения занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Цели: Учить детей пересказывать произведение.
НОД по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой «В гостях у дедушки Чуковского» Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Способствовать полноценному восприятию произведений. Продолжать приучать.
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Кто-кто в теремочке живёт?» Программное содержание: 1. Учить детей узнавать знакомые произведения по иллюстрациям в книгах. 2. Закреплять умение, слушая сказку, следить.
Примерный конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Младший дошкольный возраст Тема: «Поможем бабушке Федоре» Цель: Воспитание доброжелательных отношений. Задачи: — Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего.
Примерный конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Старший дошкольный возраст Тема: «Фантазёры и обманщики» Цель: Воспитание доброжелательных отношений. Задачи: — Продолжать знакомить детей с литературным жанром:.
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой
Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе. Сказка Н. Сладкова «Медведь и Солнце»
Воспитатель: Бондаренко Ирина Викторовна
Интеграция образовательных областей : «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Познание».
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели: познакомить детей с новой сказкой, учить слушать сказку, развивать связную речь; продолжать формировать умение обращаться к слушателям, учить внимательно, слушать сверстников и педагогов.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает сказку Н. Сладкова «Медведь и солнце» и выражает свое отношение к ее персонажам; проявляет положительные эмоции при прослушивании записи «Весна журчит ».
Материалы и оборудование : иллюстрации к сказке Н. Сладкова «Медведь и солнце»; картинки с изображением ранней весны.
Активизация словаря: просочилась, слякоть, уклон, покосолапил.
Содержание организованной деятельности детей
Чтение отрывка из стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится»
Зима недаром злится.
Зима недаром злится ,
Весна в окно стучится
И гонит со двора…
— Дети, а как шумит весна?( Ответы детей).
Воспитатель : — Сейчас мы с вами послушаем, как шумит весна… ( слушание записи «Весна журчит»).
Какие звуки вы слышали?(Ответы детей).
Речевое упражнение «Скажи иначе»:
Воспитатель : Солнце сияет, как можно еще сказать? Ответы детей: (сверкает, ласкает, припекает, радует, прижигает).
Воспитатель : Снег проседает.
Дети ,: чернеет, тает, оседает.
Воспитатель : Вода бежит.
Дети : течёт, журчит, капает.
Воспитатель: Всю зиму медведи спят в своих берлогах, а весной просыпаются . Я прочитаю вам сказку Н. Сладкова «Медведь и солнце»
2. Чтение сказки «Медведь и солнце» Н. Сладкова
Просочилась в берлогу Вода — Медведю штаны промочила.
— Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! — заругался Медведь. — Вот я тебя сейчас!
Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:
— Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват.
Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное — теку под уклон.
— Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! — взревел медведь.
Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:
— Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло — растаешь тут!
— Ах, так это Солнце мне штаны промочило? – рявкнул Медведь. — Вот я его сейчас!
А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
Делать нечего — убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал ,да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать
Дети рассматривают иллюстрации к сказке.
– Почему медведь рассердился?
– Почему вода была не виновата?
– Как снег оправдывался?
– Мог ли медведь что-нибудь сделать солнцу?
– Что пришлось делать медведю?
– Какое время года наступило?
– С чего начинается весна?
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.
Потянулся он со сна: Потягивания, руки вверх.
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. Вращения головой.
Наклонился взад-вперёд, Наклоны вперёд-назад.
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки. Наклоны: правой рукой коснуться
Источники:
http://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2016/03/16/konspekt-nod-po-oznakomleniyu-s-hudozhestvennoy
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-oznakomleniyu-detei-s-hudozhestvenoi-literaturoi-398358.html
http://infourok.ru/konspekt-nod-po-oznakomleniyu-s-hudozhestvennoy-literaturoy-1185398.html