2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мастер- класс «изготовление пояса». Знакомство с техникой плетения на пальцах «Дёрганье» (Fingerloop) Пояс в технике дерганье квадратный

«Ежегодный областной конкурс творческого мастерства обучающихся общеобразовательных организаций по технологическому образованию «Формула успеха» Тканый пояс . »

Ежегодный областной конкурс творческого мастерства обучающихся

общеобразовательных организаций по технологическому образованию

Направление «Декоративно-прикладное творчество»

Исполнитель проекта:

МОУ Смеловская СОШ

Руководитель проекта:

Максименко Елена Викторовна

МОУ Смеловская СОШ

Содержание проекта Введение

1. Общие сведения о ручном ткачестве

1.1 Основные понятия

1.2 Способы получения ткани

1.3 Виды волокон и нитей, используемых в ткачестве

2. Технология ручного ткачества на лентоткацком станке

2.1 Подбор материалов для ручного ткачества

2.2 Технологическая карта изготовления тесьмы на лентоткацком станке. 9

3. Организация рабочего места

4. Расчет себестоимости и экономическая оценка изделия

5. Экологическая оценка изделия

6. Самооценка готового изделия

Список источников и литературы

Введение Ручное ткачество – одно из древнейших занятий человека. С его помощью создавали ткань, которая шла на изготовление одежды, поясов, полотенец. За многие века сменялись техники и приспособления для ткачества, но неизменными оставались нити и созидающие руки человека.

Наши предки с детства приучали девочек к искусству ткачества и к совершеннолетию большинство из них собирали самостоятельно выполненное приданое. Количество отрезов ткани и сложность изготовленных творений говорили о мастерстве и трудолюбии будущей хозяйки.

Современным девочкам не приходится собирать себе приданое, да и одежду родители, как правило, приобретают уже готовую. Однако, занятие ручным ткачеством для них и в настоящее время актуально и полезно.

Это возможность создать красивую вещь своими руками (пояс, сумочка, украшение, половичок, панно и др.). Процесс ткачества развивает мелкую моторику рук, а также такие качества, как усидчивость, терпеливость, аккуратность, внимательность. Формирует эстетический вкус, тренирует память и развивает художественно-образное мышление.

Затраты на увлечение ткачеством небольшие – это стоимость расходного материала – нитей и, по желанию, различных элементов для украшения готового изделия (стразы, пуговицы, фурнитура и т.д.).

Мы считаем, что наш проект поможет вызвать интерес у сверстников к ручному ткачеству, обогатит знаниями и умениями в области декоративноприкладного искусства, будет способствовать сохранению традиций ручного ткачества. Практическую значимость проекта мы видим в том, что данные материалы могут быть использованы на уроках технологии, окружающего мира и кружках декоративно-прикладного направления. Также наша работа может рассматриваться, как инструкция по работе с лентоткацким станком.

Цель проекта: изучение традиций ручного ткачества и изготовление тканого пояса на лентоткацком станке.

Задачи проекта:

Приобщиться к национальным традициям и культуре.

Изучить и описать традиционные приемы, техники и приспособления для ручного ткачества.

Описать технологию создания тканого пояса на лентоткацком станке.

Оригинальность и новизна работы заключается в исследовании технологий ручного ткачества наших предков и возможностей его применения в современной жизни.

Методы исследования: изучение специальной литературы; обобщение и систематизация материала; наблюдение и фиксация результатов.

Краткий обзор используемой литературы и источников:

Достаточно много литературных источников, рассказывают о зарождении ткачества, возникновении и развитии различных отраслей ткацкого производства. Описывают развитие ткацкой техники от простейших устройств до многозевных машин. Также в литературе достаточно широко представлены значения орнаментов в традиционном ткачестве. Однако не так много практических руководств, описывающих технологию ручного ткачества. В основном материалы по практическому ткачеству на бердо, дощечках, сволочке представлены на просторах Интернета – различные форумы ткачей и группы в социальных сетях.

Произведения ручного ткачества всегда были важнейшей частью традиционно-бытовой культуры, тесно связанной с историей и образом жизни людей, их эстетическими и религиозными представлениями. В настоящее время отмечается интерес к возрождению традиций ручного ткачества. Существуют многочисленные центры изучения традиционных ремесел, проводятся выставки и фестивали.[4] В нашем регионе это «Бажовка» — ежегодный Бажовский фестиваль народного творчества в Челябинской области, фестиваль-ярмарка Верхотурские Троицкие гуляния, фольклорный фестиваль «В ночь на Ивана Купалу», фольклорный фестиваль и ярмарка «Малахитовая шкатулка» в Свердловской области и другие.

Ткачеством называется такой способ получения материи или тесьмы, при котором имеются два признака:

1) разделение ниток на две группы — основу и уток;

2) механическое чередование зева — нити основы разделяются на две группы, образуя зев, и при каждом чередовании зева нити, находящиеся внизу, поднимаются вверх, а находящиеся вверху уходят вниз.

Основой называется система нитей, расположенных параллельно друг другу и идущих вдоль ткани. Утком называются нити, расположенные перпендикулярно нитям основы. В процессе ткачества происходит переплетение нитей основы с нитями утка под прямым углом. Зевом называется пространство, образующееся между поднятыми и опущенными нитями основы, в которое прокладывается уток.[4, стр.13]

1.2 Способы получения ткани

Известны различные способы получения ткани: витье, плетение, «полутканье», «примитивное тканье» и «развитое тканье».

Витье и плетение — способы получения ткани, в которых отсутствуют оба признака ткачества. Видами плетения являются дерганье обор и шнура.

Дерганье – традиционный вид плетения, в котором использовалось несколько петель. Петли одним концом надевались на пальцы обеих рук, а другой их конец неподвижно закреплялся. В результате протягивания одной петли через другие получался шнур, орнамент которого зависел от цвета петель и порядка их протягивания.

«Полутканьем» называется процесс, при котором основа и уток различаются, но отсутствует чередование зева.Плетение «на вилочке» или плетение «с гребня» относится к видам «полутканья». Здесь нити основы надевались на специальную вилочку, гребень или крюк. Это архаичный способ получения ткани, который интересен тем, что, используя разноцветные нити, можно добиться разнообразных колористических эффектов. Кроме того, плетение «на вилочке» не требует никаких специальных приспособлений:

Читать еще:  Алан милн биография для детей. Милн Алан Александр: биография, карьера, личная жизнь

плести можно практически в любом месте, перенося «вилочку» по своему усмотрению. Орнаментом, наиболее характерным для поясов, выполненных «на вилочке», являлись ромбы. При плетении «на колодочке» использовалась деревянная цилиндрическая колодочка с просверленным в середине отверстием или катушка с булавками. Сложность рисунка получаемого шнура зависела от количества булавок. Наиболее характерными были орнаменты в виде ромбов, ломаных линий, зигзагов.Существовал также способ плетения «на бутылочке».

В этом случае плетение осуществлялось вокруг горлышка бутылки.

В «примитивном тканье» присутствуют оба признака ткачества, однако, здесь работа осуществляется без помощи ткацкого станка.

Ткачество «на дощечках» относится к видам «примитивного тканья».

Дощечки имели квадратную форму с отверстиями в углах, куда продевались нити основы. Количество дощечек могло варьироваться, и от этого зависела ширина получаемой ткани, а также ее орнаментальное решение. Наиболее характерными орнаментами, выполненными «на дощечках», являлись геометрические — столбики, «елочка», «ромбы», Х-образные или Ж-образные фигуры, различные надписи или слова молитвы.

Ткачество «на бердо»– следующий способ «примитивного тканья».

Бердо представляет собой дощечку, разделенную на зубья параллельными щелевидными отверстиями. В середине зубьев проделывались круглые дырочки. Через них продевалась часть основы, например, нечетные нити.

Четные нити при этом располагались между зубьями бердо. Нити основы одним концом надевались на крюк, вбитый в стену, а другим привязывались к поясу ткача.

Ткачество «на ниту» — вид «примитивного тканья», который является прототипом тканья на горизонтальном ткацком станке. Для работы этим способом нити основы продевались в специально изготовленный нит – ряд нитяных петель, располагавшихся на двух горизонтальных прутках.

Рассмотренные выше текстильные техники витья, плетения, «полутканья» и «примитивного тканья» применялись, главным образом, для изготовления поясов. Пояс охранял наиболее уязвимую часть тела человека живот. У многих народов считалось, что пояс имеет чудодейственную магическую силу, на нем произносили заклинания и гадали. Пояс использовался в обрядах, связанных с рождением и смертью человека играл большую роль в свадебном церемониале.

К «развитому тканью» относят традиционное ткачество на ручных станках.Согласно историческим данным первые ткацкие станки появились за 5тысяч лет до н.э. Сначала появились вертикальные, а позже и горизонтальные ткацкие станки. Эти простые, основные орудия труда ткача, облегчили и разнообразили его труд. [1, 2, 4]

1.3 Виды волокон и нитей, используемых в ткачестве

Основу любой ткани составляют волокна и нити. Волокно — это гибкое тело, длина которого во много раз превосходит его поперечные размеры.

Нитью называется тело, также имеющее малые поперечные размеры, значительную длину и полученное из волокон путем скручивания между собой волокон (прядение). [4] Волокна и нити по своему происхождению подразделяются на две группы: натуральные и химические. К натуральным относятся волокна и нити растительного или животного происхождения. Растительные волокна получают из стеблей, листьев, цветков растений. Это, например, лен, хлопок, сизаль и др.

Волокна животного происхождения — это шерсть и шелк. Нити получают непосредственно из волокон.

Древнейшее текстильное волокно — лен. Льняные волокна, получают из стеблей растения, которое также называется «лен». Льняная нить имеет красивый серебристый цвет и отличается прочностью. Хлопок получают из так называемых «коробочек» растения хлопка. Эти волокна отличаются мягкостью, прочностью, белым цветом.Волокно животного происхождения — шерсть вероятно, можно считать древнейшим. Шерстяные волокна получают от различных животных: овец, коз, кроликов и т.д. Интересным волокном животного происхождения является шелк. Это волокно, которое вырабатывают гусеницы бабочки-шелкопряда, когда формируют свой кокон. Шелк прочен, легок и блестящ. Это один из самых длинных натуральных волокон.

Синтетическими называются текстильные материалы, которые получены из полимеров, синтезированных человеком. Примерами таких волокон служат лавсан, капрон, нейлон вискоза и др. Синтетические нити прочны, а получаемые из них ткани имеют красивый внешний вид. [4]

2. Технология ручного ткачества на лентоткацком станке

Для тканья поясов, ленты и тесьмы можно использовать различные приспособления: дощечки, бердо, сволочек и т.д. Однако, при выборе любого из этих приспособлений, вам придется задуматься над тем, где натянуть нити для пояса, как их удобнее разместить, чтобы уменьшить напряжение мышц спины ткача, как обеспечить нормальное натяжение нитей, возможно, появятся сложности при необходимости переместить ткущееся изделие. Два года назад учитель технологии вместе с учениками нашей школы сделали лентоткацкий станок. Полноценным ткацким Рисунок 1. Устройство лентоткацкого станка станком данное устройство не является, так как готовое изделие получается ограниченных размеров (в зависимости от количества штекеров можно получить ленту длиной до 290 см). Однако он занимает мало места,его можно установить на удобной для ткача высоте, легко транспортируется (даже заправленный) и позволяет регулировать натяжение нитей. Именно поэтому для ткачества нашего пояса мы выбрали лентоткацкий станок.

Подготовка к работе. В качестве инструментов нам понадобятся:

лентоткацкий станок, прибивочный нож (или линейка, заточенная с одной стороны), ножницы, линейка для выделения текущего ряда на схеме, схема заправки и рисунка и челнок. Нити утка желательно намотать на челнок. Если нет специального челнока, то смотайте из уточных нитей клубок диаметром не более 4 см, чтобы удобно было прокладывать его сквозь зев. Схему рисунка можно скачать из Интернета, скопировать из книги по ткачеству или составить самостоятельно.

До начала заправки станка удобно составить цветовую схему заправки, разделив нити на четные и нечетные. Для этого на бумаге в клеточку в шашечном порядке закрашиваем два ряда (верхний – нечетные нити, нижний – четные).

Рисунок 2. Схема заправки пояса «Розовая хризантема»

Рисунок 3. Схема рисунка

Рассмотрим схему рисунка. В схеме горизонтальные ряды – это ряды пояса, а каждый вертикальный ряд обозначает одну нить рисунка. Опускать и поднимать можно только нити рисунка. Нити основы и кромки всегда остаются на своих местах, они меняют положение только при смене зева.

Читать еще:  Девичьи ники для игр. Какие псевдонимы для девушек можно придумать. Никнеймы для девушек

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071301 «Народное художественное творчество» «подготовлено к изданию»

Программа курса «Художественный текстиль»

Раздел 1. Ткачество поясов

Тема 1.1 Традиции поясного ткачества

Семантика и дифференциация поясов по половозрастному признаку. Цвет и орнамент в поясе. Различные способы выстраивания орнамента в структуре пояса. Функции пояса. Способы украшения и отделки.

Тема 1.2 Пояса крученые, плетеные

Пояса, выполненные в технике кручения: круглый пояс, квадратный пояс. Плетение поясов «в бутылочку»; «дерганье». Копирование рисунков и изучение образцов традиционного поясного ткачества. Создание собственных рисунков и схем на основе опыта народных мастеров.

Изготовление пояса или закладок для книг в одной технике

по своим рисункам.

Тема 1.3 Ручное ткачество «на дощечках»

Изготовление дощечек размером 6х6 и толщиной 5 мм с закругленными углами и отверстиями в них диаметром 5 мм. Производится расчет основы, снуется основа. При ткачестве на дощечках можно использовать 3 вида заправки (техники): «рядно», «елочка» и «смешанная». Выбрав технику исполнения и цветовую гамму нитей, составляют «подвязь». «Подвязь» — схемное изображение на бумаге будущего узора пояса с подсчетом необходимых нитей.

Тема 1.4 Ткачество на бердышке

Для этого вида ткачества используют бердышко. На бердышке ткутся пояса разными техниками, наиболее распространенная из них – полотняная. Существует две разновидности полотняного переплетения – основной и уточный репс. Нити основы снуются на доске-сновалке, затем заправляются в пазы между зубьями бердышка. Заправленная основа хорошо натягивается, с одного конца крепится на крюк, с другого – к поясу ткача. Поднимая и опуская бердышко рукой, образуем зев для прокладывания нити утка. Концы готового изделия оформляются кистями.

Тема 1.5 Ткачество на ниту

Для ткачества «на ниту» используют: колоду, палочку, нож. Снование основы: нити двух цветов снуются на доске-сновалке по кругу. Смена узорных нитей проводится в одном месте, к концу одной цветной нити привязывается начало другой. Натягивают основу. Берут в правую руку все верхние нити и поочередно наматывают их по часовой и против часовой стрелки на колоду, которую держат в левой руке. Нити, находящиеся снизу колоды, набираются на нож, поднимаются, верхние опускаются. На все поднятые нити вяжутся петли-нитченки. Рабочая нить с клубком пропускается под каждую нить основы, набранную на нож, образуя петлю-нитченку, которая, в свою очередь, закрепляется петлями-удавками. Далее нож вынимается. Ткачиха поднимает рукой палочку с нитченками, в образовавшийся зев прокладывается нить утка и забивается ножом.

Тема 1.6 Изготовление пояса в технике «Дерганье»

Для плетения пояса используют шерстяную или льняную пряжу, а также хлопчатобумажные нитки «мак», «ирис». На готовое изделие в 1,5 метра требуется 4,5 метра каждой нити. Нити основы для пояса подбирают большей частью яркие, но многоцветье гаммы подчиняется одному ведущему цвету. Для плетения пояса берем 10 нитей. Складываем их пополам, получаем 5 пар нитей-петель. С одной стороны петли связываем вместе и крепим к неподвижному предмету. Свободные концы петель одеваем на пальцы рук: три петли – на указательный. Средний и безымянный пальцы левой руки, две петли на указательный и средний пальцы правой руки. Безымянный палец правой руки остается свободным для работы. Проденем свободный безымянный палец правой руки в петли, одетые на пальцы левой руки, подцепим дальнюю петлю снизу вверх и протащим ее сквозь другие петли на себя, после чего она окажется одетой на безымянный палец уже правой руки. Сразу же переодеваем оставшиеся две петли на левой руке на указательный и средний пальцы. Безымянный палец левой руки освободился для работы. Теперь этот свободный палец проденем сквозь петли, одетые на пальцы правой руки, но на этот раз иначе, чем в первый раз, меняя нижние и верхние половины петель местами, подцепим дальнюю петлю и протащим ее на себя – петля окажется снова на безымянном пальце левой руки. Переоденем оставшиеся две петли на правой руке на указательный и средний пальцы, освободив для работы безымянный. Далее весь цикл повторяется.

Тема 1.7 Изготовление пояса на дощечках

Снуется основа на доске-сновалке. Основа заплетается в косу, чтобы нити не перепутались. Рабочие концы нитей основы заправляются в дощечки. Дощечки накладываются друг на друга (1-я на 2-ю; 2-я на 3-ю; 1,2,3-я на 4-ю и т.д.) и скрепляются булавкой. Последняя петля косы готовой основы закрепляется. Рабочие концы равномерно подтягиваются и крепятся на поясе у мастерицы. Если посмотреть на дощечки сбоку, то виден зев, образующийся из верхних и нижних нитей, закрепленная иглица пропускается через зев, прокладывая уточную нить. Дощечки одновременно прокручиваются в одном направлении, образуя новый зев, в котором снова прокладывается нить утка и забивается ножом. Процесс повторяется до конца работы. Нитью утка регулируется ширина пояса и аккуратность его краев. Концы готового изделия красиво оформляют различными способами.

1. Василенко, В.М. Народное искусство / В.М. Василенко. — М., 1974.

2. Воронов, В.С. О крестьянском искусстве / В.С. Василенко. — М., 1972.

3. Осипова, Е.И. Ручное ткачество и плетение поясов и тесьмы
/ Е.И. Осипова. — Новгород, 1996.

4. Основы художественного ремесла / под ред. В. А. Барадулина, О. В. Танкуса. — М.: Просвещение, 1978.

5. Рыбаков, Б. Язычество древних славян / Б. Рыбаков. — М.: Наука, 1994.

Раздел 2. Художественная роспись ткани

Тема 2.1 История художественной росписи

История возникновения художественной росписи ткани. Основные центры и особенности промысла (Китай, Индия, ручная набойка на Руси).

Различные способы нанесения на ткань узоров краской. Спицифическая композиция узоров «мадхубани» в Индии. Художественная роспись шелковых тканей от руки в Японии. История производства шелковых тканей в России. Старинная русская набойка как способ украшения тканей,

технические приемы росписи тканей.

Тема 2.2 Краски и красители

Классификация красителей, применяемых в ручной росписи тканей, их маркировка. Естественные красители, порядок извлечения красителей из сырья. Синтетические красители, их свойства, порядок применения и рецекпты их приготовления. Химические и вспомогательные вещества для приготовления краски. Загустки, способы их приготовления и применения в росписи тканей.

Читать еще:  Аппликация гроздь рябины в средней группе. Аппликация «Ветка рябины» из салфеток и других материалов. Мастер - класс. Объемное панно «Рябина. Начало осени»

Тема 2.3 «Холодный батик». Оборудование и инструменты. Материалы.

Подготовка различных видов тканей к росписи. Способы закрепления ткани на раме. Инструменты и различные приспособления для росписи способом «холодный батик» ( специальные стеклянные трубочки, шприц-флаконы, кисточки). Правила работы со стеклянной трубочкой. Холодный батик основан на применении резервирующего состава, в основе которого находится резиновый клей. Рецепты приготовления резервирующего состава. Приемы исправления дефектов во время работы.

Тема 2.4 Горячий батик. Оборудование и инструменты

Классическая техника горячего батика. Основные способы работы: простой батик; сложный батик, работа от пятна. Рецепты приготовления горячего резерва. Инструменты и различные приспособления для росписи способом «горячий батик» (ковшики, леечки, электрический батикштифт, металлическая кружка с двойным дном, кисти).

Тема 2.5 Свободная роспись тканей

Свободная роспись тканей производится без применения резервирующих составов. Особенности росписи тканей этим способом. Свободная роспись красками с загусткой, с применением солевого раствора. Свободная роспись красками способом «сухая кисть». Техника «свободная роспись» дает возможность полностью проявить творческий почерк художнику, так как он не ограничен в своих творениях границами резерва.

Тема 2.6 Узелковая окраска тканей.

Окраска ткани способом: «завязывание» (солнечный узор в два цвета, узор «солнышко» с заутюженными диагоналями несколько узоров «солнышко»), «скручивание» (абстрактный узор, «елочка»), «зашивание» ( узор «мыльный пузырь», сложный геометрический узор). Получение узора с помощью деревянных зажимов, получение сложного узора способом «подгибание с узелками». Запаривание готового изделия в домашних условиях.

Тема 2.7 Проектирование изделия в технике «батик»

Основы композиции текстильных изделий с замкнутой структурой. Создание графических и цветовых вариантов изделия (небольшого панно, открытки, платка, шарфика). Стилизация мотивов природы в текстильных изделиях. Создание проекта изделия в любой из изученных техник. Подготовка ткани и создание технического рисунка.

Тема 2.8 Выполнение проекта изделия в материале

Освоение приемов основных техник художественной росписи ткани. Выполнение изделия в одной выбранной технике по своему проекту. Работа над устранением дефектов. Запаривание и оформление изделия.

1. Арманд, Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. / Т. Арманд. — Л., 1931.

2. Воробьев, В.А Очерки по истории науки, техники и ремесла Японии. / В. А. Воробьев, Г. А. Соколов. — М., 1976.

3. Козлов, В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий / В.Н. Козлов. — М., 1981.

4. Попов, В.В. Цвета и их красивые сочетания / В.В. Попов. — М., 1890.

6. Танкус, О.В. Технология росписи тканей / О. В. Танкус. — М., 1960.

7. Шугаев, В.М. Орнамент на ткани / В.М. Шугаев. — М., 1969.

Раздел 3. Ворсовое ковроделие

Тема 3.1 Искусство ручного ковроделия

История развития ковроткачества в России и за рубежом. Знакомство со старинными образцами ковроткачества, сбор материала по теме и копирование рисунков ковров. Применение ковровых изделии: для утепления жилищ, при различных обрядовых церемониях, при перевозке продуктов и вещей, для хранения хозяйственных предметов и т.д. Классификация ковровых изделий. Традиций ручного ковроткачества в Тюменской области.

Тема 3.2 Подготовка к ткачеству, инструменты, материалы.

Устройство простейшего ковроткацкого станка. Для ткачества ковров требуются инструменты: ножницы, гребень, колотушка, нож-крючок, палочка. Материалы, применяемые для изготовления ковра: прочные крученые хлопчатобумажные или шерстяные нити для основы. Специализированная шерстяная пряжа для ковроткачества. Принципы заправки станка основой, вязание уравнительной плетенки, ремизок.

Тема 3.3 Технический рисунок ковра

Основные способы выполнения технических рисунков в коврах: счетная и по шаблону. Счетная техника применяется для изготовления всех видов тканых ковров. Расчет, определяющий размеры ковра. Определение плотности ковра по основе и утку. Способы переноса узора эскиза ковра на канвовую бумагу. Закрашивание цветом ворсовых узлов ковра.

Тема 3.4 Ткачество ворсовых, махровых ковров

Выработка концевой части ковра, закраек. Виды ковровых узлов: двойной, полуторный. Принципы вязки двойного и полуторного узла. Особенности изготовления ворсовых и махровых ковров, правильное распределение утка (ковровых узлов). Оформление готового изделия, вязание бахрома или подшивка концевых частей. Чистка, стрижка ковра.

Тема 3.5 Заправка ковроткацкого станка

Способы заправки станка основой. Определение количества нитей основы в соответствии с заправочными данными технического рисунка ковра. Распределение нитей основы на одинаковом расстоянии друг от друга на верхнем и нижнем валах станка. Вязание уравнительной плетенки – цепочки. Изготовление (вязание) ремизок, для смены зева, из прочных хлопчатобумажных нитей. Регулирование натяжения нитей основы при помощи клиньев. Правильно натянутая основа поможет получить ровный и прочный ковер.

1. Богуславская, И. Я. Русское народное искусство / И.Я. Богуславская. – Л., 1968.

2. Воронов, В. С. О крестьянском искусстве / В.С. Воронов. — М., 1972.

3. Давыдов, И. Тюменские ковровщицы / И. Давыдов. — Тюмень, 1956.

4. Пашков, А. А. Шадринское ручное ткачество / А.А. Пашков — Шадринск, 2000.

5. Тагиева, Е. И. Ворсовые ковры народов России (конец XIX — начало XX вв.) // Этнографическое обозрение. / Е.И. Тагиева. – 1982. № 2.

6. Яковлева, Е. Т. Русские ковры / Е.Т. Яковлева. – М.: 1959.

Тема 1 Традиции русского узорного ткачества

Раздел 4 Традиционный гобелен

Тема 4.1 Подготовка к ткачеству, инструменты, материалы

Особенности заправки станка основой. Выполнение уравнительных плетенок. Для переплетения основы с утком нужно производить смену зевов. Для смены зева следует сделать ремизки. Прочные хлопчатобумажные нити нарезают на равные отрезки длиной около 30 см. Каждую нечетную нить основы обхватывают отдельным отрезком, его концы выводят вперед. Концы каждых 8-10 отрезков завязывают узлом. Для ткачества ковра требуются инструменты: ножницы, гребень, колотушка, нож-крючок, палочка. Для основы используют крученые прочные хлопчатобумажные нити, для утка специализированную шерстяную нить или шерстяные (полушерстяные) нити для вязания.

Источники:

http://www.book.lib-i.ru/25pedagogika/853512-1-ezhegodniy-oblastnoy-konkurs-tvorcheskogo-masterstva-obuchayuschihsya-obscheobrazovatelnih-organizaciy-tehnol.php
http://uchebana5.ru/cont/1200640-p2.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector