Организация обслуживания больных детей в поликлинике. Учебно-методическое пособие на тему: «Организация работы детской поликлиники». Iv. правила организации вызовов врача на дом
Содержание
- 1 Организация обслуживания больных детей в поликлинике. Учебно-методическое пособие на тему: «Организация работы детской поликлиники». Iv. правила организации вызовов врача на дом
- 1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
- 1.2 СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.
- 1.3 ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА.
- 1.4 Основные функции и задачи детской городской поликлиники:
- 1.5 Группы здоровья:
- 1.6 «Структура и организация работы детской поликлиники, основные задачи и порядок работы. Учебно-методическое пособие к клиническому практическому занятию № 1 для аудиторной работы . »
- 1.7 «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
- 1.8 Структура и организация работы детской поликлиники. — презентация
- 1.9 Презентация на тему: » Структура и организация работы детской поликлиники.» — Транскрипт:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.
Медицинское обслуживание населения представляет собой сложную систему как по видам оказываемых лечебно-профилактических услуг, так и по типам учреждений.
В «Основах законодательства об охране здоровья граждан Российской федерации» выделены три вида лечебно-профилактической помощи населению: первичная медико-санитарная (ПМСП), скорая медицинская и специализированная медицинская. Но есть и другие подходы к классификации видов медико-социальной помощи. Так, по уровню квалификации выделяют доврачебную, первую врачебную, квалифицированную, специализированную и узкоспециализированную помощь.
Лечебно-профилактическую помощь населению разделяют по следующим видам: внебольничная помощь (в основном амбулаторно-поликлиническая), больничная (стационарная, или госпитальная), скорая и неотложная помощь, реабилитационная и санаторно-курортная.
Медицинская помощь детям обеспечивается широкой сетью лечебно-профилактических учреждений к которым относятся: детские городские больницы, ведомственные детские больницы, детские областные (краевые) окружные больницы, специализированные детские больницы (инфекционные, психиатрические и др.), дневные стационары, детские консультативно-диагностические центры, центры перинатологии, диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, дома ребенка, детские бальнеологические и грязелечебницы, детские санатории, специализированные санаторные лагеря круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля, детские клиники НИИ, вузов и др.
Основной объем лечебно-профилактической помощи детям выполняют детские городские поликлиники. Массовость этого вида помощи определяется тем, что в поликлиниках проводится широкий комплекс мероприятий по предупреждению и раннему выявлению патологии, снижению заболеваемости и инвалидности.
Кроме того, только около 20 % всех больных, обращающихся за медицинской помощью, подлежат госпитализации, остальные начинают и заканчивают свое лечение в поликлиниках.
ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА.
ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА обеспечивает в районе своей деятельности лечебно-профилактическую помощь детям до 18 лет включительно.
Оказание медицинской помощи предусмотрено непосредственно в поликлинике, на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах.
Городская детская поликлиника может быть самостоятельным учреждением, или на правах структурного подразделения входить в состав детской городской больницы или городской поликлиники
В структуре детской городской поликлиники предусматриваются следующие подразделения:
- руководство поликлиникой
- регистратура
- фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами
- кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка)
- кабинеты педиатров и других врачей-специалистов (хирурга, невропатолога, ревматолога и пр.)
- дошкольно-школьное отделение
- отделение восстановительного лечения
- параклинические службы (физиотерапевтический и рентгеновский кабинеты, лаборатории, кабинет функциональной диагностики)
- дневной стационар и стационар на дому
- административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках)
Основные функции и задачи детской городской поликлиники:
Детская поликлиника обеспечивает в районе своей деятельности:
- организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий (динамическое наблюдение за здоровыми детьми ,профилактические осмотры и диспансеризация в установленном порядке, профилактические прививки в установленные сроки, обеспечение бесперебойной работы входящих в состав поликлиники молочных кухонь , проведение лекций и бесед для родителей, занятия в школе матерей и т.д.
- лечебно-консультативную помощь на дому и в поликлинике, в том числе квалифицированную специализированную медицинскую помощь, направление детей на лечение в стационары больниц ,на восстановительное лечение в санатории, отбор в специализированные детские ясли-сады,и др.
- лечебно- профилактическую работу в дошкольных учреждениях и школах
- противоэпидемические мероприятия (совместно с учреждением роспотребнадзора)
- правовую защиту детей.
Детская поликлиника имеет в штате должности врачей участковых педиатров, врачей узких специальностей, а также должности врачей для работы в детских дошкольных учреждениях и школах.
Должности участковых медицинских сестер устанавливаются из расчета 1,5 должности на 1 участкового врача — педиатра.
Большую роль в правильной организации работы детской поликлиники играет регистратура, являющаяся очень важным звеном в ее структуре.
В регистратуре на каждого ребенка заводят “Историю развития ребенка” (ф.112), которую передают во все отделения и кабинеты.
Важную роль в организации работы детской поликлиники занимает отделение (кабинет) здорового ребенка, включающее кабинет здорового ребенка и прививочный кабинет, где выполняется основной объем профилактической работы. В этом отделении проводится профилактическая работа с детьми раннего возраста. В кабинете здорового ребенка работают фельдшер или медицинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической и санитарно-просветительной работе
В кабинете здорового ребенка организуются занятия школ молодых матерей, отцов; проводятся индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей раннего возраста, обучение родителей методике ухода за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма; работа по профилактике рахита у детей; индивидуальная подготовка детей к поступлению в детские дошкольные учреждения.
Педиатрическое отделение детской поликлиники осуществляет основной комплекс профилактических мероприятий, направленных на правильное развитие и воспитание детей, обеспечивает лечебные и противоэпидемические мероприятия
Специализированную медицинскую помощь в условиях детской поликлиники оказывают врачи — специалисты. Максимально приближена к детскому населению отоларингологическая, офтальмологическая, хирургическая и психоневрологическая помощь. Специализированную помощь детям оказывают также специализированные диспансеры.
Дошкольно-школьное отделение детской поликлиники организуется для оказания лечебно- профилактической помощи детям в детских дошкольных учреждениях и школах. Руководит работой врачей педиатров и медицинских сестер,обслуживающих дошкольные учреждения и школы заведующий дошкольно-школьным отделением, который осуществляет тесный контакт со всеми подразделениями детской поликлиники, с подростковым кабинетом городской поликлиники, учреждением
Отделение восстановительного лечения. Целью восстановительного лечения детей является возвращение больного в характерные для его возраста условия жизни, воспитания, учебы, занятий спортом, общения со сверстниками, а при отсутствии такой возможности – обеспечение стойкой компенсации нарушенных функций и адаптации к новым условиям. Проведение восстановительного лечения направлено на предупреждение и снижение инвалидности в детском возрасте.
Отделение восстановительного лечения создается в составе одной или нескольких крупных поликлиник для лечения последствий заболеваний органов дыхания, нервной системы, а также врожденных и приобретенных болезней опорно-двигательного аппарата. В состав отделения восстановительного лечения входят: кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа, иглорефлексотерапии, для сурдологопедических занятий и пр.
Основной задачей этого отделения является проведение комплекса лечебно- оздоровительных мероприятий восстановительного лечения с учетом характера, степени и тяжести заболевания, возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
Детская поликлиника работает по территориально-участковому принципу. Это означает, что весь район обслуживания поликлиники разделен на участки с определенной численностью населения, за каждым из которых закреплены свой постоянный участковый педиатр и медицинская сестра. Территориальный педиатрический участок является основной структурной единицей поликлиники. На больного ребенка первого года жизни наблюдает ежедневно
Детская поликлиника организует проведение патронажей беременных совместно с женской консультацией с момента взятия беременной на учет, проводит занятие школы молодых матерей.
Наблюдение за детьми проводится с учетом возраста ребенка и состояния здоровья.
Значительное место в этой работе занимает патронаж. Согласно существующему положению фельдшер (акушерка) ФАПа посещает новорожденного в первые 3 дня после выписки из родильного дома; если в семье родился первый ребенок, то его посещают в первый же день после выписки, а в дальнейшем через 2-3 дня в течение первой недели и еженедельно в течение первого месяца жизни.
Кратность наблюдения детей первого года жизни фельдшером (акушеркой) ФАП:
1-й месяц – только на дому – 5 раз;
2-й месяц – на дому – 3 раза;
3-4-й месяцы – наблюдение на дому – 2 раза в месяц;
6-12-й месяцы – наблюдение на дому – 1 раз в месяц.
Кроме того, ребенка до 1 года должен осматривать на ФАП педиатр не менее 1 раза в месяц.
Таким образом, фельдшер (акушерка) должен видеть ребенка в течение первого года жизни 12 раз на профилактических приемах врача и 20 раз при патронаже на дому.
Уровень развития и состояния здоровья детей 2-го года жизни оценивают 4 раза в год (1 раз в квартал), на 3-ем году жизни — 2 раза в год ( 1 раз в 6 месяцев), затем 1 раз в год.
Врачи — специалисты (хирург, ортопед, отоларинголог, офтальмолог) осматривают детей на первом году жизни, в 3 и 5 лет, перед поступлением в школу, в 3-ем, 6-ом и 8 классах, невропатолог — на первом году жизни, перед поступлением в школу, и в 8 классе, прочие специалисты — по показаниям.
Все дети из двоен, недоношенные, родившиеся с крупной массой тела, получившие родовую травму, родившиеся у матерей с патологией беременности и родов, дети из неблагоприятных социально-бытовых условий относятся к группам риска и наблюдаются по индивидуальному плану.
Диспансеризация здоровых детей на первом году жизни , кроме ежемесячного профилактического осмотра, заключается в консультациях, ортопедов в 1, 6 и 9 мес, в консультации окулиста в 1 мес. В 3 или 6 мес следует сделать анализ крови для выявления анемии.
В 1 год ребенок осматривается окулистом, ортопедом, психоневрологом, следует сделать анализ крови, мочи.
Ежемесячно — антропометрия (измерение массы тела, роста, окружности груди и головы), отмечать психофизическое развитие.
Под особое диспансерное наблюдение должны быть взяты:
Дети с железо дефицитной анемией алиментарно-инфекционной этиологии осматриваются (с контролем анализа крови) 1 раз в 2 нед, в период ремиссии — 1 раз в 3 мес.
Наблюдаются дети с анемией в течение 1 —1/2 лет, с учета снимаются через год после нормализации анализов крови, проведенных с интервалами 1, 2, 3 мес после курса лечения. Профилактические прививки разрешаются через 6 мес после нормализации анализа крови.
Дети с гипопластической и гемолитической анемиями наблюдаются с контролем анализа крови 1 раз в месяц. С учета они не снимаются, профилактические прививки им противопоказаны. Если при микросфероцитарной анемии была сделана спленэктомия, то при отсутствии рецидива дети с учета снимаются через 2 года.
Дети с рахитом в разгар заболевания осматриваются 1 раз в 2 нед, в фазе реконвалесценции — 1 раз в месяц.
С учета дети с рахитом снимаются через 12 мес при отсутствии рецидивов.
Дети с хроническими расстройствами питания (гипотрофия и избыточная масса тела) осматриваются 1 раз в 2—3 нед.
Дети с аномалиями конституции (экссудативный и лимфатический диатезы) наблюдаются 1 раз в месяц, их следует консультировать со специалистами — дерматологом и аллергологом. Этим детям 2 раза в год производят анализы крови, мочи, копрологические исследования, следят за динамикой массы тела. При наблюдении за указанными детьми следят за состоянием кожи, слизистых оболочек, за лимфатическими узлами, увеличением вилочковой железы (по данным рентгенологического обследования — 1 раз в 6—8 мес). Дети с выраженными кожными проявлениями экссудативного диатеза и увеличенной вилочковой железой отводятся от профилактических прививок до 1/2—2 лет и снимаются с учета в зависимости от проявлений диатеза.
Дети, перенесшие острое респираторное заболевание до 3 мес , повторно болеющие ими и перенесшие пневмонию до 1 года, находятся на диспансерном наблюдении до 1 года. Осматриваются они в первом полугодии 2 раза в месяц, во втором — 1 раз в 2 мес. Критерием эффективности наблюдения является снижение частоты рецидивов и повторных заболеваний пневмонией и острыми респираторными инфекциями. Снятие с учета детей, перенесших пневмонию и повторно болеющих, проводится спустя 10—12 мес после клинического и рентгенологического выздоровления.
Дети, перенесшие острое кишечное заболевание , наблюдаются 1 раз в 2 — 3 нед с учетом стула, динамики нарастания массы тела. Проводятся исследования кала на кишечную флору, копрологическое исследование, анализ крови. С учета они снимаются при перенесенной дизентерии через 1 мес, при перенесении сальмонеллеза — через 3 мес при условии отрицательных бактериологических анализов.
Дети с внутричерепной родовой травмой в периоде новорожденности должны быть осмотрены невропатологом, по его назначению проводится лечение, при необходимости организуются консультаций окулиста, хирурга, оториноларинголога. В первом полугодии их осматривают 1 раз в 2 нед, во втором — 1 раз в 3 мес. Психоневролог осматривает детей 1 раз в 2 — 3 мес, окулист — 1 раз в 6 мес. Профилактические прививки и снятие с учета производятся только по заключению психоневролога.
Дети недоношенные и близнецы с весом 2—2,5 кг наблюдаются на 1-м месяце еженедельно, в возрасте 1—6 мес — 1 раз в 2 нед, во втором полугодии — 1 раз в месяц. На 1-м месяце жизни рекомендуются консультации хирурга, ортопеда, невропатолога, окулиста.
Критерием эффективности наблюдения за недоношенными и детьми из двойни является правильное психофизическое развитие ребенка, который по всем основным показателям должен догнать к 1 году своих сверстников.
Группы здоровья:
1- Здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдения или имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья, не требующие коррекции.
2- Здоровые дети, с неблагоприятным генеалогическим анамнезом (IIА группа); с риском возникновения хронической патологии, склонные к повышенной заболеваемости, с наличием функциональных отклонений, обусловленных морфологической незрелостью органов и систем, отягощенным акушерским анамнезом, часто болеющие или перенесшие 1 тяжелое заболевание с неблагополучным течением реабилитационного периода и т.п. (IIБ группа).
3- Дети, страдающие каким-либо хроническим заболеванием или дефектом развития, но находящимся в состоянии полной компенсации.
4- Больные дети с состоянии субкомпенсации.
«Структура и организация работы детской поликлиники, основные задачи и порядок работы. Учебно-методическое пособие к клиническому практическому занятию № 1 для аудиторной работы . »
Министерство здравоохранения и социального развития России
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России)
Кафедра педиатрии №2
Структура и организация работы детской поликлиники,
основные задачи и порядок работы.
Учебно-методическое пособие к клиническому практическому занятию № 1 для аудиторной работы студентов 5 курса педиатрического факультета по дисциплине «Поликлиническая педиатрия»
для специальности 060103 — Педиатрия (очная форма обучения) Иркутск ИГМУ УДК 616-053.2 – 616. ББК 57.336. О- Рекомендовано ФМС педиатрического факультета ГОУ ВПО ИГМУ Минздрава России в качестве методических рекомендаций для студентов педиатрического факультета (протокол № 8 от 05.09.2011 г) Автор:
Т.С. Омолоева – канд. мед. наук, доцент каф. педиатрии № Рецензенты:
Н.Н. Мартынович — д-р мед. наук, проф., зав. каф. педиатрии № 1 ГОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Е.И. Жданова – канд. мед. наук, доцент кафедры детских болезней ГОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
О-57 Структура и организация работы детской поликлиники, основные задачи и порядок работы. Методические разработки к клиническому практическому занятию № для аудиторной работы студентов 5 курса педиатрического факультета /Т.С. Омолоева;
ГОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск: ИГМУ, 2011. – 16с.
Методические разработки составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Поликлиническая педиатрия», включают актуальность каждой темы, цели занятия, вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы студентов, перечень рекомендуемой литературы, краткую аннотацию по теме занятия.
Предназначено для студентов.
УДК 616-053.2 – 616. ББК 57.336. © Т.С. Омолоева, © ГОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России, Содержание №№ Наименование Страница Учебные и воспитательные цели 1 Методические указания студентам по выполнению программы 2 самоподготовки Вопросы для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов:
3 Исходный контроль знаний 3 Краткая аннотация.
4 Основные вопросы диспансеризации детей и подростков Режим работы поликлиники 5 Структура поликлиники.
6 Участковый принцип обслуживания детей.
7 Примерный план работы участкового врача-педиатра 8 Медицинский паспорт участка 9 Перечень лекарственных средств и медицинских предметов для оказания медицинской помощи на дому педиатром Тестовый контроль итоговый Ситуационные задачи Список литературы Тема: «Структура и организация работы детской поликлиники, основные задачи и порядок работы. Участковый принцип обслуживания, разделы работы, функциональные обязанности и документация участкового педиатра»
Актуальность темы: В настоящее время, когда реформирование здравоохранения России вплотную коснулось амбулаторно – поликлинической помощи, в т.ч. педиатрической службы особенно актуальной становится проблема подготовки ысококвалифицированных специалистов. Выпускнику педиатрического факультета необходимо хорошо ориентироваться в вопросах организации работы ДП и оказания первичной медико – санитарной помощи детскому населению; формировать ответственность будущего врача за жизнь и здоровье ребенка.
Общая цель: научить студента хорошо ориентироваться в вопросах организации и принципах работы ДП, на основе полученных знаний уметь оказывать квалифицированную амбулаторно – поликлиническую помощь детскому населению Студент должен Знать:
-основные нормативные документы по организации амбулаторно-поликлинической помощи детям в РФ;
-организация и структура детской поликлиники, значение каждого подразделения, система взаимосвязи с другими детскими учреждениями по обеспечению профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи детям;
-основные направления работы и функциональные обязанности участкового врача педиатра, участковой медицинской сестры;
-основная медицинская документация детской поликлиники, оформление медицинской документации педиатрического участка;
-организация стационара на дому;
-основные статистические показатели работы детской поликлиники и участкового врача педиатра.
— составить паспорт участка;
— составить план участкового педиатра на месяц;
— провести анализ заболеваемости участка;
— уметь заполнить медицинскую документацию — форма №№ 112/у, 026/у, 030/у.
— представление о формах и объёме оказания медицинской помощи детям и подросткам в условиях детской поликлиники, взаимосвязи между различными звеньями здравоохранения.
Схема интегративных связей:
Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения.
Вопросы структуры, организации работы детской поликлиники в городе и сельской местности. Показатели работы.
Алгоритм изучения темы:
1. Методические указания студентам по выполнению программы самоподготовки.
2. Перечень вопросов для самостоятельной подготовки.
3. Изучение основной и дополнительной литературы.
4. Исходный контроль знаний — тесты исходного уровня знаний.
5. Самостоятельная работа.
6. Контроль результатов усвоения темы — итоговый тестовый контроль, ситуационные задачи.
Методические указания студентам по выполнению программы самоподготовки:
1. Ознакомьтесь с целями практического занятия и самоподготовки.
2. Восстановите приобретенные на предыдущих курсах и ранее изученных темах знания;
3. Усвойте основные понятия и положения, касающиеся темы занятия;
4. Уясните, как следует пользоваться средствами решения поставленных задач;
5. Проанализируйте проделанную работу, выполните контрольные задания;
6. Воспользуйтесь приложениями к методическим указаниям.
Вопросы для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов:
1. Перечислить основные структурные подразделения ДП.
2. Перечислить какие функции выполняет ДП, участковый педиатр, участковая медицинская сестра.
3. Указать режим работы участкового, специалистов, подразделений ДП.
4. Перечислить функции КЗР, определить его роль в воспитании здоровых детей.
5. Оценить преимущества участкового принципа работы в поликлинике 6. Определить роль ОВЛ в профилактике заболеваний и реабилитации детей.
7. Определить роль ДШО при диспансеризации детей в образовательных учреждениях.
8. Перечислить основную учетно – отчетную документацию на педиатрическом участке.
9. Указать принципы организации стационара на дому, показания для госпитализации в стационар круглосуточного пребывания.
10. Перечислить основные критерии эффективности работы участкового педиатра, ДП.
Исходный контроль знаний — тесты исходного уровня знаний.
1. Детская поликлиника – это основное медицинское учреждение с профилактической направленностью деятельности, работа которой заключается в проведении мероприятий первичной профилактики и воспитании здорового ребенка, диспансеризации детского населения, предупреждении и раннем выявлении заболеваний, а также оказании квалифицированной лечебно – диагностической помощи:
2. Основным принципом организации работы детской поликлиники является:
а) лечебно – профилактический б) диспансерный в) участково – территориальный 3. В структуре детской поликлиники предусмотрено наличие следующих подразделений а) отделение неотложной медицинской помощи б) отделение восстановительного лечения в) консультативно – диагностическое отделение г) лечебно – профилактическое (педиатрическое) д) отделение медико – социальной помощи е) отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях ж) отделение лучевой диагностики 4. В работе участкового педиатра выделяют основные разделы:
а) профилактическая работа б) противоэпидемическая работа в) лечебная работа г) работа с участковой медицинской сестрой д) санитарно – просветительная работа е) повышение квалификации и научная организация труда ж) все перечисленное 5. Основные задачи кабинета здорового ребенка:
а) пропаганда здорового образа жизни в семье б) обучение родителей правилам воспитания здорового ребенка в) санитарное просвещение родителей по гигиеническому воспитанию детей, профилактике заболеваний и отклонений в их развитии г) все перечисленное 6. Кабинет здорового ребенка оказывает следующие виды медицинской помощи:
а) ведение приема врачом (фельдшером) б) обучение матерей комплексам массажа, гимнастики, закаливающих процедур в) разъяснение рекомендаций по вскармливанию г) проведение контрольного взвешивания д) рекомендации по профилактике гипогалактии е) проведение работы по профилактике рахита, анемии ж) рекомендации по подготовке детей к поступлению в образовательные учреждения з) проведение консультаций педагога – психолога по вопросам воспитания детей и) все перечисленное 7. Рабочий график детской поликлиники предусматривает:
а) профилактический день для приема детей, состоящих на диспансерном учете по поводу заболеваний б) профилактический день для осмотра здоровых детей раннего возраста в) дни приема реконвалесцентов острых заболеваний 8. К основным показателям работы участкового педиатра относятся:
а) число детей, состоящих на диспансерном учете б) распределение детей по группам здоровья в) процент детей до 4 месяцев, находящихся на естественном вскармливании г) охват детей профилактическими прививками д) жалобы населения е) все перечисленное 9. Задачи прививочного кабинета:
а) проведение профилактических прививок в соответствии с календарем прививок, показаниями и противопоказаниями к их проведению, определяемые врачом – педиатром б) хранение и использование вакцин в) выявление поствакцинальных осложнений г) оказание неотложной помощи и информирование педиатра и заведующего отделением д) обеспечение и контроль вакцинации в образовательных учреждения 10. Основные задачи служб инструментальной диагностики в детской поликлинике – раннее выявление нарушений здоровья у детей разного возраста и контроль за морфологическим и функциональным состоянием различных органов и систем в процессе динамического наблюдения и лечения Самостоятельная работа:
1. Курация больных и здоровых детей различных возрастных групп (на приеме участкового врача педиатра, обслуживание вызовов и активные посещения больных на дому).
2. Патронажная работа студента (дородовый патронаж, первичный патронаж к новорожденному; патронаж к детям первого года жизни).
3. Запись результатов клинического осмотра и обследования детей.
4. Работа с основной медицинской документацией педиатрического участка: учетноотчетные формы №№ 112/у, 026/у, 058/у, 030/у, 063/у, санаторно-курортная карта, направление на консультацию или госпитализацию, бесплатный рецепт, лист нетрудоспособности, справка для поступления в ВУЗ, рецепт на молочную кухню.
5. Беседы с родителями.
6. Разбор клинических случаев, выявление типичных ошибок.
Структура и организация работы детской поликлиники. — презентация
Презентация была опубликована 3 года назад пользователемГлеб Иволгин
Похожие презентации
Презентация на тему: » Структура и организация работы детской поликлиники.» — Транскрипт:
1 Структура и организация работы детской поликлиники
2 Детская поликлиника – государственное учреждение. Она может быть самостоятельным учреждением или входить в состав детской городской больницы, общегородской или центральной районной больницы. Детская городская поликлиника обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно. Оказание медицинской помощи осуществляется непосредственно в поликлинике, на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах. Детская поликлиника выполняет функции организации и проведения комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское наблюдение за детьми различных возрастных групп, периодичность комплексных осмотров их врачами узких специальностей); лечебно-консультативной помощи на дому и в поликлинике; реабилитации с использованием санаторного и курортного лечения на соответствующих курортах, лечебно-профилактической помощи в детских дошкольных учреждениях и школах; проведения противоэпидемических мероприятий и прививочной иммунопрофилактики.
3 В настоящее время различают 5 категорий детских поликлиник в зависимости от планируемого числа посещений в день: первая категория – 800 посещений; вторая категория – 700 посещений; третья категория – 500 посещений; четвертая категория – 300 посещений; пятая категория – 150 посещений. В структуре детской поликлиники должны быть предусмотрены такие отделения, как педиатрическое, специализированной помощи, медицинской реабилитации, педиатрическое отделение по оказанию медицинской помощи в организованных коллективах.
4 Педиатрическое отделение Оказывает лечебно-профилактическую помощь детям как в поликлинике, так и на дому. Данная система создает оптимальные возможности для непрерывного наблюдения за детьми одними и теми же врачом и медсестрой, дает возможность точно оценить развитие и состояние здоровья ребенка в динамике с учетом условий, в которых он живет и воспитывается. Работа отделения строится по участковому принципу. На врачебном участке количество детей от рождения до 15 лет не должно превышать 800. Для их обслуживания предусмотрены 1 должность врача- педиатра и 1,5 должности медицинской сестры. Главной фигурой, оказывающей медицинскую помощь детям в поликлинике, несмотря на значительное увеличение объема специализированной помощи, является участковый педиатр. Цели участкового врача-педиатра: добиваться снижения заболеваемости и смертности детей всех возрастов; проводить мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для физического, психического, полового и иммунологического развития ребенка, осуществлять специфическую и неспецифическую профилактику.
6 Задачи участкового врача-педиатра: 1) обеспечение контактов и преемственности в работе с врачами женской консультации для наблюдения за беременными женщинами, особенно из группы риска; 2) посещение новорожденных в первые 3 дня после выписки из родильного дома, а также контроль патронажа новорожденных участковой медсестрой; 3) прием здоровых детей в поликлинике, оценка их физического и психического развития, назначение в зависимости от возраста и состояния ребенка режима, рационального питания, рекомендаций по специфической и неспецифической профилактике рахита, гипотрофии, ожирения, анемии; 4) организация на дому и в поликлинике профилактического наблюдения за детьми, особенно раннего и дошкольного возраста; по мере необходимости направление их для лабораторного исследования и консультации других специалистов; 5) составление плана прививочной работы и контроль за его выполнением совместно с участковой медсестрой, динамическое наблюдение за здоровыми и больными детьми, осуществление вместе с другими специалистами реабилитации взятых на учет детей, анализ эффективности динамического наблюдения;.
7 6) организация обследования и оздоровления детей перед поступлением их в детские дошкольные учреждения и школу; 7) посещение по вызовам родителей детей на дому в случае их болезни, оказание лекарственной и физиотерапевтической помощи, ЛФК, при необходимости активное наблюдение больного дома до его выздоровления, госпитализации или разрешения ему посещения поликлиники; 8) направление детей на лечение в стационар, в случае необходимости принятие всех мер для экстренной госпитализации больного; 9) информирование руководства поликлиники о случаях, когда по каким-то причинам тяжелобольной ребенок остается негоспитализированным; 10) своевременное и в установленном порядке информирование о выявлении инфекционного заболевания или подозрении на него, комплексная профилактика инфекционных заболеваний; 11) отбор и соответствующий учет детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном и курортном лечении.
8 Задачи отделения медицинской реабилитации : 1) своеобразное формирование индивидуальной программы оздоровления и использования реабилитационных средств и методов; 2) выполнение индивидуальной программы реабилитации инвалидов и больных; 3) использование комплекса всех необходимых методов и средств реабилитации; 4) проведение разъяснительной работы среди населения и больных детей о средствах и методах восстановления и укрепления здоровья. Педиатрическое отделение по оказанию медицинской помощи в организованных коллективах Для оказания лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных учреждениях и школах созданы педиатрические отделения. В их задачи входят контроль за санитарно-гигиеническими условиями, режимом учебной работы и трудовым воспитанием, охрана здоровья детей и снижение их заболеваемости, улучшение их физического воспитания и закаливания в дошкольных учреждениях и школах. Сотрудники таких отделений проводят плановые профилактические осмотры в ДДУ и школах. Врачи детских воспитательных учреждений осуществляют диспансерное наблюдение за больными детьми, занимаются их оздоровлением: контролируют чередование занятий и отдыха, питание и физическое воспитание дошкольников и школьников. Они оказывают медицинскую помощь детям, посещающим ДДУ и школы.
10 2. Структура детской городской поликлиники В детской городской поликлинике должны быть предусмотрены: фильтр с отдельным входом, изолятор с боксом (не менее двух), регистратура, гардероб, кабинеты (педиатров, врачей узких специальностей, лечебно-диагностические, доврачебного приема, по воспитанию здорового ребенка, рентгеновский, физиотерапевтический, процедурный, прививочный, лечебной физкультуры, массажа, социально-правовой помощи, статистики), лаборатория, административная часть, другие вспомогательные помещения. В поликлинике в удобных для обозрения местах (холлах, коридорах) необходимо вывешивать красочно оформленные плакаты, стенды, информирующие о развитии и принципах воспитания здорового ребенка, профилактике заболеваний, нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и по другой тематике. На специальном стенде должна находиться оперативная информация о случаях инфекционных заболеваний и карантинных сроках в детских дошкольных учреждениях и школах, что позволяет быстрее осуществлять противоэпидемические мероприятия. Регистратура является важным структурным звеном как в организации обслуживания детей в поликлинике, так и в оказании им медицинской помощи на дому. Главная задача регистратуры – обеспечить взаимосогласованную деятельность всех подразделений. В выходные и праздничные дни в поликлинике работают дежурные врачи, которые ведут амбулаторный прием и обеспечивают вызовы на дом. Число дежурных врачей зависит от количества детей в районе поликлиники и нагрузки в эти дни, в субботние дни организуются приемы врачей-специалистов, по возможности работают процедурный, прививочный, физиотерапевтический и другие кабинеты. Для ликвидации очередей в регистратуре и для удобства населения в день приема в поликлинике существуют предварительная запись к врачам на все дни недели по телефону, заблаговременная выдача талонов с указанием даты и часа явки, а также предварительная самозаписъ на прием.
11 В последнем случае на каждого врача заводят папку с листами самозаписи на определенный день. В каждой строчке листа проставлены часы и минуты приема. При самозаписи родители выбирают наиболее удобное для них время и вписывают паспортные сведения ребенка. Вызовы врача на дом, переданные по телефону, при личном посещении регистратуры или в порядке самозаписи вносятся в книгу записи вызовов врача на дом, отдельную для каждого участка. Принимая вызов на дом, регистратор обязательно уточняет состояние больного, основные жалобы, температуру тела. О случаях тяжелого состояния он немедленно сообщает участковому педиатру, при отсутствии последнего – заведующему поликлиническим отделением или заведующему поликлиникой. Родители должны знать, что врача следует вызывать на дом в случае острого инфекционного заболевания или подозрения на него, при тяжелом состоянии больного, при первичном заболевании, по активу на выписанного из больницы ребенка, при наличии контакта с инфекционным больным. Кабинет доврачебной помощи является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется старшей медицинской сестре поликлиники. В него обращаются дети и их родители для проведения контрольного кормления, обработки микротравм, выдачи справок об эпидемиологической обстановке по местожительству, оформления выписок из историй развития и направлений на различные виды исследований перед определением детей в дошкольные учреждения либо при поступлении в школу, отъезде в детские санатории и летние оздоровительные учреждения. В кабинете доврачебной помощи проводятся также антропометрические измерения, определение температуры тела и артериального давления у детей перед осмотром педиатра. Кабинет здорового ребенка – структурное подразделение детской поликлиники – играет роль методического центра по проведению профилактической работы среди детей раннего возраста.
12 Из наглядных пособий необходимы стенды, содержащие информацию о питании и режиме беременной женщины и кормящей матери, профилактике гипогалактии, проведении дородового патронажа, режиме дня, показателях физического развития, возрастных комплексах массажа и гимнастики, методах закаливания детей первых трех лет жизни. В кабинете здорового ребенка участковые педиатры ведут прием здоровых детей первого года жизни. Здесь целесообразно организовывать групповые приемы детей одного возраста или имеющих одинаковые отклонения в состоянии здоровья. Участковая медицинская сестра приглашает на одно время (с небольшим интервалом) 3–4 детей. Когда врач принимает второго ребенка, сестра кабинета обучает мать первого осмотренного малыша приемам массажа и гимнастики, выдает ей памятки, а участковая сестра готовит к приему следующего пациента. После приема последнего из приглашенных на групповой осмотр детей врач проводит с матерями беседу о воспитании детей этого возраста или с данным видом отклонений в состоянии здоровья. В кабинете проводится работа по профилактике рахита. На занятиях родители знакомятся с анатомо-физиологическими особенностями организма годовалого ребенка, изменениями в его психофизиологическом развитии. Педиатрический кабинет размещают в изолированном от шума помещении с достаточным освещением, хорошей вентиляцией и равномерной температурой воздуха (не ниже 20–22 °C). Кабинет оборудуют столом для врача, стульями, пеленальным столиком для осмотра детей раннего возраста и кушеткой для осмотра старших детей, раковиной с подводкой горячей и холодной воды, ростомером, детскими весами. В нем должны быть небольшой столик для медицинских инструментов, шпателя, сантиметровая лента, игрушки.
13 Наиболее актуальные темы санитарной пропаганды для участкового врача-педиатра в зависимости от возраста ребенка : 1) правила ухода, рационального вскармливания, проведения комплекса мероприятий по закаливанию, профилактика рахита – для родителей, имеющих детей грудного возраста; 2) соблюдение режима дня, методы закаливающих мероприятий, профилактика острых респираторных заболеваний, специфическая профилактика детских инфекций – для родителей детей младшего и старшего ясельного возраста; 3) привитие навыков личной гигиены, методы закаливания и гигиеническая гимнастика, профилактика острых детских инфекций, аллергических и инфекционно-аллергических заболеваний, детского травматизма – для родителей, имеющих детей дошкольного возраста;
14 4) профилактика нарушений осанки, близорукости, ревматизма и других инфекционно-аллергических заболеваний, неврозов, вопросы полового воспитания – для родителей, имеющих детей школьного возраста, педагогов и самих школьников. Эффективность санитарного просвещения повышается при использовании наглядных пособий, а также обеспечении родителей специально подобранной литературой для самостоятельного изучения. В санитарно-просветительной работе по гигиеническому воспитанию широко практикуется организация школ молодых матерей, школ отцовства, общественных университетов для родителей при дошкольных учреждениях. Особое внимание в вопросах гигиенической дисциплины должно уделяться детям, которые уже перенесли серьезные заболевания и находятся в стадии ремиссии. Соблюдение диеты, ограничение физических нагрузок, проведение лечебной физкультуры и умеренных закаливающих процедур предупреждают рецидивы. В этих случаях нельзя пренебрегать беседами с самим ребенком, объясняя ему необходимость этих временных мер, предупреждая непредвиденные психологические срывы.
15 Выполнила студентка института стоматологии 306 группы Бабаян М.К.
Источники:
http://studopedia.ru/3_93383_organizatsiya-raboti-detskoy-polikliniki.html
http://dis.konflib.ru/metodichki-meditsina/692563-1-struktura-organizaciya-raboti-detskoy-polikliniki-osnovnie-zadachi-poryadok-raboti-uchebno-metodicheskoe-posobie-klinicheskom.php
http://www.myshared.ru/slide/1321692/