0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности былин: композиция и средства художественной выразительности.

Особенности былин: композиция и средства художественной выразительности

Большое значение для понимания древнерусской литературы имеет вопрос о том, каковы были особенности былин. Данный вид жанра был весьма популярен среди наших далеких предков, поэтому рассмотрение поставленной проблемы актуально до сих пор. Школьные занятия по литературе следует предварить небольшим объяснением учителя на поставленную тему, так как это поможет понять их содержание, черты стиля, смысл и идейную нагрузку.

Литературные приемы

Особенности былин можно легко проследить на основе наиболее известных произведений данного жанра. При прочтении хотя бы нескольких текстов сразу бросается в глаза такой прием, как повторения. С их помощью безымянные авторы добивались усиления главной идеи и основного смысла. Кроме того, таким образом древние сказители добивались особого звучания и певучести произведений.

Здесь следует отметить, что эти старинные эпические песни исполнялись в особенно торжественных случаях, поэтому очень важно было настроить слушателей на определенный лад. Исходя из вышесказанного, можно прибавить, что особенности былин отразили дух своего времени, когда военные предприятия княжеской дружины становились объектом уважения и прославления.

Роль эпитетов

Данное средство художественной выразительности играет едва ли не самую важную роль в передаче словами визуальной картины происходящего. Неизвестные авторы не жалели красок, воспевая силу и мощь древних витязей и воинов. Особенности былин легко объясняются той целью, с которой они создавались: желание восхвалить и увековечить подвиги богатырей.

Чтобы подчеркнуть их славу и величие, певцы использовали одни и те же эпитеты, которые при постоянном повторении создавали в воображении слушателя выразительную и красочную картину боя. Как правило, эпитеты применялись к характеристике внешнего облика воина, его коня, а также противника. Необыкновенно красивы описания древнерусских городов: княжеских палат, дворцов, дружины.

Гиперболы

Художественные особенности былин отражают мышление средневекового русского человека, который был склонен возвеличивать подвиги своих любимых героев. С этой целью авторы использовали гиперболы, которые должны были поразить воображение слушателя. В самом деле, подвиги витязей преподносятся в необыкновенно эпических тонах. Например, в древних сказаниях богатырь одним взмахом и ударом разит противника, от удара копытом его коня земля дрожит и опадает листва с деревьев. Те же приемы применяются и к описанию отрицательных персонажей. Например, Соловей-разбойник так свистит, что всё живое вокруг разбегается, поднимается сильный ветер.

Ударения

Художественные особенности былин раскрывают и некоторые черты музыкального искусства наших предков. Эти старинные эпичные песни строились по особым правилам, которые придавали им певучесть, размеренность и определенный ритм звучания. В строчках этих произведений используется несколько ударений, как правило, три. Они ставились на третьих слогах от начала и от конца.

Данный принцип не был обязательным, однако применялся довольно часто. Такое исполнение придавало былине особую звуковую выразительность и эпичность. Впрочем, иногда для усиления певучести текста слоги пропевались как одно слово, без разделений и пауз.

Композиция

Не менее важен вопрос о том, какие особенности построения былины применялись наиболее часто. Все произведения рассматриваемого жанра начинались с зачина – вступительного слова, которое раскрывало время и место действия. Здесь следует обратить внимание школьников на высокую степень исторической достоверности: сказания всегда указывают реальный город, говорят о князе, правившем в то время, когда происходили описываемые события, иногда автор упоминал конкретные места, что придавало повествованию убедительность и правдивость.

Далее следуют завязка и кульминация, которые раскрываются буквально на одном дыхании, без пауз, промедлений или отступлений. Таким образом, сказители рисовали одну картину события, не давая слушателю отвлечься ни на одну минуту. Развязка наступала, как правило, довольно быстро: в ней говорится о тех почестях, которые принимал герой в награду за свой подвиг.

Тематика

Особенности русских былин раскрывают внутренний мир древнерусского человека. Благодаря этим удивительным сказаниям мы можем понять, что именно интересовало наших далеких предков. Разумеется, наиболее любимым сюжетом были истории о подвигах и ратных сражениях богатырей. Однако, помимо этого, существовали также темы, посвященные прославлению простых тружеников-земледельцев. Существовали былины о необыкновенных приключениях героев, например, большой популярностью пользовались сказки про купца Садко. В этих былинах прославляются не ратные доблести витязей, а такие черты персонажей, как хитрость, удальство, житейская мудрость, позволявшая им находить выход из самых трудных ситуаций.

Композиция былин. Основные композиционные приемы. Поэтика.

Размеры былины свидетельствует о том, что ее жизненное содержание шире, нежели содержание исторической песни и баллады, сюжет развернут, компоненты произведения довольно распространены. Былина — эпическая форма. Для нее характерны сюжетность и повествовательность. Предметом ее служат события и поступки людей, изображаемые относительно объективно.
Внутренний мир человека, его мысли и душевные состояния передаются кратко, обычно в косвенной форме, например, выражаются в жесте и движении. Именно так передан страх князя Владимира: испугавшись, он «куньей шубой укрывается». Стих былины — тонический, многосложный, с тремя или даже с четырьмя сильными ударениями. Стих былины отличается величественностью, что определяется строем его интонаций. Общий характер поэтики былин определяется основными идейно-художественными задачами жанра. Поэтика былин двупланова, так как, с одной стороны, задача былин состоит в возвеличивании, прославлении Русской земли и ее защитников — богатырей, а с другой — в осуждении их врагов и тех, кто в своих действиях отступает от патриотических и моральных идеалов народа. Поэтому художественные средства былин подчинены оценке поведения персонажей. Эти средства экспрессивны, что определяется задачей показать необыкновенность событий и лиц, да и всей обстановки, в которой происходит действие былины. Каждый певец прежде всего старается сохранить в былине ее традиционный строй, традиционное движение сюжета, традиционную характеристику богатыря, традиционные средства выразительности, хотя и вносит в нее что-то новое.
Былины отличаются значительной устойчивостью структуры, которая строится на традиционно выкристаллизовавшихся компонентах: запевах, зачинах, общих местах и формулах, повторах, лейтмотивах, концовках или исходах. Это обязательные структурные элементы былин, кроме запева.

1)Запев — своеобразный элемент композиции. Он не связан прямо с содержанием былины, а служит вступлением, которое имеет целью привлечь внимание слушателей, создать определенное настроение.

2)Зачин — устойчивое начало былины, которое служит исходным моментом действия и часто содержит экспозицию (указание на время и место действия) и даже завязку (хвастовство богатыря на пиру, княжеское поручение богатырю).

3)Для структуры былины характерны так называемые общие или типические места или формулы. Это устойчивые элементы повествования. Общими местами, по сути дела, могут быть и зачины, так как их тексты обычно почти не изменяются, лишь несколько приспосабливаясь к той или иной былине. Устойчивые места — это хвастовство богатыря на пиру, питье вина, седлание коня, описание страшного вида врага; весьма устойчиво описание того, как богатырь входит в княжеские палаты.

4)К устойчивым структурным элементам надо отнести некоторые типы повторений, особенно тройные, где один и тот же эпизод приводится дословно три раза. Такого типа повторения есть и в сказках, но там повторяются эпизоды другого рода. В былинах богатырь три раза вступает в поединок с врагом, три раза Алеша сватается за жену Добрыни, три раза бросает Садко в воду дары морскому царю.

Читать еще:  Белые грибы на зиму маринованные с гвоздикой. Простые рецепты приготовления белых грибов на зиму

5)Своеобразным видом повторения служит использование лейтмотива, который может повторяться много раз в одной и той же былине и подчеркивать ее основную тему.
6)Есть в былинах и устойчивые концовки или исходы. Очень употребительна концовка «То старина, то и деянье». Она встречается во многих былинах. Некоторые концовки отмечают именно окончание былины: А тут той старинке и славу поют, А по ты их мест старинка и покончилась. Нередко в концовках речь идет о славе богатыря: Тут век про Добрыню старину скажут, А синему морю на тишину, А добрым людям на послушанье.
Все указанные особенности традиционного строя былин соответствуют торжественному, величественному стилю, служат выделению идейной сущности произведений. Этому служит и строение сюжета, ход развития действия. Основой сюжета является обычно важное, значительное событие, но в центре былины — всегда богатырь: он действует, он достигает определенной цели. Его действия драматичны. Острое напряжение создается при столкновении врагов и при конфликтах богатыря и князя, при состязаниях в богатстве.
События в былинах не только важные, но и необычайные: богатырь побеждает врага, освобождает Киев от осады, спасает девушку из полона. Образ богатыря в некоторой мере индивидуализирован; различаются между собой Илья, Добрыня, Алеша и другие богатыри. В создании их образов большую роль играет сюжетное раскрытие, что вполне естественно в эпическом произведении. Прямые характеристики героев редки и кратки. Важное место занимает диалог: это драматическое объяснение героев, в котором выясняются цели их действий и душевные состояния. Изображение внутреннего мира персонажей в былинах не развито, но оно более разработано, нежели в сказке! Следует сказать, что в былинах господствует определенный аспект изображения внутреннего мира героев — связь личных чувств с теми большими событиями, которые происходят в произведении. Раскрывается высокий моральный строй чувств богатыря, его внутреннего мира. Особенно выделяется Илья: его чувства и мысли подчинены заботам о родной земле. Значительность событий и героев былин обусловила общий характер их изображения — гиперболизацию. В былинах весь изображаемый мир гиперболичен: сами богатыри, события, предметный мир. В былинах огромны размеры предметов, огромна тяжесть сумочки с земной тягой, огромен рост Святогора, расстояния, которые преодолевают богатыри на своих чудесных конях. Огромны и враги, что позволяет подчеркнуть силу и смелость богатырей, вступающих с ними в борьбу. Изображение такого мира служит возвеличению богатырей и осмеянию их врагов.
Художественный мир былин не только гиперболичен, но и контрастен. Контраст играет многостороннюю роль. Прежде всего противопоставляются образы богатыря и врага: Ильи и Идолища, Добрыни и Змея, Алеши и Тугарина, Василия Игнатьевича и Батыги. Это противопоставление различает их не только по внешнему виду, но и по характеру. Особо часты противопоставления ситуативного плана: все хвастают — один не хвастает, первоначальная недооценка героя и последующее раскрытие его настоящих качеств, действие и неожиданный результат.

Стилистическое своеобразие былин определяется, с одной стороны, традиционностью выразительных средств жанра, а с другой — их оценочным характером соответственно содержанию произведений и образов персонажей. В былинах наиболее употребительны такие выразительно-изобразительные средства, как эпитеты, сравнения, тавтологические обороты. Они одновременно и традицонны, и оценочны. Эти выразительные средства есть и в других жанрах, но для былин они более характерны. Приведем пример эпитетов, присущих именно былинам: «дружинушка хоробрая», «шатры белые», «калена стрела», «востро копье», «сильные могучие богатыри», «стольный Киев-град», «у ласкового князя у Владимира», «столы белодубовые», «гусли звончаты». В других жанрах их нет. Также типичны былинные определения: «богатырский конь», «богатырский сон»; тавтологические эпитеты: «светлая светлица», «темная темница», «соль соленая», «меды медвяные», «старость старая». Традиционность приводит к устойчивости тавтологий и эпитетов. Князь Владимир называется ласковым и тогда, когда он гневается; посол Калина, говоря с Владимиром о своем царе, называет его «собака Калин-царь». Противопоставление вызывает такие парные уменьшительно-ласкательные и увеличительный формы (Идолище, Алешенька).

Из сказанного ясно, что традиционность, гиперболичность, контрастность, оценочность — те принципы, которые определяют стилистические выразительно-изобразительные средства былин, соответствуют содержанию и идейно-художественной сущности жанра.

39. Исторические песни. Их отличие от лирических. Тематика и идейное содержание исторических песен. Основные сборники.

В науке о народном поэтическом творчестве до сих пор нет единого мнения о том, что такое исторические песни — особый фольклорный жанр или тематическая группа разнотипных жанров. Причиной расхождения является различие особенностей этого вида произведений. Б. Н. Путилов и В. К. Соколова считают, что исторические песни — единый жанр, В. Я. Пропп и Л. И. Емельянов полагают, что в них отсутствует жанровое единство.

Однако есть основание принять точку зрения, которая может согласовать указанные два мнения: исторические песни — единый жанр, но в них есть несколько разновидностей песен, относящихся по происхождению к различному времени и имеющих разнотипные структурные особенности. Термин «исторические песни» не народный; он создан и введен в употребление фольклористами, литературоведами, этнографами, историками. В народе песни этого типа называются просто «песни», иногда «старые песни». Исторические песни по объему меньше былин (жанра большой формы) и больше лирических песен (жанра малой формы). Кроме того, это стихотворный и эпический жанр.

От стиха лирических песен он отличается большим числом слогов и отсутствием распева (растяжения и варьирования гласных звуков по высоте).

Эпический характер исторических песен проявляется в повествовательности — рассказе о событиях, которые изображаются объективно. Исторические песни — сюжетный жанр. Сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду. Рассказ о них динамичный, потому что лишен развитых описании и так называемой эпической обрядности: украшенности повествования, постоянных формул, замедлений (ретардаций), троичных повторений (они редки), устойчивых зачинов и концовок, хотя некоторые их типы вошли в старшие исторические песни из былин.

Предмет исторической песни — конкретные действительные события и лица. В центре события обычно стоят борьба народа за независимость и его социально-политическая борьба. В силу своего конкретно-исторического характера исторические песни отражают движение истории, как оно осознается народным творчеством.

Исторические песни — повествование о прошлом. Однако они складывались обычно вскоре после событий, по их следам. Некоторые песни явно сложены участниками или свидетелями событий, «. предметом исторических песен является современная история, а не более или менее далекое прошлое», — пишет Б.Н.Путилов. И далее: «Историческая песня не обращается к прошлому, она живет настоящим». Но проходит время, и для последующих поколений изображаемые в песне события и лица становятся историей. Передача песни от поколения к поколению сопровождается ослаблением верного воспроизведения событий и лиц, а порой и духа времени. Допускает она иногда и неточные трактовки событий и оценки деяний исторических лиц, так как делает это с точки зрения нового времени. В творческом процессе немалая роль принадлежит вымыслу. Но в исторических песнях он не носит характера фантастики. Не пользуется историческая песня, в отличие от былины, и усиленной гиперболизацией, хотя прибегает к некоторым средствам преувеличения и подчеркивания. Исторические песни имеют свой состав действующих лиц. Их персонажи — известные исторические деятели: Иван Грозный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов.

Важной особенностью исторических песен является то, что в них действует или присутствует при событиях народ, который порой выражает свое отношение к этим событиям. Исторические песни изображают не только внешнее действие; они значительно подробнее и более глубоко, нежели былины, раскрывают психологию, переживания и мотивы поступков своих персонажей. Развитие изображения внутреннего мира человека по сравнению с предшествующими жанрами — характерная особенность исторических песен.

Читать еще:  Что такое интеллигенция определение. Функциональное значение понятия «интеллигенция»

Огромно идейное значение былин. Они воспитывали любовь к родной земле, гордость ее богатством, могуществом и красотой. Былины способствовали формированию и развитию национального самосознания русского народа. В эпоху до монголо- татарского нашествия они служили сплочению русских людей для борьбы с печенегами и половцами. В годы монголо-татарского владычества они укрепляли дух русских людей, свидетельствовали об их непокорности и непримиримости. Идеи единства, независимости и защиты русских земель выражены в былинах с исключительной силой. Образы богатырей в течение столетий были примером высокого патриотизма и идеальных моральных качеств. Былины обладают высокими художественными достоинствами: богатым жизненным содержанием, идейной содержательностью, эстетической яркостью, мастерством в создании картин богатырских подвигов и образов людей далекой от нас эпохи. Былины сыграли видную роль в развитии русского искусства — литературы, музыки, живописи. Пушкин, Некрасов, Толстой, Горький обращались к творческому опыту былин. Римкий-Корсаков в опере «Садко» и Гречанинов в опере «Добрыня Никитич», Васнецов в «Трех богатырях» и «Витязе на распутье», Репин в «Садко» вдохновлялись сюжетами и образами былин, обогащая русскую литературу опытом народного творчества. Русские былины широко переводятся на многие языки мира и изучаются в других странах. Советские и иностранные ученые единодушно признают огромное историко-культурное значение былин.

В исторических песнях есть две основные тематические линии: военная и социальная. К первой относятся, например, песни о войнах и полководцах, ко второй — песни о Степане Разине и Емельяне Пугачеве.

Первые записи русских исторических песен относятся к ,1619—1620 . Они были сделаны для англичанина Ричарда Джемса. В XVIII в. с развитием собирания и публикации фольклорных материалов исторические песни помещались в специальных сборниках, например в «Собрании разных песен» М. Д. Чулкова ‘и «Собрании русских простых песен с нотами» В. Ф. Трутовского . Они вошли также в сборник Кирши Данилова , а затем в «Песни, собранные П. В. Киреевским» . Вместе с былинами записывали исторические песни известные собиратели русского эпоса Н. П. Рыбников, А. Ф. Гильфердинг, А. В. Марков, Н. Е. Ончуков и А. Д. Григорьев. В 1860. И. А. Худяков выпустил «Сборник великорусских исторических песен». Свод журнальных публикаций издал В. Ф. Миллер в книге «Исторические песни русского народа XVI—XVII вв.» После Октябрьской революции собирание исторических песен продолжалось. Его вели сотрудники Института русской литературы Академии наук СССР, Института этнографии АН СССР, Московского государственного университета, в архивах которых хранится много еще не опубликованных текстов. Вели собирательскую работу и отдельные ученые. Ценные материалы содержат в себе книги А. Н. Лозановой «Народные песни о Степане Разине» и «Песни и сказки о Разине и Пугачеве»; Б. Н. Путилов издал сборник «Исторические песни на Тереке», А. М. Листопадов — «Донские исторические песни» . Попытки свести и объединить тексты представляли собой книги «Северные исторические песни» под редакцией А. М. Астаховой и «Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях» под редакцией А. Н. Лозановой . Исключительную ценность имеют четыре тома текстов исторических песен XIII—XIX вв., изданные сектором фольклора Института русской литературы АН СССР. В них объединены почти все известные фольклористам записи произведений этого жанра. Произведен тщательный текстологический анализ, дана обоснованная классификация. Тексты сопровождаются ценными и обстоятельными комментариями, помогающими понять содержание, смысл и происхождение песен.

Открытый урок ««Былины. Художественные особенности былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». » (ФГОС)

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Львова Татьяна Васильевна ,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №24» г. Братска

УМК: Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс»

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Тема урока: «Былины. Художественные особенности былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Цели: формирование умения отличать былину от других жанров литературы; создание условия для развития компетентностей: культурологической — уважения культуры русской нации; информационной — умения получать информацию из разных источников (напечатанный текст, живое слово); коммуникативной — умения вступать в общение; развитие творческих способностей учащихся; формирование представления о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении; развитие навыков анализа художественного текста; формирование УУД.

Постановка учащимися целей занятия.

Целеполагание (формулирование познавательной цели)

Работа над новым материалом.

Ознакомиться с записями на информационном листке (смотри приложение №1 ) .

Прослушать сообщение учителя по теме «Былины. Художественные особенности былин» (смотри приложение №2) , сопровождаемое показом презентации.

Сопоставить сообщение с записями в информационном листке.

Дополнить записи необходимыми недостающими сведениями.

Обобщить всю полученную информацию

-извлечение необходимой информации из прослушанного текста;

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных),

— синтез (составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов),

рассмотреть жанровые особенности былины на примере текста «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (текст прочитан дома).

Работа в группах. (Смотри приложение №3)

1 группа. Сюжет и композиция былины.

Составьте план былины, отражая только главные события.

Найдите в тексте композиционные части, характерные для былины: зачин, завязку, кульминацию, развязку и концовку.

Как вы понимаете смысл данной концовки?

Что фантастического и что реального в былине? (Сравните зачин в былине и традиционный сказочный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Найдите реальные исторические персонажи, названия городов, отголоски исторической эпохи).

2 группа. Главные герои былины. Идея произведения.

Дайте характеристику главным героям былины: Илье Муромцу (проанализируйте эпизоды битвы у Чернигова, встречи с жителями Чернигова, боя с Соловьём и приезда в Киев) и Соловью-Разбойнику. Докажите, что оба образа гиперболизированы. Для чего использована гипербола при создании образа Соловья-Разбойника? Ильи Муромца?

Объясните популярность образа Ильи Муромца. В чём состоит идея произведения?

3 группа. Художественные особенности былины.

Найдите характерные для былины художественные особенности.

4 группа. Обобщение и выводы.

Опираясь на результаты работы всех 3 групп, приготовить выступление на тему: «Является ли произведение «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» былиной?»

5 группа. Творческое задание.

Напишите небольшой текст о том, что такое былина, каковы её особенности, опираясь на сведения, содержащиеся в информационном листке (условие: текст должен быть написан былинным стихом, т.е. это будет текст подражательного характера).

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников; умение формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

поиск и выделение информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля;

умение составлять план;

анализ объектов с целью выделения признаков;

построение логической цепочки рассуждений;

— оценивание содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей

ф ормирование основ гражданской идентичности личности:

воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны

— анализ с целью выделения основных признаков,

— построение логической цепи доказательств,

— выбор оснований и критериев для сравнения,

— умение определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы,

— синтез (составление целого

из частей, самостоятельное

достраивание с восполнением

— подведение под понятие, выведение следствий.

синтез (составление целого

строить монологическое высказывание;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Физкультминутка. (Смотри приложение №4)

Подведение результатов работы групп.

Читать еще:  Что такое подтекст. Значение слова подтекст в словаре литературоведческих терминов

строить монологическое высказывание;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

оценка (выделение и осознание учащимися того, что усвоено)

Достигли ли намеченных целей занятия?

осознание качества и уровня усвоения

Познакомьтесь с теоретическими материалами в своей информационной карточке. Прослушайте сообщение учителя. Дополните карточку необходимыми, по вашему мнению, сведениями.

Былина – произведение устного народного творчества, воспевающее …………………

Былина состоит из следующих частей:

1) запев (вводит читателя в мир народного искусства);

2) зачин (обозначены место действия, имя главного героя);

3) завязка (важное событие);

4) кульминация (центральное событие);

5) развязка (победа положительного героя);

6) концовка (воздаётся слава герою).

Художественные особенности былины:

1) повторы слов, выражений, эпизодов;

3) троичность (часто встречается число три или кратные трём числа).

Былинный стих – особый стих, основанный на равном количестве ударений в строках (чаще в строке 3 ударения) и одинаковом расположении ударных слогов в конце каждой строки (чаще ударным является 3-ий от конца строки слог).

Былины. Художественные особенности былин.

Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда люди ещё не умели ни читать, ни писать. (Здесь заканчивается слайд 2)

Богато и разнообразно народное творчество. В сказках, песнях народ рассказывал о важных исторических событиях, о своём труде, о своих заботах и горестях, мечтал о счастливой, справедливой жизни. (Здесь заканчивается слайд 3)

Народная мудрость, наблюдательность, меткость и выразительность народной речи воплощены в пословицах, поговорках, загадках. (Здесь заканчивается слайд 4)

Исключительный интерес среди произведений народного творчества представляют былины — художественно-исторические песни о богатырях, народных героях. (Здесь заканчивается слайд 5)

Основные циклы былин: новгородский и киевский (Здесь заканчивается слайд 6)

Действие в большинстве былин приурочивается к Киеву. Некоторые былины рассказывают о жизни, событиях и людях другого крупнейшего города древней Руси — Новгорода (былины о Садко, о Василии Буслаеве). (Здесь заканчивается слайд 7)

Киевские былины — это былины героические (или богатырские). Героические былины повествуют о мужественной защите родины, о богатырях, их борьбе против врагов-кочевников, нападавших на страну. (Здесь заканчивается слайд 8)

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином . В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь ( Здесь заканчивается с лайд 9)

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона. ( Здесь заканчивается с лайд 10)

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно . Повествование ведётся медленно, не спеша . ( Здесь заканчивается с лайд 11) Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные . Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника. ( Здесь заканчивается с лайд 12)

Чтобы придать напевност ь былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира. ( Здесь заканчивается с лайд 13)

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия , явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами . ( Здесь заканчивается с лайд 14)

Иногда былины заканчиваются особой концовкой — заключением из всего содержания былины:

То старина, то и дёянье,

т. е. так было в старину, это — быль. ( Здесь заканчивается с лайд 15)

Главный герой былин — русский богатырь . Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой — переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов. ( Здесь заканчивается с лайд 16)

Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня — на много вёрст, а второй скок — и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку . дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». ( Здесь заканчивается с лайд 17)

В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты — красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. ( Здесь заканчивается с лайд 18)

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами . В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные. ( Здесь заканчивается с лайд 19)

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях .( Здесь заканчивается с лайд 20)

Употребляются отрицательные сравнения :

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой. ( Здесь заканчивается с лайд 21)

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за обиду стало, за великую досаду показалось. » ( Здесь заканчивается с лайд 22)

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. ( Здесь заканчивается с лайд 23) Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю . У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д. ( Здесь заканчивается с лайд 24)

Былина произносится нараспев . Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»). ( Здесь заканчивается с лайд 25)

В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них — былина о Вольге и Микуле . В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря — защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря — кормильца страны .

Источники:

http://fb.ru/article/275020/osobennosti-byilin-kompozitsiya-i-sredstva-hudojestvennoy-vyirazitelnosti
http://lektsia.com/13x10d48.html
http://infourok.ru/otkritiy-urok-bilini-hudozhestvennie-osobennosti-bilin-bilina-ilya-muromec-i-soloveyrazboynik-fgos-1646685.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector