Закон о патриотическом воспитании. Патриотическое воспитание в законе: как россиян научат родину любить. Закон о патриотическом воспитании Госдума рассмотрит осенью
Содержание
- 1 Закон о патриотическом воспитании. Патриотическое воспитание в законе: как россиян научат родину любить. Закон о патриотическом воспитании Госдума рассмотрит осенью
- 1.1 Что такое Отечество: в Госдуму внесли законопроект о воспитании патриотов
- 1.2 Что такое патриотизм?
- 1.3 Задачи патриотического воспитания
- 1.4 Полномочия властей
- 1.5 Патриотическое воспитание в законе: как россиян научат родину любить
- 1.6 «Мы вас научим Родину любить»: в Госдуму внесли проект закона о патриотическом воспитании
Что такое Отечество: в Госдуму внесли законопроект о воспитании патриотов
МОСКВА, 15 ноя — РИА Новости. Группа депутатов от «Единой России» внесла в Госдуму законопроект о патриотическом воспитании, в котором дается понятие «патриотизма», «Отечества» и «патриотического воспитания», а также определяются полномочия органов власти в этой сфере, следует из базы документов нижней палат парламента.
«Целью принятия данного законопроекта является установление единого подхода к патриотическому воспитанию посредством определения полномочий органов государственной власти в сфере патриотического воспитания и определения единого терминологического аппарата в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания», — говорится в пояснительной записке.
Законопроект регулирует общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичной функции государства по воспитанию граждан.
В ряде субъектах РФ уже приняты законы о патриотическом воспитании, данный законопроект призван установить единообразие в подходе органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации патриотического воспитания граждан на всей территории РФ путем определения системы патриотического воспитания, реализуемой на федеральном, региональном и местном уровнях, отмечают авторы документа.
Что такое патриотизм?
В законопроекте дается дефиниция понятий «патриотизма», «патриотического воспитания» и «Отечества».
«Отечество — Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации», — следует из документа.
Также законопроектом устанавливается, что патриотическое воспитание – «это систематическая и целенаправленная деятельность, основанная на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, которая направлена на развитие личности, создания условий для самоопределения и социализации граждан, формирования у них патриотического сознания, чувства верности России, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества».
Задачи патриотического воспитания
К задачам патриотического воспитания, согласно документу, относятся: формирование у граждан общероссийского национального самосознания, ценностных ориентаций и установок в отношении к личности, обществу, государству.
Также к этим задачам относится привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства — государственного герба РФ, флага, и гимна, а также другой символики и исторических святынь Отечества, а также создание условий для усиления патриотической направленности в СМИ информации при освещении событий, явлений и процессов общественной жизни; формирование положительной мотивации граждан к защите Отечества и готовности к военной службе и другие пункты.
Как отмечается в законопроекте, к основным направлениям государственной политики в сфере патриотического воспитания являются, в частности: развитие исторической памяти на всех уровнях образовательного пространства: поддержка памятников Воинской славы, в том числе могил неизвестному солдату и воинских захоронений, как на территории России, так и за рубежом; формирование национальной гордости у подрастающего поколения за достижения предыдущих поколений в области культуры, науки и техники на всех уровнях образования; поддержка СМИ и издательской деятельности в области патриотического воспитания граждан.
Законопроект также предполагает, что в организациях, осуществляющих деятельность по патриотическому воспитанию, создаются условия для подготовки к сдаче нормативов тестов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в соответствии с действующим законодательством.
Полномочия властей
В законопроекте прописаны полномочия органов власти, в том числе полномочия президента РФ, правительства, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере патриотического воспитания.
Устанавливается, что организации, осуществляющие деятельность в сфере патриотического воспитания, имеют право на получение государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством.
«Образовательные программы по патриотическому воспитанию реализуются организацией, осуществляющей деятельность по патриотическому воспитанию как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с действующим законодательством», — говорится в тексте законопроекта.
Кроме того, отмечается, что финансовое обеспечение деятельности в сфере патриотического воспитания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете на соответствующий период, и из иных источников в порядке, установленном законодательством.
Как ожидается, закон в случае принятия должен вступить в силу с 1 января 2018 года.
Патриотическое воспитание в законе: как россиян научат родину любить
С этим надо что-то делать
29.03.2017 в 19:11, просмотров: 17300
После воскресных митингов Госдума вспомнила про законопроект «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», который был разработан еще в прошлом году. Зампред Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборнов объявил, что в ближайшее время он будет доработан и принят.
Задача закона — гасить протестные настроения, развивая вместо них патриотические.
Каким образом планируется это делать?
Такой вопрос возникает у каждого гражданина, и у нас он тоже возник. Интересно же, как нас будут воспитывать. Тем более что для воспитания патриотизма все необходимое уже вроде бы делается.
Телевизор воспитывает патриотизм не покладая рук. В школах и университетах введены политинформации. В московской консерватории даже проводились целые «уроки культурной политики» с зачитыванием списков врагов государства.
Государственная символика и портреты лидеров используются для украшения одежды и предметов быта. Георгиевские ленточки привязываются на машины. Триколором украшают дачные участки. О роли нашей страны в Великой Отечественной войне снимаются новые героические фильмы. Старые фильмы о войне раскрашиваются, чтоб были цветными, а не черно-белыми, — тогда молодежи приятнее их будет смотреть.
Объективно, воспитание патриотизма ведется самым широким фронтом. Чем может обогатить его новый закон?
В том законопроекте, что был разработан в 2016 году, никакой конкретики нет. Общие фразы. Как воплощать их в жизнь — непонятно.
Один из пунктов основных направлений деятельности, например, звучит так:
«Формирование позитивного отношения детей и молодежи к ценностям, имеющим приоритетное значение для общества».
Отличная идея, безусловно. Но какими путями ее реализовывать? Просто долбить детям: вот это хорошо, а это плохо? Так им всегда что-то долбят. Но результат не очевидный. Дети и молодежь не очень-то проникаются от долбежки. Скорее, наоборот, не проникаются — если им что-то сильно долбят.
Другой пункт: «Проведение мероприятий по повышению престижа самоотверженного и добросовестного труда и общественной значимости достижений в государственной, общественной и хозяйственной деятельности».
Снова отличная идея. Но что подразумевается под «самоотверженным трудом»?
Понятно, в 1942 году в тылу труд был самоотверженным, когда по 14 часов люди стояли у станков. Все для фронта, все для победы. Но у нас-то не война, слава богу. В нашей жизни самоотверженный труд — это только когда он не оплачивается. И что же, в законопроекте намеревается повышать престиж такого труда?
Еще один пункт направлений патриотического воспитания — совершенно уже бредовый: «Организация деятельности по развитию у граждан мышления действовать в соответствии с интересами общества и национальными интересами России, всемерное вовлечение граждан в решение поселковых, муниципальных, региональных и общегосударственных задач».
«Развитие у граждан мышления» уже вызывает вопросы. А надо ли властям, чтобы граждане мыслили?
Что же касается вовлечения граждан в решение муниципальных и государственных задач, так оно властям и вовсе не нужно. У нас если кто-то все-таки вовлечется, они сразу зовут полицию, прокуратуру и суд.
Хотя бы парочка свежих, работающих идей! Но в законопроекте нет ни одной. Сплошные окаменелости советской эпохи. Вялые попытки реанимировать то, что и живым-то никогда не было.
Воскресные митинги — да и не только они — показывают, что идейного консенсуса в обществе нет. Как ни стараются телевизор и политинформаторы, личные интересы граждан не подчиняются общественному государственному интересу. И с этим надо что-то делать.
Но то, что понимают депутаты под «патриотическим воспитанием», не решает этой проблемы. Если закрыть границы, выключить Интернет, спрятаться за железным занавесом, не смотреть западные фильмы и не знать, как живет мир, такое «воспитание», может, и могло бы заставить людей на время отставить частные интересы ради государственного. Но в современных условиях даже «на время» — и то уже невозможно.
Поэтому Закон о патриотическом воспитании не сработает.
Его, конечно, примут. Но это будет мертворожденный закон. Потому что ненужный.
Патриотизм — это любовь к своей стране, а не к режиму, который в данный момент правит страной. Любовь к режиму воспитать невозможно. Такую любовь режим может только заслужить — справедливыми делами.
А любовь к своей стране и воспитывать не надо. Она в крови, люди с этим рождаются.
Наш парламентский корреспондент Марина Озерова попросила рассказать о содержании законопроекта «О патриотическом воспитании» его авторов и экспертов.
Виктор Водолацкий, зампредседателя думского Комитета по делам СНГ («ЕР»), возглавляет рабочую группу по разработке законопроекта:
«У нас сейчас нет ни одного федерального закона, который был бы связан с патриотическим воспитанием детей и молодежи, что неправильно. Кроме того, законопроект должен устранить недочеты в деятельности ряда ведомств, занимающихся этой проблемой. Конечно, никто не предлагает делить людей по принципу, что если, мол, ты не называешь себя патриотом, то значит, ты плохой, — наша инициатива просто позволит выстроить вертикаль в работе. Мы считаем, что должен быть какой-то координирующий центр, который бы позволял увязывать работу разных ведомств в одну систему.
В рабочую группу по подготовке законопроекта входят сенаторы, представители Минобразования и науки, Росмолодежи, ДОСААФа, других общественных организаций. Надеемся, что после обсуждения в вузовской среде, со студенческой молодежью и экспертами документ будет внесен в Госдуму уже в апреле».
Анатолий Выборный, замглавы думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции («ЕР»), член рабочей группы:
«Ключевой термин определяется в законопроекте так: «Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Предусмотрен порядок создания специальных организаций, занимающихся патриотическим воспитанием, — они будут обязаны размещать всю информацию о своей работе в открытых источниках, на специальных сайтах. Система будет совершенствоваться за счет включения новой, эффективной практики патриотического воспитания, за счет апробации и внедрения современных программ, новых педагогических технологий, за счет научных исследований, к которым будут привлекаться молодые ученые.
Предусмотрена также обязательная научно-педагогическая и правовая экспертиза методик патриотического воспитания — это необходимо для того, чтобы предотвратить несоответствие методик возрастным или психофизическим особенностям обучающихся. Кроме того, предполагается ввести конкретные критерии для оценки эффективности деятельности по патриотическому воспитанию, которые будут, в частности, применяться к высшим должностным лицам».
Виктор Озеров, глава Комитета по обороне Совета Федерации:
«Любой закон должен иметь предмет регулирования. Надо, конечно, посмотреть, что будет написано в этом законопроекте, но вообще-то патриотизм, как я понимаю, это внутренняя составляющая человека, чувство любви к Родине. Если бы мы могли законами воспитывать чувства граждан РФ, то по каждому чувству было бы достаточно принять законодательный акт и заставить прокуратуру контролировать его исполнение. Но все не так просто…»
4 апреля в Госдуме пройдут парламентские слушания на тему «Законодательное регулирование патриотического воспитания в РФ», которые организует Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.
ЦИТАТА ДНЯ
Eлена МИЗУЛИНА, сенатор:
«Уроки патриотизма начали заменяться уроками борьбы с коррупцией. Причем с 1-го по 11-й класс. Детям предлагают рисовать картинки, предлагают информацию, например, такого свойства, где пирамида, где страны расположены в иерархическом порядке по уровню коррупции, — Россия оказывается, естественно, далеко-далеко внизу, там, рядом с Узбекистаном. Такое «формирование патриотизма» происходит. Может быть, имеет смысл дать поручение профильному комитету, посмотреть, откуда идет такого рода предложение. Патриотизм — это одно, а борьба с коррупцией и навязывание ее в разных школах — это очень опасная тенденция».
На заседании Совфеда 29 марта 2017 года.
Заголовок в газете: Любовь к Родине в законе
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27358 от 30 марта 2017 Тэги: Коррупция, Митинг, Суд, Спорт, Школа, Дети , Война, Общество, Власть Организации: Совет Федерации Полиция Места: Россия
«Мы вас научим Родину любить»: в Госдуму внесли проект закона о патриотическом воспитании
Оказывается, граждане России как-то не так любят Родину. По крайней мере, так показалось нескольким депутатам Госдумы, которые внесли на рассмотрение законопроект о патриотическом воспитании граждан РФ. Научить любить Отечество как полагается нашли в себе силы парламентарии от «Единой России», в том числе бывший атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий.
Стоит отметить, что в некоторых регионах России закон о патриотическом воспитании уже принят, в том числе и в Ростовской области. Однако, по мнению депутатов, федеральный закон установит «единообразие подходов на всей территории страны». Документ предлагает регулировать управленческую деятельность госорганов и должностных лиц по исполнению публичной функции государства по воспитанию граждан, а также определяет основные понятия.
Так, если читатели вдруг не в курсе, то «патриотизм» — это «нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить ему свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества». Само же «Отечество» — это, оказывается, то без чего даже существование представить нельзя: «Это Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации».
«Патриотическое воспитание», между прочим, это «систематическая и целенаправленная деятельность, основанная на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, которая направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации граждан, формирование у них патриотического сознания, чувства верности России, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества».
Важнейшая задача патриотического воспитания — сформировать у граждан потребность в «духовно-нравственном развитии, в ведении здорового образа жизни, способности жить семейной жизнью и воспитывать большее количество детей, проявлять заботу о пожилых и близких людях, поддерживать благоприятный климат в трудовом коллективе». А помогать в этом, помимо органов власти, должны «традиционные для России религиозные конфессии».
Тут хочется отметить, что желание жить здоровой жизнью и воспитывать «большее количество детей» куда охотнее возникало бы у граждан и без всякого закона о патриотическом воспитании, при условии роста уровня жизни и исполнения государством своих социальных обязательств не только на бумаге. Когда ты сыт, имеешь крышу над головой, достойную работу с достойной же зарплатой, имеешь качественное медобслуживание, а твои дети здоровы и получают хорошее бесплатное образование — Родину любить как-то легче и без всякого закона.
Но обеспечить гражданам России все эти блага депутаты не могут, зато могут написать очередной документ, согласно которому любовь к Отечеству можно «воспитать», если уж не получается заслужить.
Если всё сложится, то воспитывать в россиянах патриотов начнут как положено, по букве закона и с правильными формулировками, уже с 1 января 2018 года.
Источники:
http://ria.ru/20171115/1508891347.html
http://www.mk.ru/zloba-dnya/2017/03/29/patrioticheskoe-vospitanie-v-zakone-kak-rossiyan-nauchat-rodinu-lyubit.html
http://www.donnews.ru/My-vas-nauchim-Rodinu-lyubit-v-Gosdumu-vnesli-proekt-zakona-o-patrioticheskom-vospitanii_31880