2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое семейное предание. Семейные предания как способ изучения языковых и культурных традиций

семейное предание

Универсальный русско-немецкий словарь . Академик.ру . 2011 .

Смотреть что такое «семейное предание» в других словарях:

предание — я, с. Устный рассказ о былом, история, передающиеся из поколения в поколение. Семейное предание. Читать старинные предания. В семье осталось предание, что, заклявшись играть, он физически не мог пребывать в комнате, гле лежала колода карт… … Популярный словарь русского языка

предание — 1. ПРЕДАНИЕ см. Предать. 2. ПРЕДАНИЕ; ПРЕДАНЬЕ, я; ср. 1. Устный рассказ; история, передающаяся из поколения в поколение. П. гласит. Хранить п. Библейское п. Семейное, народное п. Древнее п. Живое п. (предание, которое живо в устах народа, не… … Энциклопедический словарь

ПРЕДАНИЕ — ПРЕДАНИЕ, я, ср. Переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. Народное п. Семейное п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

предание — I см. предать 2); я; ср. Преда/ние негодяя суду. Преда/ние праха земле. II = преда/нье см. тж. по преданию 1) Устный рассказ; история, передающаяся из поколения в поколение … Словарь многих выражений

преда́ние — 1) я, ср. Действие по глаг. предать (во 2 и 3 знач.). [Цель] нашего ордена есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства. Л. Толстой, Война и мир. Прения разгорались. Одни требовали для Завьялова строгого выговора, другие… … Малый академический словарь

Башуткин — БАШУТИН БАШУТКИН Семья Башуткиных из Краснодарского края прислала семейное предание о происхождении фамилии: прадед был башковитым, знал грумоту. Вероятнее иная основа: от прозвища Башутка (отчество, от которого башуткин стало фамилией): башутка… … Русские фамилии

Беглов — БЕКУЛОВ И.С.Беглов (Рязань) сообщает семейное предание, по которому его фамилия возникла якобы из татарского имени Бекоглы: бек князь, оглы сын. Возможно, но в дальнейшем непонятная для русского человека фамилия связывалась с близким по звучанию… … Русские фамилии

Лаушкин — По семейному преданию, предки К.Д. Лаушкина приехали в Орловскую губернию из горной местности Лауше, что на чешско германской границе, и стали однодворцами , помещиками без крепостных. Действительно, есть гора и город Лауше на юге Германии у… … Русские фамилии

Чёрный паук — Die schwarze Spinne Жанр: новелла Автор: Иеремия Готхельф Язык оригинала: немецкий Год написания: 184 … Википедия

Селифонтов, Иван Осипович — иркутский и колыванский генерал губернатор и сенатор; род. в 1744 г., умер в 1822 г., происходил из дворян Ярославской губернии. Получив образование в Морском корпусе, был выпущен оттуда в 1760 г. с чином гардемарина и служил по флоту до 1782 г.… … Большая биографическая энциклопедия

Айвазовский, Иван Константинович — Запрос «Айвазовский» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Иван Айвазовский Հովհաննես Կոնստանդինի Այվազովսկի … Википедия

Семейные предания как способ изучения языковых и культурных традиций

КАК СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

Оренбургский государственный университет

Взаимосвязанное изучение языка и культуры позволяет найти новые эффективные способы исследования и достичь новых результатов в разных областях знания.

Предание вообще – это устный интересный рассказ или поучительная история, передающаяся из поколения в поколение. В филологии предание определяется как одна из разновидностей народного творчества, жанр фольклора, устное повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях.

Предание определяется как действие по глаголу передавать (предавать). в значении завещать что-либо, передать что-либо потомству обычаем или законом. Предание — рассказ, повествованье, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам; поученья, наставления, правила житейские, переданные одним поколеньем другому; поверье, заповедь, завет [2].

Предание, нередко возникнув из рассказа очевидца, при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации и в этом значении его можно сравнить с легендой [1]. Исследователи отмечают одно из устаревших значений понятия предание — традиция, традиционное установление, порядок, правило [4].

Предания, связанные с историей страны или народа, тесно переплетаются с мифами и народным эпосом, находят свое отражение в пословицах и поговорках, отдельные речения, взятые из преданий становятся крылатыми фразами, осознание происхождения которых может постепенно утрачиваться носителями языка и культуры.

Читать еще:  Лекция дмитрия быкова "вехи". сборник статей о русской интеллигенции (1909)

Предания являются ценнейшими источниками информации для историков, филологов, лингвистов. Европейские ученые в XIX веке вслед за немецким историком И. Дройзеном (нем. Johann Droysen; 1808- 1884) подразделяли все исследуемые материалы, т. е. все многообразие продуктов целенаправленной человеческой деятельности на исторические остатки и исторические предания.

Подлежащие изучению исторические материалы, по мнению И. Дройзена, составляют: устная речь (песнь, сага, рассказ, легенда, анекдот, пословицы, крылатые слова), письменная речь (генеалогические таблицы, исторические надписи, мемуары, брошюры, газеты и т. п.) и изображения (географические карты, иконография исторических личностей, планы городов, рисунки, живопись, скульптура) [3].

Среди множества исторических материалов особый интерес представляет изучение семейных преданий, в которых отражается с одной страны история страны, а с другой – быт и неповторимые оттенки внутрисемейных отношений.

Традиция записи и сохранения истории отдельных семейств восходит к хроникам (греч.Χρόνος- время) — историческим описаниям событий в хронологическом порядке, которые появились в поздней Римской империи и развились в Византии и Западной Европе.

В римской империи погодовые записи событий еще именовались анналами (лат. annus — год). В анналах наряду с записями, связанными с жизнью города, области или страны подробно описывался жизненный путь отдельных исторических личностей. Так, например, известно биографическое сочинение римского историка Евсевия Кесарийского (греч. Ευσέβιος ο Καισαρείας; 264-340) «Жизнь Константина», представляющее собой жизнеописание основателя Византийской империи императора Константина I, с которым Евсевий Кесарийский был лично близко знаком. Сочинение Тацита (лат. Tacitus, 55-120) «Жизнеописание » широко используется как источник исторических и биографических сведений.

Кроме того, знатные римские семейства приглашали грамотных людей для ведения записей о всех членах семьи. Плутарх (др.-греч. Πλούταρχος, 46-127) в самом начале своих «Сравнительных жизнеописаний» пишет: «Мне случилось начать работу над этими жизнеописаниями, выполняя чужую просьбу, но продолжать ее — и притом с большой любовью — уже для себя самого: глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю» [6].

Российский историк (1881-1957) в работе «Начало римской летописи» указывал, что «…римляне были очень щепетильны по отношению к доброму имени своего рода, а поэтому у них уже рано в обычаи было записывать важнейшие их семейных происшествий» [5, c. 30].

Ведение хроник, летописей, составление жизнеописаний повсеместно продолжалось в Средние века. Французский монах-августинец отец Ансельм (фр. Père Anselme, 1625-1694, в миру Пьер Гибур (фр. Pierre Guibours)) разработал схему передачи информации о родстве с помощью системы нумерации поколений и индивидуумов — поколенную роспись или родословную. Поколенная роспись включала в форме разбитого на поколения списка родственников сведения о потомках (нисходящая роспись) или предках (восходящая роспись) Отмечается, что восходящая роспись встречается гораздо реже нисходящей [8, c. 45]. В отличие от известных в то время генеалогических таблиц, в которых родственные связи отображались в графическом виде (с помощью скобок, линий, расположения по горизонталям или вертикалям), поколенные росписи способствовали сохранению большего количества детальных сведений об отдельных членах того или иного семейства.

В 1663 году отец Ансельм опубликовал «Дворец чести» — геральдическое исследование с поколенными росписями лотарингского дома Шатенуа (нем. Haus Châtenois) и итальянской династии герцога Савойского (итал. Duca di Savoia), позднее был издан «Дворец славы» — сборник родословных великих фамилий Франции и Европы.

В Древней Руси, Византии, Сербии, Болгарии исторические произведения, соответствующие римским хроникам, носили название летописей и хронографов.

Летопись представляла собой более или менее подробную запись исторических событий по годам. Запись событий каждого нового года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (т. е. «в году …»), отсюда и название — летопись. На Руси сложилась традиция ведения особых делопроизводственных документов — родословных книг или родословцев, в которые думными дьяками заносились поколенные росписи знатных родов. Родословные книги использовались для составления справок в местнических спорах. Эти книги являются ценными документами для генеалогических исследований.

Первые рукописные родословные книги появились в 40-х годах XVI века. Известно, что в 1555 году по распоряжению Ивана Грозного создан «Государев родословец». В 1682 году была образована Родословных дел палата, основной целью которой стало создание родословных книг всего дворянства. Там на базе «Государева родословца» в 1687 году была создана «Бархатная книга», позднее, в 1787 году, российский журналист и общественный деятель Н. И. Новиков (1744-1818) издал один из списков «бархатной книги» под названием «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих».

Читать еще:  Русская народная сказка «По щучьему веленью». Русская народная сказка «Иван-Царевич и серый волк»

В Польше и Западной Украине в XVI-XVIII веках были распространены silva rerum (лат. — лес вещей, в переносном смысле –«случайный набор разнородных вещей»); определенный тип хозяйственной книги, домашней хроники, которая велась и сохранялась многими поколениями благородных семейств. В сохранившихся до наших дней книгах содержатся записи о текущих событиях, письма, политические речи, копии правовых документов, шутки и анекдоты, финансовые документы, философские размышления, стихи, генеалогические таблицы. Среди польской и украинской шляхты silva rerum рассматривались как дневник или семейные мемуары, среди других вопросов в них записывались семейные традиции; silva rerum не были предназначены для широкой аудитории и, тем более, печати, однако иногда некоторые книги предоставлялись друзьям семьи, которым даже разрешалось добавить комментарии к записям. Некоторые silva rerum имели более тысячи страниц, З. Глогер (польск. Zygmunt Gloger; 1845 — 1910) цитирует книгу из 1764 страниц, но наиболее распространенный размер от 500 до 800 страниц [7].

Родословные книги, семейные дневники содержат богатый материал для исследования связи между языком и социальными условиями его бытования. Данные источники представляют большой интерес, но они активно изучались и изучаются в настоящее время историками, библиографами, филологами.

Однако истории отдельных семей – менее знаменитых, простых людей, практически не изучались, поэтому мы поставили цель с помощью анкетирования и опроса выявить современное состояние и традиции ведения семейных хозяйственных книг, семейных архивов, а также сохранения в семьях Оренбургского региона различных преданий.

Мы рассматриваем семейные предания как рассказы о членах одной семьи и событиях, связанных с ними и произошедших в недавнем и далеком прошлом; семейные поверья и легенды, переходящее от одного поколения семьи к другому в как в устной передаче, так и зафиксированные письменно.

При анализе собранных материалов мы предполагаем фиксировать: факты отражения в семейном предании исторических событий эпохи; степень сохранения предания (предание опрашиваемый вспоминает сразу или ему необходимо побеседовать с другими членами семьи, относительно точно и уверенно указываются имена и даты); предание связано с членами семьи или селения, местности; использование при пересказе устаревших слов и выражений; использование при пересказе иностранных слов и выражений (возможно искаженных); обусловленность использования устаревших или иностранных слов (именно они составляют суть предания); повторение одной сюжетной линии в нескольких преданиях.

Результаты, полученные к настоящему времени, позволяют утверждать, что молодые люди в возрасте 17-20 лет мало осведомлены в истории прежних поколений своей семьи, не знают семейных преданий, или не осознают их таковыми, не откликаются на предложение побеседовать с другими членами своей семьи с целью отыскать интересные истории, более того, представители этой возрастной группы не всегда осознают ценность сохранения семейной истории и семейных традиций.

Представители возрастной группы 10-16 лет также мало осведомлены в истории прежних поколений своей семьи, однако охотнее откликаются на предложение побеседовать с другими членами своей семьи с целью отыскания интересные истории. Самые младшие из опрошенных (10-12 лет) чаще вспоминают истории с элементами «чудесного» или мистического содержания.

Представители более старшего поколения (старше 30 лет) помнят много историй, связанных различными событиями жизни нескольких поколений своей семьи, но занимаются целенаправленным сбором и сохранением информации о своей семье.

Таким образом, семейные предания – истории, были, легенды, хранящиеся в семьях и ценные для членов одной семьи, вместе с тем являются богатым материалом для изучения исторических событий, этнографии, быта и мировоззрения определенного региона.

Список использованной литературы

1. Большой Энциклопедический словарь. 2000. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic. academic. ru/dic. nsf/enc3p/242654

2. Даль, В. И. Толковый словарь великорусского языка [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic. academic. ru/dic. nsf/enc2p/332102

3. Дройзен, И. Г. Историка. Лекции об энциклопедии и методологии истории / . — СПб.: Владимир Даль, 2004. — 581 с.

4. Ефремова, словарь русского языка. Толково-словообразовательный. 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. efremova. info/word/predanie. html#.V7MAGmBkjIU

Читать еще:  В каком смысле употребляется выражение яблоко раздора. Что такое «яблоко раздора»? Значение и происхождения фразеологизма

5. Радциг, римской летописи / . — Киев: Аграр Медiа Групп., 2012. – 150 с.

6. Плутарх. Сравнительные жизнеописания [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. ancientrome. ru/antlitr/plutarch/index-sgo. htm

7. Gloger, Z. Ksie̜ga rzeczy polskich / Zygmunt Gloger. — Nakł. Macierzy Polskiej, 1896. — 498 s.

8. Jouniaux, L. Généalogie: pratique, méthode, recherche / Léo Jouniaux. — Quercy: Seuil, 2006. — 414 p.

Есть ли предания в вашей семье?

По истории рода,происхождении,что то из старины глубокой?

Конечно, есть предания, и они сохраняются уже сотни лет. Когда-то мой прадед Красный священник ещё в 13 веке написал Библию на воловьей коже, и эта Библия уже семь веков хранится в нашей семье. В Западной Армении, откуда мои предки, ещё до геноцида в Османской империи за Библией должны были присматривать старшие невестки, люди тысячами приходили поклоняться священной книге, а наш Род до сих пор называется Родом Аветарана (Библия) или родом Красного священника. Многих героев дал этот род в освободительной борьбе против турков-османов, и сейчас считается самым благородным западно-армянским родом. На обложке Библии был укреплен драгоценный камень, но когда во время бегства в 15 году 20 столетия турки выхватили книгу из рук прабабушки и бросили в огонь, вдруг Библия восстала в Огне, поднялась. Турки с криками -Шайтан! Шайтан! убежали, но когда бабушка достала из огня священную книгу, камень растрескался на две части. В родовом селении Айкаван на месте, где хранилась Библия ныне построена Церковь, которая называется церковью святой Библии. Односельчанин, потратил на строительство церкви 50 тыс. долларов, но через год у него родился сын ( жена его была бездетная 9 лет). И как не охранять традиции и предания своего рода, если ты человек и родился не из пальца.

Есть, конечно, свои семейные истории. мне особенно нравится история про моего прадеда Прокопия. Он в 1970-х жил в нашем старом родовом селе километрах 70-и от села, где жили дед, отец с матерью, и где сейчас живу и я. Родился я на Чукотке, где работали мои родители. Летом они привезли меня в наше село. Однажды в дедовский дом неожиданно пришёл прадед. подошёл к моей кроватке, посмотрел на меня и сказал — «Сопли — наши». потом молча взял лопату, вскопал пол-огорода, попил чаю и ушёл. Оказалось, что прадед, услышав, что привезли очередного правнука,просто вышел вечерком из дому и за ночь пешком прошёл 70 километров на нашего села — без дороги, через леса. А было ему тогда далеко за 70.

Есть в моей семье предание из далекого 17 — века.Моя мама была из семьи старообрядцев.Я даже не знала ,что это такое.И объяснила мне родная сестра моей бабушки,еще в детстве,когда мы летом в гости к ней ездили.

Их род жил под Москвой,было у них там имение.Но начались ,под руководством Никона реформы церкви.Семья их не признала,поэтому и попали в опалу.Их арестовали ,и отправили строить Санкт -Петербург.В семье было четыре сына и мать,отец к этому времени умер.Имущество их конфисковали,но моя пра-пра -пра бабка спрятала деньги и драгоценности в земле.А с собой взяла крест,распятие Иисуса Христа.Работали они на болотах,люди умирали ежедневно,на их место присылали новых арестованных.И два брата тоже умерли.Тогда мать предложила бежать.И они убежали,но заблудились в болотах.Мать взяла крест ,подняла его над головой и вдруг крест стал светиться,отбрасывая свет на землю.И она пошла с ним вперед,и скоро на край болот вышли,причем очень быстро.По преданию,этот крест освещал им дорогу.

Потом один из братьев бежал в ВКЛ,недалеко от современной Варшавы купил землю,и женился впоследствии на полячке.И мать жила с ним.А второй брат не захотел уезжать с родины,и отправился на Урал.Больше они не встретились.Очень надеюсь,что и другой брат остался жить,и где то на Урале есть часть моего рода.Может и они сохранили легенду о Распятии,которое вывело их из болот.

Это распятие у меня,ручная работа,специалисты говорят ,что 16 век.Вдруг прочтет эту легенду — предание тот,кто её слышал в своей семье. По фамилии не найдешь.Слишком распространенная — Поповы.А вот легенда может стать ключиком .Так или иначе,но вот такое предание.

Источники:

http://universal_ru_de.academic.ru/898177/%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
http://pandia.ru/text/80/249/33015.php
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1567314-est-li-predanija-v-vashej-seme.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector