Джаспер Джонс – интересные факты из жизни американского художника. Джаспер Джонс (Jasper Johns) и современный поп-арт
Джаспер Джонс – интересные факты из жизни американского художника. Джаспер Джонс (Jasper Johns) и современный поп-арт
«Любой смысл организует информацию и вынуждает нас воспринимать все раздельно, чтобы быть к определенным вещам более чувствительным и нечувствительным к другим. Вот что делает живопись: она организует видение определенным образом, т.е. говорит нам о том, что на определенные вещи надо обращать внимание, а на некоторые другие вещи не надо обращать внимание. До известной степени она всегда функционировала таким образом в нашей цивилизации. Считаете ли вы что-либо важным или нет – я не знаю. Но это то, что важно для меня, то, что делаю я».
Джаспер Джонс (англ. Jasper Johns, р. 1930) – американский художник, работающий в жанрах абстрактный экспрессионизм и поп-арт. Автор картины «Флаг».
Джаспер Джонс родился к городе Огаста (Джорджия, США) 15 мая 1930 года. Вскоре его родители развелись и вместе с матерью ребенок переехал в Южную Каролину, где и провел большую часть своего детства. Жил он попеременно то в городе Колумбия, где жила его мать, то в Аллендэйле, с бабушкой и дедушкой. Несмотря на то, что по собственному признанию Джонса, в Южной Каролине в то время не было художников, он сам начал заниматься живописью достаточно рано. В 1947 году Джонс поступил на факультет искусств университета Южной Каролины, откуда, впрочем, ушел уже через три семестра в 1948 году и переехал в Нью-Йорк.
В Нью-Йорке Джаспер Джонс один семестр посещал школу дизайна Парсона и активно посещал разнообразные выставки, но в 1950 записался в армию США и служил два года, сначала на базе в Южной Каролине, а после в городе Сендай в Японии (время его службы пришлось на годы корейской войны). После демобилизации Джонс вернулся в Нью-Йорк, где познакомился и вскоре начал жить с Робертом Раушенбергом, который оказал на него существенное влияние и познакомил с другими представителями современного американского искусства того времени, среди которых были галерист Лео Кастелли и Альфред Барр (в то время директор Музея современного искусства).
Имя Джаспера Джонса чаще всего ассоциируется с его ранними работами, относящимися ко второй половине 1950-х годов. В некотором смысле ранний период творчества художника можно ограничить пределами с 1954 по 1961 год, когда он жил вместе со своим бойфрендом Робертом Раушенбергом. Вероятно, наиболее известная широкой публике картина Джонса «Флаг» была создана как раз в это время, в 1955 году. Работа эта вызвала массу споров. Её интерпретировали самыми разными образами, видя в ней как проявление американского «империализма», так и, напротив, неуважение к своей собственной стране. Альфред Барр принял решение приобрести «Флаг» для постоянной экспозиции, но побоялся обвинений в непатриотизме и потому провел весь процесс покупки через посредника, который затем отдал картину в дар музею. Арт-критики того времени также были склонны видеть в работе Джонса определенное политическое высказывание. Так, например, Роберт Розенблюм ставит вопрос именно так: «святотатство это или почтительность?» и называет картину «кощунственной и неуважительной». Впрочем, сам художник утверждал, что увидел во сне как пишет флаг США и затем, проснувшись, приступил к работе.
Тема американского флага обыгрывалась Джонсом и в ряде других работ, созданных в тот период времени. Наиболее заметными работами здесь можно считать «Белый флаг» (1955) и «Три флага» (1958).
В последующие годы споры вокруг данной работы Джонса не утихли, но вышли за пределы обсуждения уровня патриотизма художника. Рассматривая «Флаг» в контексте искусства XX века и пытаясь определить его роль для различных арт-течений, данную картину начали рассматривать как один из первых примеров поп-арта. Джаспер Джонс таким образом может считаться художником, который в некотором смысле проложил дорогу Энди Уорхоллу и всему американскому поп-арту 60-х годов. Кроме того, «Флаг» начал создаваться еще в 1954 году, что даже раньше, чем коллаж Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956 год), который в свою очередь традиционно считается одной из первых работ в жанре поп-арт в Великобритании.
С другой стороны, «Флаг» Джаспера Джонса можно рассматривать как определенное продолжение идей Марселя Дюшана и его реди-мейдов. Фактически, флаг Джонса можно без изменений перенести на более привычную для флагов материю и использовать именно как флаг, т.е. вывесить его из окна, пойти на стадион и т.д. Т.о. мы получаем нечто вроде «реди-мейда наоборот», когда произведение искусства без всяких изменений может использоваться как банальный предмет быта. Флаг же США представляет собой один из наиболее узнаваемых, а потому и наиболее банальных символов и т.о. обращение к нему это все то же обращение к предметам повседневности. «Игра» с объектом, с символом, создание произведения искусства подписью художника – все это свойственно дадаизму и потому творчество Джаспера Джонса возможно отнести к т.н. неодада. Впрочем, надо отметить, что сам данный термин был предложен Барборой Роуз как раз для характеристики творчества Джонса и Раушенберга, а сам художник, говоря о понятии «объекта» отмечал, что «само понятие объекта сомнительно. Холст есть объект, краска есть объект и объект есть объект. Поскольку предполагается, что холст обладает каким-то пространственным значением, то и объект, написанный на холсте, можно наделить тем же значением»
Кроме всего вышенаписанного «Флаг» можно рассматривать и в контексте преодоления абстрактного экспрессионизма. При этом сам Джаспер Джонс в наименьшей степени занимался борьбой с господствующим тогда течением, но его живопись все-таки можно отнести к фигуративной и он начал «множить» символы (хотя вряд ли здесь в полной мере можно применять понятие симулякра) в то время как и сама история со сном и экспрессивные мазки напоминают скорее об образе художника, характерного для абстрактного экспрессиониста и т.о. Джаспер Джонс вновь становится неким «связующим элементом» между, условно говоря, такими деятелями американского искусства как Поллок и Уорхолл.
Кроме флага Джаспер Джонс работал также с рядом других символов. Так, например, ему принадлежит серия работ с изображениями цифр в самых разных вариациях («Серые числа», «от 0 до 9», «0-9» и т.д.), а также множество изображений карт США и различного рода мишеней. Все эти символы являются частью обычного мира, но в повседневной жизни обывателю свойственно игнорировать их форму, обращая внимание лишь на то, что они «значат» в различных своих комбинациях. Крайне редко ставится под сомнение значимость одной цифры или буквы, также как редко кто-то говорит о самой форме флага или карты. Джонс, очевидно, игнорирует вопросы, связанные с тем, как отдельные буквы или цифры взаимодействуют друг с другом, создавая язык и смысл. В своей ранней работе «Серые числа», например, он отдает все пространство холста под сетку заполненную цифрами. Цифры нарисованы по трафарету, каждая в своей клеточке на всем протяжении картины за исключением левого верхнего прямоугольника. Они выстроены в определенной последовательности, но привлекает внимание не смысл каждого числа, а форма, структура, порядок, который создает непосредственно художник.
В середине 60-х годов Джаспер Джонс занялся скульптурой. Здесь так же нельзя еще раз не упомянуть о противостоянии абстрактного экспрессионизма и поп-арта. Дело в том, что одну из своих наиболее известных скульптур – две банки из-под пива («Ale cans», 1964) – художник сделал в ответ на едкое замечание Виллема де Кунинга по поводу профессиональной деятельности галериста Лео Кастелли, сводящееся к тому, что последний купит даже банки из-под пива, если сказать, что это поп-арт.
Скульптуры Джаспера Джонса в большинстве своем изображают бытовые предметы (фонарик, лампочка, банки из-под пива) сделанные в бронзе. Про смысловую нагрузку данных работ можно сказать все то, что уже было написано про «Флаг» и другие произведения Джонса. Здесь мы видим игру с бытовыми предметами, возвращение от абстракционизма к фигуративизму, некое послание зрителю, который устал от непонятных абстракций, сводящиеся к тому, что если вам не нужны непонятные фантазийные «узоры», то можете полюбоваться на знакомые всем и каждому предметы, например, на пустые банки эля. Несколько выделяется скульптура «Взор критика» (1964). Данная работа представляет собой метафору на работу арт-критика.
В 80-х годах Джонс начал создавать коллажи, тематика которых также затрагивала проблему смысловой наполненности привычных символов и знаков, которые группируются в жизни обывателя, не имея никакого «настоящего», изначального общего знаменателя, кроме непосредственно того человека, в голове которого все они имеют какой-то смысл и что-то значат. Вырванные из общего культурного дискурса, различные знаки вновь собираются вместе уже в частной жизни человека и, разумеется, начинают что-то в ней значить, но речь при этом идет уже не об изначальных объектах или даже идеях, а об симулякрах – копиях без оригинала.
После окончательного разрыва с Раушенбергом Джаспер Джонс стал все более и более стремиться к уединению. С 90-х годов он почти не давал интервью, но все-таки продолжал контактировать с несколькими избранными деятелями арт мира и время от времени выставлять свои новые работы. В августе 2013 года Джаспер Джонс вновь попал в заголовки газет после того, как его помощник Джеймс Майер, работавший у него с 1988 по 2012 год, был обвинен в краже недописанных картин мастера на общую сумму в шесть с половиной миллионов долларов. Сам Джонс запретил продавать данные работы, но Мейер скрылся с 22 произведениями из студии художника в Шароне, штат Коннектикут, чтобы продать их через неустановленного человека в галерее в Нью-Йорке, утверждая, что все это были подарки от Джонса. Джонс не стал комментировать кражу, но обратился в полицию вскоре после обнаружения недостающих работ.
В настоящее время Джаспер Джонс живет между своими студиями в Шароне (штат Коннектикут), куда он переехал в 1990-е годы, и студией на острове Сент-Мартин.
Работы Джаспера Джонса:
«Флаг», 1954-1955
Джаспер Джонс – интересные факты из жизни американского художника
Джаспер Джон – известный американский художник, которому удалось удивить мир своими полотнами сразу в нескольких популярных направлениях: абстракционизм, поп-арт и экспрессионизм. Самой известной его работой навсегда остался «Флаг», написанный на рубеже 1954-1955 годов.
Биографические факты из жизни Джаспера Джонса
Джаспер Джонс – уроженец города Огаста, расположенного в штате Джорджия. Он родился 15 мая 1930 года. Однако спустя некоторое время его родители расстались и он переехал вместе с матерью в Южную Каролину. Там прошла основная часть его детства. Из-за попыток его матери устроить личную жизнь мальчик часто переезжал от матери к бабушке с дедушкой в Аллендэйл. Считалось, что в двух этих городах не было достойных художников, поэтому, по утверждению самого Джонса, он стал самоучкой. Позже, в 1947 году, он все-таки поступил на факультет искусств. Проучившись три триместра Джаспер решает оставить университет и уехать в Нью-Йорк, где начинается становление его мироощущения, возникают особенные черты написания картин.
Нью-Йорк не оправдал ожидания юноши и тот отправился в армию США, отучившись один семестр. Служба далась ему не просто. Как раз в эти годы случилась Корейская война, поэтому с базы в Южной Каролине он был отправлен в Сендай (Япония). После войны он снова оказался в Нью-Йорке где познакомился с галеристом Лео Кастелли и Альфредом Барром, который значился на посту директора Современного музея искусств.
Лучшие работы Джаспера Джонса
Удивительно, но признание получили первые, и, пожалуй, лучшие работы художника. Все работы, выполненные во второй половине 50-х годов, были наполнены особым смыслом, тонкостью граней и души. Искусствоведы уверенны, что причиной чувственности в изображениях стал его бойфренд Роберт Раушенберг. Известная всем картина «Флаг» была создана примерно в 1955 году. Работа получила массу отзывов, критики и споров. В ней видели проявление американского империализма, другие убеждали, что это сплошное насмехательство над собственной страной. Как бы то ни было, Альфред Барр решается купить полотно для постоянной экспозиции. Но, критика настолько остра и многогранна, что покупать ее становится опасно. Барр принимает решение о «покупке через посредника». Некто приобрел картину и передал ее в дар музею.
Одна из интересных точек зрения на эту работу гласит, что Джонс высказывает политические возражения своей стране. Очень метко поставил вопрос Роберт Розенблюм «святотатство это или почтительность?». После долгих рассуждений и блужданий в поисках истины, он все-таки делает вывод, называя картину «кощунственной и неуважительной».
Флаг был одной из излюбленных тем художника. Немного позже он встречается в полотнах «Белый флаг», «Три флага». Однако первое полотно не удалось затмить ни одному из написанных позже. Вокруг «Флага» еще долгое время ходило много домыслов и предположений. Уже в XX веке, рассматривая ее с точки зрения арт-течения, становится ясно, что он стала вызовом и началом масштабного течения. Другими словами, можно смело заявить, что Джаспер Джонс дал свободу творчеству Энди Уорхола и другим представителям поп-арта 60-х.
Другая версия гласит, что «Флаг» — это своеобразное продолжение идей Марселя Дюшана и его продолжателей. Как видно из практики, флаг можно напечатать на материи и он будет выглядеть простой вещью, без символического значения. Игра с объектом, создание символа – все это отличительная черта творчества Джаспера Джонса.
$36 млн за флаг
Ретроспектива, охватывающая 60 лет художественной практики Джаспера Джонса , считающегося одним из великих американских художников ХХ века наряду с Джексоном Поллоком, и составленная из 120 работ, откроется 10 февраля в музее The Broad (Лос-Анджелес). Мы коротко попытались объяснить, почему картина с изображением американского флага стоит $36 млн, а также собрали несколько небезынтересных фактов из жизни художника.
— Джасперу Джонсу уже 87 , но он продолжает работать над картинами каждый день. Вы скорее всего его знаете по различным интерпретациям американского флага .
Или по работам с мишенями.
Они же и считаются самыми дорогими у художника. Так, в ноябре 2014 года его «Флаг» (1983) размером чуть больше первого iPad был продан на Sotheby’s за $36 млн (включая комиссию аукциона), установив рекорд цены на его картины.
— На выставке в The Broad представлено десять работ с флагами, собрать их по максимуму было главным желанием кураторов. Дело не только в том, что это самые известные и дорогие работы художника, им хотелось освободить сознание большинства от клише, будто Джонс писал только их. Не только — об этом расскажут 110 других экспонатов выставки. Тем не менее, картина в виде флага художника-южанина в конце 1950-х считалась очень ярким политическим заявлением против политики Маккарти и вызывала множество споров даже в музейном сообществе. Нью-йоркский Музей современного искусства , в частности, переживал, что после включения этой работы в постоянную экспозицию, они подвергнутся нападкам, к примеру, представителей «Американского легиона» или других шовинистских групп, которые могут посчитать, что картина с флагом — внимание! — выражает антиамериканские настроения (привет параноидальным заветам маккартизма), и тогда ее не купил, заменив картиной с мишенью. Разумеется, сам художник отрицает любые обвинения в нелюбви к Америке, вспоминая, что флаг ему просто приснился, поэтому он его и изобразил.
Еще один немаловажный факт для понимания значимости его работ для истории искусства — первые картины с изображением флага были созданы в тот момент, когда в американском искусстве главенствовал абстрактный экспрессионизм, поэтому холст с минималистичной композицией из трех цветов и изображающий с одной стороны бытовой, повседневный предмет, а с другой — национальное достояние, воспринимался как вызов, выступление против художественного большинства. Вместо абстрактного самовыражения художник поставил во главу угла правдивую картину жизни.
— Джонс не любит давать объяснения своим работам, а лучшей книгой, когда-либо написанной о нем, в шутку назвал ту, что была на японском. Потому что он не мог бы прочитать, что думают об его искусстве.
— Джаспер Джонс известен тем, что активно помогает художникам . Еще в 1963 году он вместе с Джоном Кейджем , также художником, создал Фонд для поддержки искусств на Манхеттене , который до сих пор ежегодно выделяет гранты — в этом году 19 художников получило по $40 тыс . Также в доме Джонса в Коннектикуте будет открыта резиденция для художников — одновременно в течение трех месяцев в ней смогут находиться 24 человека.
— Один из его любимых художников — Леонардо да Винчи . Особенно серия графических апокалиптических работ, которую тот рисовал до конца жизни.
Источники:
http://contemporary-artists.ru/Jasper_Johns.html
http://www.artariya.ru/dzhasper-dzhons/
http://zen.yandex.ru/media/artfragment/36-mln-za-flag-5a7d6946610493845866e15c