1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эссе на тему литература выпрямляет душу. Литература выпрямляет душу? Истинное и ложное искусство

Эссе на тему литература выпрямляет душу. Литература выпрямляет душу? Истинное и ложное искусство

Доплата за классное руководство: как оценить 24 часа «боевой готовности»?

Средняя зарплата учителя в России. Часть 2: «Где живут самые бедные педагоги?»

Средняя зарплата учителя в России. Часть 1: «Где живут самые богатые педагоги?»

Опрос

Помогает ли школьный психолог в вашей школе разрешать конфликты?

Да, и отлично справляется со своими обязанностями

Очень редко что-то получается

В основном он/а занимается профориентацией

У нас нет школьного психолога

Всего проголосовало: 104

Текущий номер

Великое счастье — получать удовольствие от своей работы

номер 06, от 11 февраля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Как помочь школьникам с выбором профессии? Этот вопрос дал название IV Международной конференции по управлению качеством образования. Ее участники поделились своим опытом решения проблемы и взглядами на нее в контексте общемировых задач. Самое интересное с полей конференции – в материале Вадима Мелешко.

В России интернет используют 80% детей и подростков. Больше половины читают или смотрят контент, который специалисты называют нежелательным. При этом возраст «самостоятельной жизни» ребенка в интернете снизился с 7 до 5 лет. Какую угрозу видят в этом специалисты и как обезопасить ребенка? Разбиралась Наталья Алексютина.

Сегодня в преподавании литературы в школе преобладает воспроизводящая проверка знаний, констатирует заслуженный учитель РФ Лев Айзерман. Ученик чаще всего отвечает у доски и пишет сочинения о том, что уже изучено в классе. По мнению же эксперта, задача педагога заключается не в том, чтобы заставить школьника «знать» книги, но через них научить понимать и чувствовать то, что он однажды в жизни прочтет без учителя.

Одна из самых известных российских писательниц Дина Рубина выросла в семье художника и учительницы истории. В ее первом, опубликованном в журнале «Юность», рассказе «Беспокойная натура» действие происходит как раз на уроке истории. После 50 лет успешной писательской карьеры Дина Рубина по-прежнему завоевывает сердца аудитории. В эксклюзивном интервью автор рассказала о маминых уроках, отношении к жизни и новом романе.

Наши приложения

​Искусство выпрямляет душу

Творческое развитие подростков в процессе интеграции изо и художественного труда

В процессе интеграции изобразительного искусства и художественного труда была создана система творческого развития подростков. Воспитательный процесс в рамках данной системы осуществляется педагогом-предметником (учителем изобразительного искусства и художественного труда), педагогом дополнительного образования — руководителем изостудии и научного общества учащихся, а также классным руководителем.
Уроки изобразительного искусства затрагивают проблемы добра и зла, красоты (внешней и внутренней), жизненных ценностей (культурных, материальных и духовных). Анализ произведений искусства, изображение человека, природы, предметного мира способствуют развитию этических чувств (стыда, вины, совести), обогащению знаний моральных и этических норм и правил общества, развивают эмпатию — сочувствие, сопереживание. Рассказывая о живописи, скульптуре, архитектуре разных народов и цивилизаций, очень важно обращать внимание на воспитание толерантности. Ведь искоренить в обществе межнациональную рознь невозможно запретами. Уважение к культуре разных народов необходимо воспитывать.
Примером воспитывающего урока является разработка по теме «Пропорции фигуры человека. Изображение фигуры человека в движении». Это одна из самых сложных тем. При изучении передачи пропорций человеческого тела, соотношения головы, длины рук и ног относительно тела, изображении человека в движении акцент делается на внутреннем мире, развитии общечеловеческих качеств. Усилить восприятие могут поэтические строки. Например, стихотворение Бориса Заходера «Песенка о человеке».
Выполнив человечков из бумаги, мы обсуждаем, какие они — разные или одинаковые и почему? Далее просматриваем мультфильм Гари Бардина «Адажио». И снова бурное обсуждение. Кто такие белая и черная птицы, кто такие серые? А бывают ли в нашем обществе такие ситуации, которые отражены в сюжете мультфильма, что необходимо сделать, чтобы не было в обществе изгоев? Далее с помощью белой краски дети дорисовывают то, что указывает на интересы персонажей их картин, это позволяет нам понять, что они делают в данный момент. То есть наделяют своих человечков индивидуальностью. Сейчас они все представители серой массы, но в нашей власти сделать их другими. Придумывают им легенду — какой характер, что они любят, что ненавидят, к чему стремятся. Дети работают под музыку. Звучит песня «Дорога добра» (слова Юрия Энтина, музыка Марка Минкова). Далее заселяем человечков в бумажный город.
Таким образом, из обычного чистого листа получились замечательные человечки. Многие философы и ребенка сравнивали с чистым листом и считали, что в процессе жизни окружающие его люди и он сам на этом листе делают различные надписи, которые впоследствии и составляют то, что человек собой представляет. В нашей, учительской, власти сделать так, чтобы на листе детской души не появились дурные или даже случайные надписи. Этот урок подтверждает справедливость стихотворения Михаила Матусовского «С чистого листа».
Иллюстрирование произведений литературы также благодатное поле для развития нравственности школьников. Можно использовать программные произведения и тем самым осуществлять межпредметную взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Каждая картина — это тоже рассказ, только не словесный, а образный. Если книгу можно сравнить с виртуальным миром, то картину смело можно назвать реальным. Но, несмотря на то что свои произведения художники представляют нашему взору как «готовый продукт», «готовую пищу», которую осталось только «съесть» — созерцать, в них таится колоссальный смысл, их тоже нужно научиться читать. Иногда художники, для того чтобы помочь зрителю разобраться в сюжетах картин, писали к ним рацеи — стихотворные объяснения того, что мы видим. К таким художникам относится Павел Федотов. Детям можно предложить рассмотреть и «послушать» его картину «Сватовство майора». Это поможет лучше разобраться в персонажах, изображенных художником, в их внутреннем мире. Обучаясь понимать рисованных героев, дети учатся присматриваться и прислушиваться к реальным людям, которые их окружают.
В 7-м классе мы иллюстрируем рассказ Шела Сильверстайна «Щедрое дерево». В ходе анализа стихотворения затрагиваются темы слепой материнской любви, неблагодарности детей, понимания счастья, ответственности, заботы и уважения. В рисунке передаем не только содержание произведения, но и с помощью цвета отражаем внутреннее состояние героев.
Результаты работы снова заставляют обратиться к творчеству поэтов, а именно Вячеслава Захарова:
Веками море в берег бьется,
Лохматясь пеною седой,
Чтоб выбросить кусочек солнца,
Отполированный водой.
А сколько надо сил и жажды
Творить, измучившись вконец,
Чтоб выбросить янтарь
однажды
На берегах людских сердец!

Читать еще:  Как начинаются схватки у повторнородящих? Каковы ощущения? Как понять, что начались схватки у повторнородящих? Признаки начинающихся родов

Уважаемые педагоги, помогите детям научиться общаться с искусством — музыкой, литературой, живописью, и оно поможет сделать их сердца чистыми, прозрачными, теплыми, как янтарь, ведь как говорил Василий Сухомлинский — «искусство выпрямляет душу».
Педагог дополнительного образования осуществляет художественное образование в кружках, на факультативах, в изостудиях. Творческие работы, которые мы выполняем на занятиях в изостудии, украшают кабинет изобразительного искусства, фойе школы, участвуют в различных выставках и конкурсах разного уровня. На занятиях прививается любовь к прекрасному, к окружающему миру. Ведь еще В.Сухомлинский писал: «Из равнодушия к красоте постепенно развивается бессердечность».
Воспитание осуществляется и руководителем научного общества учащихся «Творчество и поиск». Оно существует с 2008 года. В нем действуют пять предметных секций, среди которых и художественно-эстетическая. Под руководством учителя учащиеся выполняют исследовательские проекты на интересующие их темы. Наша секция выполнила девять научно-исследовательских работ, которые получили признание жюри конкурсов разных уровней — от районного до международного. Темы работ затрагивают глубокие воспитательные проблемы, способствуют воспитанию как самих исследователей, так и слушателей. Это, например, «Воспитательная тайнопись живописи», «Арт-терапия — удовлетворение и исцеление современного общества», «От любопытства к прошлому — к знаниям в настоящем и перспективам в будущем», «Музей — центр культурного отдыха и саморазвития человека» и др.
Воспитательный процесс в общеобразовательной школе преимущественно осуществляется классным руководителем. Опираясь на запрос общества, связанный с острой необходимостью повышения уровня воспитанности подрастающего поколения, и на стандарт образования, нравственное воспитание было выбрано как основное направление воспитательной системы класса. Название подсказал Федор Достоевский: «Красота спасет мир!» Эту фразу он сказал, когда впервые увидел «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. Воспитание нравственности проходит через общение с искусством. Как тут снова не процитировать В.А. Сухомлинского: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Каждую неделю проходят классные часы в форме деловых игр, тренингов, бесед, викторин, лекций. Особое место занимает изучение прав и обязанностей учеников. Просматриваем видеофильмы о проблемах современного общества и подростков в частности. Обсуждаем их. За годы нашей работы сложилась традиция — на все большие календарные праздники радовать родителей спектаклями. Мы сами делаем декорации, костюмы, украшаем кабинет. Все спектакли направлены на развитие системы общечеловеческих ценностей. Ребята подготовили и показали спектакли «Ромео и Джульетта вчера и сегодня» (об отношениях подростков в прошлом и настоящем), «Мужской монастырь» (о роли женщины в жизни мужчины), «Новогоднее чудо» (о пагубном влиянии телевидения на сознание подростков), «Знания на блюдечке — возможно ли и нужно ли?» (о значении обучения для человека и общества) и др. В мероприятиях, которые проводятся в классе, принимают активное участие не только дети, но и их родители. Часто приглашаются ученики параллельных классов и администрация школы.
На каждых каникулах проходят экскурсии, которые направлены на приобщение к искусству и народному творчеству. Приобщение к прекрасному происходит и во время посещения театров. Бываем в культурных центрах, которые порождают любовь к науке. Посещаем краеведческие музеи для активизации гражданского самосознания и патриотических чувств.
Таким образом, посредством искусства осуществляется нравственное воспитание обучающихся. Все мои усилия направлены на то, чтобы в будущем мне было не просто не стыдно за поступки этих детей, а я с гордостью могла сказать: «Это мой ученик!»

Читать еще:  Как собрать пылесос зелмер для влажной уборки. Умная техника для дома — как работают моющие пылесосы. После эксплуатационное обслуживание

Ольга ЧЕРНИЛЕВСКАЯ, учитель изобразительного искусства селятинской средней школы №1 Наро-Фоминского района Московской области, старший преподаватель кафедры методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла Академии социального управления, финалист конкурса «Педагог года Подмосковья-2008

Комментарии

Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2012 года

Эл No. ФС77-50440

Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции.

Ссылка на «УГ» обязательна.

Выходит с 1924 года; электронная версия — с 1995 года.

Key title: Ucitel’skaa^ gazeta (Online) || ISSN 1607-2162

Эссе «Литература в моей жизни»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

V городской конкурс профессионального мастерства

«За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» имени Чугуновой В.П.

на тему «Литература в моей жизни»

Фадеева Елена Марковна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

г. Набережные Челны, 2015

Да здравствует право читать.

Слова, слова, слова… Вся литература – это слова. О чем они? У каждого писателя или поэта – о разном и об одном. О мире, построенном на законах добра и красоты. К кому обращены эти слова? Всем вместе и каждому лично.

Писать о литературе? Это сложно. Писать о месте и роли литературы в моей жизни? Это ответственно. Но я попробую.

В последнее время много пишут и говорят о бездуховности, об утере лучших традиций отечественной культуры. Не секрет, что будущее нашего общества, его интеллектуальный потенциал будут определять те, кто сегодня молод. Очень много в жизни человека зависит от него самого. И как бы ни проявляли себя порой страшные человеческие свойства, мы их, к сожалению, не искореним. Самое возможное – помочь человеку понять свой внутренний мир, свой уникальный настрой чувств и научиться управлять им. Писатель может дать направление всей жизни или сбить с толку. Очень хотелось бы, чтобы ответы на вопросы об успехе в жизни, о чести и достоинстве, о любви мы получали из нашей великой литературы. Не случайно Максим Горький образно называл литературу «человекознанием».

Литература воспринимается не только сердцем, но и умом. Она способна творить чудеса.

У французского писателя Ромена Гари есть такой эпизод, где героиня восклицает: «Мадам! Ваш сын плохо поступил со мной. Он заставил меня прочитать Тургенева, Чехова и Достоевского. Как мне теперь жить?!» Вот оно, чудо! Литература заставила думать. Причем над такими вещами, которые раньше не замечали или проходили мимо. Кто-то сказал, что сотни умных людей не смогут так перевернуть душу, как одна нежная и умная книга.

Читать еще:  Консультация декоративно-прикладное творчество в доу. Проект по декоративно-прикладному искусству "народные промыслы

Литература – это историческая энциклопедия человеческих ощущений, противоречивых страстей, желаний, взлетов и падений духа, самоотверженности и мужества, поражений и побед. Раскрывая книгу, мы всматриваемся в жизнь в поисках собственного героя, ответов на свои вопросы, поневоле примеряя чужую судьбу и чужие поступки к личным чертам характера, жалея, колеблясь, горюя, смеясь, плача, сочувствуя и принимая участие в судьбах вымышленных героев. Мы верим, что мир литературы стал нашим миром, а такое единение бесследно для человека не проходит.

Литература несёт духовное и эстетическое наслаждение.

Все мы родом из детства. Помните? «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «Жили-были…» У каждого из нас первое знакомство с миром литературы происходит в детстве. Так было и со мной. Очарование и наслаждение – вот что я испытала после знакомства с волшебной страной Литература. Я могла без конца перебирать и разглядывать книжки С.Маршака, Е.Чарушина, С.Михалкова, Г.Х.Андерсена и быстро поняла, что с книгой можно разговаривать, что она даст добрый совет, станет живым другом.

Самое главное, за что я благодарна своим родителям, это то, что дома всегда были хорошие книги. Прав был Авраам Линкольн, который говорил: «Моим лучшим другом является тот, кто дал мне книгу, которую я еще не читал». И я читала. А книги все появлялись и появлялись. Пушкин и Есенин, Толстой и Чехов, Распе и А. Дюма, Твен и Лондон, Милн и Волков, Ремарк и Уайльд. Пёстро, скажете вы? Да. Но благороднейшее наслаждение становилось потребностью. Оно сделало привлекательной, интересной всю мою жизнь, открывая в ней, в природе и в человеке прекрасное существование, какого до тех пор я и не подозревала…

Сегодня редко читают бумажные книги, чаще слушают в аудиоварианте либо читают со смартфона в свободные минутки. Но я, несмотря на век прогресса, всё равно люблю бумажные книги. Это ни с чем не сравнимые тактильные ощущения от перелистывания бумаги и ни с чем не сравнимый запах.

Литература способна руководить человеком в жизни.

Хорошая книга обладает уникальной способностью появиться в то самое время, когда мы особенно нуждаемся в совете. Вы замечали это?

Нужная книга приходит тогда, когда мы морально и интеллектуально готовы к встрече с ней. С вами случалось такое? Уверена, что да. Всегда в трудных жизненных ситуациях мы черпаем из книги мудрость, силы и вдохновение.

Литература воспитывает эстетический вкус, учит прекрасному, доброму, формирует нравственные принципы. Литература всегда со мной.

Оказавшись летом в сосновом бору, я невольно вспоминаю строки Бунина: «Чем жарче день, тем сладостней в бору дышать сухим, смолистым ароматом». А первая весенняя гроза напоминает Тютчева: «Люблю грозу в начале мая». И ахматовское «на правую руку надела перчатку с левой руки», и есенинское «лицом к лицу лица не увидать», и пастернаковское «во всём мне хочется дойти до самой сути», и многое-многое другое сопровождает меня всю жизнь, вдохновляет, учит и воспитывает.

Литература в моей жизни – это ещё и школьные уроки литературы, уроки духовности, жизни, мудрости. На таких уроках нужна особая атмосфера доверия, теплоты и ценности человеческого общения. Сколько раз я ловила себя на мысли, что столько ещё не прочитано, переживала, что недочувствую, недоговорю, недодам… Но, прочитав слова Жоржа Элгози, что «образованный человек не читает, а перечитывает», успокоилась. И вновь, открывая книгу на знакомой странице, обнаруживаю новое, будто не замеченное ранее, и вновь отправляюсь в странствие по волнам времени в поисках истины и добра, убежища и утешения, друга и самого себя.

Вот в этом и заключается особое очарование книги, неисчерпаемость литературы, из века в век отражающей одни и те же вечные темы и проблемы человеческой жизни и всегда остающейся юной и неразгаданной.

Литература для меня — это возможность испытать доброе настроение, единение с миром, это постоянное стремление к духовной красоте, поиски нового — словом, то, что составляло во все времена человеческое счастье.

Источники:

http://www.ug.ru/archive/49374
http://infourok.ru/esse-literatura-v-moey-zhizni-529694.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector