22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование оригами в обучении детей дошкольного возраста. Оригами для развития мелкой моторики рук у дошкольников Оригами обобщение опыта всестороннее развитие мбдоу

Содержание

Оригами как средство развития мелкой моторики рук детей старшей и подготовительной групп
статья на тему

Оригами как средство развития мелкой моторики рук

Скачать:

Предварительный просмотр:

Оригами как средство развития мелкой моторики рук

Одним из достаточно эффективных средств развития мелкой ручной моторики является оригами. Оригами («сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц.

Кроме развития мелкой моторики рук, точных движений пальцев, оригами имеет множество и других достоинств, играющих большую роль в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Также складывание фигурок из бумаги стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Искусство оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), то есть одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Также активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями.

Оригами — это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой-либо одной. Именно поэтому складывание способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий головного мозга. Это является благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегий взаимодействия полушарий. Медики утверждают, что занятия оригами влияют на психическое состояние ребенка, приводя его в здоровое равновесие; у детей снижается тревожность, что позволяет им легче адаптироваться к различным сложным ситуациям.

Существует несколько видов оригами.

  1. Простое оригами — стиль оригами, целью которого является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. При создании моделей в данной технике ищется минимальный набор складок, который бы отражал основные черты складываемой фигурки (рис. 1).

Рисунок 1. Простое оригами.

  1. Модульное оригами – это разновидность оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться (рис. 2)

Рисунок 2. Модульное оригами.

  1. Складывание по развёртке (рис.3) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели.

Рисунок 3. Складывание по развёртке

  1. Мокрое складывание (рис. 4) — техника складывания, в которой используется смоченная водой бумага для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости.

Рисунок 4. Мокрое складывание

На занятиях со старшими дошкольниками, обычно используют простое оригами, наиболее доступное для детей данного возраста.

Обучение технике оригами или ее элементов рекомендуется проводить с детьми, начиная со средней группы детского сада, используя поэтапный показ изготовления поделок, объясняя последовательность их выполнения, обследования готового образца. А в старшей и подготовительной группах продолжать обучение, совершенствуя умения детей складывать фигурки из бумаги.

Выбор методов и их применение зависят от задач обучения и опыта, которым владеют дети. Но воспитатель, приступая к занятиям оригами с детьми, должен сам освоить основы техники складывания бумаги: термины и условные знаки, способы получения базовых форм.

Процесс выполнения любой поделки в технике оригами можно записать в виде схем, для этого используется единая система условных знаков (приложение 1). Большинство фигур оригами на этапе дошкольного обучения складываются одинаково, то есть имеют одну основу. Эту основу называют «базовыми формами оригами». Для старших дошкольников доступны такие простые базовые формы, как треугольник, книга, дверь, воздушный змей, а также более сложные: блин, двойной треугольник, двойной квадрат (приложение 2).

Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать нужно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, беседы и т.д.

Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки. Складывание следует сопровождать пояснением, точно ориентирующим действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление. Ассоциации применяются в преподавании оригами, начиная с освоения форм, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. Например, базовая форма «воздушный змей» напоминает воздушного змея, но еще больше она похожа на мороженное — сахарную трубочку, поэтому и имеет второе название — «мороженное», наиболее любимое и легче запоминаемое детьми. Сахарную трубочку нетрудно превратить в вафельный стаканчик, поднять к белой части нижний угол. Само же мороженное можно «слизнуть», немного опустив уголок.

Для того чтобы получить базовую форму «блинчик» следует представить, что плоскость квадрата — блин, в серединку которого положили начинку, и поэтому края нужно аккуратно завернуть, чтобы не осталось щелей и начинка не вытекла. Для этого следует подвести (опустить) к центру квадрата все четыре угла, отчего вершины углов должны встретиться в центре квадрата — «поздороваться», а не заходить один за другой — «не наступать друг другу на ноги», иначе утолки «поссорятся» и фигурка не получится. При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу, или в паровозики, которые быстро мчатся по рельсам-сгибам.

Использование игровых моментов повысит интерес детей к изготовлению фигурок из бумаги.

Третья часть заключается в обыгрывании поделок, оценке результата, применении для оформления детского сада или кукольного театра.

Перед занятием педагог должен приготовить образцы фигурок в двух экземплярах (один в собранном виде, другой в развернутом), материал для складывания, необходимый каждому ребенку: бумага определенного цвета, формы, размера, фактуры и, если необходимо, клей, карандаши, фломастеры. Традиционно для изготовления оригами не используется клей, но для того чтобы фигурки имели большее сходство с реальными предметами, часто оформляют их в виде аппликации.

Важно создавать условия и для свободной самостоятельной деятельности детей. В этом случае огромное значение имеет организация условий пространства. Идеальными можно считать условия, при которых в доступном для детей, хорошо освещенном месте находилось бы все необходимое для изготовления поделок.

Читать еще:  Курт Воннегут (Kurt Vonnegut Jr.). Биография воннегута курта

Очень важно регулярно просматривать вместе с детьми все то, что им удалось сделать. При этом нужно демонстрировать искреннюю заинтересованность, положительно оценивать творческую инициативу каждого ребенка независимо от полученного результата.

Изготовленные поделки (оригамушки) дети могут дарить другим людям, украшать ими комнату и т. д. – таким образом, использование оригами самое разнообразное.

Деятельность оригами имеет огромный развивающий потенциал для старших дошкольников. «Систематические занятия с детьми оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению, в том числе и подготовки руки к письму».

Выступление из опыта работы по теме «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ»

Транскрипт

1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чебурашка» п. Алябьевский Выступление из опыта работы по теме «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ» Воспитатель: Овсянникова Анастасия Викторовна, Срок реализации: 2 года Возраст детей: 5-7 лет п. Алябьевский 1

2 «Развитию мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством оригами» Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом ), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Актуальность выбранной темы заключается в том, что уровень развития мелкой моторики один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятие рукоделием. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка. 2

3 Поэтому, работа с бумагой была выбрана для развития у детей мелкой моторики руки. Практическая значимость состоит в том, что во время работы по данной теме силами всех участников создан уголок «Мир оригами», а также картотеки схем для старшего дошкольного возраста, которые позволяют включить всех дошкольников в образовательный процесс. Поставила цель: Способствовать развитию мелкой моторики рук посредством техники оригами. Свою работу выстраиваю по трем направлениям: 1.Работа с детьми; 2.Работа с родителями; 3.Работа с педагогами. 1.В работе с детьми решала следующие задачи: — Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развить глазомер. — Учить концентрации внимания, стимулировать развитие памяти, умение следовать устным инструкциям. — Развивать пространственное воображение учить читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме. — Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда. В группе создана необходимая развивающая среда, оснащенная разнообразными материалами, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода саморазвития и интереса детей. Дети могут самостоятельно выполнять разнообразные поделки, обсуждать результаты с другими детьми и воспитателем. Организация занятий проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, с учетом индивидуальных особенностей, что способствует 3

4 развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять необходимое решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту. Для того, чтобы работа по развитию мелкой моторики пальцев была результативной, использую пальчиковую гимнастику, предлагаю детям как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Они изображают зайцев, собак, медведя, птиц и т. д. с которыми предлагаются произвести какие-то действия. Также использую самомассаж, такой, как «Имитация игры на пианино», «Поглаживание и мытье рук», «Нанизывание и снятие колечек» и т. д. Обучение складыванию базовых форм провожу индивидуально, подгуппами, фронтально. Во время обучения использую следующие методы и приемы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки. При обучении детей оперирую терминами: угол, сторона, линия, вершина, диагональ. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми использую следующие игры и упражнения: «Преврати квадрат в другую форму», «Угадай, во что превратился квадрат?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др. при изготовлении поделок. Для более успешного освоения материала при изготовлении поделок из бумаги, процесс изготовления игрушек я разделила на ряд операций: знакомство с образцом готовой игрушки; анализ схемы выполнения одной операции; одновременное складывание игрушек; оказание индивидуальной помощи на начальном этапе. Во время изготовления поделок из бумаги я даю детям четкие, конкретные указания: «возьмите правый верхний угол и положите его на 4

5 левый нижний», «приложите левую сторону на правую», что помогает сформировать прочные умения ориентироваться на плоскости, аккуратно работать в тетради. Для создания мотивации использую: игровые приемы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово, музыкальные произведения. Перед изготовлением поделок знакомлю со свойствами бумаги, что вызывает интерес и оставляет у воспитанников яркие впечатления. Фигуры, сложенные детьми из бумаги, мы используем в театрализованной деятельности, инсценировке таких сказок, как: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Лиса и волк» и т.д., проигрывании проблемных ситуаций, в подвижных играх: «Лохматый пес», «Хитрая лиса», «Два мороза» и т.д., что вызывает у детей огромную радость и интерес к данному виду деятельности, а также развивает у них активную речь, творческие способности, воображение. Чтобы ещё больше привлечь детей к изготовлению поделок, мы создаем необычные игрушки, которые могут летать, прыгать, кружится, делать сальто и т.д. Такие игрушки называют действующими. Детям радуются тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: кораблик плывет, лягушка прыгает, самолетик взлетает. По окончании работы проводим игры — соревнования с получившимися фигурками, занятия- развлечения «В некотором царстве, в бумажном государстве». В преддверии праздников изготавливаем поздравительные открытки, сувениры, оформляем интерьер группы. В групповой комнате создаем мини выставки согласно тематике «Новогодний калейдоскоп», «Цветы для мамы». 5

6 2.В работе с родителями решала следующие задачи: — познакомить родителей с искусством складывания бумаги оригами, обучить элементарным приемам складывания; — привлечь к развитию мелкой моторики рук детей посредством использования технологии оригами в домашних условиях; Работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями. Для решения задач с родителями провела анкетирование, родительские собрания, семинары практикумы, подготовила консультации : «Что такое мелкая моторика и как ее развивать», «Оригами — как способ развития мелкой моторики рук», «Крупная польза мелкой моторики»; папки передвижки, стенгазеты, в которых давала понять, что техника оригами в работе с детьми способствует тренировке руки к письму и необходима для успешного обучения в школе. Также для родителей готовились памятки, схемы для домашнего пользования. Родители активно помогают созданию уголка в группе, его пополнению литературой, схемами, которые хотели бы использовать. 3.В работе с педагогами решала следующую задачу: — повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросе развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством оригами С целью распространения опыта для педагогов создала и распространила брошюры, провела консультацию, планирую в апреле 2016г провести мастер- класс для молодых педагогов. 6

Читать еще:  Что такое ударные инструменты. Виды музыкальных инструментов

7 Анализ изученного опыта. При определении уровня развития мелкой моторики руки использовала упражнения и задания для старшего возраста, предложенные Т.И. Гризик в программе «Из детства в отрочество» Диагностика развития тонкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста показала, что многие воспитанники не обладают достаточной ручной умелостью, и число таких детей имеет тенденцию к увеличению. Развивающая работа на основе предложенного опыта позволила добиться следующих результатов: Увеличилось количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики руки на 37%. Отмечается повышение интереса детей к оригами, усидчивость и стремление закончить начатое дело. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы оригами На 55% повысился интерес родителей к развитию творчества детей. Постоянное применение техники оригами в работе с детьми способствует тренировке руки к письму, знакомит развивает пространственное мышление, понятия относительности (больше меньше, короче длиннее и т.д.), художественное восприятие, глазомер, коммукативные навыки, внимательность, усидчивость и т.д. Все перечисленные качества очень важны для ребенка и необходимы для успешного обучения в школе, поэтому я поставила перед собой цель: качественно подготовить детей к школе, используя технику оригами. Таким образом, оригами является одним из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки ребенка к обучению в школе. 7

8 Приложение 1. Обследование мелкой моторику рук ( по методике Т. Гризик, Л. Тимощук) Статические упражнения Педагог дает образец выполнения каждого упражнения. При первом выполнении упражнений педагог может помочь ребенку правильно сложить пальцы. Далее ребенок действует самостоятельно. -«Кольцо» — соединить большой и указательный пальцы; остальные поднять вверх. Все пальцы в данном положении удерживать под счет до 10. Педагог следит за положением большого и указательного пальцев ребенка. -«Коза» — вытянуть вперед указательный палец и мизинец; средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (под счет до 10). Выполняется 2-3 раза. -«Три богатыря» — поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счет до 8). Ребенок должен удержать три пальца вместе в напряженном состоянии. -«Заяц» — вытянуть вверх средний и указательный пальцы; мизинец и безымянный палец прижать большимпальцем к ладони (под счет до 10). Выполняется 3-4 раза. — «Солдатики» — удержать все вытянутые пальцы руки напряженными (под счет до 10). — «Вилка» — вытянуть вверх расставленные указательный, средний и безымянный пальцы; большой палец удерживает мизинец на ладони (подсчет до 10). 8

9 — Вырезание ножницами. Динамические упражнения Работа с бумагой Педагог предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии. Такая работа показывает, как быстро происходит смена напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки ребенка. Обрывание листа бумаги. Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии. Это показывает согласованность действий обеих рук. Тактильные ощущения Обследование проводится в форме игры «Чудесный мешочек». Детям предлагается на ощупь определить, из чего изготовлены предметы, какой они формы. Цель — выявить, насколько у ребенка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и тд. Узнавание качества предмета. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый. Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань любой деревянный предмет (предмет, сделанный из дерева)». Узнавание формы предмета. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать круг (квадрат, треугольник). Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и достань кружок (круг)». Узнавание предмета. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать хорошо знакомые предметы, например: карандаш, расческу, ложку, куклу, конфету (3-5 штук). Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш». 9

10 Сила тонуса Упражнения показывают силу, длительность мышечного напряжения кистей рук. Сжатие двумя руками рук взрослого. Ребенку предлагается сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога. Сжатие руки взрослого одной рукой. Педагог просит пожать ему руку. Если ребенок праворукий, ему подается правая рука, если леворукий — левая. Вдевание нитки в иголку. Координация движений Педагог предлагает ребенку вдеть толстую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 40 мм с большим ушком. Упражнение «Ладонь, ребро, кулак». Ребенок сидит за столом, рука произвольно лежит на краю стола. Педагог дает инструкции и показывает движения: «Положи руку ладонью вниз. Поставь руку «на ребро». Сожми руку в кулак. Теперь делай как я: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак. ». Темп выполнения движений постепен,но убыстряется. Когда ребенок запомнит их последовательность, он повторяет упражнение самостоятельно под счет педагога (до 3). Выполняется 3-4 раза. Упражнение «Коза-заяц». Упражнение представляет собой смену статических упражнений (2-го и 4-го). Ребенок выполняет их одновременно с педагогом в медленном темпе. Повторяется 3-4 раза. Обследование щепоти Обследуется щепоть (большой, указательным и средний пальцы, соединенные имеете) ведущей руки: у правшей — правой руки, у левшей — левой. 10

11 Захват карандаша. Педагог предлагает ребенку на листе бумаги и разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее десяти). Фиксирует, как ребенок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное положение щепоти. Анализируя выполнение задания, педагог обращает внимание на следующее: — как ребенок держит карандаш; — в какой руке держит карандаш; — как начинает чертить (линия нарисована с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и пр.); — как заканчивает линию. Упражнение «Посолим суп». Педагог предлагает посолить воображаемый суп. Во время выполнения задания следит, чтобы ребенок производил движение медленно, как бы растирая комочек соли. Катание шарика. Упражнение показывает не только согласованность в действиях пальцев щепоти, но и ловкость, переключаемость движений. Ребенок, некрепко зажав щепотью пластмассовый или деревянный шарик (диаметром 15 мм), начинает катать его по часовой стрелке. Скорость движения произвольная, но с постепенным нарастанием темпа. Время выполнения упражнения -30 сек. Все полученные данные по обследованию мелкой моторики рук заносятся в таблицу («+» — выполнил задание (1 балл), «-» — не выполнил). Подсчитывается суммарное количество баллов (по числу выполненных заданий). В соответствии с суммой баллов определяются подгруппы: «А» (18-19 баллов) — дети, у которых мелкая моторика рук развита хорошо. «Б» (15-17 баллов) — дети, у которых мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо. «В» (11-14 баллов) — дети, у которых мелкая моторика рук развита плохо. «Г» (не больше 10 баллов) — дети, у которых мелкая моторика рук сильно отстает от возрастной нормы. С детьми подгрупп «В» и «Г» проводится в дальнейшем индивидуальная работа. 11

Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Марина Владимировна

В статье автор рассматривает приоритетные направления развития детей дошкольного возраста формами работы совершенствования мелкой моторики рук. Автор делает попытку анализа литературы по представленной проблеме с позиции техники оригами в условиях детского сада.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Марина Владимировна

Текст научной работы на тему «Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Читать еще:  Как подобрать макияж к золотому платью? Макияж под черное платье - красота и сексуальность в образе

Прохорова Марина Владимировна /Prohorova Marina Vladimirovna — воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад № 178, г. Иваново

Аннотация: в статье автор рассматривает приоритетные направления развития детей дошкольного возраста формами работы совершенствования мелкой моторики рук. Автор делает попытку анализа литературы по представленной проблеме с позиции техники оригами в условиях детского сада.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, дошкольный возраст, развитие, воспитание, мелкая моторика, оригами.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Особого внимания в данном случае заслуживают дети, имеющие отклонения в речевом развитии. Обследование детей с нарушениями речи показывает, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них отмечается нарушение пальцевой моторики. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

На основе изучения проблемы психологами, педагогами была обоснована теоретическая необходимость и эффективность использования техники оригами в процессе развития сенсомоторных движений рук детей старшего дошкольного возраста. Подтверждением данного положения являются научные труды следующих отечественных ученых: Куцаковой Л. В., Афонькина С. Ю., Тарабариной Т. И., Шумакова Ю. В., Шумаковой Е. Р., Косминской В. Б., Васильченко Е. И., Макаренко А. С., Комаровой Т. С. и других. В ходе теоретического исследования нами была выявлена взаимосвязь между уровнем развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и уровнем их готовности к обучению в школе.

Реализация ФГОС вносит свои коррективы в воспитательно-образовательный процесс детей дошкольного возраста. Взаимодействие ребенка и взрослого носит личностно-ориентированный характер, и наиболее успешными формами работы с детьми становятся те, которые построены на принципах общения и игры.

Одним из средств активизации творческого потенциала и развития мелкой моторики рук ребенка при подготовке его к школе является оригами — искусство складывания фигурок из бумаги.

Отечественные педагоги (Куцакова Л. В., Афонькин С. Ю., Тарабарина Т. И., Шумаков Ю. В., Шумакова Е. Р. и другие) и зарубежные педагоги (Кемпбел М., Харбин Р., Кеннвей Э., Иошидзаве А., Листар Д. и другие) отмечают множество достоинств техники «Оригами» при развитии определенных навыков и качеств у детей.

Ю. В. Шумаков, Е. Р. Шумакова доказывают, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие,

воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

Бумажное моделирование является эффективным средством не только обучения и развития, но и воспитания дошкольников. Занятия оригами формируют такие нравственные качества детей, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь товарищу, умение видеть результат труда.

Таким образом, использование техники «Оригами» в учебно-воспитательном процессе способствуют всестороннему развитию личности ребенка, а также является эффективной методикой подготовки руки к письму.

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога. Фребель считал, что жизнь, движение и знание — есть три части одного гармонического аккорда. Его философия воспитания и образования включала четыре важных компонента:

• участие в жизни социума,

Основываясь на этих идеях, он предлагал своим ученикам развивающие игры, манипулирование с предметами. Основы геометрии он предлагал изучать не с помощью линейки; циркуля, а через буквально осязаемые реалии складывающейся бумаги.

Пытаясь воплотить эту последнюю идею в жизнь, он складывает вместе со своими учениками незатейливые фигурки из бумаги, по сути, делая первый шаг к внедрению оригами в педагогический процесс. К сожалению, в начале 19 века Фребель не мог быть знаком с оригами в полном объеме. Вместе с тем, его можно смело назвать первым практическим европейским педагогом-оригамистом.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки. Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение.

Задачами обучения конструированию из бумаги по типу оригами по Т. С. Комаровой является следующее:

• совершенствовать умение детей сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы;

• учить работать по несложному чертежу, использовать ножницы для надрезов и вырезывания по контуру;

• совершенствовать умение детей планировать свою деятельность, работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативу, выдумку.

Работа с бумагой способствует дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, связной речи [1].

До начала работы с бумагой полезно выполнить подготовительные упражнения «Пальчики здороваются» и «Здравствуйте, ручки».

Состояние (развитие) мелкой моторики рук и развитие речи детей тесно взаимосвязаны. Тренировка пальцев рук у детей также стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, подготавливает руку к письму. Движения кисти, пальцев становятся точными и координированными.

Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является

мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются память, внимание, слух, зрение.

Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. Это проявляется ввиду расстройств сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и особенно тонкой дифференцированной моторики пальцев рук.

Крайне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в воспитательной практике. В системе воспитательной работы в дошкольных учреждениях необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, полезна и для подготовки руки к письму. Особенно большая ее роль в группах для дошкольников, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук — движения некоординированные, затруднены, изолированы движения пальцами [3].

В старшей группе детей рекомендуется проводить комплекс упражнений по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.

Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений, развивает точность движений пальцев.

Отработка элементарных графических навыков. Поскольку у детей обнаруживается недоразвитие мелких мышц рук, требуются упражнения, непосредственно связанные с подготовкой рук к письму.

Упражнения заключаются в складывании, проглаживании сгибов пальчиками, точности и четкости движений, раскрашивании в различных направлениях. В процессе таких упражнений дети учатся аккуратности, четкости движений, соблюдаются пределы раскрашивания.

После подобной подготовки дети лучше переходят к выполнению письменных упражнений.

1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома, М.: Аким, 2007, 206 с. (рек. Мин. образования РФ).

2. Дементьева Л. Бумажная пластика оригами // Дошкольное воспитание. № 8, 2003, 40 с.

3. Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ — Изд-во: Детство-Пресс, 2014, 48 с.

4. Соколова С. В. Оригами для дошкольников. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2008, 64 с.

5. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М.: Издательство ЭКСМО, 2013, 48 с.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/09/19/origami-kak-sredstvo-razvitiya-melkoy-motoriki-ruk-detey-starshey-i
http://docplayer.ru/54876438-Vystuplenie-iz-opyta-raboty-po-teme-razvitie-melkoy-motoriki-ruk-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-origami.html
http://cyberleninka.ru/article/n/17908907

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector