Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД. Конспект НОД «Свет мой, зеркальце» (познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе)
Содержание
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Свет мой, зеркальце» (старшая группа)
Татьяна Коростелева
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Свет мой, зеркальце» (старшая группа)
Конспект НОД в области познания
«Свет мой, зеркальце»
(старшая группа)
• Расширить представления детей об окружающем мире;
• Познакомить с историей появления зеркала;
• Закрепить знания о необходимости этого предмета;
• Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими материалами;
• Развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности;
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, делать соответствующие выводы;
• Активизировать речь детей, расширять словарный запас;
• Развивать интерес к познанию окружающего мира.
Материалы и оборудование:
• Зеркала различной формы;
• Семена плодовых деревьев и овощей, крупы, бобы;
• Ноутбук со слайдами.
На каждого ребенка:
• Прозрачные ванночки с водой на каждого ребенка;
• Листы белого, желтого, зеленого и черного картона;
(«Минутка вхождения» в НОД)
Дружно за руки возьмемся,
Все друг другу улыбнемся,
1, 2, 3, 4, 5 – пора занятие начинать!
Т-с-с, к нам идет тишина,
В историю вещей зовет нас она.
Ребята вы любите путешествовать? (Ответ детей) Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие – это путешествие в далекое прошлое. А отправимся мы туда для того, чтобы узнать об истории возникновения одного предмета. Его можно найти в каждом доме и в нашей группе тоже, он нужен всем: и взрослым и детям. Эта вещь особенно необходима, когда мы собираемся куда-то, примеряем новую одежду, делаем прическу. Кстати, этот предмет спрятан у меня вот в этой шкатулке. Как вы думаете, что это? (Дети высказывают свои предположения, если не догадались, то загадываю загадку
Не смотря в окошко, был один Антошка.
Посмотрел в окошко, там второй Антошка.
Что это за окошко, куда смотрел Антошка)
Правильно, ребята, это зеркало. (Достаю из шкатулки и показываю) Кто мне ответит, какие бывают зеркала? Для чего нужно зеркало? (Ответы детей) Что будет, если исчезнут зеркала? (Размышления детей) Как вы думаете, всегда ли существовали зеркала? Тогда где же люди могли увидеть свое отражение? (Ответы детей) Откуда вы это знаете? (Ответы детей)
Действительно, давным-давно человек в качестве зеркала использовал воду. Смотря в реку, озеро, пруд, он видел там свое отражение. Ребята, у нас тоже есть вода, пройдите, пожалуйста, к столам. (Дети подходят к столам, где на белом картоне стоят ванночки с водой, рядом лежат листы цветного картона) Представьте себе, что это маленькое озеро, посмотрите в воду. Вы видите свое отражение? Как вы думаете, почему? Чем вода в реке или озере отличается от нашей? (Ответы детей) Кто догадался, что нужно сделать, чтобы увидеть свое отражение? (Предложения детей) Проверьте свои предположения.
Опыт №1 «Найди свое отражение»
Опытным путем приходим к выводу: чтобы увидеть свое отражение, дно должно быть темным.
Такое зеркало было удобным для людей? Почему, кто объяснит? (Высказывания детей) Подуйте на воду, что происходит с отражением? (Выводы детей) Действительно, такое зеркало не очень удобно: с собой его не возьмешь, и безветренная погода бывает не всегда.
Поэтому человек продолжил свои поиски. Он научился добывать руду и делать металлические предметы. Однажды человек заметил, что если хорошо отполировать металл, то в нем можно увидеть отражение. Что значит «отполировать»? (Ответы детей) Давайте проверим, действительно ли это так. Игра «Возьми и объясни». (Каждый ребенок подходит к столу, выбирает металлический предмет и объясняет полированный он или нет.) Подходим к выводу: для получения более четкого отражения помимо темной основы, необходима гладкая, полированная поверхность.
Ребята, как вы думаете, легко ли было делать такие зеркала? (Ответ детей) Давайте с вами вот из этих металлических пластин попробуем сделать зеркало. Опыт №2 «Полируем металл»
Дети шерстяными тряпочками пытаются отполировать металлическую пластину, чтобы увидеть свое отражение и приходят к выводу, что это сделать очень трудно.
Устали, мои изобретатели? Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Зеркало»: Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движенья.
1, 2, 3 – мое движенье повтори!
Вот видите, ребята, какая это трудоемкая работа – сделать зеркало из металла, поэтому металлические зеркала были очень дорогими и иметь их могли только очень богатые люди. (Слайды вельможей с зеркалами на золотых цепочках у пояса, на шее, у дам на веере)
Прошло время, и человек научился производить очень гладкий, прозрачный, но хрупкий материал. Кто догадался, о чем идет речь? (Ответы детей) Как необходимо обращаться со стеклом? (Ответы детей) Аккуратно возьмите стекло, посмотрите на свет, вы видите там свое отражение? Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Как же люди использовали стекло для изготовления зеркал? (Предположения детей) Давайте проверим ваши предположения.
Опыт №3 «Изготовление зеркала»
Дети из стекла, черного картона и пластилина делают простые зеркальца, украшая рамку природным материалом (косточками плодовых деревьев, семенами овощей, крупами и бобами)
У каждого из вас получилось замечательное зеркальце. Настоящие зеркала изготавливают, соблюдая те же условия. Какие, назовите мне (Ответы детей). Только в настоящем зеркале отражение дает тонкий слой серебра, нанесенный на одну из сторон стекла, а чтобы его не поцарапать, зеркало помещают в специальную рамку или футляр, посмотрите (Рассматриваем разные зеркала, в том числе и те, которые находятся в группе, раздевалке, обращая внимание на их обратную сторону).
Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам оно понравилось? Что понравилось больше всего? Что нового вы сегодня узнали? Хотели бы вы еще раз побывать в прошлом? Ребята, это не последнее наше путешествие. Мы ещё не раз с вами побываем там и узнаем много интересного об истории, казалось бы, таких простых предметов. (Далее благодарю детей за активную работу.)
Презентация группового творческого проекта «Сыплет черемуха снегом» Актуальность проекта. Пробудить интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе. Расширить представление о черемухе.
Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
конспект НОД в старшей группе
Автор: Яхиббаева Венера Дамировна
Конспект НОД по театрализованной деятельности в старшей группе.
«Знакомство детей с видами театров».
Воспитатель 1 квалификационной категории
Систематизировать знания детей о некоторых видах театра;
Продолжать учить выражать с помощью мимики, жестов, интонации разные эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и т.д.);
Совершенствовать партнёрские взаимоотношения;
Развивать речевой ритм с помощью дыхательных и фонопедических упражнений, скороговорок;
Развивать диалогическую речь детей; вызвать у детей желание участвовать в драматизации;
Формировать умения детей импровизировать в танце;
Активизировать словарь детей(театр, эмоции, мимика, жесты, куклы «Живая рука», костюмерная, гримерная, театральное фойе);
Вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы;
Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем;
Совершенствовать артистические навыки детей.
Словарная работа: театр, эмоции, мимика, жесты, куклы «Живая рука», костюмерная, гримерная, театральное фойе, пальчиковый театр, театр на магните.
Предшествующая работа: Чтение сказок, заучивание стихотворений, скороговорок, дыхательные и фонопедические упражнения , беседа об эмоциях; знакомство с различными видами кукольных театров, самостоятельная игровая деятельность с театральными куклами,
Материалы и оборудование к занятию:
ТСО, красивая коробочка, рамочка от зеркала, письмо от сказочника, ширма, деревья, пальчиковый театр «Репка», маски-шапочки для импровизации сказки «Красная шапочка», домик-теремок, письмо с загадками, сказка на магните «Три поросенка», куклы с живой рукой «Снегурочка», медальоны – цветы..
При встрече здороваться.
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
— Я хочу сегодня вам пожелать, чтобы у всех было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, потому что сейчас я приглашаю вас совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Это замечательная страна – театр. Знаете ли вы, что такое театр? Давайте отправимся в театр.
Воспитатель: Но прежде чем мы туда попадем давайте вспомним, и представим что мы видим, когда идем в театр?
— само здание театра,
— если войдем внутрь, мы попадаем в театральное фойе, где можем снять верхнюю одежду и пройти в зрительный зал.
— В зрительном зале мы должны занять свое место и сидеть тихо, дожидаясь представления.
Воспитатель: В это время артисты готовятся к выступлению, они надевают костюмы в специальной комнате, которая называется костюмерная, но помимо костюмов, они наносят на лицо грим, чтобы ярче представить свой образ, грим наносится в гримерной. А само представление происходит на сцене.
Ребята, как называют людей, которые исполняют роли на сцене?
Воспитатель: А вы хотите стать настоящими артистами?
Воспитатель: — Чтобы стать артистом, нужно очень многому научиться. Что же должен уметь делать артист?
Дети: — Выразительно, понятно, четко говорить;
Воспитатель: Верно! Сегодня мы с вами станем настоящими артистами, И я приглашаю вас в удивительный мир театра! (проходят через занавес под музыку)
Воспитатель: Дети, посмотрите, что это? Уля принеси, то, что лежит на коробочке!
Дети – это письмо от доброго сказочника, он очень хочет помочь, поэтому приготовил для вас интересное задание, которое поможет вам стать настоящими артистами, послушайте.
Дорогие дети! Я узнал, что вы хотите стать артистами, и захотел вам помочь, ведь артисты приносят людям радость, удовольствие, учат добру и справедливости, и им в этом помогают маски. Я дарю вам необычное «зеркальце», которое поможет вам.
Воспитатель: показывает зеркольце — рамку. Да дети, сказочник не зря прислал нам это зеркальце, ведь когда актеры исполняют грустную пьесу какие лица у них, а по- другому можно сказать и так какие маски на их лицах?
Дети: — лицо грустное, хмурое.
Воспитатель: Если на сцене разыгрывается веселая пьеса – комедия, какие маски тогда у актеров?
Дети: веселые, улыбающиеся маски.
Воспитатель: улыбка, радость, удивление или грусть на вашем лице это мимика, это искусство выражать свои чувства, мысли движениями мышц лица и соответствующими жестами.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Зеркальце» и овладеть искусством мимики. Встаньте парами лицом друг к другу. Тот, кому я дам рамочку, будет зеркало. Тот, кто смотрит в зеркало, говорит такие слова: Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду расскажи: какое у меня настроение?». Зеркало отражает, то есть повторяет настроение того, кто в него смотрится.
Воспитатель: А сейчас передайте рамку своему другу. Поиграем ещё раз. Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Положите рамочки на стол, продолжим наше путешествие, присаживайтесь.
Воспитатель: Посмотрите а, что в коробочке лежит? маски!
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и прглатил.
Как вы думаете, из какой сказки эти герои?
Дети: Красная Шапочка!
Воспитатель : Хотите попробовать себя в роли артистов и с помощью масок показать нам отрывок из этой сказки?
Давайте вспомним про речевое дыхание, для чего его нужно развивать артистам?
Дети: для того чтобы громко говорить,
— и чтобы все зрители хорошо слышали.
Воспитатель: Давайте попробуем подышать, как это делают настоящие артисты. Сядьте все прямо, выпрямите спину, положите руку на живот.
Вдохнули носом и медленно выдыхаем через рот (1 раз).
Вдохнули – выдыхаем со звуком с-с-с-с-с (так свистит ветер).
Вдохнули – выдыхаем со звуком ш-ш-ш-ш (так шумят деревья).
Теперь внимательно посмотрите на эту иллюстрацию и разыграйте сюжет из сказки!
(Дети проходят и готовятся, и разыгрывают)
Воспитатель: Какие же вы талантливые у меня, голосом, мимикой и жестами передали настроение героев! Молодцы! Положите маски обратно в коробочку.
Звучит музыка П.И. Чайковского «вальс».
Воспитатель: Дети я предлогаю вам продолжить путь под красивую музыку, постараться передать характер музыки различными красивыми движениями. Во время выполнения упражнения представьте, что вы на сцене, на вас смотрят восхищённые зрители.
по ходу воспитатель даёт оценку: как ты пластично двигаешься! Какие красивые у тебя движения! …..
Дети импровизируют под музыку
Воспитатель: А теперь всем предлагаю присесть.
(надевает маску деда)
Я — забавный старичок
А зовут меня — Молчок
Мне, ребятки, помогите.
И увидите вы то,
Что уж знаете давно.
Воспитатель: Поможем дедушке? Нам поможет загадка!
Мышь, ещё собачка Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Дети: сказка «Репка»)
Воспитатель: Я предлогаю вам перед показом сказки поработать над дикцией и проговорить скороговорку: — Наши мыши ваших тише.
(произносить тихо, громко, с ускорением) (или голосом мышки, медведя и лягушки)
В кулачке, как в домике,
Скрыты пальцы — гномики.
Подошла к концу разминка, артисты готовы к показу пальчикового спектакля!
Зрители с нетерпением ждут начало сказки!
Подобрать муз сопровождение сказки «Репка» (Музыка)
Воспитатель: Молодцы артисты, вы заслужили бурные апплодисменты!
Предлагаю продолжить наш путь, смотрите, что это впереди
Воспитатель: Я предлагаю Вам заглянуть за ширму, Как вы думаете что там нас ждёт?
Дети : нас ожидает ещё одна сказка)
Звучит музыка из сказки «Три порасёнка»
Воспитатель: Расскажет каждый из ребят
про трёх веселых поросят:
как дружно жили – не тужили,
И злого волка обхитрили! ( Дети: это сказка «Три порасёнка»)
Воспитатель: Я предлагаю вам показать интересную сказку магнитного театра!
Дети расскажите, какими умениями должен владеть артист при показе сказки магнитного театра?
Дети: артист должен уметь ориетироваться на ширме, и точно передвигать героев сказки,
Он должен эмоциями передать настроение и характер героев.
Уважаемые артисты займите свои места!
(Дети показывают отрывок сказки из трех поросят)
Воспитатель: Давайте поаплодируем нашим артистам, за их прекрасный спектакль, который они показали нам с помощью магнитного театра!
Воспитатель: Я хочу обратить ваше внимание на домик, который стоит на нашем пути, кто там может жить?
Дети : герои сказок, маски, куклы
Воспитатель: Да, там действительно живут куклы, театра «Живая рука» или по- другому можно назвать платковые куклы. Почему они так называются?
Дети: у этих кукол всегда свободные руки для жеста,
для того чтобы взять любую игрушку,
лицо может показывать разные эмоции,
артист может двигать ногами.
Воспитатель: Да, у этих кукол нет рук, Платковые куклы удобны тем, что дают возможность артисту свободно двигаться, танцевать. Наши руки, ноги делают куклу «живой», давайте кукол из сказки «Снегурочка» «оживим» и покажем отрывок из этой сказки!
Я хочу, чтобы ваш голосок заиграл разными оттенками, которые помогут вам в озвучивании героев сказки.
Буря мглою небо кроет
вихри снежные крутя
То как зверь она завоет (низкий регист уууууууууууууууу)
то заплачет как дитя (верхний регистр уууууууууу)
(дети проходят готовятся к показу отрывка из сказки)
Тише, гости, вы сидите!
И сюрприз наш не спугните!
Сказку мы сейчас расскажем,
И сказку вам покажем.
(Отрывок из сказки)
Воспитатель: Спасибо! Я думаю, что вы сегодня все старались, стать настоящими артистами!
Но наше путешествие подошло к концу и нам пора возращаться в д/сад.
Давайте, скажем «Повернись, повернись и в д/саду очутись!»
Дети, давайте вспомним:
— Какие виды театра нам сегодня встречались на пути?
— Что есть внутри театра (сцена, зрительные места).
— Что помогает людям стать артистами?
Дети : умение с помощью мимики передавать настроение, владение жестами,
умение голосом передать характер героя.
Как называется веселая пьеса – комедия.
Если вам понравилось наше путешествие,
покажите большой палец, подняв его вверх,
если не понравилось — опустите вниз.
Я очень рада, что путешествие всем понравилось.
Воспитатель: А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра, и за вашу хорошую игру , я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы.
И надеюсь, что кто-то из вас когда-нибудь по-настоящему будет хорошим артистом.
Всем гостям мы на прощанье Дружно скажем: «До свиданья!»
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-o-poznanie-yeksperimentalno-isledovatelskaja-dejatelnost-svet-moi-zerkalce-starshaja-grupa.html
http://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/konspekt-nod-v-starshey-gruppe/