7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История и традиции кабардинцев. Царская невеста и лжецаревич

История и традиции кабардинцев. Царская невеста и лжецаревич

Русские цари выказывали этому кавказскому народу исключительное почтение и даже считали для себя за честь породниться с ним. А самые знатные представители этого народа, в свою очередь, иногда выдавали себя за русских царевичей. А ещё этот народ долгое время считался, как сказали бы сегодня, «иконой стиля» для всех горцев и даже на досуге предавался военизированным утехам.

Основоположником этноса, который называют кабардинцами, считается некий Кабарда Тамбиев. По преданию, он был предводителем воинственного племени, которое в незапамятные времена переселилось на Северный Кавказ с Западного Кавказа.

Предками кабардинцев, возможно, были древние хебары, о которых писал знаменитый армянский историк Мовсес Хоренаци. В 15-16 веках этот народ выделяется под названием «кабардинские черкесы» среди так называемых «пятигорских черкесов», которые населяли земли от предгорьев левого притока Кубани до низовьев Терека. В 19 веке территорию, где они преобладали, называли Большой и Малой Кабардой.

Самоназвание кабардинцев — адыгэ (къэбэрдей), это адыгский субэтнос, коренное население современной Кабардино-Балкарии (57 % всех проживающих в республике). Сегодняшние кабардинцы также живут в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкессии и Северной Осетии, а также во многих странах Юго-Восточной Азии, Западной Европы и даже Северной Америки.

По данным последней переписи населения, в России насчитывается 516826 кабардинцев.

Касоги, они же черкесы

Кабардинцы издревле выделялись среди всех кавказских племён своей храбростью и непокорностью. Они долго занимали главенствующее положение по отношению к своим соседям. Историки описывали их как умных, гордых, храбрых и своевольных людей, которые к тому же отличаются крепким телосложением, неутомимостью и ловкостью. Это великолепные наездники и меткие стрелки.

Русские сперва называли всех адыгов и в том числе кабардинцев касогами. В 957 году византийский император Константин Багрянородный писал про страну «Касахию», выше которой находятся Кавказские горы, а выше них – страна Алания.

В «Слове о полку Игореве» рассказывается, как касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиставом и был им зарезан.

Впоследствие адыги оказали яростное сопротивление монголо-татарскому нашествию, но уже под экзоэтнонимом «черкесы», который и закрепился за ними на долгие века.

Царская невеста и лжецаревич

Страдая от набегов крымских феодалов, кабардинцы в 16 веке решили пойти на союз с Московским княжеством и участвовали наравне с русскими войсками во взятии Казани. В 1561 году Иван Грозный ради укрепления союза с Кабардой даже заключил династический брак и женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова, которая после крещения взяла имя Мария.

В Смутное время кабардинский князь Сунчалей Янглычевич помогал русским воевать с окопавшимся в Астрахани атаманом Заруцким, за что впоследствии получил благодарность от царя Михаила.

В 1670 году молодой князь Андрей Камбулатович Черкасский изображал в войске Степана Разина царевича Алексея Алексеевича. Но донской атаман Корнила Яковлев не посмел его арестовать – вот как велико было у русских уважение к кабардинским князьям. Поэтому князь отправился в Москву не как пленник, а как руководитель делегации, которая доставила туда Степана Разина, и потом был отпущен царём с почестями.

Позже османы и крымцы снова вытеснили русских с Кавказа и стали считать кабардинцев своими подданными, но во время персидского похода Петра Первого кабардинцы встали на сторону российского императора. А поскольку они держали в зависимости все остальные горские племена, то Россия настолько заботилась о сохранении дружеских отношений с Кабардой, что по Белградскому миру признала её территорию свободной.

Историки того времени писали, что кабардинцы пользовались на Кавказе огромным влиянием, о чём свидетельствовали даже манеры и моды того времени. Выражение «он одет» или «он ездит», «как кабардинец» звучало в устах всех соседних горских народов, как величайшая похвала.

После вхождения в состав Российской Империи Кабарда стала частью Нальчикского округа Терской области, а к титулу российских императоров прибавилось наименование «государь Кабардинской земли».

Обед обедом, а война – по расписанию

Кабардино-черкесский язык, на котором говорит этот народ, относится к абхазо-адыгской группе.

До середины 19 века у кабардинцев не было своей письменности. 14 марта 1855 года Умар Берсей, великий адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель и поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» с использованием арабской графики. Но с 1936 года кабардинцы перешли на кириллицу.

До 1917 года кабардинское общество состояло из следующих сословий. Самое малочисленное – князья (Атажукины, Дидановы, Эльбуздуковы, Мисостовы, Карамурзины, Наурузовы, Докшукины). Затем высшее дворянство (Куденетовы, Анзоровы и Тамбиевы). До 25 % населения были обыкновенными дворянами (кабардей-ворки), остальные — вольный народ и бывшие вольноотпущенники.

Традиционные занятие кабардинцев – это пашенное земледелие, садоводство, а также коневодство. Кабардинская порода лошадей даже получила всемирную известность. Кабардинцы также традиционно преуспевают в кузнечном, оружейном и ювелирном деле, а также в золотошвейном искусстве.

Они ткут сукно из шерсти и изготавливают одежду из войлока – в частности, башлык и бурку — мужские элементы традиционного костюма.

Читать еще:  Во что играет ребенок в 10 месяцев. Развитие ребенка в десять месяцев: что должен уметь

Праздничный «черкесский» женский костюм различался у разных сословий, но всегда был богато украшен. Девушки из бедных семей шили себе одежду из домотканого сукна, а те, что побогаче – из дорогих тканей, привезённых из Европы и с Востока. На одно платье уходило до пяти метров материала, потому что приталенное от пояса, оно расширялось к низу за счёт клиньев.

В обычные дни кабардинские женщины носили длинное до пят распашное платье, шаровары, туникообразную рубаху, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку и сафьяновые чувяки.

Национальный мужской костюм – это черкеска с наборным серебряным поясом, кинжал, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами, а сверху – бурка.

Костюм знатного кабардинца всегда включал в себя ещё и холодное оружие. К украшенному медными и серебряными бляшками кожаному поясу крепились кинжал и шашка. Кинжалы служили им ещё и в качестве оберегов, мужчины использовали их для исполнения разнообразных ритуалов. Всадник вдобавок возил при себе лук с колчаном для стрел.

В пищу кабардинцы использовали в основном варёную и жареную баранину, говядину, индюшатину и курятину, кислое молоко и творог. На праздники кабардинцы готовили из пшённой муки с солодом традиционный праздничный слабоалкогольный напиток махсыма.

В целом культура кабардинцев, особенно их традиционный мужской костюм и передаваемые от отца к сыну национальные приёмы седловки и джигитовки, всегда были хорошо приспособлены к их военному быту. Поэтому традиционные развлечения этого народа часто тоже имели военизированный характер. Это стрельба по неподвижным и подвижным мишеням и на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, игрища, в которых вооружённые палками пешие мужчины пытаются победить конников.

Кабардинский фольклор также богат историко-героическими песнями.

Люди солнца и Аллаха

Традиционная кабардинская семья основана на подчинении младших старшим, а женщин – мужчинам. Родственная и соседская взаимопомощь очень важны в культуре этого народа. Традиционные правила семейного этикета во многом сохраняются у кабардинцев и по сию пору.

Как и все адыги, древние кабардинцы верили, что мир состоит из трёх уровней (верхнего, срединного и нижнего), они поклонялись солнцу и жили по солнечному календарю, где новый год начинался с весеннего равноденствия, а также почитали Хозяйку рек (Псыхъуэ Гуащэ), Хозяйку леса (Мэз Гуащэ) и Кодес (Кlэдыщэ) — мифологическую Рыбу с золотым хвостом, удерживающую Черное море в его берегах. У них был культ «Золотого дерева нартов», которое соединяет небо и землю, а также природу и человека, они различали добрые и злые, мужские и женские, «умные» и «глупые», добродетельные и злокозненные породы деревьев, они поклонялись культовым животным и использовали животных для жертвоприношений.

С 15 века на Кавказе возрастает влияние ислама, который постепенно вытеснил языческие и христианские верования кабардинцев. После падения Византийской империи адыги начали заимствовать религию у Крымского ханства, которое стало сильнейшим союзником Османской империи.

В настоящее время кабардинцы как в России, так и за рубежом, исповедуют ислам суннитского толка и придерживаются принципов правовой школы ханафитского мазхаба. Однако часть проживающих в Моздокском районе Северной Осетии кабардинцев осталась православной.

Традиции и обычаи кабардинской свадьбы

Одной из малых народностей Ближнего Востока, проживающей в предгорьях Кавказа, являются Кабардинцы. Из-за обособленной местности и вольного нрава они стараются сохранить свою культуру, и кабардинская свадьба является яркой демонстрацией их обычаев.

Корни традиций, по которым проходит праздник, а также предшествующие ему обряды, по разным данным, восходят к 2–4 тыс. до н. э. Настолько древние истоки делают всё торжество очень необычным и самобытным, что идеально подходит для новобрачных, желающих провести уникальную свадьбу.

Как проходит сватовство и помолвка

Кабардинцы – довольно неспешный народ, особенно в таком важном деле, как выбор невесты. Считается, что молодой человек не может адекватно оценить, насколько женщина будет ему хорошей женой. Поэтому родственники присматриваются к свободным девушкам, делая выводы, насколько они хорошо воспитаны.

Это достаточно медленный метод, но он позволяет собрать всю информацию о потенциальной родственнице. Благодаря этому даже небольшое пятно на репутации девушки будет замечено, что ухудшит её шансы на хорошее замужество. Когда парень выказывает желание жениться на девушке, и если старшие рода не имеют возражений, то к родителям невесты засылают сватов.

Среди делегации обязан быть старший мужчина в семье, который рассказывает о желании породниться. Родители могут сразу отказать жениху, или же взять время на обдумывания предложения. Иногда период раздумий достигает 4–5 месяцев. После этого происходит повторная встреча, где озвучивается решение.

Иногда родители невесты могут сразу отказать жениху, но если мужчина настроен серьёзно, то он старается как можно быстрее исправить то, что не понравилось семье девушки. После этого снова отправляются сваты, но между визитами должно пройти 3–4 месяца. Когда разрешение получено, сваты и родители вдумчиво обсуждают размер калыма. Это может занимать 1–3 месяца, в зависимости от частоты встреч. Считается неправильным и слишком подозрительным, если соглашение достигнуто очень быстро.

Когда условия удовлетворяют обе стороны, то помолвка считается заключённой, после чего начинают подготовку к свадьбе.

Подготовка к свадьбе

Первым обычаем, который относится уже к организации свадьбы, является расселение жениха и невесты по разным домам. Но для этого сначала нужно, чтобы девушка покинула отчий дом.

Читать еще:  Как отучить ребенка от вредной привычки комаровский. Дурные привычки: как отучить от них ребенка. Какие дурные привычки бывают у детей

Этот обряд называется «схождение с подушки». Для его проведения используется огромная расшитая подушка, на которую становится новобрачная, а вокруг неё размещаются друзья и родные.

Старшие мужчины принимающего рода должны выкупить невесту. Чаще всего за девушку вносят только часть оговорённого калыма. После того, как девушку выкупили, её подводят к жениху – для того, чтобы он вывел её из отчего дома. При этом женщина должна уверенно переступить порог правой ногой, это означает, что путь в новую семью будет лёгким, и беспроблемным.

Если же невеста спотыкается, то это расценивают как дурной знак. Данная традиция возникла из-за того, что раньше прах предков закапывали под порогом, чтобы они охраняли род от дурных людей. Шествие отводит в подготовленные комнаты сначала невесту, а после –жениха, при этом они живут в разных домах. После этого мужчина не имеет права контактировать со своими родственниками на протяжении 3–4 недель. В некоторых селениях тот же запрет распространяется и на женщину, но его применяют редко.

Это время молодые посвящают моральной подготовке к будущему замужеству.

Проведение торжества

Современная свадьба проходит только по обоюдному согласию, хотя раньше мужчина мог украсть понравившуюся девушку. Если её не успели вернуть до наступления ночи, то родителям приходилось давать согласие на брак, иначе их дочь покрывалась позором, потому что провела ночь не в родном доме.

Теперь же супружество заключается в несколько этапов:

  1. Благословение имамом, который проводит обряд согласно с мусульманскими традициями. После этого брак считается заключённым, и девушку проводят в комнату к жениху, именно в этом месте они и будут жить. На следующий день супружество объявляют подтверждённым, и иногда демонстрируют окровавленную простынь. Но последний пункт обычая выполняют крайне редко.
  2. После этого родители мужчины празднуют удачную свадьбу, говорят тосты, проводят танцы, поют песни, высказывают множество глубоких изречений на своем языке, параллельно готовясь к официальному торжеству. На третий день к ним присоединяются родственники невесты, которые привозят с собой её приданое.
  3. Когда все готово, новобрачные регистрируют брак официально. При этом их родители не присутствуют на этой части свадьбы.
  4. После получения официального подтверждения молодожёны перемещаются к дому жениха, где будет проходить основной праздник.

Существует несколько обязательных традиций, неукоснительно соблюдаемые на каждой свадьбе:

  1. Жениха сажают за стол с мужчинами обоих родов, которые общаются с ним, и знакомят со старейшинами. После этого выключают свет, и пытаются украсть у него головной убор. Молодой человек должен проявить всю свою ловкость, чтобы этого не допустить.
  2. Прежде чем в зал войдёт красивая невеста, на полу расстилают шкуру барана. Девушка становится на овчинку, а родственники стараются выдернуть шкуру у неё из-под ног. Новобрачная должна сохранить равновесие, хорошо, если она не сильно будет покачиваться. Совершенно недопустимо упасть.

Когда все испытания пройдены, новобрачные танцуют, а родственники осыпают их монетами и пшеном, желая благополучия и достатка.

По традиции, если на свадьбе присутствуют мужчины, не являющиеся родственниками невесты или жениха, лицо девушки должно быть закрыто непрозрачной тканью, мужчины и женщины празднуют в отдельных залах не пересекаясь.

После свадьбы

После свадьбы существует один интересный обычай – называется «побег старушки». Бабушка жениха уходит из дома, а новобрачные должны её найти и вернуть. Это показывает их уважение к старшим, а также то, что старикам всегда рады под кровом у молодых.

Все действия по отношению к женщине должны выражать максимум почтения и заботы.

В этом видео – очень красивая кабардинская свадьба:

Организация свадьбы согласно с кабардинскими традициями – долгое и трудоёмкое занятие. Но благодаря размеренной подготовке всё действо выглядит торжественно и впечатляюще. А вы бы смогли проявить столько же выдержки, как кабардинская молодёжь, ожидая пока все обряды, будут соблюдены?

История и традиции кабардинцев. Царская невеста и лжецаревич

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, — говорит одна девица…
А.С. Пушкин. Сказка о Царе Салтане

Сказка ложь, да в ней намек. Но в данном конкретном случае, Александр Сергеевич ни много ни мало, а изложил в сказке исторический факт – царскую невесту выбирали не за умение шить-вышивать или хорошо готовить. Главным критерием было здоровье и красота, а затем уже родовитость, которая, к слову сказать, не всегда была положительным качеством невесты.

С чем можно сравнить выбор невесты царя? Пожалуй, с конкурсом красоты – вначале идет отбор из нескольких сотен, а то тысячи и более кандидаток, а уж затем, из отобранных в финал боярышень, сам царь выбирает ту, единственную, которой суждено стать царицей. Но так ли уж завидна судьба царской невесты?

Первым традицию царских смотрин ввел Иван Грозный, который был женат примерно 7 раз. Почему примерно? Не всякий царский выбор заканчивался свадьбой, но с чего же он начинался? Когда царь Иоанн IV, ставший впоследствии Грозным, 16 лет венчался на царство, стал вопрос и о царице. Были разосланы гонцы к боярам и детям боярским, дабы представили они дочерей своих или родственниц на смотр. Первый отборочный тур проводился наместниками, а затем самые красивые и здоровые (это было особенно важно!), отправились к царскому двору.

Первой царицей при Иване Грозном стала Анастасия Захарьина, выбранная им из 1500 (по другим сведениям из 500) кандидаток. Первая и единственная, при которой Иоанн Васильевич, не отличавшийся добродетелями, был способен на добрые дела. Анастасия родила шестерых детей, но только двое остались в живых: Иван и Федор. Всего 13 лет длился этот брак, до внезапной кончины Анастасии, оставившей после себя добрую славу милосердной и добродетельной царицы.

Читать еще:  Бананы в рационе ребёнка — знание для родителей. С какого возраста можно ребенку банан: со скольки месяцев рекомендуется грудничку, когда лучше давать, с чем и как часто

Всего через 8 дней после кончины царицы бояре приступили к царю с предложением выбрать новую невесту. На этот раз царь решил обойтись без смотрин. Сперва выбор пал на сестру короля Польши Екатерину, но за нее затребовали Псков, Смоленск и Новгород, а раздавать русские земли в планы царя никак не входило.

Тогда были засланы сваты «у Черкаских князей дочерей смотрети». И высмотрели кабардинскую княжну Кученей, вскоре прибывшую в Москву вместе с братом, где обоих и крестили в православную веру. Возможно, что именно от родни княжны пошел знаменитый род князей Черкасских.

Дивная красавица Мария пришлась царю по нраву, хотя ее считали «туги нравные и зело лютые» — то есть далеко не мягкого характера, но ведь, как известно – муж да жена…. Считается, что именно второй брак изменил поведения царя не в лучшую сторону. Царица не удерживала Иоанна уже ставшего Грозным от злодеяний, но сама потакала ему. Появление опричнины, кстати, приписывают именно советам Марии Темрюковны. Не её ли образ послужил Пушкину для Шемаханской царицы?

Единственный сын Марии и Иоанна умер в младенчестве, а другого потомства от нее не осталось, хотя брак продлился 8 лет до скоропостижной кончины царицы Марии. В смерти царицы Иван Васильевич заподозрил бояр, невзлюбивших ее за дурное влияние на государя, и Россию ждала новая царская ярость… и новые смотрины царских невест.

Но очередные царские смотрины состоялись только через два года. По всему государству провели перепись, правда не всего населения, а лишь кандидаток в невесты, которые по положения и знатности моли бы стать невестами самого царя. Затем в Александрову Слободу свезли 2000 самых красивых и здоровых девушек. Если верить историкам, царь виделся с каждой – здоровался, говорил несколько слов и прощался. Сначала отобрали 24, а затем 12 претенденток на руку царя и русский престол. Последних осматривали уже медики – царю требовалась не ткачиха или повариха, а крепкая и здоровая царица для продолжения рода.

На сей раз выбор пал на Марфу Собакину – она стала царской невестой, но стала ли счастливой хоть на миг за три короткие недели в роли русской царицы? Увы, со дня свадьбы царская невеста стала «сохнуть и женой так и не стала. Кто был тому причиной – то ли родственники двух первых цариц, боявшиеся потерять свое влияние, то ли поданное матерью зелье «для чадородия». Однако род Собакиных успел стать боярским.

«Царь, очень приятно, царь…» — и пожалуйте в невесты?

Марфа стала прототипом главной героини оперы Римского-Корсакова «Царская невеста», далекой от исторических фактов, и героиней фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Так как фактически третья невеста не стала третьей женой Ивана Грозного, он обратился к духовенству за разрешением на четвертый брак в последний раз. Почему в последний? Потому что после он уже никого не спрашивал… Разрешение вступить в четвертый брак было дано царю «ради его теплого умиления и покаяния«. На этот раз обошлись без новых смотрин – четвертой женой царя стала вторая «невеста» с прошлых смотрин Анна Колтовская.

Брак казался удачным – новая царица отличалась легким нравом, была весела, не задавала лишних вопросов, во всем старалась угодить супругу и отвлекала его от «недобрых дел». Это время даже прозвали «бабьим царством» — даже опричнина отошла на задний план. И неспроста… Новая царица мстила опричникам за гибель своего первого избранника, за ее недолгое царствование длинною в год были казнены три самых главных из них – Вяземского и двух Басмановых.

У царицы появились враги, и не только среди опричнины. Главным стал, по неведению, отец ее бывшего жениха князь Воротынский, затеявший интригу против царицы. Оболганная Анна была насильно пострижена в монахини и отправлена в Тихвинский монастырь…

Более смотрин не было. Пятой царской невестой и женой на один день стала Мария Долгорукая, которую после свадьбы Иван Грозный приказал привязать к телеге, запряженной дикими лошадьми…

Следующей избранницей стала Анна Васильчикова, правда свадьбы, скорее всего не было и через два года ее как и Анну Колтовскую, постригли в монахини в Суздальском монастыре. Шестой, так же невенчанной, женой Ивана Грозного стала вдова Василиса Мелентьевна. Ее судьба не ясна – по одним сведениям она была пострижена в монахини, по другим похоронена заживо, заподозренная в связи с князем Девтелевым.

Лишь последняя царская невеста пережила Ивана IV Грозного — дочь окольничего Федора Федоровича Нагого Мария, родившая сына — царевича Дмитрия, сосланная после его смерти в Судинский Череповецкий монастырь, где и пострижена в монахини под именем Марфа.

На Иване Грозном род Рюриковичей на русском престоле прервался. После смутного времени появилась новая правящая династия – Романовы и новые царские невесты…

Источники:

http://nazaccent.ru/content/27139-samyj-modnyj-na-kavkaze-shurin-russkomu.html
http://svadba.expert/podgotovka/traditsii/po-narodam/kabardinskaya
http://www.oneoflady.com/2013/04/c.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×