3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект НОД по развитию речи «Заяц — Хвастун. Русская народная сказка «Заяц-хваста Кто написал заяц хваста автор сказки

Конспект НОД по развитию речи «Заяц — Хвастун. Русская народная сказка «Заяц-хваста Кто написал заяц хваста автор сказки

Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно.

Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!

Пошел зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тетке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:

— А ну, скажи, как ты хвастался?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

Потрепала его ворона за ушки и говорит:

— Смотри, больше не хвастай!

Испугался заяц и обещал больше не хвастать.

Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на нее и стали трепать. Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает: надо бы вороне помочь.

А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал — собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.

Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.

— Ну, — говорит ему ворона, — ты молодец: не хвастун, а храбрец!

Все люди разные, эту простую истину родители пытаются донести до ребенка с раннего детства. Различий более, чем достаточно: цвет кожи, конституция, манера одеваться и разговаривать. Если относиться ко всем слабостям и капризам малыша с пониманием, объяснять все спокойно и на личном примере, то в итоге получится гармоничная и счастливая личность, не нуждающаяся в одобрении окружающих и знающая, как грамотно с ними взаимодействовать. Если где-то перегнуть с педагогической настойчивостью и строгостью, то желание кому-то доказывать свое превосходство и склонность к преувеличению останется с человеком или, как в данном случае, с героем русской народной сказки, на всю жизнь.

Главный персонаж этой детской истории, как не сложно понять из названия – Заяц. Он шустрый, ловкий, смелый, но страдает от одного довольно существенного недостатка – любит приукрасить свои внешнее данные. У всех усы, а у него “усищи”, у всех зубы, а у него “зубищи” и т.п. Конечно, такая самооценка не могла не наткнуться на общественное порицание. Но такой ли отрицательный типаж этот заяц?! Станет понятно, если дочитать сказку до конца.

Краткое содержание текста сказки

В одной деревне поселился заяц. Времена были нелегкие, поэтому ему приходилось добывать пищу разными способами, в том числе подворовывать у местных крестьян овес. В один прекрасный день он встретился со своими собратьями и решил покрасоваться. Понимания он не встретил, даже наоборот, его друзья по виду нажаловались на него “тетке Вороне”. Она оказалась более участливой, выяснив ситуацию, и обнаружив явную вину хвастунишки, “немного его потрепала” и отпустила с миром.

Заяц же не обозлился, а сделал из конфликта правильные выводы. И когда Ворона попала в передрягу (за ней гнались собаки) – решил помочь опытной подруге. Он отвлек внимание псов на себя, и она смогла забраться на забор. Так они играли в догонялки до тех пор, пока оба не смогли спастись. Соответственно сказочный герой, вопреки расхожему мнению окружающих, оказался очень смелым и находчивым, что вскоре и подтвердила сама тетушка Ворона: “Вот ты молодец, не хваста, а храбрец”.

Прочитав эту детскую сказку в книге или на просторах сети сразу становится понятно, что речь в повествовании пойдет про зайца и он явно не будет молчать о своих достоинствах, а вот более сложные умозаключения приходят только после полного прочтения:

— Мнение толпы не должно быть основополагающим фактором для личностной самооценки;

— Принцип “все на одного” чаще всего ошибочен;

— Иногда те, кто на первый взгляд кажется другом отнюдь не является таковым;

— Собственное мнение о ситуации или человеке всегда важнее мнения окружающих;

— Прежде, чем принимать ту или иную сторону нужно детально изучить все обстоятельства;

— Если не удалось избежать конфликта, то из него нужно попытаться извлечь полезный опыт;

— Последний, но, пожалуй, наиболее важный, если есть возможность помочь кому-либо – это надо сделать, невзирая на негативные моменты, в прошлом.

Вообще “Заяц-хваста” – весьма заурядная история о желании выделится и осуждении, но у нее весьма необычный конец, а для того, чтобы она окончилась положительно, нужно приложить определенные усилия.

Читайте русскую народную сказку «Заяц-хваста» онлайн бесплатно и без регистрации.

Заяц-хваста.

Русская народная сказка для детей от 3 лет.

    Жил-был в лесу зайчишка. Вот живет он в лесу — всех боится. Упадёт с дерева снег, птица вспорхнёт, сучёк треснет, ветер в деревьях зашумит — а у бедного трусишки душа в пятки. Так сидит он целыми днями в своей норке, и страшно ему из неё выбраться.

&nbsp Решил он как-то зимой погулять и встретил других зайцев. Трусишка наш как увидел их, расхрабрился и давай хвастаться:
&nbsp — Я самый сильный, самый смелый. Мне нипочём даже самый страшный зверь в лесу! Я никого не боюсь!
&nbsp Собрались вокруг зайцы. слушают как зайчишка хвастается, а один заяц посмотрел на него и говорит:
&nbsp — Да это же тот самый трусишка, что всю зиму в своей норке просидел!
&nbsp Стали зайцы над ним смеяться:
&nbsp — Неужели и медведя не боишься?
&nbsp А хвастунишка в ответ:
&nbsp — Не боюсь!
&nbsp — А волка?
&nbsp — И волка не боюсь! Ни один зверь мне в лесу не страшен!
&nbsp Послушали зайцы, посмеялись, а потом и рассказали про хвастунишку старой мудрой вороне. Пошла она зацчишку разыскивать. А тот ворону увидел — испугался.
&nbsp — Так ты и вправду никого не боишься? — спрашивает ворона.
&nbsp Стыдно стало зайчишке:
&nbsp — Не буду я больше хвастаться.
&nbsp — То-то же!

&nbsp Сидела как-то старая ворона на заборе, задремала и свалилась. А собаки налетели и давай трепать.
&nbsp Увидел это зайчишка и решил ворону из беды вызволить. Выскочил он на горочку, чтобы собаки его увидели. Собаки тут же бросили ворону и кинулись за зайчишкой. А ворона снова на забор взлетела.
&nbsp У зайца ноги быстрые. Он ушёл от собак и ворону спас.
&nbsp С тех пор никто в лесу не называет его трусишкой.

Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается с точки зрения необычайной педагогической ценности. Выдающийся ученый педагог Л.С. Выготский писал: «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению». Следовательно, оказывает непосредственное влияние на эстетическое развитие.

По рисункам детей можно судить о том, как ребенок воспринимает окружающий мир, как развивается его память, воображение, мышление.

Развитие творческих изобразительных способностей необходимо каждому ребенку. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитым художником, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим и музыку, и литературу, и живопись является художественный образ. Сказка наиболее близка и понятна ребенку. Именно сказка является одним из источников детского творчества. Воспринимая литературные произведения, понимая их содержание и нравственный смысл, ребенок самостоятельно выбирает средства художественной выразительности.

Читать еще:  Поговорки о родине на русском языке. Сборник "пословицы о родине разных народов мира

Цель: Оформить иллюстрации к сказке «Заяц хвастун» с использованием нетрадиционных техник рисования.

  1. Развивать творческие способности детей;
  2. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для иллюстрирования сказки;
  3. Учить сочетать разные изобразительные техники рисования с элементами аппликации;
  4. Развивать чувство цвета и композиции;
  5. Воспитывать интерес к устному народному творчеству и изобразительной деятельности;
  6. Активизировать участие родителей в совместной творческой художественной деятельности детей.
  1. Подготовительный
  • Чтение русской народной сказки «Заяц хвастун» в обработке О. Капицы
  • Рассматривание иллюстраций к сказке Е.М. Рачева, Э.М. Юрьева и А. Маркелова
  1. Практический
  • Рисование детьми иллюстраций к сказке
  1. Заключительный
  • Презентация проекта
  • Выставка детских рисунков в родительском уголке.

Жил-был заяц в лесу. Летом ему было хорошо, а зимой голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит – там уже много зайцев собралось. Он и начал тут хвастать:

У меня не усы, а усищи, не лапы, а лáпищи, не зубы, а зýбищи, я никого не боюсь.!

Сказки — универсальный и эффективный способ познания мира и воспитания для ребенка. Легкая форма, увлекательный сюжет, специальные формы и устоявшиеся слова — все это помогает взрослым донести до малыша самые важные истины, используя доступный для него язык.

Большую часть от общего количества и особенно популярны среди детей. Знакомясь с различными жителями морей и лесов, дети лучше воспринимают окружающий мир. «Заяц-хвастун» — известная русская народная сказка. В качестве дидактического материала ее используют даже на уроках в школе.

Особенности

Сказки о животных относят к самым древним видам. В них мир, где звери, птицы, рыбы и насекомые могут говорить, представлен как иносказательное отражение человеческого. Животные нередко становятся воплощением наших пороков — трусости, глупости, хвастовства, жадности, лицемерия, плутовства.

Среди других популярных героев народных сказок отдельную группу занимают заяц, лягушка и мышь. В произведениях они выступают как слабые персонажи. Их незащищенность может быть обыграна как с положительной, так и с негативной стороны. К примеру, в сказке «Заяц-хвастун» (или «Заяц Хваста») беззащитное животное выступает как негативный герой, который должен осознать неправильность своего поведения.

В описании действующих лиц проявляется иносказание: манера поведения зверей часто вызывает ассоциации с человеческим образом жизни, заставляет ребенка находить эти связи и учит его критично оценивать те или иные ситуации, делать выводы.

Этот вид народного творчества передает и некоторые особенности речи: устоявшиеся формы слов (жили-были, вот и сказочке конец и т. д.), своеобразность построения (устная форма нередко способствует тому, что сказка полностью состоит из диалогов).

Сюжет

Произведение «Заяц-хвастун» рассказывает о трусливом зайчишке, который в зимнее время года должен был добывать себе пропитание, воруя овес у крестьян. Когда он в очередной раз прибежал на гумно, то нашел там большое количество своих собратьев.

Чтобы выделиться среди них, зайчишка начал громко хвастать: «А у меня, братцы, не усы, а усищи, а у меня не лапки, а лапищи, а у меня не зубки, а зубищи, и я никого на этом белом свете не боюсь — вот какой я молодец!»

Остальные косоглазые, встретив после этого тетушку-ворону, пересказали ей услышанное. Та, в свою очередь, стала рассказывать об этом всем, кого встречала, но никто не хотел верить ей. Тогда ворона решила отыскать хвастуна и понять, не врет ли он.

Встретив зайца, тетушка принялась расспрашивать его и узнала, что косой все выдумал. Ворона взяла с хвастуна слово, что больше он так делать не станет.

Однажды тетушка сидела на заборе, когда на нее напали собаки. Заяц решил спасти ее и показался, чтобы псы заметили его и погнались за ним. Бегал он быстро, так что собакам было не угнаться. А ворона после этого стала звать его не хвастунишкой, а храбрецом.

Образ зайца

Заяц-хвастун в начале сказки предстает как который ставит себя выше других. Его образ несет особую важность, поскольку дети склонны преувеличивать в своих рассказах окружающую их действительность, дабы казаться интереснее, чем их друзья.

Изменение зайца, осознание своей неправоты поможет ребенку понять, что подобное поведение не приведет ни к чему хорошему, а вот помощь товарищам представляет настоящую ценность.

Выводы

Русская народная сказка «Заяц-хвастун» имеет мораль, которая указана в конце произведения. В ней говорится о том, что слова, не подкрепленные поступками, не могут быть доказательством. Только дела способны лучше всего рассказать о человеке. Добрая сказка с легким, но поучительным сюжетом станет лучшим союзником в воспитании ребенка.

Конспект НОД по развитию речи «Заяц — Хвастун»

Алёна Коверко
Конспект НОД по развитию речи «Заяц — Хвастун»

учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения с помощью наводящих вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; развивать умение излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Воспитывать желание внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять.

Предварительная работа: чтение сказки «заяц- хвастун»

Обородование: картинка зайца, нитка, бумажка с загадкой, игрушка- заяц, шарик, ёлка, маски зайца и вороны

Ход НОД:

Приветствие, проверка готовности детей

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями!

Сегодня мы с вами вспомним сказку «заяц — хвастун», ответим на вопросы и попробуем ее перессказать.

Воспитатель: посмотрите, шарик летит. А что это за записка привязана к ниточке? Сейчас я её прочитаю. Да это загадка. Попробуйте её разгадать:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

Дети: это зайчик.

Воспитатель: У зайца лапы чьи?

Дети: У зайца лапы заячьи.

Воспитатель: У зайца хвост чей?

Дети: У зайца хвост заячий.

Воспитатель: Если у зайца длинные уши, то заяц какой?

Воспитатель: Если у зайца короткий хвост, то он какой?

Воспитатель: Если у зайца длинные лапы, то он какой?

Воспитатель: К нам в гости пришел заяц, проходи зайчик, не бойся. (Появляется игрушка зайца).

Воспитатель: Скажите, в лесу можно встретить такого зайца?

Воспитатель: Как вы думаете, откуда мог прийти такой заяц?

Сядем, деточки, рядком (Дети садятся на стулья).

Да поговорим ладком

Про сказки русские, известные

И до сих пор нам интересные.

Ребята, мы уже знакомы со сказкой «Заяц – хвастун» ,давайте вспомним ее и ответим на вопросы! А потом самостоятельно попробуем ее перерассказать.

Беседа по содержанию.

Воспитатель: Ребята, вспомните, как называется сказка?

Дети: “Заяц хвастун».

Воспитатель: Как вы думаете, почему сказка называется “Заяц — хвастун”? Кто главный герой сказки?

Дети: Заяц- хвастун главный герой сказки.

Воспитатель: Почему же он хвастун?

Дети: Заяц- хвастун, потому что он всё время хвастался, сам себя хвалил.

Воспитатель: Перед кем хвастался заяц?

Дети: Перед другими зайцами.

Воспитатель: Что говорил заяц про свои усы, лапы и зубы?

Дети: Он говорил не усы, а усищи. Не лапы, а лапищи. Не зубы, а зубищи.

Воспитатель: Как вы думаете, а почему зайцы рассказали о хвастунишке тёте вороне?

Дети: Ворона самая мудрая и умная птица в лесу.

Воспитатель: Как наказала зайца ворона?

Дети: Ворона потрепала зайца за ушки.

Воспитатель: Почему заяц пообещал вороне больше не хвастаться?

Дети: Он испугался, а ещё он, наверное, понял, что хвастаться нельзя.

Воспитатель: Как вы думаете, почему заяц решил спасти ворону от собак?

Дети: Заяц был добрый.

Воспитатель: Как заяц спасся от собак?

Дети: Заяц очень быстро бежал.

Воспитатель: Чем закончилась сказка? Что сказала ворона зайцу?

Дети: Ты молодец: не хвастун, а храбрец.

Воспитатель: Почему ворона назвала зайца храбрецом?

Дети: Заяц не побоялся злых собак.

Воспитатель: Как вы думаете, чему учит нас эта сказка?

Дети: Не надо хвастаться, надо быть добрым и помогать людям.

раз, два, три, четыре -(дети стоят по кругу, руки к плечам,

Пальцы сжаты в кулак. Поочередно разгибают пальцы,

начиная с указательного)

заяц уши оттопырил (поднять согнутые руки к голове-«уши»)

Читать еще:  Как нарисовать звезды в космосе карандашом. Как нарисовать планеты солнечной системы

Вот он серый волк, волк,

он зубами щелк, щелк (дети хлопают, волк щелкает зубами)

Зайка, я, и ты, и ты, (пружинящие приседания)

Быстро прячемся в кусты

сейчас я предлагаю вам прослушать диалог зайца и вороны!

Выходят ксюша и соня:

-Кар-кар…здраствуй, заяц.

-А ну расскажи, как ты хвастался перед зайцами?

-А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь.

-Смотри, больше так не хвастай (ворона треплет зайца за уши)

-Не буду, ворона, никогда не буду!

Воспитатель: А сейчас выходите в круг мы с вами поиграем в игру “Закончи предложение”.

Летом зайцу тепло, а зимой. холодно.

Летом заяц сытый, а зимой. голодный.

Летом заяц серый, а зимой. белый.

Летом зайчик скачет по траве, а зимой скачет по. снегу.

Заяц был трусливый, а стал. храбрый.

Заяц бежал медленно, а потом побежал. быстро.

Ворона ругала зайца, а потом стала его. хвалить.

Теперь, послушайте повторно сказку.

Заяц- хвастун

(русская народная сказка в обработке О. Капицы)

Жил- был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой было голодно.

Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит- там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:

— у меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!

Пошёл зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тётке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:

— А ну, скажи, как ты хвастался?

-А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

Потрепала его ворона за ушки и говорит:

— Смотри, больше не хвастай!

Испугался заяц и обещал больше не хвастать.

Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на нее и стали трепать. Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает- надо бы вороне помочь. А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал- собаки выбились из сил и отстали от него.

Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.

— ну,- говорит ему ворона,- ты молодец, не хвастун, а храбрец!

Перессказ детей,с помощью наводящих вопросов.

Ребята, какие вы выполняли сегодня задания?

Что вам больше всего понравилось.

Мне очень понравилось, как вы поработали. (Выделить тех детей, кто особенно был активен). Молодцы. Чуть отдохнув мы с вами слепим «пластилиновую сказку» по мотивам сказки «Заяц- хвастун»

Консультация для родителей по развитию речи «Учусь говорить. Связная речь» Учусь говорить. Связная речь Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою… М. Лермонтов Каждый ребенок.

Перспективный план кружковой работы сентябрь — декабрь 2014–2015 уч. год Перспективный план кружковой работы сентябрь — декабрь 2014 – 2015 уч. год Месяц № Тема Задачи Сентябрь 1 Пересказ рассказа «Мамины помощники».

Русская народная сказка «Заяц-хваста. Конспект НОД по развитию речи «Заяц — Хвастун Заяц хвастун русская народная сказка читать

Читайте также

Заяц-хваста.

Русская народная сказка для детей от 3 лет.

    Жил-был в лесу зайчишка. Вот живет он в лесу — всех боится. Упадёт с дерева снег, птица вспорхнёт, сучёк треснет, ветер в деревьях зашумит — а у бедного трусишки душа в пятки. Так сидит он целыми днями в своей норке, и страшно ему из неё выбраться.

&nbsp Решил он как-то зимой погулять и встретил других зайцев. Трусишка наш как увидел их, расхрабрился и давай хвастаться:
&nbsp — Я самый сильный, самый смелый. Мне нипочём даже самый страшный зверь в лесу! Я никого не боюсь!
&nbsp Собрались вокруг зайцы. слушают как зайчишка хвастается, а один заяц посмотрел на него и говорит:
&nbsp — Да это же тот самый трусишка, что всю зиму в своей норке просидел!
&nbsp Стали зайцы над ним смеяться:
&nbsp — Неужели и медведя не боишься?
&nbsp А хвастунишка в ответ:
&nbsp — Не боюсь!
&nbsp — А волка?
&nbsp — И волка не боюсь! Ни один зверь мне в лесу не страшен!
&nbsp Послушали зайцы, посмеялись, а потом и рассказали про хвастунишку старой мудрой вороне. Пошла она зацчишку разыскивать. А тот ворону увидел — испугался.
&nbsp — Так ты и вправду никого не боишься? — спрашивает ворона.
&nbsp Стыдно стало зайчишке:
&nbsp — Не буду я больше хвастаться.
&nbsp — То-то же!

&nbsp Сидела как-то старая ворона на заборе, задремала и свалилась. А собаки налетели и давай трепать.
&nbsp Увидел это зайчишка и решил ворону из беды вызволить. Выскочил он на горочку, чтобы собаки его увидели. Собаки тут же бросили ворону и кинулись за зайчишкой. А ворона снова на забор взлетела.
&nbsp У зайца ноги быстрые. Он ушёл от собак и ворону спас.
&nbsp С тех пор никто в лесу не называет его трусишкой.

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

А как ты хвастал?

А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!

Конспект занятия по развитию речи

Тема: « Рассказывание русской народной сказки Заяц-хвастун »

Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев.

Обучение детей правильно воспринимать эмоциональную окраску сказочных историй, стараться пересказать суть

Побуждать детей к активному слушанию сказки

Расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слова, характеризующие героев сказки.

Учить находить решение поставленной проблемы.

Развивать речевую активность.

Развивать слуховое внимание и анализировать поступки героев.

Учить детей соотносить эмоциональные проявления с сюжетом сказки, выражать эмоции в мимике.

Делать выводы по содержанию сказки.

Организационный момент. Загадка-беседа о лесных жителях, зайце и волке.

Основная часть. Чтение сказки воспитателем и пересказ ее детьми

Введение в сказкотерапию

Чтение сказки и пересказ

Беседа с детьми о сюжете

Индивидуальная работа с детьми по сюжету сказки

Словарная работа : хвастун, лапы-лaпищи, зубы-зyбищи, собаки ее подхватили и давай мять.

Методы и приемы: введение в сказкотерапию , беседа, активное слушанье, пересказ, анализ сказки.

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом. Вход в сказку:

Ребята, вы любите слушать сказки?

Чтобы оказать в сказочной стране, я предлагаю вам дотронуться до волшебного светящегося шара, передавайте его по кругу и говорите такие слова: «Сказка приходи!»

Отгадайте, какая сказка сегодня пришла к нам в гости? Слушайте загадки.

«Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою — белый,
Он, скажите, вам знаком?»
Ответы детей (Заяц)

«У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от голода кора ».

Итак, слушайте русскую народную сказку « Заяц-хвастун ».

«Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

Читать еще:  Одинарная мочалка крючком с вытянутыми петлями. Как связать мочалку вытянутыми петлями

— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

— А как ты хвастал?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

— Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!»

Обсуждение сюжета сказки . Усвоение содержания всей сказки, совершенствование навыков пересказа.

Загадки, пословицы, поговорки и стихи о зайце

Это небольшой длинноухий зверек оставил довольно большой след в народном славянском (и не только) фольклоре. На зайца охотились, над ним подшучивали, про него писали сказки, басни и рассказы. Многие небылицы о зайцах ходят до сих пор — заяц вовсе не труслив, вернее он не более труслив, чем многие другие животные схожих размеров, от своих больших врагов он убегает исключительно из-за собственной беззащитности, так как ни мощных лап, ни огромных зубов у зайца нет. Зато с более мелкими хищниками зайцы отважно сражаются: они отбиваются от ворон и сорок, других грызунов.

Пословиц и поговорок про зайцев очень много, в них подмечены многие характерные привычки и повадки зайцев. Правда, став символом трусости, зайцу так и не удалось избавиться от этого штампа — в большинстве поговорок и пословиц о зайце так или иначе обыгрывается тема трусости и боязливости, хотя случаются и исключения из этого правила.

Беззащитность перед волком или лисой сделала из зайца любимого персонажа сказок и стихов, где этот маленький зверёк одерживает вверх над грозными хищниками не за счет мускулов и силы, а за счет коллективизма, мудрости и хитрости.

Но что произошло в этот раз с зайцем? (ответы детей).

Ребята, послушайте пословицы, поговорки и приметы о зайце:

Заяц сед: уж навидался он бед.
Прытче зайца не будешь, а ведь и того ловят.
Без собаки зайца не поймать.
Заяц не трус, он себя бережет.
Зайца на барабан не выманишь.
Труслив, как заяц, блудлив, как кошка.
Пока заяц в кустах, не ставь котёл на огонь.
За двумя зайцами гоняться – ни одного не поймать.
По заячьему следу и до медведя доходят.
Заяц трус — и тот охотиться любит.
Зайца на арбе не догонишь.
Зайца ноги носят.
Лучше биться орлом, чем зайцем жить.
Заяц скор, да есть не спор.
И заяц от толпы не удерет.
Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.
Заяц от лисы, а лягушка от зайца без оглядки улепётывает.

Почему такая молва пошла о зайцах?

А каким был Заяц в сказке? Почему ее называют хвастун?

Кто из героев сказки вам понравился больше?

Кого заяц выручал из беды?

Каким был сначала заяц? Каким оказался заяц потом, скажите, одним словом?

(ответы детей). Правильно! Смелый, находчивый, решительный!

А вы хотели бы иметь такого друга?

Ребята, а вы запомнили, кто из зверей был героем сказки?

Вам понравилась сказка? Хорошо.

Все люди разные, эту простую истину родители пытаются донести до ребенка с раннего детства. Различий более, чем достаточно: цвет кожи, конституция, манера одеваться и разговаривать. Если относиться ко всем слабостям и капризам малыша с пониманием, объяснять все спокойно и на личном примере, то в итоге получится гармоничная и счастливая личность, не нуждающаяся в одобрении окружающих и знающая, как грамотно с ними взаимодействовать. Если где-то перегнуть с педагогической настойчивостью и строгостью, то желание кому-то доказывать свое превосходство и склонность к преувеличению останется с человеком или, как в данном случае, с героем русской народной сказки, на всю жизнь.

Главный персонаж этой детской истории, как не сложно понять из названия – Заяц. Он шустрый, ловкий, смелый, но страдает от одного довольно существенного недостатка – любит приукрасить свои внешнее данные. У всех усы, а у него “усищи”, у всех зубы, а у него “зубищи” и т.п. Конечно, такая самооценка не могла не наткнуться на общественное порицание. Но такой ли отрицательный типаж этот заяц?! Станет понятно, если дочитать сказку до конца.

Краткое содержание текста сказки

В одной деревне поселился заяц. Времена были нелегкие, поэтому ему приходилось добывать пищу разными способами, в том числе подворовывать у местных крестьян овес. В один прекрасный день он встретился со своими собратьями и решил покрасоваться. Понимания он не встретил, даже наоборот, его друзья по виду нажаловались на него “тетке Вороне”. Она оказалась более участливой, выяснив ситуацию, и обнаружив явную вину хвастунишки, “немного его потрепала” и отпустила с миром.

Заяц же не обозлился, а сделал из конфликта правильные выводы. И когда Ворона попала в передрягу (за ней гнались собаки) – решил помочь опытной подруге. Он отвлек внимание псов на себя, и она смогла забраться на забор. Так они играли в догонялки до тех пор, пока оба не смогли спастись. Соответственно сказочный герой, вопреки расхожему мнению окружающих, оказался очень смелым и находчивым, что вскоре и подтвердила сама тетушка Ворона: “Вот ты молодец, не хваста, а храбрец”.

Прочитав эту детскую сказку в книге или на просторах сети сразу становится понятно, что речь в повествовании пойдет про зайца и он явно не будет молчать о своих достоинствах, а вот более сложные умозаключения приходят только после полного прочтения:

— Мнение толпы не должно быть основополагающим фактором для личностной самооценки;

— Принцип “все на одного” чаще всего ошибочен;

— Иногда те, кто на первый взгляд кажется другом отнюдь не является таковым;

— Собственное мнение о ситуации или человеке всегда важнее мнения окружающих;

— Прежде, чем принимать ту или иную сторону нужно детально изучить все обстоятельства;

— Если не удалось избежать конфликта, то из него нужно попытаться извлечь полезный опыт;

— Последний, но, пожалуй, наиболее важный, если есть возможность помочь кому-либо – это надо сделать, невзирая на негативные моменты, в прошлом.

Вообще “Заяц-хваста” – весьма заурядная история о желании выделится и осуждении, но у нее весьма необычный конец, а для того, чтобы она окончилась положительно, нужно приложить определенные усилия.

Читайте русскую народную сказку «Заяц-хваста» онлайн бесплатно и без регистрации.

Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно.

Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!

Пошел зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тетке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:

— А ну, скажи, как ты хвастался?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

Потрепала его ворона за ушки и говорит:

— Смотри, больше не хвастай!

Испугался заяц и обещал больше не хвастать.

Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на нее и стали трепать. Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает: надо бы вороне помочь.

А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал — собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.

Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.

— Ну, — говорит ему ворона, — ты молодец: не хвастун, а храбрец!

Источники:

http://dvoris.ru/obuv/konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-zayac-hvastun-russkaya-narodnaya-skazka/
http://www.maam.ru/detskijsad/nod-zajac-hvastun.html
http://moscsp.ru/russkaya-narodnaya-skazka-zayac-hvasta-konspekt-nod-po-razvitiyu.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector