0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто такой софокл в древней греции. Трагедия «Филоктет»: краткий анализ произведения

Филоктет (Софокл)

Филоктет — трагедия Софокла. Получила первый приз на Дионисиях в 409 г. до н. э.

Действие происходит на острове Лемнос.

Действующие лица

  • Одиссей.
  • Хор моряков.
  • Лазутчик под видом купца.
  • Неоптолем.
  • Филоктет.
  • Геракл.

Ccылки

  • перевод Ф. Ф. Зелинского под ред. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо
  • перевод С. С. Шервинского
  • http://www.meyerhold.ru/ru/performances/archives/filoktet/

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Филоктет (Софокл)» в других словарях:

Софокл — Софокл … Википедия

СОФОКЛ — (ок. 496 406 до н.э.), афинский драматург, считающийся наряду с Эсхилом и Эврипидом одним из трех величайших трагических поэтов классической древности. Софокл родился в деревне Колон (место действия его последней драмы), находившейся примерно в 2 … Энциклопедия Кольера

СОФОКЛ — (ок. 496 406 до н. э.) Гениальный афинский трагик, друг Геродота и Перикла. Софокл написал 123 драмы, из которых сохранились семь трагедий: «Аякс», «Антигона», «Эдип царь», «Трахинянки», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне» и фрагмент… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

СОФОКЛ — (ок. 496 406 до н. э.) Гениальный афинский трагик, друг Геродота и Перикла. Софокл написал 123 драмы, из которых сохранились семь трагедий: «Аякс», «Антигона», «Эдип царь», «Трахинянки», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне» и фрагмент… … Список древнегреческих имен

Софокл — Софокл, Sophokles, 496–406 гг. до н. э., греческий трагический поэт. Родился в аттическом округе Колон; сын Софилла, владельца мастерской, где работали рабы. Еще будучи молодым человеком он завоевывал награды в музыкальных и легкоатлетических… … Античные писатели

ФИЛОКТЕТ — герой трагедии Софокла «Филоктет» (поставлена в 409 г. до н.э.), сын Пеанта, царя нескольких фессалийских городов (в Магнесии), получивший некогда лук Геракла со смертоносными стрелами за то, что один решился зажечь его погребальный костер и спас … Литературные герои

Филоктет — Ж. Ж. Друэ. Филоктет на Лемносе. 1788. Филоктет (др. греч. Φιλοκτήτης) в древнегреч … Википедия

Софокл — (греч. Sophokles) (ок. 496 406 до н.э.) греческий поэт, драматург и общественный деятель; жил и творил в Афинах, дружил с Периклом и Фидием. В 443 г. С. был казначеем Афинского морского союза, в 441 440 гг. стратегом. Годы зрелости С.… … Античный мир. Словарь-справочник.

Софокл — (Σοφοκλής) сын Софилла, афинянин, вместе с Эсхилом и Еврипидом образующий триаду знаменитейших античных трагиков. Род. около 495 г. до Р. Х. в афинском предместье Колоне, вблизи реки Кефиса. Место своего рождения, издавна прославленное святынями… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Софокл — (sophokles) (ок. 496 до н. э., Колон, Аттика – 406 до н. э., Афины), древнегреческий драматург. Вместе с Эсхилом и Еврипидом составляет триаду величайших античных трагиков. В 468 г. до н. э. Софокл впервые принял участие в состязаниях драматургов … Литературная энциклопедия

Софокл — кратко

Софокл – древнегреческий драматург и автор трагедий. За всю свою жизнь написал более 120 пьес, но до нас дошло в полном объеме всего 7. Софоклу принадлежит много крылатых фраз и афоризмов, которые актуальны и по сей день. Однажды он кратко сказал: «Слушай и молчи». И его слушали. Более 50 лет он был лучшим поэтом в Афинах. Участвовал в популярных тогда поэтических соревнованиях, из 30 состязаний одержал победу в 24, а в остальных занял второе место.

Юный музыкант

Софокл принадлежал к знатному роду, точная дата его рождения не известна, примерно 496 г. до н.э. Детство он провел в Колоне, недалеко от Афин. Его отец Софилл занимался изготовлением военного обмундирования. Особое внимание он уделял воспитанию и обучению сына. Больше всего юному Софоклу нравилось искусство, он занимался музыкой и в 480 г. до н.э. даже возглавил хор.

Личная жизнь

По некоторым историческим документам Софоклу приписывают любовные связи с мужчинами. Однако в эту информацию трудно поверить, ведь у него была законная жена Никострата, которая родила ему сына Иофонта. Также у драматурга был и внебрачный сын Аристон от женщины легкого поведения Феориды Сикионской.

Театральные новшества

Софокл внес существенные изменения в театральные постановки. Его нововведения стали использовать и другие известные драматурги той эпохи. Так например был добавлен третий актер, для того чтобы уменьшить роль хора. Затем исключен автор пьесы из числа выступающих. Скорее всего, это было сделано из-за слабого голоса Софокла. И сам хор уменьшился с 15 человек до 12. Эти изменения привнесли новые краски в греческие постановки, и Афинский театр получил огромную популярность.

Читать еще:  Безрукавка крючком со схемами на любой вкус для всей семьи. Безрукавка крючком со схемами на любой вкус для всей семьи Жилеты и безрукавки для девочек вязанные крючком

Истинный патриот

Софокл быстро завоевал сердца зрителей, а о его таланте заговорили и за пределами Афин. Многие иностранные правители приглашали его выступить для них, но каждый раз он отказывался. Как говорил сам драматург, он хочет радовать своих соотечественников и выступать только в Афинах. Зрители любили Софокла, благодаря их голосам на литературных состязаниях он одерживал победы. В 469 г. до н.э. драматург представил на фестивале тетралогию (до наших дней не сохранилась), с которой одержал свою первую блистательную победу и превзошел Эсхила.

Сохранившиеся произведения

По данным древнегреческого филолога Аристофана Византийского Софокл написал 123 произведения. Но до наших дней сохранилось всего 7 из них: «Трахинянки», «Аякс», «Антигона», «Царь Эдип», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне», «Следопыты». Самой известной пьесой является «Царь Эдип», написанная примерно в 429-426 годы до н.э. Сам Аристотель назвал ее идеалом трагического произведения. Эта пьеса входит в фиванский цикл и открывает его. Хронологически ее продолжает пьеса «Эдип в Колоне» (406 год до н. э.). Поставлена она была уже после смерти автора. «Антигона» (442-441 год до н. э) стала заключительной трагедией в этом цикле.
Как критики, так и зрители высоко оценили пьесы Софокла. Его герои живые и эмоциональные, каждый со своим характером. У них есть как слабые стороны, так и сильные. Софокл был верующим человеком, но в своих произведениях все же право выбора оставляет за героями. Они отдаются собственным желаниям и действуют, поддавшись чувствам.

Социально-политическая деятельность

Софокл занимался не только литературой, но и активно принимал участие в общественно-политической жизни Афин. Примерно в 443-442 годах до н. э. Софокл был членом коллегии казначеев Афинского союза. А позже в 440 году до н. э. его назначили стратегом Самосской войны. Так же он помогал Афинам восстановиться после неудачной Пелопоннесской войны.

Тайна смерти

Софокл прожил очень длинную жизнь и скончался в 406 году до н. э. До сих пор нет единого мнения, о том, как это произошло. Существует три разные версии. Некоторые историки говорят о несчастном случае. Якобы драматург поперхнулся виноградом. Другие называют причиной смерти сердечный приступ, из-за сильного эмоционального напряжения после очередной победы на литературном состязании. Третья версия наименее вероятна, но и у нее есть сторонники. Так во время чтения «Антигоны» перед зрителями, автор не рассчитал запас воздуха и на слишком длинной фразе задохнулся. Похоронили Софокла возле дороги, ведущей из Афин в город Декелея.

Древнегреческая трагедия

Зарождение трагедии.Уже в дифирамбах Ариона, по свидетель­ству древних, присутствовал диалог корифея и хора, изображав­шего козлоногих сатиров — спутников Диониса. Из дифирамба рождается жанр трагедии (от гр. «трагос» — козел, «оде» — песнь). У Феспида и Фриниха, чьи произведения не сохранились, траге­дия, очевидно, еще близка к дифирамбу. Феспид первым вводит в дифирамб актера, комментирующего песни, создавая основу тра­гедии как жанра. Фриних, Херил (как и Эсхил) первыми исполь­зуют для трагедии не мифологический, а исторический сюжет (о победах греков в персидских войнах). Пратин приспосабливает к сцене жанр сатировской драмы.

В конце VI—V вв. до н.э. в Афинах, на чашеобразном склоне Акрополя, возводится театр Диониса (сначала из дерева, в IV в. до н.э. из камня) на 17 тысяч зрителей, т.е. для всего населения города. Здесь начинается проведение ежегодных театральных со­стязаний в честь Диониса. Первоначально они проходили в Вели­кие Дионисии — в марте, со второй половины V в. до н.э. и в праздник Леней — в январе. В первый день представлялось пять комедий, во второй, третий и четвертый — по одной тетралогии. Во второй, третий и четвертый день в состязаниях участвовало по три драматурга, каждый готовил для состязаний тетралогию — цикл из четырех пьес (трех трагедий и завершающей сатиров­ской драмы, где хор изображал спутников Диониса — сатиров), ставил свои произведения и первоначально сам исполнял роль протагониста — главного героя. Это точно известно относитель­но Феспида, Фриниха, Эсхила. Отметим, что Софокл добился всенародного признания как выдающийся актер. Десять судей оп­ределяли победителя. Сохранились списки таких состязаний за ряд лет. Всего за 240 лет развития этого жанра только значитель­ными трагиками было создано более 1500 трагедий. Но из произ­ведений древнегреческих трагиков до нас дошли только 7 траге­дий Эсхила (в том числе одна трилогия — «Орестея»), 7 трагедий и отрывки одной сатировской драмы Софокла, 17 трагедий и одна сатировская драма Еврипида (авторство еще одной трагедии ос­паривается).

Трагедия состояла из пролога, парода(вступительной песни хора, выходящего на орхестру круглую площадку перед скеной— зда­нием, на возвышенной площадке перед которым — проскении — актеры разыгрывали представление), трех или четырех эписодиев (действий), стасимов (песен хора между эписодиями), эпода(фи­нал с заключительной песней и уходом хора). Парод и стасимы делились на строфыи сходные с ними антистрофы(под них хор двигался по орхестре то в одну, то в другую сторону). В трагедиях также могли быть монологи героя, коммос(совместный плач хора и героя), гипорхема(песнь хора в кульминации, перед тем как разражается катастрофа).

Читать еще:  Бирюзовое платье на свадьбу к подруге. Эффектное красное платье на свадьбу к подруге или желание продемонстрировать сильный характер. Красные платья подружек невесты

Эсхил.Эсхил (525 — 456 до н.э.) — «отец трагедии». Эсхил ввел в представление второго актера и тем самым определил специ­фику трагедии как драматического произведения и ведущую роль в ней действия (позже, по примеру Софокла, стал вводить и третьего актера). Был участником битв при Марафоне и Саламине. Предание связывает со второй битвой судьбы трех великих траги­ков: Эсхила в числе победителей приветствовал юный Софокл, певший в хоре, а Еврипид в это время родился на острове Сала­мине. С 500 г. до н. э. Эсхил принимал участие в состязаниях траги­ков и одержал в них 13 побед. До нас дошло полностью 7 его трагедий: «Персы» (о победе афинян над персами при Салами­не), «Семеро против Фив» (о походе Полиника против родного города, из трилогии об Эдипе), «Просительницы, или Молящие» (из трилогии о Данаидах), представленная в 458 г. до н. э. трилогия «Орестея» (трагедии «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды» — об убийстве Орестом своей матери Клитемнестры как мести за со­вершенное ею убийство своего мужа Агамемнона, суде над Орес­том, преследуемым эриниями — богинями мести, и его очище­нии от содеянного), «Прометей Прикованный» — самая знаме­нитая из трагедий, сделавшая образ Прометея, восставшего про­тив тирании Зевса, вечным образом мировой литературы (произ­ведения Гёте, Шелли и др.). Концепция трагического у Эсхила основана на вере в закон мировой справедливости, нарушение которого приводит к несчастьям и гибели. Его герои поразительно цельны, монументальны.

Софокл.Софокл (496 — 406 до н.э.) — второй великий грече­ский трагик, в 486 г. до н.э. победивший в состязании Эсхила, 24 раза занимавший первое и ни разу не занимавший последнего третьего места. Софокл был соратником Перикла, при котором Афины достигли небывалого расцвета, участвовал в военных дей­ствиях в качестве стратега (военачальника). До нас дошли 7 его трагедий («Аякс», «Трахинянки», «Эдип-царь», «Эдип в Коло­не», «Антигона», «Электра», «Филоктет»), 400 стихов из его сатировских драм «Следопыты» и «Похищение коров мальчиком Гермесом», некоторые другие отрывки. Софокл ввел третьего ак­тера, декорации, уменьшил роль хора, пренебрегая трилогической композицией, увеличил законченность каждой трагедии. Глав­ный персонаж Софокла не бог, а сильный человек. Характер глав­ного героя определяет действие в значительно большей мере, чем у Эсхила. Софокл уделяет пристальное внимание мотивировке поступков героев. На первый план выходит не проблема рока, а проблема нравственного выбора. Так, Антигона в одноименной трагедии, повинуясь нравственному долгу, принимает решение похоронить тело брата, несмотря на запрет властей. Тем самым она сама выбирает свою судьбу, что является главным признаком трагического героя.

Самая знаменитая трагедия Софокла — «Эдип-царь» (429 г. до н. э.). Аристотель считал эту трагедию наиболее совершенным примером использования трагических перипетий — переходов от счастья к несчастью и наоборот. Здесь наиболее полно реализова­на идея трагической вины героя.

Действие начинается в Фивах, на площади перед царским дворцом. Город поразил страшный мор. Выясняется, что боги сердятся на город за то, что в нем живет некий человек, убивший своего отца и женившийся на своей матери. Царь Эдип отдает распоряжение отыскать этого преступ­ника. Но в результате расследования выясняется, что преступление совер­шил он сам, хотя и по неведению. Тогда Эдипослепляет себя в наказание за когда-то содеянное, и отказывается от фиванского престола.

В трагедии использована ретроспективная композиция: истоки событий лежат не в настоящем, а в прошлом.

Герой пытался бороться с судьбой, роком: узнав от оракула о том, что он может убить отца и жениться на матери, он бежал от своих роди­телей, не подозревая, что они не родные ему. По дороге в Фивы Эдип совершил случайное убийство, а по прибытии в этот город, который он спас от Сфинкса, отгадав его загадку, принял предложение править им и взять в жену царицу-вдову. Только теперь, в рамках сценического вре­мени, он понял, что тем самым все же осуществил предсказание.

Эдип не может бороться с роком, но он может принять нрав­ственное решение и наказать себя.

Еврипид.Еврипид (480 или 485/4—406 до н.э.) — младший из трех великих греческих трагиков, получивший наибольшее при­знание в последующие эпохи. Однако современники его ценили значительно меньше: из написанных и поставленных им 22 тетра­логий только четыре были удостоены первого места. До нас до­шли его сатировская драма «Киклоп» и 17 трагедий, из которых наиболее знамениты «Медея» (431 г. до н.э.), «Ипполит увенчан­ный» (428 г. до н.э.), а также «Гекуба», «Андромаха», «Троянки», «Электра», «Орест», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Таври­де». Если Софокл показывал людей, какими они должны быть, то Еврипид — такими, какие они есть. Он значительно усилил раз­работку психологических мотивов, основное внимание уделив пси­хологическим противоречиям, которые заставляют героев совер­шать неправильные поступки, приводящие их к трагической вине и — как следствие — к несчастьям и гибели. Аристотель считал Еврипида «наиболее трагическим поэтом». Действительно, ситуа­ции, в которые попадают его герои, нередко настолько безвыход­ны, что Еврипиду приходится прибегать к искусственному при­ему deus ex machina(букв, «бог из машины»), когда все разрешают появившиеся на сцене боги. Герои и сюжеты трагедий Еврипидалишены эсхиловской цельности, софокловской гармоничности, он обращается к маргинальным страстям (любовь Федрык па­сынку), неразрешимым задачам (отец должен принести в жертву свою дочь), неоправданно жестоким поступкам (Медеяубивает своих детей, чтобы отомстить охладевшему к ней Ясону). Его ге­рои доходят до исступления. Гекуба, потерявшая детей, опускает­ся на землю и стучит кулаками, чтобы ее услышали боги подзем­ного царства. Тесей, проклиная ни в чем не повинного Ипполита, требует от богов исполнить его желание и убить сына. Несомнен­но, на представлениях трагедий Еврипида зрители в большей сте­пени, чем на представлениях трагедий его предшественников, дол­жны были испытать катарсис.

Читать еще:  Сближает разобщает аркадия и базарова. Базаров и аркадий поколение молодых

Теория трагедии. «Поэтика» Аристотеля.Опыт великих траги­ков V в. до н. э. позволил в следующем веке теоретически осмыс­лить жанровую природу трагедии. Создание теории трагедии свя­зано с именем одного из величайших философов древности — Аристотеля Стагирита (384—322 до н.э.). В его труде «Поэтика» (дошла только первая часть из 26 глав, посвященная трагедии, от второй части, посвященной комедии, сохранились лишь отрыв­ки) дается определение жанра: «. Трагедия есть подражание дей­ствию важному и законченному, имеющему определенный объем (подражание), при помощи речи, в каждой из своих частей раз­лично украшенной, посредством действия, а не рассказа, совер­шающее, благодаря состраданию и страху, очищение подобных аффектов».

В этом определении есть два ключевых понятия: мимесис (под­ражание) и катарсис (очищение).

Мимесис— важнейший термин аристотелевской концепции искусства, развившийся из учений Пифагора (ок. 570 — ок. 500 до н.э.) о музыке как подражании небесной гармонии и учителя Аристотеля — Платона (428 или 427—348 или 347 до н.э.) о види­мом мире как подражании идеям и об искусстве как подражании подражанию. Аристотель видит в стремлении к подражанию об­щее свойство живых существ, и прежде всего людей.

О мимесисе существует большая литература. Это понятие стало одним из основных в эстетике классицизма, и было подвергнуто критике Кантом и Гегелем, а также Шеллингом и другими романтиками. Ему было противопоставлено учение о выражении (т. е. опримате субъективности художника) как сущности искусства. Однако мимесис обычно трактовался прямолинейно — как воспроизведение, копирование действительности или каких-либо ее частей. Между тем Аристотель, называя предметом мимесиса в трагедии действие (даже не само по себе, а в выявленных и выстроенных искусством элементах: не события, а фабула, не люди, а актеры, не совокупность мыслей, а образ мыслей, т. е. мотивация действий) способом подражания считает сценическую обстановку, а средствами — словесное выражение (напомним: не обыденная речь, а «в каждой из своих частей различно украшен­ная») и музыкальную композицию, т. е. такие, которые не имеют отношения к простому копированию, зато обладают спецификой собственно художественных форм. Учитывая телеологическую ус­тановку Аристотеля (его представление о развитии мира как дви­жении к конечной цели), мы можем со всей определенностью указать на то, что мимесис в трагедии— лишь исходное средство для достижения промежуточной цели: вызвать у зрителей чувства страха и сострадания, а она, в свою очередь, позволяет достиг­нуть конечной цели — катарсиса.

Это загадочное понятие, не разъясненное Аристотелем, впо­следствии получило не только эстетическую (связано с эстетичес­ким наслаждением), но и этическую (воспитывает зрителя), пси­хиатрическую (дает душевное облегчение), ритуальную (исцеляет подобным), интеллектуальную (освобождает от ошибочного мне­ния) и другие трактовки. В определении трагедии говорится лишь о трагическом катарсисе, т. е. таком, который достигается посред­ством переживания страха и сострадания (очевидно, герою). И катарсис все же, по логике, не окончательная цель трагедии. Очи­стившись от «подобных аффектов», или страстей (видимо, не от страха и сострадания, а от тех, из-за которых герой попал в тра­гическую ситуацию и которые породили его трагическую вину), человек может вернуться в общество, соединиться с достойными людьми, ведь он теперь равно с ними «очищен». Таков, очевидно, невысказанный итог размышлений Аристотеля о воздействии тра­гедии на человека.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1662202
http://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/16105-sofokl-kratko.html
http://studopedia.ru/8_200366_drevnegrecheskaya-tragediya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector