Литература 2 половины 20 века кратко. Литература второй половины ХХ века
Содержание
- 1 Литература 2 половины 20 века кратко. Литература второй половины ХХ века
- 1.1 Литературы второй половины XX века
- 1.2 Течения литературы второй половины XX века: новые сюжеты
- 1.3 Новые темы в литературе второй половины XX века
- 1.4 Литература второй половины 20 века
- 1.5 Советская литература 2-ой половины XX века
- 1.6 Общие замечания
- 1.7 Характерные особенности литературы данного периода
Литературы второй половины XX века
Исторические события, произошедшие в 20 веке, выдвинули перед русской литературой новые задачи и определили отличные от литературы 19 века темы. Появляется патриотическая лирика, так как поэты и писатели, как и весь русский народ, переживали войну и тяжелый период, который наступил после войны.
Течения литературы второй половины XX века: новые сюжеты
К наиболее явным течениям литературы второй половины 20 века относится: поздний сталинизм, «оттепель», застой, перестройка и современные реформы. И каждый из тех периодов ознаменован тем, что русской литературе приходить пережить неблагоприятные условия для своего полноценного и свободного развития.
Постоянные политические преследования, сдерживание и повсеместный контроль, регулярная опека и чье-то целенаправленное руководство все это не позволяло писателям свободно выражать свое мнение и художественно показывать исторические события и действительность русской жизни.
Основным направлением русской культуры после 1947 года была ее изоляция от мирового сообщества и мировой культуры.
Такие деятели культуры, как Зощенко, Ахматова, Шостакович, постоянно подвергались преследованиям и запретам, они обвинялись в буржуазной идеологии и формализме. В литературных произведениях постоянно фигурировал один сюжет, который повествует о конфликте новаторов и консерваторов.
Новые темы в литературе второй половины XX века
Но в начале 60-х годов происходит долгожданное обновление духовности русской культуры, и особенно литературы. Наконец-то свободно обсуждаются произведения Булгакова, Зощенко и Ахматовой до этого многие их творения даже не издавались. Появляется рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который получает существенный социальный резонанс.
Это произведение поднимает тему репрессий, тяжелую и мрачную, но представляющую собой историческую правду. Эту тему продолжают и другие деятели русской литературы, только уже раскрывают историческую правду о Великой Отечественной войне.
Произведения Быкова, Богомолова и Астафьева посвящены именно этой теме. Но большинство произведений, создатели которых хотели пролить свет на революции, гражданские войны, историческую судьбу России и истинной жизни в деревнях и селах, с трудом доходили до массовой аудитории.
Снова начинаются вынужденные эмиграции писателей, это Солженицын, Бродский и Вишневская. Появляется ощутимое противостояние между интеллигенцией и властью, очевидно, что это сказывается и на культурной жизни россиян.
Становятся известными и распространенными движения диссидентов, которые требуют свободу творчеству и слову. В литературе находят свое отображение сложные процессы идеологических конфликтов. Литература повествует о духовной разобщенности народа и сложной, даже трагической жизни всех людей.
Произведение Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» публикуется за рубежом, как и некоторые другие произведения русских писателей «Москва-Петушки» Ерофеева, «Верный Руслан» Владимова. Становятся известными произведения таких авторов, как Трифонов, Битов, Искандер, Шукшин и Астафьев.
Литература второй половины 20 века
В послевоенной литературе доминировали реализм (особенно среди авторов левых взглядов) и модернизм. Так, во Франции были опубликованы роман Луи Арагона «Коммунисты» (1949 г.) и сборник рассказов Эльзы Триоле, посвящённые деятельности Сопротивления. Западногерманские авторы Генрих Бёлль (роман «Где ты был, Адам?», 1951 г.) и Эрих Мария Ремарк (романы «Триумфальная арка», 1946 г. и «Время жить и время умирать», 1954 г.) обратились к теме преодоления фашистского прошлого своей страны и выступили в защиту гуманистических ценностей.
Модернистская литература первого послевоенного десятилетия, тесно связанная с философским течением экзистенциализма, была наполнена ощущением абсурдности окружающего мира. Философы и писатели Жан-Поль Сартр (серия романов «Дороги свободы», 1945-1949 гг.) и Альбер Камю (роман «Чума», 1947) — классические авторы этого направления. В 1969 г. Нобелевскую премию по литературе получил авангардист Сэмюэл Беккет за пьесу «В ожидании Годо», поставленную в Париже ещё в начале 1950-х гг.
В 1950-1960-е гг. сокровищницы мировой литературы пополнились целым рядом произведений, в которых авторы пытались с гуманистической точки зрения разобраться в основных проблемах жизни человека и общества. Ведущими писателями этого периода стали британцы Грэм Грин, Джон Пристли, Джордж Олдридж, итальянец Альберто Моравиа, испанец Хуан Гойтисоло, американцы Джон Стейнбек, Сол Беллоу, Джон Апдайк и другие, чилиец Пабло Неруда, бразилец Жоржи Амаду, гватемалец Мигель Анхель Астуриас, колумбиец Габриэль Гарсия Маркес. Поколение «сердитых молодых людей» (британцы К. Эмис, Дж. Уэйн, Дж. Осборн) в своих произведениях резко раскритиковали современное буржуазное общество. Конформизм, насилие, стандартизацию личности высмеивали авторы «литературы разбитого поколения» (Дж. Керуак, А. Гинзберг, Л. Ферлингетти). Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Немалую популярность приобрело творчество мексиканского поэта Октавио Паса, перуанского писателя Марио Варгаса Льосы. Далеко за пределами Японии стали известны работы Кобо Абэ — одного из лидеров послевоенного японского авангарда. Основная тема его творчества — поиск человеком собственной идентичности в современном мире. По романам Абэ «Женщина в песках», «Чужое лицо» и «Сожжённая карта» были сняты кинофильмы. Выдающийся китайский писатель Гао Синцзянь стал лауреатом Нобелевской премии 2000 г. «за произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире».
Советская литература 2-ой половины XX века
Общие замечания
Новой точкой отсчета отечественной литературы явилась середина 50-х годов. Это время получило название «хрущевской оттепели», что связано с докладом Н.С. Хрущева на $XX$ съезде партии в феврале 1956г., положившим конец культа личности Сталина. Начались процессы переоценки ценностей и творческих поисков. Появилась качественно новая литература, советский читатель познакомился с творчеством:
- прекрасных поэтов Л. Мартынова, Н. Асеева, М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Ахматовой,
- кумирами молодежи стали Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава,
- ярко заявили о себе молодые прозаики В. Аксенов, А. Битов, А. Гладилин,
- драматурги А. Арбузова, В. Розова, А. Володина преображали советский театр и его зрителя.
- В журналах начал публиковаться неизвестный еще читателю А.И. Солженицын, вернувшийся из лагерей.
Все это меняло характер литературного процесса и подрывало традиции единственного метода советской литературы, признаваемого властью – метода соцреализма.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Интересы читателей менялись и под влиянием публикации произведений мировой литературы, активизировавшейся в 60-е годы. Хотя, как в жизни страны, так и в советской культуре не все было однозначно. Беспощадной травле подвергся Б. Пастернак за публикацию за рубежом романа «Доктор Живаго», жестокой была борьба толстых журналов.
Характерные особенности литературы данного периода
В конце пятидесятых появились молодые прозаики, которые, обратившись к теме войны, исследовали трагические ситуации через восприятие простого солдата, вынужденного делать выбор между подвигом и предательством, жизнью и смертью. Произведения В. Быкова, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Астафьева были встречены критикой настороженно.
Определяющим свойством литературы 60-х годов можно назвать внимание к человеку, а не к его социальной роли. Значительным явлением в литературном процесс второй половины XXв. стала так называемая деревенская проза, затронувшая такие жизненно важные проблемы, что вызвала глубочайший интерес и полемику.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Однако оттепель скоро закончилась, к концу 60-х годов ужесточилась цензура, все, не совпадающее с мнением партии преследовалось, наступила эпоха застоя.
Партия требовала создавать образ активного делового человека, преображающего социалистическую действительность. Однако выполнять директивы партии согласились не все. Многие писатели, стремясь освободиться от давления коммунистической идеологии, свои произведения, которым не было места в официальных журналах, печатались в самиздате. Самиздат — это возможность добраться до читателя, хотя бы к небольшому кругу иной, альтернативной культуры, получившей название культура андеграунда, стоящей идеологически и эстетически в оппозиции к официальной культуре.
Назревали перемены. Некогда монолитная советская литература, существовавшая в системе утвержденных партией ценностей, разваливалась на глазах.
Перемены в общественно-политической и экономической жизни страны, получившие название «перестройка» привели к переоценке ценностей и в литературе. Законодательно оформленная в 1990 году отмена цензуры привела к освобождению культуры от государственного идеологического контроля и давления.
Литературные журналы приступили к публикации произведений «запрещенных» писателей А. Рыбакова, В. Гроссмана, А. Солженицына, Б. Пастернака. Журнальные тиражи достигали небывалых размеров,
Активно стала издаваться так называемая возвращенная литература – литература русского зарубежья. Широкий читатель познакомился с произведениями В. Набокова, И. Шмелева, Вл. Ходасевича и многих других русских писателей.
Литературное наследие, ранее невостребованное советской страной, к середине 90-х годов практически полностью возвратилось в культурное пространство России. Значительно усилила свои позиции современная литература, произведениям которой предоставили свои страницы толстые журналы. Таким образом, снова исключительно современной литературой определяется теперь современный литературный процесс в России.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Источники:
http://www.nado5.ru/e-book/iz-literatury-vtoroi-poloviny-xx-veka
http://doklad-referat.ru/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%8B_20_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0
http://spravochnick.ru/kulturologiya/kultura_sovetskogo_perioda/sovetskaya_literatura_2-oy_poloviny_xx_veka/