5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Марийцы кто они и откуда. Главными действующими лицами почти всех наиболее древних марийских легенд, преданий и сказок являются девушки и женщины, смелые воительницы и умелые мастерицы

Красивая легенда о происхождении марийцев.

В обществе главенствовали женщины,т.е. был матриархат. Остров находился наверно вдали от морских дорог, и этот остров никто никогда не посещал и никто даже представления не имел о его существовании. Вот так марийцы жили в изоляции от внешнего мира. Страшные болезни древнего мира, вроде чумы или оспы, не проникали к ним, врагов у них тоже не было. Поэтому нужды в военном оружии не было и кузнецы тоже не нужны были. И вместо мечей из железа женщины стали делать украшения из золота и серебра. Благо, в горах острова встречались самородки. Поэтому у марийцев развивалось ювелирное дело, а не кузнечное. И ювелирами становились женщины. Также женщины руководили общественными молениями в Священных Рощах. Молодые незамужние девушки становились жрицами и под звуки священных гуслей( кӱс ле — священные струны — так переводится этот инструмент, который использовался только при обращениях к богу) взывали к своим богам.

Такая мирная беззаботная жизнь продолжалась долго — может сто лет, может, тысяча. Марийцы были счастливы. Но однажды к острову подошли корабли. Быть может, время подошло или молодые жрицы проводили время больше на цветочных полянах, чем в Священных Рощах, но однажды к острову пристали корабли одного могущественного правителя. С превеликим изумлением осматривали пришлые остров и живущих на нём счастливых приветливых людей. Они известили своего правителя об открытии острова, а тот приказал доставить островитян в свой город. Вот отправились на многих кораблях марийцы в большой город. Всем было интересно посмотреть другие миры, других людей, большие города…А в городе люди дивились на них. Марийцы развлекали горожан своими необычными песнями и плясками… Но скоро марийцы заскучали по родному острову и они стали проситься обратно домой. А домой-то их уже не хотели отпускать — там в горах стали добывать серебро и золото. Однако, в конце концов, они надоели правителю своими просьбами и он их отправил подальше от себя к северному морю. Долог и длинен был путь марийцев к морю. Ведь, не к родному тёплому морю их отправили, а к холодному северному. Они шли через дикие неизвестные земли, через лесные дебри. Стража правителя их должна была доставить к определённому северному морю.. Целую неделю длилась только переправа через одну большую реку — самую большую реку, какая существовала в древнем мире. Эта река сейчас называется Волга. Переправились на левый берег и в в лесной глуши остановились на ночлег. Светила полная луна, все спали. Только одна девушка, молодая жрица своего народа, не спала. Она очень скучала по своему милому острову, вздыхала и плакала. Она везла с собой маленький золотой сосуд, где была вода её родного моря. Каждую ночь она доставала свой маленький сосуд, открывала и с тихими рыданиями вдыхала запах родного моря. Наверное, очень трудная была переправа через Волгу, и труден был путь по лесу, и застилали слёзы её глаза, но она была неосторожна в этот раз и сверкнуло золото при свете луны. Стражник увидел блеск золотого сосуда — давно у стражников появились алчные блески в глазах при виде золотых украшений у жриц…Золото! Сверкнул меч стражника, и пролилась кровь. Стражники бросились к жрицам, стали срывать с них золотые серёжки, перстни, ожерелья… С криками умирали при свете луны молодые жрицы! Бог Кугу Юмо не выдержал такого святотатства: загрохотал гром, засверкали молнии и провалилась земля под стражниками. Стражники и убитые ими жрицы ушли под землю. В страхе все марийцы разбежались по окрестным лесам.

Прошли годы, десятилетия, столетия…Марийцы научились делать железные мечи, тугие луки и длинные копья. Женщины же забыли ювелирное литьё украшений, свои молитвы к богу и о том, что были молодыми жрицами когда-то, только игра на гуслях оставалась за девушками. Марийцы на многие сотни лет стали врагами тех, кто отлучил их от моря. кто отнял у них остров Счастья. Марийцы настолько преуспели в военном деле против своих врагов, что их стали называть «люди войны» — чирмеш, черемисами. А на месте трагедии, куда провалились стражники и молодые жрицы, появилась вода, изумрудная морская вода. Глубину никто не знает, сейчас называют озеро Морской Глаз.

Прошли ещё сотни лет и марийцы уже забыли о своём острове Счастья и о своём морском происхождении. Только напоминает самоназвание МАРИ и, как ни странно, ещё археология. Оказывается, марийцы раньше хоронили своих покойников в лодках(!?) и с мачтой(!?) Вот что пишут исследователи: «…В древности мари обязательно жертвовали умершему для путешествия лодку — «лӱҥгалтыш» (от «лӱҥгалташ» — «качаться»). Хоронили покойного под перевёрнутой лодкой (чтобы он мог видеть её со стороны сидений, а не днища). Мачту с парусами, которые мешали прикапывать лодку вверх дном, ставили тут же. Впоследствии обычай с лодками забылся, снасти заменили нитками, а паруса — полотенцем. («Расы и народы», №29, 2003)».

Читать еще:  История создания произведения мертвые души исторические факты. Анализ поэмы Гоголя «Мертвые души

О морском происхождении марийцев пишет ещё Велесова история ПЕРСТЕНЬ ИАФЕТА, домонгольская история русских. Вот что тут есть: «…Любопытно, что в 12-м веке сорок учили говорить и держали в клетках в теремах, как нынешних попугаев, что теперешние черемисы вывезены из Гипербореев, т.е. из Исландии, царём Олафом Норвежским, зятем Владимира Мономаха. Им было жарко в Киевской земле, и они отпущены были в Колывань ‑ теперешние Вятские края, а сначала содержались при Киевском дворе, как экзотика. И ещё много прекрасного и неожиданного содержится в этом Перстне. А сколько таких чудесных свитков погибло по скитам и потайным часовням в безбрежной Сибирской тайге?!». И ничто больше не напоминает о древней морской родине марийцам. Разве только вылившаяся вода из золотого сосуда жрицы бога Кугу Юмо превратилась в озеро Морской Глаз, в небольшой осколок Балтийского моря. Только раз в году, в тёплую летнюю ночь, при свете яркой полной луны из глубины озера появляется русалка. Она подплывает к берегу, садится на прибрежный камень и тихо поёт песню на древнем неведомом, уже почти забытом марийцами, языке. Поёт она и тихо плачет — всё ещё она тоскует по своему острову и милому её сердцу ласковому морю своей Родины.

Черемисы: марийские защитники Поволжья. Что за народ?

VII век

Арабский конвой плыл по Итилю на Север. К пермской чуди, менять железо на пушнину. Тайга безлюдна, лишь неведомое зверье ухает по берегам. Впереди блеснуло устье Оцы, вливающей в Итиль таежные воды. Еще день пути.

Купец ибн-Фиттих думает где-бы пристать кораблям на ночь. Но внезапно сотня стрел ударила в борт. С Оцы — реки вылетели десятки лодок и невиданные варвары окружили арабов. Так поволжский мир узнал о народе мари..

VI век

Беспощадная война в Киргизии жужаней и тюрков закончилась поражением монголов. Тюрский каган Истеми победил и ведет армию тюрков на Запад. Это вторжение перетряхивает Евразию, заставляя многих покинуть родину. Захватив Центральную Азию до самого Итиля (Волги) тюрки создают Тюрский каганат.

В поисках нового дома бегут вверх по Волге и 16 иранских племен мари . Подальше от кипящего тюркского котла. Десятки тысяч мари оседают в междуречье Ветлуги и Вятки. Сотни лет о них не будет слышно, пока нападения на караваны волжского пути не возвестят о новом поволжском народе.

Первое упоминание о мари относится к X веку, когда хазарский каган Иосиф, назвал их «цармис» в своем письме. Так и прилипло это к мари и отныне их кличут — черемисы. Появляются они и в Повести Временных лет: «На Белеозере седять весь, а на Ростовьском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, мордва свой язык» .

Перекресток

Когда-то глухой таежный мир 16 племен мари, теперь встал между молотом и наковальней. С Запада все ближе голодный молодой русский волк. На Востоке матереет волк булгарский. С юга давят хазарские кони – насилие и смерть их боги.

Чтобы выжить на перекрестке врагов, мари-черемисам приходится вертеться ужом. Раздираемые в стороны марийцы не смогли создать своего государства и все время платили кому-то дань. Западные черемисы — Руси, восточные – булгарам, южные — хазарам.

По Оке и Волге встают центры русской колонизации: Суздаль, Ярославль, Муром, Ростов, Галич. Русские ставят крепости и форты, расширяют захват чужих земель. Банды ушкуйников Великого Новгорода терроризируют Поволжье.

В 1174 новгородцы захватывают Кокшаров на реке Вятке и переназвав его Котельничим забирают первую марийскую землю. В 1181 новгородцы отбивают земли мари на реке Юме. С 1185 года Галичские и Владимиро-Суздальские князья атакуют марийские крепости Шанга и Хлынов.

Марийцы отвечают ответными ударами, вместе с волжскими булгарами и без. Они жгут русские посады и города, доходят до Суздаля. А в остальное время огрызаются набегами и партизанскими рейдами.

Сопротивление

Постоянные войны с русскими воспитали марийское сопротивление. Проходы и реки к земле черемисов защищались острогами с рвами и частоколами. По русской границе они ставили сторожевые башни и крепости, следившие за движением русских и подходе флота новгородских ушкуйников.

Сильный враг заставлял племена мари объединяться в союзы. И хотя царей у них нет, самые сильные союзы были похожи на царства с выборным пожизненным вождем.

Читать еще:  Фамилия заканчивается на ич национальность. Смотреть что такое "Фамильное окончание" в других словарях

У мари рождаются свои герои. Вождь Чумбылат объединит северные племена и за свои подвиги станет божеством, почитаемым до сих пор. Пашкан, Алек, Акпатыр — верования и фольклор донесут сквозь время имена великих воинов за марийскую свободу.

В случае опасности под ружье становилось все население племен, даже женщины и дети. Это племенное ополчение лесных охотников и партизан, воевало пешком, конницей и речным флотом. В источниках полно свидетельств о нападениях черемисов по Волге, Каме, Вятке на флотилии купцов, рыбаков и конвои дружин Руси.

Вооруженные копьями, длинными топорами и засапожными ножами, марийцы мастерски владели луками. Однако, не имея доспехов и опыта полевого боя, черемисы начисто проигрывали русским в открытой битве. Поэтому у мари мало было мечей — открытых битв мало, железо дефицит. А топоры сгодятся в редкой сече и в хозяйстве.

Черемисы использовали методы партизанской войны — быстрые атаки из засад и бегство. Изощренные лесные ловушки, камуфляж и лесные хитрости.

В этой яростной поволжской грызне два матерых волка не услышали рёва азиатских тигров. Монголы сметут Волжскую Булгарию и Древнюю Русь. Но в ревущем огне Батыя отважный марийский народ снова сумеет выжить.

Марийцы (Казанские Волки): 1 Приход Волков 2 Золотая Орда

👍 вверх и Подписывайтесь: В Контакте I Дзен © А.Лукинский

Марийцы кто они и откуда. Главными действующими лицами почти всех наиболее древних марийских легенд, преданий и сказок являются девушки и женщины, смелые воительницы и умелые мастерицы

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 590 131
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 548 916

Мифы и легенды народов мира

Мифы и легенды народов мира

М68 Народы России: Сборник. — М.: Литература; Мир книги, 2004. — 480 с.

© ООО «РИЦ Литература» состав, оформление серии, 2004

© ООО «Мир книги», 2004

КАК СТАРИК СААМИ ВРАГОВ ПЕРЕХИТРИЛ[3]

Жили древние саами близ берега моря. На берегу реки Вороньей было саамское село. Узнали саами в селе, что скоро придут к ним немирные шведы. В селе у саами был один старик по прозвищу «Старшая голова». Вот этот старик и говорит:

— Теперь нам нужно всем бежать в другое место, а то шведы–захватчики узнают, что мы здесь живем, придут и причинят много горя. Нам нужно собрать сто кереж (повозок) и сто быков. Я же останусь здесь, в селе, ждать непрошеных гостей и, когда они придут, сделаю так, что один их всех перехитрю.

Собрали саами сто кереж и сто быков, оставили все старику, а сами переехали подальше, в другое село. Старик же остался один в этом селе и стал немирных шведов ждать.

Прошло некоторое время, и увидел старик множество оленей. Это шла шведская сила. Вот пришли захватчики и спрашивают старика:

— Почему один живешь?

А он и отвечает:

— Подождите, я пойду сейчас за своим народом.

Их главный начальник говорит:

— Отведи нас на то место, где новое село.

— Я отведу вас, только ложитесь все в кережи. У меня есть сто кереж, а много ли у тебя людей?

А строгий начальник говорит:

— У меня есть сто человек.

Старик пригнал оленей и запряг в каждую кережку по одному быку. Затем всем воинам велел лечь в кережки и стал привязывать их покрепче веревками.

Шведский предводитель спрашивает:

— Почему ты всю мою силу привязываешь в кережки?

А старик и говорит:

— Привязываю для того, чтобы не увидели саами заранее, кого я везу, а то народ увидит сидящих в кережках людей, испугается и разбежится. А то и убить вас всех могут. Пусть думают, что я груз везу.

— Ну ладно, привязывай да веди.

Поехали. Едут. День прошел, настал вечер, старик и говорит:

— Ну, теперь скоро подъедем, в селе будем ночью, чтобы не увидели, как мы войдем.

Вот едут привязанные одним ремнем друг за другом сто кережек. А начальника старик привязал к передней кережке.

Едут они, едут по горе прямо к морю, мимо реки Вороньей.

Остановились, слышат — море шумит, а начальник вражеский и спрашивает:

— Это соль и вода в море воюют!

Начальник не понял, что значат слова старика. А старик заспешил и быстрее погнал караван оленьих упряжек вперед.

Ехал–ехал, прямо к обрыву высокой горы подъехал, остановился, нож из–за пояса быстро вынул, свою кережку с быком от общего ремня одним махом отрезал, а быка с кережкой начальника сильно стегнул. Бык прыгнул с обрыва и уволок за собою весь караван. Не успели враги опомниться, как очутились в студеном море, да и превратились там в подводные скалы. А старик с быком и кережкой вернулся к своим односельчанам. Саами села Вороньего и поныне называют то место «Сотней скал».

На безымянной речке, впадавшей в Тулому, жил некогда со своею семьею в старой веже[5] саам рыбак.

Жили они хорошо, пока не вздумалось рыбаку поставить новую, просторную вежу на красивом высоком берегу речки.

Читать еще:  Благоприятные дни для маникюра: выбор дней по лунному календарю, расписание, правила проведения. Когда стричь ногти: помогает ли лунный календарь создать идеальный маникюр

Когда вежа была поставлена, жена рыбака стала щепу и стружки сбрасывать в воду. Увидел это рыбак и говорит:

— Не бросай стружки в воду!

А сам уехал в лес за дровами.

Жена не послушала мужа, сбросила весь мусор в воду и очистила холм.

Стружки уплыли вниз.

В те времена бродила по реке Туломе шайка грабителей–шведов. Было их сто человек. Заметили они свежие стружки, плывшие по воде, пошли вверх по течению, увидели дым из новой большой вежи и пришли на высокий берег. Поселились в веже.

Старший из шайки стал жить с женой рыбака, а к дочери сватались остальные.

Когда возвратился из леса хозяин, грабители схватили его и привязали к дереву на ночь — грозили убить его, если не расскажет он, где живут саамы.

Не хотелось умирать сааму. Увидел он дочь, которая шла за водой, и попросил ее развязать веревки. Дочь ответила отцу, что лучше жить ей с матерью и с пришельцами, чем с отцом.

А когда выбежал на улицу маленький сын, отец обратился к нему за помощью, и тот согласился. Вечером мальчик остался играть на улице и, когда все уснули, подошел к отцу, развязал веревки и освободил его.

Очутившись на свободе, хозяин взял воткнутый в землю меч, которым шведы–грабители хотели отрубить ему голову, вошел в вежу и расправился с ними.

Жену и дочь свою освободил саам.

С тех пор этот приток Туломы и называют Улитой, по имени жены саама.

Это было тогда, когда шведы разоряли саамскую землю. Подходили шведы к Потозеру.

В тех местах было маленькое селение.

В этом селении жили две неразлучные подруги, одну звали Рехп (Куропатка), другую — Локри (Лукерья).

Одновременно увидели они во сне, что идут шведы, проснулись и сказали про это мужчинам.

Народ, предупрежденный подругами, ушел из селения, а Рехп и Локри остались.

Пришли шведы в окровавленной одежде; по пути они грабили и убивали всех, кто попадался им.

Заставили шведы женщин стирать их одежды и белье, а сами остались голыми сидеть в веже.

Женщины стали кипятить белье в котле, прокипятили и унесли узлы на озеро. Там спустили белье под лед, а сами ушли в горы.

Так подруги наказали грабителей–шведов.

Стояли морозы. Шведы не могли выйти из вежи голыми. У них вышла вся еда, они не могли поддерживать огонь, и все замерзли.

Та варака[7], на которой спасались Рехп и Локри, называется с тех пор Локри–Пайта’варь (Лукерьина пахта), а место, где было селение, — Рехп–Чальм (Куропаткин пролив).

Лежит в широкой тундре Ловозеро.

Самое большое, самое красивое, самое рыбное, самое глубокое озеро в тундре. Главное озеро саамов. Самое главное.

С тех пор как солнце взошло над землей, на Ловозере поселились вежники. Кто на берегах стал жить. Кто на островах вежу построил. Кому где понравилось.

Жили, рыбу ловили, детей растили, оленей пасли. Особого добра не наживали: больно уж глухие места.

И стоял на Ловозере остров Салма. А знаменит был тот остров тем, что поселился на нем саамский богатырь— Ляйне.

Кто Ляйне не знал? Все знали, и свои и чужие.

Сила у Ляйне была медвежья, хитрость лисья, бегал он быстрее оленя, а прыгал лучше белки.

Жил Ляйне на острове с женой, прекрасной Воавр, и с сыном, маленьким Пяйвием.

Пяйвий — по–саамски значит «солнышко». Его так назвали в честь того юноши, который первым поверил в солнце и принес его вежникам.

Жил еще на острове родной брат богатыря Ляйне — Арипий, с женой и сыновьями. И другие люди жили, много.

Все фактологические сведения, использованные в комментариях, приводятся по изданию: Российский энциклопедический словарь: В 2 т. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

Саамы (устар. назв. — лопари, лопь, лапландцы) — народность, населяющая северные районы Норвегии (30 тыс. ч., 1995), Швеции (15 тыс. ч.) и Финляндии (5 тыс. ч.). В России саамы (2 тыс. ч.) живут на Кольском п–ове. Верующие саамы в России — православные, в Скандинавии — лютеране. Саамский язык относится к финско–угорской группе языков, в которой составляет особую ветвь. В Скандинавии письменность на основе латинской графики, в России — на основе русского алфавита.

Как старик саами врагов перехитрил. Рассказал в 1956 г. житель пос. Воронье Мурманской обл. П. Дмитриев. Записал и перевел Г. Керт.

О реке Улите. Записано в 1927 г. О. Комарецкой на Качким–озере по рассказу местного жителя Платона Глухих.

Вежа — жилище Кольских саамов. Сооружали его в форме пирамиды из жердей и покрывали снаружи дерном, ветвями, хворостом. Дверь была низкая, двустворчатая; посреди, под дымовым отверстием, устраивался очаг, вокруг которого размещались люди. Вежа служила сезонным жилищем в местах рыбного промысла.

Рехп и Локри. Записал в 1935 г. В. Кондратьев по рассказу П. Герасимова из Чун–озера.

Источники:

http://holy-matriarchy.livejournal.com/214976.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5a42cd1257906a8fbd7f6dc3/5e03ac613f548700af44168a
http://www.litmir.me/br/?b=227800&p=62

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector