2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Начало литературной деятельности михаила булгакова. Служба в армии, профессиональное занятие литературой

Начало литературной деятельности Михаила Булгакова

Булгаков родился 15 мая 1891 г. в Киеве. Отец, Афанасий Иванович, преподавал в Киевской духовной академии курс истории западных вероисповеданий. Мать, Варвара Михайловна, воспитывала детей, которых было семеро. Семья дала будущему писателю очень много — воспитала у него любовь к искусству, уважение к людям и трудолюбие. Детство и юность Булкагова прошли в Киеве, с которым связано становление художника. Он увлекался классической литературой и архитектурой, музыкой и драматургией. Изучал давние рисунки и надписи в церквях, посещал известный театр Соловцова.

На Андреевском спуске содержалась квартира Булгаковых, которая стала прообразом дома Турбиных в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». Сейчас в этом доме — мемориальный музей писателя.

После окончания гимназии поступил на медицинский факультет Киевского университета. В годы обучения пришла первая любовь, в 1913 г. он обвенчался с Татьяной Лаппа. Но Первая мировая война, революции и гражданская война навсегда разлучили их. Сдав выпускные экзамены экстерном, начал работать врачом — в Черновцах, Каменце-Подольском, Смоленске. Первые впечатления от врачебной практики отобразились в книге «Записки юного врача» («Записки юного врача», 1925—1926). Отношение Булкагова к революционным событиям было неоднозначным. Понимая необходимость изменений в обществе, он не воспринимал насильнических методов, антигуманной считал и гражданскую войну.

Начало литературной деятельности связано с Москвой. В 20-х годах он писал очерки и рассказы, в которых выражал надежду на общественные изменения («Будущие перспективы», «Торговый ренессанс» и др.). Но в дальнейшем надежда сменилась горьким разочарованием. «Дьяволиада» (1923-1924) открыла новый этап в творчестве Булкагова. В этой сатирической повести показана трагедия «маленького» советского чиновника Короткова, который никому не нужен. Его некому защитить от страшной, дьявольской силы («что-то серое с черными дырами»), которая уничтожает все на своем пути.

Образ Короткова можно сравнить с гоголевским Акакием Акакиевичем («Шинель»). В этом произведении показался характерный признак художественного метода писателя — объединение комического и трагического. «Роковые яйца» (1924) — фантастическая повесть, действие в которой происходит в недалеком будущем — 1928 г. Профессор Персиков открыл волшебный луч, который может ускорять рост живых организмов. Хотя возможности научного открытия еще не выяснены окончательно, авантюрист Рокк использует красный луч для выращивания огромных кур.

Но вместо куриных яиц ему завезли змеиные, из которых вылупились гигантские гадюки. Кульминационным моментом повести является поход змей на Москву, лишь неожиданный мороз спас жителей города от нашествия. В такой символической форме писатель предупреждал о опасности нарушения естественной, духовной и социальной эволюции. Луч Персикова имеет цвет советского флага, поэтому ассоциируется с социалистическими изменениями, которые не воспринял Булкагов, предчувствуя будущие катастрофы. Своеобразность фантастики заключается в том, что, с одной стороны, она разоблачает недостатки общества, а с другой — дает художественный прогноз. «Собачье сердце» (1925) — сатирическая повесть, в которой речь идет о медицинском эксперименте превращения собаки в человека.

Профессор Преображенский возлагал большие надежды на свое научное открытие, но, хотя практическая часть эксперимента удалась, моральный аспект не удовлетворил профессора: хороший пес Шарик стал грубым мужчиной Шариковым. Все попытки перевоспитать его не удаются, он становится еще хуже под воздействием позорного влияния общества. Повесть построена по принципу парадокса, который заключается в том, что поведение Шарикова не только не осуждается окружением, а, наоборот, поощряется им. Оказалось, что Шариков целиком подходит новому обществу, его даже назначают на должность «завотдела по борьбе с котами». В это время на страницах советской печати длились дискуссии о воспитании нового человека социалистического типа. Булкагов в сатирической форме показал, что может выйти из человека в процессе революционных сдвигов.

Он возражал любые неестественные средства вмешательства в законы природы, культуры и общества. Роман «Белая гвардия» («Белая гвардия»), пьесы «Дни Турбиных» («Дни Турбиных») и «Бег» («Бег») (1925—1928 годы) составляют трилогию о судьбах русской интеллигенции. Их объединяет образ центрального героя, в котором воплощены духовные поиски автора. В «Белой гвардии» Алексей Турбин трагически воспринимает события революции и гражданской войны, ощущая угрозу уничтожения духовности. Но он не убегает от действительности, а старается определить свое место в событиях, ставя перед собой вопрос: «Как быть? Как жить?».

Однако в романе ответа на них еще нет. В пьесе «Дни Турбиных» Алексей Турбин уже все решил: для него, как и для других интеллигентов, не существует выхода — стрелять в свой народ он не может, поэтому ищет смерти и гибнет, спасая молодых юнкеров. В пьесе «Бег» Булкагов показал, что могло бы быть с Алексеем Турбиным, если бы тот не погиб во время гражданской войны и выехал в эмиграцию. Генерал Хлудов, главный герой «Бега», спасся от большевиков, однако душевная боль не стихает: жить в разрыве с родиной он не может, но принять ее — кровавую и жестокую — также не в силах.

Хлудов, как и Алексей Турбин, ищет смерти, ему остается одно — самоубийство. Писатель показал духовную драму интеллигенции, разрушение культурных основ общества, нарушение моральных принципов. В трилогии неслучайно звучат мотивы мировой классики (Й. В. Гете, А. Пушкина, Ф. Достоевского, Д. Байрона и др.) — как напоминание о утраченных гуманистических ценностях. Жизнь и творчество Булкагова связаны с Московским художественным театром, но многие его пьесы были запрещены. Писателя травили на протяжении всего его творческого пути. В 1926 г. после обыска в квартире была конфискована рукопись повести «Собачье сердце», которая до конца 80-х годов была запрещена цензурой. В 1928—1929 году сняли с репертуара сатирические пьесы «Багровый остров» и «Зойкина квартира».

Читать еще:  Уход за кожей вокруг глаз в домашних условиях. Уход за веками глаз в домашних условиях

В 1929 г. И. Сталин в открытом письме к драматургу В. Белоцерковскому назвал произведения Булкагова «непролетарской литературой, которую необходимо уничтожить». Фактически это был официальный приговор писателю, для которого отныне были закрыты двери всех редакций. В июле 1929 г. Булкагов обратился к Сталину с просьбой разрешить ему выехать за границу, но она осталась без ответа. Отчаянным криком человека, которому уже нечего было терять, стало письмо писателя к правительству СССР, написанное 28 марта 1930 года, что свидетельствовало о том, что автор его не отступил от своей позиции и начал открытый диалог с властью. Поэтому неслучайно проблема «художник и власть» становится главной в его произведениях 30-х годов.

Следующее сочинение из данной рубрики: Стихи и романы Энн Бронте

Жизнь и творчество Булгакова

Булгаков Михаил Афанасьевич появился на свет в 1891 году, 3 (15) мая. Родился он в Киеве. Родители будущего писателя — Варвара Михайловна (девичья фамилия Покровская), учительница, после — инспектор на курсах для женщин. Отец — также преподаватель, работал в Киевской духовной академии. Михаил стал старшим сыном в большой семье, в которой очень сильны были культурные традиции. Творчество Булгакова, а также его биографию, мы опишем в этой статье.

Учеба в гимназии, увлечение театром, литературой, женитьба

Обучение его проходило сначала в Киевской гимназии. Будущий писатель закончил ее лишь с двумя отличными отметками — по закону божьему и географии. В это время он увлекается театром (знал, например, наизусть «Аиду» и «Фауста»), читает «с упоением» Салтыкова-Щедрина и Гоголя, появляются также первые произведения, которыми отмечено творчество Булгакова.

В 1907 году отец его умер. В 1913 Михаил Афанасьевич женился на Т.Н. Лаппе.

Работа врачом

Период с 1916 по 1917 год — окончание Киевского университета, в котором он учился на медицинском факультете. Освобожденный от призыва по болезни, интересующий нас автор едет в земскую больницу по назначению. Расположено это заведение было в селе Никольское (Смоленская губерния). А спустя некоторое время он отправляется в Вязьму. «Записки молодого врача» были написаны на основе впечатлений, полученных в этот период.

Врачебная практика в Киеве

В 1918 году Булгаков возвращается в Киев, где предпринимает попытки заняться врачебной практикой (частной — как вольнопрактикующий венеролог). В это время, по свидетельству самого писателя, он в качестве врача призывался последовательно на службу всеми властями, которые занимали город. Однако Булгакову удалось уклониться и от Красной армии, и от петлюровцев, «мобилизовавших» его.

Служба в армии, профессиональное занятие литературой

В 1919-1920 годах происходят следующие события в жизни писателя. Михаил Афанасьевич был «мобилизован» деникинцами и отправлен на Северный Кавказ с эшелоном. Здесь он стал заниматься литературой профессионально: в это время появились первые рассказы в газетах Владикавказа и Грозного, в которых отражается сочувствие движению белых, восприятие как «исторического несчастья» отречение Николая II и т.п. Он участвует в качестве врача в боях. Деникинцы, отступавшие под натиском Красной армии, бросили больного тифом Булгакова на произвол судьбы, что послужило основой для разочарования в этих «товарищах по оружию». Михаил Афанасьевич начинает с приходом красных работать в подотделе искусств. Деятельность его заключалась в докладах о Чехове и Пушкине, написании для местного театра пьес, одну из которых, под названием «Парижские коммунары», он даже отправил в Москву, понадеявшись на успех в объявленном в этом городе конкурсе.

Переезд в Москву

В 1921 году Михаил Афанасьевич приезжает в Москву, где поступает на работу на должность секретаря в литературный отдел при Наркомпросе. В поисках заработка с началом нэпа он часто меняет места своей службы: работает редактором хроники в одной из частных газет, конферансье, инженером и т.д. В это же время он поселяется на Садовой, в коммунальной квартире дома, который когда-то принадлежал табачному фабриканту. Множество раз нравы квартиры №50 будут возникать в различных произведениях, составляющих творчество Булгакова.

В 1922 году Михаил Афанасьевич активно печатается в прессе — в таких журналах, как «Рупор», «Рабочий», «Красный журнал для всех», «Железнодорожник», «Красная нива» и др.

Сотрудничество в «Гудке», новые произведения и новая женитьба

Период с 1922 по 1926 год — сотрудничество с газетой под названием «Гудок», а также печатается «Накануне» в берлинской русской газете, редактор которой — А. Н. Толстой, в то время еще не вернувшийся из эмиграции.

Жизнь и творчество Булгакова в 1923-1924 годы представим следующими двумя основными событиями. В 1923 появляется повесть «Записки на манжетах». В следующем году Михаил Афанасьевич встречается с Л. Е. Белозерской, вернувшейся из эмиграции в Париж, женится на ней.

В 1925 году творчество Булгакова продолжается. Появляется «Дьяволиада» — первый сборник, состоящий из сатирических рассказов. Тогда же выходит и сборник рассказов под названием «Роковые яйца». Этот год отмечен также созданием рукописи «Собачьего сердца» — произведения, которое только спустя 60 лет было опубликовано.

Обыск у Булгакова

В мае 1926 года у Булгакова проводят обыск сотрудники ОГПУ, изымают вышеуказанную рукопись, а также дневники. Писатель, обращаясь неоднократно с просьбами возвратить ему эти материалы и не получая на эти просьбы никакого ответа, заявляет, что скоро будет вынужден выйти из Всероссийского союза писателей демонстративно. После этого бумаги, включая рукопись «Собачьего сердца», возвратили Булгакову.

Произведения 1925-1928 годов

В 1925-1926 годах выходит цикл «Рассказы», а также сборник рассказов под названием «Записки юного врача».

К периоду с 1925 по 1927 годы относятся следующие события. Был создан роман «Белая гвардия». По его мотивам в 1926 году была написана и поставлена пьеса «Дни Турбиных», премьера которой в МХАТе состоялась в это же время.

С 1926 по 1928 годы Михаил Булгаков, жизнь и творчество которого представлены в нашей статье, пишет пьесу под названием «Бег», лишь в 1957 году увидевшую зрителя.

В 1926 также была создана пьеса «Зойкина квартира», которая была поставлена в Театре Вахтангова. Вместе с «Днями Турбиных» она была вскоре снята из-за давления тенденциозной критики.

Читать еще:  Игровой досуг в средней группе в детском саду. Познавательный вечер досуга для средней группы детского сада "Вот когда большим я стану…

В 1928 году — еще одно произведение для театра («Багровый остров»). Оно было поставлено Камерным театром в этом же году, однако и на этот раз практически сразу пьеса была запрещена.

Оценка творчества Булгакова литературной критикой

Литературная критика конца 1920-х годов оценивала творчество Михаила Булгакова резко отрицательно. Его произведения не печатались, не игрались на сцене. Например, известны негативные отзывы Сталина о пьесе «Бег», которая, с его точки зрения, является «антисоветским явлением». «Макулатурой» назвал вождь «Багровый остров». Результат травли — Булгаков, биография и творчество которого и до того были часто отмечены негативными последствиями соприкосновения с советской властью, остается без работы и, соответственно, без средств, пишет «Правительству СССР» письмо и рассылает его на семь адресов различных учреждений власти. Пытаясь понять свою дальнейшую судьбу, он в письме разъясняет свою авторскую позицию, говоря о том, что предпочитает Великой Революции Великую Эволюцию, то есть более естественный, по его мнению, постепенный ход истории. На квартиру Михаилу Афанасьевичу в 1930 году 18 апреля позвонил сам Сталин, и в результате этого разговора писателю пообещали предоставить в МХАТе работу. Негласным условием соглашения было создание восхваляющего вождя произведения. Позднее, в 1939 году, была написана пьеса под названием «Батум», повествующая о «юных годах вождя». Однако ни содержание ее, ни тон повествования власти не удовлетворили.

Работа в МХАТе

С началом работы в МХАТе жизнь и творчество Булгакова существенно изменились. Михаил Афанасьевич с начала 1930-х годов в этом театре занимает должность режиссера-ассистента. Относится к этому периоду его жизни увлечение Шиловской Еленой Сергеевной (1929 год), которая впоследствии стала его женой.

В 1931 году появляется пьеса «Адам и Ева». В течение этого, а также в следующем году, он пишет инсценировку произведения Толстого «Война и мир» по заказу Большого драматического театра. Однако спектакль этот не был поставлен.

В 1932 году появилась инсценировка гоголевских «Мертвых душ». Возвращаются зрителю (по личному распоряжению товарища Сталина) «Дни Турбиных».

В 1930-1936 годах была создана драма под названием «Кабала святош», поставленная в 1943 году. Предшествовала этому работа над «Жизнью господина де Мольера», биографической повестью, в 1932-1933 годах. Опубликована она была в 1962.

Еще одна пьеса, «Блаженство», вышла в 1934 году (опубликована лишь в 1966).

В 1934-1935 гг. выходит драма под названием «Последние дни», поставленная на сцене в 1943 г. Сначала задумывалась она в соавторстве с В. В. Вересаевым.

Булгаков отказывается от «переделок»

Период с 1934 по 1936 год отмечен следующими событиями. Появляется пьеса Булгакова «Иван Васильевич». Эта доведенная до генеральных репетиций в Театре сатиры работа была снята буквально накануне премьеры. У писателя за период с 1928 по 1936 год ни одна вещь не была напечатана, а также на сцене театра не появилось ни одной пьесы, представляющей оригинальное творчество М.А. Булгакова. Михаил Афанасьевич упорно отказывается от «переделок», подсказываемых ему (например, «перековать» какого-либо белого офицера из произведения «Бег», закончить революционной хоровой песней «Багровый остров» и т.п.).

Последние произведения

В 1936-1937 годах был создан «Театральный роман» (неоконченное произведение). Опубликован он был в 1965 году.

Булгаков в 1938 году создает пьесу под названием «Дон Кихот». С начала 1930-х и до конца своей жизни продолжал также трудиться над своим самым известным произведением, к которому обращаются сейчас в первую очередь, изучая творчество Булгакова, — «Мастер и Маргарита».

Михаил Афанасьевич в 1940 году умер в Москве от болезни почек, которая в семье его была наследственной (передалась писателю от отца).

Так завершается жизнь и творчество М. Булгакова — ныне признанного классика русской литературы.

Литературная деятельность М. Булгакова в 20-е годы

Писательский путь Михаила Булгакова, уложившийся в два десятилетия, был полон ежедневной энергичной борьбы с трудностями и недоброжелателями, борьбы изобретательной и принципиальной. Его сатирическая проза и повести эту борьбу отразили в своих темах и самом стиле, творчески обобщив итоги непростой исторической эпохи, богатый опыт жизненных наблюдений и встреч. И потому, при очевидной склонности автора к фантастике, сатира его беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную. Недаром мы теперь так часто говорим: «булгаковская Москва», «булгаковский Киев».

Сатира Булгакова рождалась из юмористического переосмысления событий реальной жизни и именно поэтому казалась некоторым неприятной неожиданностью. Автора ждала трудная судьба.

В 1920 году М.А. Булгаков объявлен сотрудником «Кавказской газеты». Именно там 18 января публикуется фельетон «В кафэ». Через месяц увидел свет фельетон (или рассказ) с подзаголовком «Дань восхищения» (предположительное название произведения — «Юнкер»).

В этом же году Булгакова назначают заведующим литературным отделом (Лито) подотдела искусств Владикавказского ревкома, а затем и заведующим театральным отделом (Тео) подотдела искусств.

Параллельно с работой в Лито и Тео Булгаков читает лекции перед спектаклями оперной и драматической труппы местного русского театра, пишет пьесу «Самооборона» и многие другие. До нас дошел текст только одной из них — «Сыновья муллы». Это произведение, как и остальные пьесы владикавказского периода, были типичными агитками-однодневками, писавшимися ради хлеба насущного. Позднейшее мастерство Булгакова-драматурга здесь никак не проявилось, да и не могло проявиться. Пьеса «Сыновья муллы» интересна другим. В ней рассказывается о приходе Февральской революции в ингушское селение, причем революция здесь представлена как благо для народа. Совершенно иная оценка революции в «Грядущих перспективах».

Во Владикавказе во время публичного диспута Булгаков отстаивал необходимость пушкинского наследия для развития русской культуры, для сохранения преемственности культурного движения в советский период, боролся с пролеткультовским отрицанием классиков, с призывами сбросить их с корабля современности. Это было лишь началом его затяжной схватки с вульгаризаторами культуры. Эти разногласия привели к изгнанию Булгакова, Слезкина и других защитников культурной традиции из подотдела искусств Владикавказского ревкома в октябре 1920 года.

В 1921 году в газете «Коммунист» публикуется фельетон «Неделя просвещения».

Читать еще:  Маловодие у беременных причины и последствия. Методы лечения маловодия. От чего возникает маловодия

В мае 1921, как указал Булгаков в автобиографическом рассказе «Богема», успешная постановка «Сыновей муллы» дала ему достаточно денег для отъезда из Владикавказа в Тифлис. В Грузии Булгаков рассчитывал на более благоприятные условия литературно-драматической деятельности, да и просто на лучшие условия существования: хлеб, мясо и фрукты были там и доступнее, и дешевле. В Тифлисе, а потом в Батуме у Булгакова была возможность эмигрировать: из Батума регулярно ходили пароходы на Константинополь (Стамбул), и достать место на них было возможно. Колебания на этот счет у Булгакова были, но, в конце концов, он остался в России. Писатель принял решение поселиться в Москве, одном из главных литературных центров страны. Туда он прибыл в сентябре 1921 года после короткой остановки в Киеве. Со столицей оказались неразрывно связаны вся последующая жизнь и творчество Булгакова. Отныне он лишь на короткое время выезжал из Москвы на Кавказ, в Крым, в Ленинград, в Киев.

В Москве Булгаков поступает заведующим хроникой в еженедельную газету «Торгово-промышленный вестник». Через два месяца газета была закрыта.

Далее он сотрудничает с «Правдой», «Рабочим», где пишет репортажи под разными псевдонимами.

И, наконец, становится постоянным сотрудником (штатным фельетонистом) газеты «Гудок», где вместе с В. Катаевым, Ю. Олешей, И. Ильфом, Е. Петровым, И. Бабелем делает знаменитую «четвертую полосу».

В начале мая 1922 года Булгаков упоминается среди предполагаемых авторов берлинской газеты «Накануне». Фельетоны, печатавшиеся там, очень быстро привлекли к автору внимание московских читателей, а стало быть, и издателей. Печатала его и «Россия».

Ученический период заканчивается, когда выходят один за другим рассказы и небольшие повести: «Похождения Чичикова», «Красная корона», «Чаша жизни», — в которых Булгаков в сатирической форме отражает современную московскую действительность.

Потом в письме правительству СССР Булгаков говорил с волнением и горечью, что для него мыслима лишь «настоящая (проникающая в запретные зоны) сатира». Октябрь, №6, 1976. с. 178. А в его романе «Жизнь господина де Мольера» сказано о том же подробнее: «Сатира действительно, как известно всякому грамотному, бывает честная, но навряд ли найдется в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной».

Случалось, Булгаков досадовал на мелкую газетную работу, мешавшую ему заняться сосредоточенным литературным трудом, но нельзя сказать, чтобы она не сослужила ему своей службы и была лишь вредна таланту. К.Г. Паустовский сравнивает опыт молодого Булгакова, с его фельетонисткой и «малой прозой», — с чеховскими дебютами. Любое сравнение хромает, но что-то общее было в отношении двух художников к своим ранним вещам. Чехов писал Д.В. Григоровичу: «За пять лет моего шатанья по газетам я успел проникнуться этим общим взглядом на свою литературную мелкость, скоро привык смотреть снисходительно на свои работы — и пошла писать. Как репортеры пишут свои заметки о пожарах, так я писал свои рассказы: машинально, полубессознательно, нимало не заботясь ни о читателе, ни о себе самом…» (письмо от 28 марта 1886 года.). И в подобном же саморазоблачительном тоне высказывался о своей газетно-фельетонной деятельности Булгаков: «…Меж тем фельетончики в газете дали себя знать. К концу зимы все стало ясно. Вкус мой резко упал. Все чаще стали проскакивать в писаниях моих шаблонные словечки, истертые сравнения. В каждом фельетоне нужно было насмешить, и это приводило к грубостям. Волосы дыбом, дружок, могут встать от тех фельетончиков, которые я там насочинял…» («Тайному другу»).

Подобно Чехову, Булгаков пишет об отвращении к литературной поденщине, но, как и Чехов, он не вполне справедлив к себе и своим ранним трудам. И дело не только в том, что Булгаков, что называется, набил руку на этой «скорописи», растормозил свой творческий аппарат, что всегда важно начинающему. И даже не в том, что материал и некоторые способы его обработки будут использованы в его романах. Так, фельетоны «Мадмазель Жанна» и «Говорящая собака» отзовутся в сцене сеанса черной магии в Варьете, а описание квартиры № 50 из «Мастера и Маргариты» будет впервые опробовано в «Трактате о жилище» и «Трех видах свинства». Существеннее, пожалуй, что, досадуя на спешную ремесленную работу, отнимающую время от серьезного, «для души», литературного труда, Булгаков в то же время черпает в приемах фельетона нечто значительное для формирования своего зрелого стиля.

«Неверно, однако, считать, — замечает В. Лакшин в работе «Мир Михаила Булгакова», — что рассказы и фельетоны Булгакова начала 20-х годов означали лишь погубленное время, досадное отвлечение от важных художественных трудов.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда…

То, что подмечено Ахматовой, — не исключение, а скорее закон: извлечение новой поэзии не из обработанного традицией образца, а из неприглядной прозы жизни, сора будней, мгновений дня. И, окунувшись во впечатления репортера и газетчика, уйдя с головой в будни «красной столицы», Булгаков, как наблюдательный художник, немало извлек для себя. Не только зоркость на подробности, чуткость ко всему живописному и странному обогащает его перо. Сам принцип повествования, способ рассказа определяется в эти годы.

В 1921 году Булгаков осознал, а чем дальше, тем понимал полнее и глубже, что существует крепчайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Даже то, что написано случайно, по безденежью и впопыхах, конвульсивно и полусознательно, томит и печет потом самим фактом существования на типографской бумаге или на сцене, в устах актеров, то есть вне тебя, и, как брошенное дитя, требует отцовской ответственности». [2; с. 20]

То, что созрело, высказано, запечатлено в образах, — неустранимо. Реальный же путь книги к людям — это уже дело социальных условий и возможностей типографского станка. До создания «Мастера и Маргариты» было еще далеко, но начинающий автор уже определял высокий уровень требований к себе.

Пусть фельетоны М.Булгакова не стали столь значимой страницей в истории литературы, как «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Собачье сердце» и другие, но в истории журналистики они являются выдающимися образцами жанра.

Источники:

http://www.uznaem-kak.ru/nachalo-literaturnoj-deyatelnosti-mixaila-bulgakova/
http://fb.ru/article/175009/jizn-i-tvorchestvo-bulgakova
http://vuzlit.ru/608669/literaturnaya_deyatelnost_bulgakova_gody

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector