1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Народы жившие на урале. Открытый урок «Народы, населяющие Урал

Открытый урок «Народы, населяющие Урал»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (115 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный урок разработан в рамках “Учебно-методического комплекса” по дисциплине “Художественная культура Урала”, для студентов специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) – резьба и роспись по дереву. Укрупнённая группа 070000 Культура и искусство. Дисциплина “Художественная культура Урала” относится к вариативной части циклов ОПОП.

Тема урока №1.3.: “Народы, населяющие Урал” — 2 часа (1 учебная пара).

Цели урока:

  • Способствовать закреплению знаний студентов в области народных традиций художественной и материальной культуры народов, населяющих Урал (коми, ханты, манси, марийцы, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
  • Ознакомить студентов с особенностями традиционного костюма, жилища, обрядов различных народов Уральского региона.
  • Способствовать формированию эстетического сознания студентов (понятие национальных традиций, художественной ценности предметов народного искусства; синкретизма в народном искусстве).
  • Способствовать формированию у студентов интереса к своей будущей специальности, к древним корням народного и декоративно-прикладного искусства; любви к родному краю.

План проведения урока

Выполненное домашнее задание.

Компьютерная презентация: “Народы, населяющие Урал”,

Видеофрагменты: “Мой Урал”, “Народное жилище”.

Демонстрация готовности к прове-дению практической работы.

Контроль деятельности студ.

Подведение итога опроса. Выставление оценок за домашнее задание.

Демонстрация видеофрагмен-та “Мой Урал” — 2 мин.

5 мин.- пере мена.

Просмотр презентации с параллельным конспектированием.

Участие в диалоге и обсуждении увиденного.

Организация работы студен-тов (конспектирование).

Организация диалога в ходе беседы.

Участие во фронтальном опросе.

Диалог — выявление про-белов и неверных представ-лений и их коррекция.

Формирование эмоциональ-ного настроя перед сам.раб.

Выполнение орна-мента (аппликация)

Подготовка образцов для зарисовок (орнаментальные мотивы).

Анализ подготовленности материалов и инструментов для практической работы.

Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Ответы на контрольные вопросы (67слайд).

Обобщение информации в форме свободного диалога со студентами.

Просмотр работ (магнитная доска), оценивание работ.

Выявление системных ошибок в деятельности студентов и их коррекция.

Приведение рабочее го места в порядок.

Определение перспективы последующей работы.

Сообщение оценок, получен- ных студентами на уроке.

Запись домашнего задания в конспект.

Окончательное приведение в порядок рабочего места.

Инструктаж по его выполнению.

Проверка соответствующих записей.

Рекомендация литературы (презентация слайд 71).

Организованное завершение урока.

Контрольные вопросы:

  1. Какие народы из населяющих Урал являются коренными, а какие переселились на Урал из других мест?
  2. Как в наше время называют “остяков” и “вогулов”?
  3. У каких народов в музыке преобладали духовые инструменты, у каких щипковые, у каких струнные?
  4. У каких народов были стационарные жилища, а у каких переносные (временные, для кочевых условий)?
  5. Что общего у всех народов, населяющих Урал?

Практическое задание:

Задание:

  1. Составьте методом аппликации башкирский орнамент в полосе, используя вышеперечисленные элементы (рога барана, сердце, ромб, волна, ограда).
  2. Элементы орнамента выполните в технике вырезывания из цветной бумаги, контрастной фону орнамента.
  3. Размер основы для аппликации – лист бумаги А8 (15х20 см.).

  • Вышеперечисленные элементы орнамента все зеркально симметричны.
  • При вырезывании каждого из них нужно сложить цветную бумагу вдвое (А), вчетверо (Б) или гармошкой (В).

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • Узнавать изученные объекты и явления художественной культуры Урала и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;
  • Устанавливать стилевые и сюжетные связи в произведениях народного и академического искусства уральского региона;
  • Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре в т.ч. художественной культуре Урала;
  • Выполнять учебные творческие задания (доклады, сообщения);
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства Урала; самостоятельного художественного творчества.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • Основные виды и жанры искусства народного и академического, представленные на территории Урала;
  • Основные памятники художественной культуры Урала;
  • Особенности образного языка различных видов искусства, представленных на Урале.

В завершение данного курса проводится аудиторная контрольная работа. Форма проведения аудиторной контрольной работы: самостоятельная работа с источниками информации, разработка творческого эссе по выбранной теме.

Перечень тем, выносимых на зачет (аудиторная контрольная работа)
по дисциплине: Художественная культура Урала”
Для учебной группы_________

  1. Урал – граница Европы и Азии.
  2. Уральские ремёсла (в том числе и художественные).
  3. Первобытная культура Урала.
  4. Аркаим – древний город Урала.
  5. Культура народов, населяющих Урал (ханты, манси, удмурты, коми, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
  6. Освоение Урала Ермаком.
  7. Деревянная архитектура Урала.
  8. Моя малая родина (Арамиль, Сысерть, Екатеринбург и т.п.).
  9. Художественные промыслы Урала.
  10. Архитектура горнозаводского Урала.
  11. Верхотурье – духовный центр Урала.
  12. Литературное наследие Урала (писатели, поэты).
  13. Художники и скульпторы Урала.
Читать еще:  Топ 10 красивых мужчин. Где живут самые красивые мужчины мира

Примерный план эссе по вышеперечисленным темам.

  1. Введение (цели, задачи, вступление).
  2. Основная часть.
    1. История явления (объекта, персоналии).
    2. Художественно-культурные признаки явления (объекта, персоналии).
    3. Интересные факты.
    4. Словарь по теме.
    5. Личное отношение к явлению (объекту, персоналии).
  3. Заключение (формирование выводов).

Литература по курсу “Художественная культура Урала”.

  1. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. Екатеринбург. Издательство Дома учителя. 1999г. + CD “Художественная культура Урала. Мурзина И.Я.”.
  2. Бородулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1982 г.
  3. Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург. 1995.
  4. Захаров С. Это было недавно. Записки старого свердловчанина. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1985 г.
  5. Иванова В.В. и др. Лики и тайны “земли туманной”. Летопись города Сысерти. Екатеринбург. 2006.
  6. Копылова В.И. Свердловский историко-краеведческий музей. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство. 1992 г.
  7. Корецкая Т.Л. Прошлое не предавать забвению. Челябинск. Издательство ЧГПИ “Факел”. 1994 г.
  8. Корепанов Н.С. Очерки истории Екатеринбурга 1781–1831 гг. Екатеринбург. “Издательство Баско”. 2004 г.
  9. Кругляшова В.П. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1991 г.
  10. Лушникова Н.М. Рассказы об уральской истории. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1990 г.
  11. Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в 18–19 вв. Екатеринбург. Независимый институт истории материальной культуры. 2002 г.
  12. Чуманов А.Н. Малахитовая провинция: Культурно-исторические очерки. Екатеринбург. ИД “Сократ”. 2001 г.

Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»

Любовь Федякова
Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»

Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы

«Народы Среднего Урала»

(воспитатель Федякова Л. И., детский сад № 329, г. Екатеринбург).

Цель: Развивать у детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

Задачи: 1. Познакомить детей с народами Свердловской области.

2. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края, Среднего Урала.

3. Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям других национальностей.

Ход занятия:

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём!

— Дети, назовите свою Родину? (ответы детей).

— Назовите край, в котором мы живем. (Средний Урал).

— Скажите, как называется наша область? (Свердловская).

Посмотрите на карту Свердловской области, она богата хвойным и лиственным лесом, дикими животными. Мы узнали и отметили на карте красивые места и достопримечательности нашего края. А сегодня мы поговорим о народах Свердловской области.

— Посмотрите друг на друга, мы все одинаковые? (Нет.) Правильно, потому что среди нас есть удмурты, марийцы, татары, русские.

— Чем же мы отличаемся друг от друга? (цветом глаз, волосами, кожей).

Еще каждый народ говорит на своем языке.

— На каком языке говорят русские? (на русском).

— А татары? (на татарском). Ярослав Р. скажи, пожалуйста, несколько слов на татарском языке.

— На каком языке говорят удмурты? (на удмурском). Послушайте стихотворение на удмурском языке, его расскажет Ангелина. В.

Народы нашего края знают два языка: свой национальный и русский, так как они живут в большой стране – Россия, а русский язык – это государственный язык.

Чтобы лучше познакомиться с народами Свердловской области, мы сейчас посмотрим презентацию.

1 слайд. Русские.

— Рассмотрите русский национальный костюм. Расскажите, какую одежду носили русские люди.

— Какие национальные праздники отмечали? (Крещение, Масленицу, Пасху и т. д.)

2 слайд. Татары.

— Дети, чем татарский костюм отличается от русского?

— Кто знает татарские национальные праздники?

Самый знаменитый татарский праздник – это Сабантуй. Праздник завершения весенних полевых работ. Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе остается борьба на кушаках. Также проводят скачки на лошадях, бой мешками, перетягивание каната, палки, лазанье на высоких столбах, на верху которого повешен приз и т. д.

Одновременно проводят состязания певцов, танцоров.

3 слайд. Башкиры.

— Посмотрите, какой необычный башкирский национальный костюм? Чем он украшен?

Башкиры – известны как замечательные земледельцы, отличные животноводы и искусные пчеловоды.

Башкирские национальные праздники:

Каргатуй – вороний праздник, проводился в марте, посвящен весеннему пробуждению природы. В этот день варилась на молоке каша, в больших казанах. Пока варилась каша, девушки и молодые женщины украшали деревья разноцветными лентами, кольцами, браслетами. Под деревьями расстилали паласы, а в центре их – яркие тканые скатерти. На них раскладывали праздничное угощение.

Джиин – летний праздник. Устраивали спортивные соревнования.

3 слайд. Марийцы – это очень древний народ, они известны с VI века. Традиционными занятиями марийцев является земледелие, животноводство, пчеловодство, а также охота.

Читать еще:  Что означает обнимание. По тому, как он тебя обнимает, ты узнаешь о его чувствах к тебе

— Национальный марийский костюм украшен вышивкой. Обратите внимание на головной убор, чем он отличается от других национальных костюмов.

Марийцы сохранили благоговейное отношение к природе. Лес у них священен. Существует представление, что лесом управляет богиня, или хозяйка, леса. Поэтому принято при каких-либо лесных работах в качестве дара оставлять хозяйке леса на пеньке кусочек блина или лепешки.

4 слайд. Удмурты. Традиционным занятием удмуртов является земледелие и животноводство.

— А теперь рассмотрите, какой красивый удмурский национальный костюм. Чем он вам понравился?

Удмурские народные праздники: Гырыны Потон – праздник первой борозды. В день праздника проводились конские скачки. Считалось: кто будет победителем, тот и весеннюю пахоту закончит раньше. Победителю в конном соревновании девушки дарили полотенца, а в гриву его коня вплетали ленты.

Горон Быдтон – завершение весенних работ.

На удмурских праздниках самым распространенным музыкальным инструментом были гусли.

5 слайд. Чуваши.

— Нравится ли вам чувашский национальный костюм? Расскажите, как одеты чуваши.

В древности чуваши занимались земледелием и животноводством. Домашние животные высоко ценились в хозяйстве. У чувашей было принято клясться ими. Во время такой клятвы над животными протягивали руку. Верили: если клятва ложная, животное заболеет и погибнет.

Чувашские народные праздники:

Акатуй – праздник сева. Взрослые и дети состязались в беге, устраивали скачки на лошадях.

Чуклеме – завершение уборочных работ.

6 слайд. Мордва.

— А теперь посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай. Давайте скажем все вместе – пулай.

Мордва были в основном рыбаками, пахари, животноводы и охотники. Все праздники у мордвы связаны с их хозяйственными занятиями.

7 слайд. Ханты и Манси.

— На крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – Ханты и Манси. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда хантов очень тёплая. Как вы думаете, почему?

— Правильно, потому что на севере очень холодно! Одежда сделана из оленьих шкур, ведь, прежде всего она должна быть тёплой и удобной. Ханты и Манси одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Давайте все вместе повторим это новое для вас слово.

— Посмотрите, национальная одежда украшена мехом и вышивкой. Часто на одежде вышивали узоры, обозначающие рыб, оленей и птиц.

8 слайд. Все национальности в нашей области живут в мире и согласии, у нас не наблюдается национальной вражды. Все народы уважают друг друга.

Игра «Путешествие по карте Свердловской области». Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по нашей области и наклеим маленькие картинки народов в тех местах, где они проживают.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

К нам в гости пришла бабушка Андрея Д. – она марийка. Посмотрите, ребята, в каком она красивом праздничном национальном костюме. Нравится вам? Бабушка нам расскажет о детских марийских играх, в которые она играла, когда была маленькой.

Дети, вместе с бабушкой, играют в марийскую народную игру «Пире ден пача-влак» — «Волк и ягнята». Правило игры:

Выбирают волка, овечку, а остальные — ягнята. Овечка с ягнятами идут по дорожке, навстречу им волк. Овечка спрашивает:

-Мом тыште ыштет (Что ты делаешь, волк)

-Тендам вучем (Вас жду) — отвечает волк.

— А молан мемнам вучет? (А почему)

-Пача-влакым кочкаш. (Чтобы съесть твоих ягнят.)

После этих слов волк ловит ягнят. Ягнята должны стоять за спиной матери, взявшись за руки. Играют до тех пор, пока волк не переловит всех ягнят.

Итог занятия:

— Какие народы проживают в Свердловской области? (Ответы детей)

Наша страна, ребята, сильна своим единством, дружбой разных народов. Даже в нашей с вами группе есть татары, русские, чуваши, марийцы и все мы с вами живём дружно, никогда не ссоримся!

Уральский регион. Население и хозяйство

На этом уроке мы рассмотрим Уральский природно-хозяйственный регион. Цель урока – узнать об особенностях населения Урала и основных отраслях экономики этого региона.

Население

Урал – это граница между двумя культурными мирами, двумя цивилизациями. За свою историю он испытал влияние множества народов: греков и персов, арабов и скифов, китайцев и финнов. Особое влияние оказали русские, которые сейчас составляют около 80% населения региона. В Башкирии живут народы тюркской группы, исповедующие ислам: башкиры (22%), татары (28%); в Удмуртии живут русские (59%) и народ финно-угорской группы: удмурты (33%). Население Урала составляет около 19,5 млн чел. Средняя плотность населения – 25 чел/км 2 , но население размещено неравномерно (рис. 1).

Рис. 1. Карта Урала (Источник)

Урал – один из самых высокоурбанизированных регионов страны. Доля городского населения приближается к 75%. Уфа, Екатеринбург, Челябинск и Пермь – города-миллионеры.

Промышленность

Славу важнейшего промышленного района России Урал завоевал еще в XVII в., когда вышел на первое место в мире по выплавке металла и обеспечению им Европы. Еще в Англии в 80-е гг. XVIII в. 2/3 потребляемого металла было уральским. После Октябрьской революции 1917 г. один за другим ставали в строй первенцы отечественной индустрии: Березниковский калийный завод, Магнитогорский металлургический комбинат (рис. 2), завод «Уралмаш», Челябинский тракторный завод, Уральский вагоностроительный завод, Нижнетагильский металлургический комбинат.

Читать еще:  Словарь пословиц и их значение. Картотека по русскому языку на тему: Толковый словарь пословиц и поговорок Русского языка

Рис. 2. Магнитогорский металлургический комбинат (Источник)

Урал – это многоотраслевой промышленный регион, который занимается производством черной и цветной металлургии, машиностроением, химической промышленностью, добычей минерального сырья, заготовкой и переработкой древесины (рис. 3).

Рис. 3. Экономическая карта Урала (Источник)

Центры черной металлургии: Нижний Тагил, Челябинск, Магнитогорск, Новотроицк.

Центры цветной металлургии: Красноуральск – медеплавильный комбинат, Верхняя Пышма, Ревда, Карабаш, Медногорск, Орск – комбинат по плавке никеля, Верхний Уфалей, Краснотурьинск – выплавка титана и магния, Челябинск – выплавка цинка.

Центры машиностроения: Нижний Тагил, Усть-Катав – вагоностроение, Миасс, Ижевск – автомобилестроение, Екатеринбург, Пермь, Челябинск – станкоприборостроение, Курган – сельскохозяйственное машиностроение.

Центры нефтепереработки: Уфа, Пермь, Салават.

Центры химической промышленности: Березники – производство соды, калийных и азотных удобрений, Соликамск – производство калийных удобрений, Пермь, Красноуральск – производство фосфорных удобрений, Оренбург – развита азотохимия.

Центры лесной промышленности, а именно, целлюлозно-бумажные комбинаты: Краснокамск, Соликамск, Пермь.

Центры производства военно-промышленного комплекса: Снежинск, Лесной, Трехгорный – ядерно-оружейный комплекс, Пермь, Уфа – авиационная промышленность, Ижевск – артиллеристско-стрелковое вооружение, Курган, Нижний Тагил – бронетанковая промышленность, Воткинск, Златоусте – ракетно-космическая промышленность.

Строгановы – русские солепромышленники

Строганов Аника Федорович, умный, предприимчивый человек, учредил в 1515 г. на реке Вычегде соляные варницы. Первым стал торговать на берегах реки Оби и вскоре путём ограбления и обмана местных племён, а также жестокой эксплуатации работных людей приобрёл огромное состояние. Имел сыновей: Якова, Григория и Семена, продолживших дело отца. Они начали строить укрепленные поселения на реках Чусовой и Сылве, ставили городки и остроги, принимали к себе множество промышленных и вольных людей (рис. 4).

Рис. 4. Дом Строгановых (Источник)

Сыновья Якова и Григория вели войны с черемисами, башкирами и остяками, а с помощью казаков Ермака – и с татарами Кучума. Таким образом они расширили свои владения до Западной Сибири. Царь Иван Грозный в награду за покорение Сибири пожаловал им на Волге местечки Большая Соль и Малая Соль, а по обе стороны Уральского хребта – все пустующие земли, какие они смогут занять и удержать за собой; освободил их от пошлин; дал право судить и распоряжаться людьми, жившими на их землях, без ведома тиунов и даже царских наместников; освободил от обязанности возить и кормить послов; позволил иметь собственное войско на их содержании, возводить собственные крепости.

Сельское хозяйство

На равнинах в Прикамье выращивают озимую рожь, овес, лен, в лесостепной и степной зонах на юге – пшеницу и подсолнечник, в Башкирии – сахарную свеклу, в Оренбургской области – арбузы и дыни. Животноводство представлено разведением крупного рогатого скота, овец, оренбургских коз, а в Башкирии развито пчеловодство.

Миасс

В XVIII в. в связи с изучением и освоением богатств Урала быстрыми темпами развивалось горнозаводское предпринимательство. Выходец из тульского купечества Л. Лугинин, купив в 70-х годах Златоустовский и Троицкий железоделательные заводы, построил медеплавильный завод на реке Миасс у Чашковских гор, где были обнаружены богатейшие месторождения медных руд (рис. 5).

Экономическому развитию Миасса способствовала разработка месторождений золота. В первой половине XIX в. вся долина реки Миасс превратилась в огромный золотой промысел. В 1836 г. здесь разрабатывались 54 рудника и 23 золотые россыпи. В 1842 г. мастеровым Никифором Сюткиным был найден один из крупнейших в мире самородков: «Большой треугольник», весом более 36 кг (рис. 6).

Рис. 6. Самородок «Большой треугольник» (Источник)

8 июля 1944 года с конвейера Уральского автомобилестроительного завода Миасса сошел первый автомобиль.

В настоящее время Миасс – один из пяти городов Уральского Федерального округа, претендующих на статус «Наукограда».

Рис. 7. Озеро Тургояк (Источник)

Окрестности Миасса, в том числе и «уральская жемчужина» – озеро Тургояк (рис.71), стали сегодня местом реализации крупных бизнес-проектов в сфере горнолыжного спорта, туризма и индустрии отдыха.

Домашнее задание

  1. Расскажите о населении Урала.
  2. Расскажите о сельском хозяйстве Урала.
  3. Подготовьте доклад о промышленности Урала.

Список литературы

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. Фромберг А.Э. Экономическая и социальная география. – 2011, 416 с.
  3. Атлас по экономической географии, 9 класс. – Дрофа, 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Studopedia.net (Источник).
  2. Интернет-портал Grandars.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Polnaja-jenciklopedija.ru (Источник).

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/644754/
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-kraevedeniyu-s-detmi-podgotovitelnoi-grupy-narody-srednego-urala.html
http://interneturok.ru/lesson/geografy/9-klass/prirodno-hozjajstvennye-regiony-rossii/uralskiy-region-naselenie-i-hozyaystvo?konspekt

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector