5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Национальность аварец. История, традиции и обычаи аварцев – самой многочисленной нации Дагестана

Аварцы: самая многочисленная нация Дагестана

Аварцы не являются самым известным народом Кавказа. Между тем они имеют очень древнюю историю, в течение которой аварцы продемонстрировали незаурядные волю и мужество.

Краткая история аварцев

Предположительно аварцы произошли от древних авар, которые могли сильно повлиять на этногенез этого народа. Во всяком случае, до революции 1917 года аварцев называли именно аварами. Что же касается древних авар, то они, как и другие тюркские народы, пришли в эти места из Центральной Азии примерно полтора тысячелетия назад. Вскоре они образовали Аварский каганат.

Однако точно выяснить происхождение аварцев затруднительно, поскольку об аварах известно очень мало, да и аварцы появляются на страницах истории только в 15-ом веке. Правда, сами аварцы называют себя иначе – «маарулал».

К сожалению, перевести этот этноним на русский не представляется возможным, что, скорее всего, объясняется его древним происхождением. Интересно, что сами аварцы, называя себя этим словом, обозначают им и все другие горские народности, себя же выделяют не по национальности, а по названию той местности, в которой живут.

В эпоху монгольского нашествия аварцы мужественно оборонялись, пока обе стороны не пришли к выводу, что договориться будет выгоднее для обеих сторон. В результате под протекторатом монголов сформировалось Аварское ханство, просуществовавшее полтысячи лет.

В 18-ом веке начались войны с Персией, закончившиеся поражением последних. В 19-ом веке ханство распалось, и часть его земель вошла в состав Российской Империи. Царское правительство стало править, совершенно не учитывая аварскую ментальность и традиции, что стало причиной восстания под знаменами шариата, к которому примкнули и другие горские народности.

По прошествии 25 лет, интерес горцев к войне угас, и они снова вошли в состав Империи. Однако и новые российские власти учли неудачный опыт своих предшественников, что стало началом плодотворного сотрудничества. Аварцы служили в царской армии и даже охраняли императора. Не менее впечатляюще они проявляли себя и на полях Великой Отечественной войны.

Внешность и традиции

Внешне аварцы могут считаться классическими кавказцами – крепкие, светлокожие, с выразительными и гордыми лицами. Национальная одежда – черкески, бурки, папахи, одним словом – полный набор горских нарядов. Женская одежда отличается изяществом и нарядностью.

Ответственность за семью лежит на мужчине, причем не только в финансовом вопросе, но и в воспитании. Большое внимание уделялось воспитанию девочек. Впрочем, уважение к женщине вообще является неотъемлемой чертой аварской культуры.

Все вопросы, связанные с домом, женщины решают сами, не ожидая мужского согласия. Как и у соседних народов, большое место в аварской культуре занимает старшее поколение, окружаемое всяческим почтением. К сожалению, перечислить все аварские традиции очень сложно, хотя они необычайно интересны и красочны.

Где живут аварцы и сколько их?

Абсолютное большинство аварцев проживает в Дагестане и ближних к нему регионах. Общая их численность довольно велика – около 1 млн человек, причем 9/10 из них обретаются в Российской Федерации.

Язык аварцев

Аварский язык относится к нахско-дагестанской семье. Наиболее близкими к нему являются чеченский, ингушский, лезгинский и еще пара десятков совершенно неизвестных большинству людей языков. Письменность последовательно использовалась арабская, затем латиница, пока окончательно не сформировалась на основе кириллицы.

Религия аварцев

Ислам утвердился на этих землях относительно недавно, а до той поры аварцы были стопроцентными язычниками, тотемными животными которых были отнюдь не бараны и не овцы, а волки, медведи и орлы.

Воистину прав был Вергилий, сказавший, что выбирая богов, человек выбирает свою судьбу: обожествившие этих животных аварцы даже сейчас демонстрируют их качества – смелость, силу и верность родной земле.

Читать еще:  Красивые открытки с днем 14 февраля. Подборка оригинальных открыток на английском языке к празднику Дня святого Валентина. Довольно интересной является валентинка «Послание»

Постепенно на этих землях стало утверждаться православие, от эпохи которого остались даже остатки старых храмов. Затем на смену ему пришел ислам суннитского и шафиитского толка, который и является наиболее распространенной религией в данном регионе на сегодняшний день.

Если Вам понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал Экватор . Оставайтесь с нами, друзья! Впереди ждёт много интересного!

Дагестанские мужчины: внешность, характер и особенности. История, традиции и обычаи аварцев – самой многочисленной нации Дагестана

Численность и расселение

Населяют бо́льшую часть горной территории Дагестана , а отчасти и равнины (Буйнакский , Хасавюртовский , Кизилюртовский и др. районы). Помимо Дагестана, проживают в Чечне , Калмыкии и других субъектах РФ (всего — 999,8 тыс. чел., включая андо-цезские народы , 2002 год). Основная область расселения аварцев в Дагестане — бассейны рек Авар-ор (Аварское Койсу), Анди-ор (Андийское Койсу) и Чеэр-ор (Кара-Койсу). 28 % аварцев проживает в городах ().

«Очень сложным и противоречивым сегодня, — вынужден был в 2005 году с досадой констатировать дагестанский учёный Б. М. Атаев, — является вопрос о численности аварской диаспоры за пределами России. Это связано в первую очередь с тем, что в странах их проживания по политическим и иным причинам не проводятся переписи населения с указанием национальной принадлежности. Поэтому приводимые в различных источниках данные о численности потомков аваров являются весьма приблизительными, в частности, и в Турецкой Республике . Но если учесть высказывания дагестанского востоковеда А. М. Магомеддадаева, что „на территории современной Турции к 1920-м годам имелось более 30 дагестанских селений, 2/3 которых состояло из аваров“ и, „со слов дагестанцев-старожилов, живущих в этой стране, в настоящее время здесь насчитывается не более 80 тысяч дагестанцев“, то путём несложных подсчётов можно вывести количество потомков аваров, проживающих к данному моменту в Турецкой республике — свыше 53 тыс.чел» .

Районы исторического проживания аварцев в Дагестане:

Антропология

Фрагмент надгробия XX века (Гунибский район, хутор Сех)

Согласно А. Г. Гаджиеву, для большей части аваро-андо-цезов характерен западный вариант кавкасионского антропологического типа балкано-кавказской расы . Отличительными особенностями западно-кавкасионского варианта являются: большая длина тела, лицо широкое, высокое и среднепрофилированное, высота носа большая при малой ширине, преобладают выпуклые формы профиля спинки носа, кончик носа и основание представлены преимущественно опущенным вариантом. Волосы преимущественно тёмно-каштановые, встречается небольшая примесь темно-русых и рыжих волос. В цвете радужной оболочки глаз преобладают смешанные оттенки. Отмечается значительный процент светлых глаз. Кожа по сравнению с другими кавказскими популяциями очень светлая. Данные возрастной антропологии фиксируют наличие у аваро-андо-цезской популяции в детстве более высокого процента наличия каштановых, рыжих и русых волос, чем в юношеском возрасте.

В пределах России среди аварцев широко распространён русский язык (к началу XXI века русским языком владели более 60 % дагестанских аварцев). Аварцы Хасавюртовского и Буйнакского районов Дагестана, как правило, свободно изъясняются на кумыкском языке . Умение говорить и понимать по-тюркски среди аварцев прослеживается, отчасти, и за пределами этих районов, так как тюркский язык в равнинном Дагестане на протяжении многих веков выступал в роли языка-макропосредника. Этнические аварцы, проживающие в Турции и Азербайджане владеют, соответственно, — турецким и азербайджанским на уровне родного.

Религия

Резной камень из с. Хотода. (Гидатль )

Крест с надписями на аварском и грузинском языках, на основе грузинского алфавита.

Подавляющее большинство верующих аварцев — мусульмане -сунниты шафиитского толка. Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство Сарир (VI-XIII века) было преимущественно христианским (православным). В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских храмов и часовен . Наиболее известной христианской достопримечательностью является храм у села Датуна (Шамильский район), возведённый в X веке . Вблизи сёл Урада, Тидиб, Хунзах , Галла, Тинди , Кванада, Ругуджа и др. археологами обнаружены типично христианские могильники VIII-X веков. Начав в середине VII века первые шаги на территории Дагестана, в районе Дербента, исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в XV веке в самые отдалённые районы Дагестана.

Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала иудаизм . Упоминается также некий Žuhut-khan (то есть «еврейский хан»), правивший якобы в Анди . Дагестанские учёные расценивают эти смутные и отрывочные сведения как отголоски воспоминаний о длительных контактах с хазарами. Среди образцов резьбы по камню в Аварии можно изредка встретить «звёзды Давида», что однако не может служить доказательством в пользу того, что упомянутые изображения делали именно иудеи.

Читать еще:  Заговоры на ревность. Заговор от ревности. Как правильно прочесть, чтобы подействовал

Происхождение и история

Хунз — кавказские хуны «Земли Трона»

Одними из предков аварцев были проживавшие в античную эпоху на территории современного Дагестана (в том числе и там, где в средневековый период находилась Авария) племена сильвов и андаков . По, крайней мере, именно эти этнонимы наиболее корректно передают названия позднейших аварских родоплеменных группировок и политических объединений. В литературе встречается также мнение о том, что аварцы произошли от легов, гелов и каспиев , однако эти утверждения носят умозрительный характер. Ни в аварском языке, ни в аварской топонимике нет никаких лексем, которые можно было увязать с легами, гелами или каспиями, а сами аварцы никогда не идентифицировали себя с перечисленными племенами. Согласно античным источникам, каспии жили на равнине, а не в горах. В VI веке через Северный Кавказ в Европу вторглись авары («вархуны») — кочевой народ из Центральной Азии , вероятно — протомонголо-восточно-иранского происхождения, вобравший в себя на раннем этапе и какое-то количество так называемых «сино-кавказцев» , (а позднее — угров и тюрок), хотя полного единства по вопросу их этногенеза не существует. Согласно Британской Энциклопедии, евразийские авары — народ неясного происхождения. По-видимому, часть их, осев в Дагестане, дала начало государству Сарир или же внесла свой существенный вклад в его усиление. К сторонникам этой «инфильтрационной» точки зрения на аварский этногенез и складывание государственности принадлежат: Й. Маркварт, О. Прицак , В. Ф. Минорский , В. М. Бейлис , М. Г. Магомедов , А. К. Аликберов, Т. М. Айтберов, . Последний считает, что пришлый этнический элемент способствовал реорганизации и консолидации аварского народа не только силой оружия: «Есть основания полагать, что правители доисламского „Авара“, располагавшегося в дагестанских горах, опираясь, видимо, на свои познания, идущие из Азии , поняли значимость единого языка в пределах государственного образования, претендующего на многовековое существование, и, причём, языка специфического, достаточно обособленного от речи соседей. Затрачивая определённые и немалые средства, правители способствовали его формированию и развитию — как минимум в пределах Сулакского бассейна. Небезынтересно в данной связи, что, раннесредневековая христианская пропаганда на указанной территории, успешно проводившаяся аппаратом каталикоса Грузии, шла также на едином для всех аварцев языке. Позднее, в XII веке , арабо-мусульманский разведчик ал-Гардизи отметил, что в южном Дагестане и в традиционно даргинской зоне современная ему культура развивается на нескольких близкородственных языках, а в аваро-андо-цезских горах, где местные наречия были и есть — на одном только аварском. В этом обстоятельстве нам видится прямой результат целенаправленной языковой политики аварских владык».

Не видит каких-либо серьёзных причин для сомнений в правоте сторонников инфильтрационной точки зрения и лингвист Харальд Хаарманн, также увязывающий дагестанский этноним «авар» с наследием евразийских аваров

вархонитов. Венгерский археолог и историк Иштван Эрдейи (в литературе на русском языке распространена ошибочная транскрипции — «Эрдели»), хотя и подходит к этой теме крайне осторожно, но всё же не отрицает возможность наличия связи между евразийскими аварами и кавказскими аварцами: «…По сведениям древних авторов, среди правителей аварцев Серира (древнее название Дагестана) был один по имени Авар. Быть может, кочевники авары, продвигаясь на запад, временно останавливались в степях Северного Дагестана и политически подчинили или сделали своим союзником Серир, столица которого до IX века находилась в с. Тануси (недалеко от современного с. Хунзах)». Схожую позицию занимает дагестанский историк Мамайхан Агларов. Выдающийся немецкий исследователь Карл Менгес считал аваров протомонголами, «чьи следы», якобы, «обнаруживаются в Дагестане».

Возможно, ситуацию с существованием разных «аваров» возможно несколько проясняет высказывание Хауссига Г. В., полагавшего, что реальными аварами следует считать всё же племена «уар» и «хуни», что же касается имени «авар» у иных народов, то в данном случае мы имеем дело, по-видимому, с чем-то вроде грозного прозвища: «Слово «авары» являлось прежде всего не названием определённого народа, а было обозначением мифических существ со сверхчеловеческими способностями. Славянское обозначение великанов «обры» — авары также позволяет предполагать это старое значение. .

Читать еще:  Характеристика братьев торцовых бедность не порок. Герои пьесы “Бедность не порок” А

Государственные образования

Остатки замка в с. Хотода (Гидатль )

Территория, населённая аварцами называлась Сарир (Серир). Первые упоминания об этом владении относятся к VI веку. На севере и северо-западе Сарир граничил с аланами и хазарами. Наличие общей границы между Сариром и Аланией подчёркивает и ал-Масуди . Сарир достиг наивысшего расцвета в -XI веках , являясь крупным политическим образованием Северо-Восточного Кавказа. Его правители и основная часть населения в этот период исповедовали христианство . Арабский географ и путешественник Ибн Русте (X век) сообщает, что царя Сарира зовут «Авар» (Auhar). С X века прослеживаются тесные контакты Сарира с Аланией, сложившиеся, вероятно, на антихазарской почве. Между правителями двух стран был заключён договор, и они взаимно отдали друг за друга сестёр. С точки зрения мусульманской географии Сарир как христианское государство находился в орбите Византийской империи . Ал-Истахри сообщает: «…В государство Рум входят пределы… Рус, Сарир, Алан, Арман и все другие, кто исповедует христианство». Отношения Сарира с соседними исламскими эмиратами Дербентом и Ширваном были напряжёнными и с обеих сторон изобиловали частыми конфликтами. Однако, в конечном счёте, Сариру удалось нейтрализовать опасность исходившую оттуда и даже вмешиваться во внутренние дела Дербента, оказывая поддержку, по-своему усмотрению, той или иной оппозиции. К началу XII века Сарир в результате внутренних распрей, а также складывания широкого антихристианского фронта в Дагестане, повлекшего за собой экономическую блокаду, распался, и христианство оказалось постепенно вытеснено исламом. Дошедшие до нас имена царей Сарира, как правило, — сирийско-иранского происхождения.

Территория Аварии и западные даргинские территории в отличие от остального Дагестана не были затронуты монгольским нашествием XIII века . В период первого похода монгольских отрядов во главе с Джебе и Субудаем на Дагестан () сарирцы приняли активное участие в борьбе против врага монголов хорезмшаха Джелал ад-Дина и его союзников — кыпчаков . События, связанные со вторым походом, происходили следующим образом: весной 1239 года от огромного войска, осаждавшего в предгорьях Центрального Кавказа аланскую столицу Магас , отделился сильный отряд под командованием Букдая. Пройдя Северный и Приморский Дагестан, он свернул в районе Дербента в горы и к осени дошёл до агульского села Рича. Оно было взято и уничтожено, о чём свидетельствуют также эпиграфические памятники этого селения. Затем монголы прошли в земли лакцев и весной 1240 года овладели их главным опорным пунктом — селом Кумух . Мухаммед Рафи отмечает, «что обитатели Кумуха сражались с большим мужеством, и последние защитники крепости — 70 юношей — погибли в квартале Кикули. Саратан и Каутар опустошили Кумух… и все князья Кумухские, происходящие от Хамзы, рассеялись по разным частям света». Далее, по сообщению Рашид-ад-Дина известно, что монголы дошли до «области Авир» — это Аварская земля. Однако каких-либо сведений о враждебных действиях монголов Букдая по отношению к аварцам нет. Мухаммед Рафи пишет о заключённом союзе между монголами и аварцами — «такой союз был основан на дружбе, согласии и братстве», — подкреплённом к тому же и узами династических браков. По мнению современного исследователя Мурада Магомедова , правители Золотой Орды способствовали расширению границ Аварии, возложив на неё роль сборщика дани с многочисленных покорённых на Кавказе народов: «Изначально установившиеся мирные взаимоотношения между монголами и Аварией могут быть связаны и с исторической памятью монголов. Они, очевидно, имели информацию о воинственном Аварском каганате, сложившемся в IV веке на древней территории Монголии … Возможно, сознание единства прародины двух народов и определило лояльное отношение монголов к аварам, которых они могли воспринять как древних соплеменников, оказавшихся на Кавказе задолго до них… С покровительством монголов, очевидно, следует связывать и отмеченное в источниках резкое расширение границ государства и развитие хозяйственной деятельности в Аварии… Об этом можно судить и из сообщений Хамдуллы Казвини, который отмечает о довольно обширных размерах Аварии в начале XIV века (протяжённостью якобы в один месяц пути), объединявшей равнинные и горные районы».

В прошлом, весь аварский народ, за исключением зависимого сословия, представлял «бо» (

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5cab1be02fe23f00aff4d9d1/5cc31ee915df6000b3c1fa0d
http://acomtrade.ru/celebrate/dagestanskie-muzhchiny-vneshnost-harakter-i-osobennosti-istoriya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector