Особенности воспитания мальчиков и девочек в неполной семье. Отличия в развитии и воспитании мальчиков и девочек: поговорим о «типичности
Особенности воспитания мальчиков и девочек
Татьяна Былова
Особенности воспитания мальчиков и девочек
Особенности воспитания мальчиков и девочек.
Почему же вообще важны знания о разной природе мужской и женской?
Это знания помогает лучше понимать своего ребенка, поскольку часто мы не понимаем реакцию детей на наше поведение, и не знаем в каком месте нужно приложить усилия, как мы можем помочь, и что вообще происходит с ребенком?
Родители не понимают глубинные причины поступков своих детей. Если родители научатся понимать природу своего ребенка, они смогут правильно реагировать на его поведение, и как следствие, сделать отношения со своими детьми более гармоничными.
Важно понимать, что перед нами дети с разной природой мужской и женской, а наша задача как родителей помочь им реализовать свою природу.
Мальчики это – ответственность или самостоятельность
Девочки это – послушание (способность доверяться)
Как это можно использовать? Для чего нам это знание?
Раньше считалось, что воспитание мальчиков удел мужчин. И мальчиков как только они подрастали передавали на воспитание мужчинам. Это было в Древнем Риме и в царской России. Мальчиков воспитывали не только няньки, но и 5,6 летнем возрасте им нанимали гувернеров. Ну а крестьянские мальчишки автоматически попадали в мужскую среду обитания.
В современном мире все чаще воспитанием мальчиков становиться удел женщин. Без всякого преувеличения, можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в важнейший период своего развития, когда у них закладываются стереотипы так называемого поло-ролевого поведения, и в результате эти мальчики усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь.
Причем мамы которые сами культивируют в сыновьях такие представления о жизни, потом жалуются на из безынициативность, неумение дать отпор обидчику, и нежелание преодолевать трудности. Хотя откуда здесь желание преодолевать трудности, когда ежечасно, если не ежеминутно слышат сыновья во многих семьях: туда не ходи опасно, то не делай поранишься, не поднимай тяжести – надорвешься, не трогай, не лезь, не смей, но а какой инициативе можно говорить при таком воспитании.
Конечно, страх матерей понятен, мамы боятся как бы с мальчиком чего не случилось, поэтому лучше перестраховаться. Но подобный подход гуманен лишь на первый взгляд, почему? Да потому что, на самом деле за ним таяться эгоистические соображения. Греша слишком большой опекой, мамы и бабушки воспитывают ребенка для себя, воспитывают таким, какой им удобен, и не задумываются серьезно о последствиях. Хотя задуматься следует, ведь даже с эгоистической точки зрения это не дальновидно. Заглушая в ребенке мужественность, женщина заглушает мужскую природу, а столь грубое насилия не может пройти безнаказанно, и рикошетом это рано или поздно ударит по родным.
Если всерьез думать о будущем сына, то не следует оберегать каждый его шаг, хотя конечно меру риска каждый родитель определяет сам, исходя из особенностей своего характера и характера ребенка.
Мальчики проявляются через самостоятельность, через опыт, через экспериментирование, поэтому они физически не могут сидеть на месте, они физически не могу спокойно играть с игрушками. Им надо все исследовать, разобрать, узнать как это все устроено, и только тогда он получит свой жизненный опыт.
Игры мальчиков чаще опираются на зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, и используют при этом все предоставленное им пространство. Кроме того, мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если не достаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестнице, забираются на мебель.
А мы говорим им: «хватит бегать, куда ты полез, положи на место, сиди спокойно».
Мальчишкам просто необходимо и пошуметь, и пошалить и побороться, ну конечно не на ночь, чтобы они не перевозбуждались, и безусловно взрослым надо следить, чтобы мальчишечья возня не перерастала в побоище. Но лишать детей возможности выплеснуть энергию нельзя, особенно тех, которые посещают детский сад или ходят в школу. Ведь многие из них в чужом коллективе сдерживаются из последних сил, если их еще и дома заставлять ходить по струнке, у ребят случиться нервный срыв. Мальчики вообще в среднем более шумные, воинственные, чем девочки, это особенности пола. И мамам следует не пресекать это, а облагораживать. Например, подскажите сыну интересные сюжеты игры в войнушку…
Девочки по физиологии более чувствительные к шуму, у них выше кожная чувствительность, т. е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Их игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои богатства: кукол, наряды – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно и маленького уголка.
Важно девочкам играть в куклы, почаще, ставить девочку в условия, что ей нужно заботиться о ком-то (животные, дети, комнатные растения). Не бойтесь доверять девочкам заботу о младших братьях, сестрах (но, конечно если ей самой не три года).
А мы воспитываем девочек излишне самостоятельными. Когда в ответ на ее просьбу мы говорим: «иди, сделай сама». И это огрубляет очень сердце девочки, и он закрывается, и женская природа начинает в ней захлопываться, и она становиться, со временем незаметно, год от года более грубой, более агрессивной. Она не способна быть в соприкосновениями со своими чувствами.
Следующее различие, которое есть у мальчиков и девочек, это разный подход к обучению. [/b]
Наверное это особо актуально для родителей школьников, которые могут заметь хорошо эту разницу.
Девочки – поскольку их качество послушание, и настроенность на того, кто дает знания, то они следуют и перенимают знания того, кто их учит этим знаниям. И когда мы хотим что то донести, важно понимать, что Д настраивается на того, кто дает знания (смотрит в рот учителю, по его мимике, взгляду может считывать ответы,
А Мальчики учатся через опыт, через экспериментирование, поэтому им надо дать что – нибудь попробовать самим и тогда они легко усвоят этот опыт.
Поэтому если девочка просит чтобы ей объяснили, ей нужно объяснить и она это сможет применить когда нужно.
А Мальчику обязательно надо попробовать, как это устроено, как это работает, в этом есть самостоятельность. Ему можно позволить дойти до ответа самостоятельно.
Существуют различия в реакции детей различного пола на оценки их деятельности.
Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Иными словами, мальчика интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление.
Поэтому для мальчиков не имеют смысла оценки типа: «Я тобой недоволен». Мальчик должен знать, чем конкретно ты недоволен, и иметь возможность вновь проиграть свои действия.
Поэтому мамам, учительницам, воспитателям, няням трудно понять эту сторону жизни мальчика – они то другие. Вот и получается, что мама долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердиться оттого, что он не переживет вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. На самом деле он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но в отличие от мамы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. И чтобы не сломаться, просто отключил свой слуховой канал, и информация до его сознания не доходит.
Следующее различие – это разная похвала.
Чтобы отношения были гармоничными, чтобы самооценка ребенка развивалась, очень важно чтобы он получал обратную связь.
Но на что будут реагировать мальчик, а на что девочка?
Природа мальчика – конкретная деятельность, достижения (он оценивает себя по достижениям, он чувствует себя счастливым через эти достижения). Поэтому откликниться та такую похвалу, которая отметит его дело, его достижение. «Ты сделал хорошую поделку, ты сделал хорошую работу, рисунок, поступок», «ты вынес мусор, спасибо», «что то починил». А он этот опыт достижений связывает со своей самооценкой, и самооценка у нег от этого растет.
И так же мальчику важно, чтобы его хвалили при других. Т. е. если он что то сделал своими руками и мама об этом рассказывает папе или бабушке, то он понимает, что это он важен и ценен, и начинает больше ценить свою мужскую природу.
А поскольку женская энергия это – состояние, то для девочки похвалой будет упоминание ее качеств. Т. е. не то, что она сделала, а какая она при этом. Например, приготовила маме сюрприз, сделала сама салат, то нужно сказать не какой ты вкусный салат сделала, а «какая ты у меня хозяюшка, какая ты у меня помощница». И сердце девочки на это будет раскрываться. От этого она будет расцветать.
Следующее различие вытекающее из мужской и женской природы это доверие и забота.
По своей природе девочки больше нуждаются в заботе, а мальчики в доверии.
Есть доверие, вера мальчика в то, что он может справиться самостоятельно, и когда мы не даем ему возможности удостовериться и поверить в него, а делаем это за него, предугадываем, контролируем, то это снижает его самооценку.
Если мы окружаем мальчика чрезмерной заботой, он воспринимает это как недоверие. Если мама все врем стремиться подложить солому, все время не дает сыну самому встретиться с трудностями, то это может вызвать в нам агрессию, гнев, грубость, как усиление в проявлении его мужской природы. Он интуитивно хочет показать, что у меня другая природа, общайся со мной по-другому. Т. е. если в ребенке поддерживать противоположную природу, дети начинают соответствовать этому. Если в мальчике додерживать женское, то он начинает потихоньку эти черты усиливать.
А самооценка девочки растет, когда мы даем ей заботу. Забота позволяет ей оценить, что она ценна, достойна счастливой, хорошей жизни. Так она чувствует любовь. В чем это может проявляться? В любых мелочах. Например, когда ей холодно – подать одеяло, что-то подсказать, поучаствовать в ее деле, предложить свою помощь, принести что то вкусненькое, когда она устала. Девочка это оценит, и это расположит ее к нам как к родителям.
Дидактическая игра «Одежда и обувь для мальчиков и девочек» Предлагаю еще одну игру на гендерное воспитание ребенка. Оборудование: предметные картинки – куртка, шапка, шарф, брюки, платье, юбка, рубашка,.
Конспект занятия по гендерному воспитанию «Весна для мальчиков и девочек» Конспект комплексного занятия : Тема: «Весна для мальчиков и девочек». 3-4 года Количество детей: 3 человека Цель: формирование гендерного.
Занятие по гендерному воспитанию «Золотая осень для мальчиков и девочек» Тема: «Золотая осень «(для мальчиков и девочек) 3-4 года. Количество детей: 3 человека Цель: формирование гендерного воспитания Задачи.
Фотоотчет к развивающим играм по гендерному воспитанию мальчиков и девочек В прошлой публикации “Гендерные игры” мы писали о важности гендерного воспитания в дошкольном возрасте в целях сохранения благополучия и.
Гендерные игры для мальчиков и девочек Гендерное воспитание отвечает прежде всего за формирование половой идентичности маленького человека и тем самым помогает успешной социализации.
Конспект занятия по лепке в старшей группе «Оденем мальчиков и девочек» Конспект занятия по лепке в старшей группе «Оденем мальчиков и девочек» Цель: обучение технике размазывания, воспитывать познавательный.
Консультация для родителей «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях» Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей.
Консультация «Своеобразие совместной деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста» «Игра – удивительно богатая сфера деятельности детей. В народной педагогике ее роль ценится невероятно высоко. Первые уроки жизни – здесь.
Консультация «Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек шестого года жизни» В жизни ребенка старшего дошкольного возраста воображение, фантазия и проявления творчества играют огромную роль: в этот период происходит.
Занятие для мальчиков «Угощение для девочек» Занятие для мальчиков «Угощение для девочек» Цель: знакомство мальчиков с выпечкой. Задачи: 1. Познакомить мальчиков с приготовлением печенья.
Воспитываем мальчика и девочку: в чем разница?
- Автор Екатерина Александровна Бородаенко
- В Психология
- Опубликовано 17.07.2019
- No Comments
Эксперт: психолог Екатерина Александровна Бородаенко
Лет 25 назад где-нибудь на детской площадке можно было услышать фразы «Ты же мальчик, мужчины не плачут», «Мальчики должны защищать девочек», «Девочки не дерутся, это некрасиво» и тому подобное. Ну а если бы в эти годы кто-нибудь упомянул о стиле «унисекс», то вряд ли бы его поняли и поддержали.
Однако времена меняются, и сегодня «унисекс» проник не только в моду, но и в воспитание. Ведь девочек и мальчиков в России (как, впрочем, и в Европе и США) воспитывают абсолютно одинаково. А между тем природа у девочек и мальчиков совершенно разная, и в воспитании ее желательно придерживаться.
Какие ценности поддерживает наше общество?
В нашем мире существует тотальный «культ женщины»: он живет в поговорках (Мама — самый главный человек на свете, При солнышке – тепло, при матери — добро), детских песенках («Папа может все, что угодно, только мамой не может быть»), в произведениях искусства (если внимательно посмотреть, то вы обнаружите огромное количество памятников и картин, посвященных матерям, а вот посвященных отцам днем с огнем не сыщешь).
Однако при этом очевидном культе общество поддерживает вовсе не женские, а мужские ценности. Что требуется от женщины в семье? Чтобы она успевала все на свете и выглядела как «элегантный спортсмен». Что хочет от успешной женщины работодатель? Чтобы она работала за двоих (или троих), была лидером, могла быть конкурентноспособной, зарабатывать и быть независимой, могла принимать решения в форс-мажорных обстоятельствах. Во что одета элегантная успешная женщина? Конечно, в брючный костюм. Что делает ее привлекательной? Отнюдь не женственность и не материнские качества, а сексуальность. И абсолютно те же качества общество ценит в мужчине. Никакой разницы.
Современные родители заинтересованы, чтобы их дети были успешны и востребованы. И чтобы все вышеописанные качества проявились в ребенке, и девочке, и мальчику с пеленок объясняют: «Учись, иначе будешь дворником», «Пробивайся в лидеры, а то останешься нищим», «Чтобы хорошо обеспечивать семью, необходимо достойное образование». Разве кто-то из современных родителей рассказывает ребенку о семейных взаимоотношениях? О том, как выстраивать их грамотно? О том, что существуют мужские и женские модели поведения? И том, что для мальчика естественно «пробиваться» и «обеспечивать», а для девочки это входит в противоречие с ее естественной природой.
Но ведь с древних времен ничего не изменилось: для мужчины по-прежнему естественно быть добытчиком и защитником, а для женщины — женой, матерью, вдохновительницей. И когда эти роли меняются местами, человек чувствует себя «не в своей тарелке». Отсюда — и психосоматические проблемы: непонимание своего предназначения, неумение выстроить отношения, бесплодие. А ведь эту «тарелку» подготовили для ребенка его родители.
Что происходит с девочкой, которую воспитывают по мужским правилам?
Никто не говорит о том, что у девочки что-то получится хуже, чем у мальчика. Вовсе нет: она прекрасно сможет и в горящую избу войти, и коня на скаку остановить, и топ-менеджером стать, и поднять штангу. Но к чему это приведет в результате, наряду с общественным признанием?
- к деградации и нежеланию выполнять женские функции: быть женой, матерью и просто человеком, который умеет проявить мягкость и довериться;
- к психологическим проблемам: когда девушка, освоившая мужскую модель поведения, получает от мужчины только сексуальные взаимоотношения по принципу «равенства» и не получает защиты, заботы и понимания;
- к физическим проблемам и заболеваниям женской репродуктивной системы, поскольку организм не выполняет функций, заложенных природой.
Да, мы научили девочек быть стойкими и посещать секции тайского бокса. А мальчиков научили готовить борщ и быть аккуратными. И это вовсе не плохо, потому что осваивать новые навыки полезно. Другое дело, что «женские» навыки и дела перестали быть уважаемыми и достойными, а мужские возводятся в культ.
В результате мужеподобные женщины совсем не умеют строить и беречь отношения с мужчиной и не знают ничего о женском достоинстве. А мужчины предпочитают гражданские браки и не имеют понятия об ответственности. И оба пола задают друг другу вопросы без ответов: «Где же рыцари и почему мужчины перестали ухаживать?» – интересуются женщины, «Куда делись настоящие женщины?» – спрашивают мужчины.
Но ведь именно родитель закладывает в ребенке природу его личности с учетом правил гендерного воспитания мальчиков и девочек.
В чем же заключается различие в воспитании девочки и мальчика?
Полная семья. В идеале ребенку лучше наблюдать полоролевую идентификацию в семье и перенимать ту роль, которая соответствует его природе. В таком случае дети перенимают примеры собственных родителей. Если все складывается так, что папа может зарабатывать средства на жизнь и готов защищать семью в трудных обстоятельствах, а мама занимается семьей и домашними делами (хотя может и немного работать в качестве хобби) — это идеальный вариант. И в таком варианте дети копируют не только достоинства своих родителей, но и недостатки: достаточно немного понаблюдать за сыном и дочкой в семье, чтобы понять, в чем заключаются пробелы в отношениях между родителями.
Неполная семья. Здесь воспитать мужественного мальчика и женственную девочку немного сложнее, но абсолютно возможно. Даже одинокая мама может воспитать в мальчике ответственность: на первом этапе — за маму, братьев и сестер, за свои дела и успехи в учебе, на следующем — за будущую жену и детей, за собственный дом и рабочие обязанности. Ведь в сущности ответственность мальчика и мужчины — это одно и то же, просто масштабы разные. Не зря и врачи, и психологи рекомендуют с раннего возраста приучать мальчика к спорту, который учит бороться и работать в команде, развивает выносливость, повышает уверенность.
Девочку следует обучать построению семейных взаимоотношений: как сохранить радость в себе и передать ее всем окружающим, как культивировать в себе понимание и сочувствие, но при этом сохранять достоинство и не опускаться до роли жертвы. Девочка с ранних лет должна понять, что «семейный очаг» – это не просто приготовить обед, сделать уборку, уложить ребенка спать и тихо, безмолвно выслушать мужа. Это — интерес к делам семьи, умение в них разобраться, чтобы вовремя оказать поддержку и дать мудрый совет. Это проявление мягкой женской силы, когда мужчина перегибает палку по отношению к детям. Это «включение» спокойствия в минуту, когда все вокруг рушится. И умение верить в мужчину даже в таких обстоятельствах.
Особенности воспитания: в чем нуждаются девочки и мальчики?
Все дети нуждаются в любви: и это — общая рекомендация по воспитанию мальчиков и девочек. Но проявлять любовь можно по-разному — в доверии или в заботе. В этом и заключается главное отличие воспитания мальчиков и девочек.
Мальчику необходимо доверие: и если его не хватает, то этого доверия ваш ребенок начнет добиваться в подростковом возрасте. Заботливые мамы часто подменяют доверие излишней заботой и опекой. И в результате мужские качества характера в мальчике так и не формируются, оставаясь в спящем состоянии. Под крылом заботливой мамы мальчик так и не узнает, что такое решительность, смелость, сила. И все это в конечном счете либо начнет «прорастать» в подростке, который станет пытаться вырваться из-под родительской опеки и устроит настоящие «марши протеста» в семье, либо так и остается в спящем состоянии, и мальчик не научится понимать — зачем ему нужны все эти «тестостероновые штучки». В результате мужчина не ощутит своей природы, не поймет, чего ждут от него женщины, продолжая по привычке «слушаться маму» и ждать ее решений.
Девочке необходима забота: при ее нехватке со стороны родителей девочка скорее всего получит больше доверия. Чаще всего такое доверие получает старшая дочь в семье, на которую рано взваливают ответственность за братьев и сестер. В результате подросшая девушка и женщина так и не осознает — в чем заключается ее настоящая ценность. И поэтому в отношениях с мужчиной она будет стараться каждый раз «подменять понятия»: вместо любви начнет давать секс, вместо теплоты – финансовую поддержку, вместо мягкой женской силы применять принцип «Не смей мне перечить, я здесь принимаю решения». Все это не принесет счастья в жизнь женщины, а только породит бесконечный поиск «достойного» партнера и в результате — неумение построить и сохранить тот самый «очаг».
Что такое забота и как ее проявлять?
Это, прежде всего, поддержка. Давайте девочке эту поддержку, опекайте ее, хольте и лелейте — это все, что ей необходимо, чтобы потом самой стать хранительницей идеального очага. Не стоит стимулировать девочку к тому, чтобы она была сильной и сама о себе заботилась, чтобы искала попытки обеспечить себя. Традиции, на которых строились старые и надежные семьи, предусматривали, что о женщине всегда кто-то заботился, ее всегда защищал мужчина: сначала отец, потом — муж, затем — сын.
Что такое доверие?
Это внутренняя уверенность: с моим сыном все хорошо. Эта уверенность даст не только внутренний покой, а постепенно приучит к мысли о том, что на мальчика можно положиться. Дайте ему возможность совершать и исправлять собственные ошибки, получать свой опыт, достигать желаемого, идти к успеху. Это — не бесконтрольная вседозволенность, а свобода действий под присмотром. К тому же с базой такого доверия мальчик не будет что-то скрывать от родителей. Напротив: имея собственное свободное пространство, он будет советоваться по поводу своего развития и построения отношений с другими людьми, он будет делиться и искать поддержки.
Каждому — свое: какой смысл в раздельном воспитании мальчиков и девочек?
Нормальная семейная модель требует, чтобы отец воспитывал сына, а мать опекала и обучала дочь. Однако в современном обществе настолько сместились все приоритеты и традиции, что женщины редко доверяют своим мужчинам и не могут вовремя направлять мальчиков к ним, в результате оставляя сына при себе и начиная его опекать.
Как правило, опекающие матери — это те, кто сами в детстве недополучили заботы. Поэтому они стараются всю ее отдать своему малышу, независимо от его пола («Ты не забыл перчатки?», «Ты покушал?», «Не забудь причесаться» и т.д.). В свою очередь мальчик, которого слишком опекает мать, полагает, что он не заслуживает доверия. И, следовательно, с ним что-то не в порядке. Также как и в случае с отцом, который предоставляет дочке полную свободу действий и решений вместо того, чтобы опекать ее и лелеять.
Как правило, «маменькин сынок» и «папина дочка» не получают именно того, что им так необходимо по природе, хотя родители искренне и с любовью стараются дать детям все, что могут. Однако дают они то, что неприемлемо для ребенка.
К примеру, предложив мальчику помощь в деле, которое он и сам может выполнить, вы демонстрируете ему недоверие, оскорбляете его мужское достоинство, признаете его слабость и некомпетентность.
Бывает и так, что отец самостоятельно воспитывает дочь или не находит общего языка с матерью по поводу воспитания девочки. И в таком случае наилучшим вариантом будет предложение помощи дочери со стороны любого родителя. Ведь без этой поддержки она не будет ощущать себя нужной и любимой, не научится доверять мужчине, полагаться на его решения, даже если они ошибочны.
Девочка, которая воспитана в заботе и опеке, как магнит притянет к себе именно того мужчину, который умеет быть покровителем и защитником. Такая девочка научится идти за мужем, следовать за его решениями, верить в него и поддерживать. И это будет не «тупое следование» по пятам, а вера в близкого человека, признание его силы, сохранение мотивации, в которых как раз и нуждается каждый мужчина.
Об эксперте: Екатерина Александровна Бородаенко
Психолог
Частная практика: г. Краснодар, п. Черноморский, ст. Северская
Опыт работы в профессии 13 лет
Работает в направлениях: Гипнотерапия, Нейро-лингвистическое программирование, Поведенческая психотерапия, Телесно-ориентированная терапия, Транзактный анализ, метод ДПДГ
Член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ)
Отличия в развитии и воспитании мальчиков и девочек: поговорим о «типичности»
Какими бывают мальчики, девочки, или какими они должны быть? В обществе успели сформироваться определенные представления на этот счет. Зачастую разочарования или сюрпризы, с которыми сталкиваются родители при воспитании детей, связаны именно с такими стереотипами. Разумеется, существуют определенные закономерности в развитии ребенка в зависимости от его пола. Они обусловлены социальными и природными факторами, а также отражают многовековые понятия, передающиеся от отца к сыну. Однако ваш ребенок вполне может нарушить все постулаты «типичности». И это вовсе не будет означать, что с ним «что-то не так».
Разница в развитии мальчиков и девочек
При рождении, как правило, мальчики крупнее девочек, имеют больший вес, более крупную голову. Говорить мальчики обычно начинают на 4-6 мес позднее девочек, ходить – на 2-3 месяца позднее.
Когда вы обращаетесь к мальчику с критикой, вкратце изложите суть своего недовольства. Все дело в том, что мальчики неспособны долго пребывать в состоянии эмоционального напряжения, их мозг просто блокирует слуховой канал, и сын перестает вас слушать. Это подтверждается и наблюдениями санкт-петербургских нейропсихологов. Они выяснили, что с самого рождения мозг мальчиков и девочек работает по-разному (для этого записывали биотоки мозга младенцев). Если проанализировать, как взаимодействуют электрические потенциалы в разных областях коры мозга, то можно с большой долей вероятности определить пол новорожденного.
Острота слуха у мальчиков до восьмилетнего возраста выше, чем у девочек, но девочки обладают повышенной чувствительностью к шуму. Чувствительность их кожи также выше, поэтому телесный дискомфорт для них более неприятен, и в то же время девочки более отзывчивы на ласку, объятия, поцелуи. Играя, девочки чаще используют ближнее зрение, им достаточно ограниченного пространства, где можно разложить кукол, бусины, лоскутки и прочие маленькие богатства. А вот мальчики применяют в играх дальнее зрение, им нравится бросать предметы, догонять друг друга и т.п. Вообще для полноценного развития мальчикам нужно больше пространства. За неимением достаточной площади горизонтальной поверхности, шалуны начинают осваивать вертикальную, они могут залезть на шкаф, повиснуть на двери, прыгать на спинке дивана и т.д.
Так задумано природой
Различия в психике детей мужского и женского пола заложены природой не случайно. Это обусловлено борьбой двух противоположных тенденций. Ориентированность женщины направлена в сторону выживаемости, сохранения ценных эволюционных приобретений, ориентированность мужчины – в сторону прогресса, познания нового. Мужчины характеризуются поисковым поведением, поэтому мальчики так активно осваивают новые пространства, совершают рискованные поступки, быстро находят выход из сложной ситуации, принимают нестандартные решения. Все эти особенности играют роль в обучении мальчиков и девочек. Девочки обладают более однотипным мышлением, но их речь более развита, мальчики больше молчат, но мыслят интересно, нестандартно. Порой это незаметно как раз в силу их неразговорчивости.
Психологами был проведен такой эксперимент. Учащимся первого класса задали вопрос – как можно использовать кирпич? Первый ответ, лежащий на поверхности, пришел сразу – «для постройки дома». Затем отвечали девочки – можно построить забор, гараж или сарай. Исчерпав тему строительства, они притихли, и тогда подал голос один из мальчиков «Кирпич можно положить для тяжести при засолке грибов». И вновь инициативу подхватили девочки, они придумывали, как можно применить кирпич в качестве груза. Затем, когда и эта тема была исчерпана, снова ответил мальчик: «Можно обложить костер кирпичами, и тогда трава не загорится»… Это не означает, что ни одна девочка не сможет выдать новую идею, но все же лучше с принципиально новыми задачами справляются мальчики. При этом они не уделяют достаточно внимания аккуратности и тщательности – например, решив нестандартным путем математическую задачу, мальчик может допустить при вычислении ошибку и получить двойку в результате.
Особенности мышления
Девочкам подвластны шаблонные задания с необходимостью тщательной проработки деталей. Девочки быстрее читают, обладают более беглой речью, пишут более аккуратно и красиво, но мальчики быстрее решают кроссворды и лучше подбирают словесные ассоциации. Согласно исследованиям, даже шестилетние мальчики обладают специализацией мозга по пространственному мышлению, у девочек она не появляется и к тринадцати годам. Поэтому мальчикам проще решить геометрическую задачу пространственным методом – повернуть мысленно фигуры, наложить их друг на друга. Девочки же обозначают стороны, углы буквами и в дальнейшем оперируют этими значениями, а также теоремами (шаблонами). Мальчикам труднее дается грамота, они могут писать небрежно и плохо пересказывать. Не стоит огорчаться, если вы замечаете это за своим сынишкой – в этом одна из особенностей мужского ума. Мальчики чаще проявляют математическую одаренность, у девочек, как правило, богаче словарный запас.
И помните, что мальчики отстают в развитии от девочек, они проходят свой путь взросления, потому не нужно волноваться за их интеллектуальное становление.
Разница в воспитании мальчиков и девочек
Но биологические предпосылки – не единственный показатель, определяющий различия между мальчиками и девочками. Немалая доля этих различий формируется в процессе воспитания. Осознанно или подсознательно, но уже с первых дней жизни ребенка родители растят его в соответствии с заложенными у них представлениями о том, какой должна быть женщина или каким должен быть мужчина. Соответственно, и общаются с детьми разного пола взрослые по-разному.
Было отмечено, что в мальчиках отцы стремятся пробудить исследовательские навыки и побуждают их к двигательной активности. К примеру, на прогулке папа зачастую держится несколько поодаль, без необходимости на помощь не спешит. Девочкам же в случае затруднений взрослые чаще предлагают помощь, а также больше разговаривают с дочерьми.
Мальчику стараются прививать самостоятельность, храбрость, активную жизненную позицию, настойчивость, сдержанность в проявлении эмоций. Девочку видят мягкой, изящной, чуткой, внимательной. Но эти усредненные показатели не являются мерилом и поводом для того, чтобы каждого ребенка под них подстраивать или тревожиться, когда малыш ведет себя «нетипично». Если говорить сухим научным языком, «мужчины и женщины, которые сохраняют отчетливую половую идентичность и при этом гармонично сочетают психологические признаки обоих полов, наиболее продуктивны и адаптивны в общественной и личной жизни». Иначе говоря, некоторые особенности и черты, традиционно приписываемые противоположному полу, скорее всего, будут способствовать жизненному успеху человека – в том случае, если при этом не мешают быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной».
С ним что-то не так?
Если мальчик играет с куклами или проявляет интерес к шитью, родители, как правило, начинают опасаться – «с ним что-то не так»! Но взрослый мужчина, ловко обращающийся с ребенком, умело переодевающий или причесывающий его, вызывает одобрение, а творениями знаменитых кутюрье восхищается весь мир. Непоседливая, упрямая девочка — «маленькая разбойница» — доводит родителей до «белого каления». Но в будущем благодаря своей настойчивости, умению отклоняться от заданных стандартов, смелости и решительности она может достичь значительных профессиональных высот!
Современное общество развивается таким образом, что традиционно мужские и женские роли перестают в нем быть специфичными. И поэтому не стоит впадать в панику, если дочка просит купить машинку или интересуется инструментами. Помните, однако, что во всем важна мера. Заметив, что интересы ребенка сосредоточены исключительно в области, принадлежащей детям противоположного пола, попытайтесь сформировать для него новый круг общения, вовлекайте в более «традиционные» занятия, игры. Воспитывать в ребенке осознание своей половой принадлежности также необходимо.
Мальчики не плачут, девочки не дерутся?
Но как это правильно делать? Не стоит ругать ребенка, который ведет себя «не по правилам». Например, нередки случаи, когда отец насмешливо или строго обращается к сыну: «Мальчики не плачут! Нечего реветь, как девчонка!» И вот уже рыдающий от обиды и боли малыш запоминает, что выражать свои эмоции свободно могут только «девчонки», мальчикам это «не положено» — следовательно, он ищет иные выходы для снятия стресса. Природой в мальчиках заложена большая по сравнению с девочками агрессивность. И, если настойчиво призывать ребенка проявлять «мужество», эта природная агрессия может быть спровоцирована. Мальчик может начать ломать игрушки, рвать книги, бить других детей, грубить взрослым. С другой стороны, оказавшись в детском саду, привыкший выражать свои эмоции слезами мальчик непременно станет удобной мишенью для насмешек сверстников.
Так в какой же мере должен быть усвоен ребенком принцип «мальчики не плачут»? В следующей форме – «мальчики не плачут из-за пустяков». И приучать малыша к этому следует не тогда, когда он уже расплакался, а тогда, когда самостоятельно удержался от слез. С гордостью похвалите малыша – «молодец, настоящий мужчина!» И вы увидите, как ребенок сразу забудет об ушибленной коленке. Он мальчик, а значит, будущий мужчина. А мужчины не плачут из-за такой ерунды! Ведь папа же не плакал, когда ударил себя случайно по пальцу молотком. Если ребенок сам приходит к такому выводу, если он получает возможность гордиться собой (не без помощи и поддержки взрослых) – тогда будет достигнут результат.
Или другой пример. Мама сердится на дочь – «Зачем же ты опять лезешь на дерево? По деревьям лазают только мальчики, а ты – девочка!» Постоянно преследуемая такого рода (и иными) ограничениями, девочка начнет жалеть, что она не мальчик. Насколько легче мальчишкам живется! Они могут писать корявым почерком, могут бегать, прыгать и лазать, где захотят. Расстроенная девочка приходит к таким выводам – а что может быть хуже несогласия со своей половой принадлежностью уже в столь юном возрасте! Чтобы у ребенка формировалась адекватная самооценка, чтобы он мог строить гармоничные взаимоотношения с окружающими людьми, сохранять психическое и душевное равновесие – он должен принимать себя таким, какой он есть, и ключевая составляющая этого принятия – принадлежность к мужскому или женскому полу. Поэтому столь важно и необходимо, чтобы свою гендерную роль ребенок осознавал и осваивал в условиях одобрения, радовался, что родился мальчиком или девочкой.
Советы родителям
Родители должны отделять свои представления об «идеальном ребенке», «мужественном сыне», «женственной дочери» от индивидуальных особенностей малыша, которые препятствуют его приближению к «идеалу». Не следует строго разграничивать половые роли, навязывать ребенку стандарты, сурово ограничивать его поведение. А вот что вы должны сделать – позаботиться о наличии перед глазами малыша положительных примеров «истинных леди», «настоящих мужчин». Этот путь намного продуктивнее.
Как же быть, если мама воспитывает сына в одиночку, или у папы нет времени, чтобы показывать мальчику примеры настоящего мужского поведения? Тогда следует преподавать ребенку «теорию мужества» и позаботиться о его регулярном общении с теми мужчинами, которым он может (и хочет) подражать. Причем сделать это необходимо как можно раньше – не дожидайтесь, пока таким примером для сына станет подозрительная личность из дворовой компании. Если «образцов для подражания» нет среди родственников, друзей и знакомых, можно подобрать для ребенка кружок или спортивную секцию, где занятия будет вести отвечающий вашим представлениям о «настоящем мужчине» преподаватель. Лучше всего для этих целей подойдут спортивные организации, а также художественные школы и ремесленные кружки. В данном случае следует брать во внимание не столько возможность применения полученных знаний на практике, сколько общее положительное воздействие творчества. Для девочек такими полезными навыками могут стать любые занятия по рукоделию.
Преодолевать трудности и разделять обязанности мальчики и девочки могут научиться в семейных и групповых походах.
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-vospitanija-malchikov-i-devochek.html
http://plusmama.ru/psihologija/raznitsa-v-vospitanii-mal-chikov-devochek/
http://paidagogos.com/otlichiya-v-razvitii-i-vospitanii-malchikov-i-devochek-pogovorim-o-tipichnosti.html