1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образ остапа бендера в современном изобразительном искусстве на примере коллекции козьмодемьянского музея сатиры и юмора.

Отзыв: Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера (Россия, Козьмодемьянск) — За хорошим настроением сходи в музей Остапа Бендера!

Всем привет, дорогие друзья. Хочу вам рассказать про еще одно интересное место в небольшом городе Козьмодемьянске, которое мы уже посетили два раза в этом году, в рамках наших речных круизов по Волге. Мы уже несколько раз были в городе Козьмодемьянске, и на наш взгляд, пожалуй именно этот музей — является главной городской достопримечательностью. Вот именно поэтому, снова оказавшись в Козьмодемьянске, мы решили еще раз сходить в этот музей, ведь он — довольно колоритен и интересен. Итак, я вам сегодня подробно расскажу про музей «Сатиры и Юмора имени Остапа Бендера». В этом музее мы также увидим и другие выставки разных художников и скульпторов, многие из которых действительно были очень интересными. Вход в сам музей стоит 100 рублей, и фотографирование — тоже платное, оно стоит 30 рублей. Итак, начнем наше путешествие по замечательному и очень интересному музею Сатиры и Юморы имени Остапа Бендера. Вот эта композиция называется «Остап в помещении шахсекции города Васюки»:

Этот музей является довольно известным в городе Козьмодемьянске, и конечно, его можно смело назвать одной из его главных достопримечательностей. А находится музей — совсем недалеко от причала, где швартуются круизные теплоходы, по адресу: улица Советская, д. 8.
А здесь — мы видим макет Стрелецкой часовни, которая тоже имеется в городе Козьмодемьянске, и находится, как раз напротив музея Остапа Бендера:

В романе Ильфа и Петрова город Козьмодемьянск получил название Васюки, и именно в этом городе Остап Бендер провел свой знаменитый шахматный турнир.
А сейчас, мы видим портрет Остапа Бендера на зеркале:

Теперь в городе Козьмодемьянске, каждый год проходит юмористический фестиваль «Бендериада». Поднимаясь по лестнице в музей Остапа Бендера мы видим, что стены обклеены газетами, связанными с произведением Ильфа и Петрова «12 стульев», и тут м также можем прочитать разные фразочки главного героя, которые стали крылатыми и разошлись по всему свету:

А это плакат, посвященный 80-летию выпуска книги «12 стульев», которое было в 2008 году. Вышла эта книга в 1928 году.

А это вот макет такой старинной машины, в которой многие люди фотографировались:

Вот ее вид, так скажем, в анфас:

Народу в музее было очень много — потому что, в основном, все туристы с нашего теплохода отправились сюда. Мало, кто пошел гулять по городу Козьмодемьянску самостоятельно, несмотря на то, что там есть еще кое-что интересное, что можно посмотреть, например, два прекрасных храма, этнографический музей под открытым небом, музей купеческого быта. А тут вот мы видим объявление, что 22 июня 1927 года в помещении клуба «Картонажник» состоялась лекция и игра Остапа Бендера на 160 досках:

Расскажу вам немного об истории. В начале XX века, Илья Ильф прибыл в Козьмодемьянск, точно также, как и мы — на теплоходе. И вот с этого момента город Козьмодемьянск и стал Васюками, и уже очень скоро вышел роман «12 стульев».

Музей Остапа Бендера, кстати, находится в старинном здании купцов Бычковых XIX века. Мы с вами это здание уже видели, когда я вам рассказывала про город Козьмодемьянск, но все-таки давайте посмотрим на него еще и освежим в памяти:

А теперь мы с вами продолжим путешествовать по музею Остапа Бендера.

А вот тут мы видим буфет, в котором Остап Бендер обедал, когда был в Васюках:

А вот тут мы видим гигантские шахматы на стене, а в уголочке симпатичные цветочки. Музей очень уютный, можно сказать даже домашний, в нем приятная атмосфера:

А это вот Васюкинский Нарпит, где можно было выпить и закусить. Там даже прейскурант этого нарпита рядом висел:

Вот тут внизу мы видим пустые бутылки и бидон:

А вот эта деревянная скульптура Остапа Бендера:

Над это скульптурой мы можем прочитать еще одно высказывание Остапа Бендера:

А вот и шахматы, и если присмотреться то на лодке, в которой силит Остап Бендер написано «Васюки»:

Все на тираж! Каждый трудящийся должен иметь в кармане. Вот, что написано на стуле, который находится в этой маленькой лодочке:

А вот тут мы видим большую скульптуру «12 стульев», которая сделана из настоящих стульев 🙂

А на стенах — все еще можем лицезреть гигантскую шахматную доску с гигантскими шахматами на ней:

Читать еще:  В чем проявляется русский национальный характер. Этнические и этнографические группы

Так что если не вы не побываете в музее имени Остапа Бендера, когда будете в Козьмодемьянске, то это значит, что вы не видели самого Козьмодемьянска. Это шутка, конечно, но этот музей, правда, очень интересный и нам там очень понравилось.

Культуру в массу — а деньги в кассу!

В музее также можно сфотографироваться в костюме Остапа Бендера, и очень классные фотографии получаются. А вот тут мы видим награды за эстафетный пробег «Йошкар-Ола-Васюки»:

А это вот такая старинная печатная машинка:

Один красивенький стульчик, но выглядит он довольно современным:

А это «живые шахматы» в костюмах Остапа Бендера, на которых написано название фестиваля, который теперь каждый проходит в Козьмодемьянске:

А это тринадцатый стул, и вот тут возле него мы как раз видим предметы костюма Остапа Бендера, в который можно нарядиться и сфотографироваться:

Еще цветочки в музее, которые окружены шахматными фигурами:

А это вот бюджет государственной думы 🙂

А тут мы видим вывеску клуба «Четырех коней» имени Остапа Бендера:

Посмотрим еще немного на фотографии и высказывания Остапа Бендера, которые висят на стенах:

Также есть тут и словечки Эллочки Людоедки, которых у нее в словарном запасе было не так уж и много:

Кстати, про Эллочку. В музее можно увидеть некоторые ее наряды и там на стене висит список слов, которые она любила говорить, например «Мрак», «Хо-хо» и. т. д.

Вот ее любимые фразочки:

А это вот знаменитая гитара с надписью «Не учите меня жить!»:

Дебют, товарищи — это тоже фантазия. Даже с ничтожными возможностями можно овладеть доской.

А это вот такое полукресло, которым мастер Гамбс начинает новую партию мебели:

Также вот тут мы видим макет теплохода А. Чехов:

Вот такой интересный музей мы посетили в городе Козьмодемьянске.

В коридоре стоит вот такой диванчик. Проход на второй этаж закрыт.

В одном из залов музея разместилась мастерская скульптора Ледейкина, который делает изделия из глины:

Скульптуры, картины у него самые разные, но есть еще небольшие обереги, которые он прямо там и продает, например, есть у него такой старичок, которому надо сказать, чтобы он забрал у человека все болезни, и тогда болеть будет фигурка, а не вы. Как-то так. Автор сказал, что главное в это верить, и оно так и будет. При нас, кто-то с нашего теплохода, купил себе одну фигурку для семейного счастья.

Про его выставку я вам расскажу отдельно. Также в музее Остапа Бендера сейчас проходит выставка детского рисунка:

А это вот такой милый, красиво расписанный котик:

Бендериада -Васюки-Козьмодемьянск! Хотелось бы побывать на этом фестивале, наверное, это очень интересно и увлекательно — там бывают артисты в костюмах героев романа «12 стульев», можно сразиться в шахматных поединках.

А мы с вами покидаем музей Остапа Бендера и спускаемся вниз по лестнице:

Еще немного газетных вырезок на стенах:

И снова крылатые выражения из романа Ильфа и Петрова:

А впервые мы посетили этот музей — в мае 2018 года, в ходе нашего майского круиза по Волге, на теплоходе «Космонавт Гагарин» .
Так что музей Остапа Бендера нам очень понравился, здесь мы получили массу удовольствия от его посещения, и было очень интересно посмотреть саму экспозицию музея, а также другие выставки, которые там проходят. Если вы не собираетесь в Козьмодемьянск, но вам хотелось бы посетить этот музей, то на сайте этого музея, вы можете совершить виртуальную экскурсию и походить там по всем комнатам этого замечательного музея. Но я все-таки советую всем его посетить, кто окажется в этом городе Васюки или же, в городе Козьмодемьянске, и получить огромное удовольствие от этого. Поставлю этому замечательному музею большую пятерку, и потом я расскажу вам и о других выставках, которые проходили в этом музее.

Образ остапа бендера в современном изобразительном искусстве на примере коллекции козьмодемьянского музея сатиры и юмора.


Роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» вышел в свет в 1928 году, и сразу же получил большую популярность среди советских читателей. С тех пор, за прошедшие почти девяносто лет, это знаменитое произведение сатирической мысли было переведено на множество языков, неоднократно экранизировалось и ставилось на сценах театров, фразы из романа ушли в народ, а сами персонажи романа стали основой для народного творчества. Здесь можно упомянуть и скульптурные композиции, посвящённые пребыванию великого комбинатора и компании в том или ином городе, карикатуры в печатных и интернет-изданиях, картины и прочее. А в 1996-м году произошло важное событие – открылся Козьмодемьянский музей сатиры и юмора. Сейчас музей находится на реставрации, и в обновлённом виде должен начать принимать посетителей к началу туристического сезона. Романы Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» за прошедшие годы нисколько не потеряли своей остроты, а в связи с начинающимся годом, объявленным Годом литературы, стали ещё актуальнее.

Немного истории. Считается, что город Козьмодемьянск является прототипом г. Васюки из романа «Двенадцать стульев», где «гроссмейстер» О. Бендер проводил сеанс одновременной игры в шахматы. В связи с этим утверждением, в Козьмодемьянске с 1995 года проходит Всероссийский ежегодный фестиваль сатиры и юмора Бендериада – что как раз дало возможность для основания музея сатиры и юмора. В музейных фондах есть множество экспонатов, оригинально трактующих образ великого комбинатора.

Читать еще:  Повлиял ли на людей поступок данко. Проблема подвига в Легенде о Данко по рассказу Старуха Изергиль (Горький Максим)

Деревянная фигура «Остап». Козьмодемьянский скульптор Юрий Викторович Кириллов необычно подошёл к изображению образа Остапа. Скульптура в человеческий рост в стиле конструктивизма, этакий обобщённый образ, напоминающий робота, в неизменном головном уборе и с шарфом, но с «сердцем — пламенным мотором», подмигивающий посетителям и протягивающий руку для дружеского рукопожатия.

Козьмодемьянская художница Любовь Николаевна Каратонова в своей картине «Остап в Васюках» показывает Остапа-мечтателя. Он лёгкой походкой шагает по городу, не замечая словно во сне проносящихся мимо него улиц, домов, прохожих, извозчиков, а вокруг него носится в воздухе множество идей и дерзких планов, — в центре которых ковром-самолётом парит перед ним идея шахматного турнира.

Целых три экспозиции Йошкаролинского художника Сергея Васильевича Прутова посвящены романам Ильфа и Петрова. Они называются «Скрябин», «Ипполит Матвеевич у доски объявлений» и «Васюки – пуп земли». Самая большая из них – это «Васюки – пуп Земли». На переднем плане – знаменитая сцена из романа «Двенадцать стульев», когда с доски одноглазого шахматиста исчезла ладья. Фигуры «гроссмейстера» и любителя выполнены в полный рост. На заднем плане – футуристический пейзаж Нью-Васюков, объёмность которого плавно переходит в двухмерное изображение. На потолке стоит бриллиантовый стул, который вроде бы близко, но достать его нет никакой возможности. Но Остап не обращает внимания на окружающую его обстановку; он улыбается, он прокручивает в уме новые масштабные комбинации. Ведь, как нередко замечалось знатоками романа «Двенадцать стульев», для О. Бендера деньги никогда не были целью; главное – это путь к цели, и чем он сложнее, тем интереснее, тем лучше.

Картины ещё одного Йошкаролинского художника, Анатолия Александровича Смирнова, весьма необычны. Стиль его творчества – поп-арт. Это философские коллажи, в которых обычно присутствуют монеты (в том числе и редкие экземпляры), детали от часов и прочие мелочи, на которые мы часто не обращаем внимания в повседневной жизни. Вместе всё это выглядит впечатляюще. Идеи картин приходят к Анатолию Смирнову во сне. Одну из своих картин Анатолий Александрович посвятил великому комбинатору. «Остап в зеркале». Портрет О. Бендера изображён прямо на отражающей поверхности зеркала, и посетитель, рассматривающий картину, видит в ней и своё отражение, и Остапа. Что, видимо, должно означать: частичка великого комбинатора есть в каждом из нас.

Во втором зале музея представлены картины чувашского художника-карикатуриста Андрея Васильева, иллюстрирующие основные сцены пребывания Остапа в Васюках. Тут и яркая и эмоциональная речь «гроссмейстера» Бендера о Нью-Васюках – Нью-Москве, и неразрешимый конфликт Остапа с одноглазым шахматистом во время сеанса одновременной игры в шахматы, и погоня на лодках по Волге, завершившаяся массовым купанием васюкинских любителей. Не забыл художник и про свои родные Чебоксары, изобразив встречу О. Бендера и Ипполита Матвеевича со стулом, выброшенным ими до этого с теплохода «Скрябин». Остап и остальные персонажи романа «Двенадцать стульев» показаны Андреем Васильевым в шаржированном, карикатурном виде, достойном сатирических журналов, таких как «Крокодил» или йошкаролинский «Пачемыш» («Оса»).

В музее сатиры и юмора присутствуют и экспонаты, подаренные музею журналом «Пачемыш», являющимся спонсором фестиваля сатиры и юмора «Бендериада». Главный редактор журнала, Виталий Шкалин, передал музею пару стилизованных ос из папье-маше, символов «Пачемыша», наряженных Остапами Бендерами.

Деревянный «Трактиръ «Ося и К⁰»» подарен музею сатиры и юмора резчиком по дереву Владимиром Васильевичем Моисеевым. Радостные посетители позируют на фоне вывески питейного заведения, перед входом, украшенным стилизованной римской колонной; по бокам от трактира растут огромные подсолнухи и большие спелые фрукты. Поклонники романа «Двенадцать стульев», подключив фантазию, могут попытаться найти здесь и самих хозяев заведения.

Таким образом, романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», и собственно образ самого Остапа Бендера, оставили заметный след в искусстве, и продолжают оказывать влияние на развитие современных тенденций художественного творчества. В свою очередь, Козьмодемьянский музей сатиры и юмора ежегодно пополняет свои коллекции и приглашает к себе в гости посетителей к началу туристического сезона.

Емелин Е. В., старший научный
сотрудник отдела хранения МУ КМК

Образ остапа бендера в современном изобразительном искусстве на примере коллекции козьмодемьянского музея сатиры и юмора.


Роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» вышел в свет в 1928 году, и сразу же получил большую популярность среди советских читателей. С тех пор, за прошедшие почти девяносто лет, это знаменитое произведение сатирической мысли было переведено на множество языков, неоднократно экранизировалось и ставилось на сценах театров, фразы из романа ушли в народ, а сами персонажи романа стали основой для народного творчества. Здесь можно упомянуть и скульптурные композиции, посвящённые пребыванию великого комбинатора и компании в том или ином городе, карикатуры в печатных и интернет-изданиях, картины и прочее. А в 1996-м году произошло важное событие – открылся Козьмодемьянский музей сатиры и юмора. Сейчас музей находится на реставрации, и в обновлённом виде должен начать принимать посетителей к началу туристического сезона. Романы Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» за прошедшие годы нисколько не потеряли своей остроты, а в связи с начинающимся годом, объявленным Годом литературы, стали ещё актуальнее.

Читать еще:  Изготовление новогодних игрушек из фетра пошаговая инструкция. Мастер-классы по изготовлению интересных новогодних игрушек из фетра. Как сделать снеговика из фетра

Немного истории. Считается, что город Козьмодемьянск является прототипом г. Васюки из романа «Двенадцать стульев», где «гроссмейстер» О. Бендер проводил сеанс одновременной игры в шахматы. В связи с этим утверждением, в Козьмодемьянске с 1995 года проходит Всероссийский ежегодный фестиваль сатиры и юмора Бендериада – что как раз дало возможность для основания музея сатиры и юмора. В музейных фондах есть множество экспонатов, оригинально трактующих образ великого комбинатора.

Деревянная фигура «Остап». Козьмодемьянский скульптор Юрий Викторович Кириллов необычно подошёл к изображению образа Остапа. Скульптура в человеческий рост в стиле конструктивизма, этакий обобщённый образ, напоминающий робота, в неизменном головном уборе и с шарфом, но с «сердцем — пламенным мотором», подмигивающий посетителям и протягивающий руку для дружеского рукопожатия.

Козьмодемьянская художница Любовь Николаевна Каратонова в своей картине «Остап в Васюках» показывает Остапа-мечтателя. Он лёгкой походкой шагает по городу, не замечая словно во сне проносящихся мимо него улиц, домов, прохожих, извозчиков, а вокруг него носится в воздухе множество идей и дерзких планов, — в центре которых ковром-самолётом парит перед ним идея шахматного турнира.

Целых три экспозиции Йошкаролинского художника Сергея Васильевича Прутова посвящены романам Ильфа и Петрова. Они называются «Скрябин», «Ипполит Матвеевич у доски объявлений» и «Васюки – пуп земли». Самая большая из них – это «Васюки – пуп Земли». На переднем плане – знаменитая сцена из романа «Двенадцать стульев», когда с доски одноглазого шахматиста исчезла ладья. Фигуры «гроссмейстера» и любителя выполнены в полный рост. На заднем плане – футуристический пейзаж Нью-Васюков, объёмность которого плавно переходит в двухмерное изображение. На потолке стоит бриллиантовый стул, который вроде бы близко, но достать его нет никакой возможности. Но Остап не обращает внимания на окружающую его обстановку; он улыбается, он прокручивает в уме новые масштабные комбинации. Ведь, как нередко замечалось знатоками романа «Двенадцать стульев», для О. Бендера деньги никогда не были целью; главное – это путь к цели, и чем он сложнее, тем интереснее, тем лучше.

Картины ещё одного Йошкаролинского художника, Анатолия Александровича Смирнова, весьма необычны. Стиль его творчества – поп-арт. Это философские коллажи, в которых обычно присутствуют монеты (в том числе и редкие экземпляры), детали от часов и прочие мелочи, на которые мы часто не обращаем внимания в повседневной жизни. Вместе всё это выглядит впечатляюще. Идеи картин приходят к Анатолию Смирнову во сне. Одну из своих картин Анатолий Александрович посвятил великому комбинатору. «Остап в зеркале». Портрет О. Бендера изображён прямо на отражающей поверхности зеркала, и посетитель, рассматривающий картину, видит в ней и своё отражение, и Остапа. Что, видимо, должно означать: частичка великого комбинатора есть в каждом из нас.

Во втором зале музея представлены картины чувашского художника-карикатуриста Андрея Васильева, иллюстрирующие основные сцены пребывания Остапа в Васюках. Тут и яркая и эмоциональная речь «гроссмейстера» Бендера о Нью-Васюках – Нью-Москве, и неразрешимый конфликт Остапа с одноглазым шахматистом во время сеанса одновременной игры в шахматы, и погоня на лодках по Волге, завершившаяся массовым купанием васюкинских любителей. Не забыл художник и про свои родные Чебоксары, изобразив встречу О. Бендера и Ипполита Матвеевича со стулом, выброшенным ими до этого с теплохода «Скрябин». Остап и остальные персонажи романа «Двенадцать стульев» показаны Андреем Васильевым в шаржированном, карикатурном виде, достойном сатирических журналов, таких как «Крокодил» или йошкаролинский «Пачемыш» («Оса»).

В музее сатиры и юмора присутствуют и экспонаты, подаренные музею журналом «Пачемыш», являющимся спонсором фестиваля сатиры и юмора «Бендериада». Главный редактор журнала, Виталий Шкалин, передал музею пару стилизованных ос из папье-маше, символов «Пачемыша», наряженных Остапами Бендерами.

Деревянный «Трактиръ «Ося и К⁰»» подарен музею сатиры и юмора резчиком по дереву Владимиром Васильевичем Моисеевым. Радостные посетители позируют на фоне вывески питейного заведения, перед входом, украшенным стилизованной римской колонной; по бокам от трактира растут огромные подсолнухи и большие спелые фрукты. Поклонники романа «Двенадцать стульев», подключив фантазию, могут попытаться найти здесь и самих хозяев заведения.

Таким образом, романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», и собственно образ самого Остапа Бендера, оставили заметный след в искусстве, и продолжают оказывать влияние на развитие современных тенденций художественного творчества. В свою очередь, Козьмодемьянский музей сатиры и юмора ежегодно пополняет свои коллекции и приглашает к себе в гости посетителей к началу туристического сезона.

Емелин Е. В., старший научный
сотрудник отдела хранения МУ КМК

Источники:

http://otzovik.com/review_6620539.html
http://www.kmkmuzey.ru/index.php/2014-05-21-06-40-56/articles/1023-obrazbender
http://www.kmkmuzey.ru/articles/1023-obrazbender

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector