Образ остапа бендера в современном изобразительном искусстве на примере коллекции козьмодемьянского музея сатиры и юмора.
Содержание
- 1 Образ остапа бендера в современном изобразительном искусстве на примере коллекции козьмодемьянского музея сатиры и юмора.
- 1.1 Отзыв: Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера (Россия, Козьмодемьянск) — За хорошим настроением сходи в музей Остапа Бендера!
- 1.2 Образ остапа бендера в современном изобразительном искусстве на примере коллекции козьмодемьянского музея сатиры и юмора.
- 1.3 Образ остапа бендера в современном изобразительном искусстве на примере коллекции козьмодемьянского музея сатиры и юмора.
Отзыв: Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера (Россия, Козьмодемьянск) — За хорошим настроением сходи в музей Остапа Бендера!
Всем привет, дорогие друзья. Хочу вам рассказать про еще одно интересное место в небольшом городе Козьмодемьянске, которое мы уже посетили два раза в этом году, в рамках наших речных круизов по Волге. Мы уже несколько раз были в городе Козьмодемьянске, и на наш взгляд, пожалуй именно этот музей — является главной городской достопримечательностью. Вот именно поэтому, снова оказавшись в Козьмодемьянске, мы решили еще раз сходить в этот музей, ведь он — довольно колоритен и интересен. Итак, я вам сегодня подробно расскажу про музей «Сатиры и Юмора имени Остапа Бендера». В этом музее мы также увидим и другие выставки разных художников и скульпторов, многие из которых действительно были очень интересными. Вход в сам музей стоит 100 рублей, и фотографирование — тоже платное, оно стоит 30 рублей. Итак, начнем наше путешествие по замечательному и очень интересному музею Сатиры и Юморы имени Остапа Бендера. Вот эта композиция называется «Остап в помещении шахсекции города Васюки»:
Этот музей является довольно известным в городе Козьмодемьянске, и конечно, его можно смело назвать одной из его главных достопримечательностей. А находится музей — совсем недалеко от причала, где швартуются круизные теплоходы, по адресу: улица Советская, д. 8.
А здесь — мы видим макет Стрелецкой часовни, которая тоже имеется в городе Козьмодемьянске, и находится, как раз напротив музея Остапа Бендера:
В романе Ильфа и Петрова город Козьмодемьянск получил название Васюки, и именно в этом городе Остап Бендер провел свой знаменитый шахматный турнир.
А сейчас, мы видим портрет Остапа Бендера на зеркале:
Теперь в городе Козьмодемьянске, каждый год проходит юмористический фестиваль «Бендериада». Поднимаясь по лестнице в музей Остапа Бендера мы видим, что стены обклеены газетами, связанными с произведением Ильфа и Петрова «12 стульев», и тут м также можем прочитать разные фразочки главного героя, которые стали крылатыми и разошлись по всему свету:
А это плакат, посвященный 80-летию выпуска книги «12 стульев», которое было в 2008 году. Вышла эта книга в 1928 году.
А это вот макет такой старинной машины, в которой многие люди фотографировались:
Вот ее вид, так скажем, в анфас:
Народу в музее было очень много — потому что, в основном, все туристы с нашего теплохода отправились сюда. Мало, кто пошел гулять по городу Козьмодемьянску самостоятельно, несмотря на то, что там есть еще кое-что интересное, что можно посмотреть, например, два прекрасных храма, этнографический музей под открытым небом, музей купеческого быта. А тут вот мы видим объявление, что 22 июня 1927 года в помещении клуба «Картонажник» состоялась лекция и игра Остапа Бендера на 160 досках:
Расскажу вам немного об истории. В начале XX века, Илья Ильф прибыл в Козьмодемьянск, точно также, как и мы — на теплоходе. И вот с этого момента город Козьмодемьянск и стал Васюками, и уже очень скоро вышел роман «12 стульев».
Музей Остапа Бендера, кстати, находится в старинном здании купцов Бычковых XIX века. Мы с вами это здание уже видели, когда я вам рассказывала про город Козьмодемьянск, но все-таки давайте посмотрим на него еще и освежим в памяти:
А теперь мы с вами продолжим путешествовать по музею Остапа Бендера.
А вот тут мы видим буфет, в котором Остап Бендер обедал, когда был в Васюках:
А вот тут мы видим гигантские шахматы на стене, а в уголочке симпатичные цветочки. Музей очень уютный, можно сказать даже домашний, в нем приятная атмосфера:
А это вот Васюкинский Нарпит, где можно было выпить и закусить. Там даже прейскурант этого нарпита рядом висел:
Вот тут внизу мы видим пустые бутылки и бидон:
А вот эта деревянная скульптура Остапа Бендера:
Над это скульптурой мы можем прочитать еще одно высказывание Остапа Бендера:
А вот и шахматы, и если присмотреться то на лодке, в которой силит Остап Бендер написано «Васюки»:
Все на тираж! Каждый трудящийся должен иметь в кармане. Вот, что написано на стуле, который находится в этой маленькой лодочке:
А вот тут мы видим большую скульптуру «12 стульев», которая сделана из настоящих стульев 🙂
А на стенах — все еще можем лицезреть гигантскую шахматную доску с гигантскими шахматами на ней:
Так что если не вы не побываете в музее имени Остапа Бендера, когда будете в Козьмодемьянске, то это значит, что вы не видели самого Козьмодемьянска. Это шутка, конечно, но этот музей, правда, очень интересный и нам там очень понравилось.
Культуру в массу — а деньги в кассу!
В музее также можно сфотографироваться в костюме Остапа Бендера, и очень классные фотографии получаются. А вот тут мы видим награды за эстафетный пробег «Йошкар-Ола-Васюки»:
А это вот такая старинная печатная машинка:
Один красивенький стульчик, но выглядит он довольно современным:
А это «живые шахматы» в костюмах Остапа Бендера, на которых написано название фестиваля, который теперь каждый проходит в Козьмодемьянске:
А это тринадцатый стул, и вот тут возле него мы как раз видим предметы костюма Остапа Бендера, в который можно нарядиться и сфотографироваться:
Еще цветочки в музее, которые окружены шахматными фигурами:
А это вот бюджет государственной думы 🙂
А тут мы видим вывеску клуба «Четырех коней» имени Остапа Бендера:
Посмотрим еще немного на фотографии и высказывания Остапа Бендера, которые висят на стенах:
Также есть тут и словечки Эллочки Людоедки, которых у нее в словарном запасе было не так уж и много:
Кстати, про Эллочку. В музее можно увидеть некоторые ее наряды и там на стене висит список слов, которые она любила говорить, например «Мрак», «Хо-хо» и. т. д.
Вот ее любимые фразочки:
А это вот знаменитая гитара с надписью «Не учите меня жить!»:
Дебют, товарищи — это тоже фантазия. Даже с ничтожными возможностями можно овладеть доской.
А это вот такое полукресло, которым мастер Гамбс начинает новую партию мебели:
Также вот тут мы видим макет теплохода А. Чехов:
Вот такой интересный музей мы посетили в городе Козьмодемьянске.
В коридоре стоит вот такой диванчик. Проход на второй этаж закрыт.
В одном из залов музея разместилась мастерская скульптора Ледейкина, который делает изделия из глины:
Скульптуры, картины у него самые разные, но есть еще небольшие обереги, которые он прямо там и продает, например, есть у него такой старичок, которому надо сказать, чтобы он забрал у человека все болезни, и тогда болеть будет фигурка, а не вы. Как-то так. Автор сказал, что главное в это верить, и оно так и будет. При нас, кто-то с нашего теплохода, купил себе одну фигурку для семейного счастья.
Про его выставку я вам расскажу отдельно. Также в музее Остапа Бендера сейчас проходит выставка детского рисунка:
А это вот такой милый, красиво расписанный котик:
Бендериада -Васюки-Козьмодемьянск! Хотелось бы побывать на этом фестивале, наверное, это очень интересно и увлекательно — там бывают артисты в костюмах героев романа «12 стульев», можно сразиться в шахматных поединках.
А мы с вами покидаем музей Остапа Бендера и спускаемся вниз по лестнице:
Еще немного газетных вырезок на стенах:
И снова крылатые выражения из романа Ильфа и Петрова:
А впервые мы посетили этот музей — в мае 2018 года, в ходе нашего майского круиза по Волге, на теплоходе «Космонавт Гагарин» .
Так что музей Остапа Бендера нам очень понравился, здесь мы получили массу удовольствия от его посещения, и было очень интересно посмотреть саму экспозицию музея, а также другие выставки, которые там проходят. Если вы не собираетесь в Козьмодемьянск, но вам хотелось бы посетить этот музей, то на сайте этого музея, вы можете совершить виртуальную экскурсию и походить там по всем комнатам этого замечательного музея. Но я все-таки советую всем его посетить, кто окажется в этом городе Васюки или же, в городе Козьмодемьянске, и получить огромное удовольствие от этого. Поставлю этому замечательному музею большую пятерку, и потом я расскажу вам и о других выставках, которые проходили в этом музее.
Образ остапа бендера в современном изобразительном искусстве на примере коллекции козьмодемьянского музея сатиры и юмора.
Роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» вышел в свет в 1928 году, и сразу же получил большую популярность среди советских читателей. С тех пор, за прошедшие почти девяносто лет, это знаменитое произведение сатирической мысли было переведено на множество языков, неоднократно экранизировалось и ставилось на сценах театров, фразы из романа ушли в народ, а сами персонажи романа стали основой для народного творчества. Здесь можно упомянуть и скульптурные композиции, посвящённые пребыванию великого комбинатора и компании в том или ином городе, карикатуры в печатных и интернет-изданиях, картины и прочее. А в 1996-м году произошло важное событие – открылся Козьмодемьянский музей сатиры и юмора. Сейчас музей находится на реставрации, и в обновлённом виде должен начать принимать посетителей к началу туристического сезона. Романы Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» за прошедшие годы нисколько не потеряли своей остроты, а в связи с начинающимся годом, объявленным Годом литературы, стали ещё актуальнее.
Немного истории. Считается, что город Козьмодемьянск является прототипом г. Васюки из романа «Двенадцать стульев», где «гроссмейстер» О. Бендер проводил сеанс одновременной игры в шахматы. В связи с этим утверждением, в Козьмодемьянске с 1995 года проходит Всероссийский ежегодный фестиваль сатиры и юмора Бендериада – что как раз дало возможность для основания музея сатиры и юмора. В музейных фондах есть множество экспонатов, оригинально трактующих образ великого комбинатора.
Деревянная фигура «Остап». Козьмодемьянский скульптор Юрий Викторович Кириллов необычно подошёл к изображению образа Остапа. Скульптура в человеческий рост в стиле конструктивизма, этакий обобщённый образ, напоминающий робота, в неизменном головном уборе и с шарфом, но с «сердцем — пламенным мотором», подмигивающий посетителям и протягивающий руку для дружеского рукопожатия.
Козьмодемьянская художница Любовь Николаевна Каратонова в своей картине «Остап в Васюках» показывает Остапа-мечтателя. Он лёгкой походкой шагает по городу, не замечая словно во сне проносящихся мимо него улиц, домов, прохожих, извозчиков, а вокруг него носится в воздухе множество идей и дерзких планов, — в центре которых ковром-самолётом парит перед ним идея шахматного турнира.
Целых три экспозиции Йошкаролинского художника Сергея Васильевича Прутова посвящены романам Ильфа и Петрова. Они называются «Скрябин», «Ипполит Матвеевич у доски объявлений» и «Васюки – пуп земли». Самая большая из них – это «Васюки – пуп Земли». На переднем плане – знаменитая сцена из романа «Двенадцать стульев», когда с доски одноглазого шахматиста исчезла ладья. Фигуры «гроссмейстера» и любителя выполнены в полный рост. На заднем плане – футуристический пейзаж Нью-Васюков, объёмность которого плавно переходит в двухмерное изображение. На потолке стоит бриллиантовый стул, который вроде бы близко, но достать его нет никакой возможности. Но Остап не обращает внимания на окружающую его обстановку; он улыбается, он прокручивает в уме новые масштабные комбинации. Ведь, как нередко замечалось знатоками романа «Двенадцать стульев», для О. Бендера деньги никогда не были целью; главное – это путь к цели, и чем он сложнее, тем интереснее, тем лучше.
Картины ещё одного Йошкаролинского художника, Анатолия Александровича Смирнова, весьма необычны. Стиль его творчества – поп-арт. Это философские коллажи, в которых обычно присутствуют монеты (в том числе и редкие экземпляры), детали от часов и прочие мелочи, на которые мы часто не обращаем внимания в повседневной жизни. Вместе всё это выглядит впечатляюще. Идеи картин приходят к Анатолию Смирнову во сне. Одну из своих картин Анатолий Александрович посвятил великому комбинатору. «Остап в зеркале». Портрет О. Бендера изображён прямо на отражающей поверхности зеркала, и посетитель, рассматривающий картину, видит в ней и своё отражение, и Остапа. Что, видимо, должно означать: частичка великого комбинатора есть в каждом из нас.
Во втором зале музея представлены картины чувашского художника-карикатуриста Андрея Васильева, иллюстрирующие основные сцены пребывания Остапа в Васюках. Тут и яркая и эмоциональная речь «гроссмейстера» Бендера о Нью-Васюках – Нью-Москве, и неразрешимый конфликт Остапа с одноглазым шахматистом во время сеанса одновременной игры в шахматы, и погоня на лодках по Волге, завершившаяся массовым купанием васюкинских любителей. Не забыл художник и про свои родные Чебоксары, изобразив встречу О. Бендера и Ипполита Матвеевича со стулом, выброшенным ими до этого с теплохода «Скрябин». Остап и остальные персонажи романа «Двенадцать стульев» показаны Андреем Васильевым в шаржированном, карикатурном виде, достойном сатирических журналов, таких как «Крокодил» или йошкаролинский «Пачемыш» («Оса»).
В музее сатиры и юмора присутствуют и экспонаты, подаренные музею журналом «Пачемыш», являющимся спонсором фестиваля сатиры и юмора «Бендериада». Главный редактор журнала, Виталий Шкалин, передал музею пару стилизованных ос из папье-маше, символов «Пачемыша», наряженных Остапами Бендерами.
Деревянный «Трактиръ «Ося и К⁰»» подарен музею сатиры и юмора резчиком по дереву Владимиром Васильевичем Моисеевым. Радостные посетители позируют на фоне вывески питейного заведения, перед входом, украшенным стилизованной римской колонной; по бокам от трактира растут огромные подсолнухи и большие спелые фрукты. Поклонники романа «Двенадцать стульев», подключив фантазию, могут попытаться найти здесь и самих хозяев заведения.
Таким образом, романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», и собственно образ самого Остапа Бендера, оставили заметный след в искусстве, и продолжают оказывать влияние на развитие современных тенденций художественного творчества. В свою очередь, Козьмодемьянский музей сатиры и юмора ежегодно пополняет свои коллекции и приглашает к себе в гости посетителей к началу туристического сезона.
Емелин Е. В., старший научный
сотрудник отдела хранения МУ КМК
Образ остапа бендера в современном изобразительном искусстве на примере коллекции козьмодемьянского музея сатиры и юмора.
Роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» вышел в свет в 1928 году, и сразу же получил большую популярность среди советских читателей. С тех пор, за прошедшие почти девяносто лет, это знаменитое произведение сатирической мысли было переведено на множество языков, неоднократно экранизировалось и ставилось на сценах театров, фразы из романа ушли в народ, а сами персонажи романа стали основой для народного творчества. Здесь можно упомянуть и скульптурные композиции, посвящённые пребыванию великого комбинатора и компании в том или ином городе, карикатуры в печатных и интернет-изданиях, картины и прочее. А в 1996-м году произошло важное событие – открылся Козьмодемьянский музей сатиры и юмора. Сейчас музей находится на реставрации, и в обновлённом виде должен начать принимать посетителей к началу туристического сезона. Романы Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» за прошедшие годы нисколько не потеряли своей остроты, а в связи с начинающимся годом, объявленным Годом литературы, стали ещё актуальнее.
Немного истории. Считается, что город Козьмодемьянск является прототипом г. Васюки из романа «Двенадцать стульев», где «гроссмейстер» О. Бендер проводил сеанс одновременной игры в шахматы. В связи с этим утверждением, в Козьмодемьянске с 1995 года проходит Всероссийский ежегодный фестиваль сатиры и юмора Бендериада – что как раз дало возможность для основания музея сатиры и юмора. В музейных фондах есть множество экспонатов, оригинально трактующих образ великого комбинатора.
Деревянная фигура «Остап». Козьмодемьянский скульптор Юрий Викторович Кириллов необычно подошёл к изображению образа Остапа. Скульптура в человеческий рост в стиле конструктивизма, этакий обобщённый образ, напоминающий робота, в неизменном головном уборе и с шарфом, но с «сердцем — пламенным мотором», подмигивающий посетителям и протягивающий руку для дружеского рукопожатия.
Козьмодемьянская художница Любовь Николаевна Каратонова в своей картине «Остап в Васюках» показывает Остапа-мечтателя. Он лёгкой походкой шагает по городу, не замечая словно во сне проносящихся мимо него улиц, домов, прохожих, извозчиков, а вокруг него носится в воздухе множество идей и дерзких планов, — в центре которых ковром-самолётом парит перед ним идея шахматного турнира.
Целых три экспозиции Йошкаролинского художника Сергея Васильевича Прутова посвящены романам Ильфа и Петрова. Они называются «Скрябин», «Ипполит Матвеевич у доски объявлений» и «Васюки – пуп земли». Самая большая из них – это «Васюки – пуп Земли». На переднем плане – знаменитая сцена из романа «Двенадцать стульев», когда с доски одноглазого шахматиста исчезла ладья. Фигуры «гроссмейстера» и любителя выполнены в полный рост. На заднем плане – футуристический пейзаж Нью-Васюков, объёмность которого плавно переходит в двухмерное изображение. На потолке стоит бриллиантовый стул, который вроде бы близко, но достать его нет никакой возможности. Но Остап не обращает внимания на окружающую его обстановку; он улыбается, он прокручивает в уме новые масштабные комбинации. Ведь, как нередко замечалось знатоками романа «Двенадцать стульев», для О. Бендера деньги никогда не были целью; главное – это путь к цели, и чем он сложнее, тем интереснее, тем лучше.
Картины ещё одного Йошкаролинского художника, Анатолия Александровича Смирнова, весьма необычны. Стиль его творчества – поп-арт. Это философские коллажи, в которых обычно присутствуют монеты (в том числе и редкие экземпляры), детали от часов и прочие мелочи, на которые мы часто не обращаем внимания в повседневной жизни. Вместе всё это выглядит впечатляюще. Идеи картин приходят к Анатолию Смирнову во сне. Одну из своих картин Анатолий Александрович посвятил великому комбинатору. «Остап в зеркале». Портрет О. Бендера изображён прямо на отражающей поверхности зеркала, и посетитель, рассматривающий картину, видит в ней и своё отражение, и Остапа. Что, видимо, должно означать: частичка великого комбинатора есть в каждом из нас.
Во втором зале музея представлены картины чувашского художника-карикатуриста Андрея Васильева, иллюстрирующие основные сцены пребывания Остапа в Васюках. Тут и яркая и эмоциональная речь «гроссмейстера» Бендера о Нью-Васюках – Нью-Москве, и неразрешимый конфликт Остапа с одноглазым шахматистом во время сеанса одновременной игры в шахматы, и погоня на лодках по Волге, завершившаяся массовым купанием васюкинских любителей. Не забыл художник и про свои родные Чебоксары, изобразив встречу О. Бендера и Ипполита Матвеевича со стулом, выброшенным ими до этого с теплохода «Скрябин». Остап и остальные персонажи романа «Двенадцать стульев» показаны Андреем Васильевым в шаржированном, карикатурном виде, достойном сатирических журналов, таких как «Крокодил» или йошкаролинский «Пачемыш» («Оса»).
В музее сатиры и юмора присутствуют и экспонаты, подаренные музею журналом «Пачемыш», являющимся спонсором фестиваля сатиры и юмора «Бендериада». Главный редактор журнала, Виталий Шкалин, передал музею пару стилизованных ос из папье-маше, символов «Пачемыша», наряженных Остапами Бендерами.
Деревянный «Трактиръ «Ося и К⁰»» подарен музею сатиры и юмора резчиком по дереву Владимиром Васильевичем Моисеевым. Радостные посетители позируют на фоне вывески питейного заведения, перед входом, украшенным стилизованной римской колонной; по бокам от трактира растут огромные подсолнухи и большие спелые фрукты. Поклонники романа «Двенадцать стульев», подключив фантазию, могут попытаться найти здесь и самих хозяев заведения.
Таким образом, романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», и собственно образ самого Остапа Бендера, оставили заметный след в искусстве, и продолжают оказывать влияние на развитие современных тенденций художественного творчества. В свою очередь, Козьмодемьянский музей сатиры и юмора ежегодно пополняет свои коллекции и приглашает к себе в гости посетителей к началу туристического сезона.
Емелин Е. В., старший научный
сотрудник отдела хранения МУ КМК
Источники:
http://otzovik.com/review_6620539.html
http://www.kmkmuzey.ru/index.php/2014-05-21-06-40-56/articles/1023-obrazbender
http://www.kmkmuzey.ru/articles/1023-obrazbender