Программа дополнительного образования “логоритмика в волшебных носочках”. Упражнения, активизирующие внимание
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
«ЛОГОРИТМИКА В ВОЛШЕБНЫХ НОСОЧКАХ»
Программа дополнительного образования «Логоритмика в волшебных носочках» разработана для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель программы – организация коррекционного пространства в условиях ДОУ, обеспечивающего преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой через систему логоритмических занятий.
• развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
• формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;
• развивать зрительное и слуховое внимание; учить переключать внимание, включая смену движений;
• учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, петь соответственно со звучанием музыки;
• развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;
• развивать силу голоса и выразительность речи и пения;
• развивать мелкую моторику, точность движений;
• формировать правильную артикуляцию звуков;
• развивать творчество и инициативу.
В программе представлены: учебно-тематический план дополнительной образовательной деятельности и примерное тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности кружка «Логоритмика в волшебных носочках».
Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю во вторую половину дня.
Занятия составляются с опорой на лексические темы.
Для реализации программы дополнительного образования «Логоритмика в волшебных носочках» необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в коррекционный процесс. В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества:
ü игровой семинар-практикум «Речь-ритм-движение», с целью овладения родителями практическими упражнениями и способами разнообразить игровую деятельность дошкольников с ОНР средствами логоритмических упражнений;
ü стендовая информация «От движения к речи», «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождение» несёт цель педагогического просвещения;
ü буклеты, памятки «Как играть дома в логоритмические игры»;
ü привлечение родителей к созданию атрибутов для игр и упражнений;
ü информационная страничка на официальном сайте ДОУ «Советы логопеда»;
ü открытые итоговые мероприятия для родителей.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Результаты диагностики неречевых психических функций (в баллах)
Фамилия, имя ребенка
Слуховое внимание
Восприятие и воспроизведение ритма
Ориентирование в пространстве
Состояние общей моторики
Состояние мелкой моторики
Приложение № 2
Структура дополнительной образовательной деятельности
1. Вводная часть составляет примерно 10% от времени всего занятия.
Предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки. Задача ритмической разминки — подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку; ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления с перестроениями, а также со сменой видов движений.
2. Основная часть составляет 70-80% времени занятия.
В зависимости от логопедического диагноза детей и от этапа коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.
3. Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10-15%).
Заканчивается любое логоритмическое занятие, как правило, упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и легкого бега. Проводится подведение итогов занятия. Дети, отвечая на вопросы педагога, еще раз называют тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нем знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире. В заключении педагог дает оценку работы детей на занятии.
Приложение № 3
Примерное тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности кружка «Весёлые носочки»
Страна образования
Автор: Федина Наталья Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №126 “Счастливый”
Населённый пункт: г. Брянска
Наименование материала: Программа по логоритмике
Тема: “Волшебный ритм речи”
Дата публикации: 01.04.2019
Раздел: дошкольное образование
ПРОГРАММА ПО ЛОГОРИТМИКЕ «ВОЛШЕБНЫЙ РИТМ РЕЧИ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая
неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией
перегрузки (замена живого общения с ребенком телевидением, интернетом.).
Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что
мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики,
нарушение координации речи с движением.
В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового
восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение
В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети
заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.
недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков,
общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса.
истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка.
подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ,
языка, нижней челюсти и т.д.
законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие
или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием
становление речевых механизмов.
н е в ы п о л н и м ы м и
т р е б о в а н и я ,
п р е д у с м о т р е н н ы е
п р и м е р н о й
общеобразовательной программой дошкольного образования.
воздействия на детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При
насколько эффективно проводится работа в период дошкольного детства,
зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные
детям формы коррекции речи.
речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной
базируется на использовании связи слова, музыки и движения.
Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий
дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их
развития и обучения.
совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции
направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи,
овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем
преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Логоритмические занятия
нормализуют неречевую симптоматику.
настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и
активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание,
благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере
детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова,
условий для детей с ОНР. Реализации данных условий служит парциальная
здоровьесберегающая программа для детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи «Волшебный ритм речи».
коррекционно-развивающая. Реализация программы
позволит детям с общим недоразвитием речи в комплексе преодолеть речевые
нарушения, нормализовать неречевые психические функции, скоррегировать
дальнейшем социализироваться в школе.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа «Волшебный ритм речи» разработана для детей старшего
дошкольного возраста в соответствии с ООП МБДОУ детского сада №126
«Счастливый», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО
Волковой, В. А. Гринер, М.Ю.Картушиной, А.Е.Вороновой, занимающихся
вопросами дошкольной логоритмики.
Конституция РФ, ст.43, 72.
Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.)
образовании в Российской Федерации»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образовательным программам дошкольного образования».
п р о г р а м м ы –
ориентирована в первую очередь на работу с детьми с общим недоразвитием
развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и
музыкой через систему логоритмических занятий.
– развивать пространственные представления;
– формировать способность восприятия ритмизованной речи и умение
ритмично и выразительно выполнять движения, в том числе имитационные;
– развивать физиологическое и речевое дыхание;
– развивать артикуляционный аппарат, мимику;
– развивать фонематическое восприятие;
переключать внимание, включая смену движений;
– развивать различные виды памяти;
– формировать грамматический строй и связную речь;
– совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
– развивать творчество и инициативу.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного
повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий
выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий.
Принцип сознательности и активности опирается на сознательное и
активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего
педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми правилами
практического показа движения педагогом — непосредственной зрительной
возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.
постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий.
является предварительное обследование ребенка и уточнение его потенциала.
двигательных, музыкальных, словесных. Переход к новым, более сложным
ф о р м и р у ю щ и х с я
Принцип развития предполагает развитие: личности ребенка; самого
функциональных систем и те изменения, которые наступают в организме,
двигательной сфере и речи детей.
Принцип всестороннего воздействия обусловливает общее влияние на
организм. Действуя в качестве неспецифической терапии, ритмические и
логоритмические средства повышают общую тренированность организма,
совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая
новые взаимоотношения между функциональными системами организма.
Принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии –
принцип опоры на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.
патогенеза речевого расстройства.
детей с общим недоразвитием речи: ослабленность, наличие парезов.
Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с
видами музыкальной деятельности.
Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и
определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных
систем людей с речевыми расстройствами.
взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают
коррекционного процесса основана на индивидуальном и деятельностном
Новизна программы заключается в создании условий для коррекции
речевых нарушений у детей с ОНР обучающихся в общеобразовательных
деятельности. А также в новых подходах к структурированию тематического
плана и содержания работы, расширения разнообразия базы используемых
игр и в гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с
интересным детям, тем самым повысить его результативность.
Практическая значимость программы состоит:
разнообразных форм, методов и приемов дополнительной образовательной
деятельности, комплекса заданий и упражнений, направленных на коррекцию
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА ДЕТЕЙ
нормальным слухом и интеллектом, имеющих общее недоразвитие речи II, II-
III, III, IV уровней.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично
Источники:
http://cyberpedia.su/20x18e9.html
http://stranaobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=2413