1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «мы поднимаем наш флаг своего государства». Программа по патриотическому воспитанию: «Растим патриотов России

Патриотическое воспитание дошкольников по фгос до. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «мы поднимаем наш флаг своего государства»

Данная программа направлена на организацию педа­гогической деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, главная цель которого — воспитание гуман­ных чувств у детей, формирование социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Данная программа направлена на организацию педагогической деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, главная цель которого — воспитание гуманных чувств у детей, формирование социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.

  1. Создавать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности — любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям, населяющим се.
  2. Заинтересовать детей историей их семей, детского сада, города.
  3. Знакомить с русскими народными традициями, прививать любовь и уважение к ним.
  4. Развивать коммуникативные и социальные навыки, способствовать овладению элементарными правилами безопасного поведения, в том числе в экстремальной ситуации.
  5. Заложить основу системных знаний, сформировать навыки работы с информацией.

В наше время очень актуален вопрос воспитания патриотизма и гражданственности. Мпого литературы издано на эту тему в последние годы. С чего же должна начинаться работа по формированию патриотизма у детей? Как сделать так, чтобы дети любили свою страну, переживали за нее, чтобы слова «Родина», «страна», «патриот» стали более понятны дошкольникам?

Формы работы с детьми

Воспитание патриотических чувств у детей может выражаться в разных формах:

  • беседы о Родине и об истории своего народа;
  • беседы о природе;
  • чтение художественной литературы на патриотические темы;
  • составление семейных альбомов и организация выставки рисунков на тему «Моя семья»;
  • знакомство с геральдикой;
  • разучивание песен и стихов о Родине, об Отчизне;
  • целенаправленные игры и, конечно, личный пример воспитателей и родителей.

Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников — неотъемлемая составляющая общей культуры государства.

Воспитание гражданина — это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице и городу; формирование чувства хозяина — человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит трудиться сам и ценит труд других людей, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни. Нет сомнений, что уже в детском саду в результате систематической и целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности. Он должен научиться понимать, что такое обязанности (надо) и права (можно).

Что ребенок может знать о своей стране?

Опыт показывает: уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран.

Ознакомление с важнейшими государственными символами — гербом и флагом нашей страны — традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Несмотря на то, что новые государственные символы — герб и флаг — появились почти 15 лет назад, законодательно они были утверждены не так давно. Видимо, этим обстоятельством объясняется отсутствие в обществе четкого представления о том, какие образы и символы они в себе несут и что означают. Современные герб и флаг имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно Связано с народным искусством, древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Поэтому целесообразно начинать работу по ознакомлению детей с символами нашей страны, опираясь на эстетическую сторону и на их связь с фольклором. Яркость и красота герба и флага помогают сформировать положительное отношение к ним.

Читать еще:  Рисование елки во второй младшей группе. «Красивые шары и нарядная елка»

Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольника

Предлагаемая программа включает в себя представление о семье и ее роли в процессе патриоти- ческого воспитания. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья — это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками — результат совместных усилий. В семье нет двух миров — взрослого и детского, есть один мир — семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.

В наше время дети проводят большое количество времени у телевизора или компьютера. Опрос среди детей и родителей показал, что, к сожалению, очень мало родителей читают детям книги. Из-за высоких цен на последние не каждый родитель в состоянии часто их покупать. В связи с этим в нашем детском саду решено было проводить выставки новинок детской литературы. Дети с удовольствием приносят свои книги в детский сад, обмениваются друг с другом для чтения, затем возвращают. В этом случае и родителям приходится прочитать принесенную ребенком книгу (пока тот еще сам не научился). Происходит дополнительный живой контакт между детьми и родителями.

Читать еще:  На каком канале смотреть розыгрыш русское лото. По какому каналу идет игра "Русское лото"? Результаты последних тиражей

Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.

Игра в «семью» — самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков — одна из ведущих идей педагогики. Другая идея — растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

Семья — основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущегогражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Работа с родителями — один из труднейших участков в деятельности педагога. Она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе педагога заполняет мама или папа перед началом учебного года. Чтобы родители могли наблюдать за возможностями детей, следить за уровнем их интеллектуального развития, необходимо проводить открытые просмотры занятий и режимных моментов. Следует также помнить о проведении родительских собраний, которые являются одной из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей.

Методы семейного воспитания

Под методами семейного воспитания мы понимаем способы взаимодействия родителей и детей, направленные на развитие сознания, чувства и воли, формирование культуры, поведения детей.

Различают две группы основных методов семейного воспитания: методы организации поведения и деятельности и методы формирования сознания.

В первой группе методов большое значение имеют повседневные занятия и упражнения:

  • режим дня как ежедневное упражнение в дисциплинированности, точности, как естественный тренажер воли;
  • семейные традиции, играющие важную роль в развитии культуры общения;
  • игра как естественная форма выражения активности, а также основной способ познания жизни.
Читать еще:  Как избавиться от тянущей боли внизу живота во время беременности — советует врач. Если появляются тянущие боли внизу живота при беременности. Что делать? Какие причины

Вторая группа методов воспитания направлена на развитие детского сознания, формирование необходимых жизненных понятий, представлений, взглядов, идеалов, оценок, убеждений, устойчивых мотивов поведения. Первостепенную роль в этом играет слово родителей, выполняющее роль функции внушения, наставления, разъяснения.

Папами и мамами не рождаются, ими становятся. Для успешного воспитания детей необходимо понимание родителями важности расширения общего и педагогического кругозора, обогащения своих знаний, совершенствования личностных черт и качеств, образа жизни семьи. Следовательно, родители сами должны быть образованными и культурными людьми.

Хотелось бы обратить внимание на такой важный момент, как изучение истории своей семьи. Для этого удобнее всего вместе с ребенком составить родословную семьи, чтобы изучить историю предков. Построение семейного древа требует много времени, усилий, терпения, но в результате вы получаете бесценную информацию о своей семье, корнях, о предках, которые стояли у истоков вашего рода.

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спросите у друзей и родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Одни скажут, что Родина — место, где человек родился, вторые скажут, что это отчий дом, где были сделаны первые шаги и сказано первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей — мамы и папы, братьев и сестер, родственников и друзей. Какой бы ни была наша Родина, где бы мы ни находились, она всегда будет нам дорога и близка.

Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника имеют важное значение при изучении истории страны, города, членов своей семьи. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях.

В программе рассматриваются русские традиции в системе патриотического и нравственного воспитания. По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции

В.И. Даля, «патриот — любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

Здесь речь идет не только о пассивно-созерцательной любви, но и о любви деятельной, отдающей. Такая любовь бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но, на наш взгляд, только она создает Человека. В этом ключе патриотическое воспитание важно не только для успешного развития оба щ ества и государства, но прежде всего для самого человека в качестве необходимой составной части развитой личности.

Итак, главной задачей воспитателей в детском саду мы считаем закладывание основ духовной нравственности, формирование активной жизненной позиции и творческого потенциала.

Я считаю, что раскрытие личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знания о культуре, это проживание в ней, в ее традициях.

Нельзя не сказать о важности развития речи, хотя мы предполагаем, что во всех видах деятельности уделяется большое внимание русскому языку. Для занятий с детьми мы отбираем литературные произведения по степени их доступности для данного возраста, по нравственным и литературно-художественным качествам.

Задачи воспитателя — раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение расширению словарного запаса детей путем объяснения им незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения. Приводятся примеры тематического планирования (табл. 1, 2)

Перспективно – тематическое планирование в старшей группе

Источники:

http://onbron.ru/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-po-fgos-do-programma.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×