3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сентиментализм в русской литературе 19 века представители. Сентиментализм в русской литературе первых десятилетий XIX века

Сентиментализм в литературе

Сентиментализм – течение в искусстве и литературе, которое получило широкое распространение после классицизма. Если в классицизме доминировал культ разума, то в сентиментализме на первое место выходит культ души. Авторы произведений, написанных в духе сентиментализма, апеллируют к восприятию читателя, пытаются с помощью произведения пробудить определенные эмоции и чувства.

Сентиментализм зародился в Западной Европе в начале 18 века. До России это направление дошло лишь к концу столетия и заняло доминирующее положение в начале 19 века.

Новое направление в литературе демонстрирует абсолютно новые черты:

  • Авторы произведений главную роль отводят чувствам. Важнейшим качеством личности считается умение сочувствовать и сопереживать.
  • Если в классицизме главными героями были в основном дворяне и богатые люди, то в сентиментализме это – обычные люди. Авторы произведений эпохи сентиментализма пропагандируют идею о том, что внутренний мир человека не зависит от его социального статуса.
  • Приверженцы сентиментализма писали о фундаментальных человеческих ценностях: любви, дружбе, доброте, сострадании
  • Авторы данного направления видели свое призвание в том, чтобы утешить обычных людей, задавленных лишениями, невзгодами и безденежьем, и открыть их души навстречу добродетели.

Сентиментализм в России

Самыми яркими авторами русского сентиментализма считаются Муравьев, Дмитриев, Карамзин, Жуковский и Радищев.

Сентиментализм в нашей стране имел два течения:

  • Дворянский. Данное направление было достаточно лояльно. Говоря о чувствах и человеческой душе, авторы не пропагандировали отмену крепостного права. В рамках данного направления было написано знаменитое произведение Карамзина «Бедная Лиза». В основу повести был заложен классовый конфликт. В итоге автор выдвигает вперед именно человеческий фактор, а уже потом смотрит на социальные различия. Тем не менее, повесть не протестует против существующего в обществе порядка вещей.
  • Революционный. В отличие от «дворянского сентиментализма», произведения революционного течения пропагандировали ликвидацию крепостного права. В них на первое место ставится человек с его правом на свободную жизнь и счастливое существование.

Сентиментализм, в отличие от классицизма, не имел четких канонов написания произведений. Именно поэтому авторы, работающие в данном направлении, создали новые литературные жанры, а также умело их смешивали в рамках одного произведения.

(Сентиментализм в произведении Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Героями авторов-сентименталистов становились обычные люди. Это привело к тому, что литературный язык этого периода стал проще, появились даже произведения с элементами просторечий.

Русский сентиментализм – особое направление, которое из-за культурных и исторических особенностей России, отличалось от аналогичного направления в Европе. В качестве основных отличительных черт русского сентиментализма можно назвать следующие: наличие консервативных взглядов на общественное устройство и тенденции к просвещению, наставлению, поучению.

Развитие сентиментализма в России можно разделить на 4 этапа, 3 из которых приходятся на 18 век.

XVIII век

  • I этап

В 1760-1765 годах в России начали выходить журналы «Полезное увеселение», «Свободные часы», которые сплотили вокруг себя группу талантливых поэтов во главе с Херасковым. Считается, что именно Херасков положил начало русскому сентиментализму.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Еще в конце XVIII века в русской литературе на смену господствовавшему направлению классицизма возникло новое течение, получившее название сентиментализма, которое происходило от французского слова sens, означавшего чувство. Сентиментализм как художественное течение, порожденное процессом борьбы с абсолютизмом, появилось во второй половине XVIII века в ряде западноевропейских стран, прежде всего в Англии (поэзия Д. Томсона, проза Л. Стерна и Ричардсона), затем во Франции (творчество Ж.-Ж. Руссо) и Германии (раннее творчество И. В. Гете, Ф. Шиллера). Возникший на основе новых социально-экономических отношений сентиментализм был чужд прославлению государственности и классовой ограниченности, присущих классицизму.

В противовес последнему он выдвинул на первый план вопросы личной жизни, культ искренних чистых чувств и природы. Пустой светской жизни, развращенным нравам высшего общества сентименталисты противопоставляли идиллию деревенской жизни, бескорыстную дружбу, трогательную любовь у семейного очага, на лоне природы. Эти чувства нашли отражение в многочисленных «Путешествиях», которые вошли в моду после романа Стерна «Сентиментальное путешествие», давшего название этому литературному направлению.

В России одним из первых произведений такого рода было знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (1790). Отдал дань этой моде и Карамзин, опубликовавший в 1798 году «Письма русского путешественника», следом за ними появились «Путешествие по Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова (1800), «Путешествие в полуденную Россию» .В. Измайлова и «Другое путешествие в Малороссию» Шаликова (1804). Популярность этого жанра объяснялась тем, что автор мог здесь свободно излагать мысли, которые порождали новые города, встречи, пейзажи. Размышления эти отличались большей частью повышенной чувствительностью и морализмом. Но, кроме такой «лирической» направленности, сентиментализм обладал и определенным социальным заказом.

Читать еще:  Теплые поздравления с новым годом подруге. Поздравления с Новым годом подруге в стихах

Возникнув в эпоху Просвещения, с присущим ей интересом к личности и духовному миру человека, причем обыкновенного, «маленького» человека, сентиментализм воспринял и некоторые черты идеологии «третьего сословия», тем более что в этот период в русской литературе появляются и представители этого сословия — писатели-разночинцы.

Так, сентиментализм приносит в русскую литературу новое представление о чести, это уже не древность рода, а высокие моральные достоинства человека. В одной из повестей «поселянин» замечает, что доброе имя может быть только у человека с чистой совестью. «Для „маленького” человека — как героя, так и писателя-разночинца, пришедшего в литературу, проблема чести приобретает особое значение; ему нелегко отстоять свое достоинство в обществе, где так сильны сословные предрассудки».

Характерно для сентиментализма и утверждение духовного равенства людей, независимо от их положения в обществе. Н. С. Смирнов, бывший беглый крепостной, потом солдат, автор сентиментальной повести «Зара» предпослал ей эпиграф из Библии: «И у меня сердце есть, яко же у вас».

Наряду с описанием «жизни сердца» писатели-сентименталисты уделяли большое внимание вопросам просвещения. При этом «учительская» воспитательная функция литературы признавалась важнейшей.

Наиболее полное выражение русский сентиментализм нашел в творчестве Карамзина. Его «Бедную Лизу», «Записки путешественника», «Юлию» и ряд других повестей отличают все черты, характерные для этого течения. Подобно классику французского сентиментализма Ж.-Ж. Руссо, в творениях которого Карамзина, по собственному его признанию, привлекали «искры страстного человеколюбия» и «сладкая чувствительность», его произведения насыщены гуманными настроениями. Карамзин вызывал сочувствие читателей к своим героям, взволнованно передавая их переживания.

Герои Карамзина — люди нравственные, одаренные большой чувствительностью, самоотверженные, для которых привязанность важнее житейского благополучия. Так, героиня повести Карамзина «Наталья, дочь боярская» сопровождает мужа на войну, чтобы не расставаться с любимым. Любовь для нее выше опасности или даже смерти. Алоиз из повести «Сиерра-Морена» лишает себя жизни, не в силах перенести измену невесты. В традициях сентиментализма духовная жизнь персонажей литературных произведений Карамзина протекает на фоне природы, явления которой (гроза, буря или ласковое солнце) как аккомпанемент сопровождают переживания людей.

Так, повесть о печальной судьбе героини «Бедной Лизы» начинается описанием мрачного осеннего пейзажа, вид которого как бы вторит последующей драматической истории любви крестьянской девушки. Автор, от лица которого ведется рассказ, проходит по развалинам монастыря «в мрачные дни осени горевать вместе с природой». Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою и в темных переходах келий. «Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен». Природа, или «натура», как чаще называл ее Карамзин, не только участвует в переживаниях людей, она питает их чувства. В повести «Сиерра-Морена» романтический пейзаж вдохновляет владелицу замка Эльвиру: «Сильные ветры волновали и крутили воздух, багряные молнии вились на черном небе, или бледная луна над седыми облаками всходила — Эльвира любила ужасы натуры: они возвеличивали, восхищали, питали ее душу».

Однако не только «история чувства» привлекала современников в произведениях Карамзина. Читатель находил в них поэтическое изображение русской жизни, русских людей, русской природы, русской истории. Как свидетельствовал Ал. Бестужев, Карамзин «заохотил нас к преданьям нашей старины». Историческим повестям Карамзина были присущи те же черты сентиментальной чувствительности, которые отличали и другие его произведения, историзм их носил поучительный характер: автор использовал исторический сюжет для доказательства какой-либо нравственной сентенции.

Однако буржуазная мораль сентиментализма, прославляющая духовные ценности человека и вполне приложимая к вымышленным обстоятельствам, трудно сочеталась с крепостным укладом России.

Обращение к современной ему русской жизни выявило противоречивость мировоззрения писателя. В одной из своих наиболее популярных повестей — «Бедной Лизе» Карамзин, с большой симпатией раскрывая «жизнь сердца» героини, убеждал читателей в том, что «и крестьянки чувствовать умеют». Это гуманное утверждение было смелым новаторством для того времени. Карамзин первый из русских писателей ввел в литературу образ крестьянской девушки, наделив ее высокими добродетелями. Крестьянка Лиза, в которой ее избранник Эраст видел лишь простодушную «пастушку», совершает поступок, доказавший, что, отстаивая свою любовь, она не захотела мириться с предрассудками общества. Эраст же подчиняется законам «света» и оставляет Лизу, чтобы женитьбой на богатой невесте спастись от карточных долгов.

Однако, искренне оплакивая гибель Лизы, автор отказался от объяснения причины несчастья. Проблема социального неравенства, которое, по существу, обусловило трагедию любви молодой крестьянки к барину, была обойдена в рассказе. Более того, даже образ «коварного соблазнителя» Эраста рисуется Карамзиным без осуждения, даже с симпатией — просвещенный, чувствительный дворянин, он и виноват, и не виноват в случившемся. Не злой умысел, а лишь легкомыслие юноши было повинно в его поступках. К тому же, как сообщается в заключении, известие о гибели Лизы сделало его несчастным, «он не мог утешиться и почитал себя убийцей».

Читать еще:  Гранатовый браслет": тема любви в произведении Куприна. А.И

Итак, вопреки своей нравоучительной тенденции Карамзин обошел здесь молчанием социальный конфликт, который явился истинной причиной трагедии. Отношение писателей-сентименталистов к социальным проблемам современной им России было достаточно неоднозначным. Если в сочинениях Радищева содержалось яростное обличение крепостного права и политического строя, при котором эти бесчеловечные отношения существуют, то в сентиментальных повестях писателей начала XIX века в большинстве случаев нет не только осуждения крепостных порядков, но встречается их идеализация, изображение их как «отеческое» попечение помещика о своих крестьянах: «Добрый помещик радовался искренно счастью их и разделял его с ними в чувствительном своем сердце».

Карамзин не разделял ни той, ни другой позиции. Отношение Карамзина к крепостному праву так же, как и его исторические взгляды, представляло достаточно сложное сочетание монархического мировоззрения с влиянием идеалистической философии XVIII века, в особенности учения Ж.-Ж. Руссо. Будучи убежден, что основой всемирного прогресса является духовное совершенство людей, Карамзин — историк и мыслитель — естественно, выступал против грубого насилия над личностью, «тиранства» даже на царском престоле. Так, он хвалил Екатерину II за то, что она «очистила самодержавие от примесей тиранства». С этой же позиции он приветствовал политику Александра I. Конечно, как гуманист и сторонник просвещения, он не мог одобрять жестокости крепостнических отношений.

Автор одной из монографий о Карамзине Н. Я. Эйдельман приводит характерный эпизод, освещающий отношение историка к крепостному праву: «Пушкин вспоминал о разговоре, в котором он, оспаривая Карамзина, сказал: „Итак, вы рабство предпочитаете свободе?” Карамзин вспыхнул и назвал его клеветником». Однако порицание «тиранства» не исключало апологетики самодержавия, веры в то, что им держится Россия, а следовательно, категорического отрицания насильственной ломки существующего порядка. Утверждая самодержавие, Карамзин, как историк, не мог в то же время не видеть связи между институтом феодальной монархии и крепостным правом. Отсюда двойственность его отношения к этому вопросу, выразившаяся и в литературных произведениях.

«Бедная Лиза» Карамзина вызвала многочисленные подражания. Многие авторы варьировали сюжет «Бедной Лизы», правда, отказавшись от слишком трагического финала. Вслед за повестью Карамзина появились «Прекрасная Татьяна, живущая у подошвы Воробьевых гор» В. В. Измайлова, «Даша — деревенская девушка» П. Ю. Львова и другие. Примечательно, что любовь барина и крестьянки нисколько в них не осуждалась, напротив: «неравенство состояния, усиливая в них страсть, возвышает их добродетели», — замечает автор одной из подобных повестей.

Авторы сентиментальных повестей отношениям, основанным на расчете, стремились противопоставить иные, бескорыстные чувства. В повести Львова подчеркивается лишенная каких-либо корыстных побуждений любовь героини, которая признается: «Только чем уж он не дарил меня — и серебром, и золотом, и бисером, и лентами; но я ничего не брала, одна любовь его мне только нужна была».

Таким образом, русский сентиментализм ввел в литературу — а через нее и в жизнь — новые моральные и эстетические понятия, которые горячо были восприняты многими читателями, но, к сожалению, расходились с жизнью. Читатели, воспитанные на идеалах сентиментализма, провозглашавших человеческие чувства высшей ценностью, с горечью обнаруживали, что мерилом отношения к людям по-прежнему оставались знатность, богатство, положение в обществе.

Однако зачатки этой новой этики, высказанные в начале века в таких, казалось бы, наивных творениях писателей-сентименталистов, со временем разовьются в общественном сознании и будут способствовать его демократизации. Кроме этого, сентиментализм обогатил русскую литературу языковыми преобразованиями. Особенно значительна в этом отношении была роль Карамзина. Однако предложенные им принципы формирования русского литературного языка вызвали яростную критику со стороны консервативных литераторов и послужили поводом для возникновения так называемых «споров о языке», захвативших русских литераторов в начале XIX века.

Представители сентиментализма в литературе

Представители сентиментализма в русской литературе и зарубежном мире кратко перечислены в этой статье.

Представители сентиментализма в литературе

Что такое сентиментализм?

Сентиментализм как направление возник в Англии в эпоху Просвещения в середине XVIII века в условиях разложения сословно-крепостнических отношений, феодального абсолютизма и роста буржуазных отношений. Личность начала освобождаться от устоя феодально-крепостнического государства.

Потихоньку в мире искусства и литературы начал появляться новое направление – сентиментализм, культ естественного чувства, которое не испорчено цивилизацией. Его основой стал сенсуализм как источник познания и чувственное восприятие, а основоположником стал английский философ Дж. Локк. Ценность человека обуславливалась личными достоинствами. Сентиментализм был первым направлением, поставивший вопрос о правах человека. Он открыл духовный мир простого человека с внутренними протестами против несправедливости в обществе.

Читать еще:  Рапидо таблица выигрышей результаты тиража. Лотерея "рапидо

Главные представители сентиментализма в литературе

Представители сентиментализма в английской литературе

  • Лоренс Стерн
  • Ричардсон
  • Голдсмит
  • Джеймс Томсон
  • Эдвард Юнг
  • Томас Грей

Представители сентиментализма в немецкой литературе

  • Иоганн Вольфганг фон Гете

Представители сентиментализма в французской литературе

Представители сентиментализма в русской литературе

  • Николай Карамзин
  • Александр Измайлов
  • Василий Жуковский

Сентиментализм в России

Русский сентиментализм отличался от европейского, в силу иных исторических и культурных особенностей России. Здесь уж слишком укоренились консервативные взгляды на общество, тенденции к наставлению, просвещению, поучению. Развитие сентиментализма в России разделяют на 4 этапа, охватывающие период XVIII – XIX веков:

I этап

В период 1760-1765 годов стали выпускаться журналы «Свободные часы», «Полезное увеселение», сплотившие вокруг себя поэтов во главе с Херасковым. Именно Михаил Матвеевич Херасков является основоположником и виднейшим представителем сентиментализма в русской литературе. Произведения отличаются тем, что критериями общественных ценностей стали выступать природа и чувствительность. Поэты и писатели сосредоточили свое внимание на человеке и его душе.

II этап

Второй этап начался с 1776 года с творчеством Муравьева, который также уделял много внимания чувствам и душе человека. Другой представитель Николев Николай Петрович, издавший комическую оперу «Розана и Любим». В этом жанре стали писать многие русские сентименталисты. В основе произведений – конфликт между бесправным существованием крепостных крестьян и помещичьим произволом. Внутренний мир крестьян раскрывался и показывался более богато и насыщенно, чем духовный мир богачей.

III этап

Припадает на конец XVIII века. Данный период самый плодотворный для сентиментализма в России. И ярким представителем является Карамзин Николай Михайлович. Начинают издаваться журналы с пропагандой идеалов и ценностей сентименталистов.

IV этап

Начало XIX века стало кризисным для русского сентиментализма, так как направление стало потихоньку терять в обществе свою актуальность и популярность. Как литературное явление он исчерпал себя, открыв дорогу дальнейшему развитию литературы.

Представители сентиментализма в мировой литературе

Родиной направления считается Англия. Его отправной точкой стал сборник поэм Томсона «Времена года». В нем автор раскрыл великолепие и красоту окружающей природы, пытаясь вызвать у читателей некие чувства, привить любовь к красотам окружающего мира. В таком же стиле стал писать Томас Грей, уделяя внимание природным пейзажам, размышлениям о тяжелой жизни крестьян. Яркими представителями сентиментализма в Англии также были Сэмюэл Ричардсон и Лоренс Стерн, Эдвард Юнг, Роберт Блэр. С 1750-тых годов сентиментализм превратился в главное направление просветительской английской литературы. «Отцом сентиментализма» считают Лоуренса Стерна («Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика»). Своего пика английский сентиментализм достиг в творчестве Оливера Голдсмита. Закат направления приходится на 1770 годы.

Во Французской литературе развитие сентиментализма связываются с именами Жака де Сен-Пьера и Жана Жака Руссо. Авторы описывали переживания и чувства героев на фоне природных пейзажей, озер, парков, лесов. У истоков французского сентиментализма стоял Пьер Карле де Шамблен де Мариво («Жизнь Марианны», «Крестьянин, вышедший в люди»). Другой представитель, Антуан-Франсуа Прево д’Экзиль, открыл новую для романа область чувств — страсть героя к жизненной катастрофе. Кульминация сентиментализма приходится на творчество Жан-Жака Руссо. В художественных произведениях он сосредоточился на концепции природы и «естественного» человека («Жюли», «Новая Элоиза»). Руссо сделал природу самоценным объектом изображения («Исповедь»). Анри Бернарден де Сен-Пьер в трактате «Этюды о природе» и романе «Поль и Виржини» утверждает истину о том, что счастья можно достичь лишь в жизни в согласии с природой. Жак-Себастьян Мерсье (1740–1814 годы) в своем творчестве («Дикарь», «Картина Парижа») показал столкновение первобытной (идеальной) формы существования с разлагающей ее цивилизацией. Еще один представитель — Никола Ретифа де Ла-Бретонн (1734–1806 годы) продолжал практику предшественников, издав такие произведения «Развращенный крестьянин», «Опасности города», «Южное открытие», «Практическое воспитание». С началом Великой Французской революции литературное направление стало терять свои позиции, уступив место классицизму.

В Германии сентиментализм стал развиваться как реакция на французский классицизм. У истоков немецкого сентиментализма стал Фридрих Готлиб Клопшток. Расцвет пришелся на период 1770–1780 годов, с развитием движения «Бури и натиска», задача которого — создание национальной самобытной немецкой литературы. Представители: К.Ф.Шубарт «Гробница королей», Ф.Л.Штольберг «К свободе», И. В. Гете «Страдания молодого Вертера» (1774 год). Также идеями сентиментализма пронизаны драмы И. Ф. Шиллера.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали много полезной информации о представителях сентиментализма в литературе.

Источники:

http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.html
http://studopedia.ru/5_45479_sentimentalizm-v-russkoy-literature.html
http://kratkoe.com/predstaviteli-sentimentalizma-v-literature/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector