Содержание
- 1 Топливо для самолетов: каким оно бывает и где его приобрести? Чем кормится самолет или заправка топливом в подробностях.
- 1.1 Чем заправляют самолеты: виды авиационного топлива
- 1.2 Чем заправляют самолеты и каким топливом?
- 1.3 Процесс заправки самолета
- 1.4 Сколько в среднем заливают топлива?
- 1.5 Всё про авиационное топливо
- 1.6 Требования к горючему для авиации
- 1.7 Виды авиатоплива
- 1.8 Расход топлива
- 1.9 Расход топлива у разных самолетов
- 1.10 На каком топливе летают самолеты и сколько стоит заправить лайнер
- 1.11 На каком топливе летают самолеты?
- 1.12 Топливо для самолетов называется авиационным керосином
- 1.13 Цены на топливо в России
- 1.14 Сколько топлива потребляют разные модели самолетов
Топливо для самолетов: каким оно бывает и где его приобрести? Чем кормится самолет или заправка топливом в подробностях.
Чем заправляют самолеты: виды авиационного топлива
Для долгой и бесперебойной работы самолета, ему нужно авиационное топливо. Конечно, как и на обычное топливо, цена на него растет.
В этой статье мы разберемся, на чем летают современные самолеты и какое топливо для этого используется. У него есть два вида — авиационное топливо для поршневых двигателей и реактивное горючее для турбореактивных. Любой из них разрабатывается для определенного вида двигателя и заменять его очень опасно. Так как от этого зависит безопасность пассажиров и экипажа, этому вопросу уделяют особое влияние.
Чем заправляют самолеты и каким топливом?
Итак, как мы уже выяснили, всего существуют два типа — авиационное топливо или авиационный бензин и реактивное горючее. Чем они отличаются друг от друга?
Авиатопливо
На данный момент им не заправляют самолеты, а используют только, как растворитель, при техническом обслуживании техники. Раньше на нем летали ТУ-16 и ТУ-22.
Производят его путем перегонки нефти или прочих, специальных способов таких, как каталитический крекинг.
Какие его характеристики определяют его, как качественное топливо?
- Во-первых, детонационная стойкость. Проще говоря, это использование бензина в двигателях с высоким уровнем сжатия рабочей смеси без появления детонационного сгорания.
- Во-вторых, фракционный состав. Иными словами, это способность бензина испаряться. Это говорит о многом, и главным образом, о его возможности для образования рабочей, топливовоздушной смеси. Эту черту определяют температуры выкипания и давления насыщенных паров.
- В-третьих, химическая стабильность. То есть его сопротивляемость каким-либо химическим изменениям во время транспортировки, использования и т.д.
Авиакеросин
Что это такое? Это так называемая фракция нефти, производимая путем прямой перегонки малосернистых и сернистых видов нефти. Широко используется метод гидроочистки с добавлением присадок.
Именно оно используется для заправки пассажирских лайнеров и военных самолетов. Прежде чем попасть в руки механиков, оно проходит 8 ступеней проверки! А в России еще и контролируется военными.
Стоимость одной тонны оценивается в 20-35 тыс. рублей.
В таких машинах перевозят топливо к самолетам.
У него очень много особенностей, которые показывают его качественность. Начиная от термостабильности и заканчивая серностью и кислотностью.
В России используют несколько видов этого топлива:
- РТ — топливо очень высокого качества, так как в нем нефтяная фракция 135-280° C с полной гидрообработкой. Оно не имеет аналогов с западными видами топлива и используется для заправки таких самолетов, как СУ-27 и т.д;
- ТС-1 — это смесь из прямогонных и прямоочищенных фракций. Он соответствует зарубежному виду — Jet-A и является запасным по отношению к вышеназванному типу. Это наиболее популярный вид топлива во всей России и странах СНГ. На нем летают самолеты не отечественного производства, а также для старых видов турбореактивных, дозвуковых двигателей и турбовинтовых;
Один из видов авиакеросина — ТС-1.
- Т-8В и Т-6 — эти виды производятся только для нужд Российской армии. В первую очередь, для сверхзвуковых истребителей таких, как МИГ-35. Чрезвычайно долгий и сложный процесс их переработки делают его и очень дорогостоящим.
Процесс заправки самолета
Теперь, когда вы знаете вида авиационного топлива, давайте выясним, как заправляют самолеты.
Первая особенность состоит в том, что зимой туда добавляется специальная присадка, предотвращающая загустение и парафирование топлива в баке, а также помогает его полному сгоранию.
А где находятся сами баки для заливки топлива? У разных самолетов они расположены примерно в одинаковых местах — в центре и у крыльев. Топливо из центрального бака используется для забора к двигателям. Еще может быть один дополнительный бак — в хвосте. Он нужен для лучшей регулировки центровки лайнера во время перелета.
В любом из таких баков есть отверстия, а иностранные производители используют так называемую дренажную систему. Зачем это нужно? Дело в том, что бак должен иметь сообщение с атмосферой, иначе давление внутри будет расти, и топливо перестает поступать.
Вначале нужно слить отстой топлива. Это нужно для проверки того, не осталось ли хотя бы малого процента воды в баках. Это делает техник с бортинженером.
Шланги надежно крепятся к бакам.
Непосредственно, перед самой заправкой техник называет количество нужного топлива, а также запрашивает контроль топлива в ТЗ на содержание воды.
Далее, по шлангам, внутрь заливается топливо. При этом машина топливозаправщика должна быть соединена с самолетом тросом заземления. Еще один такой же трос подключается от машины к точке заземления, на перроне.
Быть может вы спросите, как оно не проливается при этом? Дело в том, что у горловины встроены обратные клапаны. Они включаются только при повышении давления. Если давление падает, они автоматически закрываются.
Процесс, разумеется, происходит до того, как пассажиры поднимутся на борт самолета.
А если залить топливо больше, чем нужно? К счастью, это просто невозможно. Краны автоматически закроются при такой угрозе. Если же это не сработает, то клапаны под давлением от прибывающего топлива начинают сливать его прямо на землю.
В кабине можно проверить на панели уровень топлива в баках. Это очень важно, так как если, допустим, в крыльевых баках он будет разный, то самолет просто-напросто начнет кренить в одну из сторон.
За заправкой тщательно следят.
Далее сравнивается количество залитого топлива с тем, что необходимо на данный полет. Если данные совпадают, то все в порядке, и самолет на этом этапе практически готов к взлету.
Где-то через четверть часа нужно снова слить отстой из баков и снова проверить уровень воды там.
На этом заправка заканчивается. Это только один из важных этапов подготовки самолета к полету.
Сколько в среднем заливают топлива?
На Боингах — около 15 тонн, а на Аэробусах — от 15 до 25. Вообще, эта цифра рассчитывается самим пилотом исходя из расстояния, которое должен преодолеть самолет, а также, что называется “про запас”.
Всё про авиационное топливо
Расход топлива – важнейшая составляющая летно-технических характеристик самолета. Чем он ниже, тем эффективнее эксплуатация машины и меньше финансовые затраты на ее обслуживание. Также большое значение имеет то, каким топливом заправляется конкретная модель и как именно осуществляется процедура. Вопрос с горючим намного сложнее, чем могло бы показаться, на первый взгляд.
Требования к горючему для авиации
Выбирая топливо для самолета, нужно учитывать выдвигаемые к нему требования. Их нарушение может привести к ускоренному износу или повреждению двигателей, а также повышает риск авиакатастрофы. Основные положения о характеристиках горючего закреплены законодательно, но многие самолеты имеют особенности, из-за которых выбирать топливо нужно тщательнее.
Базовые требования к топливу:
- должно соответствовать требованиям силовой установки самолета и не превышать ни одно из установленных производителем значений;
- в составе запрещено наличие какого-либо количества поверхностно-активных или химических веществ, снижающих его качественные свойства;
- должно обладать термоокислительной стабильностью, достигающей минимальных значений, указанных изготовителем;
- присутствие антиокислительных, антистатических или других присадок, добавленных для улучшения характеристик топлива, не может превышать установленные нормативы;
- октановое число авиационного бензина в бедной смеси не должно быть ниже 91, сортность в богатой – 115.
Горючее, используемое на авиации для полетов над территориями с очень холодным климатом, должно вырабатываться с температурой плавления кристаллов ниже 600 °C. Этот параметр определяется индивидуально с учетом среднестатистических погодных условий в регионе.
Виды авиатоплива
То, на каком топливе летает самолет, зависит от его характеристик. Всего применяется два вида: авиакеросин или авиационный бензин. В большинстве случаев используется керосин, называющийся также реактивным топливом.
Авиакеросин
Самолеты заправляют специальным керосином, представляющим собой жидкие фракции, полученные путем перегонки из малосернистых и сернистых видов нефти. В составе допускается присутствие некоторого объема бензиновых элементов.
Российский авиационный керосин бывает нескольких видов. Для дозвуковых пассажирских лайнеров применяется Т-1, ТС-1 или Т-2. Более технически продвинутые сверхзвуковые самолеты требуют тяжелого топлива. К таким относятся: Т-6 и Т-8В. Также существует горючее РТ, применяющееся для Су-27, Ту-22 и некоторых других самолетов.
Авиационный бензин
Второе топливо для самолетов – авиационный бензин. Его применяют для высоконагруженных поршневых моторов внутреннего сгорания. При производстве он получается из прямой перегонки нефти с добавкой высококачественных компонентов и присадок или без нее. Главными качествами бензина выступают: детонационная стойкость, фракционный состав и химическая стабильность.
Последними используемыми в России были Б-91/115 и Б-95/130. Сейчас от них отказались, отдав предпочтение автомобильному бензину АИ-95. Его используют для легкомоторной авиации. Изредка также применяется Б-70, но только в качестве растворителя при проведении техобслуживания.
Спецприсадки для авиационного топлива
Улучшить свойства авиационного топлива можно с помощью специальных присадок. Они могут исключить негативное влияние внешних условий, стабилизировать работу двигателя и повысить срок службы самолета.
- антистатическая – повышает электропроводность топлива, снижая накопление статического электричества, которое могло бы привести к взрыву;
- противоводокристаллизационная – помогает исключить образование водных кристаллов, которые забивают топливные фильтры, приводя к остановке двигателей;
- антиокислительные – компенсируют сниженную химическую стабильность, предотвращая возможное окисление;
- противоизносная – восстанавливает противоизносные свойства топлива, снижающиеся при проведении гидроочистки.
Возможность использования топлива с присадками зависит от конкретной модели самолета и двигателя, установленного в ней. В отдельных случаях предпочтительно применять стандартные варианты горючего без добавок.
Сколько стоит авиатопливо и одна заправка самолета
Популярное высококачественное топливо, изготавливаемое в России, называется ТС-1. Оно часто используется для заправки пассажирских самолетов. Средняя цена составляет около 50000 рублей за тонну. Некоторые регионы продают его дороже. Например, на Камчатке приобрести тонну удастся только за 80000 рублей.
Стоимость одной заправки самолета зависит от дальности следования и объема топливных баков. При перелете Boeing 737 из Москвы в Санкт-Петербург затраты на горючее составят около 150000 рублей. Советский Як-40 выполнит тот же рейс при затратах около 450000 рублей, так как потребляет намного больше.
Расход топлива
Определить, сколько топлива расходуют самолеты, бывает затруднительно. Для этого следует учитывать множество внешних факторов. Само же потребление может выражаться удельным или часовым расходом.
От чего зависит расход топлива
Существует большое количество факторов, влияющих на то, сколько тратит топлива самолет во время полета. Поэтому при создании проекта будущей машины учитываются многие элементы и вероятные затраты горючего, связанные с ними.
- крейсерская скорость;
- вес самолета без нагрузки;
- коммерческая нагрузка;
- погодные условия;
- модель двигателя;
- конструкционные особенности.
Также повлиять на уровень расхода могут некоторые условия полета и использование дополнительного оборудования. Последнее особенно актуально для эксплуатации военной авиации с продвинутыми электронными системами.
Удельный и часовой расход топлива
Под удельным расходом топлива понимают количество использованного самолетом горючего на единицу времени или расстояния относительно мощности либо тяги двигателя, установленного на машине. Такой тип исчисления используется чаще всего. При этом учитывается несколько параметров, из которых будет происходить расчет.
- вес или объем горючего (грамм, килограмм, литр);
- затраченное время или расстояние (час, километр);
- мощность или тяга силовой установки (лошадиных сил или килограмм-сила).
Из них получается определенная величина. Обычно за основу берется кг/кгс-ч или г/л.с.-ч. Для пассажирских авиаперевозок зачастую применяется другой расчет, в который входит вес использованного топлива на один километр с количеством пассажиров на борту. Он обозначается как г/пасс.-км. Рассчитать затраты на 100 км можно, умножив итоговое значение на 100. Такой показатель полезен для определения топливной эффективности, так как помогает найти выгодный самолет для перевозки заданного числа пассажиров с минимальными затратами на топливо.
Вторым типом исчисления трат горючего считается часовой расход. Под ним подразумевают количество использованного топлива за час полета. Для расчета берется величина, получаемая при движении самолета на крейсерской скорости и предельной коммерческой нагрузке. Иные условия недопустимы и считаются недостоверными. При таком исчислении обозначением параметра выступает кг/ч. Его среднее значение для большинства авиации варьируется от 1 до 15 тыс. кг/ч.
Под крейсерской скоростью, используемой при этом расчете, понимают базовую скорость, при которой производятся все перевозки пассажиров на конкретной модели самолета. Обычно она составляет около 80% от максимальной и ограничена с целью повышения безопасности полета или увеличения допустимой коммерческой нагрузки. Последняя подразумевает количество пассажиров, а также их общий вес, включая багаж, ручную кладь и прочие вещи.
При просчете грузовых или пассажирских рейсов второй тип исчисления считается более логичным, так как их целью становится доставка груза на нужное расстояние при минимальных затратах топлива. Удельный расход полезен только для расчета максимального количества времени, которое может провести в воздухе самолет. Тем не менее закрепился в технических характеристиках именно он.
Как рассчитывают количество топлива на полет
Перед отправлением самолета в рейс производится подсчет количества топлива, которым нужно наполнить баки. С этой целью применяются специальные формулы, доступные определенному кругу лиц, работающих на авиакомпанию. Для каждого самолета они могут быть разными. Поэтому универсального способа определить будущие затраты нет.
Примерная таблица расчета количества топлива на полет
Несмотря на недоступность формул для общественности, посчитать примерный расход все же можно. Для этого потребуется учесть несколько важных факторов:
- масса топлива, которое будет затрачено при выполнении определенного рейса с предполагаемой коммерческой нагрузкой;
- количество топлива, требующегося при возникновении необходимости добраться из конечной точки рейса до самого удаленного аэродрома из числа запасных;
- топливо, требуемое для выполнения двух дополнительных кругов над аэродромом перед посадкой;
- запасное топливо в размере 5% от общей его суммы, необходимой для рейса, с учетом дополнительных факторов.
Сложив все эти значения, можно узнать, сколько горючего нужно для самолета. Правильно просчитать это получится только при знании точных летно-технических характеристик модели, расстояний и расположения дополнительных аэродромов. Поэтому полученные значения могут быть только приблизительными.
Расход топлива у разных самолетов
Узнать, какой расход топлива у самолетов, можно с помощью сведений, предоставленных публике компаниями-производителями. Для гражданской авиации дают информации намного больше, поэтому выяснить все о ней проще.
Популярные гражданские самолеты
Почти все самолеты гражданской авиации, разработанные в последние десятилетия, летают на авиакеросине. Он обеспечивает необходимые обороты двигателю, чтобы выполнить рейс на дальние расстояния. Авиакеросин для пассажирских самолетов может разбавляться присадками, что повышает эффективность его использования. Затраты горючего во всех случаях приблизительно идентичны и варьируются с минимальными отклонениями.
Таблица с расходом топлива на популярных гражданских самолетах:
На каком топливе летают самолеты и сколько стоит заправить лайнер
Здравствуйте, уважаемые читатели! Недавно мы уже упоминали о том, что заправка самолета — дорогое удовольствие. Если вам интересно сколько вообще стоит содержание собственного частного самолета, то оставляем ссылку на статью здесь .
Сегодня рассмотрим стоимость заправки на различных моделях, в том числе и отечественных.
На каком топливе летают самолеты?
Давайте разбираться. В настоящее время бОльшую часть самолетов заправляют реактивным топливом. Для пассажирских и военных самолетов предусмотрены принципиально различные виды топлива. Почему? Здесь дело в скорости. Чем быстрее лайнер, тем более «мощное» топливо ему требуется для того, чтобы на сверхзвуковых скоростях оно не испарялось. Недавно мы рассказывали о том, как в Новосибирске у Ту-154 отказали все двигатели ( см. статью здесь ). К счастью, благодаря опытному пилоту самолет был удачно посажен на ближайшей взлетно-посадочной полосе. Причиной отказа как раз-таки послужило некачественное топливо.
Топливо для самолетов называется авиационным керосином
В последние годы стоимость авиационного топлива значительно возросла. Виной тому является нефть, с помощью которой получают керосин для самолетов. Для пассажирских самолетов существует 5 видов топлива, самое дорогое из них называется РТ, которое может использоваться и для военных самолетов. Например, для Су-27.
Цены на топливо в России
Топливо отличного качества ГОСТ, которое является, пожалуй, самым популярным для пассажирских самолетов является ТС-1. Средняя цена за тонну в аэропортах России около 51 тысячи рублей, цена указана без учета НДС. В столице цены не превышают 50-ти тысяч рублей. Самый дорогой ценник на топливо на Камчатке. Например, в Тигиле тонна обойдется в более, чем 81 тысячу рублей. А в селе Манилы Камчатского края все 85 тысяч. Дешевле всего заправиться в Костроме — за одну тонну топливо потребуют менее 35-ти тысяч рублей, а в Мурманске на 1 тысячу за каждую тонну дороже.
Сколько топлива потребляют разные модели самолетов
Учитывая высокую цену на топливо, авиакомпании очень четко рассчитывают сколько авиакеросина требуется для каждой модели самолета. Безусловно, заправляют лайнеры всегда с небольшим запасом. В первую очередь считают количество пассажиров. Возьмем цену на топливо в Московских аэропортах.
Расход топлива на самолете Боинг 737 составляет 25 г. на каждого пассажира за 1 км пути.
Если взять самолет полной загрузки, который полетит в Северную Столицу, то его заправка будет стоить 115 тысяч рублей. Плюс ориентация на погодные условия и топливо «про запас». Итоговой ценник примерный 150 тысяч рублей.
На Ил-86 расход составляет 35 г. на каждого пассажира. Максимальная вместимость — 350. А на Як-40 почти 80 г. Так что огромный Боинг можно назвать вполне экономным. Если вы узнали что-то новое, поставьте нравится. Статья была полезна? Поделитесь ей в социальных сетях.
Источники:
http://nasamoletah.ru/poznavatelno/chem-zapravlyayut-samolety.html
http://samoletos.ru/samolety/aviatsionnoe-toplivo
http://zen.yandex.ru/media/id/5b0d7b982f578c07bf3d1523/5b8ea716cebe0c00ab8ca6f9