Доктор фауст томас манн. «Доктор Фаустус», художественный анализ романа Томаса Манна
Художественные идеи Т.Манна «Доктор Фаустус»
Па́уль То́мас Манн (нем. Paul Thomas Mann, 6 июня 1875, Любек — 12 августа 1955, Цюрих) — немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929).
В 1942 году он переезжает в город Пасифик-Палисейдз и ведёт антифашистские передачи для немецких радиослушателей. А в 1947 году появляется на свет его роман «Доктор Фаустус», главный герой которого во многом повторяет путь Фауста, несмотря на то, что действие романа происходит в XX веке. Адриан Леверкюн, гениальный, но психически нездоровый композитор, является образом пороков западной буржуазной интеллигенции.
“Доктор Фаустус” появился в 1947 году и считается самым значительным романом писателя. Это своеобразный итого творчества Томаса Манна, книга, к которой он шел всю жизнь. Если “Будденброки” были лебединой песнью умирающего бюргерства, “Волшебная гора” — книгой “прощания” со многими иллюзиями, то “Доктор Фаустус” стал решительным осуждением буржуазного общества и его искусства. Это прежде всего философский роман, повествование которого строится как биография композитора Адриана Леверкюна: его юность, учеба на теологическом факультете, возвращение к музыке, встреча с Эсмеральдой, заражение сифилисом, прогрессирование болезни, десятилетний мрак безумия и — смерть.
Не трудно заметить, что в жизнеописании композитора использованы мотивы биографии Ницше, особенно заметна близость к Ницше героя в его творчестве. Музыка Леверкюна пронизана теми же идеями: пессимизм неверия в человека, ужас перед неизбежным крушением старого общества, страдания личности, окруженной злыми духами земли и ада. Манн все время противопоставляет в романе музыку Леверкюна и Бетховена: величественная гармония одного и немыслимая дисгармоничность другого, жизнеутверждающий пафос и откровенное отчаяние, мелодичность и нервозная несочлененность звуков, символизирующая распад мира.
Томас Манн окончательно развенчивает эстетство и модернизм, говорит о моральной ответственности художника перед народом, о смысле и назначении искусства. Томас Манн строит свой роман на фаустовской теме, отражающей историю Германии: эпоха возвышения связана с “Народной книгой о докторе Фаусте” (ловкий пройдоха, делец), наивысший подъем — с “Фаустом” Гете (созидатель, творец), Леверкюн-Фауст должен показать разложение и гибель буржуазии (разрушитель).
Символический план романа диктует нам сопоставление жизни Леверкюна и истории буржуазного общества, Леверкюн закладывает свою душу черту ( в своих галлюцинациях) за 24 года творческого “прорыва” в наджизненные стихии: Фауст — буржуа ХХ века начинает свой разрушительный путь.
«Нет двух Германий, доброй и злой… Злая Германия — это и есть добрая, пошедшая по ложному пути, попавшая в беду, погрязшая в преступлениях и стоящая теперь перед катастрофой. Вот почему для человека, родившегося немцем, невозможно начисто отречься от злой Германии, отягощенной исторической виной, и заявить: „Я — добрая, благородная, справедливая Германия; смотрите, на мне белоснежное платье. А злую я отдаю вам на растерзание“».
Доктор Фаустус» Т. Манна. Философия и музыка, образ современной Германии, ницшеанские мотивы и мифологема Фауста в романе.
Доктор Фаустус — роман, написанный Томасом Манном, начатый в 1943 году и изданный в 1947 году под названием «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом»(«Das Leben des deutschen Tonsetzers Adrian Leverkühn, erzählt von einem Freunde»). В романе описывается жизнь вымышленного персонажа, Адриана Леверкюна, с раннего детства до скоропостижной смерти.
Леверкюн — музыкальное дарование, немец начала двадцатого столетия — преднамеренно строит свою жизнь в соответствии с мифическими мотивами, напоминающими немецкое средневековое моралите о Фаусте, продавшем себя Мефистофелю. В то время как Леверкюн, вдохновляемый демонами, приближается к своему судному дню, немецкое общество берёт политический курс на нацизм. Описанная в XXII разделе композиторская техника Адриана Леверкюна повторяет в редуцированном виде постулаты додекафонной техники австрийского композитора, главы нововенской школы Арнольда Шёнберга. Однако было бы неверно считать Шенберга прототипом Леверкюна, чья биография перекликается с биографиями многих выдающихся личностей, а в идейном отношении соотносится не с одним или несколькими реально существовавшими людьми, а с судьбой немецкой культуры в целом, как ее воспринимал Манн в годы Второй мировой войны.
Полное название — «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом». В романе проведен анализ духовной несостоятельности ответственности буржуазной интеллигенции за трагические события 20 века, связанные с фашизмом. Автор увидел в частной судьбе современника отражение судьбы Германии. Гибель Леверкюна — это отрицание Манном судьбы фашистской Германии.
Главный герой — Адриан Леверкюн, предстает в виде очень сложного образа. Это композитор, новатор в музыке, и в послесловии Манн отдельно оговаривает то, что теорию музыки он заимствовал у композитора Шенберга. Семантическое поле романа широко: это и психология, и философия, и музыка, и история. Это роман-энциклопедия немецкой жизни начала 20 века.
С первых же абзацев автор четко определяет время написания произведения — 1943 год. Это биография Леверкюна, написанная «в реальное время» его другом Серенусом Цейтбломом. Этот доктор Цейтблом — повествователь, биограф Леверкюна, друг его детства и едва ли не единственный, кто обращается к нему на «ты». Это немецкий образованный бюргер, в меру либерален, несмотря на это принимавший участие во Второй мировой войне. Он в меру человечен, но недалек, чтобы понять Леверкюна. Манн называет Цейтблома самопародией, что является добропорядочным изображением повествователя. Учителем музыки Леверкюна является Вендель Кречмар (к этому времени Леверкюну было 20 лет, и он думал все время исключительно о музыке). Главный герой видит девушку в публичном доме, и позже находит ее и настаивает на близости. Потом он уезжает в Лейпциг, через три недели после этого у Леверкюна случается недомогание. Врач, лечивший героя, умирает, и Леверкюн прерывает лечение. Его образ сочетает в себе образы Фауста и Мефистофеля. Своего Мефистофеля Адриан носит в себе, и в романе ему никто не противопоставлен. Греховной стороной Леверкюна является гордыня. В нем сошлись все противоречия современного мира — от гуманизма до варварства, от гениальности до формализма. Через четыре года после истории с девушкой во время приступа мигрени Леверкюн встречается с дьяволом, который ставит ему условие, что тот должен 24 года познавать творчество, но не смеет любить, и ради возможности творческой самореализации Адриан отказывается от любви. Этой сделкой Манн вводит проблему концепции болезни и патологии как фактора культуры. По роману «Доктор Фаустус» болезнь является основой гениальности, но гениальности болезненной, доказательство чему — образ главного героя. Болезнь в романе — это стимул развития культуры, но какой? Культуры декаданса и упадничества. Симфонии Леверкюна очень сложны для исполнения, так как в их основе — дисграмония как высшее достижение стихийного в музыке. Философия музыки в романе отражает философию судьбы искусства в 20 веке. В современное Манну время бытовали мысли об исчерпаемости классического искусства, возникают модернистские приемы в музыке, композиторы ищут гармонию в диссонансе. Леверкюн создает симфонию-плач доктора Фаустуса как антипод девятой симфонии Бетховена. Показателем того, что музыка Леверкюна не универсальна, а предназначена для узкого круга людей, являются его слова о том, что музыка не стремится быть услышанной — показатель крайнего индивидуализма и гордыня. Это эстетическое неприятие героя действительности оправдывает и фашизм. И в этом, по мысли Манна, вина немецкого духа, подготовившего фашизм как явление. Центральная фигура романа — обобщение историко-философского развития немецкого духа. Леверкюн чувствует свою вину за собственный талант, который считает проклятием, за безмерный индивидуализм и за осознанный выбор пути.
По истечении 24-х лет, когда Леверкюн стал всемирно известным, сделка вступила в силу — дьявол отнимает у него разум. Герой еще несколько лет живет, но не осознает себя и вскоре умирает. Его гибель — это отрицание философии упадничества как несущую в себе духовную опустошенность и попустительство злу. Данный роман является обвинением Манна культуре и указанием на виновность каждого за ставшим возможным фашизм. Цейтблом говорит, что роман не поймут те, кто собственным сердцем не ощутил эстетизм как распространитель варварства». Леверкюн делает попытки вырваться из этой сделки, не до конца веря в нее. У него был друг — скрипач Швердтфегер, и в один момент между ними возникла девушка Мари Годо, на которой Леверкюн очень хотел жениться. Он посылает сделать предложение Мари именно Швердтфегера. Однако того убивает его любовница. С гибелью Леверкюна погибает и фашистская Германия. Стремясь утвердиться любой ценой, быть над всем, страна, по мысли Манна, также заключает сделку с дьяволом и поэтому проигрывает — финал романа закономерен.
Проблемы в романе: 1) осмысление судьбы искусства в 20 веке. 2) философия музыки. 3) мифологема Фауста, интерпретация традиций сюжета, Леверкюн как синтез двух образов — Фауста и Мефистофеля. 4) осмысление судьбы Германии. 5) ницшеанские мотивы. Этот роман называли «ницше-романом», некоторые даже считали, что прообразом Леверкюна является именно Ницше. Хронология событий жизни обоих совпадает: Ницше тоже болел и тоже послал сватать девушку. Но Манн не утверждает образ Ницше, а опровергает его гибелью Леверкюна. По его выражению, «если истинны слова «по плодам их узнаете их», то для Ницше нет оправданий». 6) стилистические особенности образа-повествователя. 7) своеобразие психологизма романа — в период его создания Манн зачитывался Достоевским.
Гуманистический характер творчества А. де Сента-Экзюпери. Тема ответственности в произведениях писателя («Планета людей», «Маленький принц»).
Начало XX в., как известно, прошло под знаком социальных катаклизмов, поставивших человечество перед необходимостью решения ряда философско-нравственных важнейших проблем. Это побуждало многих писателей активно включаться в процесс осмысления происходящего. Осмысливая функции и роль человека в мире, они считали своей необходимостью не быть просто созерцателями, а действовать, чтобы выйти за рамки трагического «удела человека». Созвучные идеи можно встретить и в философских построениях представителей экзистенциалистского течения – Ж.-П. Сартра и А. Камю.
Одним из французских писателей, которые воспринимали кризис духовности как самое большое зло эпохи, был А. де Сент-Экзюпери. В отличие от большинства писателей-современников он не соглашался с тем, что человеческие действия абсурдны только потому, что абсурдно само существование. Писателю было присуще понимание необходимости преодоления разобщенности людей, необходимости создания человеческого сообщества, ответственного за свое будущее. Размышляя о труднейших проблемах формирования личности, А. де Сент-Экзюпери пытался выработать свою особую концепцию человека, которая отразилась во всех его произведениях. Сознавая трагическую заданность человеческого существования, он не терял веру в человека, в его особое предназначение. Решение проблемы человеческого бытия он сводил к превращению самой жизни в «великое дело». А. де Сент-Экзюпери считал, что только активная жизненная позиция формирует человека и обогащает его новыми ценностями, главная из которых – духовность.
Особое значение в концепции личности А. де Сент-Экзюпери приобретает понятие межличностных связей и действия. Именно в них он ищет опоры для обоснования смысла и содержания жизни. Ценность человеческой личности проявляется, по мнению автора, в рамках коллективного сотворчества в достижении общей цели.
В третьей книге «Планета людей» (1939) Сент-Экзюпери уходит от проявляемых им ранее индивидуалистических концепций «сверхчеловека». В этом произведении окончательно формируются его гуманистические принципы. Человек для него по-прежнему ценен как homo sapiens, но в это понятие теперь вкладывается еще однозначный, общественно-содержательный смысл. Здесь человек, скорее всего, просто труженик, честный, волевой, который своим повседневным трудом вносит вклад в дело прогресса. В «Планете людей» автором практически формулируется понятие человеческого сообщества.
Мысль об ответственности, которая должна быть присуща каждому, не оставляет Сент-Экзюпери. Подобные тенденции были выражением духа эпохи. Они родились из ощущения перекоса в развитии цивилизации.
Жизнь каждого человека, по мнению Сент-Экзюпери, должна быть осмыслена, личность должна иметь духовный рост и благородную цель, а это возможно только в рамках сообщества, а не в одиночку.
Во многих произведениях Сент-Экзюпери уделял особое внимание созданию концепции образа человека. Он считал, что главное в ней – это духовность. Он называл душу человека храмом, который нужно в себе постепенно создавать. Таким образом, храмом, по мнению Сент-Экзюпери можно также считать и внутренний мир человека, который является суммой приобретаемых им духовных качеств. Такой храм каждому человеку необходимо возвести, укреплять и защищать.
Маленький принц (1943) замечательный, честный, светлый мальчик. Его основной закон: ты всегда отвечаешь за тех, кого приручил. Каждое утро он, как добрый и заботливый хозяин, наводит порядок на своей планете, выкорчевывает маленькие баобабы, чтобы зло не уничтожило его планету, чтобы зло не победило добро. Особенно меня взволновали размышления писателя о дружбе. Дружить — это всегда ощущать голос сердца, приносить радость другому человеку, оберегать его, доверять ему.
«Доктор Фаустус», художественный анализ романа Томаса Манна
Роман «Доктор Фаустус» создавался Томасом Манном в непростое время. Первые страницы произведения были написаны в 1943 году, когда уже всем, даже немцам, стала очевидной истина о крахе новой национальной идеи, выродившейся в фашизм. Опубликованный в 1947-м году роман явился художественным отрицанием того античеловеческого идеала, который ставила перед собой Германия 30-40-х годов.
Герой-рассказчик – друг главного персонажа, доктор философии Серенус Цейтблом, пишет биографию Адриана Леверкюна во время падения немецких городов под натиском русских войск. Повествуя о событиях, приходящихся на начало XX века, он периодически возвращает читателя в настоящее время, проводя конкретную параллель между историей жизни частного лица и целой страны.
Гениальный композитор Адриан Леверкюн – вымышленный герой. В его художественном образе гораздо больше от гётевского Фауста, чем от кого-либо из реально существовавших музыкантов. Отдельные реминисцентные черты в персонаже присутствуют, но скорее на уровне музыкальной техники (параллель в XXII главе с современником Томаса Манна – композитором и теоретиком Арнольдом Шенбергом), чем характера или особенностей жизни. Создаваемые Адрианом Леверкюном музыкальные композиции являются не продолжением, а противопоставлением классических произведений, утверждающих созидательную основу творчества. Присутствующая в симфониях «доктора Фаустуса» дисгармония к концу жизни превращается в настоящий «Плач», являющийся антиподом девятой симфонии Бетховена и выражением внутреннего распада личности композитора.
Доминантная черта характера главного героя – гордость является основой и его безумной гениальности, и его духовного падения. Невероятный индивидуализм, присущий Адриану Леверкюну, делает его недоступным для простых человеческих чувств, лишая в начале любви женщины, затем – друга и, в конце жизни, — названного сына, племянника Непомука. Свои неудачи Адриан объясняет сделкой с Дьяволом, которая состоялась в силу изначальной испорченности его души.
Дьяволу нет нужды уговаривать героя на подписание договора: он является уточнить условия сотрудничества и объяснить, как всё будет работать. Враг рода Человеческого становится видимым только после появления в головном мозге Адриана очажка венерического менингита – болезни, подхваченной им после первого любовного опыта в объятиях проститутки. Грехопадение персонажа объясняет его видение с духовной точки зрения, поражение мозга – с физиологической. Действительно ли Адриан Леверкюн встретил Дьявола или ему это только показалось – должен решать читатель. Автор-рассказчик не берёт на себя смелость делать какие-либо заявления.
Главное условие сделки – отсутствие любви – беспрекословно выполняется Адрианом вплоть до проникновения в его жизнь молодого талантливого скрипача Рудольфа Швердтфегера. Настойчивость маленького пижона незаметно для композитора покоряет его сердце. Только зародившаяся дружба разрушается внезапно, когда выясняется, что Адриан и Рудольф любят одну и ту же девушку – художницу Мари Годо. Последняя видит в Леверкюне только гениального композитора, Руди же она отдаёт своё сердце. Помолвка художницы и скрипача оборачивается трагедией: бывшая любовница Швердтфегера, Инеса Родде убивает его в трамвае после концерта. Адриан дважды теряет друга – в начале из-за предательства, затем – в силу природной смерти.
В «Докторе Фаустусе» любовь не имеет жизнеутверждающего начала: актриса Кларисса Родде убивает себя, преданная одним любовником и покинутая женихом; тянущаяся к простому буржуазному счастью Инеса Родде, оказывается чувственной изменницей, наркоманкой и преступницей; хранящий свою чистоту «богослов» Адриан Леверкюн отдаёт её на поругание блуднице. Присутствует ли любовь в семьях Серенуса Цейтблома или Урсель Леверкюн – сказать сложно. Вполне возможно, что эти союзы образуются в силу общемировой традиции по достижении определённого возраста обзаводиться спутниками жизни.
Тема любви в романе отражает распад культуры Германии, постепенно скатывающейся в бездну фашизма. Племянник Адриана Леверкюна – пятилетний Непомук Шнейдевейн представляет собой символический образ старой, умирающей Германии – красивой и чистой сердцем. Сам композитор становится символическим выражением Германии настоящей – гордой, никого не любящей, ставящей собственную деструктивную гениальность превыше всего. Несостоятельность внутреннего индивидуализма и внешнего отчуждения доказывается безумием Адриана Леверкюна и крахом нацистских идей Гитлера. Смерть композитора и уничтожение Германии как культурной страны ставят финальные точки в двух временных пластах повествования – 1940-м и 1945-м, соответственно.
Зарождение фашизма в Германии Серенус Цейтблом связывает с извечным стремлением немецкой нации заявить о себе. Уже Первая мировая война была воспринята немцами как «освобождение от мирового застоя». Вторая Мировая стала новой попыткой выдвинуться на политической арене. Буржуазная интеллигенция негативно отнеслась к нацистским идеям, но попыталась увидеть в них реальный шанс для возрождения страны. Серенус Цейтблом, принимающий участие в дискуссиях кружка Сикста Кридвиса, сторонится сочувственных разговоров о новой политике немецких властей, но напрямую своего неприятия также не высказывает.
«Доктор Фаустус» — интеллектуальный, философский, музыкальный роман. В нём присутствуют пространные рассуждения о музыке – музыкальных инструментах, композиторах, старинных и современных техниках создания музыкальных произведений. Томас Манн раскрывает перед читателем историю музыки, природу творчества, проблему гениальности. Последняя рассматривается в романе двояко – то, что владеет Адрианом Леверкюном можно назвать и безумной гениальностью, и гениальным безумием одновременно.
Художественное пространство романа представлено небольшим немецким городком – Кайзерсашерном, дух которого преследует главного героя на протяжении всей жизни. Даже оторвавшись от родного дома, Адриан Леверкюн выбирает себе место жительства, один в один совпадающее с местом, где прошло его детство. Внутреннее одиночество композитора определяет и его внешнее обустройство: в начале – за городом, а затем – в мрачных, лишённых солнечного света комнатах.
Источники:
http://studopedia.ru/11_3936_hudozhestvennie-idei-tmanna-doktor-faustus.html
http://infopedia.su/10x9f6e.html
http://goldlit.ru/tomas-mann/591-doktor-faustus-analiz