12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трагедии Сумарокова. Их политическая и воспитательная направленность

Трагедии Сумарокова. Их политическая и воспитательная направленность. В трагедиях особенно отчетливо проявились политические взгляды Сумарокова

В трагедиях особенно отчетливо проявились политические взгляды Сумарокова. Он стремился к созданию гармонического общества, в котором каждый член общества знал бы свои обязанности и честно выполнял их. Он жаждал вернуть «золотые веки», считая, что они возможны при существующем общественном укладе, но для этого надо устранить те беззакония, неустройства, которые существуют в абсолютистско-дворянской монархии. Его трагедии должны были показать, каким должен быть истинный просвещенный монарх, они должны были воспитывать «первых сынов отечества», дворянство, возбуждая в них чувство гражданского долга, любви к отечеству, истинного благородства. Стоя в оппозиции к Елизавете Петровне, он скоро понял псевдопросвещенный абсолютизм правления Екатерины и, пропагандируя в своих трагедиях идеи просвещенного абсолютизма, в то же время разоблачает деспотизм правления монархов. Тираноборческие тенденции в его трагедиях резко усиливаются к концу 60-х- началу 70-х гг, отражая общий рост дворянской оппозиции режиму Екатерины II. Общественно-политический пафос трагедий Сумарокова оказал огромное воздействие на развитие последующей русской трагедии.

За 28 лет он написал 9 трагедий.

Например, «Синав и Трувор» (1750) (входит в программу). Трагедия построена на сюжете, взятом из древнерусской истории, однако, как и прежде, исторический фон крайне условен. В центре – князь Синав, монарх, в правление которого воцарилось благополучие в снедаемом ранее раздорами Новгороде, его юный брат Трувор, знатный новгородский боярин Гостомысл и его дочь Ильмена. К этим действующим лицам добавлены лица, необходимые для внешнего действия: воины, вестник, паж. В трагедии обязательные 5 действий. Основной конфликт – конфликт чувства и долга, добродетельный монарх, на минуту забывший о долге, неизменно становится тираном. Монарх Синав любит Ильмену, соперником его является юный Трувор, любимый Ильменой. Ни в месте действия, ни в образах героев нет исторически конкретных черт. Лица трагедий не живые характеры, а выразители идей автора о превосходстве долга над страстью, государственных интересов над личными. Непреклонный исполнитель долга в трагедии – Гостомысл, обещавший отдать Ильмену в жены Синаву в награду за спасение Новгорода. Видя страдания дочери, он остается непреклонным: где должность говорит или любовь к народу, там нет любовника, там нет отца, ни роду». Столь же сильно развито чувство долга и у Ильмены. «Я знаю, что мне брак противный приключит, но с должность меня ничто не разлучит». Смелый воин, добродетельный монарх, Синав, узнав о любви Ильмены и Трувора, не в силах подавить охватившее его чувство ревности. Он забывает о своем долге управлять подданными ради их блага и становится виновником гибели Ильмены и Трувора. Осознав свое невольное «тиранство», Синав хочет покончить жизнь самоубийством, но Гостомысл и воины вырывают меч из его рук.

Исходя из своего идеала сословной монархии, Сумароков со свойственной ему запальчивостью и дерзостью нападал на те социальные явления и социальные силы, которые он расценивал отрицательно. В его последних трагедиях усиливаются тираноборческие мотивы. Монарх, не способный установить порядок в государстве и быть отцом своих подданных, достоин презрения, он «враг народа», которого надо свергнуть с престола. («Димитрий Самозванец»).

Трагедии Сумарокова имели огромное воспитательное значение. Зрители, сидящие в зале, получали уроки нравственности, внимали высоким словам о долге, благородстве, любви к Родине, учились негодовать против тирании. Рассчитанные на образование и воспитание дворянского сословия трагедии Сумарокова имели более широкий резонанс, более широкую сферу влияния.

Трагедии Сумарокова. Их политическая и воспитательная направленность

Лирика Сумарокова. Сатиры Сумарокова («Хор ко превратному свету», «Сатира о благородстве»).

Комедии Сумарокова «Опекун», «Рогоносец по воображению».

Комедия «Опекун» (60-ые годы) – в центре внимания образ ханжи, скупца дворянина Чужехвата, обдирающего сирот, которые попали под его опеку. «Подлинником» Чужехвата был родственник Сумарокова Бутурлин. В комедии «Опекун» он не показывает носителя одного какого-то порока, а рисует сложный портрет. Перед нами не только скупец, не знающий ни совести, ни жалости, но и ханжа, невежда, развратник. Сумароков создает обобщенно-условный сатирический образ русского порочного дворянина. Раскрытию характера способствуют и речевая характеристика, и бытовые детали. Речь Чужехвата насыщена пословицами и поговорками. В ханжеском своем раскаянии Чужехват обращается к Богу, уснащая свою речь церковнославянизмами.

Положительные персонажи комедий Сумарокова лишены жизненности, они часто выступают в комедиях в роли резонеров – таков Валерий в комедии «Опекун».

«Рогоносец по воображению» (1772) – в центре внимания писателя – быт провинциальных небогатых помещиков, Викула и Хавроньи. Ограниченность интересов, невежество, недалекость характеризуют их. Вместе с тем персонажи этой комедии лишены односторонности. Высмеивая дикость, нелепость этих людей, которые говорят только «о севе, о жнитве, о курах», у которых крестьяне по миру ходят, Сумароков показывает и черты, вызывающие к ним сочувствие. Викул и Хавронья трогают своей взаимной привязанностью. Они добры к своей воспитаннице, бедной девушке дворянского рода Флоризе. Нелепость жизни Викула и Хавроньи подчеркивается и завязкой комедии. Викул приревновал свою 60-летнюю к блистательному графу Кассандру, богатому соседу, которому полюбилась Флориза. Исполнены комизма диалоги, в которых Викул упрекает Хавронью в неверности, считая, что она наставила ему рога.

Читать еще:  Вязаные кофты регланом. Как связать женский свитер: для начинающих, красивый стильный, молодежный, реглан сверху спицами, шарф свитер, свитер шапочка, схемы с описанием косами

Речевая характеристика персонажей помогает воссоздать облик и нравы провинциальных дворян.

Лирика Сумарокова обращена к человеку, к его природным слабостям. Несмотря на все еще условное изображение лирического героя, в песнях своих он стремится раскрыть внутренний мир, глубину и искренность чувств героя или героини. Его лирика отличается задушевной простотой, непосредственностью.

Сатиры: 1. «Хор ко превратному свету» – был написан Сумароковым по заказу для уличного маскарада «Торжествующая Минерва». Но «Хор» оказался столь сатирически злободневным, что был допущен только в сокращенном варианте. В форме рассказа об идеальной заморской стране и порядках в ней, достойных похвалы, Сумароков повествует о порядках, точнее беспорядках и неустройствах в его стране.

«Заморская» страна – это утопия, мечта Сумарокова, но рассказ о ней дает ему возможность разоблачить взяточничество и лихоимство, невежество, процветающие в российской монархии, резко выступить и против жестокости обращения помещиков с крепостными. Все в этой стране трудятся, все служат государству. «хор» по своему стихотворному складу был близок русским народным песням. «Хор» занимает важное место в сатирико-обличительной линии русской литературы 18 века.

Сатира «О благородстве» и по своей тематике, и по направленности прямо восходит к сатире Кантемира «Филарет и Евгений». Она направлена на осмеяние дворянства, которое кичится своим «благородством» и «дворянским титлом». Сумароков напоминает о естественном равенстве людей.

В трагедиях особенно отчетливо проявились политические взгляды Сумарокова. Он стремился к созданию гармонического общества, в котором каждый член общества знал бы свои обязанности и честно выполнял их. Он жаждал вернуть «золотые веки», считая, что они возможны при существующем общественном укладе, но для этого надо устранить те беззакония, неустройства, которые существуют в абсолютистско-дворянской монархии. Его трагедии должны были показать, каким должен быть истинный просвещенный монарх, они должны были воспитывать «первых сынов отечества», дворянство, возбуждая в них чувство гражданского долга, любви к отечеству, истинного благородства. Стоя в оппозиции к Елизавете Петровне, он скоро понял псевдопросвещенный абсолютизм правления Екатерины и, пропагандируя в своих трагедиях идеи просвещенного абсолютизма, в то же время разоблачает деспотизм правления монархов. Тираноборческие тенденции в его трагедиях резко усиливаются к концу 60-х- началу 70-х гг, отражая общий рост дворянской оппозиции режиму Екатерины II. Общественно-политический пафос трагедий Сумарокова оказал огромное воздействие на развитие последующей русской трагедии.

За 28 лет он написал 9 трагедий.

Например, «Синав и Трувор» (1750) (входит в программу). Трагедия построена на сюжете, взятом из древнерусской истории, однако, как и прежде, исторический фон крайне условен. В центре – князь Синав, монарх, в правление которого воцарилось благополучие в снедаемом ранее раздорами Новгороде, его юный брат Трувор, знатный новгородский боярин Гостомысл и его дочь Ильмена. К этим действующим лицам добавлены лица, необходимые для внешнего действия: воины, вестник, паж. В трагедии обязательные 5 действий. Основной конфликт – конфликт чувства и долга, добродетельный монарх, на минуту забывший о долге, неизменно становится тираном. Монарх Синав любит Ильмену, соперником его является юный Трувор, любимый Ильменой. Ни в месте действия, ни в образах героев нет исторически конкретных черт. Лица трагедий не живые характеры, а выразители идей автора о превосходстве долга над страстью, государственных интересов над личными. Непреклонный исполнитель долга в трагедии – Гостомысл, обещавший отдать Ильмену в жены Синаву в награду за спасение Новгорода. Видя страдания дочери, он остается непреклонным: где должность говорит или любовь к народу, там нет любовника, там нет отца, ни роду». Столь же сильно развито чувство долга и у Ильмены. «Я знаю, что мне брак противный приключит, но с должность меня ничто не разлучит». Смелый воин, добродетельный монарх, Синав, узнав о любви Ильмены и Трувора, не в силах подавить охватившее его чувство ревности. Он забывает о своем долге управлять подданными ради их блага и становится виновником гибели Ильмены и Трувора. Осознав свое невольное «тиранство», Синав хочет покончить жизнь самоубийством, но Гостомысл и воины вырывают меч из его рук.

Читать еще:  Андреев леонид николаевич рассказы дневник сатаны. Леонид Андреев: "Дневник Сатаны

Исходя из своего идеала сословной монархии, Сумароков со свойственной ему запальчивостью и дерзостью нападал на те социальные явления и социальные силы, которые он расценивал отрицательно. В его последних трагедиях усиливаются тираноборческие мотивы. Монарх, не способный установить порядок в государстве и быть отцом своих подданных, достоин презрения, он «враг народа», которого надо свергнуть с престола. («Димитрий Самозванец»).

Трагедии Сумарокова имели огромное воспитательное значение. Зрители, сидящие в зале, получали уроки нравственности, внимали высоким словам о долге, благородстве, любви к Родине, учились негодовать против тирании. Рассчитанные на образование и воспитание дворянского сословия трагедии Сумарокова имели более широкий резонанс, более широкую сферу влияния.

Трагедии Сумарокова. Их политическая и воспитательная направленность

Работа добавлена на сайт refugus.ru для ознакомления: 2019-12-24

Сатирическая журналистика 69-74 гг.Общая черта.

В канун и во время Пугачевского восстания появились пр-я литературного и публицистического хар-ра, вышедшие из народной среды. «Плач холопов»(1767-1769) – плач кр-н о том, какие нехорошие помещики. «Плач» открывает перед читателем ужасающую картину произвола господ и бесправного положения народа в самодержавно-крепостническом гос-ве.

Ж-л Екатерины «В.В.».Черпала мат. Из зап. Журналов. Е. поощряла изд. Др. Журналов, при этом издатель мог не открывать собственного имени. Принципы «В.В» :1)Никогда не именовать беспомощности пороком»,2)Хранить во всех случаях человеколюбие,3)Не мыслить, что есть безупречные люди и просить бога о кротости и снисхождении.

«Адская почта» Эммина. Э. ассоциировал политику Е. с заигрыванием ветреной девушки, которая «всем приглянуться хочет». «А.п.» – ежемесячник. Ж-л построен в форме переписки 2-х бесов – Кривого и Хромоногого. В переписке бесов современники улавливали намеки на определенные действия и определенных лиц российской жизни. Занимательность.

1769г.«Трутень». Полемика с «В.В.» появлялись и др.журнальчики. более острые: «Т.», «Адская почта», «Смесь». Использовав опыт Сумарокова Новиков и эммин («А.п».) сделали новый тип сатир. Жанра, в кот. на замену юмору пришла острая сатира. Журнальчик «Трудолюбивая пчела» (1759) – 1-ый личный журнальчик в Рф. В ж-ле Сумарокова, не считая него, учавствовали А. Аблесимов, И. Дмитревский, братья Нарышкины, А. Нартов и др. Очерки, эпиграммы, притчи. Личные журнальчики обычно носили хар-р, оппозиционный правительству. Ж-л существовал всего 1 год. «Т.п.» открылась посвящением Екатерине Алексеевне, будущей императрице. С. Называл ее «Минервой» и просил покровительства. Оппозиционность правительству Елизаветы и поддержка находящейся в опале Екатерины. Главным было обличение казнокрадства, насилия, злоупотреблений. В журнальчике сотрудн. Тредиаковский. Если в 1-ые полгода издания в журнальчике встречаются статьи по философии, филологии, истории, то в предстоящем – усиливаются обличительные тенденции. В собственных литературно-критических статьях С. Полемизировал с Тредиаковским, Ломоносовым и др. Он отстаивает ясность мысли и простоту эмоций. Антикрепостнические тенденции («О домостроительстве»). В очерке «Сон. Счастливое общество» Сумароков в форме сна отрисовывают утопическую страну, в кот. законодательство основано на естественном праве, все основано на разуме, монарх хлопочет сначала о полезности подданных. Создатель гласит, что он был в «мечтательной стране», которой правит «великий государь», являющийся в то же время «великим человеком». Свои милости он дарит только достойным людям и сердито преследует нарушителей закона. Дальше С. Отрисовывают положение духовного и военного сословия, тщательно обрисовывает судебный и чиновничий аппарат, лишенный всех обыденных для него в Рф недочетов. Собственный очерк С. Кончает пожеланием того, чтоб сны такие снились чаще многим, а в особенности «наперсникам фортуны».

В трагедиях более ясно проявились политические взоры Сумарокова. Его тр. должны были показать, каким должен быть настоящий просвещенный монарх, возбуждая в дворянах настоящее чувство штатского долга. Стоя в оппозиции Ел. Он стремительно сообразил псевдопросвещенный абсолютизм Е. и пропагандируя просвещ. абсолютизм, разоблачал деспотизм правления монархов. За 28 лет С. Написал 9 трагедий. 1-ая «Хорев» (1747) – это его 1-ый опыт драматурга – только зарожд. идеи воспитания двор-ства примерами из родной истории. Катастрофа обращена к Старой Руси. В катастрофы центр. образ – Князь Кий. Его брат Хорев любит Оснельду, дочь Завлоха, изгнанного из Киева Кием. О. отвечает Х. взаимностью. По приказу Кия, желающего проверить преданность Х., отправляет его в поход против отца Оснельды. Конфликт меж долгом и чувством. Развязка трагична, и повинен в ней Кий, доверившийся доносчику Сталверху.

Читать еще:  Заговоры на хороший и богатый урожай. Заговоры для сада и огорода. Все для урожая и его для защиты

Более очень тираноборческие мотивы звучали в тр. «Дмитрий Самозванец» (1771). Более острое социально-политическое звучание, сюжетно-композиционное построение подчинено выяснению трудности отнош. королевской власти к подданным и подданных к этой власти. В центре трагедий – монарх, облеченный властью, его подданных, нередко подд. – двое влюбленных, но любовь эта нежелательна, она осуждена законом чести и долга. Обычно в базе трагедийной коллизии – нарушение долга монархом, кот. не может управлять своими страстями и становится деспотом по отношению к подданным. Герои делятся на + и -,они раскрываются в главном в собственных монологах. «Дмитрий Самозванец». С. заговорил о злодеях на троне. Сюжет практически революционный – второстепенные персонажи произносят речи о правах народа и обязательствах государей. В катастрофы звучит тема насильного свержения деспота народом. Сюжет основывается на недалеком прошедшем Рф, Наша родина начала 17в. С. Изменяет фактам исключительно в любовной интриге: Ксюша – дочь Шуйского и жена князя Галицкого. Конфликт – в противоречии меж абстрактным эталоном сударя и монархом-тираном, окутанным губительными страстями. Дм.Сам. нарис. только темной краской, и уже в нач. тр. ощущ. неизбежность кары, кот. должна понять злодея. Он исполнен презрения к Рф и желает подчинить ее власти католического Рима, он полон беспощадности и самодурства. Дм. Открывает в первой сцене Пармену собственный план: бросить супругу и жениться на Ксюши. Дм. Не признает законов, считая царску волю выше всяких законов: «Перед царем должна быть правда бессловна, Не правда – правитель, – я; закон – монарша власть, А предписание закона царска власть». С. Осуждает Д. за безразличие к народу. Устами Пармена высказ. С. собственный взор на монархич.правление, заявляя, что личные плюсы являются основными в монархе. В тр. «тирану», «варвару», «злодею» противостоят положительные герои, выражающие свои великодушные чувства в отвлеченных рассуждениях. Это Пармен, князь Галицкий, Ксюша. Они произносят речи, каким д.б. монарх. Но свержение деспота восставшим народом (дворянами) означало только подмену царя-тирана просвещенным монархом.

Одна из более соответствующих трагедий С. «Синав и Трувор» (1750). Сюжет взят из российской истории, но исторический фон, как и всюду, довольно условен. В центре – князь Синав, кот. сумел воцарить благополуч. в Новгороде, его молодой брат Трувор, авторитетный Новгородский вельможа Гостомысл и его дочь Ильмена. Основной конфликт – конфликт чувства и долга. С. любит Ильмену, Т. – любит и любим Ильменой. Г. (исполнитель долга в тр.) решает дать И. за С. в благод. за спасение Новгорода. С. выяснит, что И. любит Т. и становится виновником их смерти. Мысль катастрофы выражена в словах Т., обращенных к брату: «Кто желает держать в голове долг, не может бытии зол, Не запамятовай его и будь для себя подобен… И для того ль, когда граждане тут спаслись, Мы бремя их от их толь славно отвратили, Чтобы бременем своим мы их обременили?»

Тр. Сумарокова имели большущее воспитательное значение. Зрители получали уроки нравственности, внимали высочайшим словам о долге, благородстве, любви к Родине, обучались негодовать против деспотии.

2)Журнальчик Крылова «Зритель» («Похвальная речь в память моему дедушке», «Воинская повесть»).

Иван Андреевич Крылов. «Зритель» (1792) – издание своей типографии Крылова. 2-ой редактор – Клушин. + Плавильщиков. Основное место было отведено сатире.

«Похвальная речь в память моему дедушке» – речь связана с некот. Местами «Писем к Фалолею», но в ней К. Добивается еще большего сарказма. Злая сатира на дворянина-крепостника – экзальтированная похвала поистине «дворянских» добродетелей мертвеца. Это – неверный панегирик.

Крыловская сатира в «Зрителе» носит еще больше резкий социально-политический нрав, чем в «Почте духов». Аналогия с Новиковским живописцем.

Источники:

http://studopedia.ru/3_141204_tragedii-sumarokova-ih-politicheskaya-i-vospitatelnaya-napravlennost.html
http://studopedia.ru/1_10928_tragedii-sumarokova-ih-politicheskaya-i-vospitatelnaya-napravlennost.html
http://refugus.ru/14581

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: