3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Удвоенные согласные в корне слова. Удвоенные согласные: правила написания и переноса

Написание двойных согласных в корне слов

В рус­ском язы­ке в ряде слов суще­ству­ет напи­са­ние двой­ных соглас­ных в корне.

Двойные согласные в исконно русских словах

В искон­но рус­ских сло­вах пишут­ся двой­ные соглас­ные «жж» в корне:

  • во жж и, дро жж и, мо жж евель­ник, мо жж евё­ло­вый, жу жж ать, жу жж ание;
  • в обра­зо­ва­ни­ях от гла­го­ла жечь — со жж ённый, жж ёнка, жж ёт, жж ение.

Следует отли­чать эти напи­са­ния от слов, в кото­рых пишет­ся соче­та­ние соглас­ных «зж», зву­ча­щее как длин­ное [ж‘]:

В корне этих слов про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соче­та­ний соглас­ных «зг» и «зж»:

  • брю зг а — брю зж ать
  • ви зг — ви зж ать
  • мо зг — мо зж ечок
  • дре­бе зг — дре­бе зж ать

Двойное «сс» пишет­ся в кор­нях слов « сс ора», « сс орить­ся», «Ро сс ия», «ро сс иянин» и дру­гих род­ствен­ных сло­вах.

Написание двойных согласные в сложных словах

Двойные соглас­ные пишут­ся в слож­ных сло­вах на сты­ке кор­ней, если пер­вая часть сло­ва закан­чи­ва­ет­ся, а вто­рая начи­на­ет­ся одной и той же соглас­ной, напри­мер:

ро дд ом, гла вв рач

Если осно­ва сло­ва закан­чи­ва­ет­ся напи­са­ни­ем двой­ных соглас­ных, то в про­из­вод­ном сло­ве тоже пишут­ся две бук­вы перед суф­фик­сом, напри­мер:

  • гру пп а — гру пп ка;
  • теле­гра мм а — теле­гра мм ка;
  • ба лл — пяти­ба лл ьный;
  • про­гра мм а — про­гра мм ка;
  • ком­про­ми сс — ком­про­ми сс ный.

Исключения

В рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ют сло­ваисклю­че­ния из пра­ви­ла напи­са­ния двой­ных соглас­ных в корне сло­ва.

Слово «кри­сталл» и все его про­из­вод­ные име­ют двой­ные напи­са­ние соглас­но­го «л»:

кри­ста лл ик, кри­ста лл иче­ский, кри­ста лл изи­ро­вать­ся,

но

кри­ста л ьный, кри­ста л ьно, кри­ста л ьчик, кри­ста л ьность.

Продолжим этот спи­сок слов-исключений:

  • опе­ре тт а — опе­ре т ка, опе­ре т очный;
  • коло нн а, коло нн ада — коло н ка, бензо-, водо­ко­ло н ка;
  • ма нн ая (кру­па), ма нн ик — ма н ка;
  • фи нн ы — фи н ка, фи н ский, Фи н лян­дия;
  • то нн а, то нн аж — трех­то н ка, полу­то­ра­то н ка;
  • анте нн а — анте н ка, анте н щик.

Двойные согласные в заимствованных словах

В сло­вах, заим­ство­ван­ных из дру­гих язы­ков, напи­са­ние двой­ных соглас­ных запо­ми­на­ем, напри­мер:

дре сс иров­щик, ко мм ерсант, а сс истент, а пп арат, те рр аса, ба лл ада, э фф ект, а нн ули­ро­вать, о пп ози­ция, си мм етрия, пе рр он, сте лл аж, ре сс ора, те нн ис, тро лл ейбус.

В слу­чае затруд­не­ния справ­ля­ем­ся об их напи­са­нии в орфо­гра­фи­че­ском сло­ва­ре.

Следует пом­нить, что в сле­ду­ю­щих заим­ство­ван­ных сло­вах пишет­ся толь­ко один соглас­ный в корне сло­ва:

адре с , а л юми­ний, актри с а, а т рибут, а ф ера, ба л юстра­да, бизне с , га л ерея, га л ета, гу м анизм, га л анте­рея, де с ерт, и м ита­ция, имп­ре с арио, ка л ория, кава л ерия, кари­ка­ту р а, ко р идор, при­ви л егия, про­дю с ер, ра с а, ра с ист, пано­ра м а, пу д инг и пр.

Видеоурок «Слова с удвоенными согласными. Перенос слов с двойными согласными»

Урок русского языка «Перенос слов с удвоенными согласными». Программа «Школа-2100». 1-й класс

Класс: 1

Цели урока:

  • Обобщить правила переноса слов; изучить правило переноса слов с удвоенными согласными.
  • Развивать орфографическую зоркость и логическое мышление, кругозор учащихся.
  • Учить обучающихся организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике.
  • Организовать деятельность, в процессе которой обучающиеся сами делают открытия, узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
  • Формировать у обучающихся способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

I. Наблюдение над написанием слов с удвоенными согласными

На доске записаны имена:

Прочитайте записанные слова
– Что общего у этих слов?
– Что интересного вы заметили в написании этих слов?
– Назовите долгие звуки в каждом слове
– Как они обозначены на письме? (Двумя согласными буквами)
– Можно ли проверить написание удвоенных согласных букв в слове? (Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить.)
– Является ли орфограммой правописание удвоенной согласной в корне слова?

Читать еще:  Я долго жил и жил в плену. …Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если

II. Наблюдение над переносом слов, с удвоенными согласными

– Сегодня мы узнаем, как переносятся слова с удвоенной согласной, но сначала повторим правила переноса слов, которые нам уже известны.
– На доске слова: зима, лед, коньки, ежик.
– Разделите слова для переноса.
– Как переносятся слова с одной строки на другую? (Слова переносятся с одной строки на другую по слогам.)
– Какие слова нельзя перенести? Почему? (Лед – один слог, ежик – одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую.)
На доске написаны слова с удвоенными согласными.
– Прочитайте слова:

Ванна, сумма, касса, перрон, аллея, масса, грамм, терасса, гамма, шоссе, коллектив, территория, антенна.

Значение каких слов у вас вызывает затруднение?
– Сравните слова. Чем они похожи? (Слова с двойными согласными.)
– А эти слова как бы вы перенесли?
– А теперь сравните свои варианты переноса слов с двойными согласными с теми, что предлагают авторы учебника.
– Какой вывод можно сделать о переносе слов с удвоенными согласными?
– Как переносятся слова с удвоенной согласной? (По слогам, но одна согласная буква остается на строке, а вторая переносится на другую строку.)
– Приведите примеры слов с удвоенной согласной, которые нельзя перенести. (Кросс, грипп, класс, ссора)
– Спешите слова, разделив их для переноса.

III. Работа над правилом

– Как переносятся слова с удвоенными согласными? (Одну букву оставляем на строке, а другую – переносим.)
– А что обозначает слово коллекция? (Коллекция – систематизированное собрание каких-либо предметов.)
– Приведите свои примеры.

IV. Словарно-орфографическая работа

– Запишите словарные слова: воробей, сорока, мороз, ветер, работа, русский язык.
– Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить. (Проверка)
– Отгадайте загадку.

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (Береза.)

Кудрявая, беловата,
столб беленый,
шапочка зеленая. (Береза.)

– Какой признак отличает березу от других деревьев? (Берёза белая).

Белая береста у березки нашей,
Нет на свете деревца
И милей, и краше.

– Да, у березы белая береста. А дальше приводим строки для запоминания безударной гласной Е:

Белые березы все,
После “б” пишите “е”

– Какой гриб получил название от этого дерева? (Подберезовик.)
– Запишите это слово в словарик. (Дома нарисуйте березку.)
– Какое стихотворение вы недавно учили наизусть о символе русской природы, назовите его автора. («Белая береза» С.Есенин)
– Березу еще называют – русской. В теплую пору сокодвижения вся Русь заготовляла березовый сок. Он придавал людям бодрость и силу. Березовый сок – не только вкусный напиток, но еще и лечебное средство, применяемое в народной медицине.
Береза. Много стихов, песен, загадок посвящено этой красавице!
А сколько картин написано живописцами! Каждый стремился излить перед ней свои чувства: любовь и восхищение.

– Часто о березе мы говорим: стройная, высокая, кудрявая. Но для того, чтобы это дерево стало таковым, требуется не один десяток лет. Много силы и упорства нужно приложить маленькому росточку, чтобы выдержать все невзгоды: зимнюю стужу и летний зной, проливные дожди и затяжную засуху.
– Замечательные стихотворения про березку сочинили наши русские поэты. А есть еще и загадки, связанные с жизнью березы. Давайте их отгадаем.
– Нa каком дереве две коры вместо одной? (На березе.) Сверху кора белая да тонкая, а снизу – черная да корявая. Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.
– Какой гриб растет под березой? (Подберезовик.)
– Как называется кора березы? (Береста.)
– Что раньше изготовляли народные умельцы из бересты? (Короба, кузовки, лодки, обувь.)
– Почему кору березы очень любят ученые-историки? (Из-за бересты.) В древние, когда пергамент стоит дорого, писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, ученые-историки смогли много узнать о жизни наших предков.
– Какое дерево весной может утолить жажду? (Береза, ее сок.)
– Рассмотрите таблицу “Правила переноса слов” на доске и сформулируйте правила.

«Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными».

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Конспект урока по русскому языку: « Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными».

Цель: Познакомить учащихся с правилом переноса слов с двойными согласными.

1. Формировать умения переносить слова с двойными согласными с учетом их особенностей.

2. Развивать умения писать слова с двойными согласными, с безударными гласными.

3. Развивать наблюдательность, внимание, память, активность и грамотную речь учащихся.

4. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность и любовь к родному языку.

учебник для 1 класса Н. В. Нечаева « Русский язык»;

сказочные герои, карточки со словами, раздаточные материал ;

1. Организационный момент.

— Ребята, улыбнитесь, у вас хорошее настроение.

Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте: голубое небо. Плывут красивые облака, кружатся белые снежинки, свежий морозный ветерок приятно дует в лицо. Вдруг, лучик бодрости, пронизывает вас.

Готовы к получению новых знаний?

2. Сообщение темы и цели урока.

— Начинаем урок по теме: “Перенос слов с двойными согласными”.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с правилом переноса слов с двойными согласными.

Читать еще:  Вязаные резиночки для волос крючком схема. Несколько советов, как пользоваться резинкой для волос с крючками. Что же все-таки это такое

Повторим правописание слов с безударными гласными.

Будем упражняться в нахождении главных членов предложения.

3. Минутка чистописания.

( На доске буквы ) Вв во ве вр дв ув ив

Вывод: какую работу мы проделали и для чего?

4. Словарно-орфографическая работа.

Ворона, вдруг, ветер.

Задание: выписать из словаря и выделить орфограммы.

Вывод: какую работу мы проделали и для чего?

зачем нам нужно знать как правильно писать словарные слова?

5. Работа над предложением:

Задание: записать под диктовку, выделить главные члены предложения, найти связи слов в предложении.

Ночью поднялся сильный ветер.

6. Повторение правил переноса.

( Введение в сказку. Звучит сказочная музыка. )

— В некотором царстве, в некотором государстве, под названием “Двойные согласные” жили-были счастливые люди. Они были счастливы потому, что дружили с чем, как вы думаете…?

— С двойными согласными.

— Голубое небо, белые облака, пушистые сугробы, все радовало их.

А двойные согласные вселяли в душу людей чувство прекрасного.

Но однажды случилась беда.

Злой волшебник похитил двойные согласные и получилось какие-то непонятные слова.

(Вывешиваю на доску:)

— Но и этого показалось злому волшебнику мало.

Он заставил всех людей забыть правила переноса слов.

— Ребята, давайте поможем жителям этого царства вспомнить правила переноса.

На доске написаны слова:

Парта, чайка, Юрий, письмо

— Запишите эти слова в тетрадь и разделите для переноса.

Вывод: Какие правила переноса мы выполнили?

7. Объяснение нового материала.

— Откройте учебник на стр.18 № 31.

— Ребята, ну, а теперь, кто попробует сделать вывод о переносе слов с двойными согласными?

Вывод учителя: При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят. (шос-се)

— Прочитаем это правило вместе…

1) Закрепление нового материала.

Ветер дует нам в лицо.

— После долгой ночи наступило утро.

— Бесцветный мир уже не привлекал внимание людей. Но как ни старался злой волшебник стереть воспоминания о правилах переноса, еще иногда встречались задания на перенос слов.

2) Работа у доски (у доски один ученик)

Рус-ский язык, осен-ний дождь, новое шос-се,

Запишите и разделите слова с двойными согласными для переноса.

Вывод: В чем упражнялись в этом виде работы?

3) Работа на доске.

А..а, ва..а, килогра. ..ра, телегра..а.

— Ваша задача: списать слова, вставить пропущенные орфограммы и подчеркнуть их.

Остальные выполняют в тетрадках.

Проверка выполненных заданий

— А теперь, найдите в предложении слова с безударными гласными и подберите устно проверочное слово.

Весна – вёсна, деревья – дерево;

— Сядьте поудобнее слушаем продолжение сказки.

— И вот один мальчик (вывешиваю иллюстрацию) отправляется в дорогу. Начал он ходить по царству и расспрашивать, почему стало грустно и скучно жить. Но люди не могли дать ответ.

— Однажды мальчик набрел на старый дом, в котором жила Мудрая сова.

— “Я отвечу на твой вопрос” — сказала Мудрая сова. Если ты выполнишь 3 желания, то сможешь вернуть радость жителям царства “Двойные согласные”.

— Отгадайте загадки, отгадку запишите в тетрадь, разделив слова для переноса.

Ан-тенна, антен-на, осен-ние листья.

Мудрая сова вас хвалит. Вы прекрасно справились с первым желанием.

Вот еще одно желание.

— Как вы понимаете пословицу?

Весенний день год кормит.

— Прочитайте про себя. Что заметили? (нн)

— Мальчик, поторопил Мудрую сову.

— Какое же будет ваше следующее желание. И мудрая сова сказала приготовьте волшебные карточки.

— Если услышите слово с двойной согласной, то поднимите желтую звезду.

Аккуратный, дорого, хоккей, помидор, троллейбус, топор, лимонный, подарок.

— Прекрасно, вы правильно поднимали нужные карточки

(Вывешиваю солнце, тучку снимаю)

— И внезапно, яркое солнце осветило царство. Глаза жителей были полны радости и счастья. И снова почетное место заняли двойные согласные.

— “Но постойте, постойте” — сказала Мудрая сова. Исправьте наконец непонятные слова

СУББОТА КЛАСС ГРУППА

Дети исправляют и по ходу вывешиваются карточки со словами.

— Чему мы научились на уроке?

— Что нового для себя взяли из урока?

— Любое ли слово можно переносить с одной строки на другую?

Домашнее задание: стр.19 № 36.

Вывод: С каким словарным словосочетанием мы сейчас работали

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Конспект урока по русскому языку: «Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными».

Цель: Познакомить учащихся с правилом переноса слов с двойными согласными.

1. Формировать умения переносить слова с двойными согласными с учетом их особенностей.

2. Развивать умения писать слова с двойными согласными, с безударными гласными.

3. Развивать наблюдательность, внимание, память, активность и грамотную речь учащихся.

4. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность и любовь к родному языку.

1. учебник для 1 класса Н. В. Нечаева « Русский язык»;

2. сказочные герои, карточки со словами, раздаточные материал ;

3. сигнальные “кружки ”.

1. Организационный момент.

— Ребята, улыбнитесь, у вас хорошее настроение.

Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте: голубое небо. Плывут красивые облака, кружатся белые снежинки, свежий морозный ветерок приятно дует в лицо. Вдруг, лучик бодрости, пронизывает вас.

Готовы к получению новых знаний?

2. Сообщение темы и цели урока.

— Начинаем урок по теме: “Перенос слов с двойными согласными”.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с правилом переноса слов с двойными согласными.

Читать еще:  Античная культура: её роль в развитии мировой культуры. Античная культура: общая характеристика

Повторим правописание слов с безударными гласными.

Будем упражняться в нахождении главных членов предложения.

3. Минутка чистописания.

( На доске буквы ) Вв во ве вр дв ув ив

Вывод: какую работу мы проделали и для чего?

4. Словарно-орфографическая работа.

Ворона, вдруг, ветер.

Задание: выписать из словаря и выделить орфограммы.

Вывод: какую работу мы проделали и для чего?

зачем нам нужно знать как правильно писать словарные слова?

5. Работа над предложением:

Задание: записать под диктовку, выделить главные члены предложения, найти связи слов в предложении.

Ночью поднялся сильный ветер.

6. Повторение правил переноса.

( Введение в сказку. Звучит сказочная музыка. )

— В некотором царстве, в некотором государстве, под названием “Двойные согласные” жили-были счастливые люди. Они были счастливы потому, что дружили с чем, как вы думаете…?

— С двойными согласными.

— Голубое небо, белые облака, пушистые сугробы, все радовало их.

А двойные согласные вселяли в душу людей чувство прекрасного.

Но однажды случилась беда.

Злой волшебник похитил двойные согласные и получилось какие-то непонятные слова.

(Вывешиваю на доску:)

— Но и этого показалось злому волшебнику мало.

Он заставил всех людей забыть правила переноса слов.

— Ребята, давайте поможем жителям этого царства вспомнить правила переноса.

На доске написаны слова:

Парта, чайка, Юрий, письмо

— Запишите эти слова в тетрадь и разделите для переноса.

Вывод: Какие правила переноса мы выполнили?

7. Объяснение нового материала.

— Откройте учебник на стр.18 № 31.

— Ребята, ну, а теперь, кто попробует сделать вывод о переносе слов с двойными согласными?

Вывод учителя: При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят. (шос-се)

— Прочитаем это правило вместе…

1) Закрепление нового материала.

Ветер дует нам в лицо.

— После долгой ночи наступило утро.

— Бесцветный мир уже не привлекал внимание людей. Но как ни старался злой волшебник стереть воспоминания о правилах переноса, еще иногда встречались задания на перенос слов.

2) Работа у доски (у доски один ученик)

Рус-ский язык, осен-ний дождь, новое шос-се,

Запишите и разделите слова с двойными согласными для переноса.

Вывод: В чем упражнялись в этом виде работы?

3) Работа на доске.

А..а, ва..а, килогра. ..ра, телегра..а.

— Ваша задача: списать слова, вставить пропущенные орфограммы и подчеркнуть их.

Остальные выполняют в тетрадках.

Проверка выполненных заданий

— А теперь, найдите в предложении слова с безударными гласными и подберите устно проверочное слово.

Весна – вёсна, деревья – дерево;

— Сядьте поудобнее слушаем продолжение сказки.

— И вот один мальчик (вывешиваю иллюстрацию) отправляется в дорогу. Начал он ходить по царству и расспрашивать, почему стало грустно и скучно жить. Но люди не могли дать ответ.

— Однажды мальчик набрел на старый дом, в котором жила Мудрая сова.

— “Я отвечу на твой вопрос” — сказала Мудрая сова. Если ты выполнишь 3 желания, то сможешь вернуть радость жителям царства “Двойные согласные”.

— Отгадайте загадки, отгадку запишите в тетрадь, разделив слова для переноса.

Ан-тенна, антен-на, осен-ние листья.

Мудрая сова вас хвалит. Вы прекрасно справились с первым желанием.

Вот еще одно желание.

— Как вы понимаете пословицу?

Весенний день год кормит.

— Прочитайте про себя. Что заметили? (нн)

— Мальчик, поторопил Мудрую сову.

— Какое же будет ваше следующее желание. И мудрая сова сказала приготовьте волшебные карточки.

— Если услышите слово с двойной согласной, то поднимите желтую звезду.

Аккуратный, дорого, хоккей, помидор, троллейбус, топор, лимонный, подарок.

— Прекрасно, вы правильно поднимали нужные карточки

(Вывешиваю солнце, тучку снимаю)

— И внезапно, яркое солнце осветило царство. Глаза жителей были полны радости и счастья. И снова почетное место заняли двойные согласные.

— “Но постойте, постойте” — сказала Мудрая сова. Исправьте наконец непонятные слова

СУББОТА КЛАСС ГРУППА

Дети исправляют и по ходу вывешиваются карточки со словами.

— Чему мы научились на уроке?

— Что нового для себя взяли из урока?

— Любое ли слово можно переносить с одной строки на другую?

Домашнее задание: стр.19 № 36.

Вывод: С каким словарным словосочетанием мы сейчас работали

  • Агаджанян Алина Сергеевна
  • Написать
  • 5187
  • 17.11.2014

Номер материала: 123287

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 17.11.2014
  • 1045
  • 17.11.2014
  • 465
  • 17.11.2014
  • 2212
  • 17.11.2014
  • 496
  • 17.11.2014
  • 1568
  • 17.11.2014
  • 2301
  • 17.11.2014
  • 3387

Не нашли то что искали?

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/napisanie-dvoynyih-soglasnyih-v-korne-slov.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/617347/
http://infourok.ru/slova_s_udvoennymi_soglasnymi._pravila_perenosa_slov_s_udvoennymi_soglasnymi.-123287.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector