3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оноре де бальзак от чего умер. История зарубежной литературы XIX — начале XX вв

Оноре де Бальзак (1799-1850)

Один из наиболее прославленных романистов XIX в. — Оноре де Бальзак сыграл выдающуюся роль в истории мировой литературы. В 30—40-е гг. прошлого века он возглавил во Франции новое, реалистическое направление в искусстве. Показать «всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни», — вот цель, которую поставил Бальзак перед современным искусством.

С 30-х гг. прошлого века и до конца своей жизни Бальзак трудился над созданием большого цикла произведений, романов и повестей, которые объединил под общим названием «Человеческая комедия». По замыслу Бальзака, «Человеческая комедия» (в нее входит около ста произведений) должна была стать такой же энциклопедией современной жизни, какой была «Божественная комедия» Данте для своего времени.

Бальзак родился в буржуазной семье, жившей на юге Франции. Его первые произведения были неудачны; отец мечтал о юридической карьере для Оноре…

Однако Бальзак верил, что ему суждено стать писателем. Почти десять лет он с большим упорством овладевал искусством повествователя.

Лишь создав исторический роман «Шуаны» (1829), а вслед за ним и реалистические повести «Дом кошки, играющей в мяч», «Гобсек», а также роман «Шагреневая кожа» (1830), Бальзак, наконец, получил признание в литературе. Европейскую славу принесли Бальзаку романы

«Евгения Гранде» (1833) и «Отец Горио» (1834). В России молодой Достоевский перевел на русский язык роман «Евгения Гранде», а в 1834 г. Белинский уже говорил о Бальзаке как о высоко одаренном, талантливом художнике.

Бальзак умел насытить свои произведения живыми подробностями, бытовыми деталями, которые конкретно знакомят нас с эпохой, обстановкой, профессией, социальным положением героев. Более других художников слова Франции 30-х гг. Бальзак настаивал на изображении обыденных сторон человеческой жизни, на правдивом воспроизведении социальной среды, в которой живет человек. Он стремился, чтобы по достоверным описаниям можно было во всех деталях судить об изображаемом времени. Из произведений Бальзака и других мастеров реализма, как отмечали Маркс и Энгельс, даже в смысле экономических деталей можно подчас узнать больше, чем из книг историков и экономистов его эпохи. В произведениях Бальзака, указывал Энгельс, реальный, типический герой выступает в типических обстоятельствах, т. е. так, что мы ясно видим конкретные социально-исторические условия, в которых он действует.

Бальзаку часто не хватает одного произведения, чтобы рассказать, как сложилась жизнь его героя. Одни и те же герои фигурируют у Бальзака сразу в нескольких романах и повестях, переходят из одного произведения в другое. Иногда писатель изображает своего героя уже взрослым, сложившимся, а затем, в другом романе, описывает его юность. Например, образ Эжена Растиньяка, выходца из обедневшей аристократической семьи, мы сначала встречаем в романе «Шагреневая кожа», где он, буржуазный делец, дает «мудрые», циничные советы герою романа — молодому Рафаэлю де Валентен.

Оказывается, эту жестокую «мораль» Растиньяк усвоил несколько лет назад, как мы узнаем из романа «Отец Горио», когда чистым и неиспорченным юношей он поселился в частном пансионе мадам Воке.

Растиньяк оказался свидетелем драмы старика Горио — в прошлом удачливого коммерсанта, который отдал все свое состояние горячо любимым дочерям и теперь очутился в жалком одиночестве. Дельфина и Анастази, выданные замуж, одна — за банкира Нусингена, другая — за графа де Ресто, обманули лучшие надежды отца. Расчетливые и эгоистичные, они не питали к отцу никаких чувств. Убедившись, что с больного и беспомощного старика взять больше нечего, они отвернулись от него. Дочери отказались приехать даже на похороны отца.

Как воспринял все это Растиньяк? На первый взгляд он пришел к весьма непоследовательному для себя выводу: жить по тем же законам, которым следовали Дельфина и Анастази. Однако в этом решении Растиньяка была своя логика.

Убедившись в «бессилии морали и закона перед богатством», Растиньяк понял, что единственный путь продвижения в буржуазном обществе — путь наживы. «Пятьдесят тысяч молодых людей, находящихся в вашем положении, стремятся разрешить задачу быстрого обогащения, — говорил Растиньяку беглый каторжник Вотрен, — и среди них вы только единица… Вам придется пожирать друг друга, как паукам, посаженным в банку».

Подавив порывы душевного благородства, Растиньяк, в отличие от героя Стендаля Жюльена Сореля, отказался сохранить свою порядочность и решил завоевать Париж «оружием бесчестия».

Делая своих читателей свидетелями распада буржуазных и дворянских семей, показывая крушение устоев жизни Франции, Бальзак — художник-реалист — выявил один из жесточайших законов капиталистического общества: господство в нем бессердечного чистогана, о котором Маркс и Энгельс писали в «Манифесте Коммунистической партии». Буржуазия утверждала новые правовые нормы и новую мораль. «В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость…»

Бальзак-обличитель не знает себе равных среди писателей первой половины XIX в. в изображении власти денег над людьми, в разоблачении роли денег в буржуазном обществе.

Одним из основных произведений «Человеческой комедии» наряду с романом «Отец Горио» и повестью «Гобсек» является роман «Утраченные иллюзии» (1837 —1843). В галерею образов молодых людей XIX столетия Бальзак ввел в этом романе молодого поэта Люсьена Шардона. Даровитый юноша из французской провинции, Люсьен Шардон, позже присвоивший себе аристократическую фамилию дю Рюбампре, вступил в жизнь, мечтая о славе, а закончил ее самоубийством, «увязнув по горло» в «океане грязи».

Читать еще:  Почему обломов стал таким ленивым кратко. Почему Обломов лежит на диване? Влияние «обломовщины» на личность Обломова

Бальзак сочувствует своему герою, тем более что у Люсьена обнаруживается несомненный поэтический талант. Но, не обладая твердым характером, в погоне за успехом и материальными благами Люсьен Шардон постепенно теряет свое дарование. Буржуазное общество, как показывает писатель, духовно опустошило молодого поэта, а затем толкнуло на путь преступления.

Однако Бальзак видел вокруг себя не только таких людей, как Шардон или Растиньяк. Он знал, что во Франции есть и честные труженики, не поддавшиеся искушению золотом, а среди них — республиканцы, связанные с народом и готовые защищать его.

Такими честными тружениками в романе «Утраченные иллюзии» являются Давид Сешар, писатель д’Артез и молодой политический деятель республиканец Мишель Кретьен.

Тщеславию и легкомыслию Люсьена Шардона Бальзак противопоставляет бескорыстие и богатую, содержательную натуру Сешара, его высокое представление о долге и нравственности. С нескрываемым восхищением говорит Бальзак о Мишеле Кретьене.

Особая, покоряющая сила художника проявилась в создании необычайно живых человеческих характеров: будь то отвергнутый дочерьми Горио или погубивший свою дочь скряга папаша Гранде, честолюбец Растиньяк или поэт Люсьен Шардон.

Среди двух тысяч персонажей, изображенных Бальзаком в «Человеческой комедии», по определению В. Г. Белинского, невозможно найти «хотя один характер, хотя одно лицо, которое бы сколько — нибудь походило на другое». Белинский обращал внимание на «непостижимое искусство Бальзака обрисовывать характеры со всеми оттенками их индивидуальности».

Как отмечали Л. Н. Толстой и М, Горький, творческий опыт Бальзака имел огромное значение для развития реалистического искусства. Мастер социально-бытового повествования, Бальзак обрисовал все стороны жизни своего времени, основные социальные классы и прослойки общества.

Примером для других писателей послужили также взгляды Бальзака на искусство. Он требовал от литературы реалистической правды и исторической достоверности, изображения жизни в ее развитии. И сам он показал пример самоотверженного служения этой правде даже тогда, когда она входила в противоречие с его политическими убеждениями. В поисках выхода из противоречий буржуазных отношений Бальзак склонен был идеализировать старое дворянское общество. Однако, как художник-реалист, во имя правды он нашел в себе силы наряду с буржуазией критически изобразить в своих романах и дворянство. За эту верность принципам реалистического искусства высоко ценил Бальзака Энгельс.

Историк и бытописатель своего времени, Бальзак по праву называл себя «доктором социальных наук». Его любовь к людям, его чудесное знание жизни доставили ему редкую популярность среди читателей всего мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оноре де бальзак от чего умер. История зарубежной литературы XIX — начале XX вв

Жизнь и произведения Оноре де Бальзака

  1. Биографическая характеристика
  2. Желание творить и действовать
  3. Первые “жаворонки” известности
  4. Поэтика художественных произведений Бальзака
  5. Заключение
  6. Литература

1. Биографическая характеристика

Мировой литературе известно много французских писателей, особенного внимания заслуживает Оноре де Бальзак — известный драматург. Родился 8 (20) мая 1799 года в Туре, умер 6(18) августа 1850 года в Париже. Не только особенностями своего творчества, но и самой своей личностью и литературной карьерой он представляет яркий тип писателя, развивавшегося под влиянием широких успехов естествознания и позитивной философии, среди суровой борьбы и жестокой конкуренции, вызванной ростом промышленности. Его жизнь — это история труженика, который с неутомимой энергией стремится пробиться вперед, во что бы то ни стало завоевать себе славу и богатство. Его творчество пронизано стремлением перенести методы современного естествознания в художественную литературу, стереть грань, отделяющую литературу от науки. Его отец был вульгарным материалистом и оставил ряд сочинений по социальным вопросам; выше всего он ставил задачу физического улучшения человеческой породы и при помощи выводов естествознания мечтал разрешить социальные и моральные вопросы своего времени.

Писателю досталось мировоззрение своего отца, его здоровье и железную волю. Получив первоначальное образование сперва в провинциальном, потом в парижском колледже, Бальзак остался в столице, когда его отец уехал с семьей в провинцию. Решив, вопреки воле отца, посвятить себя литературе, он был почти лишен поддержки со стороны семьи. Как показывают его письма к сестре Лауре, это не мешало быть ему полным энергии и честолюбивых замыслов. В своей убогой каморке он мечтал о влиянии, славе и богатстве, о завоевании великого города. Под псевдонимом он пишет ряд романов, лишенных литературного значения и не включенных им впоследствии в полное собрание его работ.

2. Желание творить и действовать

В процессе жизненных испытаний в писателе просыпается прожектер и предприниматель. Предупреждая широко утвердившуюся впоследствии идею дешевых изданий, Бальзак первый затевает однотомные издания классиков и выпускает (1825 — 1826) со своими примечаниями Мольера и Лафонтена. Но издания его не имели успеха. Так же неудачно пошли затеянные им типография и словолития, которые он должен был уступить своим компаньонам.

Еще печальнее закончилась поездка Бальзака в Сардинию, где он мечтал открыть серебро, оставленное там древними римлянами в разрабатываемых ими копях. В результате всех этих предприятий Бальзак очутился в неоплатных долгах, вынуждавших его к упорной литературной работе. Он пишет повести, брошюры по разным вопросам, сотрудничает в журналах “Карикатура” и “Силуэт”.

Читать еще:  Уличное искусство шире чем стрит арт. Виды уличного искусства

3. Первые “жаворонки” известности

С появлением в 1829 году его романа “Le dernier Chouane ou la Bretagne en 1800” начинается известность Бальзака. С этого момента Бальзак почти не сходит с пути, на который вступил. Один за другим появляются его романы, в которых он обрисовывает все стороны французской жизни, выводит бесконечную вереницу самых разнообразных типов, составляет “величайшее собрание документов о человеческой природе”. Он типичный писатель-ремесленник. Подобно Золя и в противоположность романтикам, поэтам-пророкам, он не ждет вдохновения. Он работает по 15 — 18 часов в сутки, садится за стол после полуночи и почти не оставляет пера до шести часов следующего вечера, прерывая работу только для ванны, завтрака, а особенно для кофе, которым поддерживает в себе энергию и который сам тщательно готовил и употреблял в огромном количестве.

Романы “Шагреневая кожа”, “Тридцатилетняя женщина” и особенно “Евгения Гранде” (1833), появившиеся в начале тридцатых годов, доставили ему громкую славу, и Бальзаку больше не приходиться гоняться за издателями. Однако ему не удается осуществить мечту о богатстве, несмотря на его необыкновенную плодовитость; он выпускает иногда по несколько романов в год.

Из его известных романов наиболее известны: “Сельский врач”, “В поисках абсолюта”, “Отец Горио”, “Утраченные иллюзии”, “Сельский священник”, “Хозяйство холостяка”, “Крестьяне”, “Кузен Понс”, “Кузина Бетта”.

Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, ввел в них общих героев, связал родственными, дружескими и другими связями отдельные лица и, таким образом, создал, но не довел до конца грандиозную эпопею, которую назвал “Человеческая комедия”, и которая должна была как бы послужить научно-художественным материалом для изучения психологии современного общества.

Быть может, влияние научного духа времени на Бальзака ни в чем не сказывалось так ярко, как в его попытке соединить в одно целое свои романы. В предисловии к “Человеческой комедии” он сам проводит параллель между законами развития животного мира и человеческого общества. Разные виды животных представляют только видоизменение общего типа, возникающие в зависимости от условий среды; так, в зависимости от условий воспитания, окружающей обстановки и т. д. — такие же видоизменения человека, как осел, корова и т. д. — виды общего животного типа.

Кроме романов Бальзак написал ряд драматических произведений; но большая часть его драм и комедий не имела успеха на сцене.

В целях научной систематизации Бальзак разбил все это огромное количество романов на серии. В 1833 году Бальзак получил письмо от неизвестной ему польской аристократки Ганской, урожденной графини Ржевусской. Между романистом и почитательницей его таланта завязалась переписка (издана к столетию со дня рождения Бальзака). Бальзак впоследствии несколько раз встречал Ганскую, между прочим, в Петербурге, куда он приезжал в 1840 году. Когда Ганская овдовела, она приняла предложение Бальзака, но еще несколько лет по разным причинам не могла состояться их свадьба. Бальзак тщательно отделывал квартиру для себя и жены, но когда, наконец, в марте 1850 года свадьба состоялась в Бердичеве, Бальзаку всего несколько месяцев осталось наслаждаться семейным счастьем и сравнительно обеспеченным существованием, смерть уже ждала его.

4. Поэтика художественных произведений Бальзака

Развитие реализма в литературе было отражением общего научного духа XIX века так же, как торжество позитивизма в философии и успехи естествознания. Бальзак считается общепризнанным отцом реализма и натурализма. Знаменитый спор Кювье и Жоффруа Сент-Илера произвел большое впечатление на тогдашние умы. Кювье признавал в животном царстве несколько отдельных типов, между которыми нет связи; Сент-Илер отстаивал принцип единства органического строения у всех животных. Бальзак был учеником Сент-Илера и перенес его метод в область романа.

Бальзак стремиться к точной научной классификации и проявляет наблюдательность, свойственную ботанику или зоологу, изображая “общественные разновидности”. Он с изумительной точностью изучал особенности, свойственные той или иной “разновидности”. Он знает привычки, обороты речи, приемы, движение, походку, жесты. Любые мелочи обстановки, детали костюма, свойственные тому или другому герою. Как Кювье по найденному зубу или кости догадывается о строении целого животного организма, так Бальзак по одному жесту или слову определяет всю психику данного общественного типа. То соответствие, которое Кювье открыл между частями организма, Бальзак стремится установить между проявлениями человеческой психики. Вот почему он так тщательно следит за своими героями, подробно изображает расположение комнат в квартире, безделушек на туалетном столике, знает точно до сантима количество денег в кошельке действующего лица. Он питает глубокое уважение к факту.

Подобно истинному ученому, он как бы сознает, что его психологические заключения будут оправданы только тогда, когда они обнимут множество фактов, и Бальзак с беспримерным рвением стремится собрать как можно большее количество документов. Для него, как и для естествоиспытателя фактов играет первостепенную роль наряду с классификацией. Бальзак поражает обилием собранного им материала. Министры, банкиры и коммерсанты, журналисты, критики и поэты, артисты и ученые, куртизанку, ростовщики, представители старой аристократии и буржуазии, столица и провинция, политическая борьба и частная жизнь — все собирает Бальзак в свою “комедию”. Этим же научным направлением бальзаковского творчества объясняется смешение художественных, научных и публицистических элементов в его романах. Рядом с изображением чувств и страстей мы встретим в них подробные сведения делового характера о банкирских операциях, о возвратном счете, о выделке дешевой бумаги, рассуждения публицистического характера о браке, нравственности, о политических и общественных вопросах и т. д.

Читать еще:  Мэтт дэймон и бен аффлек. Мэтт Деймон: Я не говорил о моих отношениях с Аффлеком, потому что боялся обидеть друзей-геев

Бальзак сливается со своими героями, он почти физически ясно переживает вместе с ними их горести и радости, он томится и страдает, когда его герой попадает в затруднительное положение, из которого он не может указать ему выхода; он приходит в отчаяние, когда не может найти среди своих героев подходящего жениха для какой-нибудь героини, употребляет все усилия, чтобы содействовать нравственному возрождению опустившегося человека или удержать от нравственного падения неопытного юношу, и искренне скорбит, когда его усилия терпят неудачу. Ему кажется, что он стоит перед живыми людьми и действительными конфликтами, которые развиваются по определенным законам, вне его власти.

Мировоззрение Бальзака, как оно выясняется из его романов, носит пессимистический оттенок. Он объективен в изображении своих героев и в этом отношении не отступает от общего научного духа своего творчества. Он не преследует сатирических целей. Его задача — собирать документы о человеке и классифицировать их. И, тем не менее, нельзя не видеть того, что в общем его “Комедия” — тяжкий обвинительный акт против французского общества эпохи реставрации и июльской монархии и против человека вообще. Быть может, никто не воплотил в такие яркие образы бессердечный эгоизм, царствующий в буржуазном мире. Этот эгоизм, порожденный бешеной погоней за благами жизни, за наслаждениями и богатством, представляется Бальзаку главной движущей силой общества.

Излюбленная тема Бальзака — яростная борьба даровитых честолюбцев, пробивающих себе дорогу в большом городе. Чистый юноша, попавший в большой город и делающий карьеру ценой своей нравственной гибели, — излюбленный образ Бальзака. Таков Растиньяк (“Отец Горио”), таков Люсьен Шардон (“Утраченные иллюзии”). Его женщины в большинстве случаев такие холодные эгоистки, как дочери Горио, с легкостью торгующие как туалетами, так и душами. Его мужчины — в большинстве похотливые животные. Если он выводит чистую девушку, как Евгения Гранде, то только для того, чтобы показать, как в ужасной атмосфере современной общественной жизни черствеет самое чуткое и нежное сердце, вытравляется искреннее чувство и трогательная любовь.

В лице старика Гранде он вывел современного гения наживы, миллионера, превратившего спекуляцию в искусство. Гранде отрекся от всех радостей жизни, иссушил душу своей дочери, лишил счастья всех близких, но нажил миллионы. Бальзаку принадлежит один из самых лучших типов скупца, известных в литературе. Его удовлетворение — в удачных спекуляциях, в финансовых завоеваниях, в торговых победах. Он своего рода бескорыстный служитель “искусства для искусства”, так как сам лично неприхотлив и не интересуется теми благами, которые даются миллионами.

Бальзак постиг власть денег. Деньги у него — главная причина событий. Представители самых благородных профессий — врачи, священники, публицисты, артисты, поэты — стали наемными слугами тех, кто обладает капиталом.

Идеальные образы менее удаются ему, чем те фигуры, в которых отразилось материальное направление XIX столетия. Этот пессимизм соответствует общему материалистическому направлению бальзаковского творчества.

Представление Бальзака о смысле современной жизни, о факторах, управляющих современным человеком, всего лучше можно сформулировать словами, которые он влагает в уста каторжника Вотрена, поучающего молодого студента: “Выскочить в люди — вот задача, которую стремятся разрешить 50 000 молодых людей в вашем положении. И вы — единица в этой сумме. Подумайте, какие усилия потребуются от вас, какая ожесточенная предстоит борьба! Вы будете пожирать друг друга как пауки! Принципов нет, а есть события; и законов нет, а есть только обстоятельства, к которым подлаживается умный человек, чтобы торговать ими по-своему. Порок теперь в силе, а таланты редки. Честность никуда не годится. Надо врезаться в эту толпу, как бомба, или прокрасться в нее, как язва”.

В отличие от большинства поэтов и романтиков, которые любили изображать восторги первой любви и первого поцелуя и опускали занавес над историей женщины, после того как кончится период ее наивного отношения к жизни. Бальзак проследил историю женской души от юных лет до старости и сделал центральным моментом своего внимания тот период жизни женщины, когда она достигает полной зрелости, приобретает широкий опыт, достигает расцвета своих физических и духовных сил. Жизнь представляется Бальзаку жестокой борьбой аппетитов, бессердечной братоубийственной войной всех против всех из-за наслаждений и богатства. Объективный научный метод применен Бальзаком и к исследованию внутреннего мира женщины. 30-летниий возраст женщины Бальзак предпочитал ее юности, так как в этом возрасте она свободна от иллюзий, от наивного понимания жизни. Она отдает свое сердце сознательно, умеет выбирать и различать людей, а потому и ее любовь имеет больше цены, дает больше счастья и утех.

Его романы навсегда останутся величайшим собранием документов о XIX столетии — собранием, в котором ярко освещены все уголки жизни этого промышленного и материалистического века.

Таковы основные особенности творчества Бальзака и главные черты его миросозерцания.

    1. “Оноре де Бальзак”. Под. ред. П.Ф. Алешкина. Изд. “Голос”. 1992 г.
    2. “Бальзак”. Стефан Цвейг. Изд. “Саранск”. 1981г.
    3. “Французская литература XIX-XX вв. – М.: Кивин, 2002 г.– 312 с.
    4. Парнасова И.К. “Все о Бальзаке” – М.: Просвещение, 1997 г. – 410 с.

Источники:

http://de-ussr.ru/literat/zarlit/onore-de-balzak.html
http://www.educationspb.ru/zarliteratura/35722.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector