Урок русская художественная культура эпоху просвещения. Календарно – тематическое планирование
Содержание
- 1 Урок русская художественная культура эпоху просвещения. Календарно – тематическое планирование
- 1.1 Календарно-тематическое планирование по курсу «Мировая художественная культура», 10 класс
- 1.2 Тематическое планирование уроков по мировой художественной культуре 5-11 класс календарно-тематическое планирование по мхк (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
- 1.3 Скачать:
- 1.4 Предварительный просмотр:
- 1.5 Разработка урока на тему «Художественная культура Просвещения»
Календарно-тематическое планирование по курсу «Мировая художественная культура», 10 класс
Универсальные учебные действия
РАЗДЕЛ I . Художественная культура Древнего Востока — 7 ЧАСОВ
Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности
Урок сообщения новых знаний
Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре и живописном декоре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный поминальный храм Рамессеум в Карнаке (Фивы). Погребальные камеры в Долине царей. Предметы дворцового интерьера в некрополях фараонов. Гробница Тутанхамона в Долине царей.
Знать важнейшие черты культуры Древнего Египта; важнейшие памятники культуры;
Уметь формулировать определение понятия «культура»; выделять существенные признаки, отличающие живопись и скульптуру Древнего Египта ; описывать памятники культуры Древнего Египта; описывать образы богов и раскрывать их символическое значение; высказывать суждения об уровне развития науки.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.10-30
« Сокровища Древнего Египта»
Учебный фильм «путешествие в Древний Египет»
Уметь готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.
Ответить на вопросы виртуальной экскурсии
Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции
Урок сообщения новых знаний
Буддизм и другие философско-религиозные системы. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Ступа в Санчи. Особенности буддийского рельефа. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты. Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Особенности индуистской храмовой архитектуры и скульптурного декора.
Знать характерные черты верований индийцев.
Уметь описывать памятники культуры и достижения индийцев, высказывать суждение о вкладе в мировую культуру; сравнивать древнеиндийскую цивилизацию с другими цивилизациями
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.31-46
Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений
Гармония инь и ян – основа китайской культуры. Конфуций и его учение. Архитектура как модель Вселенной. Древняя столица Чанлань – образец дворцовой застройки. Запретный город. Садово-парковое искусство.
Знать о художественной культуре Китая, о мифологических и религиозно-нравственных представлениях; основные виды и жанры искусства Китая.
Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение; рассказывать о выдающихся памятниках истории и культуры Китая, высказывать суждение об их мировом историко-культурном наследии, представлять результаты своих исследований в форме творческих проектов.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.47-66
Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой
Культ природы – кредо японской архитектуры. Святилище Японский дом – «прибежище пустоты». Японские сады – сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Типы японских садов.
Знать о художественной культуре Японии, о философии и мифологии в садовом искусстве.
Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.67-77
Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты
Ислам как основа самобытной художественной традиции мусульманского Востока. Коран, художественные особенности построения текстов священной книги мусульман, многообразие и глубина их содержания.
Канонические установки искусства мусульманского Востока. Архитектура. Мечети, минареты. Декоративно-прикладное искусство, техника орнамента. Арабески.
Иранская (персидская) классическая поэзия. Рудаки, Фирдоуси Абулькасима, Омар Хайям, Саади.
Знать в чем состоит самобытность мусульманской архитектуры и изобразительного искусства; об особенностях ислама как основе самобытной художественной традиции мусульманского Востока;
основные достижения культуры мусульманского Востока
Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.79-93
Подготовиться к контрольной работе
Повторительно – обобщающий урок
Урок обобщения изученного материала
Обобщение изученного материала
Знать о стилях и направлениях в художественной культуре Древнего мира, их характерных особенностях.
готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.
Уметь готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.
Уметь структурировать свои знания.
Подготовить сообщения и рефераты
РАЗДЕЛ II . Художественная культура Европы: становление христианской традиции — 11 часов
Античность: колыбель европейской художественной культуры
Урок сообщения новых знаний
Эстетика равновесия сил – основа греческой античности. Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов. Греческий рельеф – пластический образ синтеза архитектурных форм и декора храма. Греческая скульптура – художественное воплощение мироощущения древних греков. Эволюция греческой скульптуры от архаики до поздней классики. Скульптура Фидия – вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Алтарь Зевса в Пергаме. Родосская школа: Лаокоон, Ника Самофракийская. Сюжетный характер греческой вазописи. Человек и рок в древнегреческом театре. Архитектура как зеркало величия государства. Римская ячейка – модуль римской архитектуры. Специфика римского градостроительства.
Знать характерные черты древнегреческой культуры;
основные этапы развития эллинской художественной культуры;
особенности культуры Древнего Рима.
Уметь формулировать определения понятия «античность»; описывать образы богов, анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями греков; сравнивать религию Греции с религией государств Древнего Востока. Воссоздать образ идеального героя Древней Греции; в дополнительных источниках искать информацию и готовить тематические сообщения и проекты; актуализировать знания о понятии «культура», формулировать определение понятия «классическая культура», анализировать и обобщать информацию о древнегреческой культуре, делать выводы о её характерных чертах; рассказывать о выдающихся учёных Древней Греции и их достижениях, давать оценку этим личностям, высказывать суждения о значении их деятельности для современного мира;
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.95-120
Тематическое планирование уроков по мировой художественной культуре 5-11 класс
календарно-тематическое планирование по мхк (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
В планировании представлены разделы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Ренессанса», «Художественная культура Нового времени» позволяющие учащимся на конкретных примерах, понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического, с другой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №657 ЮАО учитель ИЗО и МХК Гуженко Т.В.
Мировая художественная культура 5-11 классы
Планирование составлено на основе программы:
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Программы курса. 5-9 классы, 10-11 классы.
Дата выпуска: 2010 г.
Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки РФ. Программа разработана с учетом Государственного стандарта.
Планирование составлено с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». Оно создано с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.
В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.
Цель курса — сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира, на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.
В планировании представлены разделы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Ренессанса», «Художественная культура Нового времени» позволяющие учащимся на конкретных примерах, понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического, с другой.
- повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
- воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
- раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
- развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
- развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
На уроках МХК запланировано использование учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой: программы, учебника.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебного процесса.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).
Современные тенденции развития художественного образования направлены на динамику развития полихудожественного образования, обеспечивающего формирование общей культуры личности.
В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны знать:
— основные эпохи в художественном развитии человечества;
-основные стили и направления в мировой художественной культуре;
-роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;
— выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;
— основные художественные музеи России и мира.
— шедевры мировой художественной культуры;
-отличать произведения искусства различных стилей;
— показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;
-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;
— сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
— пользоваться искусствоведческими терминами;
— осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
— аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
— выполнять учебные и творческие задания ( доклады, рефераты, сочинения, рецензии).
— использовать приобретённые знания и умения в жизни.
Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.
Формы и средства контроля
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания МХК в соответствии с учебным планом и учебно-методическим комплектом Л. А. Рапацкой. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатом обучения – умения, навыки и результатом воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню стандартов II поколения.
Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады, викторины, фестивали, экскурсии и др.
Перечень учебно-методических средств обучения
- Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.
- Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М. 1993.
- Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
- Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.
- Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.
- История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1979.
- История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М., 1995.
- История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. М., 1991.
- Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.
- Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.
- Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.
- Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992.
- Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2003.
- Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.
- РапацкаяЛ.А.Мировая художественная культура; 10 класс: в 2 ч.: Ч.1: Учебник – Л.А.Рапацкая.-М.:»Владос»,2008.
по мировой художественной культуре
5 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Планирование составлено на основе:
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Программа курса: 5-9, 10-11 класс. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс.
Разработка урока на тему «Художественная культура Просвещения»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Выбранный для просмотра документ карточки.doc
назовите имя генералиссимуса времен Тридцатилетней войны.
в каком году закончилась Семилетняя война?
из-за событий в каком регионе Европы разгорелась Тридцатилетняя война?
какой должна была быть армия по предложению Валленштейна?
в каком году Швеция вступает в Тридцатилетнюю войну?
в каком году был заключен Вестфальский мир?
сколько периодов выделяют в Тридцатилетней войне?
1700-1721- это годы какой войны?
что по Вестфальскому миру получила Швеция?
что потеряла Франция после Семилетней войны?
назовите имя генералиссимуса времен Тридцатилетней войны.
в каком году закончилась Семилетняя война?
из-за событий в каком регионе Европы разгорелась Тридцатилетняя война?
какой должна была быть армия по предложению Валленштейна?
в каком году Швеция вступает в Тридцатилетнюю войну?
в каком году был заключен Вестфальский мир?
сколько периодов выделяют в Тридцатилетней войне?
1700-1721- это годы какой войны?
что по Вестфальскому миру получила Швеция?
что потеряла Франция после Семилетней войны?
назовите имя генералиссимуса времен Тридцатилетней войны.
в каком году закончилась Семилетняя война?
из-за событий в каком регионе Европы разгорелась Тридцатилетняя война?
какой должна была быть армия по предложению Валленштейна?
в каком году Швеция вступает в Тридцатилетнюю войну?
в каком году был заключен Вестфальский мир?
сколько периодов выделяют в Тридцатилетней войне?
1700-1721- это годы какой войны?
что по Вестфальскому миру получила Швеция?
что потеряла Франция после Семилетней войны?
Выбранный для просмотра документ план урока.doc
Тема: Мир художественной культуры просвещения.
Тип урока: комбинированный.
Образовательная : ознакомить учащихся с основными направлениями европейского искусства 18 века; проследить тенденции развития искусства в 18 веке.
Воспитательная: воспитать в детях любовь к искусству.
Развивающая: развить в детях умение делать выводы.
Оборудование: учебник по истории нового времени для 7 класса под редакцией А.Я.Юдовской, карточки двух вариантов, тетрадь, презентация по новой теме.
Ход урока. Приветствие класса
2.проверка домашнего задания.
1.повторение домашнего задания.
2.нескольким ученикам предлагается решить карточки, которые представлены в двух вариантах.
назовите имя генералиссимуса времен Тридцатилетней войны.(Валленштейн).
в каком году закончилась Семилетняя война?(1763).
из-за событий в каком регионе Европы разгорелась Тридцатилетняя война? (в Чехии).
какой должна была быть армия по предложению Валленштейна?
в каком году Швеция вступает в Тридцатилетнюю войну?(1630)
в каком году был заключен Вестфальский мир?(1648)
сколько периодов выделяют в Тридцатилетней войне?(4).
1700-1721- это годы какой войны?(северной).
что по Вестфальскому миру получила Швеция?(земли Балтики).
что потеряла Франция после Семилетней войны? (индию и земли в Северной Америке).
Остальных опрашиваю устно по следующим вопросам:
Назовите, пожалуйста, основные причины международных конфликтов
Назовите основные этапы тридцатилетней войны, и что для них было характерно
В каком году был подписан Вестфальский мир, и каковы основные пункты этого договора?
Расскажите о состоянии Европы в 18 веке.
Повторяют домашнее задание.
3.объяснение нового материала.
литература эпохи Просвещения
живопись эпохи Просвещения
музыка эпохи Просвещения.
1)литература эпохи просвещения теснейшим образом связана с кругом идей, высказанных мыслителями 18 века.
Ребята, а кто знает, автором какого произведения является Даниель Дефо?
Запись в тетрадь: 1660-1731-Даниель Дефо
Он не раз пускался в авантюры, разорялся, богател. Он испробовал профессии торговца, моряка, журналиста, а в возрасте 59 лет стал писателем.
Роман о Робинзоне Крузо был написан для взрослых. Он символизирует победу человеческой воли и разума над стихией и дикостью. Читателей 18 века прежде всего в романе привлекала мужество главного героя, которого не сломили тяжкие испытания.
Роман Дефо после опубликования стал одной из самых читаемых книг и приобрел много поклонников во всех странах.
«Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (1667-1745) есть своего рода пародия на английские нравы начала 18 века. Описывая Лилипутию или страну великанов, Свифт безжалостно бичует предрассудки и невежество своих современников. Вместе с тем он позволяет себе и критику идей Просвещения, утверждая прочность и несовершенство самой натуры человека.
Французский драматург Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799) в комедии «женитьба Фигаро» вырисовывал фигуру идеального народного героя- слугу Фигаро, высмеивающего недостатки своих хозяев.
Немецкий драматург Фридрих Шиллер (1759-1805) был поэтом тираноборчества и освобождения народа.
Другой немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) переписал старинную легенду о докторе Фаусте, жившем в 16 веке. Его произведение было посвящено вечному поиску истины и абсолютного знания. Эта философская драма завершает век Просвещения, а состарившись Фауст приходит к пониманию вечной истины:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой!
2)живопись эпохи Просвещения.
Ребята, как вы думаете, кто был основным заказчиком живописных полотен и скульптур?
Во Франции даже возникла школа придворных живописцев. Наиболее известные из них- Буше и Ватто.
Оба пытались на своих полотнах создать искусственный мир декоративной красоты. Придворной живописи была свойственна особая внимательность к деталям, изысканность композиции, цветовая гармония.
Живопись, созданная для третьего сословия художниками вроде Хогарта или Шардена, повествует о бытовых сюжетах и характерных образах. Она отказывается от придворного изящества, стремясь к простоте и будничности.
Художники эпохи часто обращались к античности. Так картины Жака Луи Давида (1748-1825) посвящены гражданским мотивам.
3)музыка эпохи просвещения.
Кого из композиторов 18 века вы знаете?
Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах(1685-1750) совершил настоящую революцию в музыкальном искусстве. В основе его творчества- импровизация. Но музыка Баха насыщена религиозным содержанием. Так, «Страсти по Матвею» посвящены евангельскому сюжету.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) фактически установил музыкальные каноны современности. Музыкальный язык 40-й симфонии был перенят многими композиторами.
Людвиг Ван Бетховен (1770-1827) искал героическое начало в искусстве. До конца своих дней Бетховен вынашивал замысел произведения, посвященного прославлению разума и победе светлых сил.
Вывод: художественная культура эпохи Просвещения воспринимала идеалы Возрождения и утверждала гуманистические ценности Нового времени.
Источники:
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/kalendarnotematicheskoe_planirovanie_po_kursu_mir_105055.html
http://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2017/09/18/tematicheskoe-planirovanie-urokov-po
http://infourok.ru/razrabotka-uroka-na-temu-hudozhestvennaya-kultura-prosvescheniya-1644102.html