0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем ребенку посещать детские кружки? Полезны ли детские кружки для развития ребенка

Малыш здоров!

Блог практикующего врача-педиатра

Нужны ли нашим детям кружки и репетиторы? – мнение психолога

На сегодняшний день все больше озабоченность современных родителей правильным развитием ребенка, поэтому его чуть ли не с пеленок отдают в кружки, в дальнейшем нанимают репетиторов, что зачастую приводит к отсутствию какой-либо мотивации у ребенка вообще что-то делать. Это наиболее ярко видно у подростков – они абсолютно ничего не хотят. «В них столько вложено времени и сил, потрачена куча денег на репетиторов, а он просто лежит на диване или сутками напролет пропадает в социальных сетях», – сетуют родители.

В чем же ошибка и как избежать такого отношения к жизни у своего ребенка?

Конечно же, мы хотим для своих детей самого лучшего – добиться успеха, иметь хорошую работу, внутреннего равновесия и самодостаточности.

Достаточно часто став взрослыми, мы всеми силами стараемся уберечь своих детей от собственных детских страхов, спасти от возможного будущего кризиса. Нынешние родители с самых первых дней развивают и обучают ребенка: отдают на «развивашки» и «английский с пеленок», записывают на разные кружки и секции, ищут самую сильную школу, нанимают репетиторов уже в начальной школе.

«Если он получит много самых разнообразных знаний, будет иметь лучшее образование, то конечно, он будет востребован всегда и не останется без средств к существованию» – рассуждают заботливые мамы и папы.

Однако это иллюзия, которая часто вырастает на почве детских неврозов самих родителей.
Через своего малыша родители стараются снизить уровень тревоги, реализовать свои мечты и амбиции.

Но при этом нужно знать, что согласно исследованиям психологов, к жизни более подготовленными оказываются вовсе не отличники и «ботаники», а обычные троечники. Именно они добиваются большего успеха в жизни, так как обладают не набором школьных знаний и формул, а хорошими навыками адаптации, живостью ума и развитой фантазией.
Родителям таких детей было лень заниматься их развитием, поэтому эти дети развивались согласно заложенной в них природе. Их личные качества оттачивались в общении со сверстниками, в различных шалостях и уличных играх. «Ничегонеделание» позволяло ребенку мечтать, фантазировать, что дало толчок к развитию творческих способностей.
Однако это вовсе не значит, что детьми не нужно заниматься. Воспитание и обучение по-прежнему являются главной обязанностью родителей, иначе предоставленный сам себе ребенок может попасть в плохую компанию. Но помните, что всегда и везде важна золотая середина.
Постоянное давление касательно обучения часто приводит к хроническому стрессу у ребенка и его силы истощаются.

Кроме этого, к сожалению, у многих современных детей признаки незрелости мозга связаны с перинатальными проблемами – гипоксически-ишемическая и билирубиновая энцефалопатия… а это уже дефицит нейронов. Поэтому излишняя нагрузка еще не полностью сформированного и спровоцированного неврологически в итоге приводит к усталости, психосоматическим болезням и даже депрессии.
Будьте для ребенка проводником, а не жандармом в мире знаний – откройте для него новый мир, новых людей, новые правила жизни.

Также необходимо знать, что у каждого из нас индивидуальное становление и дифференцирование нервных процессов, скорости мышления, нейрофизиологических возможностей.

Нейрофизиологические особенности ребенка и их связь с успехами в разных сферах

На сегодняшний день доказано, что ребенка следует нагружать в соответствии с его нейрофизиологическими возможностями:

  • во-первых, нельзя отдавать в обычную школу детей с частотой альфа-ритма менее 9 Гц – это путь к задержке нейрофизиологического развития;
  • во-вторых, если у ребенка признаки гипофронтальности по дисперсии альфа-ритма – он нуждается в особом режиме учебы (чаще всего это СДВГ);
  • в-третьих, при появлении дипрессии нагрузку надо снижать.

Также неврологам и психологам надо учитывать сроки формирования функциональных блоков мозга: к 1,5; 7 и 15 годам и давать конкретные рекомендации каждому родителю и ребенку.
И тематика кружков и секций определится соответственно дефицитарной зоне головного мозга:

  • зона ТРО – развитие конструктивных и аналитических навыков;
  • фронтальные зоны – социализация;
  • темпоральные справа – музыка;
  • темпоральные слева – языковые нагрузки.

Если в определенный момент родители замечают, что ребенок задерживается в своем развитии, хуже усваивает материал, устает – нужно искать причину, а не нагружать его еще больше в надежде, что это стимулирует его развитие.

При этом уровень развития нормального мозга ребенка зависит от того, уделили ли внимание развитию этого ребенка. Не детский сад, а именно семья.

Но самое главное – надо просто любить своих детей – тогда все у них будет хорошо.

Кроме этого существуют и другие особенности мозга – широкий фокус внимания, стремление к новому опыту и умственная гибкость. Такая способность переключать свой фокус внимания и обдумывать несколько явлений одновременно, называется когнитивной гибкостью. За когнитивную гибкость отвечает поясная извилина мозга. Чем выше ваша когнитивная гибкость, тем меньший уровень стресса испытывает человек. Высокая гибкость позволяет эффективно перестраиваться, адаптироваться к новым условиям, заводить отношения с новыми людьми, подстраиваться под разные ситуации и правильно справляться с переменами. Люди с хорошей когнитивной гибкостью легче планируют, ставят разумные цели и легко переключаются между различными вариантами будущего. Но, увы, это доступно не всем и часто наши дети не всегда наследуют наши особенности или умеют свои возможности – часто это особенности работы мозга, а не знания и навыки, полученные в кружках и на занятиях с репетитором.

Читать еще:  Как подшивать джинсы, чтобы не испортить изделие? Хитрый способ укорачивания джинсов. Подшиваем джинсы с сохранением оригинального шва

Как правильно развивать своего ребенка

Это поколение детей во многом опережает своих родителей. Они умны не по годам, а в их распоряжении находится глобальный мир Интернета, где есть информация со всего света. Поэтому сейчас главным качеством является не владение багажом информации, а умение ее искать и обрабатывать.
Чтобы стать успешным человеком будущего, ребёнку нужно быть готовым к постоянным переменам, уметь подстраиваться к ним, а для этого важна стрессоустойчивость и гибкость мышления. Правила, по которым росли мы, нынешние родители, устаревают. Они перестают работать, потому что сейчас − время перемен, которое диктует свои законы обучения и развития.

Безусловно, ребенок должен получать школьные знания, а кроме них – посещать те кружки и спортивные секции, которые ему нравятся.

Задача родителей при этом – следить за нагрузкой и вовремя отказываться от тех занятий, которые становятся в тягость. Однако большее (или хотя бы не меньшее) внимание надо уделять развитию качеств, не связанных с накоплением знаний, или так называемых гибких навыков.

Вот некоторые из них:

  • умение брать ответственность за свои слова и поступки;
  • навык планирования своего времени;
  • самодисциплина и мотивация;
  • умение работать в команде;
  • умение слушать и слышать собеседника;
  • способность распознавать свои и чужие эмоции (эмоциональный интеллект);
  • критическое мышление;
  • умение решать проблемы и нестандартные задачи.

Советы родителям дошкольников

Особое внимание следует уделить младшему дошкольному возрасту: именно в этот период формируется основа личности.
Ведущей деятельностью ребенка до школы должна быть игра. Только через игровые процессы он познает социальные роли, учится принимать решения и отвечать за них.
Читайте ребенку сказки. Сказка хороша тем, что не поучает малыша, как, например, родительские нотации. Когда ребенок сочувствует сказочным героям и переживает за них, у него формируются морально-нравственные качества.

Ограничивайте использование гаджетов, просмотры телепередач, компьютерные игры – это отвлекает малыша от своего пути развития и часто его извращает. Больше гуляйте, разговаривайте с малышом, играйте, рисуйте, используйте пальчиковые игры.

Советы родителям младших школьников

Для младших школьников важна социализация, а также правильная самооценка. Важно создавать для них «ситуации успеха», прививать вкус к творчеству и нестандартным решениям.
Позволяйте ребенку помогать вам, хвалите за инициативность. Не ругайте слишком строго, если что-то не получилось. Просто покажите, как ошибку можно исправить.
Развитию креативности способствуют занятия рисованием, лепкой, шитьем, моделированием.
Ставьте ребенку необычные задачи, предлагайте загадки «с подвохом», но не спешите сразу, же давать правильный ответ.

Помощь со стороны взрослого должна быть дозированной: задавайте наводящие вопросы, которые помогут ребенку самому докопаться до истины.

Советы родителям подростков

Подросток нуждается в родительском доверии и уважении его желаний. Формированию у него мотивации и лидерских качеств способствует поддержка и понимание со стороны взрослых, а также демократический стиль воспитания в этот период.
1. Сократите нагрузку на период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Возможно, от каких-то внешкольных занятий можно отказаться, если подросток на это согласен.
2. Давайте ребенку возможность выбора везде, где это уместно и допустимо. Учите его продумывать последствия его решений.
3. Обеспечьте старшекласснику свою безусловную поддержку и любовь даже в непростые периоды бунта.

Позвольте ребенку любого возраста развиваться естественно. Помогайте, а не давите. Не используйте его для повышения собственной значимости в глазах других людей или для удовлетворения собственных желаний и амбиций. Школьная успеваемость и посещение кучи секций не должны идти в ущерб развитию таких личных качеств, как усердие, общительность, целеустремленность, гибкость мышления и стрессоустойчивость. Именно они дадут ребенку больше шансов на успех в будущем!

Кружки и секции для ребенка: польза и вред. Что делать с нагрузками?

Дополнительное образование и развитие – для дошкольников и школьников: сколько и зачем?

Екатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей

Начало учебного года — это еще и время записи в кружки и секции. Многие родители именно в эти дни планируют нагрузку своих детей основным и дополнительным образованием. По каким критериям стоит составлять график занятий? Чем опасно для ребенка отсутствие времени на игру и прогулки? Почему возникают перегрузки и как их избежать? Советы психолога — родителям дошкольников и младших школьников.

Тревога за развитие

Последние годы все более популярными становятся занятия для детей-дошкольников — в больших городах это целый бизнес. Каждый развивающий центр бомбардирует сознание родителей в своих рекламных буклетах: «Посетив наши занятия. пройдя программу нашего центра. ваш ребенок достигнет. сделает. сможет. «. Прослеживается подтекст: без занятий ребенок не достигнет, не сделает, не сможет.

Тексты могут быть составлены более или менее грамотно, реклама сарафанного радио может давать четкие или расплывчатые рекомендации. И все это только укрепляет родителей в мысли, что в наше время без дополнительного образования никак. Без него ребенок и «не разовьется», и «никем не станет».

Идея о том, что дети растут и развиваются сами, непопулярна в наше время. Конечно же, ребенок развивается благодаря занятиям и обучающим программам.

Это один из популярнейших и малоосознаваемых мифов современной российской жизни. Он лежит в основе успешного бизнеса многих детских досуговых центров и очень мешает родителям оценить: насколько же занятия, которые они выбирают для своих детей, хороши? Соответствует ли цена качеству? Стоит ли данное занятие времени и сил, которые будут потрачены и родителями, и детьми на то, чтобы их посещать?

Трудность еще и в том, что чувство меры, ощущение золотой середины — это почти начисто отсутствующие у современного родителя добродетели.

Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?

Конечно же, в наше время возможностей масса. И в супермаркетах, и в магазинах одежды, и в туристических агентствах.

Но про еду большинство понимает, что никуда она с полок не убежит. С изобилием одежды народ постепенно учится справляться и вырабатывать чувство меры. Что касается поездок, тут у многих бюджет проставляет определенные ограничения.

Читать еще:  Начать жить по новому после 40 лет. Кризис среднего возраста

Но с изобилием услуг образования картина иная. Очень мощно работает принцип «все лучшее — детям». В смысле: детям — ВСЕ лучшее. Сразу. Или так быстро, как только возможно.

На детских площадках, в раздевалке садика, школы или клуба можно услышать примерно такой разговор:

— Что у вас в среду?

— Ой, ну среда просто невозможный день, ни минуты свободной. С утра развивающие занятия, потом каток, а после сна приходит логопед.

— В четверг еще хуже — с утра сад, потом английский и вечером бассейн.

И мама, у ребенка которой занятий чуть меньше, начинает сомневаться, права ли она, или же стоит нагрузить чадо посильнее.

Я не противник развития. Но ведь никто не кормит ребенка обедом через полчаса после завтрака, а еще через час — ужином. Мы понимаем, как важны интервалы и размеренность, иначе пища не переварится, не усвоится и толку не будет.

С выбором занятий для ребенка тоже стоит придерживаться определенной «диеты». Предлагаю сменить подход и строить недельную программу ребенка не исходя из того, сколько занятий можно в каждый день впихнуть, а наоборот — «методом вычитания». Как это может выглядеть?

Время на игру

Как мы помним, ведущей психологической деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра творческая, фантазийная и игра с ровесниками. Но если игра так важна, то на времени для нее экономить нельзя. То есть ребенок-дошкольник должен иметь возможность пару раз в день полноценно играть (не менее 40-45 минут каждый раз). Это, так сказать, основной урок — урок игры.

А еще для того чтобы дошкольник полноценно развивался личностно и интеллектуально, ему необходимо достаточное количество кислорода и движения. Особенно важно это для городских деток, с малых лет попадающих в группу риска по статье «гиподинамия».

Чего стоит отсутствие времени на игру? Если в силу общей загруженности его не остается, существенно снижается скорость развития воображения и фантазии. А именно эти способности у дошкольников — предтечи интеллектуальной активности.

Ведь пока ребенку не исполнилось 7 лет, время непосредственной интеллектуальной активности еще не настало. Мозг не готов еще к нормальным и привычным для школьников «левополушарным» занятиям: сидению над прописями и учебниками, выполнению рутинных заданий.

Не давая ребенку играть, пока он мал, мы лишаем его некоторых «дивидендов» в виде накопленного опыта пройденных в игре ситуаций. Это станет заметно позднее — по снижению социального интеллекта и по отсутствию интегративных связей между отдельными разрозненными областями знаний.

Время переварить информацию

Именно в игре, а вовсе не над энциклопедиями дошкольник постигает сложнейшие взаимосвязи окружающего мира и начинает ориентироваться в жизни взрослых людей. Сюжетная игра и спонтанный (в смысле — не по заданию сделанный) рисунок — это главные для ребенка возможности переварить то огромное количество неизвестного, которое его окружает.

Более того: если жизнь ребенка устроена так, что впечатлений и получаемой информации больше, чем необходимо, он может — сам того не осознавая — выработать стратегию поверхностного восприятия любой информации. Ребенок вроде и слушает, но вполуха, не вдаваясь особенно в детали. А главное — не запоминает. Психика защищается от перегрузок, сбрасывая лишние знания как балласт.

И если раньше подобные особенности можно было наблюдать лишь у загруженных старшеклассников, то последние годы, в связи с изменением обучающих программ и общего подхода к воспитанию, педагоги и психологи бьют тревогу. Потому что дети, только готовящиеся начать обучение в школе, обладают многими качествами «заучившихся» подростков.

Да, общая информированность и общий интеллектуальный уровень нынешних первоклассников выше, чем у детей такого же возраста 20-30 лет назад. Но их желание учиться, учебная мотивация выражены хуже.

Отсутствие мотивации: на что оно влияет?

Спросите любого педагога, каково это — учить способного ребенка, который не желает учиться. Даже если у такого ученика есть дарования, он не может их использовать. Просто потому, что не хочет и сам не понимает, какой природы это нежелание. Мы, родители, подвергнув ребенка системным перегрузкам, можем, сами того не желая, включить у него «автоматически срабатывающую систему предохранения» — выключение мотивации к обучению, отсутствие интереса к новым знаниям.

А если подобная система не включится, а перегрузки продолжатся, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.

Если за обильным столом вы не удержались и съели больше, чем обычно, легкое расстройство желудка весьма вероятно. И это все понимают. Последствия же перегрузки информацией и впечатлениями до сих пор неочевидны для большинства родителей. Отчасти это происходит потому, что в сознании работает мощный дискурс «нужно успеть дать ребенку как можно больше как можно раньше».

Я намеренно немного сгущаю краски, но каждый учебный год у меня в консультации бывает не по одному десятку обращений именно с перегрузками — и парадоксальными реакциями детей на них.

И роднит эти — такие разные — сюжеты то, что родители особенной нагрузки-то и не видят.

Дети и усталость: что дальше?

Быстрее, быстрее, темп жизни увеличился, и на мировом рынке труда нишу занять не так просто. К этому с младенчества надо готовиться. Отложи машинки и бегом на немецкий!

«Ой, знаете, у меня самый нелюбимый день — четверг! Потому что там у меня сначала логопед (это такая тетя, которая домой приходит), потом флейта, но на нее идти надо три остановки, и там учительница о-очень злая, а потом вечером еще английский! А я так по своим куклам соскучилась, и они без меня сидят и плачут».

Детство перестало быть временем праздности, и мысль о том, что взрослым-то он еще побудет, и довольно долго, а вот ребенком — уже никогда, посещает далеко не всех родителей.

Игра и чтение книг перестали быть самодостаточными нормальными детскими занятиями. Последствия этого станут заметны лет через 15-20, когда на рынок труда выйдет поколение, недобравшее праздности в детстве.

Смогут ли они, вынужденные с детских лет функционировать с перегрузкой и почти лишенные периода нормальной детской праздности, работать лучше нас? Используют ли выросшие дети предоставленную родителями «фору»? Благо или зло — форсированное обучение и развитие?

Читать еще:  Поздравления крестнику с днем рождения. Красивые поздравления с днем рождения крестнику

Ответ может дать только сама жизнь. А пока многие из нас ставят на собственных детях, занимая их сверх меры, лонгитюдный эксперимент с неясным прогнозом.

Нагружать или не нагружать?

Развивать или пусть слоняется без дела? Так ведь еще в компьютер залезет — не вытащишь. Никому кроме самих папы и мамы нельзя передоверить ответ на данный вопрос. В целом известно, что:

  • если решение о еженедельной нагрузке ребенка принимается не коллегиально (всей семьей), а одной только мамой, то оно рискует стать однобоким;
  • если прогулки заложены лишь в выходные или как время перебежки с одного занятия на другое, то ребенок будет лишен возможности подвигаться, сбросить мышечное напряжение, подкормить мозг кислородом;
  • если у ребенка нет времени на игру, то он будет склонен к истеричному поведению или замедленным реакциям (в зависимости от темперамента);
  • уровень и характер нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребенка, а главное — его образовательным способностям и потребностям;
  • составляя паззл учебной и неучебной нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы «проецируетесь», то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось.

Искренне желаю вам решить эту задачу со многими неизвестными успешно!

Консультация психолога для родителей «Кружки и секции для ребенка: польза и вред»

Валерия Бригадина
Консультация психолога для родителей «Кружки и секции для ребенка: польза и вред»

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

КРУЖКИ И СЕКЦИИ ДЛЯ РЕБЕНКА: ПОЛЬЗА И ВРЕД

Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросами: а нужно ли отдавать ребёнка в секцию или кружок? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой? В какой именно кружок записать ребёнка? Как выбрать именно тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя? Определённого ответа на эти вопросы дать нельзя. Поэтому родителям в каждом конкретном случае придется взвешивать все «За» и «Против».

— смена вида деятельности. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок – творческой;

— смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами;

— это общение. Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы, что облегчает установление дружеских отношений.

— это формирование ответственности, самостоятельности. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу;

— развитие способностей. Если вы точно знаете, к чему у ребенка способности, тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;

а если ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься — пусть попробует себя в разных кружках, меняя их периодически — в этом случае его способности тоже будут развиваться;

— повышение самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха, пусть небольшого, но очень важного для него.

Но есть, конечно, и аргументы «ПРОТИВ»

1. Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. К сожалению, чаще всего из-за дополнительных занятий дети лишены прогулок и времени на игру, которые не менее важны для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Занятия в кружке, секции — это дополнительные нагрузки. Действительно, даже у дошкольника они и так немалые. Поэтому, выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Для ребенка дошкольного возраста это 1-2 кружка разной направленности, например, спортивный и художественный. Не записывайте дошкольника в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 30-45 минут в неделю.

3. При отсутствии мотивации (желания посещать ту или иную секцию) для ребенка эта деятельность может стать ненавистной, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.

4. Ребенка кто-то должен отводить на занятия, а после их окончания — встречать.

Вот еще несколько рекомендаций:

— если решение о еженедельной нагрузке ребенка принимается не коллегиально (всей семьей, а одной только мамой, то оно рискует стать однобоким;

— составляя паззл нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы «проецируетесь», то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось;

Самое главное, выбирая кружок или секцию для ребёнка, обязательно учитывайте его интересы, желание и способности.

Консультация для родителей «Компьютерные игры: польза или вред?» Компьютерные игры: вред или польза? Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для дошкольников польза и вред» Современные технологии, которые приходят в нашу жизнь, не только приносят пользу, но и создают ряд проблем. Актуально это и для всеобщей.

Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред? Как лечить детей от игровой зависимости?» Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред»? Наступил век современных технологий и в нашу жизнь.

Консультация для родителей «Мультфильмы: вред или польза?» Консультация для родителей «Мультфильмы: вред или польза?» Керимова Амина Какие мультфильмы показывать детям? За последние несколько.

Консультация для родителей «Планшет и ребенок — вред или польза» Современный мир называют информационным веком. Невозможно представить себе нашу жизнь без смартфонов, планшетов и компьютеров. Дети не остаются.

Консультация для родителей «Польза оригами для развития ребенка» Развитие ребенка, всегда вызывает удивление и радость у взрослых. Проходи 6-7 лет и ребенок оказывается у порога школы и к этому времени.

Консультация для родителей «Ребёнок и компьютер. Вред или польза?» Консультация для родителей. «Ребёнок и компьютер. Вред или польза» Аннотация: в наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы.

Источники:

http://www.malyshzdorov.ru/nuzhny-li-nashim-detyam-kruzhki-i-repetitory-mnenie-psihologa/
http://www.7ya.ru/article/Kruzhki-i-sekcii-dlya-rebenka-polza-i-vred-Chto-delat-s-nagruzkami/
http://www.maam.ru/detskijsad/kruzhki-i-sekci-dlja-rebenka-polza-i-vred.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector