Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе. Тема: «Лесное чудо». План-конспект занятия по основам экологии в старшей группе доу
Содержание
- 1 Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе. Тема: «Лесное чудо». План-конспект занятия по основам экологии в старшей группе доу
- 1.1 Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе. Тема: «Лесное чудо»
- 1.2 Занятие в старшей группе «Лесное чудо»
- 1.3 Конспект театрализованной деятельности по экологическому воспитанию «Защитим лесные растения» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
- 1.4 Скачать:
- 1.5 Предварительный просмотр:
Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе. Тема: «Лесное чудо»
Администрации Центрального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения
города Новосибирска «Центр развития ребенка –
детский сад № 000 «Дельфиненок
Занятие по экологическому
воспитанию в старшей группе
2009. Информационная карта занятия МДОУ ЦРР д./с № 000 «Дельфиненок»
Дошкольная группа: старшая
Дата проведения: 20.11.09.
Цель: формировать у детей понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
· Способствовать формированию представления о том, что пень — место обитания разнообразных живых существ (животных и растений).
· Развивать познавательную активность, творческое воображение, коммуникативные навыки.
· Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
· Воспитывать гуманное отношение к лесу и его обитателям.
· Закреплять знания о правилах поведения в природе
Оборудование: ширма с изображением леса; искусственные растения леса; пень; игрушки: насекомые, звери, костюм Лесовика; экологические знаки «Правила поведения в лесу»; лупа — на каждого ребёнка; опрыскиватель с водой, пригласительный билет.
Формы организации деятельности:
· Совместная деятельность с взрослым с элементами игровой деятельности.
1. Появление сказочного героя — Лесовика
2. Дидактическая игра «Правила поведения в лесу».
3. Беседа-опрос «Что вы знаете о строении дерева (пня)?)
4. Рассказ Лесовика о Пне Корнеевиче
5. Опытническая деятельность детей
6. Игра-драматизация «Пенек-теремок»
7. Дидактическое упражнение «Подбери соседей»
8. Подведение итогов
9. Сюрпризный момент
Характеристика группы дети шестого года жизни
Предполагаемый результат: сформировать обобщенные представления у детей шестого года жизни о необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
В руки к детям попадает письмо от Лесовика, в котором он приглашает их посетить сказочный лес, в котором царит вечное лето.
На пороге группы их встречает Лесовик
Лесовик. Здравствуйте дети! (Дети здороваются) Меня зовут Лесовик. Хотите отправиться со мной в сказочный лес, в котором никогда не бывает зимы, весны или осени. (Ответы детей). Как вы думаете, а почему этот лас называется сказочным? (Если дети затрудняются с ответом, то Лесовик подводит с помощью наводящих вопросов к выводу о том, что в природе всегда происходит смена времен года)
Лесовик. А у меня в корзинке есть волшебные карточки. И я хочу проверить, знаете ли вы правила поведения в лесу.
Лесовик. Да, я вижу, что вы знаете правила поведения в лесу. И поэтому лесные жители всегда рады таким гостям.
После этого дети вместе с Лесовиком проходят в группу и подходят к ширме с изображением леса.
Лесовик спрашивает у детей. Вам нравится гулять по лесу? (Да.) А что вы знаете о его обитателях? Назовите животных наших лесов. (Ответы детей) Какие лесные растения вы знаете? (Ответы детей.) Да, богат наш лес и красив. (Звучит аудиозапись «Шум леса».) Слышите? Птицы поют, прославляют лесные красоты.
Лесовик. Мы вышли на лесную поляну. А вы знаете, что это за чудо лесное? (Указывает на пень).
Лесовик. Это не просто пень, это — Пень Корнеевич — самый старый житель моего леса. Давайте познакомимся с Пнём Корнеевичем. (Подходит к пню и пожимает его корень). Здравствуйте, Пень Корнеевич! Вы меня узнали, это я, ваш друг — Лесовик.
Лесовик. Какие вы вежливые! А что вы пожимали Пню Корнеевичу, когда с ним знакомились? (Корни.)
Лесовик. Какие они, корни? (Прямые и изогнутые, толстые и тонкие, ветвистые, запутанные, твёрдые и гибкие, длинные и короткие, гладкие.) Какого они цвета? (Тёмно—коричневые, светло—коричневые, бурые, белые.) Зачем корни нужны дереву? (Корни удерживают дерево в земле. Через корни дерево получает питательные вещества, воду.) Чем покрыт пень? (Корой.) Потрогайте кору и скажите, какая она на ощупь? (Шероховатая, грубая, твёрдая, с трещинами.) Понюхайте, чем пахнет пень? (Пень пахнет деревом, лесом, землёй.). Хотите, я расскажу вам о Пне Корнеевиче?
Лесовик. Многое я знаю обо всех лесных жителях. А с Пнём Корнеевичем мы старые друзья. Его я помню ещё с тех пор, когда был он жёлудем. Появился из жёлудя росток и превратился потом в молодой дубок. Рос он долго и много добрых дел делал. Лесных жителей желудями угощал, на своих ветвях птенцов в гнёздах укачивал. В его дуплах и белка жила, и филин, и дятел. Летели годы. Постарел дуб, стал болеть да сохнуть. Вот и спилили его на дрова. А на месте могучего дуба остался этот пень. Лесные обитатели не забыли доброту старого дуба и стали его пень уважительно звать Пень Корнеевич. А сколько лет прошло с тех пор, я уже и не припомню. Но есть способ узнать, сколько лет было дубу, и определить возраст любого спиленного дерева. Подойдите поближе к пню. Видите эти кольца? (Показывает.) Каждое кольцо — прожитый деревом год. Давайте посчитаем, сколько было дубу лет.
Лесовик. По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Если два кольца расположены близко друг к другу, значит, в этот год дереву не хватало влаги и питания.
Посмотрите внимательно и скажите, как расположены годичные кольца на нашем пне.
Лесовик. А у меня в запасе есть несколько других спилов, давайте их рассмотрим. (Достает из корзинки лупу). А вы знаете что это такое? (Ответы детей.). А для чего она? (Ответы детей.). Давайте разделимся на группы и рассмотрим спилы различных деревьев, а потом вы расскажете, что вы увидели.
Лесовик. Как интересно! Через лупу видно то, что не рассмотришь даже на близком расстоянии. Расскажите, что вы увидели? (Дети рассказывают о том как росло каждое из деревьев, пока его не спилили)
Пень Корнеевич. Ох, ох, ох! Скучно мне, грустно мне! Был я деревом зелёным, ветвистым, птицы гнездились на моих ветках, белки резвились. Люди отдыхали в моей тени, а сейчас я стал пнём и стою на поляне один-одинёшенек. А так хотелось бы найти друзей, быть кому-нибудь полезным!
Лесовик. Интересно, о каких друзьях говорит Пень Корнеевич? А вы дети не знаете, что это за друзья?
Лесовик. Мне вспомнилась история осинового пня. Сломалась большая осина, остался на её месте пень. Первыми об этом узнали жуки. Есть, говорят, дом свободный, никем не занятый, вот мы и станем его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон древесины в пенёчке сколько. Стали жуки-древоточцы, жуки-короеды для своих личинок квартиры строить, ходы в пне прогрызать. Живут-жуют, горя не знают.
В течение лета ветер бросал на пень и вокруг него семена разных растений, а тёплые дожди щедро поливали его. Прошло некоторое время, и выросли из семян растения. С одной стороны вырос на коре лишайник, а с другой появился зелёный мох. Кто под такой мягкой тёплой крышей жить откажется? Вот и наползла под мох мелочь лесная, жучки-червячки всякие. Так превратился осиновый пень в настоящий дом.
Лесовик. Теперь вы поняли, о каких друзьях Пень Корнеевич говорил? Поможем, ребята, пню обрести друзей? Подойдите поближе к столу. Посмотрите, как много здесь фигурок лесных животных. Как вы думаете, какие из них могут жить в пне, под ним и около него?
Лесовик. Сядем вокруг пня. Перед тем как заселить в пень нового обитателя, спросим: «Кто-кто в пенёчке-теремочке живёт?»
Послушайте, как я жука-короеда буду в пень заселять.
Лесовик. Посмотрите, чёрная туча приближается к нашей поляне. Сейчас пойдёт дождь. (Опрыскивает пень водой.) Каким бывает дождь? (Тёплым, сильным, тихим, холодным, моросящим, проливным.) Намочил дождь всё вокруг. Теперь вырастут на пне и вокруг него растения. Подойдите к столу, выберите и назовите растения, которые могут расти на пне и около него. (Дети выполняют задание.)
Лесовик. А роза (кактус, редис) может расти в лесу на пне? (Нет.) Почему? (Ответы детей.) Подойдём к Пню Корнеевичу и посадим растения на пень и вокруг него. (Дети выполняют задание.)
Лесовик. Посмотрите, как повеселел наш Пень Корнеевич. Был он один-одинёшенек, а сейчас превратился в настоящий дом, где живут растения и различные животные.
Лесовик. Пора нам прощаться с Пнем Корнеевичем его друзьями. А хотите, чтобы я еще пришел к вам и рассказал о других лесных обитателях?
Лесовик. Тогда расскажите мне что нового, интересного вы узнали сегодня на занятии, а я подарит вам пригласительные билеты на мою следующую встречу.
Занятие в старшей группе «Лесное чудо»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Цель . Развивать познавательную активность, творческое воображение, коммуникативные навыки. Способствовать формированию представления о том, что пень –место обитания разнообразных живых существ9 животных и растений). Развивать речь, активизировать словарь. Воспитывать гуманное отношение к лесу и его обитателям. Закреплять знания о правилах поведения в природе.
Материал . Ширма с изображением леса. Искусственные растения леса. Пень. Игрушки. : насекомые , звери, лесовик. Экологические знаки «Правила поведения в лесу». Лупа- на каждого ребенка, опрыскиватель с водой.
Воспитатель . Представьте, что мы оказались в дремучем лесу, полном сказок и чудес . (Подводит детей к ширме с изображением леса, берет игрушку Лесовика, говорит за него).
Лесовик . Здравствуйте, дети! Вам нравиться гулять по лесу? (Да.) а что вы знаете о его обитателях? Назовите животных наших лесов. Какие лесные растения вы знаете (ответы детей ). Да, богат наш лес и красив. ( звучит аудиозапись «Шум леса».) слышите? Птицы поют, прославляют лесные красоты.
Воспитатель . Посмотрите, что это? (указывает на знаки «Правила поведения в лесу».) Как вы думаете, что означают эти рисунки?
Дети описывают изображения и объясняют их смысл.
Лесовик . Молодцы! Знаете, как нужно себя вести в лесу. Видите, стрелку, указывающую на тропинку? Интересно, куда она нас приведет?
Дети обходят ширму , подходят к пню .
Воспитатель . Мы вышли в лесную полянку. А это что за чудо лесное? ( Указывает на пень.)
Лесовик . Это Пень Корнеевич- самый старый житель моего леса.
Воспитатель . Давайте познакомимся с Пнём Корнеевичем. ( подходит к пню и пожимает его корень.) Здравствуйте, Пень Корнеевич! Меня зовут Валентина Григорьевна. (дети поочередно знакомятся с пнём .)
Лесовик. Какие вы вежливые! А что вы пожимали Пню Корнеевичу, когда с ним знакомились? (КОРНИ).
Воспитатель . какие они, корни? ( прямые и изогнутые, толстые и тонкие, ветвистые, запутанные, твёрдые и гибкие, длинные и короткие, гладки е). Какого они цвета? ( Тёмно-коричневые, светло-коричневые, бурые, белые). Зачем корни нужны дереву? ( Корни удерживают дерево в земле. Через корни дерево получает питательные вещества, воду.) Чем покрыт пень?( корой). Потрогайте кору и скажите, какая она на ощупь? ( шероховатая, грубая, твердая, с трещинами.) Понюхайте, чем пахнет? (пень пахнет деревом, лесом и землёй). Лесовик расскажи нам о Пне Корнеевиче!
Лесовик . Многое я знаю обо всех лесных жителях. А с Пнём Корнеевичем мы старые друзья. Его я помню ещё с тех пор, когда был он жёлудем. Появился из жёлудя росток и превратился потом в молодой дубок. Рос он долго и много добрых дел делал. Лесных жителей желудями угощал, на своих ветвях птенцов в гнёздах укачивал. В его дуплах и белка жила, и филин, и дятел. Летели годы. Постарел дуб, стал болеть да сохнуть. Вот и спилили его на дрова. А на месте могучего дуба остался этот пень. Лесные обитатели не забыли доброту старого дуба и стали его пень уважительно звать ПЕНЬ Корнеевич! А сколько лет прошло с тех пор, я уже и не помню. Но есть способ узнать, сколько лет было дубу, и определить возраст любого спиленного дерева. Подойдите поближе к пню. Видите, эти кольца? (показывает). Каждое кольцо-прожитый деревом год. Давайте посчитаем, сколько было дубу лет.
Дети вместе с воспитателем считают годичные кольца на спиле пня.
Лесовик . По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Если два кольца расположены близко к друг другу, значит, в этот год дереву не хватало влаги и питания.
Посмотрите внимательно и скажите, как расположены годичные кольца на нашем пне.
Три-четыре ребёнка рассматривают годичные кольца в разных местах спила и делают вывод о погодных условиях в тот или иной период роста дерева.
Воспитатель . Чтобы лучше рассмотреть пень, возьмём лупы.
Дети рассматривают пень через лупы.
Воспитатель. Как интересно! Через лупу видно то, что не рассмотришь даже на близком расстоянии. Расскажите, что вы увидели? ( ответы детей)
Звучит аудиозапись «Речь Пня Корнеевича».
Пень Корнеевич . Ох, ох, ох! Скучно мне, грустно мне! Был я деревом зелёным, ветвистым, птицы гнездились на моих ветках, белки резвились. Люди отдыхали в моей тени, а сейчас я стал пнём и стою на поляне один –одинёшенек. А так хотелось бы найти друзей, быть кому-нибудь полезным!
Воспитатель. Интересно, о каких друзьях говорит Пень Корнеевич?
Лесовик . Мне вспомнилась история осинового пня. Сломалась большая осина, остался на её месте пень. Первыми об этом узнали жуки. Есть, говорят, дом свободный. Никем не занятый, вот мы и станем его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон древесины в пенёчке сколько. Стали жуки –древоточцы, жуки-короеды для своих личиной квартиры строить, ходы в пне прогрызать. Живут –жуют, горя не знают.
В течении лета ветер бросал на пень и вокруг него семена разных растений, а тёплые дожди щедро поливали его. Прошло некоторое время, и выросли из семян растения. С одной стороны, вырос на коре лишайник, а с другой стороны появился зелёный мох. Кто под такой в мягкой тёплой крышей жить откажется? Вот и наползла под мох мелочь лесная, жучки-червячки всякие. Так превратился осиновый пень в настоящий дом.
Воспитатель. Теперь понятно, о каких друзьях Пень Корнеевич говорил. Поможем, ребята, пню обрести друзей? Подойдите поближе к столу. Посмотрите , как много здесь фигурок лесных животных. Как вы думаете, какие из них могут жить в не, под ним и около него?
Дети выбирают фигурки животных, которые, по их мнению, могут жить в условиях данной экосистемы.
Воспитатель предлагает каждому ребёнку превратиться в какого0нибудь обитателя леса: стать бронзовкой, короедом, многоножкой, муравьём, мышкой, лягушкой, кротом и т.д., например, говорит: «Коля, ты хочешь быть жуком –оленем? Как ты думаешь, почему его так назвали?
Воспитатель. Сядем во круг пня. Перед тем как заселить в пень нового обитателя, спросим: «Кто –кто в пенёчке –теремочке живёт?»
Послушайте, как я жука –короеда буду в пень заселять.
Подходит к пню и спрашивает: «Кто-кто в пенёчке-теремочке живёт?» никто не отвечает. «Тогда я буду жить под эти крепким толстым кров, но и пищу-опилки.» теперь ты (обращается к ребёнку ), жук-олень, заселяйся в пень.
Таким образом дети поочерёдно заселяют выбранные фигурки животных ы пенёк –теремок.
Лесовик . Посмотрите, чёрная туча приближается к нашей полянке. Сейчас пойдёт дождь. ( опрыскивает пень водой .) Каким бывает летний дождь? ( Тёплым, сильным, тихим, моросящим, проливным ). Намочил дождь всё вокруг. Теперь вырастут на пне и вокруг него растения. Подойдите к столу, выберите и назовите растения, которые могут расти на пне и около него. (дети выполняют задание ).
Воспитатель. А роза (кактус, редис) может расти в лесу на пне? (нет). Почему? (ответы детей ) Подойдем к Пню Корнеевичу и посадим растения на пень и вокруг него. ( дети выполняют задание ).
Лесовик. Посмотрите. Как повеселел наш Пень Корнеевич. Был он один-одинёшенек, а сейчас превратился в настоящий дом, где живут растения и различные животные.
Воспитатель. Лесовик и Пень Корнеевич пришли к нам из музея природы, в экспозиции которого много интересных экспонатов. Хотите их увидеть ? (да.) расскажите, что нового, интересного вы узнали сегодня на занятии, а Лесовик подарит вам пригласительные билеты для посещения музея.
Дети рассказывают о том, что им запомнилось, и получают пригласительные билеты.
Конспект театрализованной деятельности по экологическому воспитанию «Защитим лесные растения»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: расширить имеющиеся у детей знания лекарственных растениях полезных для животных и людей.
1. Активизировать словарь детей.
2. Дать представление о целебных свойствах растений, познакомить с некоторыми из них.
1. развивать воображение, творческое мышление;
2. развивать память, речь, внимание у детей;
3. обогащать словарный запас детей.
1. Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность;
2. Воспитывать любовь к природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект театрализованной деятельности по экологическому воспитанию «Защитим лесные растения»
Цель: расширить имеющиеся у детей знания лекарственных растениях полезных для животных и людей.
1. Активизировать словарь детей.
2. Дать представление о целебных свойствах растений, познакомить с некоторыми из них.
1. развивать воображение, творческое мышление;
2. развивать память, речь, внимание у детей;
3. обогащать словарный запас детей.
1. Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность;
2. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: картинки к заданиям.
- Вступительная часть.
- Основная часть.
- Заключительная часть.
Ведущий: Здравствуйте гости дорогие! Мы вам сегодня покажем интересную сказку лесную. Которая очень многому вас научит. Слушаем внимательно и учавствуйте!
-Я, ребята, старичок,
Старичок-лесовичок.
Целый день в лесу брожу,
За порядком я слежу.
Все проверит старичок:
Может, сломан где сучок,
Вдруг случилась где беда, —
Птенчик выпал из гнезда,
Или хитрый лис опять
Хочет зайчика поймать.
Прогоню лисицу прочь.
Очень рад я всем помочь!
-Вы знаете ребята, я всегда забочусь о лесе, но вы же знаете какой он большой. За всем невозможно усмотреть. Очень много мусора появляется в моем лесу, а сколько погибает полезных и необходимых животным и людям растений. Страшно об этом сказать. А всё потому, я думаю, что мы слишком мало о них знаем. И поэтому сегодня я и мои друзья покажем вам пользу , которую доставляют нам лесные растения. Встречайте их.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
-Угадайте ребята, кто это…(медведь)
-Ребята я очень люблю покушать ягоды, лесные орешки, а также жёлуди. А еще я как и все животные лечусь растениями. Ягоды рябины, початки белокрыльника и стрелолист- всё это мои лекарсва.. Перед залеганием в берлогу мы медведи выгоняет из организма паразитов травами – иначе нам не перезимовать. Попадая в кишечник, они дезинфицируют и очищают его.
По снежку зимой бежала,
И следы все заметала.
Рыжий мех, а хвост – краса!
Подскажите, кто… (Лиса)
-Ой, а я сильно-сильно люблю запах ландыша , я от него «хмелею». А Купеной лекарственной лечусь при укусах бешеных животных — и часто этим спасаюсь.
И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберётся в куст — и спит,
Кочерыжку съест — и сыт. (Заяц)
-Грибы в качестве лекарства едят многие дикие и домашние животные.
Огромное значение как лекарство для меня имеет гриб, растущий на берёзе — чага . Мы зайцы и другие животные грызут чагу, избавляясь таким образом от заболеваний лёгких, желудка и других.
-Ребята, а еще растения это не только лекарство для животных, это еще и лекарство для людей. Сейчас вы в этом убедитесь.
(Выбегает Маша и Медведь и играют в догонялки. Вдруг Маша падает)
-Ой ёёёй. Миша , Миша! Больно! Посмотри скорее, что у меня там?
-Маша, да у тебя же большая ссадина на ноге. Что же делать? У меня нет с собой лекарства даже.
-Я слышала, что в лесу есть лесовичок , он говорят помощник лесной. Давай его позовем.
-Да да, я вас слушаю. Вам помощь нужна?
-Да, Маша тут ножку сбила, а зеленки нет.
-Конечно я вам помогу и без зеленки. Смотрите, это подорожник. Лист подорожника надо обязательно очистит от пыли, затем немного
поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.
Спасибо большое вам, лесовичок! А какие еще растения могут заменить человеку лекарства?
-Сейчас я вам расскажу и покажу, а друзья мои мне помогут.
Крапиву только тронь
Обжигает трава как огонь
(Лиса показывает картинку с изображением крапивы)
Но бояться крапиву не нужно, она — хорошее средство от кашля. Истолченную крапиву можно прикладывать к ранам — она их чистит и заживляет. Волосы, вымытые крапивой, становятся пушистыми, блестящими, хорошо растут. Из крапивы варят щи, делают салаты.
Лечебная ромашка — белая рубашка,
Листья, словно лодочка
(Медведь показывает картинку с изображением ромашки)
Если горло заболит, то лучший доктор — отвар из ромашки. Лекарственная ромашка любит солнце — в темных, влажных местах она не растет.
Больно не укусит,
А когтей не отпустит,
Как он щедр и как богат,
Не сорняк, а сущий клад
(Зайчик показывает картинку шиповника)
Шиповник служит сырьем для приготовления витаминных напитков, настоев, отваров, экстрактов, сиропов. Чай из шиповника повышает защитные силы организма.
-Ой, лесовичок, спасибо вам огромное. Вы очень помогли нам.
Лесовичок: Да не за что.
-Удивительная природа всегда придет на помощь человеку, животному. Она как добрая кормилица накормит, а лесная аптека вылечит. Но только при бережном отношении она будет нашим другом. Друзья мои давайте с вами наклеим на плакат вот эти правила поведения в лесу. Повесим его при входе в лес. Он нам обязательно поможет. А вы ребята, будете беречь природу? (Ответы детей)
Источники:
http://pandia.ru/text/78/224/49996.php
http://infourok.ru/zanyatie-v-starshej-gruppe-lesnoe-chudo-4027543.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/05/11/konspekt-teatralizovannoy-deyatelnosti-po-ekologicheskomu