Знаменитые марийцы. Между землей и человеком сложились отношения, основанные на принципе обмена
Содержание
Финно-угорские народы: особенности и история. Марийцы.
Изучение взаимодействия финно-угорских народов, по моему мнению — интересная тема, поэтому не будем терять времени на долгие вступления. Огромное количество материала взято у В. В. Напольских, специалиста по финно-угорским народам.
Республика Марий Эл находится в составе Приволжского федерального округа России. В ней живут примерно 300 тысяч марийцев, то есть 1/2 народа.
Этнографы выделяют 3 группы марийцев: это горные, луговые и восточные. Самоназвание — marij (у луговых), marə (горных), mari (восточных) как ни странно происходит из иранских языков: ср. авестийский — mairya «молодой человек, юноша, член воинского союза», древнеперсидский — marīka «дружинник, стражник, член воинского союза», пехлеви — meräg «муж, молодой человек». Соседние народы называли марийцев черемисами (*čermis), вероятно от чувашского (тюркский язык) śarməs.
Наиболее вероятным у уралистов считается предположение о связи его с тюркским корнем *čer‑ «сражаться, воевать» (чув. śar «войско, армия»
Еще один интересный факт: марийцев часто называют «последними язычниками Европы». Христианство и ислам не смогли изжить из традиционные верования. По данным социологических опросов начала 1990‑х годов около 27 % марийцев в Республике Марий Эл придерживаются православия, 8 % — марийского язычества, 21 % — двоеверцы.
⠀⠀Уже в 15-16 веках русские источники отличают черемису горную (под этим названием имеются в виду как горные марийцы, так и чуваши) и луговую. Это связано не только с уже оформившимися отличиями между двумя субэтническими группами марийцев: жители горной стороны всё чаще и теснее контактируют с русскими, луговые находятся под властью Казанских ханов.
⠀⠀Установление русской государственной власти в 1570-80-х , сопровождавшееся навязыванием христианства, вызвало несколько марийских восстаний. После их поражения началось массовое переселение на восток, в основном на территории современной Башкирии. Именно так, в 17-18 веках сложились восточные марийцы, диалекты которых ближе к диалектам луговых марийцев. На территории Башкортостана сегодня проживает более 100 тысяч марийцев (2002).
⠀⠀Сами марийцы делят себя на группы по наиболее характерным женским головным уборам: sorokan marij — носящие сороку (северо-запад и север Марий Эл, Кировская область, тоншаевские марийцы), šəmakšan marij — носящие остроконечный шымакш, šarpan-našmakan marij — носящие головное полотенце шарпан
Стоит сказать, что лапти — заимствование из русского костюма.
На момент революции 1917 уже оформились две литературные языковые нормы: горномарийский и лугово-восточный марийский языки; в 1926 году существование двух равноправных литературных языков было официально закреплено. В 1936-м появилась своя автономия. Само слово «Эл» в названии республики созвучно тюркскому «ель» — земля, страна, территория.
Имена: По марийскому обычаю имя мужчины употребляется с именем отца, которое ставится на первое место. Актанай Паймас (Паймас Актанаевич), Янгул Сибатор (Сибатор Янгулович), Яныгит Паймет (Паймет Яныгитович). Горные марийцы, вошедшие в христианскую культуру ранее луговых, имеют традицию называть детей по христианскому имени, но именами необычными, отличными от окружающих русских христиан, например, Евстолия Гурьевна, Капитолина Фаддеевна, Фелицита Варсонофьевна. Женские имена традиционно употреблялись только до замужества женщины. После замужества женщину называли по мужу: Эркай вате (жена Эркая)
Имена давали языческие жрецы — карты. Слово заимствовано из тюрского булгарского языка, с которого оно переводится как «старик». Существуют и собственно марийские названия: кугыза («старик»), юктуч («жрец»), арвуй.
На гербе республики изображен воинственный медведь.
О генетике марийцев пишет Сергей Козлов: Аутосомные родственники марийцев известны – по моим исследованиям, в первую очередь это чуваши, и в меньшей степени – казанские татары. По мужской линии — Y-хромосоме данные следующие: 61 % марийцев принадлежит к гаплогруппе N (больший процент только у удмуртов — 67% и сходный в Финляндии, затем коми, вся Прибалтика [30-40%] и чуваши 28%). У марийцев часты ветви N3a1 (найдена у удмуртов) и варианты N2a (найдена у вепсов)
Марийские корни Московии
На фото: Theatrum Orbis Terrarum (рус. Зрелище Круга Земного) — памятник европейской картографии XVI века, подготовленный Абрахамом Ортелиусом (1527—1598) и выпущенный в свет 20 мая 1570 года в Антверпене в издательстве Кристофа Плантена.
Вот она Московия в 1570-м году. Какая маленькая! Сколько чужого она за неполных пять веков нагробастала! И ведь придется же возвращать.
Существует версия, что название города и реки Москва пришло из марийского языка. Я рассмотриваю этот вопрос в отдельной статье, чтобы не смешивать с чисто финской версией, которая мне кажется более убедительной. Хотя, кто как рассудит.
Тут возникает два вопроса:
1) откуда Я это взял (по поводу марийских корней названия Москва)?
2) (попутный) арийское ли происхождение у Марийцев, и если да, то почему у них почти монголоидные черты лица?
Отвечаю.
Первое Я подсмотрел у Фасмера. Вот что он пишет по поводу Москвы:
«Москва; название реки и города, засвидетельствовано с ХIV в. в этой форме, др.-русск. Московъ, вин. ед., Лаврентьевск. летоп. под 1177г., местн. п. ед. ч. на Москви, Ипатьевск. летоп. под 1175 г., род. п. ед. из Москве, до МосквЂ, Ипатьевск. летоп. под 1176г.; совр. Мо;сква употребляется во многих районах Поволжья (Мельников). Поздне-др.-русск. на Моск†(Аввакум, Котошихин), др.-польск. род.-дат.-местн. п. ед. ч. Мoskwi (Кохановский, Кромер); Таким образом, первонач. основа на -; *Москы, род. п. *Москъве, откуда тур., алб. Моskоv «Россия», тур. Моskоv ;;hri «Москва». Судя по выражениям типа на Москве и подобным, гидроним Москва старше названия города. Возм., родственно чеш., слвц. moskva «сырой хлеб (в зерне)», а также слвц. mo;zgа «лужа», польск. Моzgаwа – название реки, далее – лит. mazgo;ti «мыть, полоскать», др.-инд. ma;jjati «погружается», лат. merg;, -еrе «нырять». Ильинский явно ошибочно привлекает польск. moszcz «выжатый плодовый сок» (которое заимствовано из нем. Моst «сусло, сок» от лат. mustum; мо;скоть. Следовало бы, во всяком случае, выяснить отношение *Москы к фин. местн. н. Мasku. Абсолютно недостоверна связь с галльск. Моsа, Моsеllа, вопреки Ле;венталю. Сближение с кавк. этнонимом Moshoi повисает в воздухе, вопреки Бергу, ввиду отсутствия промежуточных звеньев. Не доказано и ир. происхождение (от авест. аmа- «сильный», по мнению Со-болевского. Неудачны также попытки этимологии из фин.-уг.: от мар. moska; «медведь» и аvа «мать», вопреки Кузнецову (у Преобр. I, 559), и от фин. mustа «черный» + коми vа «вода» (Преобр., там же; в этом случае ожидалась бы форма фин.-суоми vesi «вода», а не vа, или же, скорее, фин. joki «река»). Широко распространенное благодаря поддержке Ключевского объяснение из коми m;sk «корова» и vа «вода» отпадает потому, что коми-зыряне в этой местности не засвидетельствованы. Нельзя также сближать с Мокша. Известно и табуистическое выражение в Москву; съездить «родить» (…)».
Фасмеру не нравится марийское moska;, но это только натолкнуло меня на дальнейшие поиски. Отыскал Я и Кузнецова, о котором упоминает Фасмер:
«Гипотеза С.К.Кузнецова.
Согласно этой гипотезе, топоним Москва происходит от марийских слов маска (moskа) – «медведь» и ава(ava) – «мать». Так якобы называли это место древние марийцы, жившие в этих местах до великого переселения народов, в результате которого марийцы вытеснили удмуртов к северо-востоку, возможно, вынудили венгров к переселению к Карпатским горам, частично поселились в Башкирии. М.Фасмер называет эту гипотезу неудачной, В.П.Нерознак – малообоснованной. (…) Кузнецов использует данные современных марийского и мордовско-эрзянского языков. В марийском moskа – «самка медведя».
Иноязычные транскрипции.
Один из древних вариантов названия города «Московъ» сохранился в иноязычных транскрипциях таких как англ. «Moscow», нем. «Moskau», фр. «Moscou», латыш. «Maskava», татар. «Маскаy», чуваш. «Мускав», тадж. «Маскав» и пр.».
Отыскал Я в Инете и Марийско-русский словарь:
«Ударение: Маска;. Направление: Марий ; Руш. Горн.: Маска.
1. медведь.
Чодыра маска — лесной медведь; ош маска — белый медведь; к;рен маска — бурый медведь. Маска деч посна чодырат чодыра огыл. Калыкмут. — Без медведя и лес не лес. Чашкерла гыч маска кудал лекте. А. Айзенворт. — Из чащи выбежал медведь.
2. разг. «медведь»; о сильном, грузном человеке. (Савий). Окк;лым ит ойло, тыгай маска кунам ноя? С.Чавайн. (Савий) — Ты чушь не пори, разве устанет такой медведь?
3. в поз. опр. медвежий.
Маска вынем — медвежья берлога; маска пылыш — медвежье ухо; маска ужга — медвежья шуба; маска шыл — медвежатина.Марий помышыж гыч маска пуным луктеш. С. Чавайн. — Мужик из-под пазухи достаёт медвежью шерсть. Маска коваште — почеш луй коваштым тергаш т;;альыч. Я. Элексейн. — За медвежьей шкурой стали проверять шкуру куницы.
Идиоматические выражения:
Маска лук; Маска полыш; Маска-умша (…)».
Так что по-марийски и Маска, и Моска (скорее первое). Похоже, надо говорить не Русский Медведь, а Марийский. «Медвежья Мать» можно понимать и в переносном смысле, как «Земь, родящая Медведей» или «Медвежий Угол».
Некоторые «русские» шовинисты говорят о том, что марийское Маска(Моска) от славянского Меча(Медведица) прозошло. Меча или Мечь — это и вправду Медведица. Но разве Меча или Мечь похоже Маска Ава? И что звучит одинаково?
Ну что вам рассказать про Сахалин? В принципе, Маска Ава или Моска Ава — вполне нормальная рабочая версия происхождения названия Москва. Не нравится Фасмеру — дело его. Жили ли на территории нынешней Москвы еще до прихода в 12-м веке киевских «миссионеров» марийцы или был какой другой угрофинский народ, черт его сейчас разберет. Мне больше по душе чисто финская версия, о которой расскажу в другой раз. А славянских генов в крови «потомственных москвичей» (Я не имею в виду азеров, чеченцев, вьетнамцев, таджиков и пр., тех кто туда сегодня понаехал) не более 40%, финских (Я имею в виду все угрофинские народы, в том числе и родственных им татар) — 50-55%.
Второй вопрос Я переадресовываю историку Сергею Трусову. Вот его ответ:
«То, что изначально черемисы (марийцы) были арами, неоднократно прописано в булгарских летописях. Сошлюсь на выдержку из летописи Бу-Юргана, где он рассказывает о весьма неудачном для русов походе 1369г. на Казань: «Бек джунцев стал со всеми русами поспешно отступать по старой Галиджийской дороге через Кукджак и потерял на этом пути все войско. Говорят, тогда на Новый Болгар ходило 80 тыс. неверных, и только черные ары убили 60 тыс. из них. Когда первая часть их явилась к эмиру с воткнутыми на пики головами урусов, Азан тут же перевел их в разряд ак-чирмышей и освободил от джизьи. Услышав об этом, остальные ары разделили головы неверных по одному на мужчину с целью получения привилегий большинством их народа и явились с ними в Казань. Эмир всех причислил к ак-чирмышам. И так 60 тыс. аров сделались ак-чирмышами и стали весь свой народ называть “чирмышами”». Здесь: Бек джунцев – князь нижегородцев; галиджийская дорога, связывала Булгарию с Новгородом Великим, шла по левому берегу Волги; Кукджак – область луговых мари, живших вблизи реки Кокшаги (левый приток Волги). (…)
То, что ары, могли быть по происхождению индоарийцами, доказывает их имя. (…) У аров-удмуртов, несмотря на сильные ассимиляционные процессы со стороны финно-угров и тюрков, носители гаплогруппы R1a составляют 37% популяции этого народа. Я думаю, что это и есть арская составляющая в процессе этногенеза современных удмуртов.(…) А у марийцев, живущих на противоположном от чувашей берегу Волги вообще 47%, практически столько, сколько и у самих русских. (…) Гаплогруппа R1a осталась в крови данных народов от их общих далеких предков – аров.
Ары жили и на территории Мари-Эл. Русские марийцев называли черемисами, от булгарского «чирмыш» (так до сих пор зовут марийцев волжские татары)».
«Тот же Гази-Барадж неоднократно упоминает в своей летописи аров, народ, живший в лесах к северу от Камы и на западном берегу Волги. К примеру он рассказывает о захвате уграми в начале 9 века н.э.земель в верховьях Дона и упоминает, что моджары «быстро подчинили себе мурдасов и сурских ар». Ары, согласно булгарским летописям жили до прихода хотов (протоугров) из Забайкалья в Западную Сибирь в степях и лесостепях этого региона».
Можно ли отождествлять Аров Бу-Юргана и Гази-Бараджа с Марийцами или с предками Марийцев? Судя по всему – нет. Скорее всего, что Ары – это некий собирательный образ народа, который мог включать в себя как Сурских Ар, так Мари Аров (марийцев), так Моджаров и других. Даже Воулхары(Боулгары), Хазары и Татары – тоже Ары. Общее у всех этих Аров то, что все они Арийского происхождения раз, и мусульманами – два. Продолжим.
«Маленький пример переселения угров на земли современных марийцев, датированный Гази-Бараджем 1030г.: «Многие из них воспротивились этому и предпочли уйти на земли Мартюбы между Арсу и Мишей. Будучи в крайней озлобленности, субаши изгнали оттуда почти всех аров и заняли их земли. За субашами сюда же стали стекаться отовсюду беглые чирмыши, которые здесь самовольно становились субашами». Здесь: Мартюбы – булгарская губерния, современные земли Мари Эл; Арсу – река Казанка. Что и привело к финно-угорской ассимиляции местного населения».
Короче, почему у марийцев монголоидные черты лица, теперь понятно. Марийцы с этих пор (начало 2-го тысячелетия по Р.Х.) практически угрофинский народ. Практически, но. Не кровь ли древних аров (а вовсе не славян с запада) составляет большую часть тех 40% арийской крови сегодняшних «потомственных москвичей»?
И еще про марийцев в Московии.
Вспомним Юр (сегодня город Ветлуга).
О звериной дикости Московии времен Ивана III говорит следующий факт, приводимый в Википедии.
«Город Ветлуга является одним из древних поселений на Ветлуге. Считается, что на этом месте в XIII веке правителем марийского Ветлужского ;княжества; (располагалось на западе Марийского края) был основан город Юр. Точное время основания и местоположение города не известно. Большинство историков считает, что он находился в левобережной низкой заболоченной части Поветлужья на берегу реки Юрьевки (притоке реки Ветлуги) близ местоположения современного города Ветлуги. По другой версии, город Юр находился на правом (высоком) берегу Ветлуги в точности на месте расположения современного города. Известно, что в 1280-х годах кугуз Бай укрепил уже существовавшее к тому моменту селение Юр. В то время город был одним из основных укреплённых пунктов княжества. Через Поветлужье проходил с севера на юг очень важный сухопутно-водный путь из Северная Двины на бассейн Волгу. Через город также проходила с запада на восток большая сухопутная дорога из костромских земель в марийские. В XIV веке ветлужский кугуз Ош Пандаш объединил родовую знать, привлёк на свою сторону татар и в ходе девятнадцатилетней войны разбил Галич-мерского князя Андрея Фёдоровича. В январе 1468 года рать галицких князей под начальством князя Семёна Романовича Ярославского, действовавшего по приказу Великого князя московского Ивана III Васильевича, завоевала город.
Послал на черемису князя Семена Романовича, а с ним многих детей боярских двора своего; и совокупившеся, вси пойдоша из Галича на Николин день, декабря 6, и пойдоша лесы без пути, а зима была велми студена. Тоя же зимы генваря 9, на Крещение Господне, рать великого князя прииде в землю черемисскую, и много зла учиниша земле той; людей изсекоша, а иных в плен поведоша, а иных изожгоша; а кони их и всякую животину, чего нельзя с собою имати, то все изсекоша; а что было живота их, то все взяша, и повоеваша всю землю ту, а досталь пожгоша, а до Казани за един день не доходили и, возвратившеся, приидоша к великому князю вси поздорову.
И была убиения человеческая велика, и кровьми полияся варварская земля; блата и дебри, и озера и реки намостишаяся черемисскими костьми. [Херсонский, с.279]».
Юр был разрушен и сожжен полностью. Прилегающая местность была опустошена, оставалась малонаселенной несколько десятилетий. Постепенно она заселялась русскими переселенцами, основавшими вблизи этого места несколько деревень». Конец цитаты.
Вот как московиты из Московского Улуса обращались с этнически родственными им марийцами-черемисами! Хотя, думаю, это было взаимно и в характере угрофиннов. Вспомним Аттилу.
Мне тут любопытно то, что слово Юр, возможно, угрофинского происхождения и означает Поселение. «Вертеться на Юру». Юр – это Город (ср. Ур Халдейский, Урбанизация, Urbi et Orbi). Или оно общее для арийских и угрофинских народов?
Интересно и происхождение гидронима Ветлуга. Перевод слова Vetelа с финского на русский язык: Жидкий, Негустой, Водянистий, Ползучий, Дряблый. Га – древнеарийское Путь или глагол Идти. Возможно, Ветлуга – Водный Путь, Топкий Путь с финским корнеслогом Vetelа и арийским Га.
Из Википедии. Ива белая, или Ива серебристая, или Ветла, или Белолоз, или Белотал (лат. Slix lba) — типовой вид лиственных деревьев или кустарников рода Ива (Salix) семейства Ивовые (Salicaceae).
Ива-Ветла любит Воду, потому Ветла может вполне происходить от финского Vetel, кстати, Va на языках многих финоугорских народов (например, Коми) — Вода (да и не только финоугорских: ср. Water и Wasser), так что и Ива тоже может быть вполне финское слово. А что может значить Ива по-славянски?
Знаменитые марийцы. Между землей и человеком сложились отношения, основанные на принципе обмена
1.Республика Марий Эл находится в составе Приволжского федерального округа России.
2.Марий Эл – приволжская республика, которая находится по соседству с Татарстаном и Чувашией. Также она граничит с Кировской и Нижегородской областями.
3.В республике живут примерно 300 тысяч марийцев, то есть половина этого народа. Этнографы выделяют 3 группы марийцев: это горные, луговые и восточные.
4.Соседние народы называли марийцев черемисами (*čermis), вероятно от чувашского (тюркский язык) śarməs. Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Марийцы, ранее известные, как черемисы, в прошлом славились своей воинственностью. Сегодня же их называют последними язычниками Европы, поскольку народ сумел пронести сквозь века национальную религию, которую до сих пор исповедует значительная его часть. Этот факт удивит еще больше, если знать, что письменность у народа мари появилась лишь в XVIII столетии.
5.Уже в 15-16 веках русские источники отличают черемису горную (под этим названием имеются ввиду как горные марийцы, так и чуваши) и луговую. Это связано не только с уже оформившимися отличиями между двумя субэтническими группами марийцев: жители горной стороны всё чаще и теснее контактируют с русскими, луговые находятся под властью Казанских ханов.
6.Установление русской государственной власти в 1570-80-х годах, сопровождавшееся навязыванием христианства, вызвало несколько марийских восстаний.
7.После их поражения началось массовое переселение на восток, в основном на территории современной Башкирии. Именно так, в 17-18 веках сложились восточные марийцы, диалекты которых ближе к диалектам луговых марийцев.
8.На момент революции 1917 уже оформились две литературные языковые нормы: горно-марийский и лугово-восточный марийский языки; в 1926 году существование двух равноправных литературных языков было официально закреплено. В 1936-м появилась своя автономия. Само слово «Эл» в названии республики созвучно тюркскому «ель» — земля, страна, территория.
9.Марийцев часто называют «последними язычниками Европы» потому что христианство и ислам не смогли изжить их традиционные верования. По данным социологических опросов начала 1990‑х годов около 27 % марийцев в Республике Марий Эл придерживаются православия, 8 % — марийского язычества, 21 % — двоеверцы.
10.Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.
11.В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге.
12.Марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.
СТОЛИЦА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ — ГОРОД ЙОШКАР-ОЛА
13.Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Столица региона — город Йошкар-Ола.
14.Основная зона проживание народности — зона междуречья Ветлуги и Вятки. Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев.
15.Северо-западные марийцы живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
ГОРНЫЕ МАРИЙЦЫ
16.Горные марийцы в современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают они в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
17.Восточные марийцы – это значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
18.Луговые марийцы — самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.
19.Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.
20. Численность марийцев, по данным переписи 2010 года, составляет более 574 тысяч человек. Большая часть из них, 290 тысяч, проживает в Республике Марий Эл, что в переводе означает «край, родина марийцев».
МАРИЙЦЫ В БАШКИРИИ
21.Чуть меньшая, однако самая крупная община за пределами Марий Эл находится в Башкирии — 103 тысячи человек.
22.Оставшаяся часть марийцев населяет, в основном, регионы Поволжья и Урала, живет по всей Россией и за ее пределами.
23. Значительная часть проживает в Челябинской и Томской областях, Ханты-Мансийском АО.
24. После революции 1917 года была образована Марийская автономия, в 1936 — Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.
25. Республика примечательна великолепием сохранившейся здесь первозданной природы. Большая ее часть занята лесами, в которых расположены экологически чистые озера и русла красивейших рек.
26. Город Йошкар-Ола, столица Марий Эл был основан в 1584 году указом царя Фёдора Иоанновича, назывался Царевококшайск и представлял собой военное укрепление на реке Кокшаге. Позже город был переименован в Краснококшайск, затем, в начале 20 века, в Йошкар-Олу.
27.В начале двухтысячных по инициативе президента Марий Эл Маркелова, началось интенсивное строительство различных культурных, «исторических» и административных объектов города в итальянском, датском и древнерусском стилях.
ЦАРЕВОКОКШАЙСКИЙ КРЕМЛЬ В ЙОШКАР-ОЛЕ
28.Теперь в Йошкар-Оле есть самый новый в России Царевококшайский Кремль, набережная Брюгге в датском стиле, Национальная Художественная галерея в итальянском и другие интересные объекты, украшающие центр города своим необычным сочетанием.
29. В музеи истории города Йошкар-Олы представлены коллекции этнографии, декоративно-прикладного искусства, предметов археологии и геральдики, художественных работ, фотодокументов, связанных с историей города Йошкар-Олы.
30.В музее изобразительных искусств города Йошкар-Олы можно увидеть марийское изобразительное и декоративно-прикладное искусство, живопись и графику российских художников, а так же скульптурные композиции.
АКТЁР ОЛЕГ ТАКТАРОВ
31. Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.
32.Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.
33. Особого внимания заслуживает формировавшаяся многие века культура местного народа, соединенная с русской культурой, а также имеющие древнюю историю обычаи, традиции и народные промыслы.
ОЗЕРО ГЛУХОЕ В МАРИЙ ЭЛ
34. Озеро Глухое в Марий Эл – одно из красивейших и уникальных озер Марийского края! Доступно пешим и вело туристам (без розжига костра и бивака). Оно имеет протяженность 950 метров при ширине 100 метров.
35.Котловина его образована соединением четырех крупных карстовых провалов, причем две северные впадины имеют глубины до 18 метров и разделены между собой порогом высотою 4 метров.
36.Наиболее глубокой является третья впадина — центральная, глубина которой достигает 26 метров, а порог, отделяющий ее от северной впадины, имеет высоту 12 метров. Четвертая впадина сужена до 50-70 метров, причем в ее рельефе выделяются две воронки: одна с глубиною до 20 метров, а другая — до 8 метров. В сторону озера Яльчик проходит зона крупных провальных воронок.
ГОРОД КОЗЬМОДЕМЬЯНСК
37. Город Козьмодемьянск расположен в 150 километрах от Йошкар-Олы на берегу Волги. Историки литературы сходятся во мнении, что именно этот город, расположенный близ Чебоксар, послужил прототипом города Васюки из произведения Ильфа и Петрова «12 стульев».
38.В честь этого события здесь ежегодно проводится Бендериада — праздник с участием актёра в образе Остапа Бендера. Надо сказать, что город с тех времён почти не изменился.
39. В национальной художественной галерее Йошкар-Олы помимо постоянной экспозиции картин художников Марий Эл, регулярно проходят выставки различных коллекций музеев России и мира, а так же частных коллекций.
ОЗЕРО МОРСКОЙ ГЛАЗ — МУШЫЛ — САМОЕ КРАСИВОЕ В МАРИЙ ЭЛ
40. Самое красивое и известное озеро Марий Эл – это Морской глаз (Мушыл), наверное, и самое посещаемое в любое время года. Озеро участвовало в конкурсе самых красивых мест Поволжья, а также финно-угорского мира! Озеро Морской глаз (у деревни Шарибоксад) выделяется своеобразной формой, подобно вулканическому кратеру с разрушенной наружной стенкой. Это сравнительно молодой карстовый провал произошел в зоне высокого уступа до 90 метров высоты.
41. Мари с давних пор жили в типичных старорусских срубах с двускатной крышей. Они состояли из сеней и жилой части, в которой отдельно огораживалась кухня с печкой, к стенам прибивались лавки для ночлега. Особую роль играла баня и гигиена: перед любым важным делом, особенно молитвой и проведением ритуалов, нужно было помыться. Это символизировало очищение тела и мыслей.
ЗАМОК ШЕРЕМЕТЬЕВА В МАРИЙ ЭЛ
42. Замок Шереметьева — это удивительной красоты средневековый замок, расположенный на берегу Волги, построен он в 19 веке богатым купцом Шереметьевым. Расстояние от Йошкар-Олы 200 километров.
43. Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.
СВЯЩЕННАЯ МАРИЙСКАЯ ГОРА КАРМАН-КУРЫК
44. Священная марийская гора Карман-Курык находится в Моркинском районе Марий Эл. Это не только природный, но и исторический памятник. Когда на народы марийцев наступали враги, они прятались в некоторых горах; впоследствии эти горы были названы «Карманами».
45.Одна из них — «Карман-Курык». Ее название также переводится как «крепость-гора». Карман-Курык расположена в низкогорной части Вятско-Марийского вала и является комплексным геологическим памятником природы федерального ранга. На крутых северных и восточных склонах горы выходят на поверхность отложения казанского яруса пермской системы.
МУЗЕЙ НАРОДНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ЙОШКАР-ОЛЕ
46. Музей народно-прикладного искусства в городе Йошкар-Ола расположен в старинном доме, который сам по себе является объектом культурного наследия. В музее представлены образцы декоративно-прикладного искусства народа мари. Проводятся экскурсии.
47. Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры — полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук.
48.Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений.
49.С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.
50. Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.
Источники:
http://pikabu.ru/story/finnougorskie_narodyi_osobennosti_i_istoriya_mariytsyi_5477885
http://www.proza.ru/2015/07/06/232
http://obshe.net/posts/id2477.html