Аллегория в литературе определение кратко. Аллегория: пример
Содержание
- 1 Аллегория в литературе определение кратко. Аллегория: пример
- 1.1 Что такое аллегория? Примеры аллегории в литературе и искусстве
- 1.2 Зачем нужна аллегория?
- 1.3 Аллегория в литературе
- 1.4 Аллегория и олицетворение
- 1.5 Метафора и аллегория — в чем отличие?
- 1.6 Примеры аллегории в литературе
- 1.7 Аллегория
- 1.8 Содержание
- 1.9 Что такое аллегория?
- 1.10 Что такое аллегория в литературе?
- 1.11 Что мы узнали?
- 1.12 Аллегория
Что такое аллегория? Примеры аллегории в литературе и искусстве
Аллегория — это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа. Например, скелет с косой — символ смерти, а голубь с оливковой ветвью — символ мира.
Термин происходит от греческого слова αλληγορία — иносказание.
Пример аллегории — античная богиня Фемида, которая символизирует правосудие. Ее изображают в виде женщины с весами и мечом в руке, а также с повязкой на глазах. Это значит, что правосудие слепо (судит не по лицам, а по делам), оно сурово карает, но перед этим тщательно взвешивает все доводы.
Статуя богини Фемиды — аллегория правосудия. Фото: Depositphotos
Аллегория — это всегда иносказание. Предмет или понятие не называются прямо, а изображаются с помощью системы намеков. Прямой смысл текста или изображения сохраняется, но дополняется еще и переносным смыслом.
Тициан. Аллегория возрастов
Зачем нужна аллегория?
Аллегория широко используется в искусстве и литературе.
Во-первых, она позволяет просто и наглядно изобразить сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить воочию.
Во-вторых, аллегория помогает автору высказать свое отношение к изображаемым явлениям.
В-третьих, она позволяет обойти цензуру. Вещи, о которых запрещено писать напрямую, можно выразить иносказательно. Российские публицисты XIX века часто обсуждали происходящее в стране под видом заграничных или исторических событий. Этот прием называется «эзопов язык» — по имени античного баснописца Эзопа.
Аллегория в литературе
В литературе существуют целые жанры, построенные на аллегории: басня, притча, моралитэ. К примеру, в басне И.А. Крылова «Мартышка и очки» обезьяна символизирует невежественного и самоуверенного человека, ругающего непонятные ему вещи.
Мартышка и очки. Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова.
Аллегория может встречаться и в других жанрах — в сказке, рассказе, повести, романе. Так, повесть Джорджа Оруэлла «Скотный двор» аллегорически изображает общество, которое после революции под лозунгами свободы и равенства скатывается к диктатуре и тоталитаризму (сатира на Советский Союз).
Обложка русского издания повести «Скотный двор».
Аллегория активно применяется в поэзии. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» корабль становится символом одиночества и душевных метаний:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Аллегория в данном случае украшена яркими и эмоциональными эпитетами .
Аллегория и олицетворение
Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Например, у Ф.И. Тютчева: «Лазурь небесная смеется».
Олицетворение не значит, что автор обязательно использует аллегорию. Но никто не запрещает использовать эти приемы одновременно.
Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть знаменитый эпизод, где князь Андрей Болконский смотрит на старый дуб и приписывает ему свои переживания: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Здесь дерево наделяется человеческими чертами и служит аллегорией человеческой жизни.
Князь Андрей Болконский в исполнении Вячеслава Тихонова в фильме «Война и мир» 1967 года
Метафора и аллегория — в чем отличие?
Аллегория относится к метафорическим тропам, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.
Иногда аллегорию в литературе называют развернутой метафорой . В аллегорическом произведении все образы следует воспринимать в переносном смысле — как связанные между собой метафоры.
Но не все специалисты согласны с трактовкой аллегории как расширенной метафоры. Они указывают на главное отличие: метафора основана на сравнении, на сходстве явлений, а аллегория — на иносказании, намеке.
Примеры аллегории в литературе
В «Божественной комедии» Данте человеческие страсти аллегорически представлены в виде зверей — пантеры, льва, волчицы.
Аллегорию активно использовал М.Е. Салтыков-Щедрин. В сказке «Премудрый пискарь» высмеивается человеческое малодушие, в «Медведе на воеводстве» — власть и ее отношения с обществом. В «Истории одного города» жизнь города Глупова является аллегорией российской действительности.
М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Поэт» сравнивал поэта со старинным кинжалом.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?
А.С. Пушкин в стихотворении «Памятник» аллегорически рассуждал о своем литературном наследии:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Аллегория
Содержание
- Что такое аллегория?
- Что такое аллегория в литературе?
- Что мы узнали?
Бонус
- Тест по теме
Что такое аллегория?
Аллегория используется во многих видах искусства: в литературе, живописи, скульптуре. Она воплощает и выражает какое-либо абстрактное понятие, которое воплощается и выражается в конкретном образе.
понятие «аллегория» в переводе с греческого – иносказание.
В искусстве примером аллегории может служить античная богиня Фемида. Она символизирует собой правосудие и закон, который равен для всех.
Для чего же используют аллегорию?
- с помощью этого тропа можно на конкретном примере показать сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить самостоятельно
- она помогает автору высказать собственную точку зрения, свое отношение к предмету
- так как аллегория – это всегда иносказание, с помощью которого можно обойти цензуру, писатели 19 века в России часто использовали ее для описания исторических событий. В тех реалиях она имела важное значение и помогала избежать наказания со стороны государства.
Чтобы замаскировать свои мысли, публицисты в России использовали Эзопов язык. Особенно любил использовать этот прием Салтыков-Щедрин в своих произведениях.
Рис. 1. Примеры аллегории.
Что такое аллегория в литературе?
Аллегория в литературе очень популярна. Есть целые жанры, которые построены на этом приеме, например, басня и притча.
в сказках обычно лиса является аллегорией хитрости и ловкости, заяц – трусости, осел – глупости и упрямства.
Также этот прием часто встречается в сказках, романах. Например, в «Божественной комедии» Данте человеческие пороки представлены в виде зверей. Салтыков-щедрин в своих произведениях, используя аллегорию, высмеивает чиновников, российскую действительность.
Аллегория востребована и в поэзии. Ее используют авторы, чтобы выразить чувства и отношение к чему-либо. Большими любителями аллегории были А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. В произведении «Поэт» Лермонтов сравнивает героя с кинжалом, а Пушкин в стихотворении «Памятник» аллегорически рассуждает о своем влиянии на общество.
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам дать краткое определение термину «аллегория», узнать, какими особенностями обладает этот прием, выяснить, кто является настоящим мастером в использовании аллегорий в русской литературе.
Аллегория
Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — это способ художественного изображения одного явления, предмета или существа через другое.
Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение.
Пример: правосудие — Фемида (женщина с весами).
Грустит соловей у поверженной розы,
надрывно поёт над цветком.
Но льёт и садовое пугало слёзы,
любившее розу тайком.
Аллегория — художественное обособление посторонних понятий с помощью конкретных представлений. Религия, любовь, душа, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются от поступков и следствий того, что соответствует заключённому в этих понятиях обособлению, например, обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времён года — с помощью соответствующих им цветов, плодов или же занятий, беспристрастность — посредством весов и повязки на глазах, смерть — посредством клепсидры и косы.
То с трепетным смаком,
то друга в объятьях душа,
как лилия с маком,
целуется с сердцем душа.
Очевидно, аллегории недостаёт полной пластической яркости и полноты художественных творений, в которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают и производятся творческой фантазией неразлучно, как будто сросшимися от природы. Аллегория колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно придуманной его индивидуальной оболочкой и вследствие этой половинчатости остаётся холодной.
Аллегория, соответствуя богатому образами способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока видное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности их богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. Аллегория появляется здесь только в Александрийское время, когда прекратилось естественное образование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений. Заметнее её господство в Риме. Но сильнее всего она властвовала в поэзии и искусстве Средних веков с конца XIII века, в то время брожения, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластического мышления взаимно соприкасаются и, насколько возможно, стараются проникнуть друг в друга. Так — у большинства трубадуров, у Вольфрама фон Эшенбах, у Данте. «Feuerdank», греческая поэма XVI века, в которой описывается жизнь императора Максимилиана, может служить примером аллегорическо-эпической поэзии.
Аллегория имеет особое применение в животном эпосе. Очень естественно, что различные искусства состоят в существенно различных отношениях к аллегории. Труднее всего её избежать современной скульптуре. Будучи всегда обречённой на изображение личности, она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, что греческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полного образа жизни бога.
Источники:
http://www.anews.com/p/101614702-chto-takoe-allegoriya-primery-allegorii-v-literature-i-iskusstve/
http://obrazovaka.ru/literatura/allegoriya-chto-takoe.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/23324