6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ рисунка детей в диагностических целях. Процедура проведения и интерпретация результатов диагностики. Файл: Особенности нарисованной фигуры, по которым производится оценка

Диагностика по детскому рисунку

Диагностика по детскому рисунку

Комментарии по ходу творчества:

Выбор цвета не случаен, но знайте, что первые 2-4 рисунка — так сказать, разминка. Это «накипь» недавние впечатления, которые могут быть очень разными. По 1-2 рисункам сказать можно очень мало. Если отказывается рисовать больше — проблема серьезнее, чем кажется или он её еще не додумал. Имеет смысл предложить другие игры или пока отступиться. Но вернемся к цвету.

Выбор теплого спектра — позитивная жизненная позиция, уверенность в себе и мире, желание заявить о себе.

Красный — лидерство, подвижность, стремление к победе. Очень много красного: агрессия, как правило, объект, на который она направлена, и рисуется красным или бордовым, багровым. Часто свидетельствует о перевозбуждении, импульсивности, максимализме.

Очень много желтого — неуверенность в себе в сочетании с жаждой внимания, признания. Стремление к желтой одежде или изображение себя в желтом — попытка занять место Солнца, желание показать себя, раскрыться. Вывод: не хватает внимания значимых людей, референтной группы.

Оранжевый — как ни странно, всегда положительный цвет, цвет умелого сочетания здоровой агрессивности и доброжелательности. Сила, радость, желание жить и самоутверждаться.

Розовый. Этот цвет очень социально нагружен — лялечки-девочи все в розовом, розовое детство, куклы Барби и розовая мебель и т. д. Как правило, розовым и рисуют чаще девочки, но часто этот цвет в детском рисунке указывает именно на социальную подоплеку, важно кто или что нарисованы эти цветом.

Малиновый, лиловый — цвета уже холодной гаммы. Их изобилие может говорить о несколько отстраненной позиции ребенка, позиции наблюдателя. Слишком много лилового или сиреневого — задумчивость, застывшие эмоции или мысли и нежелание их менять.

Обилие синего, фиолетового, индиго и их оттенков говорит о преобладании негативного опыта в состоянии ребенка. Воле, характеру ребенка не дают раскрыться и проявиться. Это может быть авторитарный стиль общения бабушки, воспитателя, или мамы — что-то, что подавляет индивидуальность ребенка. Это цвет непреклонности, серьезности, упорства. Часто холодная гамма в сочетании с черным или коричневым — предвестник физического недомогания, болезни (это если все вроде неплохо, но вдруг нарисовал какую-то синь, да еще с грязью). Много синего: эмоциональная, психическая, физическая усталость, тоска по покою. Может хочет денек дома с мамой посидеть, нагрузки большие (школа развития, музыка и т. д.).

Преобладание фиолетового — неоднозначно. Если цвет неожиданно, т. е. раньше ребенок его не использовал, значит он приблизился к фундаментальным, смысложизненным вопросам и их обдумывает. С другой стороны: желание идентификации с кем-то, боязнь что-то потерять или даже воспоминания о чем-то. Смотрите на другие цвета и на сюжет — если захочет, обсудите выбор фиолетового.

Коричневый. Преобладание этого цвета в рисунке может выражать стремление к комфорту, физическому покою, уюту. Это все хорошо ассоциируется с любимым плюшевым мишкой. Если цвет повторяется часто и занимает лидирующую позицию — попытка уйти от конфликта или противоречия, упадок сил.

Зеленый — цвет новых начинаний и жизни. Зеленый, в котором больше желтого — стремление, радостное ожидание (например, рисует себя зеленым и говорит, что он скоро вырастет, как цветочек). Сине- зеленый — тяжелый цвет: инертность, упрямство. Грязно-зеленый — безнадежность, тоска.

Ахроматические цвета: белый, черный, серый. Много белого пространства — больше вопросов к миру, чем ответов. Ребенок оглядывается, прислушивается, стремится найти ответы вокруг себя. Высветляет все цвета белым — возможно, хочет смягчить проблему, представить её в более светлом виде или недавно освоил эту технику и забавляется с оттенками

Черный. Он пугает и притягивает своей силой. Цвет завершения — по черному уже не нарисуешь другим цветом. Если ребенок нарисовал цветную картинку, а потом закрасил черным — желание что-то спрятать, или показывает, что цветной мир был раньше, а сейчас закончился: Черным нарисованы или раскрашены какие-то детали рисунка — он знает об их существовании, но стремится их спрятать. Если много черного — от испорченного настроения до обиды на весь мир. Если рисует только черным — силовые воздействия на мир как стиль жизни, категоричность в восприятии и оценках. Но играем честно — нельзя прятать черный цвет и предлагать ребенку неполный набор красок. Хотя особо пугаться не стоит — черные полосы бывают и в нашей жизни. Посмотрите, какой цвет лидирует после черного — это способ действия. Черный с красным — обычно решение черной проблемы агрессией, насилием. Черный и красный — цвета смерти в нашей культуре. Возможно ребенок силится изобразить свой протест против неизбежности (обычно дети осмысливают смерть в 5-7 лет).

Серый — пограничное состояние. С одной стороны — скука, обыденность, с другой стороны — задумчивость, нежелание высказываться по той или иной причине. Желаниегармонии, бездеятельное ожидание каких-то событий, неопределенность. Если серый преобладает на протяжении длительного времени — родители, задумайтесь, все ли , как ребенку надо:

Читать еще:  Фотосессия в стиле фэнтези. Парный портрет по фото в стиле фэнтези Макияж и прическа

Вообще, понаблюдайте за собой, какие бы цвета Вы использовали для выражения тех или иных эмоций? Яблоки от яблонь

Теперь о положении рисунка на листе:

Для ребенка мир взрослых более значим, чем мир детей. Все ценные моменты находятся высоко («Подрастешь — узнаешь»), поэтому быть выше (взрослее) сверстников лучше, чем быть ниже (меньше). Самооценка ребенка, когда он рисует себя, выражается в положении на листе: чем выше рисунок — тем выше самооценка. Как вариант, чем крупнее рисунок, тем более важной персоной ощущает себя Ваше чадо, если фигурки размером с муху, может указывать на подавляющее влияние окружающего мира, на придавленность ребенка его огромностью и непонятностью.

Фигуры членов семьи (если Вы попросите, а он нарисует) могут многое сказать о мнении ребенка на Ваш счет. Кто в семье главный с точки зрения ребенка будет видно сразу — это самая крупная фигура. Может царить и равноправие — все одного роста. Отношение к братьям и сестрам читается тоже легко: хорошо, если они присутствуют в рисунке семьи. Это значит, что ребенок принимает их право на внимание. Если младшего брата или сестры нет на рисунке — малыш не смирился с их появлением и в его иерархии их нет. То же относится к бабушкам, дедушкам, тетям, домашним животным и т. п.

Если в рисунок семьи включен человек, не относящийся к семье (няня — еще понятно): соседка, дети из садика, со двора, милиционер, Бог, сказочный герой, Дед Мороз и т. д. — это указывает на то, что персонаж выполняет какую-либо функцию, необходимую ребенку. Попытайтесь выяснить роль этого героя в семье, его характер. Дальше — думайте, надо ли вам Чужого в отношениях со своим ребенком:

Мысленно разделите рисунок пополам по вертикали — посмотрите на правую и левую части. Опять-таки, наша культура письма и чтения — слева на право. Восприятие времени аналогичное. Левая часть листа — прошлое, правая часть — будущее. Середина — настоящее, но редко у детей присутствует. Выводы просты: рисунок-воспоминания или рисунок-мечта. Если рисунок-здесь-и-сейчас, то действие происходит только в центре листа, края почти-пустые.

Самый хороший показатель — солнце. И вообще источники света и тепла. Если солнце посередине — рисунок-настоящее. Источник света на рисунке — источник любви, радости, счастья в жизни. Если на рисунке его нет — печально. Если за тучами — временные неприятности и ребенок надеется на улучшение. Если источник света в левом углу — радость и любовь были в прошлом, ребенок помнит об этом, если в правом углу, то будущее освещено и представляется достаточно благополучным и безоблачным. Если нарисован кусочек солнца — половинка или четверть — ребенок видит, что не вся любовь и радость, которая может быть, уделяется ему. Но не путайте с садиковскими шаблонами — ребенка могли научить рисовать солнце не круглым. Если нарисована лампочка — искуственный источник тепла и света — отчужденность, отсутствие непосредственного контакта с тем, что приносит радость и счастье. Кроме этого, лампа как источник света в рисунке может указывать на восприятие мира как мира тьмы — ведь лампу зажигают ночью, когда вокруг темно.

Некоторые мотивы рисунков и их интерпретация:

Надо сказать, что сейчас речь пойдет о рисунках детей в возрасте 4-7 лет, когда мелкая моторика и мышление позволяют произвольно рисовать какие-то сюжеты и персонажей. И, хотя степень детализации очень зависит от возраста и некоторых деталей может не быть в рисунке Вашего ребенка, это не повод для расстройства. Понаблюдайте, не появятся ли изменения через 2-3 месяца, через год, и под влиянием каких событий? Дети всегда ухитряются нас удивить, будучи при этом просто собой.

Фигура человека. В первую очередь проверяем : если все конечности и детали лица присутствуют — у ребенка вполне адекватное восприятие мира и своего места в нем. Ноги и ступни: устойчивость, самостоятельность, уверенность в своем положении, независимость в смысле «могу пойти куда хочу». Соответственно, если ног нет или вместо них какая-нибудь подставка — все вышеперечисленное с частицей «не». Особый случай — длинная юбка у принцессы (или просто у девочки). Это отражение социальных представлений о месте женщины и о степени её самостоятельности. Если хотя бы туфельки видны из-под юбки — причин для беспокойства нет, если юбка совсем скрывает ноги — обратите внимание ребенка на возможность выбора в его жизни, возможность проявления самости и достижения результата.

Руки. Руки — возможность и умение что-то делать, хваткость, активность. Если не прорисованы кисти рук, возможны трудности с мелкой моторикой, нелюбовь к мелким деталям, недостаток интеллектуального развития. Если интеллекта как раз в избытке, но рук нет — оторванность от реальности, слабое представление о ручной работе. Важны размеры и пропорции: маленькие, тоненькие ручки и ножки говорят о нерешительности, нехватке энергии у ребенка. Чрезмерно увеличенные (по сравнению с туловищем) конечности — грубость и возможная неделикатность, прямолинейность человека в отстаивании жизненной позиции.

Читать еще:  Юбки карандаш черный цвет. С чем носить юбку-карандаш? Фото, варианты оттенков, фасоны

Голова, лицо, шея. Шея — хорошее эмоциональное развитие, ребенок понимает и учитывает нужды других, может сопереживать. Очень длинная и тонкая шея может свидетельствовать о чрезмерной ранимости, психической неустойчивости ребенка. Отсутствие шеи в рисунке ребенка после 5 лет — негибкость (невозможность повернуть голову, увидеть что-то новое, увернуться), непонимание других людей, отказ от сотрудничества. Лицо — то, что мы прежде всего презентуем внешнему миру. Опять проверяем «комплектность». Глаза — как известно, зеркало души. Очень маленькие глаза или закрытые — ребенок чего-то не хочет видеть. Упорно повторяемая эта деталь может сигнализировать о грядущем ухудшении зрения(!). Тщательно прорисованные ресницы — признак некоторого тщеславия, избалованности вниманием, кокетства. Нос — ни в чем особенном не замечен, но если он все-таки есть на лице, то это приятно.

Рот. Право голоса, смеха, гнева — это наличие рта. Пища, питание, голод или сытость — это тоже показывает рот. Если рот не нарисован — права голоса и пищи (духовной, психической) у Вашего ребенка нет. Большой рот или маленький — представление ребенка о значимости его мнения и голоса в этом мире, о том, сколько он может «съесть». Зубы, старательно прорисованные — признак агрессии, , желания укусить. Уши. Наличие и размер ушей отражает желание ребенка слушать и общаться с внешним миром, его внимательность в отношении с другими людьми. Отсутствие ушей характеризуется как разобщенность с реальностью, нежелание вступать в диалог, игра только по своим правилам, избирательность. Такие дети, несмотря на понятливость и развитость, могут поразительно не слышать ничего, кроме себя и того, что они захотят услышать. Но уши могут быть скрыты прической.

Волосы. Они означают значимость того, кто нарисован. Чем длиннее волосы, тем более нарисованный человек важен для ребенка. Распущенные волосы — более свободное восприятие красоты, стремление к естественности. Косы — более традиционное представление о красоте и свободе. Прямые или волнистые, кудрявые волосы — скорее пожелание большей настойчивости или большей гибкости, хитрости в отношениях с этим человеком. Какие-нибудь украшения на голове, волосах — стремление к успешности, социальной востребованности, желание быть всеми любимым — что, кстати, естественно для многих детей.

Размер головы относительно тела может дать представление о важности интеллектуальной и социальной самопрезентации с точки зрения ребенка. Чем больше голова — тем важнее ребенку кажется ум, интеллект. Но если голова занимает половину фигуры — не слишком ли переоценивается роль ума?

Одежда. Отражение тех установок и требований, которые регламентируют жизнь каждого человека. Отсюда: чем больше одежды и чем она наряднее, тем дальше ребенок продвинулся по пути социализации и тем свободнее он ощущает себя в обществе сверстников. Меньше одежды — меньше подчинения социуму. Отсутствие одежды — протест против рамок социума, нежелание искать компромисс. И в этом случае нужна Ваша помощь.

Гениталии. Сами по себе — органы, дарующие удовольствие, возможность продолжения рода. Все зависит от того, в каком контексте Вы говорите о них с ребенком. Если как о прекрасном и важном органе тела (у здорового тела нет «плохих мест»), то в изображении гениталий можно увидеть наделение силой и удовольствием того героя, у которого они нарисованы. Если же ребенок знает гениталии как грязное и стыдное место — то изображение их может отражать тайное желание унизить, наказать персонажа. Уделяю этому так много внимания, потому что видела, как бывают растеряны родители, которым ребенок принес такую картину.

Плечи и туловище. Символизируют готовность принять ответственность, понимание этого. Сильные, ярко выраженные плечи — сильная активная позиция в мире, способность к значительным нагрузкам без вреда здоровью и психике. Покатые плечи или их отсутствие (после 5-ти лет) может указывать на слабость персонажа. Попытка прорисовать женскую грудь (кроме желания объективности изображения) может указать на признание персонажа источником питания, блага, любви. А также свидетельство активного интереса к отношениям полов, аистам, капусте и т. д. Вполне может быть сигналом родителям о том, что пора поговорить на эту тему.

4.7. Диагностические возможности детского рисунка

4.7. Диагностические возможности детского рисунка

Мы уже говорили, что дети используют изобразительный язык как знаковую систему, при помощи которой можно моделировать мир на листе бумаги, пока еще не освоен другой язык – письменный. С помощью рисунка ребенок выделяет значимые объекты и фиксирует отношения между ними, одновременно приводя в порядок собственную систему представлений о мире.

Поскольку манера рисования во многом определяется особенностями познавательной сферы ребенка, рисунок можно рассматривать как показатель интеллектуального развития. Опираясь на это представление, американский психолог Ф. Гудинаф разработал простой тест «Рисунок человека». Широкое применение его в практике (по причине легкости использования и отсутствия специальных принадлежностей, кроме карандашей и бумаги) вскоре показало, что его психодиагностические возможности гораздо шире, чем мыслилось его создателю. Тщательный анализ изображения человеческой фигуры позволяет сделать довольно точное заключение об уровне умственного развития рисовавшего ребенка. Получаемый при таком диагностировании тестовый балл вполне сопоставим с широко известным коэффициентом интеллекта, для получения которого требуется длительное исследование ребенка по батарее тестов.

Читать еще:  Как подобрать модную одежду. Комплекты женской одежды. Одежда, которая делает стройнее

Однако американский психолог Карен Маховер обратила внимание на следующий факт. Оказалось, что одинаковые баллы могут быть получены при анализе рисунков, разительно отличающихся друг от друга. Дальнейшие исследования показали, что особенности рисунка, которые не учитываются при оценке интеллекта, могут характеризовать состояние эмоциональной сферы ребенка, его мотивацию, личность в целом [62].

В то же время диагностические возможности эмоциональной сферы ребенка не стоит бесконечно расширять. Мы уже говорили о том, что ребенок, увлеченный познанием мира, рисует не себя. С этой точки зрения рисунок более валиден (подходит) для диагностики состояния проблемных, а не здоровых детей.

Рисунок может использоваться не только для диагностики, но и для психотерапии. Часто, взаимодействуя с миром, ребенок чувствует свою беспомощность. Реакции взрослых при этом могут не помогать, а даже сбивать с толку. Рисуя, он формулирует познаваемое. Это путь обнаружения собственной проблемы и способ обращения к ней безопасным путем (ведь в рисунке можно нарисовать объект настолько опасным, насколько возможно это пережить, а вовсе не таким опасным, каким он представляется в реальности).

Умение что-то изображать, творить – одна из форм независимости, которая все больше развивается с возрастом ребенка. Это и независимость от созданного в том числе. Так как я сам творец, то могу творить снова и снова, что в конце концов позволяет переработать непонятный или болезненный материал. Это важный момент терапии искусством [200].

В возрасте 10–11 лет дети перестают рисовать. Они уже освоили более эффективную знаковую систему – письмо, которая позволяет быстрее приобрести знания, даже не предпринимая для этого специальных усилий. Кроме того, то, что подростки могут сделать сами, их уже не удовлетворяет. Попытки специального обучения часто не соответствуют потребностям ребенка, а потому приводят к разочарованию в занятиях рисованием. Оценки взрослыми и другими детьми рисунков подростка еще более усиливают нежелание творить. Художественным творчеством продолжают заниматься очень немногие – в основном те, кто рано ощутил внутреннюю потребность посвятить этому жизнь, или те, за кого такое решение приняли родители. Большая же часть детей оказываются вне художественного творчества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Процедура проведения и интерпретация результатов диагностики

Регистрационные бланки опросника УРСЛ представлены двумя типами (А и Б), которые идентичны по содержанию и различаются только формой подачи заданий.

В бланке типа А (Приложение 2) совмещены опросный лист и бланк ответов, что значительно облегчает для респондентов процедуру тестирования. Данная форма теста рекомендуется для респондентов младшего и среднего подросткового возраста (11-14 лет). В бланке типа Б (Приложение 3) опросный лист и бланк ответов представлены раздельно. Данная форма теста позволяет многократно использовать опросные листы, что удобно при обследовании больших выборок во время проведения психологических исследований. Диагностика с помощью опросника УРСЛ может проводиться в индивидуальном и групповом вариантах.

При проведении индивидуальной диагностики респонденту выдается опросный лист, включающий инструкцию и список из 61 утверждения (в случае бланков типа Б выдается также отдельный бланк ответов). Респондент проставляет в бланке (по требованию диагноста) дату обследования и свои личные данные: фамилию, имя, отчество, возраст, пол. В инструкции респонденту сообщают, что ему предлагается отметить в опросном листе (типа А) или на бланке (типа Б), насколько характерны для него перечисленные в утверждениях особенности. Для ответов используется частотная шкала: всегда (постоянно), часто, иногда, редко, никогда. После ознакомления с инструкцией респондент должен указать, насколько она ясна для него. Предлагаются два варианта ответа: «Инструкция ясна. Могу начать работу» и «Инструкция не ясна. Не понимаю, что нужно делать». При выборе второго варианта диагност должен ответить на вопросы респондента с целью разъяснения инструкции. Если же данный ответ обнаруживается только при обработке результатов, то они признаются недействительными. Время тестирования не ограничивается (как правило, в зависимости от возраста респондентов, оно составляет 20-40 минут). При проведении групповой диагностики каждый респондент получает текст опросника и бланк ответов (типа Б). Допускается зачитывание утверждений диагностом вслух для всей группы. В этом случае респондентам выдается только бланк ответов, где каждый из них строго индивидуально проставляет свои ответы.

Обработка заполненного бланка ответов проводится с помощью ключа, приведенного в таблице 14.

1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 43, 45, 47, 48, 50

Всегда — 4 балла Часто — 3 балла Иногда — 2 балла Редко — 1 балла Никогда — 0 баллов

4, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 42, 44, 46, 49, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60,61

Всегда — 0 баллов Часто — 1 балла Иногда — 2 балла Редко — 3 балла Никогда — 4 балла

Баллы по отдельным утверждениям суммируются в итоговый балл по тесту и в оценки по шкалам (см. табл. 15). В целях сравнения показателей шести шкал при анализе результатов баллы по каждой из шкал умножаются на поправочные коэффициенты.

Таблица 15. Распределение утверждений опросника У PC Л по шкалам

Источники:

http://pandia.ru/text/77/472/10841.php
http://psy.wikireading.ru/18996
http://studref.com/405364/psihologiya/protsedura_provedeniya_interpretatsiya_rezultatov_diagnostiki

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector