69 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Брак и семья: разграничение понятий. Урок обществознания «семья как социальная группа

Конспект урока обществознания по теме «Семья как социальный институт. Семья и брак.»

Главная > Конспект

Конспект урока обществознания по теме

«Семья как социальный институт. Семья и брак.». 10 класс.

Тихонова Наталья Александровна, учитель истории и обществознания средней школы №1 г.Данилова Ярославской области

Цели урока: **выяснить социальные аспекты института семьи;

**развивать информационную культуру учащихся, их умение работать в группах;

**способствовать воспитанию уважительного отношения к семье и хорошим взаимоотношениям людей в ней.

Семья как социальный институт.

Историческая эволюция семьи.

Подведение итогов урока.

Эпиграф урока(на доске): Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

1.Слово учителя(с одновременным показом слайдов):

Семья как социальный институт.

Социальный институт – это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Одним из фундаментальных институтов общества, придающих ему стабильность и способность восполнять население в каждом последующем поколении, является семья. Она одновременно выступает малой группой – самой сплоченной ячейкой общества.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Историческая эволюция семьи.

Производству насчитывается 2 млн. лет, если за отправную точку брать первое орудие труда, созданное человеком. Семье ученые отводят второе место, полагая, что нижняя граница ее возникновения проходит по отметке 500 000 лет. С тех пор она постоянно развивалась, принимая множество форм и разновидностей:

-моногамия – брак с 1 женщиной;

-нуклеарная – двое родителей и 1 ребенок;

-расширенная – родители, дети, бабушки, дедушки живут вместе;

Возникновение института семьи и брака ученые объясняют необходимостью регулирования отношений между полами. Сторонники другой точки зрения утверждают, что институт семьи возник для регулирования отношений как между супругами, так и между родителями и их детьми.

Хотя существует многочисленное разнообразие взаимоотношений мужчин и женщин, семья является одним из наиболее устойчивых общественных институтов. Меняясь со временем, она приспосабливается у разных народов в разные времена к запросам самой жизни. Исчезни семья, само существование общества оказалось бы под угрозой. Именно поэтому ни в одном обществе семья не была только личным делом.

Любое общество вправе ожидать от семьи выполнения двух важнейших, тесно взаимосвязанных функций:

а) репродуктивной (воспроизводство населения)

Остановимся на воспитательной. Сущность ее достаточно ясна, ибо именно через семью дети входят в общество. За всю свою историю человечество так и не создало и, наверное, никогда не создаст лучшего института воспитания.

В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира.

В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы предать ее своим детям и тем самым будущему.

В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, основные представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом, закладываются основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина общества.

В семье формируется и крепнет отношение человека к близким, основанное на любви.

Образно семью можно сравнить с часовым механизмом, который движется в заданном ритме, т. к. зубчики одного колесика попадают в соответствующие пространства между зубчиками другого колесика. Но механизм может сломаться, если некоторые «зубчики» характера одного из супругов не будут соответствовать нравственным усилиям другого. Говоря попросту, супруги, любя друг друга, должны понимать и даже прощать друг другу мелкие обиды, неприятности, терпеть некоторые черты характера другого.

Писатели, поэты, художники знакомят нас с многообразием взаимоотношений членов семьи.

2. Задание учащимся. Перед вами репродукции картин художников:

Федотов «Сватовство майора»

Н. Ге «Петр 1 допрашивает царевича Алексея»

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Внимательно посмотрите на лица, позы, жесты героев.

Какое у них настроение?

Что их беспокоит?

Учащиеся делают вывод: В этих сюжетах мы увидели сцены семейной жизни. В основе сюжета каждой из этих картин лежит конфликт отцов и детей.

В основе многих конфликтов в семье – личные точки зрения старших и младших на вопросы семейного долга, прав и обязанностей в семье, различное отношение к социальным проблемам общества.

Вспомните последнюю размолвку с родителями. Что прослужило ее причиной?

3. Работа в группах:

1 группа – Попробуйте сформулировать те права, которые вам хотелось бы иметь в семье.

2 группа – Как вы думаете, какие права хотели бы иметь ваши родители в семье.

3 группа — Как вы понимаете смысл слов о том, что « в жизни ничего нельзя брать в долг, а коли взял, надо возвращать сверх взятого» применительно к своим отношениям с родителями?

Ответы учащихся по результатам работы в группах.

Вывод: Не только ребенок, но и родители имеют право на многое. Проблема «отцов и детей» исчезнет, если и дети, и родители будут стремиться к пониманию друг друга.

4. Слово учителя

Часть ученых рассматривают изменения, происходящие в семье, как частные проявления в общем и целом прогрессивного процесса модернизации семьи и воспроизводства населения, смены одного их типа («традиционного») другим («современным»). Модернизация семьи считается при этом частью модернизации общества, негативные проявления семейных изменений рассматриваются как следствие незавершившегося, затянувшегося перехода от «традиционной» семьи к «современной».

Другие ученые рассматривают семейные изменения (снижение ценности брака, семьи с детьми, единство всех семейных поколений) как конкретные проявления ценностного кризиса всего общества и кризиса семьи, вызванного коренными чертами индустриально – рыночной цивилизации. Этот кризис, считают они, сопровождается ослаблением семьи как союза родственников, союза родителей и детей, союза супругов.

5. Презентации детей по темам исследовательских работ:

Проблемы молодой семьи.

Семья в городе будущего.

Исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд в семье.

6.Подведение итогов урока, заключительное слово учителя.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», — считал Л. Н. Толстой. Только рецепта счастливой жизни никто не знает. И Лев Толстой сказал эту фразу не потому, что был безмерно счастлив в семье. Он только знал, где должно быть счастье человека. А сам на девятом десятке жизни в панике бежал из дома и умер в казенном помещении, требуя не допускать к себе жену.

Каждый сам создает рецепт семейного счастья. Для того чтобы он оказался удачным, необходимо учитывать огромный опыт человечества. Нужно понять в первую очередь, чего семья не терпит, чего не приемлет.

Читать еще:  Поздравление любимой сватье. Поздравления с Днем Рождения Сватье (Свахе) в стихах - Сватье - Поздравления Родным - Поздравления - Пожелания в стихах, открытки, анимашки

Тогда, может быть, удастся избежать тех ошибок, которые приводят к разбитым судьбам, одиночеству.

Сфера семейных отношений – это не математика или химия. Здесь – каждый специалист.

7. Домашнее задание: Давайте попробуем нарисовать модель идеальной семьи. Что, по – вашему мнению, необходимо, чтобы семья была источником счастья? Напишите об этом небольшое эссе. Второе задание – написать синквейн «Какой будет моя семья?»

Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Семья и брак»
план-конспект занятия на тему

Урок по теме: «Семья и брак» представляет собой занятие с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео — трансляции, что способствует индивидуализации обучения, развивает способность обучающихся анализировать источники, развивает опыт публичных выступлений, оказывает эмоциональное воздействие на обучающихся, и, тем самым, повышает эффективность обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Тульский государственный машиностроительный колледж

имени Никиты Демидова »

(ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидова»)

Методическая разработка урока

на тему: «Семья и брак»

Методическая разработка урока по теме: «Семья и брак» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, реализуемого в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования.

Открытый урок по теме: «Семья и брак» представляет собой занятие с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео — трансляции, что способствует индивидуализации обучения, развивает способность обучающихся анализировать источники, развивает опыт публичных выступлений, оказывает эмоциональное воздействие на обучающихся, и, тем самым, повышает эффективность обучения.

Занятие предназначено для обучающихся 1 курса специальностей 15.02.11. «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», 13.02.11. «Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования».

Занятие подготовлено с учетом современных образовательных технологий. Развивает необходимые навыки и умения, предусмотренные программой: формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
В целях лучшего управления учебной деятельностью, побуждения к целенаправленной активной деятельности обучающихся заранее было дано опережающее задание – проведение исследовательской работы по теме «Распределение времени на бытовые нужды в семье». Это позволило обеспечить состояние заинтересованности, увлечённости, а также стимулировать интеллектуальность и активность обучающихся.

Тема: Семья и брак

Вид учебного занятия: объяснение нового материала

Цель занятия: показать роль семьи и брака в жизни человека

Задачи учебного занятия:

— разобраться в классификации типов семейных структур;

— выяснить условия для заключения и расторжения брака;

— сформировать умение определять цель создания семьи, находить причины семейных конфликтов.

— развивать информационную культуру учащихся, их умение работать в группах;

— способствовать выработке навыков исследовательской работы;

— способствовать воспитанию уважительного отношения к семье и хорошим взаимоотношениям людей в ней;

— воспитывать чувство ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга перед семьей будущего, способствовать нравственному воспитанию учащихся;

— содействовать воспитанию культуры внутрисемейных отношений.

Используемые педагогические технологии:

  • Технология личностно-ориентированного обучения;
  • Технология сотрудничества;
  • Технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, выравнивания);
  • Технология активизации и интенсификации деятельности студента;
  • Технология перспективно-опережающего обучения.

Используемые методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, проблемный, частично-поисковый.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Материально-дидактическое оснащение учебного занятия :

  • ноутбук, мультимедийный проектор,
  • презентации,
  • Семейный кодекс РФ;

ОК 2 . Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, владеть умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6 . Работать в команде, эффективно общаться с товарищами, руководителем.

Хронологическая карта занятия

  1. Организационный момент
  2. Целевая установка. Притча
  3. Вступительное слово учителя
  4. Запись темы урока
  5. План урока
  6. Цели и задачи урока
  7. Эпиграф урока
  8. Объяснение нового материала
  9. Закрепление изученного
  10. Просмотр социального ролика
  11. Заключительное слово учителя
  12. Выставление оценок
  13. Информация о домашнем задании.
  1. Оргмомент. Приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию.
  2. Целевая установка. Психологический настрой обучающихся на выполнение работы.

Один из учеников Сократа собрался жениться, но, все, же испытав некоторые колебания по этому поводу, он обратился к учителю за советом.

Учитель уклончиво ответил:

Поступай, как знаешь, все равно будешь сожалеть!

А, подумав, добавил:

Пожалуй, все-таки женись. Попадется хорошая жена – будешь счастливым человеком, плохая – станешь философом! Так мы сегодня будем говорить о Сократе, может о его ученике, или.

3. Слово учителя о значении семьи.

В вашей жизни наступило самое прекрасное время- — время юности. Вы уже многое знаете, умеете, чувствуете себя взрослыми, и вся жизнь ещё впереди. Пройдет немного времени, и вы будете создавать свою семью. Семья как общественный институт важна для государства. Крепкая семья – крепкое государство.

Ролик о семье (1.38 – 3 мин.)

Семья и брак. На 1 часе мы поговорим о семье, на 2 – о браке.

Записан на доске план первого часа:

  1. Семья как социальный институт, её роль в жизни человека
  2. Психологический климат семьи
  3. Типы семейный отношений
  4. Правила поведения в семье
  5. Виды семей
  6. Функции семьи
  1. Цели и задачи урока

Исходя из плана урока сформулируйте цели урока:

  1. Показать роль семьи в жизни человека
  2. Рассмотреть типы семейных отношений
  3. Узнать виды семей
  4. Изучить функции семьи

А также будем воспитывать культуру внутрисемейных отношений.

Притча о семье из 100 человек.

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи», — говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге.
Как вы думаете, что это за слова?

— Мы вернемся к ответу на этот вопрос в конце урока.

  1. Объяснение нового материала

Семья как социальный институт, её роль в жизни человека

Семья сегодня очень актуальна. Во-первых, институт брака и семьи считается базовым социальным институтом, а во-вторых – каждый из нас является частью семьи.

Читать еще:  Какой месяц выбрать для свадьбы. К выбору даты свадьбы подходим со всей отвественностью

Семья веками почиталась как важнейшая ценность. Она как маленькая Вселенная. Создать хорошую крепкую семью бывает труднее, чем написать книгу или сделать открытие. А уж управлять семьёй – это наука и искусство, и даже особое ремесло.

Любая дорога начинается с первых шагов, здание с фундамента, а человек становится человеком только в семье.

Давайте вместе подумаем

Вопрос : Что же дает человеку семья?

Ответ: любовь, заботу, поддержку, родственные отношения, взаимоответственность, общение и т.д.

— Кроме того в семье закладываются моральные и культурные ценности и семейные традиции.

— Вопрос : Почему люди стремятся создать семью?

Ответ : Потому, что любят, это лекарство от одиночества, желание иметь детей.

Семья – это малая социальная группа, основанная на родственном союзе, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью. Моральной и правовой ответственностью

(записать в тетрадь)

Психологический климат семьи

Немало важен такой аспект, как психологический климат семьи:

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам
Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила – я
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила – я.
Кто пищу сготовит, о, радость моя? И Ева все та же ответила – я.
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопросы подруга моя
На все это Ева ответила – я. Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.

Вопрос : Каждый ли член вашей семьи имеет свой участок работы?

Задание : Запишите всех членов своей семьи и распределите обязанности между ними.

Вывод: Чтобы семья была крепкой и не разбилась о быт, должно быть четкое распределение семейный обязанностей между всеми членами семьи.

Исследовательская работа по опережающему заданию

Исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд в семье».

Продолжительность домашнего труда женщин в среднем — 36 ч в неделю.

Мужчины посвящают домашнему труду – 13 часов в неделю.

В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени.

Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

Бытовые обязанности мужчин:

Среди молодых супружеских пар:

17% мужей — готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал),

55% — стирают белье,

35% — гуляют с детьми,

16% — сопровождают детей в детский сад или ясли,

80% — закупают продукты,

9%- посещают школу и проверяют уроки у детей.

Это говорит о наметившейся тенденции более активного участия мужчин в домашних делах.

В современной жизни изменилось положение женщины в семье и обществе. Увеличилась профессиональная и общественная занятость женщины, растёт образованность, расширяется круг интересов.

Поэтому там, где все заботы лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостям общения, там царит раздражение и непонимание.

Типы семейный отношений

В современных семьях выделяются 3 основных стиля семейных психологических взаимоотношений

3.14. Семья и брак

3.14. Семья и брак

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Как социальный институт, семья взаимодействует с государством и другими социальными институтами. Социология рассматривает семью с двух основных позиций: как малую социальную группу; как социальный институт.

1. Как малая социальная группа – предметом исследования являются внутрисемейные отношения (отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи).

2. Как социальный институт – акцент делается на взаимоотношения семьи и государства (общества), а также социальные функции семьи.

Семья, более широкое понятие и социальное явление, включает в себя, как правило, и институт брака. Однако возможны случаи, когда брак и семья существуют как бы сами по себе. Такие внебрачные отношения в семье принято называть гражданским браком.

Семья – единая социальная общность, целостность которой обеспечивается за счет взаимодополняемости полов, социальных функций и ролей.

Семейный социальный статус – один из видов социальных статусов в обществе и определяет место индивида не только в семейной структуре, но и в общей структуре общества. Семейные статусы подразделяются на: супружеские (жена, муж); родительские (мать, отец); детские (сын, дочь, брат, сестра); межпоколенные (дед, бабушка, внук, внучка и т. д.).

Семейная социальная роль – предписываемое и ожидаемое поведение, обусловленное занимаемым семейным статусом.

Социальные функции семьи

* Репродуктивная – рождение детей, воспроизводство биологического вида. Благодаря этой функции семья не только воспроизводит самое себя, но и обеспечивает замещение уходящих поколений новыми членами общества.

* Экзистенциональная – функция заботы и защиты своих членов, обеспечение их социальной и психологической безопасности.

* Экономическая и хозяйственно-бытовая – совместное производство материальных благ и их распределение, организация совместного проживания членов семьи и поддержание их физического здоровья и благополучия.

* Функция первичного социального контроля – моральная и социальная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности.

* Рекреативная – функция восстановления и укрепления физических, моральных и духовных сил человека.

* Социально-статусная – воспроизводство социальной структуры общества. Путем приобретения новых социальных статусов в семье («мужа», «жены», «отца», «матери» и др.) индивид замещает в социальной структуре статусы своих предшественников (родителей) и тем самым воспроизводит социальную структуру.

* Досуговая – организация рационального досуга для всех членов семьи.

* Гедонистическая (от греч. – удовольствие) – функция взаимного удовольствия, наслаждения, любви, счастья и т. п.

Брак – 1) исторически сложившиеся, социально регулируемые отношения между мужчинами и женщинами, устанавливающие их взаимные права и обязанности в семейной организации; 2) нормативно-правовой институт, регулирующий отношения между всеми членами семьи, между семьей и государством.

* групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (наиболее характерен для ранних стадий развития первобытного общества);

* полигамный брак – брак одного супруга с несколькими. Полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (Юго-Восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова);

* моногамный брак – брак одного мужчины с одной женщиной. Такие браки являются наиболее характерными для христианского мира и для демократических стран, в которых существует правовое равенство полов. Но такие браки встречаются в 5 раз реже, чем полигамные;

* парный брак – равноправный брачный союз мужчины и женщины, имевший место в период перехода от матриархата к патриархату (период варварства);

Читать еще:  Знаки зодиака по годам и датам рождения. Лунный гороскоп по дате рождения

* экзогамные браки – основаны на обычаях, запрещающих браки внутри определенной социальной общности, например, внутри рода, фратрии, общины. Такие браки предполагают создание супружеских отношений вне данной родственной группы;

* эндогамные браки – основаны на обычаях заключения браков внутри определенной социальной общности – племени, касты, нации, конфессии и т. д.

Существуют также такие разновидности брачных отношений, как: брак по любви, брак по расчету, священный брак, династический брак, гражданский брак, покупной брак, брак с похищением, неравный брак, повторный брак и другие.

Социальные функции, свойственные браку

– социальное одобрение и юридическое оформление прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям, а также детей к их родителям;

– регулирование сексуальных отношений между мужчинами и женщинами в обществе;

– регулирование экономических и хозяйственно-бытовых отношений между супругами, а также между всеми членами семьи;

– регулирование отношений между семьей и государством;

– правовое оформление социального статуса каждого члена семьи. Например, зарегистрировав брак, человек в тот же миг приобретает статус «жены» или «мужа», «совладельца» и/или «наследника» определенных материальных ценностей (состояния).

1. По критериям доминирования в семейной организации:

Матриархальная семья – женщины занимают доминирующее положение в семье. Родословная идет по женской линии.

Патриархальная семья – главенствующую роль в семье играет мужчина-собственник. Женщина в такой семье, как правило, также является собственностью мужа. Родословная идет по мужской линии.

Эгалитарная семья – равные властные отношения супругов со взаимозаменяемыми социальными ролями.

2. В зависимости от сложности семейной структуры:

Расширенная семья – сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родственников (прародителей – дед, бабушка, родителей – мать, отец, детей – сын, дочь и др.).

Нуклеарная семья – состоящая из двух поколений – родителей и детей.

3. В зависимости от количества детей в семье: малодетные (1–2 ребенка); среднедетные (3–4 ребенка); многодетные (5 и более детей); бездетные (супружеские пары, не желающие или не имеющие возможности обзавестись детьми); неполные (семьи с детьми, но без одного или обоих родителей).

Наиболее характерными для современного состояния общества являются два основных типа семьи: патриархальная и эгалитарная.

Признаки патриархальной семьи

• Приоритет общесемейных (родовых) интересов над индивидуальными.

• Основным критерием вступления в брак является не личный выбор молодых, а экономические и другие интересы патриархальной семьи.

• Сложный социальный состав, как правило, включающий в себя несколько поколений мужчин с женами, детьми и другими родственниками.

• Многодетность. Иметь большое количество детей в условиях натурального способа производства выгодно с экономической точки зрения.

• Запрет индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл (предупреждение и прерывание беременности).

• Слабая социальная и географическая мобильность. Дети усваивают и наследуют социальные статусы и роли своих родителей и остаются в семье.

• Все имущество семьи находится в коллективном владении и наследуется по мужской линии.

В традиционной патриархальной семье все отношения строятся на основе обычаев и традиций, не учитывающих индивидуальные особенности и предпочтения супругов и других членов семьи.

Признаки эгалитарной семьи

• Приоритет индивидуальных интересов над общесемейными (родовыми).

• Основным критерием вступления в брак является личный выбор самих брачующихся.

• Простая двухпоколенная социальная структура, состоящая, как правило, из родителей и детей.

• Малодетность. Удлинение периода социализации детей и увеличение расходов на их содержание, воспитание и обучение, а также стремление супругов самореализоваться в иных внесемейных видах деятельности, ослабление репродуктивной мотивации.

• Индивидуальное планирование рождаемости.

• Интенсивная социальная и географическая мобильность. Каждый член семьи (как и семья в целом) может выбирать и неоднократно менять вид деятельности и место жительства.

• Правовое равенство во владении и наследовании семейного имущества.

Основные признаки кризиса современной семьи

– Малодетные и бездетные семьи. Поздние браки и желание супругов самореализоваться в бизнесе, творчестве и других внесемейных видах деятельности не позволяет им уделять достаточное количество времени на рождение и воспитание детей. Личный эгоизм супругов побеждает природные чувства сохранения и воспроизводства своего рода.

– Снижение брачности. Увеличение общего количества людей, которые никогда не вступали в брак.

– Увеличение числа разводов. В демократическом обществе развод является одним из атрибутов личной свободы.

– Рост числа неполных семей. Увеличение числа разводов и внебрачных рождений приводит к росту неполных семей.

– Увеличение числа детей-сирот, а также беспризорных и безнадзорных детей. Кризис семьи, внебрачные роды приводят к тому, что роженицы отказываются от своих детей; другие родители лишаются родительских прав из-за того, что они не в состоянии (по тем или иным причинам) исполнять свои родительские обязанности.

– Детское сиротство, беспризорность и безнадзорность, являясь следствием кризиса института семьи, на следующем этапе становятся одной из причин этого кризиса. Повзрослевшие дети, выросшие вне семьи или в неблагополучной семье, как правило, и сами не в состоянии создать полноценную семью.

– Снижение отцовской воспитательной роли. Увеличение числа разводов и внебрачное рождение детей приводят к увеличению количества неполных материнских семей. В таких семьях отцовское воспитание фактически отсутствует. Дети, выросшие в материнских семьях, усваивают стереотипы материнского воспитания и переносят их на воспитание своих детей. О кризисе современной семьи свидетельствуют также факты появления и юридического оформления в некоторых демократических странах так называемых однополых квазисемей, которые, по причине однополости «брачных» партнеров, не могут иметь совместно нажитых детей.

Государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в Конституции Российской Федерации. Основные обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите, воспитанию, образованию детей несут семья и государство. Разработаны и осуществляются следующие федеральные программы:

1. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 гг., включающая подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».

2. Национальная программа демографического развития России на период 2006–2015 гг.

3. С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. оказывается форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей – материнский (семейный) капитал.

4. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008–2015 гг.

5. Национальная благотворительная программа «Поддержка семьи и ребенка на 2012–2017 гг.».

6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.».

7. 24 мая 2013 г. в г. Москве состоялся Учредительный съезд Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источники:

http://gigabaza.ru/doc/63901.html
http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2017/11/16/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-obshchestvoznaniyu
http://info.wikireading.ru/35327

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×