Брамс жизненный и творческий путь кратко. Брамс Иоганнес – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация
Брамс Иоганнес – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.
БРАМС (Brahms) Иоганнес (7 мая 1833, Гамбург – 3 апреля 1897, Вена), немецкий композитор. С 1862 жил в Вене. Выступал как пианист и дирижер. Симфонизм Брамса отличает органическое сочетание венско-классических традиций и романтической образности. 4 симфонии, увертюры, концерты для инструментов с оркестром, “Немецкий реквием” (1868), камерно-инструментальные ансамбли, сочинения для фортепиано (“Венгерские танцы”, 4 тетради, 1869-1880), хоры, вокальные ансамбли, песни.
Родился в семье музыканта – валторниста и контрабасиста. В возрасте 7 лет начал учиться игре на фортепиано; с 13 лет брал уроки теории и композиции у известного гамбургского музыканта Эдуарда Марксена (1806-1887). Свой первый композиторский опыт приобрел, делая аранжировки цыганских и венгерских мелодий для оркестра легкой музыки, в котором играл его отец. В 1853 вместе с известным венгерским скрипачом Эде Ременьи (1828-1898) совершил концертную поездку по городам Германии. В Ганновере Брамс познакомился с другим выдающимся венгерским скрипачом Й. Иоахимом, в Веймаре – с Ф. Листом, в Дюссельдорфе – с Р. Шуманом. Последний высоко отозвался в печати о достоинствах Брамса-пианиста. До конца своих дней Брамс преклонялся перед личностью и творчеством Шумана, а его юношеская влюбленность в Клару Шуман (которая была старше него на 14 лет) переросла в платоническое обожание.
Под влиянием лейпцигской школы
В 1857 после нескольких лет, проведенных в Дюссельдорфе рядом с К. Шуман, Брамс занял пост придворного музыканта в Детмольде (был последним в истории выдающимся композитором, состоявшим на придворной службе). В 1859 вернулся в Гамбург на должность руководителя женского хора. К тому времени Брамс уже был широко известен как пианист, однако его композиторское творчество все еще оставалось в тени. Многими современниками музыка Брамса воспринималась как слишком традиционная, ориентированная на консервативные вкусы. Смолоду Брамс ориентировался на так называемую лейпцигскую школу – относительно умеренное направление в немецком романтизме, представленное прежде всего именами Мендельсона и Шумана. Ко второй половине 1850-х оно в значительной степени утратило симпатии музыкантов “прогрессивного” толка, на знамени которых были начертаны имена Листа и Вагнера. Тем не менее такие произведения молодого Брамса, как две прелестные оркестровые Серенады соч. 11 и 16 (созданные в рамках выполнения придворных обязанностей в Детмольде, 1858-59), Первый концерт для фортепиано с оркестром соч. 15 (1856-58), фортепианные Вариации на тему Генделя соч. 24 (1861) и первые два фортепианных квартета соч. 25 и 26 (1861-1862, первый – с танцевальным финалом в венгерском духе), принесли ему признание как среди музыкантов, так и среди широкой публики.
В 1863 Брамс возглавил венскую Певческую академию (Singakademie). В последующие годы он выступал как хоровой дирижер и как пианист, гастролировал в странах Центральной и Северной Европы, преподавал. В 1864 познакомился с Вагнером, который вначале отнесся к Брамсу с симпатией. Вскоре, однако, отношения между Брамсом и Вагнером радикально изменились, что привело к ожесточенной газетной войне “вагнерианцев” и “брамсианцев” (или, как их иногда шутливо называли, “браминов”) во главе с влиятельным венским критиком, другом Брамса Э. Гансликом. Полемика между этими “партиями” существенно повлияла на атмосферу музыкальной жизни Германии и Австрии 1860-80-х гг.
В 1868 Брамс окончательно обосновался в Вене. Его последней официальной должностью был пост художественного руководителя Общества друзей музыки (1872-73). Монументальный “Немецкий реквием” ля солистов, хора и оркестра соч. 45 на тексты из немецкой Библии Мартина Лютера (1868) и эффектные оркестровые Вариации на тему Гайдна соч. 56а (1873) принесли ему мировую славу. Период высочайшей творческой активности продолжался у Брамса до 1890. Одно за другим появлялись его центральные произведения: все четыре симфонии (№1 соч. 68 [1876], №2 соч. 73 [1877], №3 соч. 90 [1883], №4 соч. 98 [1885]), концерты, в том числе ярко “экстравертный” Скрипичный концерт соч. 77 (1878), посвященный Иоахиму (отсюда – венгерские интонации в финале концерта), и монументальный четырехчастный Второй фортепианный соч. 83 (1881), все три сонаты для скрипки и фортепиано (№1 соч. 78 [1879], №2 соч. 100 [1886], №3 соч. 108 [1888]), Вторая виолончельная соната соч. 99 (1886), лучшие песни для голоса с фортепиано, в том числе Feldeinsamkeit (“Одиночество в поле”) из соч. 86 (ок. 1881), Wie Melodien zieht es mir и Immer leiser wird mein Schlummer из соч. 105 (1886-8) и др. В начале 1880-х Брамс подружился с выдающимся пианистом и дирижером Гансом фон Бюловом (1830-1894), который в то время возглавлял Майнингенский придворный оркестр. Силами этого оркестра – одного из лучших в Европе – была осуществлена, в частности, премьера Четвертой симфонии (1885). Летние месяцы Брамс часто проводил на курорте Бад Ишль, работая главным образом над большими камерно-инструментальными ансамблями – трио, квартетами, квинтетами и др.
Поздний Брамс
В 1890 Брамс решил оставить сочинение музыки, однако вскоре отказался от своего намерения. В 1891-94 он написал Трио для фортепиано, кларнета и виолончели соч. 114, Квинтет для кларнета и струнных соч. 115 и две сонаты для кларнета и фортепиано соч. 120 (все – для майнингенского кларнетиста Рихарда Мюльфельда, 1856-1907), а также ряд фортепианных пьес. Его творческий путь завершился в 1896 вокальным циклом для баса и фортепиано соч. 121 “Четыре строгих напева” на библейские тексты и тетрадью хоральных прелюдий для органа соч. 122. Многие страницы позднего Брамса проникнуты глубоким религиозным чувством. Брамс умер от рака спустя неполный год после смерти К. Шуман.
Будучи последователем лейпцигской школы, Брамс сохранял верность традиционным формам “абсолютной”, непрограммной музыки, но внешний традиционализм Брамса во многом обманчив. Все его четыре симфонии следуют четырехчастной схеме, устоявшейся со времен венского классицизма, однако драматургия цикла всякий раз реализуется им самобытно и по-новому. Общим для всех четырех симфоний является повышение смысловой весомости финала, который в этом отношении соперничает с первой частью (что, в общем, не типично для добрамсовского “абсолютного” симфонизма и предвосхищает тип “симфонии финала”, характерный для Г. Малера). Огромным разнообразием драматургических решений отличается и камерно-ансамблевая музыка Брамса – при том, что все его многочисленные сонаты, трио, квартеты, квинтеты и секстеты также внешне не отступают от традиционных четырех- или трехчастных схем. Брамс поднял на новый уровень вариационную технику. Для него это не только метод построения крупных форм (как в вариационных циклах на темы Генделя, Паганини, Гайдна или в отдельных частях некоторых циклических произведений, в том числе в финальной пассакалье Четвертой симфонии, финалах Третьего струнного квартета, Второй сонаты для кларнета и фортепиано и др.), но и основной способ работы с мотивами, позволяющий достичь высочайшей интенсивности тематического развития даже на сравнительно небольших пространствах (в этом отношении Брамс явился верным последователем позднего Бетховена). Брамсовская техника мотивной работы оказала большое влияние на А. Шенберга и его учеников – композиторов новой венской школы. Новаторство Брамса ярко проявилось и в области ритма, который у него необычайно свободен и активен благодаря частым и многообразным синкопам.
Брамс одинаково уверенно чувствовал себя и в сфере “ученой”, интеллектуальной музыки для знатоков, и в сфере популярной, “легкой”музыки, о чем убедительно свидетельствуют его “Цыганские песни”, “Вальсы – песни любви”и особенно “Венгерские танцы”, которые и в наше время продолжают выполнять функцию первоклассной развлекательной музыки.
По масштабу творческой личности Брамса часто сравнивают с двумя другими “великими Б.” немецкой музыки, Бахом и Бетховеном. Если даже это сравнение несколько преувеличено, оно оправдано в том смысле, что творчество Брамса, подобно творчеству Баха и Бетховена, знаменует собой кульминацию и синтез целой эпохи в истории музыки.
Биография Брамса
Содержание
- Детство и юность
- Полезные связи
- Жизнь на колесах
- Последние годы жизни
- Личная жизнь
- Смерть
Бонус 🎁
- Тест по биографии
Детство и юность
7 мая 1833 года в семействе гамбургского музыканта родился сын, которого нарекли Иоганессом. Первым учителем музыки мальчика был его отец, который обучил способного сына игре на многих духовых и струнных инструментах.
Иоганнес с такой легкостью овладевал тонкостями игры, что уже в десятилетнем возрасте начал выступать на крупных концертах. Родителям юного дарования посоветовали отвести мальчика к педагогу и композитору Эдуарду Марксену, который быстро понял, что судьба преподнесла ему настоящий подарок в виде маленького музыкального гения.
Днем мальчик занимался с Марксеном, а по вечерам был вынужден играть в портовых барах и тавернах, чтобы заработать на кусок хлеба. Подобные нагрузки сильно отразились на хрупком здоровье юного музыканта.
В 14 лет Иоганнес окончил учебу в училище и впервые дал сольный концерт, где он выступил как пианист.
Полезные связи
В краткой биографии Брамса большое значение сыграли полезные знакомства, для которых не стал помехой замкнутый и нелюдимый характер Иоганнеса.
Во время концертной поездки в 1853 году судьба свела Брамса с известным венгерским скрипачом Йозефом Иоахимом, сыгравшем ключевую роль в творческой жизни молодого музыканта.
Иоахим, пораженный талантом нового знакомого, дал ему рекомендательное письмо Листу, который также оказался под впечатлением от сочинений начинающего композитора.
Также по рекомендации Иоахима Брамс познакомился Шуманом, которого всегда боготворил. Пораженный творчеством Брамса, Шуман начал активно популяризировать его в высших музыкальных кругах, каждый раз лестно отзываясь о молодом даровании.
Жизнь на колесах
Постоянно переезжая с места на место по городам Швейцарии и Германии, Брамс успел написать немало произведений в области камерной и фортепианной музыки. Музыкант мечтал о том, чтобы постоянно жить и творить в родном Гамбурге, но ему ничего не предлагали.
Чтобы заявить о себе на всю Европу и добиться признания, в 1862 году Брамс отправился в Вену. Здесь он быстро завоевал любовь публики, однако вскоре осознал, что не создан для рутинной работы, будь то должность главы Общества любителей музыки или руководителя Хоровой капеллы.
Узнав о смерти матери в 1865 году, Брамс в состоянии сильного эмоционального потрясения завершил свою давнишнюю работу – «Немецкий реквием», который впоследствии занял особе место в европейской классике. Успех этого сильного произведения был невероятным.
Последние годы жизни
После смерти горячо любимой матери Брамс принял решение навсегда остаться в Вене. Характер музыканта, и без того крайне тяжелый, окончательно испортился. В последние годы жизни он прекратил общение как с новыми знакомыми, так и со старыми приятелями.
Летом композитор уезжал на курорты, где черпал вдохновение для своих новых произведений, а зимой давал концерты как дирижер или исполнитель.
За всю жизнь Брамсом было написано более восьмидесяти произведений для отдельных музыкальных инструментов, оркестра и мужского хора. Наибольшую славу маэстро принесли его прекрасные симфонии, всегда отличавшихся особенным стилем. Вершиной творчества Брамса стал его знаменитый «Немецкий реквием».
Личная жизнь
Личная жизнь композитора так и не сложилось. У него было несколько сердечных привязанностей, однако ни одна из них не завершилась браком и рождением детей. По-настоящему сильной страстью Брамса всегда оставалась лишь музыка.
Смерть
В последние годы жизни Брамс часто и подолгу болел. Скончался великий музыкант 3 апреля 1897 года в Вене.
Иоганнес Брамс
Биография
Имя знаменитого деятеля немецкого и австрийского искусства Иоганнеса Брамса заняло почетное место в тройке великих композиторов, куда ранее входили Людвиг Ван Бетховен и Иоганн Себастьян Бах. Талантливый пианист, дирижер и сочинитель продолжил традиции предшественников и написал десятки произведений для фортепиано, органа, голоса, камерного ансамбля и симфонического оркестра.
Детство и юность
Иоганнесу Брамсу, родившемуся 7 мая 1833 года, повезло, потому что он стал сыном творчески одаренного немца Иоганна Жакоба, владевшего струнными и духовыми музыкальными инструментами. При молчаливом согласии жены Джоанны Ниссен, трудившейся домашней швеей, Иоганн начал обучать среднего сына нотной грамоте и азам игры на скрипке и виолончели.
Иоганнес Брамс в молодости / Wikipedia
В 1842 году мальчика отдали на попечение педагога Отто Косееля, чтобы овладеть основами композиции и фортепиано. Благодаря руководству опытного наставника в 10-летнем возрасте Брамс начал давать концерты, а в 1845 году мальчик сочинил первую самостоятельную сонату.
Родители были против специализации на композиции, но наставник смог их переубедить, и Иоганнес перешел в класс композитора Эдуарда Маркессена, воспитанного на произведениях Франца Шуберта, Вольфганга Амадея Моцарта и Йозефа Гайдна.
В 1849 году, когда начинающий композитор и пианист стал усердно концертировать, гамбургская фирма Cranz получила права на его сочинения и выпустила нотные партии, подписанные псевдонимом G. W. Marks. Оригинальное имя Брамс начал использовать с 1851-го, после публикации «Скерцо ор.4» и песни «Возвращение на родину» («Heimkehr»), позже уничтоженных из-за неудовлетворенности и склонности к перфекционизму.
Из-за подобной причуды в обществе начали распространять интересные факты о том, что Иоганнес ликвидировал ранние произведения, потому что они звучали в барах и борделях, но это не соответствовало действительности, и слухи быстро сошли на нет.
Музыка
В 1853 году Брамс нанес личный визит Роберту Шуману и получил восторженный отзыв, напечатанный в статье «Дорогу молодым». Эта похвала усугубила самокритические стандарты и вызвала опасения не соответствовать столь высокой оценке. Поэтому, отказавшись на время от демонстрации собственных сочинений, Брамс дал серию концертов. В 1852 году, получив известность исполнителя, Иоганнес решился на публикацию и передал ноты двух фортепианных сонат и песен лейпцигской фирме Breitkopf & Härtel.
Композитор Иоганнес Брамс / Quintessential Ruminations
Однако Брамса преследовали и неудачи начавшиеся с провала премьеры концерта зимой 1859 года. А на втором представлении реакция публики оказалась настолько враждебной, что автора и исполнителя пришлось силой удерживать от преждевременного ухода со сцены. В результате Иоганнес, обозлившийся на поклонников и критиков, вмешался в полемику о состоянии немецкой музыки и предпринял атаку на «новую школу», возглавляемую Рихардом Вагнером и Ференцем Листом.
Такой оценки хватило для того, чтобы забыть о ситуации, сложившейся на родине, и обосноваться в певческой академии, заняв пост руководителя и дирижера. Затем композитор обосновался в Баден-Бадене, и начал работу над самыми знаменитыми произведениями, включая «Немецкий реквием», который после добавления финального соло “Ihr habt nun Traurigkeit” имел невероятный успех.
В тот же период композитор представил публике завершенную серию «Венгерских танцев» и сборник вальсов для вокального квартета и фортепиано. Под благотворным влиянием успеха Брамсу удалось завершить давно начатые крупные произведения и выпустить партитуру кантаты «Ринальдо», «Первой симфонии», частью которой была знаменитая «Колыбельная», и «Рапсодии» для контральто, мужского хора и оркестра.
Руководя музыкантами Венского музыкального общества, Иоганнес организовал премьеру новых творений, на которой среди прочих работ прозвучали «Вариации на тему Гайдна», вокальные квартеты и «Семь песен для смешанного хора», написанные в 1874 году.
Иоганнес Брамс и Иоганн Штраус-младший / Web-archive
После этого слава композитора вышла за пределы государств Центральной Европы, и Брамс был удостоен престижных премий, почестей и наград, а также признан почетным гражданином Гамбурга. В 1882 году его пригласили исполнить второй фортепианный концерт в сопровождении всемирно известного придворного оркестра Майнингена и сделать экспериментальную запись «Венгерского танца» на фонографе, привезенном Томасом Эдисоном.
В 1890-х годах, когда произведения находились на пике популярности, Брамс после знакомства с Иоганном Штраусом II неожиданно решил оставить сочинительство и выступать только как дирижер и пианист. Но идеи, оставшиеся невоплощенными, вернули его к творчеству и оформились в трио и сонаты для кларнета и длинный список интермеццо и других фортепианных пьес.
Личная жизнь
Несмотря на творческое признание и популярность, Брамс не сумел найти счастья в личной жизни и, согласно архивным документам, никогда не имел ни жену, ни детей. Он испытывал страстную привязанность к Кларе Шуман, но даже после трагической смерти ее супруга, великого музыканта и композитора, оставался с ней в нежных отношениях и удерживался от открытого проявления чувств.
Иоганнес Брамс и Клара Шуман / Wikipedia
В 1859 году жажда семейного уюта заставила Иоганнеса обручиться с молодой девушкой Агатой фон Зибольт, обладавшей изяществом аристократки и чувственным голосом, ласкавшим слух. Но обида Клары и разговоры, возникшие вокруг этого союза, привели к разрыву помолвки, оставившему след в «Струнном секстете “соль минор”».
После расставания Брамс стал замкнутым человеком, выражавшим эмоции только в произведениях, и лишь позволил себе ничего не значивший роман с певицей Аличей Барби и дружескую связь с поклонницей Элизабет фон Герцогенберг.
Смерть
В 1896 году у Брамса обнаружили желтуху, которая вызвала опухоль на печени, вскоре поразившую весь организм. Но слабеющий композитор продолжал сочинять музыку и появлялся на публике, дирижируя оркестром. Последнее выступление, состоявшееся в марте 1897-го, вызвало овации, и Иоганнес несколько раз выходил на сцену в благодарность публике за теплый прием.
Через месяц состояние ухудшилось, и ему пришлось отказаться от посещения премьеры оперетты Штрауса «Богиня разума» и провести остаток дней в венском доме, прикованным к постели. В итоге рак печени забрал остаток сил композитора и стал причиной его смерти 3 апреля 1897 года.
Тело 63-летнего гения похоронили в могиле, расположенной на австрийском кладбище Wiener Zentralfriedhof, под памятником по проекту бельгийского архитектора Виктора Орта и монументом австрийского скульптора Илзе фон Твардовски.
Источники:
http://www.piplz.ru/page.php?id=590
http://obrazovaka.ru/brams-iogannes.html
http://24smi.org/celebrity/69800-iogannes-brams.html