0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем развлечь 2 х летнего. Изучаем свойства предметов. Учим фигуры, их размеры и считаем

Содержание

Учим геометрические фигуры с малышами от 1 года | Скачать картинки

В сегодняшней статье я хотела бы рассказать о том, как легко и увлекательно можно изучать геометрические фигуры с малышом, и зачем вообще в столь раннем возрасте грузить ребенка геометрией. Какие игры будут интересны малышу от 1 года, и какие материалы вам понадобятся для занятий – обо всем этом, читайте в статье. Кроме этого, здесь вы найдете несколько полезных материалов для скачивания.

Зачем изучать геометрические фигуры с малышом?

Геометрические формы встречаются нам повсюду, их можно разглядеть в большинстве окружающих нас предметов: мяч круглый, стол прямоугольный и т.д. Анализируя сходство окружающих предметов с геометрическими фигурами, ребенок замечательно тренирует ассоциативное и пространственное мышление.

На умении отличать геометрические фигуры основано множество интересных развивающих игр. Это конструирование, игры с сортером, мозаикой, математическим планшетом, блоками Дьенеша и т.п. Поэтому изучение форм в столь раннем возрасте будет способствовать дальнейшему успешному развитию ребенка.

Итак, игры для изучения и закрепления знаний о геометрических фигурах :

1. Называем геометрические фигуры всегда и везде

Если во время игр или чтения книг вам встречается какая-либо фигура, обязательно обращайте на нее внимание малыша и называйте ее («Посмотри, мячик похож на круг, а кубик – на квадрат»). Даже если вам кажется, что ребенок еще вряд ли запомнит названия фигур, все равно произносите их, и они обязательно отложатся у него в голове. Делать это можно уже до года. Поначалу указывайте только на основные фигуры (квадрат, круг, треугольник), затем, когда поймете, что малыш их усвоил, начинайте изучать и другие фигуры.

2. Играем в геометрическое лото

При помощи лото можно изучать все, что угодно: цвета, геометрические фигуры, овощи, животных и т.д. А геометрическое лото к тому же довольно легко сделать самостоятельно: на листе бумаги или картона рисуем или распечатываем два одинаковых набора фигур, один из которых разрезаем на карточки. Все готово, можно играть. Наши шаблоны лото для изучения геометрических фигур можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.

Для первых занятий с малышом лучше использовать лото, где всего 3-4 фигуры. Когда малыш хорошо освоит такую игру, постепенно усложняйте поставленную задачу. Также полезно на первое время все фигуры на игровом поле сделать одного цвета и размера. В этом случае ребенок будет ориентироваться только на один признак – форму, другие же характеристики не будут ни отвлекать, ни подсказывать ему.

Накладывать на игровое поле можно как карточки с изображением фигур, так и объемные фигуры. Хорошо с этой целью подойдут блоки Дьенеша ( Ozon , KoroBoom ), фигурки от сортера, рамки-вкладыша.

Ну и самый нехлопотный вариант — это приобрести готовое лото с геометрическими фигурами .

3. Играем с сортером

Примерно в возрасте 1 года ребенок начинает замечать, что выбранную им фигурку сортера ( Озон , Лабиринт , My-shop ) можно протолкнуть далеко не в каждое отверстие. Поэтому во время игры необходимо акцентировать на этом внимание: «Так, вот у нас круг – сюда он не подходит, сюда не подходит, а куда же подходит?». Поначалу повернуть фигуру под правильным углом малышу может быть тяжеловато, но это не страшно, это вопрос практики. Главное, не забывайте вовремя увлекательного процесса «проталкивания» все время произносить названия фигур, и ребенок незаметно их все запомнит.

Важно! При выборе сортера обратите внимание на то, чтобы там были представлены все основные геометрические фигуры, а не только сердечки и полумесяцы.

4. Играем с рамкой-вкладышем

Понадобится такая рамка-вкладыш , на которой представлены все основные фигуры. По своей сути игра аналогична сортеру.

5. Сортируем геометрические фигуры

Процесс сортировки предметов стал интересовать мою дочь в возрасте 1 года 4 месяцев. Мы сортировали предметы по цветам, по размеру и, конечно же, по форме. Думаю, эта игра очень нравилась Таисии, потому что мы часто привлекали в нее ее игрушечных друзей. Стоило, например, куклу Машу позвать в игру, она тут же сообщала, что любит играть только с треугольниками, а мишка говорил, что ему нравятся только прямоугольники. Вот и приходилось нам тщательно отбирать фигуры, чтобы никого не обидеть:)

6. Рисуем

Во время совместного рисования с ребенком также не забывайте произносить названия форм. «Так, нарисуем квадрат, теперь треугольник – получился домик», «Нарисуем круг, овал, палочку, палочку – получился человечек».

Примерно с 1,5 лет малышу уже можно предлагать обводить фигуры по трафаретам. Первые трафареты с геометрическими фигурами вы можете сделать самостоятельно из плотного картона, т.к. готовые трафареты, как правило, очень малы для самых первых опытов рисования. Первые трафареты для Таисии я сделала из не очень удачного набора карточек (картинки были не очень, а вот картон отличный), четырех основных фигур нам хватило за глаза (размер наших трафаретов 8×8 см).

Года в 2 Таисия полюбила рисовать по небольшим трафаретам ( еще вариант ), а также в этом возрасте мы начали обводить с наружной стороны блоки Дьенеша , это было не менее интересно, хотя и потруднее.

7. Клеим

Использовать геометрические фигуры в занятиях по аппликации можно хоть с самого первого занятия. Когда малыш только знакомится с клеем (на мой взгляд, знакомство хорошо проходит в возрасте от 1 года 2-3 месяцев), ему больше интересен сам процесс приклеивания, нежели создание какой-то композиции. Поэтому не стоит в первых аппликациях с малышом создавать сложные картины, начните просто с хаотичного приклеивания бумажек на листочек, а еще лучше с хаотичного приклеивания геометрических фигур! Пока малыш увлечено мажет фигурку клеем (с вашей помощью) и прикладывает ее на листочек, вы говорите ему, как она называется. При такой игре все названия очень хорошо укладываются у малыша в голове, можно сказать, прочно «приклеиваются»

Когда у крохи уже будет получаться приклеивать элементы аппликации на заданные места (примерно с 1,5 лет), можно попробовать создать простую композицию.

Вы также можете в своих занятиях использовать различные готовые пособия, например:

  • Школа семи гномов 1+. Форма, цвет ( Ozon , My-shop )

  • Развивающие наклейки для малышей. Форма ( Ozon , My-shop )

  • Чудесные наклейки. Веселая геометрия ( Ozon , My-shop )

8. Находим сходные по форме предметы

Для малышей чуть постарше (от 1 года 6–9 месяцев) очень полезно проводить аналогии между геометрическими фигурами и окружающими предметами. Во время чтения и игр, на прогулке обращайте внимание малыша на то, что тарелка – это круг, окно – прямоугольник, а песочница – квадрат и т.д. Таким образом, вы будете способствовать развитию пространственного и ассоциативного мышления ребенка.

Также можно выполнять задания на отыскание на картинке предметов, которые соответствуют заданной фигуре, например «Найди все круглые предметы». Несколько заданий можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.

Вот еще одна интересная игра на распознавание форм – « Найди похожую фигуру » ( Лабиринт , My-shop ). Несмотря на то, что возраст на ней указан 3-5 лет, она будет интересна ребенку 2-х лет и даже чуть раньше.

Читать еще:  Домашние и народные средства от черных точек на носу. Домашние средства от черных точек

9. Учим формы по карточкам Домана

На самом деле, я считаю, что этот метод изучения форм самый эффективный. Если вы занимаетесь по карточкам Домана, ребенок очень быстро запомнит все фигуры, а вы потратите на это минимум усилий. Однако нужно заметить, что для того, чтобы знания, полученные по карточкам Домана, отложились у малыша в голове, их нужно закреплять посредством других игр (см. выше). Иначе ребенок быстро забудет все, что вы ему показывали. Поэтому я рекомендую начинать смотреть карточки Домана с геометрическими фигурами примерно в возрасте 1 года, так как в это время малышу становятся интересны сортеры, рамки-вкладыши, рисование, аппликация и т.п. И, изучив формы по картинкам, он сможет использовать полученные знания в этих играх. Кстати, карточки «Геометрические фигуры» можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ, а купить ЗДЕСЬ .

О нашем опыте изучения фигур по карточкам Домана можно почитать здесь.

10. Смотрим развивающие мультфильмы

Ну и, конечно, не помешает просмотр мультфильмов на тему «Геометрические фигуры», сейчас на просторах интернета их можно найти немало. Вот некоторые из них:

Вместо заключения

Очень часто процесс обучения ребенка геометрическим фигурам (да и не только фигурам) воспринимается родителями исключительно как постоянное экзаменирование ребенка, т.е. они пару раз показывают ребенку, например, квадрат, а в дальнейшем же обучение сводится к вопросу «Скажи, какая это фигура?». Такой подход крайне неправильный. Во-первых, потому что как и любой человек, ребенок не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, и это только отбивает у него охоту заниматься. Во-вторых, прежде чем о чем-то спрашивать малыша, ему нужно очень много раз это объяснить и показать!

Поэтому постарайтесь сводить проверочные вопросы к минимуму. Просто повторяйте и повторяйте изучаемую информацию, будь то названия фигур или чего-то еще. Делайте это во время игр и бесед с малышом. А то, что ребенок все усвоил, вы вскоре и сами увидите без лишних проверок.

На этом у меня все, благодарю за внимание! Буду очень рада, если вы поделитесь с нами своими идеями игр для изучения фигур.

Легко и быстро учим геометрические фигуры с детьми

Зачем маленького ребенка обучать геометрическим фигурам? Наверняка, многие родители даже не задумываются над этим вопросом, просто отдавая дань моде и обучая кроху математике чуть ли не с рождения. Между тем, геометрические фигуры для детей, их своевременное изучение играют большую роль в познании окружающего, знакомя с одним из основных свойств предметов — формой. Это необходимо для развития логического мышления, пространственных представлений, совершенствования математических способностей. Вот почему важно начинать ознакомление с геометрическими фигурами как можно раньше, подкрепляя знания ребятишек увлекательными заданиями в повседневной жизни.

Что должен знать ребенок о геометрических фигурах

Важно: Геометрические фигуры — общепринятые эталоны, меры измерения формы предметов. Поэтому домашнее ознакомление ребенка с формами должно проходить не отдельно, а в системе сенсорного (чувственного) воспитания. Лучше всего кроха запомнит форму, когда параллельно рассматривает цвет, величину, назначение предмета, так как в разнообразной деятельности знания активно используются и лучше запоминаются.

  1. Специалисты утверждают, что целенаправленно обучать ребенка геометрическим фигурам в домашних условиях надо начинать на третьем году жизни. В это время у деток появляется двигательный и осязательный опыт изучения окружающего мира. Они умеют говорить, отличаются любознательностью и желанием все исследовать, стремятся к новому. Именно поэтому для дальнейшего формирования знаний у детей нужна работа в пополнении представлений о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике. В увлекательной игре (не специально!) кроха знакомится с шариком (шар), кубиком (куб).
  2. Четырех — пятилетние детки кроме треугольных, квадратных, круглых форм узнают прямоугольные и овальные. Считается, что в 5 лет дети уже осваивают геометрию, поэтому к следующему возрастному этапу они должны четко называть круг, овал, треугольник, квадрат, ромб, различать их и находить вокруг себя. Дошколята должны уметь анализировать и обобщать форму предметов, отмечая основные свойства, и даже решать логические задачи, сравнивая фигуры. Например, в популярной игре «Чем похожи и не похожи круг и квадрат, квадрат и прямоугольник, круг и овал?».
  3. Старшие дошколята уже хорошо знают названия всех фигур, их знакомят с новыми: плоскостными (многоугольник, трапеция) и объемными (шар, куб, цилиндр и конус). Для школьного обучения детям нужно научиться делить и собирать фигуры разными способами (разрезанием и складыванием), решать задачи — головоломки, например, «Знаете ли вы, как составить из двух частей квадрат, прямоугольник, треугольник?», «Сколько квадратов (кругов, прямоугольников) на рисунке?».

Учим геометрические фигуры с малышами: главные правила

Важно: Как научить ребенка называть и различать геометрические фигуры легко и быстро! Для этого нужно придерживаться определенных правил. При хаотичном, непоследовательном обучении малыш может путать фигуры, не видеть их похожесть и различность.

  • Педагоги настаивают, при домашнем обучении сделать главными правилами систематичность, последовательность, доступность. Не надо истязать себя и ребенка какими-либо заумными заданиями и пособиями, достаточно использовать развивающие книжки, игрушки (конструкторы, кубики, машинки, кукольную посуду) и привычную окружающую обстановку (предметы мебели, быта, посуду).
  • Знакомство с новыми фигурами обязательно проводить в исследовательской деятельности: предложить крохе ощупать, обвести пальчиком контур, «прорисовать» в воздухе, сложить фигуры вместе, прокатывать, просовывать в отверстия.
  • Ребенок быстро освоит новый материал, если будет практически действовать с ним в играх, творческой деятельности, рассматривании и чтении книжек, бытовых процессах. Например, при знакомстве малыша с квадратом можно предложить ему найти квадратные предметы в окружающей обстановке: сиденье у детского стульчика, носовой платочек, грань кубика, салфетка. Во время прогулки спросить, какой формы скамейка в сквере, стена дома, сумка у мамы, мячик, в который играют старшие ребята. При этом сам взрослый четко и понятно называет все геометрические фигуры, которые встречаются малышу.
  • Хорошо, если при обучении взрослые будут использовать стишки, сказки, загадки, мультики, героями которых становятся геометрические фигуры. Можно не только читать их, но и рисовать под ритмику стиха. Эти приемы сделают обучение увлекательным, помогут активизировать процессы внимания, мышления, речи.

Загадки в стихах

Нет углов у меня и похож на блюдце я, на тарелку и на крышку, на кольцо и колесо. Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня (круг).

Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представить рад. Как зовут его? (квадрат).

На фигуру посмотри и в альбоме начерти, три угла, три стороны меж собой соедини. Получился не угольник, а красивый (треугольник).

Вот такая есть окружность — очень странная наружность. Круг приплюснутым стал, получился вдруг (овал).

Растянули мы квадрат и представили на взгляд. На кого он стал похожим или с чем-то очень схожим?
Ни кирпич, ни треугольник — стал квадрат (прямоугольник).

Сказка «Два брата» (взрослый рисует под ритмику стиха)

Давным-давно в темном лесу в фигурной избушке жили-были два брата, два квадрата. И были они близнецами. Убедитесь сами:
Видите на картинке – у каждого 4 стороны, 4 угла и 4 вершинки.
Гулял как-то первый квадрат между кустами, стучал по дорожке четырьмя уголками.
А звери говорят: «Кто это? Первый квадрат или его брат, второй квадрат? Как же они похожи!
Помните на картинке: 4 стороны, 4 угла и 4 вершинки.
Надоело квадрату, что его путают с братом, и решил он измениться, в другую фигуру превратиться.
Взял он ножницы и срезал себе четыре уголка. В круг превратился и по дорожке покатился.
И живется теперь братьям чудно, перепутать теперь братьев трудно:
Один катается по дорожкам, другой ходит на четырех уголках — четырех ножках.
До сих пор дружат два брата — круг с квадратом!

Важно: Особенности восприятия детьми геометрических фигур совсем не такие, как у взрослых. Например, взрослый видит предметы сообразно формам (кастрюля — цилиндр, окно — прямоугольник). Ребенок, наоборот, сначала форму опредмечивает (квадрат — воздушный змей, треугольник — крыша дома, круг — мячик, несколько кругов — очки, бусы). При правильном обучении он начинает абстрагироваться от предметов и воспринимать в окружающем знакомую фигуру, например, стакан как цилиндр (цилиндрической формы), крыша как треугольник (треугольной формы), мяч как шар (круглой формы).

Играем с геометрическими формами!

Педагоги напоминают, что основные знания о геометрических фигурах дошкольники получают в детском саду, а домашние занятия направлены на закрепление изучаемого. Поэтому самым лучшим средством дома будет игра, как основная деятельность малышей. Именно в игре ненавязчиво, легко и быстро ребенок выучит все названия фигур, научится их сравнивать и различать. Среди развивающих игр на обучение геометрическим формам первенство принадлежит настольным играм. В них можно играть по вечерам, во время семейного досуга, сделать частью любого домашнего занятия, развлечения.

Читать еще:  Знаки что человек думает о тебе. Как узнать, думает ли о тебе мужчина: советы и приметы

«Что спряталось»

Классическая игра понятна и доступна даже двухлетнему крохе. Взрослый раскладывает перед ребенком изображения знакомых фигур: круг, квадрат, треугольник. Так как карточек должно быть не меньше пяти, для количества используются фигуры разных цвет и размеров, например, два квадрата — большой и маленький, два треугольника — синий и желтый, один круг. Рассмотреть их с ребенком, обсудить, убедиться, что понимает, какие фигуры перед ним и может их правильно назвать. Затем малыш закрывает глаза, взрослый прячет одну из фигур и спрашивает, что спряталось. С возрастом количество фигур увеличивается, к старым добавляются новые.

«Одним словечком»

Игра «геометрические фигуры» направлена на формирование у детей обобщения однотипных фигур. Взрослому нужно подготовить круги, квадраты и треугольники разного размера и цвета. Дошкольник должен распределить по группам представленные фигуры независимо от цвета и размера, назвать их обобщающим словом, например, все квадраты. Как вариант, можно усложнять задания, предлагая сгруппировать фигуры только по цвету или размеру.

«Чудесный мешочек»

Игры по типу «чудесного мешочка» хорошо знакомы ребятишкам детсадовского возраста. Они полезны тем, что дают представление о контурах предметов, обучают обследованию на ощупь и упражняют в различении форм. Взрослый готовит мешочек с предметами разных форм, например, кубик, шарик, мячик, кирпичик, конусная пирамидка. Игрок обследует их и называет форму игрушки, которую хочет достать. Для усложнения задания старшим деткам предлагается найти какую-либо конкретную форму, например, «Найди круглую игрушку».

«Волшебные очки»

Предварительно готовятся импровизированные очки из плотной бумаги разной формы: круглые, квадратные. Игра интересна всем ребяткам, помогает расширить представления о геометрических фигурах, находить предметы определенной формы в окружающем пространстве. Например, ребенок надевает круглые очки и ищет все круглое вокруг себя: тарелка, дно у вазы, плафон у люстры, ковер, бабушкины очки. За каждый правильный подбор игрок награждается фишкой, а затем получает поощрительный приз в конце игры.

«Латки — заплатки»

Для занятия по закреплению представлений о геометрических фигурах нужна подборка картинок с изображением различных предметов, в которых есть «дырки» — незакрашенные места разной формы, например, у платья круглая дырка, в сапожке — квадратная. Среди разных «заплаток» ребенок выбирает нужную и соединяет с предметом. Интересно будет, если взрослый сам приготовит для игры изображения, например, вырежет из бумаги вещи (свитер, юбка, брюки, сапожки, шапочку). Как вариант игры в «латки — заплатки», можно приобрести дидактическую игру в «липучки», которые очень похожи правилами и содержанием

«Что сломалось»

Такое задание поможет приучить детей замечать, какой формы не хватает в изображенном предмете, развивает внимание. Для игры можно использовать картинки, аппликацию из вырезанных деталей, строительный материал. Главное — предмет должен состоять из частей геометрической формы. Например, взрослый выкладывает аппликацию «дом», где деталями являются треугольник — крыша, прямоугольник — стена, квадрат — окошко, маленький прямоугольник — дверь, круг — окошко в чердаке, четырехугольник — труба. Ребенок внимательно рассматривает изображение и закрывает глаза, взрослый убирает какую-либо деталь, смешивая ее с любыми другими. Нужно отгадать, что сломалось у домика и «починить», отыскав недостающую часть. В дальнейшем можно усложнить задание, сразу же не добавляя определенную форму или убирая две формы одновременно. Если это нарисованное изображение, то ребенок подрисовывает недостающие детали, например, круг — колесо у машины, прямоугольники — окошки у башенки.

«Игра с палочками»

Интересное задание для средних и старших дошкольников, одновременно развивает моторику и умение составлять геометрические фигуры. Если нет счетных палочек, можно использовать спички или зубочистки, предварительно их подготовить, обрезать серную головку или острые концы, чтобы малыш не поранился. Такое задание можно провести в виде соревнования во время семейного досуга, «кто быстрее всех составит фигуру?», «у кого самая сложная фигура?». Затем отметить призом победителя. Обязательно в какой-то момент им должен стать ребенок. Взрослый, например, может отметить его оригинальное решение или тщательно и аккуратно выложенную фигуру.

«Что пригодилось художнику в картине»

Для старших дошколят можно использовать оригинальное задание на рассматривание картин, которое не только закрепляет название фигур, но и развивает зрительное восприятие, умение видеть разные формы в необычной обстановке. Взрослый подбирает иллюстрации соответствующего содержания, которые художник рисует при помощи геометрических форм. Затем предлагает дошкольнику рассмотреть картинку м найти знакомые формы. Если какие-либо из них пока еще незнакомы дошколенку, обязательно обратить на них внимание и рассказать, как они называются, какие предметы похожи на них. Усложняя игру, можно посчитать, сколько геометрических фигур понадобилось для изображения картины.

«Геометрическое лото»

Классическое задание на ознакомление детей с геометрическими фигурами учит сравнивать форму предмета с геометрической фигурой, подбирать изображения в опоре на эталон. Чтобы получился соревновательный момент, интересный ребятишкам, играть лучше всей семьей. Правило классическое: на больших карточках — изображения разных фигур, например, овал, круг, треугольник. Ведущий произносит название предмета на маленькой карточке, например, яблоко, огурец, платок, телевизор. Игроки ищут на своей карточке форму названого предмета и закрывают ее соответствующей картинкой. Выигрывает игрок, который быстро и правильно закроет карточку.

«Геометрическая мозаика»

Такая развивающая игра поможет ребятишкам закреплению представлений о геометрических фигурах. Кроме того, научит дошколят преобразовывать их, ориентируясь на эталон (образец), поможет творческому воображению. Правила игры просты и доступны ребяткам любого возраста, для старших — количество деталей увеличивается, усложняются сюжеты. Игроки должны собрать из нескольких геометрических фигур какие-либо предметы. Для малышей это могут быть домики разной величины и конфигурации, машины, башенки, мостики, солнышко, цветы, узоры; для старших ребятишек — фигурки сказочных или мультяшных персонажей, сюжетные картинки: ваза с цветами, улица, дорога, ковер, животные, люди разных профессий. Обязательно отметить творчество дошколенка, похвалить его. Возможно, оставить выложенную картинку на некоторое время, чтобы показать всем близким. Главное, что такую развивающую мозаику можно приобрести в специальном магазине, а можно сделать своими руками по типу игрушек Монтессори.

Учим с ребенком геометрические фигуры: развивающие игры с картинками и шаблоны для детей от 3 до 6 лет

Геометрия для малышей – предмет неоднозначный, ведь фигур так много, а способов их изучения еще больше. Какие из них следует взять для работы в первую очередь и как заставить кроху интересоваться ими? Обсудим подходы, которые можно использовать для обучения новому материалу.

Для начала нужно изучить с детьми простые фигуры, которые будут понятными для них

Более сложные понятия, такие как трапеция или ромб, лучше отложить на попозже. Сначала крохе нужно усвоить простейшие фигуры: круг, треугольник и квадрат. Осилив эту нехитрую науку, вы сможете приступать освоению новых горизонтов. Психологи и педагоги утверждают, что круг дается детям для запоминания проще всего.

Время для изучения фигур

Первые попытки знакомства с фигурами можно начинать чуть ли не с рождения. Игровая подача материала всегда будет уместна. Показываете ли вы малышу картинку с мячиком или кубик, всегда можно в дополнение сказать и об их форме. Такая легкая подача будет восприниматься ребенком положительно.

2-летний карапуз уже должен различать:

3-летний кроха дополнительно знает:

Следом за ними можно начинать знакомить ребенка с трапецией, эллипсом и т.д. Не забывайте о включении в ваши занятия с детьми игр и занимательных моментов.

Чтобы занятия были интересными, следует подбирать увлекательные дидактические материалы

Принцип освоения фигур

Геометрические фигуры для детей в разном периоде усваиваются неодинаково. Зная возрастные особенности, вам будет проще подобрать подходящую методику и научить новым понятиям.

Объемные фигуры будут вполне уместны при изучении форм. Так у ребенка будет задействован еще один сенсорный орган. Кроха всегда сможет потрогать предмет, сделать с ним некоторые манипуляции: построить башню, бросить, убрать в коробку. Такой многогранный способ ознакомления с новым понятием будет очень эффективным, потому что дети в этом возрасте познают окружающий мир через наглядно-действенное мышление.

Цвет и размер для начала желательно выбрать один и тот же. Пусть все изучаемые понятия будут, к примеру, красными, тогда у ребенка не возникнет проблем с восприятием нового, он не будет отвлекаться на цветовые и размерные различия.

Очень интересно, когда фигуры не просто нарисованы на бумаге, а живые и объемные

Особенности обучения

Перечислим особенности детского развития, а в частности восприятия фигур:

  • В 1-2 года кроха сравнивает их зрительно, учится производить сортировку (рекомендуем прочитать: рейтинг развивающих игрушек для детей от 1 года до 2 лет). Ребенок начинает выбирать из имеющихся фигурок нужную и вставлять ее в соответствующее отверстие.
  • Подросший 2-летний ребенок в состоянии выбрать называемую форму из целого ряда представленных фигурок.
  • Развитие 3-летки позволяет ему уже называть некоторые фигуры самостоятельно.
Читать еще:  Поздравления с днем рождения сестре своими словами. Поздравления сестре с днем рождения

Играя и разговаривая, всегда уделяйте внимание окружающим предметам и сравнивайте их с уже знакомыми геометрическими фигурами. Гуляя по парку, вы также можете обратить внимание карапуза на появление треугольников и кругов, даже вне дома. Постоянно обращаясь к этой теме, вы легко выясните, что еще требует проработки, а что малыш уже хорошо усвоил.

Изучение продолжается в следующем ключе:

  • сопоставление плоских и объемных фигур с указанными образцами;
  • поиск объемного тела по имеющемуся плоскому изображению;
  • воссоздание геометрических тел (лепка, рисование, вырезание);
  • анализ картинки со сложносоставным предметом, идентификация его составных частей.

Гуляя и играя с ребенком, нужно обращать его внимание на вещи разных форм

Обучаемся

Ищем геометрию вокруг

Развитие детей не представляется без освоения геометрических фигур, но проводить ознакомление нужно постепенно. Для начала выберите только одну фигуру. Закончив ее освоение и закрепление, переходите к следующей. Советуем начинать с круга, как максимально легкой и запоминающейся фигуры.

Распечатайте формы с помощью принтера или нарисуйте от руки на листе формата А4. Повторимся, все фигуры должны быть одноцветные и одноразмерные. Отведите несколько дней на знакомство с кругом. В первый день покажите крохе круг и расскажите, какие у него есть особенности. На второй день начните поиск предметов, которые напоминают круг. Видя, что ребенок не справляется в силу возраста, помогите ему. Отыскав нужный предмет, пусть карапуз проведет сам по его краю, чтобы запомнить и закрепить такую форму. Последующие формы вводятся аналогично. Для примера проведения такого урока посмотрите видео в Интернете.

Думая, что ребенок еще слишком мал для запоминания названий, все равно не переставайте заниматься. Ваши труды в итоге увенчаются победой, ведь все занятия откладываются в детской головке. Еще до достижения карапузом годовалого возраста можно показывать и называть основные понятия геометрии, а именно квадрат, круг и треугольник. Для этого следует использовать специальные видеоуроки.

Игры на различение фигур

Для игры понадобится небольшой мешочек, в который нужно положить уже известные формы. Продемонстрируйте ребенку, например, треугольник, а затем попросите отыскать в мешочке такой же. Немного позже, осознав соотношения плоских и объемных тел, показывайте плоские изображения, прося найти соответствующее объемное тело, к примеру, шар – это круг, кубик – квадрат. Освоив и это упражнение, ребенок со временем научится показывать уже не фигуры, а настоящие предметы.

Лото – уникальная игра, которая позволяет изучить все, что угодно. Фигуры мы также легко учим с помощью лото. Для игры изготовьте карточки с изображениями изучаемых понятий (для карапузов стоит начать с 3-4 форм) в двух экземплярах. Один из них разрезаем на отдельные картинки-карточки. Для начала изготовьте лото с фигурками одного цвета и размера, а по мере взросления карапуза разнообразие величин и цветов будет увеличиваться. Цветные различающиеся картинки искать сложнее.

Базовые фигуры на карточках:

Метод сортировки

Игрушка сортер станет отличным помощником в деле изучения геометрии. Ближе к году кроха, играя с данной игрушкой, обнаруживает, что для каждой детали есть свое уникальное отверстие. Помогайте малышу подсказками: «Ты нашел квадрат, а это отверстие круглое. Сюда не подходит. Давай поищем квадратное отверстие?» Сделать простейший сортер можно самостоятельно. Возьмите две коробки, в одной сделайте круглое отверстие, в другой – квадратное. Предложите ребенку отсортировать кубики и мячики по коробкам. Сопровождайте действия карапуза комментариями и называнием правильной фигуры. Таким нехитрым способом малыш одолеет все понятия. Существуют сортеры с перегородками, которые не позволяют деталям смешиваться внутри куба. Такие сортеры отлично подойдут для деток, плохо различающих фигуры.

Для интересного активного изучения фигур прекрасно подходит сортер

Рамки-вкладыши бывают самых разных направлений, в том числе и с геометрией. Рамки с основными формами требуют вкладывания в нужный отсек подходящей детали. Игра-упражнение напоминает сортер. Видеопримеры широко представлены в интернете.

Сортировка по признакам: ребенок должен усвоить различия в манипуляциях с фигурами, к примеру, один предмет катится, а другой – нет, или с помощью некоторых можно сделать башню, а другие для этого не годятся и т.д. К возрасту 5 лет ребенок будет в состоянии отсортировать предметы по двум признакам: можно катить и нельзя построить башню (шар), нельзя катить, но можно поставить друг на друга (цилиндр), нельзя катить (куб). В дошкольном возрасте 6-7 лет будущий первоклассник должен в совершенстве овладеть начальными примитивными знаниями по геометрии.

Аппликации

Выполнение аппликаций будет помогать усваиваться новым понятиям. Используйте различные геометрические тела, чтобы спланировать будущую аппликацию. Первые пробы следует сделать максимально простыми, к примеру, на треугольный лист клеятся только треугольники, на квадратный – только квадраты. Позвольте крохе самому определить, какую фигурку куда приклеить.

Покупные или самодельные аппликации прекрасно помогают разобраться с геометрией

Будущие детали аппликации можно вырезать из различных материалов: фетр, картон, бархатная бумага и т.д. Приблизительно к полутора годам малыш освоит процесс наклеивания деталей на необходимые места по шаблону и будет готов к новому этапу. Теперь можно приступить к выполнению самой примитивной композиционной аппликации. Основу для упражнений можно взять из следующих пособий:

  • Серия «Школа семи гномов 1+».
  • Развивающие наклейки для малышей.
  • Чудесные наклейки. Веселая геометрия.

Тактильное творчество

Тактильная работа с геометрическими телами позволяет быстрее их запомнить. Любая творческая деятельность (рисование, лепка, вырезание) станет сподручником в деле освоения новых понятий. На листе формата А4 распечатайте или нарисуйте крупные фигуры. Покажите малышу, как нарисовать некоторые из них карандашами, фломастерами или красками. Рисуйте рука в руке, чтобы ребенок понял принцип. Со временем он начнет справляться без вашей помощи. Чаще деткам проще всего дается для рисования круг.

Не ограничивайте творчество маленьких детей одним рисованием. Фигуры можно выкладывать из ниток, складывать из зубочисток, концы которых можно скрепить пластилином для фиксации, лепить из теста и пластилина, создавать из мозаики и т.п. Уличные игры также совмещайте с обучением: рисуйте формы на асфальте мелками, палочками на земле, собирайте желуди и камушки, а затем выкладывайте квадраты и круги. Вдохновиться можно с помощью большого количества фото и видео занятий, представленных в сети.

Использование карточек Домана

Многие обосновано считают методику Домана наиболее эффективной в деле изучения геометрических фигур. При минимуме усилий ребенок осваивает новые понятия в кратчайшие сроки. Уточним один момент: когда мы изучаем с ребенком новые понятия, эти знания требуют закрепления. Оно возможно посредством разнообразных игр-упражнений, о которых мы говорили выше. Незакрепленные знания очень быстро забудутся, почти так же быстро, как и были приобретены. Чаще всего можно услышать рекомендации о том, что начало занятий по карточкам Домана лучше отложить на возраст 1 года. В этот период ребенок уже охотно занимается и сортерами, и аппликациями, и рамками-вкладышами. Данный метод нередко используется в детских садах.

Активные игры

Детям с потребностью познания окружающего мира через движения будет полезно предложить игры, в которых двигаться нужно по определенной траектории. Игровая трасса или путь имитирует ту или иную фигуру. Такое упражнение позволит кинестетикам дошкольного возраста быстрее усвоить новые понятия. Также помогают игровые комплексы и городки.

Включить элементы знакомства с геометрией можно в любую активную игру

Игра-упражнение «Обойди фигуру» будет уместна для детей от года до двух. Кроха, хорошо освоивший ходьбу, уже готов к участию в игре. С помощь мела или веревки обозначьте форму, отметьте старт и финиш, являющиеся одной точкой. Для фона включите веселые песенки. В качестве задания предложите деткам обойти изображение шагом, прыжками, ползком и т.д. По мере взросления малыша задания усложняются: можно попросить обойти, подбрасывая мяч или неся в руке ложку с шариком.

Неплохая игра для трехлеток – догонялки с использованием домиков-фигур. Обозначьте на полу или земле домики. Это могут быть предварительно вырезанные большие фигуры, а могут быть и просто нарисованные мелом или сложенные из палочек домики. В такие домики (круги, квадраты и треугольники) ребенок может спрятаться от водящего, только если назовет правильно форму.

Когда мы учим азы геометрии, можно воспользоваться современными средствами. Будут полезны развивающие видеоматериалы и мультфильмы, рассказывающие о различных геометрических фигурах. Обратите внимание на такие мультики как: «Малышарики» и «Паровозик Чух-Чух».

Источники:

http://jili-blog.ru/geometricheskie-figury-dlya-malyshej-ot-1-goda.html
http://myintelligentkids.com/legko-i-bystro-uchim-geometricheskie-figury-s-detmi
http://vseprorebenka.ru/razvitie/intellektualnoe/geometricheskie-figury-dlya-detej.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector