3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чернышевский родился в семье. Николай гаврилович чернышевский

Николай Гаврилович Чернышевский: биография, семья, творчество

Чернышевский Николай Гаврилович – видный общественный деятель XIX века. Знаменитый русский писатель, критик, ученый, философ, публицист. Самое известное его произведение – роман «Что делать?», который оказал очень большое влияние на общество своего времени. В этой статье мы поговорим о жизни и творчестве автора.

Чернышевский: биография. Детство и юность

Родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове. Его отец был протоиреем местного Александро-Невского кафедрального собора, происходил из крепостных крестьян села Чернышева, отсюда берет начало и фамилия. Первое время обучался дома под надзором отца и двоюродной сестры. Был также у мальчика француз-гувернер, обучавший его языку.

В 1846 году Чернышевский Николай Гаврилович поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение. Уже в это время начинает складываться круг интересов будущего писателя, которые позднее найдут отражение в его произведениях. Юноша изучает русскую литературу, читает Фейербаха, Гегеля, философов-позитивистов. Чернышевский осознает, что главное в человеческих поступках – это польза, а не отвлеченные идеи и бесполезная эстетика. Наибольшее впечатление на него произвели работы Сен-Симона и Фурье. Их мечта об обществе, где все равны, показалась ему вполне реальной и достижимой.

Окончив в 1850 году университет, Чернышевский возвратился в родной Саратов. Здесь он занял место учителя словесности в местной гимназии. От учеников он нисколько не скрывал своих бунтарских идей и явно думал больше о том, как преобразить мир, нежели об обучении детей.

Переезд в столицу

В 1853 году Чернышевский (биография писателя представлена в этой статье) решает бросить преподавание и перебраться в Петербург, где начинает публицистическую карьеру. Очень быстро он стал самым видным представителем журнала «Современник», куда его пригласил Н. А. Некрасов. В начале своего сотрудничества с изданием Чернышевский сосредоточил все свое внимание на проблемах литературы, поскольку политическая ситуация в стране не позволяла открыто высказываться на более животрепещущие темы.

Параллельно с работой в «Современнике» писатель в 1855 году защищает диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности». В ней он отрицает принципы «чистого искусства» и формулирует новое воззрение – «прекрасное – есть сама жизнь». По мнению автора, искусство должно служить на благо людям, а не превозносить самое себя.

Эту же мысль Чернышевский развивает в «Очерках гоголевского периода», опубликованных в «Современнике». В этом труде он проанализировал самые известные произволения классиков с точки зрения озвученных им принципов.

Новые порядки

Столь необычными взглядами на искусство и прославился Чернышевский. Биография писателя говорит о том, что у него были как сторонники, так и ярые противники.

С приходом к власти Александра II политическая обстановка в стране резко изменилась. И многие темы, которые раньше считались запретными, стало разрешено обсуждать публично. Кроме того, вся страна ждала от монарха реформ и значительных перемен.

«Современник», возглавляемый Добролюбовым, Некрасовым и Чернышевским, не остался в стороне и участвовал во всех политических обсуждениях. Активнее всех печатался Чернышевский, который старался высказать свое мнение по любому вопросу. Кроме того, он занимался рецензированием литературных произведений, оценивая их с точки зрения полезности обществу. В этом отношении от его нападок сильно пострадал Фет, вынужденный в итоге покинуть столицу.

Однако наибольший резонанс получило известие об освобождении крестьян. Сам Чернышевский воспринял реформу как начало еще более серьезных изменений. О чем часто писал и говорил.

Арест и ссылка

Творчество Чернышевского привело к аресту. Случилось это 12 июня 1862 года, писатель был взят под стражу и заключен в Петропавловскую крепость. Обвиняли его в составлении прокламации под названием «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Это воззрение было написано от руки и передано человеку, который оказался провокатором.

Еще одним поводом для ареста стало перехваченное тайной полицией письмо Герцена, в котором было высказано предложение выпускать в Лондоне запрещенный «Современник». При этом Чернышевский выступал в роли посредника.

Следствие по делу велось полтора года. Писатель все это время не сдавался и активно боролся со следственным комитетом. Протестуя против действий тайной полиции, он объявил голодовку, которая длилась 9 дней. Одновременно с этим Чернышевский не оставил свое призвание и продолжал писать. Именно здесь им был написан роман «Что делать?», позднее изданный частями в «Современнике».

Вердикт писателю был вынесен 7 февраля 1864 года. В нем сообщалось, что Чернышевского приговорили к 14 годам каторжных работ, после которых он должен будет навсегда поселиться в Сибири. Однако Александр II лично сократил время каторги до 7 лет. В общей сложности в заключении писатель провел более 20 лет.

За 7 лет Чернышевского не раз переводили из одной тюрьмы в другую. Он побывал в Нерчинской каторге, Кадаинской и Акатуйской тюрьмах и Александрийском Заводе, где до сих пор сохранился дом-музей имени писателя.

После окончания каторжных работ, в 1871 году, Чернышевского отправили в Вилюйск. Через три года ему официально было предложено освобождение, но писатель отказался писать ходатайство о помиловании.

Взгляды

Философские взгляды Чернышевского на протяжении его жизни были резко бунтарскими. Писателя можно назвать прямым последователем русской революционно-демократической школы и прогрессивной западной философии, в особенности социал-утопистов. Увлечение в университетские годы Гегелем привело к критике идеалистических воззрений христианства и либеральной морали, которую писатель считал «рабской».

Философию Чернышевского называют монистической и связывают ее с антропологическим материализмом, так как он акцентировал внимание на вещном мире, пренебрегая духовностью. Он был уверен, что естественные потребности и обстоятельства формируют нравственное сознание человека. Если удовлетворить все потребности людей, то личность расцветет и не будет никаких нравственных патологий. Но чтобы этого достичь, нужно серьезно изменить условия жизни, а это возможно только через революцию.

Его этические нормы базируются на антропологических принципах и концепции разумного эгоизма. Человек относится к миру природы и подчиняется ее законам. Чернышевский не признавал свободы воли, заменяя ее принципом причинности.

Личная жизнь

Довольно рано женился Чернышевский. Биография писателя говорит о том, что это произошло в 1853 году в Саратове, избранницей стала Ольга Сократовна Васильева. Девушка имела большой успех в местном обществе, но почему-то предпочла тихого и неловкого Чернышевского всем своим поклонникам. В браке у них родились два мальчика.

Читать еще:  Ритуалы на удачу и деньги. Заговор на большую удачу близкому человеку, брату, для себя, мужа, сына, другому человеку, дочери ежедневный. Молитвы на привлечение денег и удачи

Семья Чернышевского жила счастливо до тех пор, пока писателя не арестовали. После того как его отправили на каторгу, Ольга Сократовна навестила его в 1866 году. Однако ехать в Сибирь вслед за мужем отказалась – ей не подходил местный климат. Двадцать лет она прожила одна. За это время у красивой женщины сменилось несколько любовников. Писатель нисколько не порицал связей жены и даже писал ей о том, что женщине вредно долго оставаться одной.

Чернышевский: факты из жизни

Приведем несколько примечательных событий из жизни автора:

  • Маленький Николай был невероятно начитан. За свою любовь к книгам он даже получил прозвище «библиофаг», то есть «пожиратель книг».
  • Цензура пропустила роман «Что делать?», не заметив в нем революционной тематики.
  • В служебной переписке и документации тайной полиции писателя называли «врагом Российской империи номер один».
  • Ф. М. Достоевский был ярым идейным противником Чернышевского и откровенно с ним спорил в своих «Записках из подполья».

Самое известное произведение

Поговорим о книге «Что делать?». Роман Чернышевского, как уже отмечалось выше, был написан во время ареста в Петропавловской крепости (1862-1863). И, по сути, являлся ответом произведению Тургенева «Отцы и дети».

Готовые части рукописи писатель передавал в следственную комиссию, которая вела его дело. Цензор Бекетов проглядел политическую направленность романа, за что вскоре был отстранен от должности. Однако это не помогло, так как произведение к тому времени уже было опубликовано в «Современнике». Номера журнала попали под запрет, но текст уже был не раз переписан и в таком виде разошелся по всей стране.

Настоящим откровением стала для современников книга «Что делать?». Роман Чернышевского мгновенно стал бестселлером, его читали и обсуждали все. В 1867 году произведение было издано в Женеве силами русской эмиграции. После этого его перевели на английский, сербский, польский, французский и другие европейские языки.

Последние годы жизни и смерть

В 1883 году Чернышевскому разрешают переехать в Астрахань. К этому времени он уже был больным человеком преклонных лет. В эти годы за него начинает хлопотать сын Михаил. Благодаря его стараниям писатель в 1889 г. переселяется в Саратов. Однако в этом же году он заболевает малярией. Скончался автор 17 (29) октября от кровоизлияния в мозг. Был похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.

Память о Чернышевском жива до сих пор. Его произведения продолжают читать и изучать не только литературоведы, но и историки.

Николай Чернышевский

Биография

Русский философ-утопист Николай Чернышевский, сын саратовского протоиерея, должен был сделать блестящую духовную карьеру, но годы учебы в семинарии и университете отвратили его сердце от религии. В итоге он стал выдающимся литературным критиком-демократом.

Портрет Николая Чернышевского

Вольнодумство обошлось писателю дорого: без малого 20-летняя каторга лишила его сил, здоровья, общения с семьей и возможности работать, однако его биография стала источником вдохновения для нового поколения, а труды наложили огромный отпечаток на последующее развитие социальной философии и литературы.

Детство и юность

Николай родился в Саратове 12 (24) июля 1828 года. Его отец Гаврила Чернышевский был священником и для тех лет весьма образованным человеком, стремившимся обеспечить своим детям достойное будущее. Детство маленький Коля провел над книгами. Начитанность и кругозор мальчика поражали не только сверстников, но и взрослых друзей отца.

Николай Чернышевский в молодости

В 1842 году младший Чернышевский поступил в духовную семинарию. Качество преподавания в учебном заведении его не устроило, и юноша восполнял его с помощью самообразования, изучая географию, словесность, грамматику и языки. Проучившись 4 года в семинарии, Николай подал документы в Петербургский университет на факультет истории и филологии.

Литературная деятельность и книги

Во время студенчества мировоззрение будущего революционера сложилось окончательно. Он стал сознательно готовить себя к просветительской работе и начал писать художественные произведения. Несмотря на то, что Николай ранее учился в духовном учебном заведении и вообще был выходцем из религиозной семьи, доктрину официального православия он решительно отверг.

Книги Николая Чернышевского

Через 2 года Чернышевский вместе с молодой женой вернулся в Петербург. Ему предложили место учителя в кадетском корпусе, и он с удовольствием согласился, увидев в этом возможность пропаганды своих идей. Учителем Николай Гаврилович был неплохим, хоть и чересчур лояльным, но с коллегами отношения у него не заладились: после одного особенно громкого скандала педагог уволился.

В 1853 году Чернышевский стал публиковаться в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях». Начав с коротких заметок, он постепенно перешел к программным статьям. Через год автор перешел в «Современник». Несмотря на революционные взгляды, Николай Гаврилович все же не хотел превращать издание в трибуну опасных для того времени идей и на этой почве поругался с либеральными литераторами Анненковым, Дружининым, Тургеневым и Боткиным.

Философские и политические взгляды

В 1855 году Чернышевский защитил диссертацию, посвященную вопросам отношения искусства к явлениям реального мира. Его выступление вызвало общественный резонанс, поскольку резкую критику идеализма и теории «чистого», оторванного от действительности искусства многие расценили как дерзость и попытку расшатать традиционные устои.

Памятник Николаю Чернышевскому в Саратове

Представителям власти также не понравилась позиция молодого ученого: А. С. Норов, бывший тогда министром просвещения, выступил против присуждения Чернышевскому ученой степени. Николай Гаврилович получил звание магистра русской словесности лишь 3 года спустя, когда Норова на посту сменил Е. П. Ковалевский.

В это же время писатель возглавил журнал «Военный сборник». Его привлечение к редактированию издания было не случайным: Чернышевского пригласили, чтобы вести на этом посту пропагандистскую деятельность, ведь, по замыслу тогдашних революционеров, армия должна была стать главной движущей силой грядущих перемен. Там Чернышевский познакомился с Огаревым и Герценом. Вместе они стали родоначальниками народничества и основали тайное общество «Земля и воля».

Арест и ссылка

В 1861 году деятельность Николая Гавриловича обратила на себя пристальное внимание полиции, и над ним установили тайный надзор. Редактора «Военного сборника» и автора «Современника» заподозрили в составлении революционных воззваний и возбуждении враждебных чувств к действующей власти (эти обвинения были зафиксированы в служебной записке, составленной главным жандармом Долгоруковым). Кроме того, Чернышевского подозревали в причастности к пожарам, случившимся в Петербурге в 1862 году.

Николай Чернышевский

Вскоре «Современник» закрыли, а через месяц Николая Гавриловича арестовали, поместив в одиночную камеру Петропавловской крепости. Формальным поводом для ареста стало перехваченное полицией письмо Герцена к Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского – якобы он планировал организовать работу запрещенного «Современника» в Великобритании. Кроме того, Николаю Гавриловичу предъявили обвинение в изготовлении прокламаций, призывающих крестьян к восстанию против помещиков.

Следствие по делу революционера длилось 1,5 года. Комиссия для подтверждения виновности Чернышевского использовала и незаконные методы – показания подставных свидетелей, фальшивые документы. Чтобы привлечь внимание к несправедливости, узник объявил 9-дневную голодовку, но это не помогло.

Читать еще:  Родительское собрание в средней группе «Весёлая математика». Родительское собрание в средней группе: «Азбука взаимодействия родителей с ребенком

Николай Чернышевский в тюрьме

Даже в тюрьме ученый продолжал работу, написав больше 200 листов текста. В заточении он закончил роман «Что делать?». Интересный факт – произведение приняли и опубликовали, несмотря на положение его автора.

В 1864 году Николаю Гавриловичу объявили приговор: 14-летняя каторга в Сибири и пожизненное поселение там же. По личному пожеланию императора каторжный срок был уменьшен вдвое, однако в итоге писатель провел в ссылке 19 с лишним лет. Гражданская казнь Чернышевского – унизительное наказание в виде публичного лишения всех чинов и привилегий – состоялась 19 мая 1864 года на Конной площади Санкт-Петербурга.

Памятник Николаю Чернышевскому в Санкт-Петербурге

Узника переправили на Нерчинскую каторгу, а позднее сослали в Вилюйск. Через 10 лет Чернышевскому официально предложили подать прошение о помиловании, однако он отказался. Товарищи по революционному кружку сделали несколько попыток освободить его, но домой в Саратов Чернышевский в итоге вернулся не скоро.

В конце концов, друзья и родственники смогли добиться, чтобы его перевели из Сибири в Астрахань. Император пошел на этот шаг из страха перед новыми беспорядками, ведь «Земля и воля» тогда уже показала себя как общественно опасная организация, и накалять обстановку не хотелось.

Личная жизнь

Писатель был женат. Его избранницей стала Ольга Сократовна Васильева, с которой они обвенчались в 1853 году. Жена слыла весьма оригинальной личностью, и выбор Чернышевского одобрили далеко не все: Ольгу обвиняли в легкомыслии и равнодушии к творчеству супруга, однако сам Николай Гаврилович был в восторге. Его любовь к жене стала слепой и безусловной, и он считал брак способом испытания новых идей, пытаясь построить равные отношения, чтобы искоренить рабство и угнетение женщин в семье.

Ольга Сократовна Чернышевская

При знакомстве Чернышевский честно предупредил, что увлекается «вещами, которые пахнут каторгой», но Ольгу это не остановило. Получив ее согласие на брак, писатель завел «Дневник моих отношений с той, которая теперь составляет мое счастье» и начал воплощать в семейной жизни свои революционные идеи.

Чернышевский заявлял, что оба супруга равны по правам и обязанностям, что для того времени было весьма смелой позицией. В браке он предоставил Ольге полную свободу, вплоть до измен, считая, что она вправе распоряжаться собой, как пожелает. Когда у жены начался роман с другом семьи Иваном Савицким, он предложил отпустить ее, уверяя, что ничего не желает так, как ее счастья. Ольга, восхитившись таким великодушием, предпочла остаться с мужем.

Николай Чернышевский и его жена Ольга

Личный опыт Чернышевского позже лег в основу любовной линии романа «Что делать?», а описанные им отношения одной женщины и двух мужчин надолго остались в западной литературе под названием «русский треугольник».

Родственники Николая Гавриловича смотрели на его избранницу «косо», а в родном Саратове о личной жизни пары постоянно ходили неприятные сплетни и слухи. Отъезд молодой семьи в Петербург больше напоминал бегство от предрассудков и старых устоев. Масла в огонь подливал и тот факт, что свадьба состоялась слишком поспешно – незадолго до этого у Николая Гавриловича умерла мать, однако он отказался выдерживать положенный траур.

Николай Чернышевский на смертном одре

Вместе Чернышевские прожили 9 лет, но судьба отобрала у них целых 20 лет семейного счастья. Из сибирской ссылки философ написал жене 300 писем, но позже прекратил переписку, решив, что чем скорее Ольга забудет его, тем лучше.

К моменту его отъезда у супругов уже подрастали трое сыновей – Михаил, Виктор и Александр, и, оставшись без мужа и отца, семья узнала горькую нужду. Ольге пришлось подрабатывать штопкой и вязаньем. В 1866-м она, взяв младшего ребенка, отправилась навестить супруга. Путь занял полгода, а провести вместе они смогли всего 4 дня. Николай Гаврилович умолял Ольгу отказаться от него и выйти замуж снова, но она так и не захотела этого сделать.

Смерть

Благодаря хлопотам родни Чернышевский в июне 1889 года вернулся в Саратов, однако спокойно дожить свои дни в родном городе ему было не суждено. Каторжный труд сломил его здоровье, и в 55 лет писатель был немощным стариком.

Могила Николая Чернышевского

Осенью того же года он заболел малярией и скоропостижно скончался. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг.

Могила Николая Гавриловича Чернышевского находится на Воскресенском кладбище Саратова.

Почему Николай Чернышевский прощал жене всё, даже супружеские измены

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Немного из биографии писателя

Николай Чернышевский (1828–1889) родился в Саратове в семье священника и, как полагалось в таких семьях, родители своего сына в 14-летнем возрасте определили в духовную семинарию. Проучившись там более трех лет, семинарист Чернышевский не стал даже на шаг ближе ни к Богу, ни церкви. Зато он осознал свое истинное предназначение. Вопреки воле отца, он оставляет семинарию и становится студентом историко-филологического отделения философского факультета Петербургского университета.

Этим решением он круто поменял свою судьбу, и с точки зрения обывателя — не в лучшую сторону. Ибо то, через что довелось позже пройти Николаю Гавриловичу, покажется тяжким крестом, который он добровольно взвалил себе на плечи и пронес через всю жизнь. Но это был его выбор, выбор человека, хотевшего изменить мир к лучшему, боровшегося за равноправие и равенство во всех сферах жизни. Его вольнодумство и бунтарское настроение обошлось писателю-публицисту слишком дорого: без малого 20-летняя каторга, лишившая его сил, здоровья, общения с женой и детьми, возможности заниматься любимым делом.

Единственная и на всю жизнь

В 1853 году Чернышевский поменял свой статус холостяка на статус женатого мужчины. Его выбор вызвал кардинально противоположный отклик среди родни и знакомых молодого человека. Многие считали Ольгу Сократовну Васильеву необыкновенной женщиной, верной подругой и музой писателя. А иные — очень резко осуждали ее за легкомысленное и пренебрежительное отношение к интересам и творчеству мужа. Как бы там ни было, сам же Николай Гаврилович не только обожествлял и безгранично любил свою супругу, но и «считал свой брак своеобразным «полигоном» для испытания новых прогрессивных идей».

От своего отца, саратовского доктора, девушка унаследовала свободолюбивый характер и горячий темперамент, за глаза ее звали «гусаром в юбке». Она, имея веселый нрав, умело кокетничала и, поэтому от поклонников у нее не было отбоя. Но в спутники жизни Ольга выбрала неловкого и тихого Чернышевского. И что любопытно, сначала Николай признался в любви Ольге, потом стал отговаривать ее от союза с ним, говоря о том, что увлекается «вещами, которые пахнут каторгой». Но Ольгу напугать было не так просто, и она вышла замуж за вольнодумца.

Читать еще:  Дэниел крейг признался что он гомо. Дэниел Крейг в гей-клубе

К слову сказать, и женился Николай вопреки воле отца, поэтому молодая супруга, быстро подчинив его своей воле, уговорила немедля переехать из провинциального Саратова в Петербург. Этот спешный отъезд был, скорее, похож на бегство: «бегство от родителей, от семьи, от житейских сплетен и предрассудков к новой жизни».

За десятилетие совместной жизни Ольга родила троих сыновей, средний из которых умер еще в детстве.

Полная свобода в супружеских отношениях

Согласно пропагандируемым идеям Чернышевского, свободную и равноправную жизнь необходимо было приближать и внедрять постепенно. А начинать нужно было с себя, дабы быть примером для других. Именно эти идеи молодой философ в первую очередь стал воплощать в свою семейную жизнь. Отрицая любую форму неравенства, в том числе и в семейном союзе, он считал, что нельзя рассматривать жену, как свою собственность, поэтому объявил Ольге, что предоставляет ей максимальную свободу и разрешает буквально все, вплоть до супружеских измен. Суть этой новаторской идеи для той эпохи поистине была революционной и утопической. Немногим позже личный опыт семейной жизни он отразит в любовной линии знаменитого романа «Что делать?».

В доме Чернышевских частым гостем был Иван Федорович Савицкий, революционер-подпольщик. Захаживал он к ним частенько не только по делу, а и по сердечным делам. Хозяйка дома с первой встречи очаровала его, а через время между ними возник роман. Савицкий начал убеждать жену друга бежать с ним, клянясь в вечной любви. Безусловно, Ольге льстили знаки внимания Ивана, но чтобы бежать с ним, ей даже в голову не приходило. Однажды она рассказала все мужу, а тот спокойным голосом ответил: «Ты вольна выбирать себе жизненный путь. Я же хочу одного: чтобы ты была счастлива».Разумеется, она осталась с Николаем, разве можно было уйти от такого мужчины.

Она всегда рассказывала супругу о том, что ее волновало: о танцах, прогулках, нарядах, поклонниках. А Чернышевский слушал, кивал и через пять минут забывал обо всем этом. И два таких разных человека были необыкновенно счастливы!

Из воспоминаний очевидца, гостившего в доме у Чернышевских: «…жена его милая особа, недурна собою, и супруги, кажется, до сих пор по уши влюблены друг в друга. После обеда она поила его кофе, перемешанным частыми поцелуями, села к нему на колени, обняла голову, давала по глотку кофе и по поцелую».

Наказание за мировоззрение и революционные идеи

По приезду в Петербург Чернышевский начал карьеру публициста. И совсем скоро в журнале «Современник», куда его пригласил Н.А.Некрасов, имя Николая Гавриловича стало вроде знамени, что сыграло с ним впоследствии злую шутку.

В конце 50-х с приходом к власти Александра II, названного проводником широкомасштабных реформ, постепенно начали происходить перемены: послабление цензуры, отмена крепостного права. Однако революционно настроенным слоям русской интеллигенции этого было мало. Во многом вдохновляемые публикациями Чернышевского, ее представители готовили крестьянское восстание, В результате в Петербурге начали организовываться революционные кружки, распространяться прокламации в виде листовок, подчас с достаточно кровожадным текстом, призывающим к восстанию и свержению существующего строя.

Безусловно, власть ввела жесткие меры, чтобы остановить это движение. Начались массовые аресты. Чернышевский также был арестован, и невзирая на то, что его причастность к беспорядкам и текстам прокламаций доказана не была, он был признан виновным и осужден на четырнадцать лет каторжных работ в Сибири и пожизненное поселение там же. Позже своим указом император заменил 14 лет на 7.

В мае 1864-го над заключенным был публично совершен обряд «гражданской казни». Николая Гавриловича вывели на площадь с табличкой на груди, которая гласила «государственный преступник», приковали цепями к столбу и, сломав над его головой шпагу, оставили стоять в течение нескольких часов у «столба позора».

Любовь через годы и через расстояние

Чернышевскому было 34, когда его арестовали. Двадцать следующих лет уже сложно было назвать жизнью: полтора года заточения в Петропавловской крепости, гражданская казнь, каторга, ссылка в Якутию. Его жена Ольга, совершенно не способная ни на какие подвиги и самоотречения, через два года ссылки мужа, взяла сыновей и отправилась к нему в Сибирь. Однако через пять дней уже отбыла обратно — Николай Гаврилович буквально заставил ее уехать и никогда больше не возвращаться.

Революционно настроенного Чернышевского мало интересовали собственные трудности. Он больше всего был обеспокоен положением, свалившимся по его вине на плечи его жены.
Даже в самые тяжелые каторжные годы он пытался заботиться о ней. Собирая копейки из скудного своего заработка, он купил ей роскошный лисий мех и переправил в Петербург.

Из сибирской ссылки Чернышевский написал жене около 300 писем, но позже прекратил переписку, решив, что чем скорее она забудет его, тем лучше для нее. В них он просил любимую женщину следить за своим здоровьем, он неоднократно писал, что половое воздержание противопоказано женщинам и отрицательно на них влияет. Он умолял Ольгу Сократовну отказаться от него и выйти замуж за другого, но та решила этого не делать. У Ольги, безусловно, были романы с мужчинами, в чем честно признавалась в письмах мужу. А тот любил ее безмерно, и эти чувства сохранил на всю жизнь.

Свобода и смерть

По истечении 10 лет каторги Чернышевскому было предложено подать прошение о помиловании, однако тот наотрез отказался. И лишь спустя двадцать лет друзья и родственники смогли добиться для него помилования: ссылка в Сибири была заменена ссылкой в Астрахань.

Чернышевскому было всего 55, а выглядел он изможденным стариком. По дороге в Астрахань ему было разрешено заехать в родной Саратов, повидаться с женой и сестрой Варей. Встречала Ольга Сократовна своего мужа, выглядевшего замученным и больным, в новом праздничном платье, специально сшитом по этому поводу, а сестра укоризненно смотря на нее, рыдала. Ольга позже писала своим родным в Петербург о том, чего ей стоило это напускное веселье: «Я все время старалась быть веселой. Пусть люди опять говорят, что я бесчувственная. Делаю так потому, что так нужно».

Когда время свидания окончилось, Николай Гаврилович отправился в дорогу. А Ольга Сократовна подхватила заранее собранные вещи — ей надо было успеть на последний пароход до Астрахани. Осенью того же года Николай Чернышевский заболел малярией и скоропостижно скончался. Причиной смерти доктора констатировали кровоизлияние в мозг.

«Любовь долго продолжаться не может…» — так писал Чернышевский в молодые, но в его судьбе все произошло как раз наоборот. Свою свободную любовь он пронес через всю жизнь.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://www.syl.ru/article/295023/nikolay-gavrilovich-chernyishevskiy-biografiya-semya-tvorchestvo
http://24smi.org/celebrity/22975-nikolai-chernyshevskii.html
http://kulturologia.ru/blogs/011019/44283/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector