4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чернышевский родился в семье. Николай гаврилович чернышевский

Николай Гаврилович Чернышевский: биография, семья, творчество

Чернышевский Николай Гаврилович – видный общественный деятель XIX века. Знаменитый русский писатель, критик, ученый, философ, публицист. Самое известное его произведение – роман «Что делать?», который оказал очень большое влияние на общество своего времени. В этой статье мы поговорим о жизни и творчестве автора.

Чернышевский: биография. Детство и юность

Родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове. Его отец был протоиреем местного Александро-Невского кафедрального собора, происходил из крепостных крестьян села Чернышева, отсюда берет начало и фамилия. Первое время обучался дома под надзором отца и двоюродной сестры. Был также у мальчика француз-гувернер, обучавший его языку.

В 1846 году Чернышевский Николай Гаврилович поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение. Уже в это время начинает складываться круг интересов будущего писателя, которые позднее найдут отражение в его произведениях. Юноша изучает русскую литературу, читает Фейербаха, Гегеля, философов-позитивистов. Чернышевский осознает, что главное в человеческих поступках – это польза, а не отвлеченные идеи и бесполезная эстетика. Наибольшее впечатление на него произвели работы Сен-Симона и Фурье. Их мечта об обществе, где все равны, показалась ему вполне реальной и достижимой.

Окончив в 1850 году университет, Чернышевский возвратился в родной Саратов. Здесь он занял место учителя словесности в местной гимназии. От учеников он нисколько не скрывал своих бунтарских идей и явно думал больше о том, как преобразить мир, нежели об обучении детей.

Переезд в столицу

В 1853 году Чернышевский (биография писателя представлена в этой статье) решает бросить преподавание и перебраться в Петербург, где начинает публицистическую карьеру. Очень быстро он стал самым видным представителем журнала «Современник», куда его пригласил Н. А. Некрасов. В начале своего сотрудничества с изданием Чернышевский сосредоточил все свое внимание на проблемах литературы, поскольку политическая ситуация в стране не позволяла открыто высказываться на более животрепещущие темы.

Параллельно с работой в «Современнике» писатель в 1855 году защищает диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности». В ней он отрицает принципы «чистого искусства» и формулирует новое воззрение – «прекрасное – есть сама жизнь». По мнению автора, искусство должно служить на благо людям, а не превозносить самое себя.

Эту же мысль Чернышевский развивает в «Очерках гоголевского периода», опубликованных в «Современнике». В этом труде он проанализировал самые известные произволения классиков с точки зрения озвученных им принципов.

Новые порядки

Столь необычными взглядами на искусство и прославился Чернышевский. Биография писателя говорит о том, что у него были как сторонники, так и ярые противники.

С приходом к власти Александра II политическая обстановка в стране резко изменилась. И многие темы, которые раньше считались запретными, стало разрешено обсуждать публично. Кроме того, вся страна ждала от монарха реформ и значительных перемен.

«Современник», возглавляемый Добролюбовым, Некрасовым и Чернышевским, не остался в стороне и участвовал во всех политических обсуждениях. Активнее всех печатался Чернышевский, который старался высказать свое мнение по любому вопросу. Кроме того, он занимался рецензированием литературных произведений, оценивая их с точки зрения полезности обществу. В этом отношении от его нападок сильно пострадал Фет, вынужденный в итоге покинуть столицу.

Однако наибольший резонанс получило известие об освобождении крестьян. Сам Чернышевский воспринял реформу как начало еще более серьезных изменений. О чем часто писал и говорил.

Арест и ссылка

Творчество Чернышевского привело к аресту. Случилось это 12 июня 1862 года, писатель был взят под стражу и заключен в Петропавловскую крепость. Обвиняли его в составлении прокламации под названием «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Это воззрение было написано от руки и передано человеку, который оказался провокатором.

Еще одним поводом для ареста стало перехваченное тайной полицией письмо Герцена, в котором было высказано предложение выпускать в Лондоне запрещенный «Современник». При этом Чернышевский выступал в роли посредника.

Следствие по делу велось полтора года. Писатель все это время не сдавался и активно боролся со следственным комитетом. Протестуя против действий тайной полиции, он объявил голодовку, которая длилась 9 дней. Одновременно с этим Чернышевский не оставил свое призвание и продолжал писать. Именно здесь им был написан роман «Что делать?», позднее изданный частями в «Современнике».

Вердикт писателю был вынесен 7 февраля 1864 года. В нем сообщалось, что Чернышевского приговорили к 14 годам каторжных работ, после которых он должен будет навсегда поселиться в Сибири. Однако Александр II лично сократил время каторги до 7 лет. В общей сложности в заключении писатель провел более 20 лет.

За 7 лет Чернышевского не раз переводили из одной тюрьмы в другую. Он побывал в Нерчинской каторге, Кадаинской и Акатуйской тюрьмах и Александрийском Заводе, где до сих пор сохранился дом-музей имени писателя.

После окончания каторжных работ, в 1871 году, Чернышевского отправили в Вилюйск. Через три года ему официально было предложено освобождение, но писатель отказался писать ходатайство о помиловании.

Взгляды

Философские взгляды Чернышевского на протяжении его жизни были резко бунтарскими. Писателя можно назвать прямым последователем русской революционно-демократической школы и прогрессивной западной философии, в особенности социал-утопистов. Увлечение в университетские годы Гегелем привело к критике идеалистических воззрений христианства и либеральной морали, которую писатель считал «рабской».

Философию Чернышевского называют монистической и связывают ее с антропологическим материализмом, так как он акцентировал внимание на вещном мире, пренебрегая духовностью. Он был уверен, что естественные потребности и обстоятельства формируют нравственное сознание человека. Если удовлетворить все потребности людей, то личность расцветет и не будет никаких нравственных патологий. Но чтобы этого достичь, нужно серьезно изменить условия жизни, а это возможно только через революцию.

Его этические нормы базируются на антропологических принципах и концепции разумного эгоизма. Человек относится к миру природы и подчиняется ее законам. Чернышевский не признавал свободы воли, заменяя ее принципом причинности.

Личная жизнь

Довольно рано женился Чернышевский. Биография писателя говорит о том, что это произошло в 1853 году в Саратове, избранницей стала Ольга Сократовна Васильева. Девушка имела большой успех в местном обществе, но почему-то предпочла тихого и неловкого Чернышевского всем своим поклонникам. В браке у них родились два мальчика.

Читать еще:  Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь. Еще народу русскому пределы не поставлены Аргументация

Семья Чернышевского жила счастливо до тех пор, пока писателя не арестовали. После того как его отправили на каторгу, Ольга Сократовна навестила его в 1866 году. Однако ехать в Сибирь вслед за мужем отказалась – ей не подходил местный климат. Двадцать лет она прожила одна. За это время у красивой женщины сменилось несколько любовников. Писатель нисколько не порицал связей жены и даже писал ей о том, что женщине вредно долго оставаться одной.

Чернышевский: факты из жизни

Приведем несколько примечательных событий из жизни автора:

  • Маленький Николай был невероятно начитан. За свою любовь к книгам он даже получил прозвище «библиофаг», то есть «пожиратель книг».
  • Цензура пропустила роман «Что делать?», не заметив в нем революционной тематики.
  • В служебной переписке и документации тайной полиции писателя называли «врагом Российской империи номер один».
  • Ф. М. Достоевский был ярым идейным противником Чернышевского и откровенно с ним спорил в своих «Записках из подполья».

Самое известное произведение

Поговорим о книге «Что делать?». Роман Чернышевского, как уже отмечалось выше, был написан во время ареста в Петропавловской крепости (1862-1863). И, по сути, являлся ответом произведению Тургенева «Отцы и дети».

Готовые части рукописи писатель передавал в следственную комиссию, которая вела его дело. Цензор Бекетов проглядел политическую направленность романа, за что вскоре был отстранен от должности. Однако это не помогло, так как произведение к тому времени уже было опубликовано в «Современнике». Номера журнала попали под запрет, но текст уже был не раз переписан и в таком виде разошелся по всей стране.

Настоящим откровением стала для современников книга «Что делать?». Роман Чернышевского мгновенно стал бестселлером, его читали и обсуждали все. В 1867 году произведение было издано в Женеве силами русской эмиграции. После этого его перевели на английский, сербский, польский, французский и другие европейские языки.

Последние годы жизни и смерть

В 1883 году Чернышевскому разрешают переехать в Астрахань. К этому времени он уже был больным человеком преклонных лет. В эти годы за него начинает хлопотать сын Михаил. Благодаря его стараниям писатель в 1889 г. переселяется в Саратов. Однако в этом же году он заболевает малярией. Скончался автор 17 (29) октября от кровоизлияния в мозг. Был похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.

Память о Чернышевском жива до сих пор. Его произведения продолжают читать и изучать не только литературоведы, но и историки.

Николай Чернышевский

Биография

Русский философ-утопист Николай Чернышевский, сын саратовского протоиерея, должен был сделать блестящую духовную карьеру, но годы учебы в семинарии и университете отвратили его сердце от религии. В итоге он стал выдающимся литературным критиком-демократом.

Портрет Николая Чернышевского

Вольнодумство обошлось писателю дорого: без малого 20-летняя каторга лишила его сил, здоровья, общения с семьей и возможности работать, однако его биография стала источником вдохновения для нового поколения, а труды наложили огромный отпечаток на последующее развитие социальной философии и литературы.

Детство и юность

Николай родился в Саратове 12 (24) июля 1828 года. Его отец Гаврила Чернышевский был священником и для тех лет весьма образованным человеком, стремившимся обеспечить своим детям достойное будущее. Детство маленький Коля провел над книгами. Начитанность и кругозор мальчика поражали не только сверстников, но и взрослых друзей отца.

Николай Чернышевский в молодости

В 1842 году младший Чернышевский поступил в духовную семинарию. Качество преподавания в учебном заведении его не устроило, и юноша восполнял его с помощью самообразования, изучая географию, словесность, грамматику и языки. Проучившись 4 года в семинарии, Николай подал документы в Петербургский университет на факультет истории и филологии.

Литературная деятельность и книги

Во время студенчества мировоззрение будущего революционера сложилось окончательно. Он стал сознательно готовить себя к просветительской работе и начал писать художественные произведения. Несмотря на то, что Николай ранее учился в духовном учебном заведении и вообще был выходцем из религиозной семьи, доктрину официального православия он решительно отверг.

Книги Николая Чернышевского

Через 2 года Чернышевский вместе с молодой женой вернулся в Петербург. Ему предложили место учителя в кадетском корпусе, и он с удовольствием согласился, увидев в этом возможность пропаганды своих идей. Учителем Николай Гаврилович был неплохим, хоть и чересчур лояльным, но с коллегами отношения у него не заладились: после одного особенно громкого скандала педагог уволился.

В 1853 году Чернышевский стал публиковаться в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях». Начав с коротких заметок, он постепенно перешел к программным статьям. Через год автор перешел в «Современник». Несмотря на революционные взгляды, Николай Гаврилович все же не хотел превращать издание в трибуну опасных для того времени идей и на этой почве поругался с либеральными литераторами Анненковым, Дружининым, Тургеневым и Боткиным.

Философские и политические взгляды

В 1855 году Чернышевский защитил диссертацию, посвященную вопросам отношения искусства к явлениям реального мира. Его выступление вызвало общественный резонанс, поскольку резкую критику идеализма и теории «чистого», оторванного от действительности искусства многие расценили как дерзость и попытку расшатать традиционные устои.

Памятник Николаю Чернышевскому в Саратове

Представителям власти также не понравилась позиция молодого ученого: А. С. Норов, бывший тогда министром просвещения, выступил против присуждения Чернышевскому ученой степени. Николай Гаврилович получил звание магистра русской словесности лишь 3 года спустя, когда Норова на посту сменил Е. П. Ковалевский.

В это же время писатель возглавил журнал «Военный сборник». Его привлечение к редактированию издания было не случайным: Чернышевского пригласили, чтобы вести на этом посту пропагандистскую деятельность, ведь, по замыслу тогдашних революционеров, армия должна была стать главной движущей силой грядущих перемен. Там Чернышевский познакомился с Огаревым и Герценом. Вместе они стали родоначальниками народничества и основали тайное общество «Земля и воля».

Арест и ссылка

В 1861 году деятельность Николая Гавриловича обратила на себя пристальное внимание полиции, и над ним установили тайный надзор. Редактора «Военного сборника» и автора «Современника» заподозрили в составлении революционных воззваний и возбуждении враждебных чувств к действующей власти (эти обвинения были зафиксированы в служебной записке, составленной главным жандармом Долгоруковым). Кроме того, Чернышевского подозревали в причастности к пожарам, случившимся в Петербурге в 1862 году.

Николай Чернышевский

Вскоре «Современник» закрыли, а через месяц Николая Гавриловича арестовали, поместив в одиночную камеру Петропавловской крепости. Формальным поводом для ареста стало перехваченное полицией письмо Герцена к Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского – якобы он планировал организовать работу запрещенного «Современника» в Великобритании. Кроме того, Николаю Гавриловичу предъявили обвинение в изготовлении прокламаций, призывающих крестьян к восстанию против помещиков.

Следствие по делу революционера длилось 1,5 года. Комиссия для подтверждения виновности Чернышевского использовала и незаконные методы – показания подставных свидетелей, фальшивые документы. Чтобы привлечь внимание к несправедливости, узник объявил 9-дневную голодовку, но это не помогло.

Читать еще:  Развитие классицизма. Классицизм как литературное направление

Николай Чернышевский в тюрьме

Даже в тюрьме ученый продолжал работу, написав больше 200 листов текста. В заточении он закончил роман «Что делать?». Интересный факт – произведение приняли и опубликовали, несмотря на положение его автора.

В 1864 году Николаю Гавриловичу объявили приговор: 14-летняя каторга в Сибири и пожизненное поселение там же. По личному пожеланию императора каторжный срок был уменьшен вдвое, однако в итоге писатель провел в ссылке 19 с лишним лет. Гражданская казнь Чернышевского – унизительное наказание в виде публичного лишения всех чинов и привилегий – состоялась 19 мая 1864 года на Конной площади Санкт-Петербурга.

Памятник Николаю Чернышевскому в Санкт-Петербурге

Узника переправили на Нерчинскую каторгу, а позднее сослали в Вилюйск. Через 10 лет Чернышевскому официально предложили подать прошение о помиловании, однако он отказался. Товарищи по революционному кружку сделали несколько попыток освободить его, но домой в Саратов Чернышевский в итоге вернулся не скоро.

В конце концов, друзья и родственники смогли добиться, чтобы его перевели из Сибири в Астрахань. Император пошел на этот шаг из страха перед новыми беспорядками, ведь «Земля и воля» тогда уже показала себя как общественно опасная организация, и накалять обстановку не хотелось.

Личная жизнь

Писатель был женат. Его избранницей стала Ольга Сократовна Васильева, с которой они обвенчались в 1853 году. Жена слыла весьма оригинальной личностью, и выбор Чернышевского одобрили далеко не все: Ольгу обвиняли в легкомыслии и равнодушии к творчеству супруга, однако сам Николай Гаврилович был в восторге. Его любовь к жене стала слепой и безусловной, и он считал брак способом испытания новых идей, пытаясь построить равные отношения, чтобы искоренить рабство и угнетение женщин в семье.

Ольга Сократовна Чернышевская

При знакомстве Чернышевский честно предупредил, что увлекается «вещами, которые пахнут каторгой», но Ольгу это не остановило. Получив ее согласие на брак, писатель завел «Дневник моих отношений с той, которая теперь составляет мое счастье» и начал воплощать в семейной жизни свои революционные идеи.

Чернышевский заявлял, что оба супруга равны по правам и обязанностям, что для того времени было весьма смелой позицией. В браке он предоставил Ольге полную свободу, вплоть до измен, считая, что она вправе распоряжаться собой, как пожелает. Когда у жены начался роман с другом семьи Иваном Савицким, он предложил отпустить ее, уверяя, что ничего не желает так, как ее счастья. Ольга, восхитившись таким великодушием, предпочла остаться с мужем.

Николай Чернышевский и его жена Ольга

Личный опыт Чернышевского позже лег в основу любовной линии романа «Что делать?», а описанные им отношения одной женщины и двух мужчин надолго остались в западной литературе под названием «русский треугольник».

Родственники Николая Гавриловича смотрели на его избранницу «косо», а в родном Саратове о личной жизни пары постоянно ходили неприятные сплетни и слухи. Отъезд молодой семьи в Петербург больше напоминал бегство от предрассудков и старых устоев. Масла в огонь подливал и тот факт, что свадьба состоялась слишком поспешно – незадолго до этого у Николая Гавриловича умерла мать, однако он отказался выдерживать положенный траур.

Николай Чернышевский на смертном одре

Вместе Чернышевские прожили 9 лет, но судьба отобрала у них целых 20 лет семейного счастья. Из сибирской ссылки философ написал жене 300 писем, но позже прекратил переписку, решив, что чем скорее Ольга забудет его, тем лучше.

К моменту его отъезда у супругов уже подрастали трое сыновей – Михаил, Виктор и Александр, и, оставшись без мужа и отца, семья узнала горькую нужду. Ольге пришлось подрабатывать штопкой и вязаньем. В 1866-м она, взяв младшего ребенка, отправилась навестить супруга. Путь занял полгода, а провести вместе они смогли всего 4 дня. Николай Гаврилович умолял Ольгу отказаться от него и выйти замуж снова, но она так и не захотела этого сделать.

Смерть

Благодаря хлопотам родни Чернышевский в июне 1889 года вернулся в Саратов, однако спокойно дожить свои дни в родном городе ему было не суждено. Каторжный труд сломил его здоровье, и в 55 лет писатель был немощным стариком.

Могила Николая Чернышевского

Осенью того же года он заболел малярией и скоропостижно скончался. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг.

Могила Николая Гавриловича Чернышевского находится на Воскресенском кладбище Саратова.

Почему Николай Чернышевский прощал жене всё, даже супружеские измены

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Немного из биографии писателя

Николай Чернышевский (1828–1889) родился в Саратове в семье священника и, как полагалось в таких семьях, родители своего сына в 14-летнем возрасте определили в духовную семинарию. Проучившись там более трех лет, семинарист Чернышевский не стал даже на шаг ближе ни к Богу, ни церкви. Зато он осознал свое истинное предназначение. Вопреки воле отца, он оставляет семинарию и становится студентом историко-филологического отделения философского факультета Петербургского университета.

Этим решением он круто поменял свою судьбу, и с точки зрения обывателя — не в лучшую сторону. Ибо то, через что довелось позже пройти Николаю Гавриловичу, покажется тяжким крестом, который он добровольно взвалил себе на плечи и пронес через всю жизнь. Но это был его выбор, выбор человека, хотевшего изменить мир к лучшему, боровшегося за равноправие и равенство во всех сферах жизни. Его вольнодумство и бунтарское настроение обошлось писателю-публицисту слишком дорого: без малого 20-летняя каторга, лишившая его сил, здоровья, общения с женой и детьми, возможности заниматься любимым делом.

Единственная и на всю жизнь

В 1853 году Чернышевский поменял свой статус холостяка на статус женатого мужчины. Его выбор вызвал кардинально противоположный отклик среди родни и знакомых молодого человека. Многие считали Ольгу Сократовну Васильеву необыкновенной женщиной, верной подругой и музой писателя. А иные — очень резко осуждали ее за легкомысленное и пренебрежительное отношение к интересам и творчеству мужа. Как бы там ни было, сам же Николай Гаврилович не только обожествлял и безгранично любил свою супругу, но и «считал свой брак своеобразным «полигоном» для испытания новых прогрессивных идей».

От своего отца, саратовского доктора, девушка унаследовала свободолюбивый характер и горячий темперамент, за глаза ее звали «гусаром в юбке». Она, имея веселый нрав, умело кокетничала и, поэтому от поклонников у нее не было отбоя. Но в спутники жизни Ольга выбрала неловкого и тихого Чернышевского. И что любопытно, сначала Николай признался в любви Ольге, потом стал отговаривать ее от союза с ним, говоря о том, что увлекается «вещами, которые пахнут каторгой». Но Ольгу напугать было не так просто, и она вышла замуж за вольнодумца.

Читать еще:  Раскольников и его двойники в романе преступление наказание. «Двойники» Раскольникова в романе Ф

К слову сказать, и женился Николай вопреки воле отца, поэтому молодая супруга, быстро подчинив его своей воле, уговорила немедля переехать из провинциального Саратова в Петербург. Этот спешный отъезд был, скорее, похож на бегство: «бегство от родителей, от семьи, от житейских сплетен и предрассудков к новой жизни».

За десятилетие совместной жизни Ольга родила троих сыновей, средний из которых умер еще в детстве.

Полная свобода в супружеских отношениях

Согласно пропагандируемым идеям Чернышевского, свободную и равноправную жизнь необходимо было приближать и внедрять постепенно. А начинать нужно было с себя, дабы быть примером для других. Именно эти идеи молодой философ в первую очередь стал воплощать в свою семейную жизнь. Отрицая любую форму неравенства, в том числе и в семейном союзе, он считал, что нельзя рассматривать жену, как свою собственность, поэтому объявил Ольге, что предоставляет ей максимальную свободу и разрешает буквально все, вплоть до супружеских измен. Суть этой новаторской идеи для той эпохи поистине была революционной и утопической. Немногим позже личный опыт семейной жизни он отразит в любовной линии знаменитого романа «Что делать?».

В доме Чернышевских частым гостем был Иван Федорович Савицкий, революционер-подпольщик. Захаживал он к ним частенько не только по делу, а и по сердечным делам. Хозяйка дома с первой встречи очаровала его, а через время между ними возник роман. Савицкий начал убеждать жену друга бежать с ним, клянясь в вечной любви. Безусловно, Ольге льстили знаки внимания Ивана, но чтобы бежать с ним, ей даже в голову не приходило. Однажды она рассказала все мужу, а тот спокойным голосом ответил: «Ты вольна выбирать себе жизненный путь. Я же хочу одного: чтобы ты была счастлива».Разумеется, она осталась с Николаем, разве можно было уйти от такого мужчины.

Она всегда рассказывала супругу о том, что ее волновало: о танцах, прогулках, нарядах, поклонниках. А Чернышевский слушал, кивал и через пять минут забывал обо всем этом. И два таких разных человека были необыкновенно счастливы!

Из воспоминаний очевидца, гостившего в доме у Чернышевских: «…жена его милая особа, недурна собою, и супруги, кажется, до сих пор по уши влюблены друг в друга. После обеда она поила его кофе, перемешанным частыми поцелуями, села к нему на колени, обняла голову, давала по глотку кофе и по поцелую».

Наказание за мировоззрение и революционные идеи

По приезду в Петербург Чернышевский начал карьеру публициста. И совсем скоро в журнале «Современник», куда его пригласил Н.А.Некрасов, имя Николая Гавриловича стало вроде знамени, что сыграло с ним впоследствии злую шутку.

В конце 50-х с приходом к власти Александра II, названного проводником широкомасштабных реформ, постепенно начали происходить перемены: послабление цензуры, отмена крепостного права. Однако революционно настроенным слоям русской интеллигенции этого было мало. Во многом вдохновляемые публикациями Чернышевского, ее представители готовили крестьянское восстание, В результате в Петербурге начали организовываться революционные кружки, распространяться прокламации в виде листовок, подчас с достаточно кровожадным текстом, призывающим к восстанию и свержению существующего строя.

Безусловно, власть ввела жесткие меры, чтобы остановить это движение. Начались массовые аресты. Чернышевский также был арестован, и невзирая на то, что его причастность к беспорядкам и текстам прокламаций доказана не была, он был признан виновным и осужден на четырнадцать лет каторжных работ в Сибири и пожизненное поселение там же. Позже своим указом император заменил 14 лет на 7.

В мае 1864-го над заключенным был публично совершен обряд «гражданской казни». Николая Гавриловича вывели на площадь с табличкой на груди, которая гласила «государственный преступник», приковали цепями к столбу и, сломав над его головой шпагу, оставили стоять в течение нескольких часов у «столба позора».

Любовь через годы и через расстояние

Чернышевскому было 34, когда его арестовали. Двадцать следующих лет уже сложно было назвать жизнью: полтора года заточения в Петропавловской крепости, гражданская казнь, каторга, ссылка в Якутию. Его жена Ольга, совершенно не способная ни на какие подвиги и самоотречения, через два года ссылки мужа, взяла сыновей и отправилась к нему в Сибирь. Однако через пять дней уже отбыла обратно — Николай Гаврилович буквально заставил ее уехать и никогда больше не возвращаться.

Революционно настроенного Чернышевского мало интересовали собственные трудности. Он больше всего был обеспокоен положением, свалившимся по его вине на плечи его жены.
Даже в самые тяжелые каторжные годы он пытался заботиться о ней. Собирая копейки из скудного своего заработка, он купил ей роскошный лисий мех и переправил в Петербург.

Из сибирской ссылки Чернышевский написал жене около 300 писем, но позже прекратил переписку, решив, что чем скорее она забудет его, тем лучше для нее. В них он просил любимую женщину следить за своим здоровьем, он неоднократно писал, что половое воздержание противопоказано женщинам и отрицательно на них влияет. Он умолял Ольгу Сократовну отказаться от него и выйти замуж за другого, но та решила этого не делать. У Ольги, безусловно, были романы с мужчинами, в чем честно признавалась в письмах мужу. А тот любил ее безмерно, и эти чувства сохранил на всю жизнь.

Свобода и смерть

По истечении 10 лет каторги Чернышевскому было предложено подать прошение о помиловании, однако тот наотрез отказался. И лишь спустя двадцать лет друзья и родственники смогли добиться для него помилования: ссылка в Сибири была заменена ссылкой в Астрахань.

Чернышевскому было всего 55, а выглядел он изможденным стариком. По дороге в Астрахань ему было разрешено заехать в родной Саратов, повидаться с женой и сестрой Варей. Встречала Ольга Сократовна своего мужа, выглядевшего замученным и больным, в новом праздничном платье, специально сшитом по этому поводу, а сестра укоризненно смотря на нее, рыдала. Ольга позже писала своим родным в Петербург о том, чего ей стоило это напускное веселье: «Я все время старалась быть веселой. Пусть люди опять говорят, что я бесчувственная. Делаю так потому, что так нужно».

Когда время свидания окончилось, Николай Гаврилович отправился в дорогу. А Ольга Сократовна подхватила заранее собранные вещи — ей надо было успеть на последний пароход до Астрахани. Осенью того же года Николай Чернышевский заболел малярией и скоропостижно скончался. Причиной смерти доктора констатировали кровоизлияние в мозг.

«Любовь долго продолжаться не может…» — так писал Чернышевский в молодые, но в его судьбе все произошло как раз наоборот. Свою свободную любовь он пронес через всю жизнь.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://www.syl.ru/article/295023/nikolay-gavrilovich-chernyishevskiy-biografiya-semya-tvorchestvo
http://24smi.org/celebrity/22975-nikolai-chernyshevskii.html
http://kulturologia.ru/blogs/011019/44283/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector