0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что создаёт музыкальный критик? Критика в России. Издания, подготовленные преподавателями, магистрантами и выпускниками

Музыкальная критика

Первая в России магистерская программа, готовящая критиков, кураторов и экспертов в сфере академической музыки и музыкальной жизни, сотрудников редакционно-издательских отделов и пресс-служб музыкальных театров, концертных организаций и фестивалей.

В процессе обучения магистранты овладевают практическими навыками в Александринском театре и Академии молодых композиторов, на Дягилевском фестивале в Перми и на фестивале «Золотая маска» в Москве, на фестивалях Earlymusic и reMusik, а также на ежегодном фестивале в Бард-колледже (США).

Выпускники программы, помимо диплома СПбГУ, получают диплом Бард-колледжа и имеют хорошие перспективы трудоустройства, связанные с острой нехваткой в отечественном культурном пространстве кадров соответствующей квалификации.

Основные курсы

Мне лично уже трудно представить Дягилевский фестиваль без студентов магистратуры «Музыкальная критика». Еще сложнее — без премии «Резонанс», которую придумали и сделали выпускницы программы Анастасия Зубарева и Анна Инфантьева. Каждый год с учениками Ольги Манулкиной мы рассказываем нашим зрителям о том, что происходит на Дягилевском фестивале: делаем интервью, пишем новости, публикуем небольшие рецензии. Выпускники программы, уже состоявшиеся музыкальные критики, Богдан Королёк и Ольга Макарова в этом году стали не только нашими авторами, но и ведущими Лаборатории современного зрителя. Могу с уверенностью сказать: впереди у нас еще много совместных проектов.

Василий Ефремов

Руководитель отдела по связям с общественностью Пермского театра оперы и балета

С магистрантами программы «Музыкальная критика» Большой театр знаком почти с ее рождения — с осени 2012 года. Многие из них активно пишут, переводят, редактируют статьи для буклетов, программок, сайта театра и разнообразных проектов, связанных как с оперой, так и с балетом. Авторов, умеющих лаконично, увлекательно и очень точно писать о музыке, всегда не хватает. Выпускники программы «Музыкальная критика» это умеют, и читать написанные ими статьи или записанные ими интервью — одно удовольствие.

Татьяна Белова

Начальник литературно-издательского отдела Большого театра России

Тексты магистрантов программы «Музыкальная критика» — в буклетах, постах в соцсетях, рецензиях на «Кольте» — узнаваемы по нескольким абзацам. Пишущих отличает эрудированность, крепкая профессиональная подготовка, изящная ирония и жажда поделиться со слушателями своими соображениями. Авторы все разные, но для меня они — «одной крови», их учителя когда-то работали в «Коммерсанте», и, как следствие, научили своих студентов: проверять факты, не доверять авторитетам, писать емко, доступно и образно. Работать с такими коллегами приятно и весело.

Анна Петрова

Начальник издательского отдела Мариинского театра

Что создаёт музыкальный критик? Критика в России. Издания, подготовленные преподавателями, магистрантами и выпускниками

Татьяна Александровна Курышева

Музыкальная журналистика и музыкальная критика. Учебное пособие

В программу музыковедческого образования входит специальный курс под названием «музыкальная критика». В таком названии есть неточность. Музыкальная культура в своем историческом развитии оставила большое музыкально-критическое наследие, однако цель учебной дисциплины заключена не столько в освоении существующего творческого багажа – это скорее задача курсов истории музыки, сколько в овладении самими принципами данной профессиональной творческой деятельности. А деятельность эта, если быть точными, – музыкальная журналистика, включая и важнейшее для нее музыкально-критическое направление. Поэтому настоящее пособие и называется «Музыкальная журналистика и музыкальная критика» и охватывает все стороны профессии. Именно в облике «музыкальной журналистики» ведется данный курс в Московской консерватории. Он имеет научно-практическую направленность.

Сочетание научных и практических целей отражается и в структуре книги. В ней две части: «Теоретические основы музыкальной журналистики и музыкальной критики» и «Музыкальное творчество – главный объект музыкальной критики». Первая часть, состоящая из трех разделов (внутри них располагаются главы, обозначенные сдвоенной цифрой), предлагает своего рода научную базу изучаемой области музыкально-культурного процесса. В ней с разных сторон рассматриваются основные составляющие журналистской деятельности в сфере музыки. Вторая часть, включающая четыре раздела (4–7), обращена непосредственно к творчеству, на которое направлен оценочный взгляд музыкального критика. Среди объектов внимания музыкально-критической журналистики – новая музыка во всем спектре стилей и техник, современное исполнительство, современные музыкально-сценические искусства, театрально-концертная практика, массовая музыкальная культура – все, что «бурлит и пенится» вокруг.

Читать еще:  Аркадий гайдар почему такой псевдоним. Андрей Петрович Гайдар выбрал такой псевдоним потому что

Разумеется, нет ни возможности, ни необходимости охватить в одной книге все стороны современной творческой жизни. В предлагаемом учебном пособии делается попытка показать будущему специалисту – куда и какими глазами смотреть, как воспринимать и оценивать, какими словами выражать свое отношение к художественным явлениям. Это очень сложный, личностный творческий процесс. Учебное пособие может лишь направлять поиск «самого себя».

На примере учиться легче, поэтому в предлагаемой книге широко представлено «чужое слово». Музыкально-критические труды классиков, корифеев музыкальной критики и современных авторов, эстетические взгляды и философские высказывания, отражающие разные подходы к художественному творчеству, научные исследования по затрагиваемым проблемам и размышления композиторов сконцентрированы в приводимых литературных текстах. Предлагаемая вниманию художественная и критическая мысль о музыке обращена и к интеллекту, и к эмоциям читателя. Думается, она должна не только вызывать интерес, но и волновать, увлекать раскрывающимися возможностями для собственного творчества. Все источники упомянуты в Примечаниях, с самостоятельной нумерацией в каждом из семи разделов. Педагог и студент, работающие с данным учебным пособием, могут сами определить, что из приведенного они хотели бы использовать, в какой связи или по какой теме.

Отправной точкой учебного пособия послужили мои очерки «Слово о музыке», вышедшие в 1992 г. С тех пор многое изменилось, но основополагающие позиции только упрочились. И сегодня, спустя почти пятнадцать лет, хочется повторить сказанное в предисловии к прошлому изданию:

«Можно ли научить музыкальной критике и музыкальной журналистике? Положительный ответ допустим настолько, насколько он мог бы быть таковым, если аналогично был бы поставлен, например, в отношении музыкального или литературного сочинительства. Подлинный успех, оставляющий след Мастера в истории, как всегда – великая тайна творчества. Но можно раскрыть механизм действия всех составляющих данной творческой деятельности, можно преподать историю художественных образцов, наконец, можно и нужно учить приемам ремесла в высоком смысле слова, необходимым для музыканта, избирающего данную стезю. Профессионал, в отличие от дилетанта, должен знать оптимальные пути достижения искомого художественного результата».

Предлагаемое учебное пособие по музыкальной журналистике и музыкальной критике призвано внести свою посильную лепту в этот образовательный процесс.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ И МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКИ

1. Журналистика и критика в музыкально-культурном процессе

Я верю, что, рождаясь в жизнь, художественное произведение в свою очередь рождает вокруг себя энергию мысли. Критика поэтому – не непременное порицание. Ее ценность и смысл в работе мысли от данного импульса 1 .

1.1. Музыкальная журналистика и современность

Журналистику нередко называют «четвертой властью». Наряду с тремя основными, независимыми друг от друга ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной, – современная журналистика призвана со своей стороны способствовать полноценному функционированию демократического общества. Ее главное предназначение – обеспечивать обществу всестороннюю и объективную информацию обо всем, что в нем происходит. Не случайно говорят: тот, кто владеет информацией, – владеет миром. С точки зрения журналистики – «миром» общественного сознания. В новом столетии данная истина приобретает глобальный характер. К этому влечет стремительное развитие каналов массовой информации: наряду с печатным словом (прессой), с телевидением и радио, давно пришедшими в каждый дом, доминирующие позиции постепенно захватывает всемирная сеть – Интернет.

Интенсивное расширение направлений общественного интереса привело к постепенному расслоению журналистской деятельности на отдельные профессиональные сферы. Разумеется, важнейшей и сегодня остается общественно-политическая журналистика, обеспечивающая всестороннее освещение политических процессов в мировом сообществе. И с этой позиции успешный, авторитетный журналист всегда одновременно и политолог, и обществовед, и историк, и философ.

Но, наряду с общественно-политической журналистикой, все большее значение приобретают узкоспециализированные направления, охватывающие разные стороны жизни людей. Они требуют от журналиста особой, специальной подготовки в той или иной области, может быть, второго образования (или первого, предшествующего практической журналистской деятельности). Журналист должен профессионально разбираться в тонкостях предмета разговора – только информация, поступающая от лиц, владеющих спецификой освещаемой области, может стать авторитетной. В противном случае предлагаемый вниманию материал может оказаться дезинформацией, базирующейся на домыслах, сплетнях или намеренных искажениях, подброшенных заинтересованными в ложном освещении дела «знатоками». Либо, что не менее плохо, – собранием нелепостей, которые «широкий» потребитель, может быть, и «проглотит», но сведующие люди сразу поймут, что журналист некомпетентен. А это – конец для профессионала: «Единожды солгав, кто тебе поверит?…»

Читать еще:  Поделка домик деда мороза из коробки. Как сделать домик своими руками. Новогодний домик из картона

Специальная журналистика освещает разные направления, интерес к которым в обществе постоянно растет: экономика, здоровье и медицина, спорт, история и география, искусство и т. д. И, естественно, практика вербует и взращивает журналистов из специальной среды: спортивная журналистика – из спортсменов, экономическая – из экономистов, финансистов, медицинская – из врачей, художественная – из среды искусствоведов разного профиля: театроведов в освещении театрального процесса, киноведов – в сфере кино и т. п. Поток информации, сообщаемой специальной журналистикой, несет в себе – пусть в упрощенной, «адаптированной» форме – огромную познавательную энергию, расширяет круг интересов, в какой-то мере восполняя пустоты в образовании. Растущая узкая специализация в области журналистики – важнейшая примета нового времени, и эта тенденция будет только усиливаться и углубляться.

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА» ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ИСКУССТВА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» О. Б.

Транскрипт

1 О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА» ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ИСКУССТВА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» О. Б. МАНУЛКИНА 16 ФЕВРАЛЯ 2018

2 Краткая информация Программа «Музыкальная критика» создана в 2012 году; Ежегодный набор: 7-10 человек; с 2017 года вступительный экзамен проводится по портфолио; Общее число выпускников: 28 человек; С 2017 года выпускники получают второй диплом (диплом Бард-колледжа); Преимущественное трудоустройство: музыкальные и драматические театры, концертные организации

3 Специфика программы Первая в России магистерская программа, готовящая критиков, кураторов и экспертов в сфере академической музыки и музыкальной жизни; Нетрадиционно широкое понимание «музыкальной критики» как формы активности, сближающейся с кураторством; Практическая направленность; Междисциплинарность; Осмысление и исследование современной музыкальной и музыкально-театральной практики, институций и слушательской аудитории в широком гуманитарном контексте; Тесное сотрудничество со СМИ, театральными и концертными организациями

4 Цели программы Программа ориентирована на подготовку специалистов, способных, помимо традиционных форм критической работы, инициировать, планировать и реализовывать проекты в рамках современных культурных институций: Музыкальных критиков и сотрудников отделов культуры СМИ; Сотрудников пресс-служб и редакционно-издательских отделов музыкальных театров и концертных организаций; Редакторов музыкальных издательств; Кураторов музыкальных фестивалей, сезонов и специальных проектов; Интендантов музыкальных театров; Лекторов и преподавателей художественных и гуманитарных образовательных проектов

5 Преподаватели программы-1 Гершензон П.Д., балетный критик, куратор спектаклей, фестивалей и издательских проектов в театрах La Scala, Большом и Мариинском театрах, член жюри «Золотой маски»; Манулкина О. Б., кандидат искусствоведения, доцент, главный редактор научного журнала Opera musicologica; Мищенко М. П., кандидат искусствоведения, органист, доцент СПбГУ и Санкт-Петербургской консерватории; Орлов В. С., PhD (Кембриджский университет); Раннев В. В., композитор, музыкальный критик, член Союза композиторов, член жюри «Золотой маски»; Савченкова Н. М., доктор философских наук, профессор

6 Преподаватели программы-2 Третьякова Е. В., канд. иск., ВРИО проректора по учебной работе Российского гос. института сценических искусств, декан факультета музыкального театра и эстрадного искусства, проф. кафедры русского театра, член жюри «Золотой маски» Харьковский А. З., композитор, музыкальный критик, радиожурналист, автор и ведущий программы на «Радио России», преподаватель Санкт-Петербургской консерватории, член Союза журналистов и Союза композиторов Санкт-Петербурга. Ходорковская Е. С., канд. иск., доцент, зав. кафедрой междисциплинарных исследований и практик в области искусств

7 Основные курсы Оперный и балетный театр в пространстве современной культуры Музыкальные стили в исполнительских интерпретациях Современное музыковедение: ключевые концепты Музыка ХХ века: текст, техника, автор Опера: от партитуры к сцене Современная музыка. Стили и идеи Русская и советская музыка в контексте культурной и политической истории Методология описания и анализа музыкального произведения Кураторский проект в исполнительских искусствах

8 Выездные практики и стажировки Дягилевский фестиваль в Перми (ежегодно с 2013 года, заключен договор) Фестиваль и национальная премия «Золотая маска» (с 2017 года) Музыкальный фестиваль Бард-колледжа (ежегодно с 2013 года)

Читать еще:  Закаливание ребенка 9 лет. Консультация на тему: «Закаливание детей в домашних условиях

9 Образовательный background Музыковедение Исполнительские искусства Театроведение Искусствоведение Балетоведение Журналистика Филология Философия

10 Темы магистерских диссертаций Редукция вагнеровского мифа в современной массовой культуре (А. Рябин, н. рук. О. Б. Манулкина, н. конс. П. Д. Гершензон) Музыкальный театр в зеркале параллельной критики: форумы, блоги, комментарии (И. Кудрина, н. рук. Е. С. Ходорковская, н. конс. П. Д. Гершензон) Оперно-балетный театр в России как культурное гетто (А. Мельник, н. рук. В. С. Орлов, н. конс. П. Д. Гершензон) Феномен оперы в кино: способы репрезентации (Ф. Дворник, н. рук. Н. М. Савченкова) 2015 Мотивы сопротивления новациям в музыкантской среде: опыт инсайдерского наблюдения (В. Митителло, н. рук. М. Мищенко) Специфика слушательского опыта в условиях современной медийной среды (А. Жиркова Анастасия, н. рук. Е. С. Ходорковская).

11 Темы магистерских диссертаций Модели искусственной реальности в оперном театре Мартина Кушея (А. Макарова, н. рук. Н. М. Савченкова) На перекрестке классического и популярного: стратегии композитора, исполнителя и куратора в 2000-е 2010-е (А. Малаховский, н. рук. О. Б. Манулкина) 2017 Режиссерский оперный театр как территория культурного трансфера (И. Попов, н. рук. Е. С. Ходорковская) «Оперы и балеты Родиона Щедрина на Мариинской сцене: исполнение, критика, рецепция» (Н. Гергиева, н. рук. Н. А. Огаркова) Советский балет: в поисках архетипа ( ) (Б. Королек, н. рук. О. Б. Манукина, н. конс. П. Д. Гершензон)

12 Темы магистерских диссертаций Буклет как форма интеллектуального сопровождения спектакля в современной оперной индустрии: функции, стратегии, перспективы (Е. Бабурина, н. рук. В. С. Орлов, н. конс. П. Д. Гершензон) Центр барочной музыки в Версале как феномен культурной жизни Франции (П. Дорожкова, н. рук. Е. С. Ходорковская) 2019 Public musicology в ХХ и в начале ХХI веков на английском и русском: подходы и методы (М. Монахова, н. рук. О. Б. Манулкина) «Пермский Баланчин»: неоклассика как профессиональный и культурный код пермской балетной труппы (Н. Овчинникова, н. рук. О. Б. Манулкина, н. конс. П. Д. Гершензон)

13 Публикации магистрантов и выпускников (СМИ) Газеты Коммерсант Независимая газета Музыкальное обозрение Экран и сцена Газета.Ru Журналы Музыкальная жизнь Opernwelt Opera musicologica Петербургский театральный журнал Каданс Большой театр Интернет-издания Colta.ru Arzamas Афиша Maskbook (Золотая маска) Syg.ma Петербургский театрал Музыкальные сезоны Belcanto.ru

14 Публикации магистрантов и выпускников (буклеты) Большого театра Мариинского театра Екатеринбургского театра оперы и балета Пермского театра оперы и балета Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского

15 Издания, подготовленные преподавателями, магистрантами и выпускниками Век «Весны священной» век модернизма. М.: Большой театр, с. Новая русская музыкальная критика: : В 3 т. Т.1. Опера. М.: НЛО, с. Т. 2. Балет. М.: НЛО, с. Т. 3. Концерты. М.: НЛО, с. Жерар Мортье. Драматургия страсти. Сезоны Мортье. Интервью. Эссе. СПб., с. Schola criticorum. Сборник работ магистрантов программы «Музыкальная критика». СПб., с. Schola criticorum 2. Работы магистрантов программы «Музыкальная критика». СПб., с. Ая Макарова. Театр возвышенного: оперный режиссер Мартин Кушей. М.: Аграф, с.

16 Кураторские проекты магистрантов и выпускников Премия для молодых музыкальных критиков «Резонанс» Детский абонемент «Школа новой музыки» на Новой сцене Александринского театра Балет «Дивертисмент короля» в Мариинском театре Выставка Ballet Imperial в Екатеринбурге (к 200-летию Мариуса Петипа)

17 Карьера выпускников Мариинский театр Михайловский театр Большой драматический театр Екатеринбургский театр оперы и балета Санкт-Петербургская филармония Театр юного зрителя Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова

18 Перспективные задачи Дальнейшая работа по продвижению программы и рекрутингу; Развитие направления public musicology (в т. ч. в издательской деятельности); Коммуникация и сотрудничество с программами по критике и кураторству: Институт театра (Золотая маска), Школа культурной журналистики (Фонд «Про Арте») The Orchestra Now (Bard College); Дальнейшая интеграция с образовательными программами бакалавриата и магистратуры Факультета свободных искусств и наук, в частности, с программами «Кураторские исследования», «Критика и теория кино», «Искусствоведение», «Литература», «Экономика».

Источники:

http://artesliberales.spbu.ru/ru/education/magistratura/muzykalnaya-kritika
http://www.litmir.me/br/?b=208803&p=12
http://docplayer.ru/71625766-O-perspektivah-razvitiya-magisterskoy-programmy-muzykalnaya-kritika-po-napravleniyu-podgotovki-iskusstva-i-gumanitarnye-nauki-o-b.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector