0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое фреска в древней руси определение. Термины и понятия в искусстве

Фреска

Найдено 10 определений термина Фреска

Фреска

рисование по сырой штукатурке. Ими украшались православные храмы Кремля в Киевской Руси

Фреска

итал. fresco – свежий) – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей.

ФРЕСКА

свежий — живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей. Так же называется произведение, выполненное в этой технике.

ФРЕСКА

Живопись по свеженанесенной (не высохшей) штукатурке красками на воде, известковом молоке, водном растворе растительного (отвар из зерен злаков) или животного клея.

Фреска

роспись стен минеральными красками, Которые наносили на сырую, непросохшую штукатурку. Такая техника живописи требовала от мастера твердой, опытной руки и быстроты работы.

ФРЕСКА

техника живописи, при к-рой краска наносится на влажную штукатурку стены, в противоположность секко, когда краски наносятся на сухую стену. Техника Ф. была широко распростр. в античности.

Фреска

техника живописи, при которой краска наносится на влажную (итал. fresko) штукатурку стены, в противоположность секко, когда краски наносятся на сухую (итал. secco) стену. Техника Ф. была широко распространена в античности.

Фреска

техника живописи красками на извести в кач-ве связующего материала, по сырой, свежеположенной штукатурке. В антич. эпоху, особенно в росписях внутр. помещений, была распространена т. н. фреска по сухому, исполнявшаяся по свежему, но подсохшему многослойному грунту (каждый слой тщательно утрамбовывался); в верх, слои добавляли мраморную пыль, позволявшую, при последующей полировке, добиться нежного блеска живописной поверхности.

Лит.: Шмид Г. Техника античной фрески и энкаустики. М.; Л., 1934.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

ФРЕСКА

(ит. fresco — свежий, сырой) — техника стенной росписи водорастворимыми красками по сырой (аффреско) или сухой (а сакко) штукатурке. Фреской также называют произведения, выполненные в этой технике. Основное связующее вещество фрески — известь. Поэтому для нее годны краски, не всту-пающие в соединения с известью. Обычно применя-ются земляные натуральные краски сдержанных тонов. При письме приходится учитывать, что при высыхании краски бледнеют. Техника чистой фрески очень сложна, потому что грунт быстро высыхает. Поэтому часто фрески исполняются по частям, изза этого меж-ду частями видны соединительные швыграницы. Очень часто роспись фрески дополняется и исправля-ется с помощью темперы.

Фреска была распространена уже в крито-микенском искусстве (II тыс. до н.э.), использовалась в античности, на Востоке. Там роспись аффреско заканчивалась с помощью темперы. Те же приемы использовались и в средневековом искусстве Западной Европы, Византии, Древней Руси. В эпоху Возрождения большое распространение получила техника аффреско без применения темперы. Фрески использовались и в последующие эпохи, причем сегодня это понятие рас-ширилось, и теперь нередко фреской называют любую стенную роспись, выполненную в любой технике.

ФРЕСКА

от итал. fresco – свежий, сырой), вид монументальной живописи. Краски наносятся непосредственно на поверхность стены, потолка, свода. Площадь, занимаемая фреской, и ее композиция зависят от архитектурных форм здания. Обычно фресками украшают интерьеры; на фасадах зданий, где они могут подвергаться вредному воздействию влаги, их размещают гораздо реже. Фреска включает в себя несколько техник: живопись водяными красками как по сырой штукатурке (аль фреско), так и по сухой (а секко); живопись известково-казеиновыми и темперными красками.

Фреска – одна из самых древних живописных техник. Подлинными ее шедеврами являются росписи древнеегипетских гробниц в Медуме, Бени-Гасане и Фивах, Кносского дворца на острове Крит (2-е тыс. до н. э.), росписи домов вПомпеях (2 в. до н. э. – 1 в. н. э.). В раннехристианском искусстве (настенные росписи катакомб), в Средние века фреска стала одним из ведущих видов живописи. Фресковые росписи широко использовались для украшения храмов (в меньшей степени – светских сооружений) как в Восточной, так и в Западной Европе. Их размещение на стенах, сводах, опорных столбах храма подчинялось четкой схеме и было связано с символикой храма. Всемирно известны византийские фрески Нерези (церковь св. Пантелеймона, 1164, Греция), Милешева (Сербия, ок. 1245 г.), росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде (1378), Андрея Рублева в Успенском соборе г. Владимира (1408), Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря (1502–03) в Вологодской оласти, росписи 17 в. в храмах Ярославля. В Западной Европе фресковая живопись переживает расцвет в романском искусстве (росписи в церквях Санта-Мария и Сан-Клементе в Тауле, Сан-Исидро в Леоне, Испания; Берзе-ла-Виль, Франция; все – 12 в.). В эпоху готики создавались фрески и на светские темы (росписи Папского дворца в Авиньоне, Франция, 14 в.).

Читать еще:  Игровой досуг в средней группе в детском саду. Познавательный вечер досуга для средней группы детского сада "Вот когда большим я стану…

В эпоху Возрождения именно во фреске были совершены новаторские открытия [росписи Джотто в капелле Скровеньи (дель Арена), Падуя, 14 в.]. Все чаще создаются фрески на светские и мифологические сюжеты (росписи братьев П. и А. Лоренцетти в палаццо Публико в Сиене, 1337–39; А. Мантеньи в «Камере дельи Спози» в замке Сан-Джорджо, 1474;Рафаэля в Ватиканском дворце, 1509–14; Дж. Б. Россо и Ф. Приматиччо во дворце Фонтенбло, 1530–40-е гг.). Высшие достижения связаны и с церковным искусством (росписи Пьеро делла Франческа в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452–66; Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане, 1508–41; «Тайная вечеря»Леонардо да Винчи в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане, 1495–98). В эпоху барокко особенное внимание уделялось росписям плафонов, где с помощью иллюзионистических приемов, сильных ракурсов создавался эффект прорыва ввысь, разверзающихся небес, стремительного взлета фигур святых. Фрески 18 в. носят преимущественно декоративный характер (Дж. Б. Тьеполо). В эпоху классицизма входит в моду подражание мотивам росписей древних Помпей. Новую популярность фреска обретает в эпоху модерна.

Термины и понятия изобразительного искусства

К изобразительному искусству относится искусство, в котором художник выражает свои мысли и чувства через изображение человека, природы, предметов , явлений видимого мира и воспринимается оно зрителем при помощи зрения. Видами изобразительного искусства являются: живопись, скульптура, графика, декоративно — прикладное искусство, архитектура.

ЖИВОПИСЬ — один из основных видов изобразительного искусства. Художник воспроизводит на холсте, дереве, плоскости стены и т.п. предметы и явления реальной или фантастической действительности. Образы в живописи цветные, их создают, нанося на плоскость слой красок.

Живопись также подразделяется по технике исполнения: т е м п е р а, м а с л я н а я , ф р е с к а, а к в а р е л ь, п а с т е л ь, м о з а и к а.

Живопись также бывает: м о н у м е н т а л ь а я ( больших размеров, связана с архитектурой — это фреска и мозаика ); с т а н к о в а я ( на картине, ограничена рамой, выполняется на мольберте масляными красками, акварелью. пастелью); д е к о р а т и в н а я (украшает предметы, архитектурные сооружения ); т е а т р а л ь н а я ( декорации для спектаклей ); м и н и а т ю р а ( очень малых размеров, на шкатулках, медальонах ).

Цвет — основное средство выразительности в живописи. Цвет бывает чистым ( локальным ) и сложным, с оттенками. Способ наложения красок также бывает разным — эти осязаемые особенности поверхности живописных произведений называют ф а к т у р о й. Благодаря фактуре можно установить авторство картины, т.к. у каждого художника своя манера живописи, как и почерк.

Кроме того, живопись делится на жанры :

  • Бытовой ( очень распространенный, изображение бытовых сцен, повседневной жизни)
  • Исторический ( изображение реальных исторических событий )
  • Портрет ( изображение человека; различают — п а р а д н ы й портрет, где главное — внешнее сходство и социальное положение человека и и н т и м н ы й, п с и х о л о г и ч е с к и й , где главное — передача внутреннего состояния человека, его душевных качеств; есть портреты обнаженных натур, которые называются н ю , но именно о б н а ж е н н ы х, а не голых, которые бывают только в бане или на пляже, а в искусстве всегда обнаженные или нагие).
  • Батальный ( изображение военных действий, сражений )
  • Пейзаж ( изображение картин природы, морской пейзаж называют » марина» )
  • Натюрморт ( в буквальном переводе с французского «мертвая природа», изображение неодушевленных предметов, домашней утвари, плодов, цветов, трофеев рыбалки и охоты и пр.)
  • Мифологический (изображение сказочных, фантастических сюжетов);
  • Анималистический ( редкий жанр, изображение животных и птиц );
  • Интерьер ( изображение помещений с мебелью. картинами и пр.).
Читать еще:  Подготовка к огэ по русскому языку - коллекция текстов для сочинений-рассуждений. Рассуждение о дружбе по тексту Нагибину И вот появился в моей жизни Павлик (ЕГЭ по русскому)

Графика — рисунок на бумаге или картоне пером, карандашом, углем, а также рисунок, воспроизведенный с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих рисунок в большом количестве. Произведения графики — это рисунки, гравюры, книжные иллюстрации, спичечные этикетки, плакаты, почтовые марки, карты, газетные карикатуры, товарные упаковки, афиши и т.п.

Скульптура — объемный вид изобразительного искусства. Объём — главное средство выразительности в скульптуре. Скульптура бывает к р у г л а я и р е л е ф. Круглую скульптуру можно посмотреть и обойти со всех сторон. А рельеф — это выпуклое изображение, частично выступающее на плоскости. Скульпторы используют разные материалы и соответственно, разные техники исполнения: из глины — лепка, из камня — высекание, из дерева — вырезание, из металла — отливка.

Декоративно — Прикладное искусство ( сюда относятся предметы, в основном,бытовые, исполненные по законам красоты. Это одежда, мебель, посуда, украшения и т.д.).

Архитектура — не является напрямую изобразительным искусством, однако, условно ее все же относят к нему. Архитектура — это искусство создавать здания и сооружения по законам красоты. Главное в архитектуре — «Прочность. Польза. Красота.» И все это взаимосвязано.

ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ.

Автопортрет портрет художника, выполненный им самим.

Абстракционизм направление модернизма

Алебастргипсовый камень, употребляемый для различных поделок.

Ампир («империя») , художественный стиль, возник в эпоху Наполеона, как поздний классицизм. Он предполагает помпезность, использование военной символики.

Амфора — античный глиняный сосуд с узким горлышком и двумя ручками; обычно использовался для хранения вина и растительного масла.

Ансамбль — оформленная как целое группа зданий, сооружений.

Антитчность — культура Древней Греции и Древнего Рима.

Арабески — арабский орнамент

Акварель — живопись водяными красками, водяная краска.

Аркадугообразное перекрытие проемов в стене ( окон, дверей, ворот ).

Аркадаряд опирающихся на колонны или столбы дугообразных проемов в стене.

Архаика, Классика, Эллинизм — периоды в искусстве Древней Греции.

Архаический — древний.

Анималистический — жанр живописи, изображение животных, птиц.

Аппликация — украшение, узор или рисунок,созданный путем наложения цветных кусочковткани или бумаги.

Бюст — скульптурное изображение человека: голова или верхняя часть тела без рук.

Биеннале — выставка через каждые два года.

База — основание, нижняя часть колонны.

Базилика — продолговатое здание из трех и более нефов, причем средняя — выше других.

Барельеф — скульптурное изображение, слегка выступающее на плоскости.

Барокко — художественный стиль, буквально с итальянского «причудливый, вычурный». Художественная задача — ослепить, поразить роскошью, пышностью, иногда в ущерб чувству меры.

Ведута — сельский или городской пейзаж, точно воспроизведенный.

Витраж — выполненная из кусочков цветного стекла декоративная плоскость, вставленная в окна, двери.

Возрождение ( с ит. РЕНЕССАНС) — величайший прогрессивный переворот в историии человечества.

Волютасредняя часть капители с закрученными углами в виде завитков.

Высокий ренессанс — расцвет эпохи Возрождения.

Галерея — длинный торжественный проход , соединяющий отдельные дворцовые помещения; художественная галерея — место расположения произведений искусства

Гармония — созвучие

Глазурь — стекловидное покрытие на керамических изделиях.

Гемма — камень с вырезанным углубленным изображением.

Готический стиль — средневековый стиль в архитектуре, здания легкие, с устремленными вверх остроконечными башнями.

Графика — вид изобразительного искусства.

Гравюра — печатная графика, рисунок наносится ножом или иглой на деревянную (ксилография ) или металлическую ( офорт ) доску, на камень (литография ), линолеум (линогравюра ).

Дорический, Ионический, Коринфский— ордера, стили Древней Греции.

Драпировка — ткань, художественно уложенная в складки

Живопись — вид изобразительного искусства.

Импрессионизм (в переводе с французского «впечатление») — художественное направление в искусстве. Художник изображает первое впечатление с помощью точек и мелких мазков наподобие запятых.

Инталья — резной камень с врезанным изображением.

Интарсия — мозаика, орнамент или картина из деревянных пластинок разного цвета, используемая главным образом для украшения мебели

Камея — резной драгоценный или полудрагоценный камень с выпуклым изображением.

Классицизм — художественный стиль, в переводе с латинского «образцовый», взявший за идеал традиции античности и Эпохи Возрождения. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки.

Читать еще:  Названия русских групп 90 х годов. Как заказать звезду на праздник цены на юбилей, день рождения

Карнизвыступ по краю крыши.

Капительверхняя часть колонны.

Капелла — небольшое строение для молитвы и других религиозных обрядов в католических соборах

Кватроченто — период раннего Возрождения.

Кубизм направление модернизма

Лессировка — наложение слоя прозрачных или полупрозрачных красок один на другой после высыхания для углубления колорита.

Масло, Масляная живопись — живопись масляными красками.

Мозаика — техника в живописи, изображение из мелких кусочков камня, стекла (смальты).

Нэцкеяпонская миниатюрная скульптура.

натюрморт — жанр живописи, изображение неодушевленных предметов.

Пагода — буддийский храм.

Пастель — живопись специальными цветными мелками.

Пилонымощные столбы, поддерживающие перекрытие.

Псевдоготикаложная готика, возрождавшая архитектурные формы готики.

Поп — Арт — направление модернизма

Рельеф — скульптурное изображение, частично выступающее на плоскости.

Романский стиль — средневековый стиль в архитектуре, здания тяжеловесные, массивные.

Романтизм — европейский художественный стиль, предполагает изображение переживаний сильной личности, отвергающей обывательское существование, проявляющей наивысшее напряжение творческих и душевных сил.

Сводполукруглый потолок.

Скульптураобъемный вид изобразительного искусства.

Символизм — направление в живописи модерна

Сюрреализм направление модернизма

Темпера — краска, разведенная на яичном желтке.

Треченто -Предвозрождение.

Фронтонтреугольная деталь под крышей с двух сторон.

Фризполоса украшения вдоль перекрытия.

Фреска — живопись на сырой штукатурке

Фовизм направление модернизма

Футуризм направление модернизма

Холст — ткань, натянутая на подрамник, прогрунтованная, для масляной живописи.

Иконасвященная картина в православных странах.

Нимбкруг над головой святых, символ света вечности.

Лемех(чешуя) — тонкие деревянные дощечки, подобно чешуйкам, покрывают купола деревянных храмов.

Парсуна( персона) — портреты в начале 18-го века, схожие с иконописью.

Пасторальидиллическая картинка, связанная с природой, с сельской жизнью.

Эстетика — наука о красоте

Экспрессионизм направление модернизма

Значение слова ФРЕСКА в Словаре терминов изобразительного искусства

— (от итальянского fresco — свежий) техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную пленку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органично связанные с архитектурой, — одна из основных техник стенных росписей. Штукатурный грунт для фрески накладывается, как правило, в несколько слоев и состоит из гашеной извести, минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка, дробленые кирпич или керамика); иногда в состав грунта включают органические добавки (солома, пенька, лён и т. п.). Наполнители предохраняют штукатурку от растрескивания. Для фрески применяются краски, не вступающие в химические соединения с известью. Палитра фрески довольно сдержанна; употребляются главным образом натуральные земляные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зеленый кобальт и т. д., реже краски медного происхождения (голубец и др.). Растительные краски, киноварь, синие, а иногда и черные краски наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Фреска позволяет пользоваться тонами в их полную силу, но при высыхании краски сильно бледнеют. Важную роль во фреске играют лессировки, но при большом количестве слоев цвет ослабевает и бледнеет. Кроме собственно фрески с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко). Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э.); большого подъема достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков н. э. близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Этот прием был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве многих стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.). С XVI века в Италии распространилась «чистая» фреска без применения темперы. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX веке к фреске обращались отдельные художники (представители стиля «модерн» и др.). В технике фрески работали многие прогрессивные художники XX века (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).

(Илл. Рафаэль. Афинская школа. 1509-1511 гг. Фреска в Станца делла Сеньятура. Ватикан.)

Словарь терминов изобразительного искусства. 2012

Источники:

http://interpretive.ru/termin/freska.html
http://cvetamira.ru/terminy-i-ponyatiya
http://slovar.cc/isk/term/2478059.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector