Что такое племя краткое определение по истории. Что такое Племя? Значение и толкование слова plemja, определение термина
Племя
Найдено 11 определений термина Племя
Племя
форма этнической общности и социальной организации нескольких родов.
ПЛЕМЯ
Форма этнической общности, характерная для первобытной стадии развития человечества.
Племя
этническая общность низшего порядка, объединяемая родственными отношениями, единым хозяйством и, обычно, одним языком.
Племя
тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя, для которой характерно наличие кровнородственных отношений, единство языка и культурных обычаев.
Племя
Форма этнической общности, характерная для первобытной стадии развития человечества.
См. также: Этнос. Подсистема языка, см. Языковая подсистема
ПЛЕМЯ
англ. tribe; нем. Stamm. Тип этносоциальной общности, характеризующийся коллективной собственностью, общим языком, специфической соц. организацией (общеплеменное собрание, вождь, совет и т. д.), общеплеменными обычаями, культами.
Племя
исторический тип этноса, внутренняя структура которого создается по принципу кровного родства; небольшой численности, определяющейся слабым развитием производительных сил; не имеет общего языка и постоянной территории.
Племя
такая природно-социальная общность людей, которая характерна для первобытнообщинного строя, объединена кровнородственными связями, представляет совокупность двух или нескольких родов, отличается от других племен своей территорией, языком, культурой, религиозными верованиями.
ПЛЕМЯ
ПЛЕМЯ, тип этноса и социальной организации доклассового общества. Отличается прежде всего внутр. структурой — обычно четким делением на экзогамные роды и фратрии, и в целом — эндогамией. Др. признаки П.: наличие племенной терр., определ. экономич. общность соплеменников, самосознание и самоназвание. П. обычно имело свой диалект к.-л. языка. Близкородств. племена нередко объединялись в группы или союзы. В 80-х гг. 20 в. П. сохранились гл. обр. в отсталых р-нах развивающихся стран Азии, Африки и Америки и в пережиточных формах как реликты коренного нас. в развитых странах (напр., индейцы в США). По мере развития и консолидации группы П. могут дать начало народностям.
Племя
tribe), термин, обозначающий пастушеское об-во или об-во примитивного земледелия, члены крого связаны общим происх., а также имеют общие культурные (культура) или лингвистические (язык) х-ки. Иногда выступает как синоним простого или примитивного об-ва. В англ. яз. этот термин впервые был использован применительно к евреям Ветхого завета. В 19 в. понятие П. стало все чаще употребляться антропологами (антропология) с целью классифицировать один из типов безгос. об-ва, устроенного более сложно, чем об-ва охотников и собирателей, но не имеющего полит, централизации и основанного на кровном родстве (напр., в Африке). Такое понимание проистекает из концепции социальной эволюции и ныне мн. антропологами отвергается. Взамен предлагается понятие этническая группа как более емкое по содержанию. Споры относительно значения термина П. продолжаются.
ПЛЕМЯ
(англ. — tribe, нем. — stamm) — один из типов этнической и социопотестарной общности, неодинаково понимаемой разными, в том числе и отечественными исследователями.
До 1960-х годов в этнографии СССР П. рассматривалось как присущий всей классической первобытности тип этнической общности или этноса (см.), приходящий на смену первобытному человеческому стаду и с переходом к классовому обществу уступающй место следующему типу — народности (см.). При этом, вслед за Л.Г.Морганом и Ф.Энгельсом, был выделен ряд отличительных черт П.: представление о дальнем реальном или фиктивном родстве соплеменников, наличие племенной территории, языковой (диалектной) и культурной общности, общеплеменной власти, племенного самоназвания и самосознания. Однако уже тогда было обращено внимание (С.А.Токарев, Н.Н.Чебоксаров и др.) на то, что этнические параметры П. (язык, культура, самосознание) формируются ранее, чем его социопотестарная общность (организация власти).
В дальнейшем понятие П. как этнической и социопотестарной общности, свойственной первобытнообщинному строю, подверглось переосмыслению. Была выдвинута точка зрения, согласно которой в охотничье-собирательских коллективах (в частности, у аборигенов Австралии), как правило, еще не было П. даже как этнического единства, а существовали лишь аморфные “ предэтнические общности”, или “протоэтносы”, только самым зачаточным образом фиксировавшие родственную и культурно-языковую близость локальных групп — общин (В.Ф.Генинг, В.В.Чеснов, В.А.Шнирельман). К этому близок взгляд, по которому в таких обществах первичной этнической общностью была община, П. же — только вторичной и формирующейся (В.Р.Кабо). Тогда же было высказано мнение, что и в более поздних первобытных обществах в роли основной этнической единицы выступало не П., а соплеменность (см.), понимаемая как группа родственных племен, живущих по соседству, говорящих на диалектах одного языка и обладающих значительной культурной общностью (Н.Н.Чебоксаров, С.А.Арутюнов, В.Ф.Генинг). Приведенные взгляды в значительной мере подтверждаются фактическими данными о раннепервобытных П., существовавших только в форме этникосов (см.) с их действительно нередко размытыми границами. Понятие П. стало использоваться главным образом применительно к позднепервобытным этносам, уже сложившимся как особые этносоциальные организации (см.), а тем самым и как более дискретные этникосы (Ю.В.Бромлей).
В эпоху класообразования многие П. консолидировались в этносоциальные союзы П. и собственно этнические семьи племен или “метаплемена”, в которых происходило их формирование в государства и народности (см. Метаэтническая общность ). Однако подчас и после этого даже у оседлых земледельцев сохранялось воспоминание о таких образованиях (или самих разросшихся П.), напр., в “варварских королевствах” германцев или первых славянских княжествах. Еще большая устойчивость П. и их союзов сохранилась у большинства кочевных скотоводов Евразии и Северной Африки, долгое время прослеживаясь у них и в классовом обществе. У пуштунов, луров, бахтиаров, белуджей, арабских бедуинов, туарегов Сахары и т.д. из-за специфических природных условий вплоть до капиталистического времени оставались или остаются в силе племенные формы этнической общности. Пережитки таких форм существовали и у некоторых народов СНГ, напр., туркмен.
Тенденция пересмотра понятия П. как основного типа этнической общности первобытности еще раньше, чем в отечественной этнографии, выявилась в ряде работ западных ученых. Некоторые из них, напр., М.Фрид, пошли особенно далеко, подвергнув сомнению собственно этнические функции П. и истолковав как вторичные, порожденные контактами с классовыми обществами, этносоциальные функции П. Однако всеобщего признания в западной литературе такие взгляды не получили.
Термин П. имеет и более широкое, бытовое значение — потомство, род, народ. В последнем смысле его английский эквивалент широко употребляется в англоязычной литературе для обозначения таких уже давно миновавших племенной уровень развития народов, как многомиллионные хауса и йоруба в Западной Африке или таких “зарегистрированных” П., учитываемых переписями Индии, как многомиллионные сантачи, гонды и др.
ЛИТ.: Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1934.
Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей// ВФ, 1964, N II.
Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых//Сов.этнография, 1967, N 4.
Генинг В.Ф. Этнический процесс в первобытности. Свердловск, 1970.
Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества// Расы и народы, 1972, N 2.
Шнирельман В.А. Протоэтнос охотников и собирателей// Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982.
Першиц А.И. Этнос в раннеклассовых оседло-кочевнических общностях// Там же.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988.
Fried M. The Notion of Tribe. Menlo Park. 1975.
Из латинских племен племя — это социальная группа, члены которой имеют одинаковое происхождение, а также определенные обычаи и традиции . Концепция позволяет назвать группы, образованные некоторыми древними или первобытными народами .
Племя, в традиционном смысле, происходит из объединения нескольких семей, которые населяют определенную территорию . Социальная группа находится под руководством вождя или патриарха, который обычно является пожилым человеком и уважается остальными членами.
Первые племена появились в эпоху неолита. Когда разные племена начали создавать союзы и объединяться, развивались первые цивилизации.
Среди членов племени установлен символический интеракционизм, который обеспечивает социализацию и сохранение ценностей во времени посредством передачи из поколения в поколение.
Короче говоря, племя является формой социальной организации . Существуют иерархии (с начальником, который диктует правила сосуществования), и для тех, кто нарушает ценности группы, устанавливаются наказания.
Вдали от ускоренного темпа жизни, который приходится терпеть большинству людей сегодня, на одном из Андаманских островов существует древнее племя, которое сумело позаботиться о себе и преодолеть такие катастрофы, как цунами, обрушившееся на Индонезию в 2004 году: часовые, Это люди, которые прожили 60 тысяч лет в полном отрыве от окружающего их мира, за исключением повторного использования останков кораблей, которые садятся на мель на рифах своего острова .
Считается, что Сентинелезе принадлежат к каменному веку, что усиливает тайну и мистику, которые их окружают. В такой степени его изоляция приводит к тому, что его язык существенно отличается от того, на котором говорят в остальной части архипелага. Исследования, проведенные вокруг этого очаровательного племени, показывают, что они являются прямыми потомками первых человеческих популяций, пришедших с африканского континента, и что их контакты с другими народами почти равны нулю.
Современный мир не упустил возможности обозначить их отсталыми и дикими, отчасти из-за враждебности, которую они проявляют к посторонним; Однако, учитывая, что их окружение не дало им намного больше, чем презрение и насильственные нападения, неудивительно, что стражники предпочитают отойти в сторону.
Например, в конце XIX века произошло похищение двух пожилых людей и нескольких детей, которые были перевезены в Порт-Блэр, самый важный город на острове. Как и ожидалось, контакт с болезнями, которые до сих пор не были известны, преодолел их защиту, и двое старших вскоре умерли. Дети были возвращены домой с большим количеством подарков. Человек, ответственный за этот поступок, так недостаточно чувствительный, был колониальным чиновником; в своих заявлениях он не проявил раскаяния и не упустил возможности подвергнуть сомнению интеллектуальные способности своих жертв.
В 1990-х годах на остров была отправлена экспедиция для изучения сентинельцев, и было видно, что они ведут очень здоровую и хорошо организованную жизнь, что позволило им существовать без посторонней помощи. Стоит отметить, что народы островов, которые приняли выгоды, предлагаемые современными цивилизациями, пришли в упадок и стали не в состоянии обеспечить себя.
В более современном смысле этого слова под племенем понимается любая группа людей, которые разделяют ряд интересов и члены которых связаны с различными родственными связями. Понятие городского племени обычно относится к группам молодых людей, которых можно увидеть на улицах городов и которые отличаются одеждой, музыкальными пристрастиями и другими проблемами. Например: «В Аргентине пользователи Fotolog стали городским племенем, известным как флоггер».
Значение слова «племя»
1. Социально-этническое объединение людей в эпоху первобытнообщинного строя, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией. Кочевые племена. Первобытные племена.
2. Устар. Народ, национальность. Вам дела нет, что племена, Покончив с вековым раздором. Друг другу руку подают. Плещеев, Лжеучителям.
3. только ед. ч. Устар. Род, семья. [Лаврецкий] происходил от старинного дворянского племени. Тургенев, Дворянское гнездо. [Бабушка] толкала меня к людям и говорила торопливо: — Ну, скорее! Это — дядя Михайло, это — Яков… Тетка Наталья, это — братья, оба Саши, сестра Катерина, это все наше племя, вот сколько! М. Горький, Детство.
4. только ед. ч. Высок. Поколение людей. Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя; Богатыри — не вы! Лермонтов, Бородино.
5. только ед. ч., кого или какое. Разг., обычно шутл. Группа, категория людей, объединенных каким-л. общим признаком. Шагает по грязи солдатское племя, Но весело песня поется. Светлов, Болотная песня. [Потапов:] Слышишь, Зайцев. Коварное племя — женщины! Софронов, Московский характер. || Группа каких-л. близкородственных животных, растений. Куда ни взглянешь — птичье племя! Н. Некрасов, «Несчастные». Насекомых племя — племя очень злое. Полонский, Кузнечик-музыкант.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Пле́мя может обозначать форму как этнической, так и политической организации.
Племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами. Племя можно считать группой.
ПЛЕ’МЯ, р. и д. мени, менем, мени, мн. мена́, мён (мя́н устар.), мена́м, ср. 1. В доклассовом обществе — совокупность людей, обычно сходных по физическому типу, объединенных (в той или иной форме) родовыми отношениями, общим языком и территорией. Первобытные племена. Древние славянские племена. Абиссинские племена. 2. Народ, национальность. Какая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний. Пушкин. Уже давно между собою враждуют эти племена. Пушкин о Польше и России времен польских королей и русских царей). 3. только ед. Происхождение (книжн. устар.). Царь Борис Годунов татарского племени. 4. Род, семья (устар.). Племя Пожарских вымерло. Даль. 5. Поколение, современники (ритор.). Сталинское п. Шагай вперед, комсомольское племя. Песня. Да, были люди в наше время, могучее,
Лермонтов. Что же наши подвиги, что слава наших дней, что наше ветреное племя! Баратынский. 6. Вид, род, семейство каких-н. животных (шутл.). Куда ни взглянешь — птичье племя! Некрасов. 7. только ед. Род, группа, категория людей, объединенных чем-н., какими-н. общими качествами (разг. шутл. или бран. презрит.). Тише ты, гайдучье племя! Пушкин. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
племя
1. этническая и социальная общность людей, ведущих патриархальную жизнь и связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием
2. перен. устар. высок. народ, национальность, народность
3. перен. поколение людей; шутл. группа или категория людей, объединённых по какому-либо общему признаку
4. перен. устар. ед. ч. происхождение, род, родня, семья; потомство, дети
5. с.-х. порода животных, а также потомство, получаемое от какого-то животного; группа каких-либо близкородственных животных, растений
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова холуйский (прилагательное):
Источники:
http://voluntary.ru/termin/plemja.html
http://ru.tax-definition.org/54912-tribe
http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8F